Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Определение сущности предпринимательской деятельности в законодательных актах

Поиск

Чтобы успешно осуществлять свой бизнес, дееспособный граж­данин или предпринимательская организация должны хорошо знать гражданское законодательство, регулирующее эту деятель­ность. Впервые наиболее полное определение сущности понятия предпринимательской деятельности было сформулировано в За­коне РСФСР «О предприятиях и предпринимательской деятель­ности» (1990 г.). В нем говорилось, что под предприниматель­ской деятельностью (предпринимательством) понимается ини­циативная самостоятельная деятельность граждан и их объединений, направленная на получение прибыли. Было уста­новлено, что предпринимательская деятельность осуществляет­ся гражданами на свой риск и под имущественную ответствен­ность в пределах, определяемых организационно-правовой фор­мой предприятия. В данном Законе были, на наш взгляд, наиболее четко сформулированы права, обязанности и ответственность предпринимателей, а также гарантии им со стороны государства.

В части первой ГК РФ говорится, что гражданское законода­тельство регулирует отношения между лицами, осуществляющими предпринимательскую деятельность, или с их участием. Граж­данский кодекс РФ комплексно определяет сущность предпри­нимательской деятельности: это — самостоятельная, осуществля­емая на свой риск деятельность, направленная на систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг лицами, зарегистрирован­ными в этом качестве в установленном законом порядке (п. 1 ст. 2).

В соответствии с трактовкой понятия предпринимательской деятельности, установленной в ГК РФ, можно выделить несколько характерных черт и особенностей предпринимательства: 1) это самостоятельная деятельность дееспособных граждан и их объ­единений. Никто не может кого-нибудь принудительно заставить заниматься этой деятельностью; 2) это не просто самостоятель­ная, но инициативная деятельность, направленная на реализацию своих способностей и удовлетворение потребностей других лиц и общества; 3) это деятельность рисковая, поэтому будущий предпри­ниматель должен помнить, что он будет рисковать и преодолевать сопротивление среды, к тому же государство не берет на себя от­ветственность за возможные неудачи; 4) предпринимательство — это не разовая сделка, а процесс, направленный на системати­ческое извлечение прибыли (дохода) законным путем, следова­тельно, это профессиональная деятельность, так как чтобы «сис­тематически получать прибыль», нужно действовать компетент­но, профессионально длительное время; 5) это деятельность, осуществляемая лицами (физическими и юридическими), заре­гистрированными в качестве индивидуальных предпринимате­лей или юридических лиц, следовательно, эта деятельность закон­ная, осуществляемая в соответствии с правовыми законодатель­ными актами; 6) гражданским законодательством установлен основной мотив осуществления предпринимательской деятель­ности — получение прибыли, а чтобы этого добиться, нужно пред­ложить (реализовать) потребителям товары (работы, услуги); 7) в законодательстве сформулированы способы получения при­были: путем пользования имуществом, продажи товаров, выпол­нения работ, оказания услуг. Как видим, первой характерной осо­бенностью предпринимательства является пользование имуще­ством, а второй — продажа товаров. А где же деятельность по производству товаров (продукции)? Фактически в ГК РФ установ­лена торгово-коммерческая деятельность. Чтобы что-то продать, нужно вначале произвести товар (услугу, работу) с соответству­ющими характеристиками (качеством). Следовательно, понятие предпринимательской деятельности, установленное в ГК РФ, нуж­дается в уточнении и дополнении (к примеру, тезисом об ответ­ственности предпринимателей за результаты своего бизнеса). Правда, тезис о риске предполагает и ответственность.

2.3. Предпринимательство как явление и как процесс

Предпринимательство как явление отражает всю совокупность отношений (экономических, социальных, организационных, лич­ностных и др.), связанных с организацией предпринимателями своего дела, с производством товаров (выполнением работ, оказа­нием услуг) и получением желаемого результата в виде прибыли (дохода). Предпринимательство как явление отражает всю систе-Nty отношений (финансовых, экономических, социальных), кото­рые объективно возникают у предпринимателей (как хозяйствую­щих субъектов) друг с другом, с потребителями, поставщиками всех факторов производства (сырья, материалов, оборудования, топ­лива, энергии и т.п.), с банками и другими субъектами рынка, с наемными работниками (сотрудниками) и, наконец, с государ­ством в лице соответствующих органов исполнительной власти, а также с органами власти субъектов РФ и местного самоуправ­ления. Предпринимательство как экономическое явление отра­жает товарный характер отношений предпринимателей с други­ми хозяйствующими субъектами на основе действия экономи­ческих законов рыночной экономики (спроса и предложения, конкуренции, стоимости и др.) и всех инструментов товарного производства и обращения.

Предпринимательство как процесс представляет собой слож­ную «цепочку» целенаправленных действий предпринимателей на­чиная с момента возникновения (зарождения) предпринимательской идеи и заканчивая воплощением ее в конкретный предпринима­тельский проект. Предпринимательство — это процесс создания новых товаров, работ, услуг, обладающих ценностью для потре­бителей; процесс удовлетворения постоянно растущих потреб­ностей; процесс, осуществляемый на основе постоянного ком­бинирования факторов производства, эффективного использо­вания имеющихся ресурсов для достижения наилучших результатов. Этот процесс является непрерывным, постоянно во­зобновляется, поскольку постоянно изменяются потребности, которые предприниматели удовлетворяют. Этот процесс требует больших затрат всех факторов производства, часто обречен на временную неудачу, но в итоге предпринимателю приносит личное удовлетворение достигнутый им денежный доход (прибыль). Сле­довательно, предпринимательство как процесс включает в себя поиск новых творческих идей, их анализ и оценку с точки зре­ния потребностей рынка и экономической выгоды, формирова­ние целей по реализации идей, воплощение идей в новом пред­приятии, в освоении производства новых продуктов, в совершен­ствовании организации производства, т.е. в реализации и воплощении идей в конкретный результат (продукт, технологию, услугу и т.д.), приносящий предпринимателю прибыль. Механизм создания собственного дела как процесс реализации предприни­мательской идеи излагается в отдельной главе.

Как уже упоминалось, по Й. Шумпетеру, производить —зна­чит комбинировать имеющиеся в нашем распоряжении вещи и силы, а процесс производства есть процесс комбинирования про­изводительных сил, результатом которого являются новые про­дукты. Понятие осуществления новых комбинаций охватывает следующие пять случаев:

1) изготовление нового, т.е. неизвестного потребителям, бла­га или создание нового качества того или иного блага;

2) внедрение нового, т.е. в данной отрасли промышленности еще практически неизвестного метода (способа) производства;

3) освоение нового рынка сбыта, т.е. такого рынка, на кото­ром до сих пор данная отрасль промышленности этой страны еще не была представлена, независимо от того, существовал этот ры­нок прежде или нет;

4) получение нового источника сырья или полуфабрикатов не­зависимо от того, существовал этот источник прежде, или не при­нимался во внимание, или считался недоступным, или его еще только предстояло создать;

5) проведение соответствующей реализации, например обес­печение монопольного положения (посредством создания трес­тов) или подрыв монопольного положения другого предприятия.

Фактически Й. Шумпетер излагает процесс функционирова­ния предпринимательских организаций в условиях конкурент­ной рыночной среды.

Функции предпринимательства

В развитой рыночной экономике предпринимательство как ин­тегрированная совокупность предпринимательских организаций (компаний, фирм), индивидуальных предпринимателей, а так­же сложных объединений предпринимательских организаций вы­полняет следующие функции: общеэкономическую, ресурсную, творческо-поисковую (инновационную), социальную, организа­торскую. Некоторые ученые считают, что предпринимательству свойственна и политическая функция, которую осуществляют, как правило, ассоциации (союзы) предпринимателей.

Определяющей, на наш взгляд, в развитой рыночной экономи­ке является общеэкономическая функция, которая объективно обу­словлена ролью предпринимательских организаций и индивидуаль­ных предпринимателей как субъектов рынков. Предприниматель­ская деятельность направлена на производство товаров (выполнение работ, оказание услуг) и их доведение до конкретных потребите­лей: домохозяйств, других предпринимателей, государства, что в первую очередь и предопределяет общеэкономическую функцию. Причем предпринимательская деятельность осуществляется ее субъектами под воздействием всей системы экономических зако­нов рыночной экономики (спроса и предложения, конкуренции, стоимости и др.), что является объективной основой проявления общеэкономической функции. Поступательное развитие предпри­нимательства является одним из определяющих условий экономи­ческого роста, увеличения объемов валового внутреннего продукта и национального дохода, а это выступает как проявление в системе хозяйственных отношений общеэкономической функции.

Важнейшей функцией предпринимательства является ресурс­ ная. Развитие предпринимательства предполагает эффективное использование как воспроизводимых, так и ограниченных ре­сурсов, причем под ресурсами следует понимать все материальные и нематериальные условия и факторы производства. Разумеет­ся, в первую очередь трудовые ресурсы (в широком понимании этого слова), земля и природные ресурсы, все средства произ­водства и научные достижения, а также предпринимательский талант. Предприниматель может добиться наивысших успехов, если сумеет генерировать научно-технические идеи, нововве­дения в той сфере деятельности, в которой он создает собствен­ное дело, будет использовать высококвалифицированную рабочую силу, эффективно потреблять все виды ресурсов. Но погоня за максимальным доходом (прибылью) предпринимателей часто приводит к хищническому использованию ресурсов. Такие пред­приниматели своей деятельностью наносят вред окружающей среде и населению. В связи с этим важное значение приобрета­ет регулирующая роль государства, устанавливающего формы ответственности предпринимателей за неправильное использо­вание ресурсной функции, которая противоречива и имеет дво­який характер. Предприниматель как собственник ресурсов за­интересован в их рациональном использовании и в то же время может безжалостно относиться к общественным ресурсам. Об этом свидетельствуют история развития предпринимательства и история научно-технических революций, последствия кото­рых для человека противоречивы.

Предпринимательству как новому типу антибюрократичес­кого экономического хозяйствования свойственна творческо- поисковая, инновационная функция, связанная не только с ис­пользованием в процессе предпринимательской деятельности новых идей, но и с выработкой новых средств и факторов для достижения поставленных целей. Творческая функция предпри­нимательства тесным образом связана со всеми другими функ­циями и обусловлена уровнем экономической свободы субъек­тов предпринимательской деятельности, условиями принятия управленческих решений.

В процессе становления рыночной экономики предприни­мательство приобретает социальную функцию, выражающуюся в возможности каждого дееспособного индивидуума быть соб­ственником дела, с наибольшей отдачей проявлять свои инди­видуальные таланты и возможности. Эта функция все более обнаруживается в формировании нового слоя людей — людей предприимчивых, тяготеющих к самостоятельной хозяйственно-экономической деятельности, способных создавать собствен­ное дело, преодолевать сопротивление среды и добиваться по­ставленной цели. В то же время увеличивается численность на­емных работников, которые, в свою очередь, экономически и социально зависят от того, насколько устойчива предпринима­тельская деятельность.

Чем эффективнее функционируют предпринимательские орга­низации, тем существеннее поступление их средств в бюджеты раз­личных уровней и в государственные внебюджетные социальные фонды. В то же время развитие предпринимательства обеспечива­ет рост числа рабочих мест, сокращение уровня безработицы, по­вышение уровня социального положения наемных работников.

Важнейшая функция предпринимательства — организаторская, которая проявляется в принятии предпринимателями самостоя­тельного решения об организации собственного дела, его дивер­сификации, во внедрении внутрифирменного предприниматель­ства, в формировании предпринимательского управления, в со­здании сложных предпринимательских структур, в изменении стратегии деятельности предпринимательской фирмы и т.д. Орга­низаторская функция особенно четко выражается в быстром раз­витии малого и среднего предпринимательства, а также в «кол­лективном (сетевом) предпринимательстве», в создании народ­ных предприятий.

Следовательно, сущность предпринимательства наиболее ком­плексно проявляется в сочетании всех присущих ему функций, которые объективно свойственны цивилизованному предприни­мательству, но во многом зависят от самих субъектов предпри­нимательской деятельности, от системы государственной поддер­жки и регулирования предпринимательства.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-12-15; просмотров: 78; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.119.142.113 (0.007 с.)