Методика проведения лабораторных занятий по психологии. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Методика проведения лабораторных занятий по психологии.



Лабораторное занятие - это форма учебной деятельности, служащая для отработки практических действий по тому или иному предмету. Цель лабораторной работы - повторение и проверка экспери­ментальных данных, эмпирическое подтверждение теоретических и прикладных исследований.

Основная задача лабораторных занятий - формирование конкретных умений и навыков на основе полученных теоретических знаний по предмету. Кроме того, лабораторные занятия дают возможность приобретения студентами навыков ведения исследовательской работы. На занятиях моделируются и об­суждаются практические ситуации, фрагменты будущей деятельности студентов в виде учебных ситуа­ционных задач, отрабатываются различные действия по применению соответствующих знаний.

Лабораторные занятия проводятся как в лабораториях университета, так и на экспериментальных базах факультета.

Контроль на лабораторных занятиях осуществляется посредством оценивания:

• активности студентов в обсуждении и решении практических ситуаций, моделируемых на заняти­ях.

• умения использовать имеющиеся теоретические знания при выполнении практических заданий.

• степени сформированности навыков исследовательской работы.

На лабораторных занятиях используются различные формы самоконтроля студен гон и взаимных проверок студентами правильности выполнения заданий. Структура лабораторного занятия:

1. Краткое резюме.

2. Теоретическое введение

3.Изложение эксперимента (моделирование практической ситуации).

4. Результаты эксперимента.

5.Выводы.                                                                                                                                                                             

6. Список используемых источников.

Резюме представляет собой сжатое изложение основных этапов лабораторной работы и является аннотацией к последующему изложению.

Теоретическое введение - это изложение фундаментальных положений, которых придерживались авторы воспроизводимого эксперимента или на которых базируется моделируемая ситуация.

Изложение эксперимента предполагает наличие цели, характеристики объекта (испытуемых), опи­сание стимульного материала и хода эксперимента.

Результаты эксперимента отражают качественное и количественное представление данных, жела­тельно обработанных с помощью методов математической статистики.

В заключении автор делает выводы о соответствии/несоответствии полученных результатов с дан­ными классического исследования.

Лабораторное занятие должно быть представлено в письменной форме (требования к его оформле­нию такие же, как к реферату) и проводится как в лабораториях университета, гак и на эксперименталь­ных базах факультета.

Лабораторные занятия помогают студентам выявлять те или иные психологические явления, осо­бенности социально-психологических механизмов взаимоотношений людей в группе и т.т. Основное предназначение лабораторных занятий обучение студентов исследовательскому подходу к изучению психологии как науки. Научные идеи, услышанные на лекции или прочитанные в специальной литера­туре, находят проверку в исследованиях, подкрепляются личным опытом студента и поэтому лучше ус­ваиваются. Благодаря лабораторным работам студент знает не только само теоретическое положение, но и то, как оно может быть получено в реальном исследовании, чтобы потом оформиться в обоб­щенную, абстрагированную от конкретных частей, стройную теорию. Отсюда и учебные задачи, наце­ленные на формирование практических умений по использованию методов психологического ис­следования: анкетирования, тестирования, проведения исследовательских бесед и интервью, обработки и математико-статистического анализа количественной информации. Организации индивидуальных и групповых экспериментов, психологической интерпретации полученных данных и

Процедура подбора и составления учебных задач для лабораторных занятий не составляет какой-либо методической трудности, так как существует масса литературы с наборами самых разных мето­дик, особенно тестов, а и учебных пособиях по практикуму приводятся темы и планы лабораторных за­нятий с готовыми вопросами и задачами.

Первое требование: занятия не должны быть громоздкими. Новее необязательно демонстрировать использование многих методик или какой-то сложной методики в полном объеме и разнообразии ис­следовательских процедур, а достаточно дать студентам убедиться в принципиальной возможности по­лучения достоверных данных с ее помощью для решения реальной исследовательской задачи или удо­стовериться в истинности какой-нибудь теории с помощью эксперимента или статистической обработ­ки количественных показателей.

Второе важное требование к методике лабораторного занятия - это обязательная для преподавате­ля теоретическая интерпретация качественных и количественных данных, полученных студентами в результате тестовых заданий, а также анкетирования, эксперимента и т. д.

В тестировании участвуют сами студенты и при этом определяется, к примеру, коэффициент ин­теллекта или акцентуация характера, то ни в коем случае нельзя допускать публичного анализарезуль­татов студентов, чтобы не давать повода к переживаниям относительно собственной «неполноценно­сти». Интерпретация результатов тестирования или анкетирования должна быть публичной, но при этом анонимной. Студенты все равно будут внимательно следить за ходом анализа, делая выводы или готовя вопросы преподавателю, если сочтут нужным что-то уточнить.

Третье требование выводы из анализа преподаватель должен делан, не только относительно воз­можностей самих исследовательских процедур, но и по содержанию самих психологических феноме­нов, которые стали объектом исследования. Иначе говоря, изучая мелодики и исследовательские под­ходы, студенты должны попутно получать знания и по теории психологии. В этом одно из предназна­чений лабораторных занятий, как и любых других учебных занятии поданному предмету.

Процесс решения студентами учебных задач во время самостоятельной работы при подготовке к групповым занятиям (семинарскому, практическому, лабораторному) является не только индивидуаль­ной учебной деятельностью каждого отдельной) студента, Я становится коллективным творчеством группы, так как всегда завершается обсуждением в учебной группе способов, приемов и метолом реше­ния и теоретического обоснования полученных результатов. Такое обсуждение в группе составляет ос­новную часть деятельности преподавателя по управлению процессом усвоения знаний. Составление и предъявление студентам учебных заданий (задач, вопросов) Представляет собой проектирование, про­граммирование самостоятельной учебной деятельности, нацеливает мыслительную активность обучае­мых на обдумывание наиболее важных Теоретических положений темы, на понимание их объективного социального, практического значения и конкретного личностного смысла. Это значит, что преподава­тель обеспечивает через учебные задания дистанционное управление процессами усвоения, про­граммируя заранее ход мыслей обучаемых, направляя их познавательные действия в нужное русло.

Также необходимо, чтобы преподаватель в непосредственном контакте с обучаемыми на групповых обсуждениях оказывал прямое управляющее воздействие на их мысли, выявлял и корректировал их в процессе дискуссии.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-12-15; просмотров: 87; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.147.67.166 (0.005 с.)