Конституционный статус Президента Республики Казахстан 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Конституционный статус Президента Республики Казахстан



 

Правовой статус Президента определяет статья 40 Конституции, которая определяет место Президента в системе органов государственной власти. В соответствии с указанной статьей Конституции Президент является:

- главой государства;

- высшим должностным лицом государства, определяющим основные направления внутренней и внешней политики государства и представляющим Казахстан внутри страны и в международных отношениях;

- символом и гарантом единства народа и государственной власти, незыблемости Конституции, прав и свобод человека и гражданина.

Президент обеспечивает согласованное функционирование всех ветвей государственной власти и ответственность органов власти перед народом.

В соответствии с Конституцией, Пре­зидент избирается совершеннолетними гражданами на основе всеобщего, равного и прямого избирательного права при тай­ном голосовании сроком на 5 лет.

Для выполнения функций главы и высшего должностного лица государства кандидат в Президенты должен отвечать определенным требованиям. Согласно Конституции и законодательству о выборах, Президентом может быть избран:

- гражданин Республики Казахстан по рождению;

- не моложе 40 лет. Предель­но допустимый верхний возрастной ценз исключен;

- прожи­вающий в Казахстане не менее 15 лет;

- свободно владею­щий государственным языком;

- не являющийся служителем какого-либо культа;

- обла­дающий активным избирательным правом.

Согласно ст. 44 Конституции РК 1995 года Президент Республики Казахстан:

1) обращается с ежегодным посланием к народу Казахстана о положении в стране и основных направлениях внутренней и внешней политики Республики; Подпункт 2 изложен в редакции Закона РК от 21.05.07 г. № 254-III (см. стар. ред.)

2) назначает очередные и внеочередные выборы в Парламент Республики и его Палаты; созывает первую сессию Парламента и принимает присягу его депутатов народу Казахстана; созывает внеочередную сессию Парламента; подписывает представленный Сенатом Парламента закон в течение одного месяца, обнародует закон либо возвращает закон или отдельные его статьи для повторного обсуждения и голосования; См. разъяснения в нормативном постановлении Конституционного совета РК от 18 октября 2010 года № 3, постановлении Конституционного Совета от 29 мая 1997 года № 13/2, постановлении Конституционного Совета РК от 3 июля 2000 года № 15/2.

Подпункт 3 изложен в редакции Закона РК от 21.05.07 г. № 254-III ( см. стар. ред. ) 3) после консультаций с фракциями политических партий, представленных в Мажилисе Парламента, вносит на рассмотрение Мажилиса для дачи согласия кандидатуру Премьер-Министра Республики; с согласия Мажилиса Парламента назначает на должность Премьер-Министра Республики; освобождает его от должности; по представлению Премьер-Министра определяет структуру Правительства Республики, образует, упраздняет и реорганизует центральные исполнительные органы Республики, не входящие в состав Правительства, назначает на должности членов Правительства Республики; назначает на должности министров иностранных дел, обороны, внутренних дел, юстиции; освобождает от должностей членов Правительства; принимает присягу членов Правительства; председательствует на заседаниях Правительства по особо важным вопросам; поручает Правительству внесение законопроекта в Мажилис Парламента; отменяет либо приостанавливает полностью или частично действие актов Правительства и Премьер-Министра Республики, акимов областей, городов республиканского значения и столицы; Подпункт 4 изложен в редакции Закона РК от 21.05.07 г. № 254-III ( см. стар. ред. )

4) с согласия Сената Парламента назначает на должности Председателя Национального Банка, Генерального Прокурора и Председателя Комитета национальной безопасности Республики Казахстан; освобождает их от должностей; Подпункт 5 изложен в редакции Закона РК от 21.05.07 г. № 254-III ( см. стар. ред. )

5) образует, упраздняет и реорганизует государственные органы, непосредственно подчиненные и подотчетные Президенту Республики, назначает на должности и освобождает от должностей их руководителей;

6) назначает и отзывает глав дипломатических представительств Республики; В подпункт 7 внесены изменения в соответствии с Законом РК от 07.10.98 г. № 284-I ( см. стар. ред. ); изложен в редакции Закона РК от 21.05.07 г. № 254-III ( см. стар. ред. )

7) назначает на должности сроком на пять лет Председателя и двух членов Центральной избирательной комиссии, Председателя и двух членов Счетного комитета по контролю за исполнением республиканского бюджета;

8) утверждает государственные программы Республики;

9) по представлению Премьер-Министра Республики утверждает единую систему финансирования и оплаты труда работников для всех органов, содержащихся за счет государственного бюджета Республики; См. разъяснение в постановлении Конституционного Совета РК от 12.11.01 г. № 14/2

10) принимает решение о проведении республиканского референдума;

11) ведет переговоры и подписывает международные договоры Республики; подписывает ратификационные грамоты; принимает верительные и отзывные грамоты аккредитованных при нем дипломатических и иных представителей иностранных государств;

12) является Верховным Главнокомандующим Вооруженными Силами Республики, назначает на должность и освобождает от должности высшее командование Вооруженных Сил;

13) награждает государственными наградами Республики, присваивает почетные, высшие воинские и иные звания, классные чины, дипломатические ранги, квалификационные классы; См. разъяснение в постановлении Конституционного Совета Республики Казахстан от 30 июня 1999 года № 10/2

14) решает вопросы гражданства Республики, предоставления политического убежища;

15) осуществляет помилование граждан;

16) в случае, когда демократические институты, независимость и территориальная целостность, политическая стабильность Республики, безопасность ее граждан находятся под серьезной и непосредственной угрозой и нарушено нормальное функционирование конституционных органов государства, после официальных консультаций с Премьер-Министром и председателями Палат Парламента Республики принимает меры, диктуемые названными обстоятельствами, включая введение на всей территории Казахстана и в отдельных его местностях чрезвычайного положения, применение Вооруженных Сил Республики, с незамедлительным информированием об этом Парламента Республики;

17) в случае агрессии против Республики либо непосредственной внешней угрозы ее безопасности вводит на всей территории Республики или в отдельных ее местностях военное положение, объявляет частичную или общую мобилизацию и незамедлительно информирует об этом Парламент Республики;

18) формирует подчиненные ему Службу охраны Президента Республики и Республиканскую гвардию;

19) назначает на должность и освобождает от должности Государственного секретаря Республики Казахстан, определяет его статус и полномочия; формирует Администрацию Президента Республики; Подпункт 20 изложен в редакции Закона РК от 21.05.07 г. № 254-III ( см. стар. ред. )

20) образует Совет Безопасности и иные консультативно-совещательные органы, а также Ассамблею народа Казахстана и Высший Судебный Совет;

21) осуществляет другие полномочия в соответствии с Конституцией и законами Республики.

Президент Республики Казахстан на основе и во исполнение Конституции и законов издает указы и распоряжения, имеющие обязательную силу на всей территории Республики.

Прези­дент может быть досрочно освобожден от должности:

- при ус­тойчивой неспособности осуществлять свои обязанности по болезни. В этом случае Парламент образует комиссию, состо­ящую из равного от каждой Палаты числа депутатов и специа­листов в соответствующих областях медицины. Решение о до­срочном освобождении принимается на совместном заседании Палат Парламента большинством не менее 3/4 от общего числа депутатов каждой из Палат на основании заклю­чения комиссии и заключения Конституционного Совета о со­блюдении конституционных процедур.

- при отрешении Президента от должности (импичменте). Президент несет ответственность за действия, совершенные при исполнении своих обязаннос­тей, только в случае государственной измены. Реше­ние о выдвижении обвинения и его расследовании может быть принято большинством от общего числа депутатов Мажилиса по инициативе не менее чем 1/3 его депутатов. Рас­следование обвинения организуется Сенатом, и его результаты большинством голосов от общего числа депутатов Сената пе­редаются на рассмотрение совместного заседания Палат Пар­ламента. Окончательное решение по данному вопросу принимается на совместном заседании Палат Парламента большин­ством не менее 3/4 от общего числа голосов депу­татов каждой из Палат. При этом должны быть заключение Верховного Суда об обоснованности обвинения и заключение Конституционного Совета о соблюдении установленных кон­ституционных процедур. Если в течение двух месяцев с мо­мента предъявления обвинения Парламент не примет оконча­тельное решение, то обвинение против Президента признается отклоненным. Обвинение Президента в совершении государ­ственной измены может быть отклонено на любой стадии. В таком случае полномочия депутатов Мажилиса, возбу­дивших вопрос о государственной измене Президента, прекра­щаются досрочно.

 

Лекция 8. Конституционные модели законодательной власти

 

Парламент и парламентаризм

 

Общенациональное представительное учреждение - парламент - имеет многовековую историю. Дальние прародители его - английский парламент, испанские кортесы - возникли еще в ХП - ХШ веках.

Однако парламент современного демократического государства качественно отличается от сословных представительных учреждений эпохи феодализма. Поэтому и сама его история начинается с эпохи буржуазных революций.

Согласно теории разделения властей, парламент как носитель верховной законодательной власти занимает привилегированное положение в системе высших органов государственной власти. Так, американская конституция постановляет: "Все законодательные полномочия, сим установленные, предоставляются Конгрессу Соединенных Штатов..." Согласно американской конституционной теории конгресс является носителем "законодательной ветви власти".

Подобное же положение содержат конституции Аргентины, Греции, Италии, Японии, Федеративной республики Бразилии и многих других.

Таким образом, парламентаризм - это особая система конституционного руководства обществом, характеризующаяся разделением труда, законодательного и исполнительного, при привилегированном положении парламента.

Парламент и парламентаризм - понятия взаимосвязанные и взаимообусловленные, но отнюдь не равнозначные. Парламентаризм не может существовать без парламента, его основой является именно сильный и полновластный парламент. Но парламентаризм есть в то же время высшее качество парламента, которое может им утратиться. Парламент может существовать без существенных элементов парламентаризма, что характерно для авторитарных режимов.

Юридическим выражением парламентаризма является контроль парламента за деятельностью правительства. Этот контроль по-разному осуществляется в парламентарных странах и президентских республиках, но он является определяющей чертой парламентаризма и именно в нем находит свое выражение привилегированное положение парламента. Хотя в президентских республиках отсутствует институт парламентской ответственности, им известны определенные формы контроля над деятельностью правительства.

Парламентаризм возник и оформился в тот период, когда избирательное право было цензовым и в категорию политически активных граждан входили только мужчины-собственники. По мере демократизации избирательного права и расширения избирательного корпуса шла эволюция парламентаризма. В XX веке и особенно после второй мировой войны возрастает относительная самостоятельность парламентов по отношению к правительствам. Этот процесс проходит по-разному в различных странах. Он знает подъемы и спады.

 

Классификация парламентов

 

В настоящее время существует свыше 150 зарубежных парламентов, каждый из которых обладает своими особенностями. В основу классификации парламентов обычно кладут следующие существенные признаки: структура парламента и объем компетенции.

Классификация парламентов по структуре.

Традиционной системой построения зарубежных парламентов был бикамерализм (двухпалатность). Вторая, или верхняя палата была введена, во-первых, для представительства аристократии и, во-вторых, для сдерживания радикализма нижней палаты. Вторая палата имеет смысл в федеративном государстве, где она представляет интересы субъектов федерации. Бикамерализм в унитарных государствах ведет к ущемлению прав нижней палаты, к затягиванию и усложнению законодательной процедуры.

Длительное время, подавляющее большинство парламентов зарубежных стран были двухпалатными. Однопалатные парламенты составляли исключение (Дания, Люксембург, Финляндия, Гватемала, Парагвай, Новая Зеландия). Однако в настоящее время большинство парламентов однопалатные.

Классификация парламентов по объему компетенции.

Компетенция является важнейшим фактором, определяющим не только правовое положение парламента и его роль в политической жизни страны, но и взаимоотношения его с другими высшими органами государственной власти. Зарубежный конституционализм знает различные способы определения компетенции парламента, в зависимости от которых эти учреждения можно подразделить на три группы.

К первой группе относятся парламенты с абсолютно определенной компетенцией, для которых конституции устанавливают точный перечень вопросов, являющихся объектом их законодательной деятельности. Такие парламенты не имеют права переступать границы своих полномочий, так как в противном случае суды отменят принятые ими нормативные акты. Наиболее типичным примером парламента подобного рода является конгресс США. Все, что не входит в компетенцию парламента, относится к ведению правительства.

Ко второй группе относятся парламенты с абсолютно неопределенной компетенцией, т.е. те парламенты, которые юридически располагают неограниченными полномочиями и имеют право издавать законы по любому вопросу (парламенты Великобритании, Новой Зеландии, Италии, Ирландии).

Третью группу составляют парламенты с относительно определенной компетенцией. Для таких парламентов характерна относительная подвижность границ, в пределах которых они осуществляют свои властные функции. Наиболее типичным примером в этом отношении является индийский парламент. Конституция Индии устанавливает три сферы полномочий: в первую группу входят вопросы, отнесенные к исключительной компетенции союза, по которым может законодательствовать только федеральный парламент; вторую группу составляют вопросы, входящие в компетенцию штатов; третья группа вопросов относится к совместной компетенции союза и штатов. По этим вопросам может законодательствовать как союзный парламент, так и легислатуры штатов, но в случае коллизии приоритет сохраняется за законом союза. 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-12-15; просмотров: 29; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.14.253.152 (0.026 с.)