Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Методика проведения практических занятий по психологии. ⇐ ПредыдущаяСтр 6 из 6
Практические занятия призваны углублять, расширять, детализировать знания, полученные на лекции в обобщенной форме, и содействовать выработке навыков профессиональной деятельности. Данные занятия развивают научное мышление и речь, позволяют проверить знания студентов и выступают как средство оперативной обратной связи. Структура практического занятия состоит из следующих компонентов: 1. Повторение теоретических положений в соответствии с планом практического занятия, 2. Применение теоретических положений на прикладном и практическом уровне под руководством преподавателя. 3.практическое занятие оформляется студентом письменно (правила оформления такие же, как в лабораторной работе). Практические занятия проводятся в стенах самого учебного заведения или в местах практики студентов и имеют целью обучить их решению специфических задач по профилю своей специальности. Это могут быть задачи по разрешению психологического конфликта в ученическом коллективе класса для школьного психолога; задачи по распознаванию нервно-психических расстройств по представленным симптомам и постановке примерного диагноза для медицинских психологов; задачи по психологической экспертизе правонарушений или психологическому консультированию правоведов - для юридического психолога и т.д. Особое внимание следует уделить педагогическому руководству. На начальных этапах обучения большое значение имеет четкая постановка познавательных задач, указанных для выполнения работы, в процессе которых студенты осмысливают существенность задания, последовательность его выполнения. Преподавателю следует проверить теоретическую готовность студентов к занятию, обратить внимание на трудности, которые могут возникнуть в процессе работы и сориентировать их на самоконтроль. При выполнении заданий многим студентам нужна помощь, коррекция действий, проверка промежуточных результатов. Наблюдения за работой дают возможность направлять в нужное русло ход мыслей студента, развивать его познавательную самостоятельность, творческую активность, регулировать темп работы. Студенты других гуманитарных вузов, изучающие психологию, будут работать вне образовательной системы в учреждениях и на предприятиях в качестве практических психологов или руководителей коллективов и будут сталкиваться на практике с разнообразными ситуациями. Это могут быть правовые ситуации для юристов; психическое состояние и поведение инвалидов и престарелых для социальных работников; психологические проявления типичных заболеваний для медицинских работников; проблемы и задачи оптимального управления государственными и частными (рыночными) структурами для государственных чиновников, губернаторов, префектов, директоров, начальников и других управленцем, менеджеров и т.д.
Участие студента в практических занятиях всегда представляет собой выполнение учебных заданий в форме тех или иных задач как специально сформулированных на самом занятии, так и заранее им известных (вошедших в план семинарского занятия). 33. Организация самостоятельной работы студентов при изучении психологии Повысить качество образования в вузе и обеспечить сформированность у выпускников указанных умений и навыков невозможно без повышения роли самостоятельной учебной и исследовательской работы студентов в образовательном процессе, без создания условий для ее эффективной организации, без усиления ответственности как самих обучающихся, так и профессорско-преподавательского состава, руководства вуза, факультетов, кафедр за развитие учебно-познавательной активности и самостоятельности студентов. Самостоятельная работа студентов (СРС) — это разнообразные виды индивидуальной и коллективной деятельности обучающихся на аудиторных и внеаудиторных занятиях или в домашних условиях (библиотеке) по выполнению различных заданий под методическим руководством преподавателя, но без его непосредственного участия. Самостоятельная работа рассматривается как специфическая форма учебной деятельности студента и характеризуется рядом следующих психолого-педагогических особенностей. При этом СРС предполагает выполнение обучающимися следующих действий: осознание целей своей деятельности, принятие или постановка учебной задачи, самоорганизация в распределении учебных действий во времени, корректирование собственной работы на основе самоконтроля и самооценки.
Организация самостоятельной работы студентов направлена на решение следующих задач: а) закрепление, обобщение и повторение пройденного учебного материала; применение полученных знаний в стандартных ситуациях и при решении задач высокого уровня сложности и неопределенности; б) совершенствование предметных умений и навыков по изучаемым дисциплинам; формирование межпредметных, общеучебных, исследовательских умений; в) активизация учебной и научно-исследовательской деятельности обучающихся, ее максимальная индивидуализация с учетом психофизических особенностей, академической успеваемости студентов; г) формирование готовности студентов к самообразованию в течение всей жизни. В целях более эффективной организации самостоятельной работы требуется, во-первых, к каждому учебному занятию в рамках изучаемого учебного курса определить перечень основных знаний, умений и навыков (ЗУНов) или компетенций, которыми должны овладеть студенты. Во-вторых, другими дидактическими требованиями к деятельности преподавателя выступают отбор содержания материала с учетом заданных компетенций и установление соотношения объемов учебной и научной информации, которая будет рассматриваться на учебном занятии или предлагаться студентам для самостоятельной проработки. Существует следующая классификация самостоятельной работы (ЕЛ. Белкина Л.М. Данилова и др.), которые выделяют в соответствии с уровнями умственной деятельности обучающихся четыре типа самостоятельных работ. Самостоятельные работы первого типа призваны формировать у студентов знания и умения на основе заданного алгоритма деятельности, предпосылок к этой деятельности. По сути, при выполнении такой самостоятельной работы студентами усваиваются знания-знакомства (по И.Я. Лернеру, М.Н. Скаткину) и достигается первый уровень усвоения деятельности — деятельность по узнаванию (по В.П. Беспалько). В практике вузовского обучения в качестве самостоятельных работ первого чаще всего используются домашние задания самых разнообразных видов, такие как работа с учебником, с конспектом лекций и т.п. Однако следует отменить, что общим требованием к разработке заданий для самостоятельной работы первого типа должно является то, что все данные для выявления искомого, а также сам способ выполнения задания обязательно должны быть представлены или в hrhom виде, или непосредственно в самом задании, а также % соответствующей инструкции. Назначение самостоятельных работ первого типа состоит в создании условий, обеспечивающих формирование у студентов знаний первого уровня — знаний-знакомств. Например, задания по выполнению самостоятельной работы первого типа могут выглядеть следующим образом: Задание 1. Прочитать текст и выявить существенные признаки, характеризующие описанную систему. Задание 2. Прочитайте методические указания и выполните следующие задания. Самостоятельные работы второго типа направлены на формирование знаний, позволяющих воспроизводить по памяти усвоенную Информацию и решать типовые задачи. Другими словами, при осуществлении самостоятельной работы второго типа студенты осваивают знания второго уровня — знания-копии или знания-умения: при этом они достигают второго уровня усвоения деятельности — деятельность по воспроизведению или алгоритмический уровень. Учебно-познавательная деятельность студентов в этом случае заключается в воспроизведении и частичном реконструировании, преобразовании структуры и содержания усвоенной ранее учебной информации. Реконструирование и преобразование учебного материала на том уровне предполагают наличие умений:
- анализировать предложенное описание объекта, - намечать возможные пути выполнения задания, - выбирать наиболее правильные из них или последовательно находить логически связанные друг с другом способы решения и др. В вузовской практике самостоятельными работами второго типа могут являться отдельные этапы лабораторных и практических заданий, проекты и типовые курсовые работы, а также организованные домашние задания, содержащие предписания алгоритмическою типа. Общая характерная особенность всех видов самостоятельных работ второго типа заключается в том. что задании должны содержаться общий алгоритм решения и требование к учебной деятельности студентов по развитию и применении этого алгоритма к конкретным условиям. Дидактической целью самостоятельной работы третьего типа является формирование у студентов знаний третьего уровня — эвристического, т.е. знаний, лежащих в основе решения нетиповых задач. Учебно-познавательная деятельность при выполнении самостоятельных работ третьего типа заключается в накоплении и проявлении нового опыта деятельности на базе усвоенного ранее формализованного опыта (опыт действий по известному алгоритму) — способов осуществления переноса знаний, умений и навыков в нестандартную ситуацию. Суть заданий в работах этого типа сводится к поиску формулированию и реализации способа решения, что всегда выходит за пределы прошлого формализованного опыта и в реальном процессе мышления требует от студентов варьирования условиями задания и усвоенной ранее учебной информацией, рассмотрения их с точки зрения сложившейся учебной ситуации. Наконец, самостоятельные работы четвертого типа направлены на формирование знаний-трансформаций, способов исследовательской деятельности (творческий уровень) посредством выполнения творческих заданий. В ходе выполнения обучающимися самостоятельной работы этого типа разрабатываются исследовательские задания, решаются задачи повышенного уровня сложности; при этом в учебном процессе создаются предпосылки для развертывания исследовательской деятельности студентов. Учебно-познавательная деятельность обучающихся при выполнении этих работ заключается в глубоком проникновении в сущность рассматриваемых объектов, установлении новых связей и отношений, необходимых для нахождения новых, неизвестных ранее идей и принципов решений, генерирования новой информации.
Самостоятельную работу студентов можно классифицировать также по друтим параметрам. В зависимости от дидактических целей и задач, которые решаются в процессе самостоятельной работы, можно выделить следующие виды самостоятельной работы: 1) самостоятельная работа по уточнению и дополнению сведений и знаний, полученных на учебных занятиях (работа с текстом, проведение эксперимент и др.): 2) самостоятельная работа по формированию практических умений и навыков на основе выполнения заданий (или решения задач); 3) самостоятельная работа по приобретению студентами новых знаний; 4) самостоятельная работа по развитию у студентов общеучебных умений, мыслительных процессов (анализа, систематизации и обобщения, классификации, проверки достоверности данных и др.); 5) самостоятельная работа по удовлетворению образовательных запросов и интересов студентов (реферат, научная работа и др.) Источниками информации при выполнении студентами указанных видов самостоятельной работы могут выступать: - печатные материалы; - материалы на электронных носителях: - визуально-графические материалы, звуковое сопровождение с помощью радио- и телеаппаратуры; - результаты экспериментов в процессе учебно-познавательной и научно-исследовательской деятельности и др. Выделяют следующие основные этапы организации в учебном процессе самостоятельной работы студентов. 1. Подготовительный, связанный с определением на учебных занятиях у студентов начальною уровня знаний и умений самостоятельной работы, ознакомлением их с предстоящей системой и методами самостоятельной работы по предмету. Реализация данного этапа направлена на формирование у студентов мотивации к самостоятельной работе, сознательности при ее выполнении. Подготовительный этап организации самостоятельной работы может быть осуществлен в рамках изучения курса «Введение в специальность» или спецкурса «Организация самостоятельной работы студента». 2. Тренировочный, в процессе которого ставится задача на практических занятиях (в рамках КСР) научить каждого студента системе самостоятельной работы над литературой (научной, справочной, архивной и др.) по предмету, сформировать общие учебные умения, а также практические умения по применению знаний по образцу (в стандартных ситуациях). 3. Формирующий, направленный н ходе учебных занятий, консультаций на развитие у студентов учений и навыков и применения исследовательского подхода (метода) к изучению проблем учебной дисциплины или профильной науки, смежных областей знаний и применения научных достижений в будущей профессиональной деятельности.
4. Творческий, где студентами в ходе индивидуальных консультаций осваивается система организации самостоятельной учебно-исследовательской работы, осуществляется подготовка к участию в спецсеминарах, олимпиадах и конкурсах, научно-практических конференциях, написанию научных, курсовых и дипломных (магистерских) работ. 5. Заключительный, нацеленный на подведение итогов самостоятельной учебной и учебно-исследовательской работы каждого студента по предмету за семестр (или за весь учебный год). После прохождения студентами промежуточного и итогового тестирования по предмету или выполнения контрольных работ сдачи зачета (экзамена) на основе итогами, рейтинговой оценки преподавателем даются развернутая характеристика их самостоятельной деятельности, оценка достигнутых учебных и научных результатов. С учетом итогов самостоятельной работы студентам может быть предложено исследовать определенную проблему в рамках курсового или дипломного проекта. Указанные этапы самостоятельной работы студентов могут осуществляться как в рамках изучения отдельного предмета, так и при исполнении графика самостоятельных работ на факультете (кафедры в течение семестра или учебного года. Прохождение названных панов самостоятельной работы в указанной последовательности не является обязательным требованием к учебной деятельности студентов. Например, на старших курсах самостоятельная учебно-исследовательская деятельность может начинаться с третьего или четвертого этапа при условии сформированности у студента навыков работы с текстом и опыта применения исследовательского метода при изучении проблем. При этом важными педагогическими условиями развития у студентов исследовательских умений выступают введение элементов исследования во все формы и виды учебных занятий на 1-м курсе и постепенный переход от простейших форм учебно-исследовательской работы студентов (УИРС) до высшей формы внеучебной. Научно-исследовательской работы (НИРС) на старших курсах. Эффективность организации самостоятельной работы студентов достигается за счет: - разработки преподавателями системы заданий тренировочного и усложненного типов, предназначенных для индивидуальной и групповой работы, рассчитанных как на кратковременный, так и на длительный периоды их выполнения (например, в ходе подготовки к лекциям и семинарам, написания курсовых, дипломных работ и т.д.); - согласованности и преемственности между содержанием, методами решения и оценивания результатов выполнения заданий, предназначенных для самостоятельной разработки на лекционных, практических занятиях, в период производственной, включая работу над курсовыми и дипломными проектами. Учет этого условия обеспечит практическою и профессиональную направленность учебного процесса, а также преемственность основных учебных форм; - учета индивидуальных особенностей и возможностей студентов с целью развития у них научных интересов, профессиональных способностей в процессе самостоятельной работы; а также разработкой (коррекцией) в соответствии с потребностями профессионального становления заданий для самостоятельного выполнения; - конструирования содержания учебного материала и заданий для самостоятельной работы с использованием компьютерных средств, что обеспечит автоматизированный систематический контроль самостоятельной работы студентов. Положительными сторонами использования компьютерных средств являются: - усиление активной роли студента в организации образовательного процесса (в постановке образовательных целей, выборе форм и темпов обучения и др.); - расширение вариативности предъявления учебного материала за счет возможности воздействия на все личностные каналы восприятия информации: устранение временного разрыва между ознакомлением с новым материалом и контролем достигнутых знаний; обеспечение индивидуализации обучения, основанной на гибкости и адаптивности компьютерных учебных программ. При разработке учебно-методического обеспечения самостоятельной работы студентов необходимо учитывать специфику следующих видов самостоятельной работы, которые связаны с иной организации учебного процесса: - подготовка к аудиторным занятиям (лекциям, практическим, семинарским, лабораторным и др.); - выполнение домашних заданий: - самостоятельною работу над сдельными темами учебных дисциплин в соответствии с программами; - работу с учебной, научной, хрестоматийной литературой в объеме, предусмотренном учебными планами и программами; - написание курсовых, дипломных, магистерских работ: - проведение научных исследований, написание по результатам НИР научных работ; - подготовку к прохождению всех видов практики и выполнение соответствующих заданий; - подготовку к коллоквиумам, зачетам, экзаменам. Для осуществления СКР студентов в рамках психологических дисциплин целесообразно использовать следующие: - поддержка и консультационная помощи (консультационно-установочные, тематические, проблемные, предэкзаменационные, преддипломные консультации и т.д.); - чередование различных видов и форм контроля за выполнением самостоятельной работы; - организация собственно самостоятельная работа студентов (вне аудитории: в библиотеке и др.), мотивируемая собственными познавательными потребностями и контролируемая им самим; - управляемая самостоятельная работа студентов (организуемая в аудитории под контролем преподавателя); - организация индивидуальной самостоятельной работы (работа с учебной и научной литературой, подготовка к семинарским и лабораторным занятиям, зачетам, экзаменам, выполнение и защита курсовых и дипломных работ, написание рефератов и др.); - задания на практике по курсовым и дипломным работам, включая круг научных интересов, место работы, профессиональные способности и т.д. (для студентов заочного отделения); - ведение различных видов конспекта к практическим занятиям; - выполнение тематических тестовых заданий по предмету; - опрос на учебном занятии, практики, - выполнение контрольных работ; - написание рефератов; - аннотирование литературы; - конспектирование статей; - подготовка тематических сообщений, докладов студентами; - разбор практических случаев; - анализ периодической литературы; - подбор тематической литературы; - подготовка к олимпиадам; - подбор и изготовление дидактического, диагностического материалов к занятию.
|
|||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2021-12-15; просмотров: 105; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.138.174.174 (0.035 с.) |