Международный опыт управления рекреационной сферой в мире 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Международный опыт управления рекреационной сферой в мире



Опыт разных стран показывает, что успех развития рекреации зависит от того, как на государственном уровне воспринимается данная отрасль, насколько она пользуется государственной поддержкой. Стоит отметить, что сфера рекреации, как многоотраслевой комплекс, нуждается в координации своей хозяйственной деятельности гораздо сильнее, чем любая другая. Однако чрезмерное государственное присутствие и регламентация разрушает проявление предпринимательской инициативы, которая лежит в основе становления рыночных отношений. Поэтому формирование государственных органов управления туризмом является достаточно сложным процессом.

Изучая принципы государственного регулирования туристической деятельности, можно выделить несколько характерных позиций, присутствующих на мировом туристическом рынке в данный период:

- Жесткое авторитарное управление всеми аспектами туризма в стране;

- Объединение сферы туризма со смежными отраслями хозяйства в рамках комбинированного министерства;

- Мягкие подходы к регулированию и координации туристической деятельности органами национальной туристической администрации;

- Безразличие к туризму, как к явлению социальному и экономическому.

Таким образом, на сегодняшний день существуют различные организационные системы управления туризмом - от самостоятельных или совместных министерств до национальных администраций, прямо подчиненных правительству. Кроме того, некоторые страны мира осуществляют управление туристического деятельностью только на уровне региональных органов государственной власти, другие - не имеют государственных рычагов регулирования сферы туризма вообще.

Разнообразие этих форм объясняется спецификой социально-экономических и политических условий развития отдельных государств, степенью значимости туризма в национальной экономике, уровнем развитости рыночных отношений, масштабами туризма в разных странах. Однако можно утверждать, что в международной практике сформировались четыре основные модели государственного регулирования в сфере туризма. Задача заключается в определении степени государственного вмешательства в организацию деятельности туристической отрасли.

Так, первая модель предусматривает создание самостоятельного министерства по туризму, которое наделяется большими полномочиями по развитию данной сферы. В каждой следующей модели влияние центрального органа исполнительной власти на  туристическую отрасль уменьшается, вплоть до полного отсутствия в некоторых странах.

По результатам исследования системы государственного регулирования в сфере туризма всех 193 стран мира сделан вывод, что самой распространенной является вторая модель, которая предусматривает создание комбинированного министерства, которое сочетает туризм со смежными отраслями - 41 % стран мира выбирают именно ее. Треть государств (31 %) придерживаются третьей модели, по которой центральным органом исполнительной власти в сфере туризма может быть или многопрофильное министерство, или государственная структура (администрация, комитет, департамент), прямо подчиненная правительству. Каждая пятая (21 %) страна мира имеет отдельное министерство по туризму, то есть использует первую модель, и лишь 7 % государств не занимаются регулированием туристической отрасли на уровне центральной государственной власти.

Стоит отметить, что первая модель государственного регулирования в сфере туризма характерна для развивающихся стран. Она предполагает наличие сильного и авторитетного министерства, в рамках которого сконцентрирован значительный контроль над туристической отраслью. Характерными особенностями первой модели государственного регулирования в сфере туризма можно считать следующие:

- Развитие иностранного (въездного) туризма считается наиболее выгодным источником получения твердой валюты, по сравнению с другими отраслями экономики;

- Создание туристической инфраструктуры является привлекательной сферой вложения капитала, привлечения иностранных инвестиций;

- Выделение значительных средств из государственного бюджета на рекламу страны как популярного туристического направления, на участие в международных туристических выставках, на поддержку туристического интернет -ресурса и т.д.

Вторая модель предполагает создание общего министерства, которое кроме туризма занимается другими, смежными видами деятельности. Так, например, туризм обычно комбинируется или с отраслями материального хозяйства (промышленностью, энергетикой, торговлей, транспортом, связью и т.д.), или с отраслями непроизводственной сферы (культурой, спортом, информациией, охраной окружающей среды, природными ресурсами и т.д.). Вторая модель государственного регулирования в сфере туризма присуща как развивающимся странам, так и странам с переходной экономикой, а в отдельных случаях - развитым странам, которые готовы уделять туризму больше внимания. Фактором, объединяющим все эти государства, является их намерение позиционировать себя на международной арене как рецептивные туристические рынки.

Характерными чертами второй модели являются:

- Определение туризма, как приоритетного направления развития экономики и культуры страны;

- Необходимость достижения сбалансированности в развитии туризма и других областях материальной и непроизводственной сфер;

- Четкое распределение полномочий между центральными и региональными туристическими администрациями;

- Широкая реклама страны, как наиболее популярного туристического направления на зарубежных туристических рынках.

Третья модель характеризуется созданием самостоятельной специализированной структуры - Национальной туристической администрации (НТА) - в рамках многофункционального министерства или прямо подчиненной правительству страны.

Данная модель свойственна странам, в которых сфера туризма преимущественно относится к компетенции министерств с экономической направленностью, что является дополнительным признанием важной роли туристического сектора в экономике. Характерными чертами третьей модели государственного регулирования в данной сфере являются:

- Туризм занимает определенное место в структуре экономики;

- Активный поиск возможностей по согласованию интересов государства и частного бизнеса, центра и регионов;

- Получение НТА относительной самостоятельности в принятии решений;

- Осуществление четкого распределения НТА на два подразделения - "административный" и "маркетинговый";

- Сокращение государственных расходов на развитие туризма, что приводит к постепенному переходу маркетинговой структуры НТА на смешанное финансирование.

Четвертая модель предполагает отсутствие центрального органа исполнительной власти в сфере туризма. Следует отметить, что она объединяет как высокоразвитые государства, которые имеют большой уровень ВНП на душу населения, так и страны  занимающие последние места в рейтинге по данному показателю. Таким образом, отсутствие центрального туристического ведомства в этих странах можно трактовать по- разному:

- Во-первых, данную модель государственного регулирования выбирают страны, предусматривающие решать вопросы развития туризма или на региональном уровне, или самостоятельно субъектами хозяйствования на основе принципов рыночной экономики. Такой подход эффективен в развитых странах, где преобладают частные туристические предприятия разной величины и специализации. Важное значение при этом имеют общая развитость туристической инфраструктуры, эффективная система обеспечения безопасности туристов, высокий уровень предоставления банковских, страховых услуг и медицинского обслуживания. Кроме того, страна должна быть интересной для иностранных туристов во всех аспектах и ​​не нуждаться в особой рекламе ее туристического продукта на мировом рынке. В этом случае можно обойтись без специальных органов государственного регулирования в сфере туризма;

- Во-вторых, эта модель свойственна странам, которые или не уделяют развитию туризма значительного внимания, или имеют недостаточный уровень экономического развития, или находится в состоянии политической нестабильности и т.п.

По результатам исследования выявлено, что большинство из 193 стран мира для нормализации работы туристической сферы объединяют элементы государственного управления и рыночного саморегулирования. Это приводит к образованию нескольких основных моделей государственного вмешательства в туристическую деятельность, что отражает полный спектр данной проблемы - от создания сильных министерств по туризму до предоставления туристическим предприятиям возможности представлять свои интересы с помощью региональных структур.

В странах с развитой экономикой государственное управление туристической отраслью может быть минимальным. Развивающимся странам и странам с переходной экономикой, наоборот, необходимо повышенное внимание на государственном уровне к развитию туристической сферы. Полное же отстранение власти от проблем развития туризма может негативно отразиться на всех аспектах рекреационной сферы.

 

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-12-15; просмотров: 101; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.227.228.95 (0.01 с.)