Анализ показателей рентабельности. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Анализ показателей рентабельности.



1. Отчет о прибылях и убытках характеризует достигнутые за отчетный период финансовые результаты. Анализ каждого элемента отчета имеет важное значение для руководства предприятия, его учредителей, акционеров и кредиторов. Для руководства анализ позволяет определить перспективы развития предприятия, так как прибыль является одним из источников финансирования капитальных вложений и пополнения оборотных средств.

Учредителям и акционерам прибыль является источником получения дохода на вложений или в данное предприятие капитал.

Кредиторам подобный анализ дает возможность погашения предоставленных хозяйственному субъекту кредитов и займов, включая уплату процентов.

Приказом МинФина от 18 сентября 2006 г. № 145 – Н упрощена классификация доходов и расходов в бухгалтерском учете. Как следствие изменения классификации доходов и расходов привели к обновлению Формы - № 2.

Если раньше в этой форме операционные, внереализационные и чрезвычайные доходы и расходы нужно было отражать в отдельных строках, то с 2006 г. все эти доходы и расходы следует заносить в обще строки.

Рассмотрим более подробно содержание Формы - № 2.

Раздел I «Доходы и расходы по обычным видам деятельности»

1. Выручка (010)

2. Себестоимость (020)

3. Валовая прибыль (029) (010 – 020)

4. Коммерческие расходы (030): затраты, связанные со сбытом продукции (реклама, упаковка, транспортировка, представительские расходы, зар.плата продавцов)

5. Управленческие расходы (040): общехозяйственные расходы организации (расходы на оплату труда административного персонала; расходы на подготовку и переподготовку кадров; расходы на содержание имущества общехозяйственного назначения; стоимость канцелярских товаров, инвентаря, других материалов для нужд управления)

6. Прибыль(убыток) от продаж (050) (029 – 030 – 040)

Раздел II «Прочие доходы и расходы»

1. Проценты к получению (060)

- по займам предоставленным другим организациям

- от обслуживающего банка за использование денег на расчетном счете

2. Процент к уплате (070)

- по полученным кредитам и займам, облигациям и акциям

3. Доходы от участия в других организациях (080): предприятие может иметь долг в уставном капитале другого предприятия и получать часть прибыли (дивидендов).

4. Прочие доходы (090): отражают доходы от сдачи имущества в аренду, от продажи прочего имущества организации, доходы от ликвидации основных средств.

Кроме того, здесь же отражают и внереализационные доходы (штрафы, пени, неустойки; суммы, полученные от покупателя, чья задолженность уже списана в убыток; прибыль прошлых лет, выявленная в отчетном периоде; суммы кредиторской задолженности, по которой истек срок давности или которые нельзя взыскать; курсовые разницы по переоценке имущества и обязательств, стоимость которых выражена в иной валюте; стоимость безвозмездно полученного имущества) и чрезвычайные доходы.

5. Прочие расходы (100): затраты по сдаче имущества в аренду; затраты от списания прочего имущества; затраты по оплате услуг банка; оплата процентов по кредитам и займам; признанные штрафы, пени, неустойки, убытки прошлых лет, выявленные в отчетном году; отрицательные курсовые разницы; суммы дебиторской задолженности, по которым истек срок давности или должник признан банкротом; убытки, возмещаемые другим фирмам.

6. Прибыль (убыток) до налогообложения (140) (050 + 060 – 070 + 080 + 090 – 100)

7. Отложенные налоговые активы (141)

8. Отложенные налоговые обязательства (142)

141: Если расходы в бухгалтерском учете признаются раньше, а доходы позже, чем в налоговом учете, возникают вычитаемые временные разницы. Вычитаемые разницы образуются:

1. Если сумма амортизации, которая начислена в бухгалтерском учете за отчетный период, превышает ту, что рассчитана по правилам налогового учета.

2. Коммерческие и управленческие расходы в бухгалтерском учете и налоговом учете списываются по – разному.

3. Переносится на будущий убыток, который уменьшит налогооблагаемые

доходы в последующих отчетных периодах.

Пример:

Организация купила кассовый аппарат. Первоначальная стоимость 14100 рублей. Бухгалтер установил одинаковый срок службы и в бухгалтерском и в налоговом учете 6 лет (72 месяца). Амортизацию начали начислять линейным способом. Через 19 месяцев аппарат продали за 5400 рублей. К моменту продажи сумма амортизации составила 3720 рублей 83 копейки. Остаточная стоимость составляет 10379,17 рублей. Следовательно, убыток от продажи аппарата составил (5400 – 900 – 10379,17 = - 5879,17 рублей). Но по правилам налогового учета основные средства можно амортизировать еще в течение 53 месяцев. Поэтому в течение всех этих 53 месяцев бухгалтер должен равными долями включать полученный убыток в состав расходов, а в аналитическом учете необходимо отразить вычитаемую временную разницу, которая равна полученному убытку и как следствие показать отложенный налоговый актив (5879,17 рублей * 24% = 1411 рублей).

Если расходы в бухгалтерском учете признаются позже, а доходы раньше, чем в налоговом, в учете организации появляются налогооблагаемые временные разницы.

8. Текущий налог на прибыль (150)

9. Чистая прибыль (убыток) отчетного периода (160)

10. Раздел «Справочные данные» организация должна заполнить, если у нее есть постоянные налоговые обязательства или она выплачивает дивиденды.

Анализ Формы - № 2

Анализ отчета «О прибылях и убытках» предполагает последовательное изучение всех статей учета.

Вертикальный анализ отчета – это анализ структуры формирования финансовых результатов по сравнению с предыдущим периодом.

Горизонтальный анализ оценивает темпы прироста (уменьшение показателей), объясняет причины изменений в их структуре.

Цель анализа – объяснение причин изменения «качества» чистой прибыли.

Для изучения факторов повлиявших на чистую прибыль необходимо проанализировать несколько этапов формирования финансовых результатов:

1. В уплотненном отчете «О прибылях и убытках» отражается обобщенная информация о формировании чистой прибыли.

Таблица 1 - Уплотненный аналитический отчет о прибылях и убытках.

Показатели

Абсолютные величины, тыс.руб.

Темп роста, %

Структура, %

Базовый год Отчетный год Отклонение Базовый год Отчетный год Отклонение
1 2 3 4 5 6 7 8
1. Прибыль от продаж              
2. Прибыль от прочей деятельности              
3. Прибыль до налогообложе-ния         100 100 -
4. Налоговые платежи              
5. Чистая прибыль              

 

2. Детальный анализ структуры доходов и расходов предприятия.

Таблица 2 - Горизонтальный и вертикальный анализ доходов и расходов

Показатели

Абсолютные величины, тыс.руб.

Темп роста, %

Структура, %

Базовый год Отчетный год Отклонение Базовый год Отчетный год Отклонение
1 2 3 4 5 6 7 8
1. Доходы по обычным видам деятельности              
2. Проценты к получению              
3. Прочие доходы              
4. Всего доходов         100 100 -
5. Расходы по обычным видам деятельности              
6. Проценты к уплате              
7. Прочие расходы              
8. Всего расходов         100 100 -

 

Неблагоприятными тенденциями являются более высокие темпы роста расходов по обычным видам деятельности по сравнению с доходами, а также потери прибыли за счет внереализационных убытков.

3. Анализ прибыли от продаж.

Таблица 3 - Анализ прибыли от продаж.

Показатели

Абсолютные величины, тыс.руб.

Темп роста, %

Структура, %

Базовый год Отчетный год Отклонение Базовый год Отчетный год Отклонение
1 2 3 4 5 6 7 8
1. Выручка         100 100 -
2.Себестоимость              
3. Валовая прибыль              
4. Коммерческие расходы              
5.Управленческие расходы              
6. Прибыль от продаж              

 

Темпы роста, себестоимости, коммерческих и управленческих расходов должны соответствовать или быть ниже темпа роста выручки от продажи.

Пример:

Если в базовом году коммерческие расходы составили 28 тыс.руб., в отчетном 90 тыс.руб. темп роста выручки от продаж составил 150%, коммерческие расходы (300%) в 3,2 раза. Следовательно, неоправданное увеличение коммерческих расходов составило 48 тыс.руб. (90 – 28*1,5). Следовательно, один из факторов, повлиявших на изменение чистой прибыли – это коммерческие расходы. Аналогично рассчитываем другие факторы.

4. Анализ формирования финансовых результатов дополняется оценкой показателей рентабельности.

5. Сравнение показателей отчета «О прибылях и убытках» аналогичного предприятия со среднеотраслевой, среднерайонными, среднеобластными значениями и показателями других предприятий.

 

2. Основная часть прибыли предприятия получают от реализации продукции (выполненных работ, оказанных услуг). В процессе анализа изучают динамику изменения финансовых результатов реализации продукции и определяет факторы повлиявшие на ее изменение. Рассмотрим факторный анализ прибыли от реализации отдельных видов продукции, величина которых зависит от трех факторов:

1) объема продаж

2) цены

3) себестоимости

ФР = В – З = V*Ц – V*С = V*(Ц – С)

Расчет влияния факторов на изменение финансовых результатов можно произвести способом цепных подстановок и абсолютных разниц.

Рассмотрим алгоритм расчета способом абсолютных разниц:

Пример:

Факторный анализ прибыли от реализации отдельных видов продукции

Виды продукции

Объем продаж

Цена 1 т.

Себестоимость 1 т.

Финансовый результат, тыс.руб.

Отклонение финансового результата

Баз. год

Отч. год

Баз. год

Отч. год

Баз. год

Отч. год

Баз. год

Отч. год

Общее

в т.ч. за счет

объема цены Себестои-мости
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13
1.Зерно, т. 5 10 2300 2500 2500 2100 -1000 4000 5000 -1000 2000 4000
..
Итого - - - - - - 554 900 346 282 182 -118

 

ΔФРV = (10 – 5) * (2300 – 2500) = - 1000

ΔФРЦ = 10 * (2500 – 2300) = 2000

ΔФРС = -10 * (2100 – 2500) = 4000

ΔФР = -1000 + 2000 + 4000 = 5000

После анализа финансовых результатов от реализации отдельных видов продукции необходимо рассмотреть финансовый результат в целом по предприятию.

Прибыль от реализации продукции в целом по предприятию зависит от следующих факторов: объема реализации, структуры реализуемой продукции, цены и себестоимости.

ФР = ΣVi * (Цi – Сi)

Vi включает в себя объем и структуру.

1. Объем реализации оказывает и положительное и отрицательное влияние на сумму прибыли. Увеличение объема реализации рентабельной продукции приводит к увеличению прибыли. Увеличение объема реализации убыточной продукции влечет за собой снижение прибыли.

2. Структура товарной продукции также оказывает и положительное и отрицательное влияние на сумму прибыли. При увеличении доли более рентабельных видов продукции в общем объеме их реализации прибыль возрастает, и наоборот.

3. Цена и прибыль находятся в прямо пропорциональной зависимости, т.е. при увеличении цены, прибыль возрастает, а при снижении цены, прибыль убывает.

4. Себестоимость и прибыль находятся в обратно пропорциональной зависимости.

Рассмотрим факторный анализ прибыли от реализации способом цепных подстановок.

Пример:

Анализ общего финансового результата от реализации продукции по предприятию, тыс. руб.

Показатели Базовый год Отчетный год Абсолютное отклонение Фактический объем реализации продукции в пересчете на цены и себестоимость базового года (условный показатель)
1. Выручка от реализации 2760 3558 798 3376
2. Полная себестоимость реализованной продукции 2206 2658 452 2540
3. Финансовый результат от реализации 554 900 346 836
4. Изменение финансового результата за счет:        
- объема и структуры - - 282 -
- цены - - 182 -
- себестоимости - - -118 -

Вывод: результаты расчетов показывают, что прибыль от реализации в отчетном году по сравнению с базисным увеличилась на 346 тыс.руб. За счет изменения объема и структуры реализованной продукции прибыль увеличилась на 282 тыс.руб. За счет повышения цены реализации на 182 тыс.руб., а повышение себестоимости продукции повлекло снижение прибыли на 118 тыс.руб.

Если необходимо установить отдельно влияние изменения структуры и влияние объема реализации необходимо провести следующие расчеты:

1) Рассчитать выручку, полученную в связи с изменением объема реализации

3376 – 2760 = 616 тыс.руб.

2) Определить уровень рентабельности продаж в базисном году

554 / 2760 = 0,201

3) Определить влияние объема реализации

0,201*616 = 123,8 тыс.руб.

т.е. благодаря росту объема реализации прибыль возросла на 123,8 тыс.руб.

4) Определить влияние изменения структуры реализации

282 – 123,8 = 158,2 тыс.руб.

158,2 тыс.руб. – это положительный результат изменения структуры реализации, т.е. увеличение продажи рентабельных видов продукции при соответствующем снижении доли реализации мало рентабельной или даже убыточной продукции.

 

3. Экономический эффект – это абсолютный показатель, характеризующий результат деятельности, измеряется в стоимостной оценке или натуральных показателях.

Экономическая эффективность – это относительный показатель соизмеряющий полученный эффект с затратами или ресурсами используемыми для достижения этого эффекта (%, руб. / руб.)

Существуют два подхода к оценке экономической эффективности:

- ресурсный

- затратный

Коэффициент рентабельности представляет собой частный случай показателей эффективности, т.е. когда в качестве показателя эффекта берется прибыль, а в знаменателе величина ресурсов или затрат. В связи с этим различают 2 группы коэффициентов рентабельности. В первом случае знаменателями дроби выступают стоимостные оценки ресурсов (совокупный капитал или материальные ресурсы в различной классификации), во втором показатели выручки от реализации или затрат на производство и реализацию.

В отечественной аналитической практике чаще всего используются следующие показатели:

1) рентабельность хозяйственной деятельности – это отношение прибыли от реализации к затратам

Р = (П/З)*100%

Она показывает сколько предприятие имеет прибыли с каждого рубля затраченного на производство продукции

2) рентабельность продаж (доходность продукции) – отношение прибыли от реализации к выручке от реализации или продаж.

Р = прибыль от реализации / выручка от реализации (продаж)

3) рентабельность капитала – это отношение прибыли к среднегодовой стоимости всего совокупного капитала или отдельных его частей (собственного, заемного, основного, оборотного и т.д.)

Рассмотрим факторный анализ рентабельности конкретных видов продукции:

1. Рентабельность хозяйственной деятельности зависит от двух факторов: цены и себестоимости.

2. Рентабельность продаж

 

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-12-15; просмотров: 28; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.17.5.68 (0.072 с.)