Методика проведения практических занятий по психологии. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Методика проведения практических занятий по психологии.



Практические занятия призваны углублять, расширять, детализировать знания, полученные на лекции в обобщенной форме, и содействовать выработке навыков профессиональной деятельности. Данные занятия развивают научное мышление и речь, позволяют проверить знания студентов и выступают как средство оперативной обратной связи.

Структура практического занятия состоит из следующих компонентов:

1. Повторение теоретических положений в соответствии с планом практического занятия,

2. Применение теоретических положений на прикладном и практическом уровне под руководством преподавателя.

3.практическое занятие оформляется студентом письменно (правила оформления такие же, как в ла­бораторной работе).

Практические занятия проводятся в стенах самого учебного заведения или в местах практики сту­дентов и имеют целью обучить их решению специфических задач по профилю своей специальности. Это могут быть задачи по разрешению психологического конфликта в ученическом коллективе класса для школьного психолога; задачи по распознаванию нервно-психических расстройств по представлен­ным симптомам и постановке примерного диагноза для медицинских психологов; задачи по психологи­ческой экспертизе правонарушений или психологическому консультированию правоведов - для юриди­ческого психолога и т.д.

Особое внимание следует уделить педагогическому руководству. На начальных этапах обучения большое значение имеет четкая постановка познавательных задач, указанных для выполнения работы, в процессе которых студенты осмысливают существенность задания, последовательность его выполне­ния. Преподавателю следует проверить теоретическую готовность студентов к занятию, обратить вни­мание на трудности, которые могут возникнуть в процессе работы и сориентировать их на самокон­троль.

При выполнении заданий многим студентам нужна помощь, коррекция действий, проверка проме­жуточных результатов. Наблюдения за работой дают возможность направлять в нужное русло ход мыс­лей студента, развивать его познавательную самостоятельность, творческую активность, регулировать темп работы.

Студенты других гуманитарных вузов, изучающие психологию, будут работать вне образовательной системы в учреждениях и на предприятиях в качестве практических психологов или руководителей коллективов и будут сталкиваться на практике с разнообразными ситуациями. Это могут быть правовые ситуации для юристов; психическое состояние и поведение инвалидов и престарелых для социальных работников; психологические проявления типичных заболеваний для медицинских работников; про­блемы и задачи оптимального управления государственными и частными (рыночными) структурами для государственных чиновников, губернаторов, префектов, директоров, начальников и других управ­ленцем, менеджеров и т.д.

Участие студента в практических занятиях всегда представляет собой выполнение учебных зада­ний в форме тех или иных задач как специально сформулированных на самом занятии, так и заранее им известных (вошедших в план семинарского занятия).

33. Организация самостоятельной работы студентов при изучении психологии

Повысить качество образования в вузе и обеспечить сформированность у выпускников указан­ных умений и навыков невозможно без повышения роли самостоятельной учебной и исследовательской работы студентов в образовательном процессе, без создания условий для ее эффективной организации, без усиления ответственности как самих обучающихся, так и профессорско-преподавательского состава, руководства вуза, факультетов, кафедр за развитие учебно-познавательной активности и самостоятель­ности студентов.

Самостоятельная работа студентов (СРС) — это разнообразные виды индивидуальной и коллек­тивной деятельности обучающихся на аудиторных и внеаудиторных занятиях или в домашних условиях (библиотеке) по выполнению различных заданий под методическим руководством преподавателя, но без его непосредственного участия. Самостоятельная работа рассматривается как специфическая форма учебной деятельности студента и характеризуется рядом следующих психолого-педагогических особен­ностей.

При этом СРС предполагает выполнение обучающимися следующих действий: осознание целей своей деятельности, принятие или постановка учебной задачи, самоорганизация в распределении учеб­ных действий во времени, корректирование собственной работы на основе самоконтроля и самооценки.

Организация самостоятельной работы студентов направлена на решение следующих задач:

а) закрепление, обобщение и повторение пройденного учебного материала; применение получен­ных знаний в стандартных ситуациях и при решении задач высокого уровня сложности и неопределен­ности;

б) совершенствование предметных умений и навыков по изучаемым дисциплинам; формирова­ние межпредметных, общеучебных, исследовательских умений;

в) активизация учебной и научно-исследовательской деятельности обучающихся, ее максималь­ная индивидуализация с учетом психофизических особенностей, академической успеваемости студен­тов;

г) формирование готовности студентов к самообразованию в течение всей жизни.

В целях более эффективной организации самостоятельной работы требуется, во-первых, к каж­дому учебному занятию в рамках изучаемого учебного курса определить перечень основных знаний, умений и навыков (ЗУНов) или компетенций, которыми должны овладеть студенты. Во-вторых, други­ми дидактическими требованиями к деятельности преподавателя выступают отбор содержания материа­ла с учетом заданных компетенций и установление соотношения объемов учебной и научной информа­ции, которая будет рассматриваться на учебном занятии или предлагаться студентам для самостоятель­ной проработки.

Существует следующая классификация самостоятельной работы (ЕЛ. Белкина Л.М. Данилова и др.), которые выделяют в соответствии с уровнями умственной деятельности обучающихся четыре типа самостоятельных работ. Самостоятельные работы первого типа призваны формировать у студентов зна­ния и умения на основе заданного алгоритма деятельности, предпосылок к этой деятельности. По сути, при выполнении такой самостоятельной работы студентами усваиваются знания-знакомства (по И.Я. Лернеру, М.Н. Скаткину) и достигается первый уровень усвоения деятельности — деятельность по уз­наванию (по В.П. Беспалько). В практике вузовского обучения в качестве самостоятельных работ перво­го чаще всего используются домашние задания самых разнообразных видов, такие как работа с учебни­ком, с конспектом лекций и т.п. Однако следует отменить, что общим требованием к разработке заданий для самостоятельной работы первого типа должно является то, что все данные для выявления искомого, а также сам способ выполнения задания обязательно должны быть представлены или в hrhom виде, или непосредственно в самом задании, а также % соответствующей инструкции. Назначение самостоятель­ных работ первого типа состоит в создании условий, обеспечивающих формирование у студентов зна­ний первого уровня — знаний-знакомств. Например, задания по выполнению самостоятельной работы первого типа могут выглядеть следующим образом:

Задание 1. Прочитать текст и выявить существенные признаки, характеризующие описанную систему.

Задание 2. Прочитайте методические указания и выполните следующие задания.

Самостоятельные работы второго типа направлены на формирование знаний, позволяющих воспроизводить по памяти усвоенную Информацию и решать типовые задачи. Другими словами, при осуществлении самостоятельной работы второго типа студенты осваивают знания второго уровня — знания-копии или знания-умения: при этом они достигают второго уровня усвоения деятельности — деятельность по воспроизведению или алгоритмический уровень. Учебно-познавательная деятельность студентов в этом случае заключается в воспроизведении и частичном реконструировании, преобразо­вании структуры и содержания усвоенной ранее учебной информации. Реконструирование и преобразо­вание учебного материала на том уровне предполагают наличие умений:

- анализировать предложенное описание объекта,

- намечать возможные пути выполнения задания,

- выбирать наиболее правильные из них или последовательно находить логически связанные друг с другом способы решения и др.

В вузовской практике самостоятельными работами второго типа могут являться отдельные этапы лабораторных и практических заданий, проекты и типовые курсовые работы, а также организованные домашние задания, содержащие предписания алгоритмическою типа. Общая характерная особенность всех видов самостоятельных работ второго типа заключается в том. что задании должны содержаться общий алгоритм решения и требование к учебной деятельности студентов по развитию и применении этого алгоритма к конкретным условиям.

Дидактической целью самостоятельной работы третьего типа является формирование у студен­тов знаний третьего уровня — эвристического, т.е. знаний, лежащих в основе решения нетиповых задач. Учебно-познавательная деятельность при выполнении самостоятельных работ третьего типа заключает­ся в накоплении и проявлении нового опыта деятельности на базе усвоенного ранее формализованного опыта (опыт действий по известному алгоритму) — способов осуществления переноса знаний, умений и навыков в нестандартную ситуацию. Суть заданий в работах этого типа сводится к поиску формули­рованию и реализации способа решения, что всегда выходит за пределы прошлого формализованного опыта и в реальном процессе мышления требует от студентов варьирования условиями задания и усво­енной ранее учебной информацией, рассмотрения их с точки зрения сложившейся учебной ситуации.

Наконец, самостоятельные работы четвертого типа направлены на формирование знаний-трансформаций, способов исследовательской деятельности (творческий уровень) посредством выполне­ния творческих заданий. В ходе выполнения обучающимися самостоятельной работы этого типа разра­батываются исследовательские задания, решаются задачи повышенного уровня сложности; при этом в учебном процессе создаются предпосылки для развертывания исследовательской деятельности студен­тов. Учебно-познавательная деятельность обучающихся при выполнении этих работ заключается в глу­боком проникновении в сущность рассматриваемых объектов, установлении новых связей и отношений, необходимых для нахождения новых, неизвестных ранее идей и принципов решений, генерирования но­вой информации.

Самостоятельную работу студентов можно классифицировать также по друтим параметрам. В за­висимости от дидактических целей и задач, которые решаются в процессе самостоятельной работы, можно выделить следующие виды самостоятельной работы:

1) самостоятельная работа по уточнению и дополнению сведений и знаний, полученных на учебных занятиях (работа с текстом, проведение эксперимент и др.):

2) самостоятельная работа по формированию практических умений и навыков на основе выполнения заданий (или решения задач);

3) самостоятельная работа по приобретению студентами новых знаний;

4) самостоятельная работа по развитию у студентов общеучебных умений, мыслительных процессов (анализа, систематизации и обобщения, классификации, проверки достоверности данных и др.);

5) самостоятельная работа по удовлетворению образовательных запросов и интересов студентов (ре­ферат, научная работа и др.)

Источниками информации при выполнении студентами указанных видов самостоятельной рабо­ты могут выступать:

- печатные материалы;

- материалы на электронных носителях:

- визуально-графические материалы, звуковое сопровождение с помощью радио- и телеаппара­туры;

- результаты экспериментов в процессе учебно-познавательной и научно-исследовательской деятельности и др.

Выделяют следующие основные этапы организации в учебном процессе самостоятельной работы студентов.

1. Подготовительный, связанный с определением на учебных занятиях у студентов начальною уровня знаний и умений самостоятельной работы, ознакомлением их с предстоящей системой и метода­ми самостоятельной работы по предмету. Реализация данного этапа направлена на формирование у студентов мотивации к самостоятельной работе, сознательности при ее выполнении. Подготовительный этап организации самостоятельной работы может быть осуществлен в рамках изучения курса «Введение в специальность» или спецкурса «Организация самостоятельной работы студента».

2. Тренировочный, в процессе которого ставится задача на практических занятиях (в рамках КСР) научить каждого студента системе самостоятельной работы над литературой (научной, справоч­ной, архивной и др.) по предмету, сформировать общие учебные умения, а также практические умения по применению знаний по образцу (в стандартных ситуациях).

3. Формирующий, направленный н ходе учебных занятий, консультаций на развитие у студентов учений и навыков и применения исследовательского подхода (метода) к изучению проблем учебной дисциплины или профильной науки, смежных областей знаний и применения научных достижений в будущей профессиональной деятельности.

4. Творческий, где студентами в ходе индивидуальных консультаций осваивается система орга­низации самостоятельной учебно-исследовательской работы, осуществляется подготовка к участию в спецсеминарах, олимпиадах и конкурсах, научно-практических конференциях, написанию научных, курсовых и дипломных (магистерских) работ.

5. Заключительный, нацеленный на подведение итогов самостоятельной учебной и учебно-исследовательской работы каждого студента по предмету за семестр (или за весь учебный год). После прохождения студентами промежуточного и итогового тестирования по предмету или выполнения контрольных работ сдачи зачета (экзамена) на основе итогами, рейтинговой оценки преподавателем да­ются развернутая характеристика их самостоятельной деятельности, оценка достигнутых учебных и на­учных результатов. С учетом итогов самостоятельной работы студентам может быть предложено иссле­довать определенную проблему в рамках курсового или дипломного проекта.

Указанные этапы самостоятельной работы студентов могут осуществляться как в рамках изуче­ния отдельного предмета, так и при исполнении графика самостоятельных работ на факультете (кафед­ры в течение семестра или учебного года. Прохождение названных панов самостоятельной работы в указанной последовательности не является обязательным требованием к учебной деятельности студен­тов. Например, на старших курсах самостоятельная учебно-исследовательская деятельность может на­чинаться с третьего или четвертого этапа при условии сформированности у студента навыков работы с текстом и опыта применения исследовательского метода при изучении проблем. При этом важными пе­дагогическими условиями развития у студентов исследовательских умений выступают введение эле­ментов исследования во все формы и виды учебных занятий на 1-м курсе и постепенный переход от простейших форм учебно-исследовательской работы студентов (УИРС) до высшей формы внеучебной. Научно-исследовательской работы (НИРС) на старших курсах.

Эффективность организации самостоятельной работы студентов достигается за счет:

- разработки преподавателями системы заданий тренировочного и усложненного типов, предна­значенных для индивидуальной и групповой работы, рассчитанных как на кратковременный, так и на длительный периоды их выполнения (например, в ходе подготовки к лекциям и семинарам, написания курсовых, дипломных работ и т.д.);

- согласованности и преемственности между содержанием, методами решения и оценивания ре­зультатов выполнения заданий, предназначенных для самостоятельной разработки на лекционных, практических занятиях, в период производственной, включая работу над курсовыми и дипломными проектами. Учет этого условия обеспечит практическою и профессиональную направленность учебного процесса, а также преемственность основных учебных форм;

- учета индивидуальных особенностей и возможностей студентов с целью развития у них науч­ных интересов, профессиональных способностей в процессе самостоятельной работы; а также разработ­кой (коррекцией) в соответствии с потребностями профессионального становления заданий для само­стоятельного выполнения;

- конструирования содержания учебного материала и заданий для самостоятельной работы с ис­пользованием компьютерных средств, что обеспечит автоматизированный систематический контроль

самостоятельной работы студентов. Положительными сторонами использования компьютерных средств являются:

- усиление активной роли студента в организации образовательного процесса (в постановке обра­зовательных целей, выборе форм и темпов обучения и др.);

- расширение вариативности предъявления учебного материала за счет возможности воздействия на все личностные каналы восприятия информации: устранение временного разрыва между ознакомле­нием с новым материалом и контролем достигнутых знаний; обеспечение индивидуализации обучения, основанной на гибкости и адаптивности компьютерных учебных программ.

При разработке учебно-методического обеспечения самостоятельной работы студентов необхо­димо учитывать специфику следующих видов самостоятельной работы, которые связаны с иной органи­зации учебного процесса:

- подготовка к аудиторным занятиям (лекциям, практическим, семинарским, лабораторным и др.);

- выполнение домашних заданий:

- самостоятельною работу над сдельными темами учебных дисциплин в соответствии с программами;

- работу с учебной, научной, хрестоматийной литературой в объеме, предусмотренном учебными пла­нами и программами;

- написание курсовых, дипломных, магистерских работ:

- проведение научных исследований, написание по результатам НИР научных работ;

- подготовку к прохождению всех видов практики и выполнение соответствующих заданий;

- подготовку к коллоквиумам, зачетам, экзаменам.

Для осуществления СКР студентов в рамках психологических дисциплин целесообразно исполь­зовать следующие:

- поддержка и консультационная помощи (консультационно-установочные, тематические, про­блемные, предэкзаменационные, преддипломные консультации и т.д.);

- чередование различных видов и форм контроля за выполнением самостоятельной работы;

- организация собственно самостоятельная работа студентов (вне аудитории: в библиотеке и др.), мотивируемая собственными познавательными потребностями и контролируемая им самим;

- управляемая самостоятельная работа студентов (организуемая в аудитории под контролем пре­подавателя);

- организация индивидуальной самостоятельной работы (работа с учебной и научной литерату­рой, подготовка к семинарским и лабораторным занятиям, зачетам, экзаменам, выполнение и защита курсовых и дипломных работ, написание рефератов и др.);

- задания на практике по курсовым и дипломным работам, включая круг научных интересов, ме­сто работы, профессиональные способности и т.д. (для студентов заочного отделения);

- ведение различных видов конспекта к практическим занятиям;

- выполнение тематических тестовых заданий по предмету;

- опрос на учебном занятии, практики,

- выполнение контрольных работ;

- написание рефератов;

- аннотирование литературы;

- конспектирование статей;

- подготовка тематических сообщений, докладов студентами;

- разбор практических случаев;

- анализ периодической литературы;

- подбор тематической литературы;

- подготовка к олимпиадам;

- подбор и изготовление дидактического, диагностического материалов к занятию.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-12-15; просмотров: 105; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.138.174.174 (0.035 с.)