Объекты инвестиций различают по: 
";


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Объекты инвестиций различают по:



- масштабам проекта (малые проекты, мегапроекты),

- направленности проектов (коммерческая, социальная и т.д.),

- характеру и содержанию инвестиционного цикла (все этапы жизненного цикла или только отдельные этапы),

- степени и особенностям окупаемости вложенных средств, характеру и степени участия государства (налоговые льготы, гарантии и т.д.).

Моделирование инвестиционного климата является важным звеном выработки государственной политики привлечения и использования иностранных инвестиций, так как она, во-первых, даёт системное представление факторов, воздействующих на иностранного инвестора, во-вторых, предоставляет возможность глубже оценить ситуацию в стране, в-третьих, позволяет осознать мотивацию поведения иностранного партнёра.

Создание благоприятного инвестиционного климата в стране - это целый комплекс различных мер, составляющих целую систему показателей, являющихся основой сравнительного анализа оценки инвестиционного климата в Казахстане на данный период:

1) характеристика потенциала рынка страны;

2) обеспеченность природными и трудовыми ресурсами;

3) состояние и продвижение экономических реформ;

4) законодательная база для инвестиционной деятельности;

5) упорядочение принятия управленческих решений в государственных органах;

6) развитие рыночной инфраструктуры и валютного рынка;

7) устойчивость банковской системы;

8) устойчивость и направленность политического климата.

Иностранные инвесторы изучают и оценивают каждую из вышеперечисленных составляющих, и решение об инвестировании приводится к некоему общему знаменателю, которым выступает показатель инвестиционного процесса.

В рыночной экономике совокупность политических, социально-экономических, финансовых, социокультурных, организационно-правовых и географических факторов, присущих той или иной стране, привлекающих и отталкивающих инвесторов, принято называть инвестиционным климатом.

Ранжирование стран мирового сообщества по индексу инвестиционного климата или обратному ему показателю индекса риска служит обобщающим показателем инвестиционной привлекательности страны для иностранных инвесторов.

Приток иностранных инвестиций в любую страну, а также их эффективность определяется наличием благоприятного инвестиционного климата.

Инвестиционный климат региона представляет собой сложившуюся за ряд лет совокупность различных социально-экономических, природных, экологических, политических и других условий, определяющих масштабы (объемы и темпы) привлечения инвестиций в основной капитал данного региона.

Инвестиционный климат состоит из 2-х компонентов:

1. инвестиционная активность региона представляет собой интенсивность привлечения инвестиций в основной капитал региона. Она измеряется комплексным показателем и может быть фактической и прогнозной.

2. инвестиционная привлекательность  региона – это совокупность различных объективных признаков, средств, возможностей и ограничений, обуславливающих интенсивность привлечения инвестиций в основной капитал региона.

В целом, по Республике Казахстан сложился благоприятный инвестиционный климат, об этом говорит оценка привлекательности казахстанского рынка иностранными инвесторами.

Факторы, оказывающие тормозящее воздействие на приток инвестиций в РК, делятся на три категории:

1) сильные факторы: несовершенство действующего налогового режима, отсутствие законодательной базы;

2) средние факторы: неразвитая производственная и социальная инфраструктура, недостаток рыночных специалистов;

3) слабые: геополитическое положение государства, недоступность информации, политическая нестабильность, культурный и языковой барьер.

В общем случае под инвестиционным портфелем понимают совокупность нескольких инвестиционных объектов, управляемую как единое целое. Портфель может одновременно включать в себя и реальные средства, и финансовые активы, и нематериальные ценности, и не финансовые средства.

Наиболее распространенным является инвестирование в ценные бумаги.

Задача портфельного инвестирования – получение ожидаемой доходности при минимально допустимом риске.

Инвестиционный портфель – это совокупность ценных бумаг, управляемая как единое целое.

Цель формирования инвестиционного портфеля – сохранить и приумножить капитал. Инвестиционные портфели бывают различных видов. Критерием классификации может служить источник дохода и степень риска.

В современных условиях возрастает роль государства в активизации инвестиционной деятельности, мобилизации финансовых источников инвестирования. Нужна целенаправленная государственная инвестиционная политика, направленная на прогрессивные структурно - технологические преобразования, решение задач социального характера и стимулирование частных инвестиций.

Переход к рыночным отношениям и связанные с ним фундаментальные изменения в макроэкономической политике и в инвестиционной деятельности требуют новых подходов и изменения функций государства в рассматриваемой области. Так, новыми функциями государства в инвестиционной сфере должны стать:

- определение приоритетов экономического развития страны;

- разработка государственной инвестиционной программы и перечня приоритетных инвестиционных проектов;

- обеспечение рационального распределения государственных централизованных инвестиционных средств и оптимальной последовательности действий Правительства;

- создание благоприятного инвестиционного климата, обеспечивающего приток капитала в национальную экономику и его перелив в приоритетные сферы.

Отсюда вытекают принципы государственной инвестиционной политики:

- селективность и избирательность;

- множественность источников финансирования капитальных вложений;

- максимальная возвратность;

- децентрализация инвестиционной сферы;

- использование рычагов экономического и организационного воздействия на инвестиционную активность.

Усиление конкуренции на мировом рынке прямых инвестиций, ограниченность бюджетных средств и технологических возможностей государства требуют правильного выбора приоритетов государственной инвестиционной политики.

Стабильность, предсказуемость и последовательность государственной политики создают наиболее благоприятные условия для разработки и реализации инвестиционных проектов.

Все это является объективными предпосылками создания благоприятной среды для отечественного и иностранного предпринимательства в Казахстане.

Потенциал инвестиционного поля Казахстана безграничен. Существующий банк данных включает в себя проекты по приоритетным сферам экономики, среди которых глубокая переработка добываемой в стране нефти, газа и других полезных ископаемых, переработка продукции сельского хозяйства, строительства и реконструкции дорог, инфраструктуры, застройка новой столицы, объекты социальной сферы и туризм.

Высокие темпы развития нефтегазовой промышленности, создание мощностей по нефтехимическому производству значительно увеличат спрос на трубы различного диаметра, оборудование, материалы и комплектующие изделия для нефтедобывающих и металлургических производств.

Исходя из задач реализации Стратегии индустриально-инновационного развития Казахстана на 2003-2015 гг., для первоочередного привлечения инвестиций определены следующие отраслевые приоритеты:

ü информационные технологии;

ü машиностроение и металлообработка;

ü промышленность строительных материалов;

ü биотехнологии, химия и нефтехимия.

В настоящее время Правительство Казахстана определяет потенциальную заинтересованность ряда крупных международных корпораций, являющихся лидерами в своей специализации, в реализации проектов на территории нашей страны.

Сегодня перечень основных мер государственной поддержки иностранных и отечественных инвестиций в Республике Казахстан включает:

ü инвестиционные преференции (инвестиционные налоговые преференции, освобождение от обложения таможенными пошлинами, государственные натурные гранты) установленные инвестиционным и налоговым законодательством;

ü софинансирование проектов через государственные финансовые институты развития;

ü представление дополнительных услуг Центрами маркетингово-аналитических исследований и инжиниринга и трансферта технологий;

ü предоставление права членства в Совете иностранных инвесторов при Президенте Республики Казахстан (косвенная мера поддержки);

ü предоставление государственных гарантий Министерством финансов РК.

Дополнительно, в настоящее время Правительством формируется концессиональное законодательство, призванное предоставить инвесторам наиболее благоприятные условия.

Работа Комитета по совершенствованию системы мер государственной поддержки прямых инвестиций и мониторинга за соблюдением условий инвестиционных контрактов тесно связана с мероприятиями по совершенствованию законодательства в области привлечения прямых инвестиций.

Принимая во внимание такие показатели, как темпы экономических преобразований и объемы инвестиций на душу населения в государствах Центральной и Восточной Европы и СНГ, Казахстан можно включить в тройку стран-лидеров.

В течение последних десяти лет Казахстан занимает лидирующее место по привлечению иностранных инвестиций среди Центрально-Азиатских республик. За истекший период порядка 80% всех иностранных инвестиций в регионе приходится на Казахстан.

Около 75 % от общего объема инвестиций приходится на нефтегазовый и добывающий сектора и связанные с ними услуги. Специалисты с оптимизмом оценивают способность страны привлекать дополнительные иностранные инвестиции в ближайшем будущем, при этом понимая, что необходимо диверсифицировать сферы распределения иностранных инвестиций в отрасли помимо нефтегазового и добывающего секторов. Они также отмечают, что наличие ГЧП в инфраструктурных проектах может обеспечить возможность такой диверсификации.

Казахстан проделал и продолжает вести огромную работу по различным направлениям государственной политики – как было отмечено выше в области финансового сектора, включая введение системы пенсионных фондов, обеспечение надлежащего функционирования банковской системы и гарантирование экономической и политической стабильности в стране. Из года в год совершенствовался инвестиционной рейтинг молодого государства, присуждаемый такими солидными организациями, как Standard & Poorґs, Moodys, и Fitch Ratings. В настоящее время страна имеет инвестиционный рейтинг.

Для программ государственно-частного партнерства (ГЧП) наличие инвестиционного рейтинга имеет важное значение. Нельзя сказать, что без этого условия ГЧП невозможно, однако его наличие крайне желательно, так как служит для иностранных инвесторов важным сигналом. Кроме того, каждый проект в стране будет иметь доступ к более низким процентным ставкам, позволяя более эффективно распределять ресурсы.   

 По мнению большинства иностранных специалистов, работающих в Астане, Казахстан готов к дальнейшему росту и повышению инвестиционного рейтинга в будущем.

КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ.

1. Организационный механизм государственного регулирования процесса привлечения и использования инвестиционного капитала и инвестиций

2. Государственная поддержка и стимулирование лизинга

3. Инвестиции в системе рыночных отношений

4. Инвестиционный климат Республики Казахстан

Литература:

1. Закон Республики Казахстан «Об инвестициях» от 8 января 2003 года N 373-II

2. Закон Республики Казахстан «Об инвестиционных фондах» от 7 июля 2004 года N 576-II

3. Богатин Д.Р. Основы эффект-ти бизнеса и инвестиций.:Уч. Пособие, М.-1999 г..

4. Сейтказиева А.М.Инвестиционная деятельность предприятия, 1998 г.

5. Крылов Э.И. Анализ эффективности инвестиционной и инновационной деятельности предприятия, 2003 г.

 

Тема 2. Инвестиционная деятельность и инвестиционный климат в экономике Казахстане

Цель занятия: Изучить сущность инвестиционной деятельности, законодательство РК в области инвестиций.

План лекции:

1. Понятие инвестиционной деятельности

2. Законодательное обеспечений инвестиционной деятельности Казахстана

3. Инвестиционный климат

 

Под инвестиционной деятельностью следует понимать совокупность практических действий физических и юридических лиц, а также государства, связанных с вложением инвестиций. Иными словами это комплекс мероприятий, связанных с выбором объекта инвестиций, его инвестированием и эксплуатаций, а также осуществлением необходимых дополнительных вложений и привлечением внешнего финансирования.

В соответствии с законом «инвестиционная деятельность – это деятельность физических и юридических лиц по участию в уставном капитале коммерческих организаций либо по созданию или увеличению фиксированных активов, используемых для предпринимательской деятельности.

Сегодня в Казахстане создана вся необходимая правовая база для осуществления инвестиционной деятельности.

Так в 2003 году был принят Закон «Об инвестициях» (далее - Закон), который в полной мере регламентирует правовые и экономические основы стимулирования инвестиций.

Данный закон, по оценкам международных экспертов, является одним из лучших законов в области инвестиций среди стран с переходной экономикой.

Законом гарантирована полная защита прав инвесторов и стабильность заключенных контрактов, а также очень четко регламентирована работа государственных органов в отношении инвесторов (свободное движение капитала, репатриация капитала, свобода использования прибыли, право частной собственности на землю, в том числе и для иностранных компаний).

Также в упомянутом Законе определены меры государственной поддержки инвестиций, осуществляемых в приоритетных отраслях экономики Казахстана.

Очень важно отметить, что меры государственной поддержки инвестиций распространяются в равной степени, как на отечественных, так и на иностранных инвесторов.

Так, при реализации проектов в несырьевом секторе экономики Казахстана инвесторам предоставляются следующие виды инвестиционных преференций.

1) освобождение от обложения таможенными пошлинами ввозимого для реализации инвестиционного проекта оборудования и комплектующих к нему;

2) государственные натурные гранты (в качестве государственных натурных грантов могут передаваться земельные участки, здания, сооружения, машины и оборудование).

3) инвестиционные налоговые преференции.

Согласно новому Налоговому кодексу Республики Казахстан, вступившему в силу 1 января 2009 года упрощен порядок применения инвесторами налоговых инвестиционных преференций, а именно, упразднен ранее существовавший порядок получения инвестиционных преференций, которые предоставлялись лишь с момента заключения контракта с уполномоченным органом (Комитет по инвестициям).

Инвестиционные налоговые преференции заключается в отнесении на вычеты стоимости объектов преференции и последующих расходов на реконструкцию и модернизацию.

При этом срок переноса убытков увеличен с 3 до 10 лет, что позволит получить пользу от преимуществ инвестиционных налоговых преференций. Ставка налога на добавленную стоимость уменьшена до 12%.

Помимо мер инвестиционного законодательства направленных на поощрение и защиту инвестиций на территории Казахстана, Правительством Казахстана подписано двусторонних соглашений о взаимной защите и поощрений инвестиций с 41 страной, среди которых США, Объединенное Королевство Великобритания, Германия, Франция, Россия, Нидерланды, Турция, Иордания, Катар и т.д., а также одно многостороннее соглашение между странами-членами ЕврАзЭС.

Кроме того, следует отметить, как одну из мер государственной поддержки инвестиций софинансирование проектов через государственные финансовые институты развития (Национальный инновационный фонд, Корпорация по страхованию экспортных кредитов и инвестиций, Банк Развития Казахстана, Инвестиционый фонд Казахстана, Корпорация по развитию и продвижению экспорта "KAZNEX").

Основной целью деятельности данных институтов развития является содействие диверсификации национальной экономики через создание системы развития и поддержки бизнеса на всех уровнях и эффективное управление инвестиционными ресурсами.

Кроме того, значительную роль в ускорении диверсификации экономики страны и обеспечении устойчивого развития регионов играют социально-предпринимательские корпорации (далее - СПК), осуществляющие свою деятельность в 7 макрорегионах Казахстана.

Каждая корпорация представляет собой региональный институт развития, управляющий переданными государственными активами в соответствующем регионе страны, включая участки неосвоенных земель и месторождения. СПК создана в статусе национальной компании и исполняют роль генератора проектов, привлекающего инвестиции на их реализацию.

Участие в проектах социально-предпринимательских корпорациях будет привлекательно для бизнеса доступом к финансовым, земельным, технологическим ресурсам и внешним рынкам.

С помощью данных корпораций иностранные компании также имеют возможность создать с участием казахстанских партнеров совместные предприятия в Казахстане, где использование зарубежных технологий и отечественного сырья позволит повысить конкурентоспособность выпускаемой продукции.

Новое развитие получили такие инструменты экономического стимулирования, как индустриальные и специальные экономические зоны, технопарки.

На сегодняшний день в Казахстане создано 9 специальных экономических зон: «Морпорт Актау» по транспортно-логистическим услугам, «Астана – Новый город» по строительству и производству строительных материалов, Парк информационных технологий под городом Алматы, «Онтустик» в Южно-Казахстанской области - по развитию текстильной промышленности, Национальный индустриальный нефтехимический технопарк в Атырауской области и СЭЗ «Бурабай» - по развитию туристического кластера в 200 км. от г.Астаны, «Павлодар», «Хоргос – восточные ворота», «Тараз».

В вышеуказанных специальных экономических зонах инвесторам предоставляются земельные участки, обеспеченные необходимой инфраструктурой для эффективной организации новых производств. На территории зон действует режим свободной таможенной зоны, а также предусмотрены значительные налоговые льготы (по КПН, земельному налогу, имущество), что позволяет не только стимулировать инвестиции в обрабатывающий сектор, но и определять месторасположение точек промышленного роста в соответствии с государственной экономической и региональной политикой.

Существуют три основных фактора, влияющих на инвестиционную привлекательность Казахстана.

Первое - это бизнес-климат страны, поддерживаемый благоприятным инвестиционным законодательством, привлекательными мерами поддержки инвестиций, а также экономической и политической стабильностью.

Второе - это наличие богатых природных и минеральных ресурсов.

По оценкам ученых наша страна занимает шестое место в мире по запасам природных ресурсов. Из 110 элементов таблицы химических элементов Д.И.Менделеева в недрах Казахстана выявлено 99 элементов, разведано - 70, извлекаются и используются - 60.

Казахстан занимает первое место в мире по разведанным запасам цинка, вольфрама и боррита, второе – по запасам серебра, свинца, урана и хромитов, третье – по меди и флюоритам, четвертое – по молибдену и шестое – по золоту.

Третье – это выгодное географическое положение Казахстана, предоставляющее инвесторам потребительский рынок почти в полмиллиарда человек, то есть рынки центральноазиатского региона, России и Китая.

Иностранные инвестиции играют очень важную роль в экономике любого государства или отдельной республики. Уже не первое десятилетие прямые иностранные инвестиции растут быстрее, чем международная торговля.

Основными инвесторами, вложившими в экономику Республики Казахстан свои капиталы являются такие крупные страны как США, Германия, Великобритания, Япония, Южная Корея, Франция и др. Эти страны не только оживляют инвестиционный климат в РК, но и помогают развитию отечественной экономики.

Иностранные инвестиции разделяют на государственные и частные.

Под государственными инвестициями понимаются главным образом займы, кредиты, которые одно государство или группа государств предоставляют другому государству и которые регулируются международными соглашениями, к которым применяются нормы международного права.

Под частными инвестициями понимают инвестиции, осуществляемые частными предприятиями, гражданами одной страны в предметы инвестиций, расположенные на территории другой страны.

Иностранные инвесторы имеют право на осуществление инвестиций в РК в следующих формах:

1. Долевое участие в предприятиях, создаваемых совместно с казахскими юридическими лицами и гражданами РК.

2. Учреждение предприятий, полностью принадлежащих иностранным инвесторам.

3. Приобретение прав пользования землей и иными природными ресурсами, государственными предприятиями.

4. Приобретение иных имущественных прав и другое.

Основной формой является долевое участие в создании совместных и зарубежных предприятий.

В соответствии с действующим законодательством РК иностранные инвесторы на территории РК обеспечиваются полной и безусловной правовой защитой.

Так, принятый 27 декабря 1994 года № 266 – XIII “Закон об иностранных инвестициях” определяет правовые и экономические основы привлечения иностранных инвестиций в экономику РК, закрепляет государственные гарантии и защиту иностранных инвестиций. Предприятия с иностранным участием могут создаваться в форме хозяйственного товарищества, акционерного общества, а также иных формах (кооперативы), не противоречащих законодательству РК.

Предприятия с иностранным участием учреждаются в таком же порядке, в каком учреждаются юридические лица.

Иностранные инвестиции могут вкладываться в любые объекты и виды деятельности, не запрещенные для таких инвестиций законодательством РК.

В соответствии с Законом “Об индивидуальном предпринимательстве”, принятым 19 июня 1997 года иностранные организации могут быть субъектами малого предпринимательства, т. е. Численность работающих в этих фирмах не более 50 человек и стоимость активов за год не более 60 тысяч месячных расчетных показателей.

Принятие Закона об инвестициях способствовало привлечению иностранных инвестиций в экономику РК, что оказало влияние на повышение производительного потенциала и послужило важным инструментом в передаче технических и управленческих навыков из – за границы.

Взносы в уставный капитал иностранными инвесторами могут вноситься в установленном законодательством РК порядке в виде зданий, сооружений, оборудования и других материальных ценностей, право пользования землей, водой и другими природными ресурсами, а также иными имущественными правами, включая право на интеллектуальную собственность.

Инвестиционная деятельность предприятия находится в прямой зависимости от экономической, в том числе и инвестиционной политики. С ее помощью государство непосредственно может воздействовать на темпы объема производства, на ускорение НТП, на изменение структуры общественного производства и решения многих социальных проблем.

Инвестиционная политика – это комплекс целенаправленных мероприятий, проводимых государством по созданию благоприятных условий для всех объектов хозяйствования с целью оживления инвестиционной деятельности. В общем плане государство может влиять на инвестиционную активность при помощи самых различных рычагов:

- кредитно – финансовой и налоговой политики;

- предоставления самых различных налоговых льгот предприятиям,

- вкладывающим инвестиции на развитие производства и техническое перевооружение;

- амортизационной политики;

- путем создания благоприятных условий для привлечения иностранных инвестиций;

- научно – технической политики и другое.

Целью инвестиционной политики является реализация стратегического плана экономического и социального развития РК, направленная на оживление инвестиционной деятельности, а также на подъем отечественной экономики и эффективности общественного производства.

Кроме общей государственной инвестиционной политики различают отраслевую, региональную и инвестиционную политику отдельных субъектов хозяйствования.

Все они находятся в тесной взаимосвязи между собой, но определяющей является общая государственная инвестиционная политика.

Инвестиционная политика на предприятии должна вытекать из стратегических целей его бизнес – плана. И если этого плана нет, то ни о какой инвестиционной деятельности не может быть и речи. Кроме этого необходимо придерживаться и определенных принципов, учет которых позволит избежать многих ошибок и просчетов при разработке инвестиционной политики на предприятии.

Наиболее важными принципами инвестиционной политики на предприятии являются:

- нацеленность инвестиционной политики на достижение стратегических планов предприятия и его финансовую устойчивость;

- учет инфляции и фактора риска;

- экономическое обоснование инвестиций (бизнес - план);

- ранжирование проектов и инвестиций по их важности и последовательности реализации, исходя из имеющихся ресурсов;

- выборы надежных и более дешевых источников и методов финансирования инвестиций и другое.

     Таким образом, в Казахстане созданы все необходимые условия для инвесторов: либеральная рыночная экономика, благоприятный налоговый и таможенный режимы, законодательство, обеспечивающее защиту иностранных инвестиций.

Казахстан всегда открыт для новых проектов и приветствует инвесторов, владеющих современными технологиями производства и управления.

 

Контрольные вопросы

 

1. Понятие инвестиционной деятельности

2. Принципы инвестиционной деятельности?

3. Государственная поддержка инвестиционной деятельности?

4. Налоговые льготы для инвестиционной деятельности?

Список рекомендуемой литературы

1 Закон Республики Казахстан «Об инвестициях» от 8 января 2003 года N 373-II

2 Закон Республики Казахстан «Об инвестиционных фондах» от 7 июля 2004 года N 576-II

3 Закон Республики Казахстан «Об Инвестиционном фонде Казахстана» от 6 июля 2004 года N 575-II

4 Закон Республики Казахстан «О Банке Развития Казахстана» от 25 апреля 2001 г. N 178-II

5 Инвестиционные институты Жуков Е.Ф. 1998 г. Москва

6 Кадерова Н.Н. Финансирование и крдитование инвестиций. Учебное пособие.-Алматы,2008.-632с.

7 Омарова А.К. Финансирование и крдитование инвестиций. Учебное пособие.-Алматы:Таугуль-ПРИНТ,2009-305с.

8 Основы инвестирования. Лоренс Дж., Гитман Майкл Д., Джонк 1999г. Москва

9 Аньшин В.М.Инвестиционный анализ, Москва – 2002

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-12-15; просмотров: 65; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.118.227.69 (0.005 с.)