Конституционный статус Парламента Республики Казахстан 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Конституционный статус Парламента Республики Казахстан



 

Конституция характеризует Парламент как высший представительный орган Республики, осуществляю­щий законодательные функции. Как высший представитель­ный орган Парламент Республики Казахстан выступает в качестве органа представительной демократии.

Наряду с законодательными функциями Парламент испол­няет в ограниченном объеме, контрольные функции за исполнительной властью. Парламент:

- утверждает республикан­ский бюджет;

- отчет Правительства и Счетного комитета по контролю за исполнением республиканского бюджета о его исполнении;

- вносит изменения и дополнения в бюджет;

- может одобрить или отклонить Программу Правитель­ства;

- может выразить вотум недоверия Правительству.

Парламент Республики Казахстан состоит из двух палат: Сената и Мажилиса, действующих на постоянной основе. Срок полномочий депутатов Сената - 6 лет, срок полномочий депутатов Мажилиса - 5 лет

Сенат образуют депутаты, избираемые по два человека от каждой области, города республиканского значения и столицы Республики Казахстан. Пятнадцать депутатов Сената назначаются Президентом Республики с учетом необходимости обеспечения представительства в Сенате национально-культурных и иных значимых интересов общества

Мажилис состоит из 107 депутатов. Избрание 98 депутатов Мажилиса осуществляется на основе всеобщего, равного и прямого избирательного права при тайном голосовании. 9 депутатов Мажилиса избираются Ассамблеей народа Казахстана. Очередные выборы депутатов Мажилиса проводятся не позднее чем за два месяца до окончания срока полномочий действующего созыва Парламента.

Депутатом Сената может быть:

- гражданин Республики Ка­захстан, состоящий в гражданстве не менее пяти лет;

- достиг­ший 30 лет;

-  имеющий высшее образование и стаж рабо­ты не менее пяти лет;

- постоянно проживающий на территории соответствующей области, города республиканского значения либо столицы страны не менее трех лет.

Депута­том Мажилиса может быть:

- гражданин республики;

-  достигший 25 лет.

Конституция предусматривает: 1) компетенцию Парламента, которая реализуется в совместных и раздельных заседаниях Сената и Мажилиса; 2) исключительную компетенцию Сената и 3) ис­ключительную компетенцию Мажилиса.

Закрепляя различную компетенцию для Мажилиса и для Сената, Конституция создает систему сдержек и противовесов в деятельности Парламента.

Парламент на совместном заседании Палат:

1) по предложению Президента Республики Казахстан вносит изменения и дополнения в Конституцию; См. разъяснения в постановлениях Конституционного Совета Республики Казахстан от 15 октября 1997 г. № 17/2; от 30 июня 1999 года № 10/2; от 4 декабря 1998 г. № 13/2

2) утверждает отчеты Правительства и Счетного комитета по контролю за исполнением республиканского бюджета об исполнении республиканского бюджета. Неутверждение Парламентом отчета Правительства об исполнении республиканского бюджета означает выражение Парламентом вотума недоверия Правительству; См. разъяснение в постановлении Конституционного Совета РК от 24 декабря 1996 года 9/2

3) двумя третями голосов от общего числа депутатов каждой из Палат по инициативе Президента вправе делегировать ему законодательные полномочия на срок, не превышающий одного года;

4) решает вопросы войны и мира;

См. разъяснение в постановлении Конституционного Совета РК от 26 июня 2008 года № 5 5) принимает по предложению Президента Республики решение об использовании Вооруженных Сил Республики для выполнения международных обязательств по поддержанию мира и безопасности;

6) заслушивает ежегодные послания Конституционного Совета о состоянии конституционной законности в Республике;

7) образует совместные комиссии Палат, избирает и освобождает от должности их председателей, заслушивает отчеты о деятельности комиссий;

8) осуществляет иные полномочия, возложенные на Парламент Конституцией.

Парламент в раздельном заседании Палат путем последовательного рассмотрения вопросов вначале в Мажилисе, а затем в Сенате принимает конституционные законы и законы, в том числе:

1) утверждает республиканский бюджет, вносит в него изменения и дополнения;

2) устанавливает и отменяет государственные налоги и сборы;

3) устанавливает порядок решения вопросов административно-территориального устройства Казахстана;

4) учреждает государственные награды, устанавливает почетные, воинские и иные звания, классные чины, дипломатические ранги Республики, определяет государственные символы Республики; См. разъяснение в постановлении Конституционного Совета Республики Казахстан от 15 октября 2008 года № 8, постановлении Конституционного Совета РК от 30 июня 1999 года № 10/2

5) решает вопросы о государственных займах и оказании Республикой экономической и иной помощи;

6) решает вопросы амнистии;

7) ратифицирует и денонсирует международные договоры Республики. См. разъяснения в постановлениях Конституционного Совета РК от 18 мая 2006 г. № 2; от 13 декабря 2001 года № 16-17/3.

Парламент в раздельном заседании Палат путем последовательного рассмотрения вопросов вначале в Мажилисе, а затем в Сенате:

1) обсуждает отчеты об исполнении республиканского бюджета;

2) проводит повторное обсуждение и голосование по законам или статьям закона, вызвавшим возражения Президента Республики, в месячный срок со дня направления возражений. Несоблюдение этого срока означает принятие возражений Президента. Если Мажилис и Сенат большинством в две трети голосов от общего числа депутатов каждой из Палат подтвердят ранее принятое решение, Президент в течение одного месяца подписывает закон. Если возражения Президента не преодолены хотя бы одной из Палат, закон считается непринятым или принятым в редакции, предложенной Президентом. Возражения Главы государства на принятые Парламентом конституционные законы рассматриваются в предусмотренном настоящим подпунктом порядке. При этом возражения Президента на конституционные законы преодолеваются Парламентом не менее чем тремя четвертями голосов от общего числа депутатов каждой из Палат;

3) проявляет инициативу о назначении республиканского референдума.

К исключительному ведению Сената относится: В подпункт 1 внесены изменения в соответствии с Законом РК от 21.05.07 г. № 254-III (см. стар. ред.)

1) избрание и освобождение от должности по представлению Президента Республики Казахстан Председателя Верховного Суда и судей Верховного Суда Республики, принятие их присяги; См. разъяснение в постановлении Конституционного Совета РК от 5 июля 2000 года № 11/2

Подпункт 2 изложен в редакции Закона РК от 21.05.07 г. № 254-III ( см. стар. ред. ) 2) дача согласия на назначение Президентом Республики Председателя Национального Банка, Генерального Прокурора, Председателя Комитета национальной безопасности Республики;

3) лишение неприкосновенности Генерального Прокурора, Председателя и судей Верховного Суда Республики;

4) выполнение функций Парламента Республики по принятию конституционных законов и законов в период временного отсутствия Мажилиса, вызванного досрочным прекращением его полномочий. ( см. стар. ред. )

Подпункт 5 изложен в редакции Закона РК от 21.05.07 г. № 254-III ( см. стар. ред. )Подпункт 6 изложен в редакции Закона РК от 21.05.07 г. № 254-III ( см. стар. ред. ) К исключительному ведению Мажилиса относится:

1) принятие к рассмотрению внесенных в Парламент проектов конституционных законов и законов и рассмотрение этих проектов;

2) большинством голосов от общего числа депутатов Палаты дача согласия Президенту Республики на назначение Премьер-Министра Республики;

3) объявление очередных выборов Президента Республики;

Мажилис большинством голосов от общего числа депутатов Мажилиса по инициативе не менее одной пятой от общего числа депутатов Мажилиса вправе выразить вотум недоверия Правительству.

Каждая из Палат Парламента самостоятельно, без участия другой Палаты: В подпункт 1 внесены изменения в соответствии с Законом РК от 07.10.98 г. № 284-I (см. стар. ред.); изложен в редакции Закона РК от 21.05.07 г. № 254-III (см. стар. ред.)

1) назначает на должности двух членов Конституционного Совета; назначает на пятилетний срок на должности двух членов Центральной избирательной комиссии, трех членов Счетного комитета по контролю за исполнением республиканского бюджета;

2) делегирует половину членов комиссии, образуемой Парламентом в случае, предусмотренном пунктом 1 статьи 47Конституции;

3) избирает половину членов совместных комиссий Палат;

4) прекращает полномочия депутатов Палат, а также по представлению Генерального Прокурора Республики Казахстан решает вопросы лишения депутатов Палат их неприкосновенности;

5) проводит по вопросам своей компетенции Парламентские слушания; В подпункт 6 внесены изменения в соответствии с Законом РК от 07.10.98 г. № 284-I ( см. стар. ред. ); изложен в редакции Закона РК от 21.05.07 г. № 254-III ( см. стар. ред. )

6) вправе по инициативе не менее одной трети от общего числа депутатов Палаты заслушивать отчеты членов Правительства Республики по вопросам их деятельности. По итогам заслушивания отчета большинством голосов от общего числа депутатов Палаты вправе принимать обращение к Президенту Республики об освобождении от должности члена Правительства в случае неисполнения им законов Республики. Если Президент Республики отклоняет такое обращение, то депутаты большинством голосов от общего числа депутатов Палаты вправе по истечении шести месяцев со дня первого обращения повторно поставить перед Президентом Республики вопрос об освобождении от должности члена Правительства. В этом случае Президент Республики освобождает от должности члена Правительства;

7) формирует координационные и рабочие органы Палат.

 

 

Лекция 9. Конституционные модели исполнительной власти

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-12-15; просмотров: 27; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.116.40.53 (0.009 с.)