Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Развитие учения о предпринимательстве в XX в.

Поиск

В последние десятилетия XX в. ученые самых разных профес­сий (экономисты, философы, психологи, социологи и др.) серь­езное внимание уделяли развитию теории предпринимательства, его сущностным характеристикам, роли в экономическом раз­витии стран. Серьезным исследованиям подвергались личност­ные характеристики предпринимателей, постоянно добивающихся успехов в своем бизнесе, разрабатывались практические рекомен­дации по осуществлению предпринимательских проектов. Про­водились международные конференции, широко развивалось пред­принимательское образование, во многих странах все больше уси­ливалась роль государства в поддержке предпринимательства, особенно малого.

Вторая половина XX в. — это период развития в большин­стве западных стран практического цивилизованного предпри­нимательства. В это же время к этой актуальной проблеме об­ращаются видные ученые, учитывая, что в развитой рыночной экономике именно предпринимательские организации (фирмы, компании) являются наряду с домохозяйствами и государством важнейшими хозяйствующими субъектами.

Ввиду ограниченности объема учебника не представляется возможным обстоятельно рассмотреть теории многих ученых. Поэтому остановимся на наиболее существенных. Авторы по­нимают, что могут вызвать определенное недовольство отдель­ных российских специалистов, посвятивших разработке этих про­блем свои научные изыскания. В связи с этим в первую очередь стметим вклад в развитие теории предпринимательства таких ученых, как А.И. Агеев, В.Я. Горфинкель, В.А. Швандар и др. Учитывая неразвитость в России рыночной экономики и предпринимательства, следует воспроизвести те определения сущнос­ти предпринимателя, которые изложили в своих трудах россий­ские ученые в начале XX в. Так, А. Каминка считал, что «предпри­нимателем называется лицо, которое в целях извлечения прибыли само или через посредство других лиц ведет предприятие за свой счет, причем оно может вести его единолично или в соединении с другими лицами». Следовательно, предприниматель — это лицо, которое является владельцем собственного предприятия, финан­сирует его, руководит им и имеет главный мотив — получение при­были.

Другой дореволюционный российский ученый А. Петражицкий утверждал, что предпринимателем следует признавать того субъекта, который самостоятельно, лично и от своего имени ведет хозяй­ственную деятельность и несет «риск всего имущества» и «ответ­ственность всем своим достоянием». Как видно, А. Петражицкий при определении сущности предпринимателя акцентирует внима­ние на несении им риска всем своим достоянием. Надо сказать, что это положение получило закрепление в части первой ГК РФ. Но одновременно ученый считал, что лица, инвестировавшие свою соб­ственность в уставный фонд предприятия, «не несут никакой от­ветственности и рискуют потерять известную определенную сумму или иной определенный капитал» в случае несостоятельности (бан­кротства) предприятия.

Как известно, многие десятилетия предпринимательская де­ятельность в России запрещалась (кроме работы старателей и еди­ноличников), а учение о предпринимательстве было предано заб­вению. Правда, уже в 30-е гг. издавались труды известного американского предпринимателя Генри Форда, а в 1953 г. была опубликована интересная работа К. Рендола «Кредо свободного предпринимательства». Много экономических научных работ за­рубежных ученых появилось в 1970-х гг., а в последние 15 лет особенно активно издаются труды ученых, занимающихся про­блемами предпринимательства, что помогает шире заимствовать положительный опыт развития предпринимательства, а также избежать многих ошибок.

Рассмотрим точки зрения на предпринимательство таких вы­дающихся ученых-экономистов, как Ф. Хайек, Й. Шумпетер и П.Друкер, внесших большой вклад в экономическую теорию.

Субъект характеризуется особым поведением, стремленине замеченные другими хозяйствующими субъектами. Хайек осо­бо подчеркивает, что в современных условиях предпринимате­ли действуют в рамках высокой рыночной конкуренции и по­беждает тот из них, кто в этой конкуренции выживает. Доста­точно интересна мысль Хайека о некоторых условиях развития предпринимательства. По его мнению, «доля частных лиц, го­товых опробировать новые возможности (если это, как им пред­ставляется, сулит улучшение их положения и если им не меша­ет давление со стороны соплеменников), везде примерно оди­накова. Вызывающее столько нареканий отсутствие духа предпринимательства во многих «молодых» странах является не прирожденным свойством их жителей, а следствием ограниче­ний, налагаемых существующими обычаями и институтами».

Эта мысль имеет прямое отношение к деятельности россий­ских предпринимателей. Следовательно, для развития предпри­нимательства необходимо изменить менталитет общества, сфор­мировать в стране соответствующую предпринимательскую ин­фраструктуру.

Ф. Хайек утверждал, что бизнес как сумма стихийных процес­сов значительно шире предпринимательства, равнозначного, по его мнению, любой другой рыночной профессии. В то же время, по мнению известного американского ученого австрийского про­исхождения Й. Шумпетера, «предпринимательство не является профессией и в подобном состоянии нельзя находиться длитель­ное время... Предприниматели образуют особый класс только в том смысле, что исследователь может при классификации вы­членить их в отдельную группу, — предприниматели являются хозяйствующими субъектами особого и не всегда присущего од­ним и тем же индивидуумам вида, — но отнюдь не в смысле того социального явления, которое имеют в виду, когда говорят о фор­мировании классов и «классовой борьбе» и т.д.».

В трудах Й. Шумпетера изложены важнейшие проблемы тео­рии и практики предпринимательства, изучение которых имеет огромное значение для российского предпринимательства. Так, зна­чительный интерес представляет учение о сущности предприни­мателей, их личностных качествах, мотивах деятельности и др. «Предпринимателями, — пишет Шумпетер, — мы называем хозяйствующих субъектов, функцией которых является как раз осу­ществление новых комбинаций и которые выступают как его ак­тивный элемент».

Это понятие намного шире общепринятых. Шумпетер счита­ет предпринимателями не только «самостоятельных» хозяйствующих субъектов рыночной экономики, но и всех тех, кто реальн: выполняет основополагающую функцию — комбинирование фак­торов производства. Предпринимателями он считает и тех, кто не имеет длительных связей с индивидуальным предприятием и использует таковые только для проведения новых комбинаций. По мнению Шумпетера, предприниматели представляют собой особый тип людей, и их деятельность является специфической про­блемой, так как они выполняют функции создания чего-то но­вого, а сделать что-то новое объективно труднее, чем привычн:е и испытанное. При этом социальная среда оказывает противо­действие попыткам каждого, кто намерен внести новое, и в эк: -номике в частности.

Шумпетер считал, что предприниматель как руководите.":: своего дела характеризуется, во-первых, особым взглядом ыз вещи, причем главную роль играют не столько интеллект, сколь­ко воля и способность выделять определенные моменты дс -ствительности и видеть их в реальном свете; во-вторых, спо­собностью идти вперед в одиночку, не пугаясь связанной с этим неопределенности и возможного сопротивления; в-третьих, его воздействием на других людей, которое он определяет поня­тиями «иметь вес», «обладать авторитетом», «уметь заставить повиноваться».

Поскольку предпринимательская функция является делом ча­стного делового лица, она не тождественна всякому руководству, связанному даже с экономической сферой. Шумпетер еще раз под­черкивает такие качества предпринимателей, как специфическое сочетание остроты видения и ограниченности кругозора с умением идти вперед в одиночку. Предприниматель может быть лишен внеш­него блеска, но он — революционер в экономике и невольный за­чинатель социальной и политической революции. Предпринима­тель может быть изобретателем, и наоборот, но, по мнению Шум­петера, это в принципе всего-навсего случайность. Функция изобретателя и вообще технического специалиста не совпадает с функцией предпринимателя.

Й. Шумпетер считает, что своеобразие поведения предпри­нимателя заключается в двух моментах. Во-первых, быть пред­принимателем —значит делать не то, что делают другие; во-вто­рых, быть предпринимателем — значит делать не так, как дела­ют другие, а это требует качественно иных способностей, нежели способность просто давать оценки в рамках обычного круго­оборота. Предприниматель выполняет особую функцию в со­циальном экономическом процессе.

 

Й. Шумпетер различает понятия «предприниматель» и «капита­лист» независимо от того, кого видят в нем: владельца денег, денежных требований или каких-либо материальных благ. Он считает, что мож­но характеризовать фигуру предпринимателя при помощи таких по­нятий, как «инициатива», «авторитет», «дар предвидения» и т.п. В то же время он пишет, что предприниматель прежних времен, как правило, сам был не только капиталистом, но также и — с этим очень часто приходится встречаться и сегодня — инженером соб­ственного предприятия или его техническим руководителем. Пред­приниматель был и в большинстве случаев остается также главным агентом по закупкам и продажам, начальником канцелярии и кад­ровиком. Статус собственника дела, по мнению Шумпетера, не яв­ляется определяющим при отнесении индивидуума к категории пред­принимателя. Ведущую роль играет поведение индивидуума.

Й. Шумпетер разработал теорию предпринимательской прибыли. Он считал, что сумма прибыли от нововведений в экономическом процессе характеризует только основу предпринимательской при­были, а общая сумма прибыли будет обнаруживать динамику, не зависимую только от движения предпринимательской прибыли. «Предпринимательская прибыль — это часть средств, остающаяся свободной после покрытия всех издержек, свободной прежде всего с точки зрения предпринимателя», — писал в своей книге «Теория экономического развития» Й. Шумпетер. С давних пор политэко­номы утверждают, что предпринимательская прибыль представля­ет собой разницу между доходами и затратами предприятия. По Шумпетеру, хотя это определение и поверхностно, но именно оно служит отправной точкой. Под затратами он понимает все расхо­ды предпринимателя, прямо или косвенно связанные с производ­ством. В них входят и соответствующее вознаграждение предпри­нимателю за его труд, и рента с возможно принадлежащего ему земельного участка, и, наконец, премия за риск.

Вызывает интерес рассуждение Й. Шумпетера о погоне пред­приятий за прибылью (этот процесс он называет «вторым актом драмы»). Привлекаемые прибылью возникают все новые и но­вые предприятия, используется новое оборудование, увеличива­ется производство, развертывается конкурентная борьба, вытес­няются устаревшие предприятия, увольняется часть рабочих и т.д. И этот процесс непрерывно повторяется, расширяется путем осу­ществления новых комбинаций. Такая деятельность дает пред­принимательскую прибыль, остающуюся в руках предпринима­теля. По мнению Шумпетера, по сути своей предприниматель­ ская прибыль это результат осуществления новых комбинаций. Предпринимательская прибыль является ядром так называемой учредительской прибыли, поскольку, что бы ни представляла собой последняя, в ее основе всегда лежит временное превышение до­хода над издержками производства у нового предприятия. По мнению Шумпетера, с экономической точки зрения предприни­мательскую прибыль нельзя отождествлять с заработной платой даже тогда, когда она целиком достается рабочим.

Говоря о процессе извлечения предпринимательской при­были как результата коммерческих комбинаций, Шумпетер счи­тал, что выручка от продажи нового продукта возрастает лишь вначале, а затем уменьшается под воздействием конкуренции, и этот фактор является важным аспектом предприниматель­ской прибыли. В условиях капиталистического хозяйствова­ния в предпринимательской прибыли содержится элемент мо­нопольной прибыли, поскольку предприниматель, впервые появляясь на рынке с новыми продуктами, не имеет конку­рентов, цены на эти продукты полностью или частично опре­деляются принципами монопольного ценообразования.

Следует подчеркнуть, что без развития нет предприниматель­ской прибыли, а без последней не может быть развития пред­принимательства. Поэтому стремление к получению предприни­мательской прибыли путем новой комбинации факторов произ­водства является важным условием экономического развития.

Интерес представляет точка зрения Й. Шумпетера на роль ка­питала в развитии предпринимательской деятельности. «Капи­тал есть не что иное, — пишет Шумпетер, — как рычаг, позволя­ющий предпринимателю получать в свое полное распоряжение нужные ему конкретные блага, не что иное, как средство, даю­щее предпринимателю возможность использовать эти блага для достижения новых целей, а также ориентировать производство в новом направлении». Шумпетер определяет капитал как сумму денег и других платежных средств, которая в любой момент вре­мени может быть предоставлена в распоряжение предпринима­теля. Капитал — это агент, свойственный рыночному хозяйству.

Первоначальным капиталом Шумпетер считает сумму денег, идущую на учреждение и обеспечение нормального функциони­рования предприятия. Совокупная стоимость всех приобретен­ных благ, сумма всех производственных вложений, словом, де­нежная сумма, с которой начинается любое предприятие, и яв­ляется первоначальным капиталом. Первоначальный капитал представляет собой определенное количество покупательной спо­ собности, дающей предпринимателю возможность иметь в сво ем распоряжении средства производства. Он делится на основной и оборотный. Первый расходуется на приобретение земельных уча­стков, зданий, машин и т.д., второй — на оплату необходимых услуг труда, сырья и т.д. «Величина капитала — это тот критерий, по которому оценивается деятельность предпринимателя, это тот талант, который он не зарывает в землю, а пускает в оборот».

Мотивы предпринимателя, по Шумпетеру, формируются под девизом «Еще больше». Прежде всего, это мечта и воля основать свою частную империю и — в большинстве случаев, хотя и не все­гда, — свою династию. Своя империя дает предпринимателю про­стор для действий и чувство власти. Шумпетер выделяет следу­ющую группу мотивов: одному нужна «свобода» и «условия для развития личности»; другой хочет обладать «сферой влияния»; третий движим «снобизмом», но не станет этого делать.

Вторая группа мотивов связана с волей к победе. Сюда входят, с одной стороны, желание борьбы, а с другой — стремление к успеху ради успеха. В обоих случаях, считает Й. Шумпетер, экономичес­кая сторона дела сама по себе для предпринимателя совершенно безразлична. Величина прибыли здесь — всего-навсего показатель успеха — зачастую только потому, что другого нет, — и символ по­беды. И в этой группе можно выделить такой мотив, как стремле­ние подняться вверх по социальной лестнице. Эти мотивы поведе­ния предпринимателя принципиально отличаются от экономичес­ких.

Третья группа мотивов связана с радостью творчества, кото­рая проявляется и в других случаях, но только в предпринима­тельской деятельности становится определяющим мотивом пове­дения предпринимателя. Это и просто удовольствие от работы, и радость, которую испытывает человек от «своего творения». И здесь блага приобретаются не ради них самих, т.е. теряется обычный смысл их приобретения.

По мнению И. Шумпетера, функция предпринимательства со­стоит главным образом в революционизировании производства путем использования изобретений или разнообразных возмож-ностей для выпуска новых или старых (но новым способом) то­варов, открытия новых источников сырья, рынков сбыта, реор­ганизации производства и т.п. Содержанием предприниматель­ской деятельности является осуществление «новых комбинаций факторов» производства и разнообразных нововведений. Особое значение для развития предпринимательства в любой стране имеет состояние хозяйственно-политической среды, которая предоп­ределяет не только способы использования «новых комбинаций», но и основные типы мотивации предпринимательской деятель­ности.

Й. Шумпетер считал, что для развития предпринимательства необходимы два основных фактора: а) организационно-хозяй­ственное новаторство; б) экономическая свобода. Он был про­тивником вмешательства государства в предпринимательскую де­ятельность, защитником свободного предпринимательства.

Значительный вклад в развитие теории предпринимательства внес известный американский ученый П. Друкер. В своих трудах он подчеркивает особую роль в развитии теории предпринима­тельства французского экономиста Ж.Б. Сэя, который еще в 1800 г. утверждал, что предприниматель перемещает экономические ре­сурсы из области низкой производительности и доходов в область более высокой производительности и прибыльности. П. Друкер поддерживает точку зрения Сэя о комбинировании факторов производства как важной функции предпринимателей, причем на основе всемерного использования инноваций. Друкер поло­жительно относится также к основным положениям учения Шум-петера о предпринимательстве и предпринимателях.

По его мнению, предприниматель — это человек, который от­крывает свой собственный новый мелкий (малый) бизнес, но при этом не всякий мелкий бизнес является предпринимательским, а только тот, который создает новый рынок, формирует новых покупателей. Однако, по мнению П. Друкера, принципы пред­принимательства используются также крупными и даже стары­ми предприятиями. Чтобы малое предприятие функционирова­ло как предпринимательское, оно должно обладать особыми свой­ствами вдобавок к тому, что оно небольшое и новое. Предпринимательским является предприятие не потому, что оно новое, и не потому, что оно небольшое, хотя и быстро развиваю­щееся, а потому, что в основе его деятельности, по мнению Дру­кера, лежит осознание того факта, что выпускаемые изделия имеют индивидуальные характеристики, спрос на них вырос до такой степени, что образовался рыночный сегмент, а новая техника делает возможным превращение сложных операций в научный процесс.

П. Друкер считает, что предпринимательство нельзя отнести ни к науке, ни к искусству. Это конкретная деятельность, прак­тика. Конечно же, предпринимательство имеет свою базу зна­ ний, а знания в предпринимательстве являются средством для до­стижения цели. Однако многие специалисты сегодня рассмат­ривают предпринимательство как нечто, имеющее оттенок таинственности, как дар, талант, вдохновение или даже «озарение». Но в то же время сам Друкер считает, что предпринима­тельству следует учить. Не случайно в США создана разветвлен­ная сеть подготовки предпринимателей, в том числе в колледжах и университетах.

По мнению ученого, базой предпринимательства являются современные знания. Содержанием, функцией предприниматель­ства являются нововведения во всех сферах деятельности, в том числе и в управлении, поэтому управление — это новая техно­логия (а не новая отрасль или изобретение), которая делает аме­риканскую экономику предпринимательской. «Ему (управлению) также не под силу превратить Америку в предпринимательское об­щество...». Эта мысль очень важна для российской экономики, которая фактически становится неуправляемой, так как команд­но-административная система разрушена, экономические законы рыночной экономики действуют слабо, а рыночная инфра­структура пока не создана. Между тем совершенный рынок в западных странах формировался веками.

По мнению П. Друкера, нововведения являются особым инст­ рументом предпринимателей, средством, при помощи которого они используют изменения как благоприятную возможность для осуществления своих замыслов в сфере бизнеса и услуг. Поэто­му в задачи предпринимателей входят целенаправленный поиск источников нововведений, а также изменение их признаков, ука­зывающих на возможность достижения успеха.

По Друкеру, для предпринимательства изменения — вполне нормальное и естественное явление. Новые идеи как раз и со­ставляют смысловую основу термина «предприниматель», поэтому предпринимательской задачей является «созидательное разруше­ние» (как ранее указывал Й. Шумпетер).

Предпринимателей отличает инновационный тип мышления. Инновационность — особый инструмент предпринимательства, который направлен на то, чтобы вдохнуть в имеющиеся ресур­сы новые свойства с целью создания благ. Ресурс как таковой не существует до тех пор, пока человек не найдет в природе что-нибудь полезное и не наделит его экономической ценнос­тью. В задачи предпринимателей входят целенаправленный по­иск источников нововведений, а также изменение их призна­ков, что позволяет добиться успеха. По мнению ученого, предприниматель — это человек, использующий любую возможность с максимальной выгодой.

Друкер формулирует четыре предпринимательские стратегии, ко торые позволяют добиться успеха:

1) ворваться первым и нанести массированный удар;

2) напасть быстро и неожиданно;

3) найти и захватить «экологические ниши»;

4) измерять экономические характеристики продукта, рынка или отрасли.

П. Друкер считает, что в принципе предпринимательство не является рисковой деятельностью, за исключением осуществле­ния бизнеса в отдельных отраслях. А почему же предприятия ра­зоряются? Потому, считает Друкер, что предприниматели явля­ются некомпетентными людьми в той сфере бизнеса, в которой функционировали их предприятия. «Знания в предприниматель­стве являются средством для достижения цели», а дисциплина инноваций — базой знаний предпринимателей.

Теоретическое и практическое значение имеет точка зрения Друкера о сущности таких новых терминов, как предприниматель­ ская экономика, предпринимательское общество, предприниматель­ское управление. Он исследует проблемы формирования в стране предпринимательской среды, а также мотивации предпринима­телей, условия осуществления ими своего бизнеса. -~ Значительный научный и практический интерес имеют точки зрения о предпринимательстве и предпринимателях таких из­вестных зарубежных ученых, как К. Веспер, Г. Пиншот, Р. Хиз-рич, М. Питере, А. Хоскинг и др.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-12-15; просмотров: 93; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.218.108.8 (0.009 с.)