Профили открытых информационных систем 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Профили открытых информационных систем



Создание, сопровождение и развитие современных сложных информационных систем базируется на методологии построения таких систем как открытых. Открытые информационные системы создаются в процессе информатизации всех основных сфер современного общества: органов государственного управления, финансово-кредитной сферы, информационного обслуживания предпринимательской деятельности, производственной сферы, науки, образования. Развитие и использование открытых информационных систем неразрывно связаны с применением стандартов на основе методологии функциональной стандартизации информационных технологий.

При создании и развитии сложных, распределенных, тиражируемых информационных систем требуются гибкое формирование и применение гармонизированных совокупностей базовых стандартов и нормативных документов разного уровня, выделение в них требований и рекомендаций, необходимых для реализации заданных функций системы. Для унификации и регламентирования такие совокупности базовых стандартов должны адаптироваться и конкретизироваться применительно к определенным классам проектов, функций, процессов и компонентов системы. В связи с этим выделилось и сформировалось понятие профиля информационной системы как основного инструмента функциональной стандартизации.

Профиль - это совокупность нескольких (или подмножество одного) базовых стандартов с четко определенными и гармонизированными подмножествами обязательных и факультативных возможностей, предназначенная для реализации заданной функции или группы функций. Профиль формируется исходя из функциональных характеристик объекта стандартизации. В профиле выделяются и устанавливаются допустимые возможности и значения параметров каждого базового стандарта и/или нормативного документа, входящего в профиль. Профиль не должен противоречить входящим в него базовым стандартам и нормативным документам. Применяемые в соответствии с профилем необязательные возможности и значения параметров, выбранные из альтернативных вариантов, должны оставаться в допустимых пределах.

На базе одной совокупности базовых стандартов могут формироваться и утверждаться различные профили для разных проектов информационных систем. Ограничения базовых документов профиля и их согласованность, контролируемая разработчиками профиля, должны обеспечивать качество, совместимость и корректное взаимодействие отдельных компонентов системы, соответствующих профилю, в за­данной области его применения. Базовые стандарты и профили в зависимости от проблемно-ориентированной области применения информационных систем могут использоваться как непосредственные директивные, руководящие или рекомендательные документы, а также как нормативная база, необходимая при выборе или разработке средств автоматизации технологических этапов или процессов создания, сопровождения и разви­тия информационных систем.

Обычно рассматривают две группы профилей, регламентирующих:

Ø архитектуру и структуру информационной системы;

Ø процессы проектирования, разработки, применения, сопровождения и развития системы.

В зависимости от области применения профили могут иметь разные категории и, соответственно, разные статусы утверждения:

Ø профили конкретной информационной системы, определяющие стандартизо­ванные проектные решения в пределах данного проекта;

Ø профили информационной системы, предназначенные для решения некоторо­го класса прикладных задач.

Профили информационных систем унифицируют и регламентируют только часть требований, характеристик, показателей качества объектов и процессов, выделен­ных и формализованных на базе стандартов и нормативных документов. Другая часть функциональных и технических характеристик системы определяется за­казчиками и разработчиками творчески, без учета положений нормативных доку­ментов.

Профили информационных систем призваны решить следующие задачи:

Ø снижение трудоемкости проектов;

Ø повышение качества компонентов информационных систем;

Ø обеспечение расширяемости и масштабируемости разрабатываемых систем;

Ø обеспечение возможности функциональной интеграции в информационную систему задач, которые раньше решались раздельно;

Ø обеспечение переносимости прикладного программного обеспечения.

Ø зависимости от того, какие из указанных задач являются наиболее приоритетными, производится выбор стандартов и документов для формирования профиля.

Актуальность использования профилей информационных систем обусловлена современным состоянием стандартизации информационных технологий, которое характеризуется следующими особенностями:

Ø существует множество международных и национальных стандартов, которые не полностью и неравномерно удовлетворяют потребностям в стандартизации объектов и процессов создания и применения сложных информационных си­стем;

Ø длительные сроки разработки, согласования и утверждения международных и национальных стандартов приводят к их консерватизму и хроническому отставанию от современных информационных технологий;

Ø функциональными стандартами поддержаны и регламентированы только са­мые простые объекты и рутинные, массовые процессы (телекоммуникации, программирование, документирование программ и данных), а наиболее сложные и творческие процессы создания и развития крупных распределенных информационных систем (системный анализ и проектирование, интеграция компонентов и систем, испытания и сертификация) почти не поддержаны требованиями и рекомендациями стандартов из-за трудности их формализации и унификации;

Ø совершенствование и согласование нормативных и методических документов в ряде случаев позволяют создать на их основе национальные и международные стандарты.

Подходы к формированию профилей информационных систем могут быть различными. В международной функциональной стандартизации информационных тех­нологий принято довольно жесткое понятие профиля. Считается, что его основой могут быть только утвержденные международные и национальные стандарты. Использование стандартов де-факто и нормативных фирменных документов не допускается. При таком подходе затруднены унификация, регламентирование и параметризация множества конкретных функций и характеристик сложных объек­тов архитектуры и структуры современных информационных систем.

Другой подход к разработке и применению профилей информационных систем состоит в использовании совокупности адаптированных и параметризованных базо­вых международных и национальных стандартов и открытых спецификаций, отве­чающих стандартам де-факто и рекомендациям международных консорциумов.

Эталонная модель среды открытых систем определяет разделение любой информационной системы на две составляющие: приложения (прикладные программы и программные комплексы) и среду, в которой эти приложения функционируют.

Между приложениями и средой определяются стандартизованные прикладные программные интерфейсы (Application Programming Interface, API), которые являются необходимой частью профилей любой открытой системы. Кроме того, в профилях могут быть определены унифицированные интерфейсы взаимодействия функциональных частей друг с другом и интерфейсы взаимодействия между ком­понентами среды системы. Спецификации выполняемых функций и интерфейсов взаимодействия могут быть оформлены в виде профилей компонентов системы. Таким образом, профили информационной системы с иерархической структурой могут включать в себя:

Ø стандартизованные описания функций, выполняемых данной системой;

Ø функции взаимодействия системы с внешней для нее средой;

Ø стандартизованные интерфейсы между приложениями и средой информационной системы;

Ø профили отдельных функциональных компонентов, входящих в систему. Для эффективного использования конкретного профиля необходимо:

Ø выделить объединенные логической связью проблемно-ориентированные области функционирования, где могут применяться стандарты, общие для одной организации или группы организаций;

Ø идентифицировать стандарты и нормативные документы, варианты их использования и параметры, которые необходимо включить в профиль;

Ø документально зафиксировать части конкретного профиля, в которых требуется создание новых стандартов или нормативных документов, и идентифицировать характеристики, которые могут оказаться важными для разработки недостающих стандартов и нормативных документов этого профиля;

Ø формализовать профиль в соответствии с его категорией, включая стандарты, различные варианты нормативных документов и дополнительные параметры, которые непосредственно связаны с профилем;

Ø опубликовать профиль и/или продвигать его по формальным инстанциям для дальнейшего распространения.

Использование профилей способствует унификации при разработке тестов, проверяющих качество и взаимодействие компонентов проектируемой информационной системы. Профили должны определяться таким образом, чтобы тестирование их реализации можно было проводить в максимальной степени по стандартизо­ванной методике. При этом возможно применение ранее разработанных методик, так как международные стандарты и профили являются основой для создания об­щепризнанных аттестационных тестов.

Разработка и применение профилей являются органической частью процессов проектирования, разработки и сопровождения информационных систем. Профили характеризуют каждую конкретную информационную систему на всех стадиях ее жизненного цикла, задавая согласованный набор базовых стандартов, которым должны соответствовать система и ее компоненты.

Стандарты, важные с точки зрения заказчика, должны задаваться в техническом задании на проектирование системы и составлять ее первичный профиль. То, что не задано в техническом задании, первоначально остается на усмотре­ние разработчика системы, который, руководствуясь требованиями техниче­ского задания, может дополнять и развивать профили системы и впоследствии согласовывать их с заказчиком. Таким образом, профиль конкретной системы не является статичным, он развивается и конкретизируется в процессе проектирования информационной системы и оформляется в составе документации проекта системы.

В профиль конкретной системы включаются спецификации компонентов, разработанных в составе данного проекта, и спецификации использованных готовых программных и аппаратных средств, если эти средства не специфицированы соответствующими стандартами. После завершения проектирования и испытаний системы, в ходе которых проверяется ее соответствие профилю, профиль применяется как основной инструмент сопровождения системы при эксплуатации, модернизации и развитии.

Формирование и применение профилей конкретных информационных систем реализуется на основе международных и национальных стандартов, ведомственных нормативных документов, а также стандартов де-факто при условии доступности соответствующих им спецификаций. Для обеспечения корректного применения профилей их описания должны содержать:

Ø определение целей использования профиля;

Ø точное перечисление функций объекта или процесса стандартизации, определяемого профилем;

Ø формализованные сценарии применения базовых стандартов и спецификаций, включенных в профиль;

Ø сводку требований к информационной системе или к ее компонентам, определяющих их соответствие профилю, и требований к методам тестирования соответствия;

Ø нормативные ссылки на конкретный набор стандартов и других нормативных документов, составляющих профиль, с точным указанием применяемых редак­ций и ограничений, способных повлиять на достижение корректного взаимо­действия объектов стандартизации при использовании профиля;

Ø информационные ссылки на все исходные документы.

На стадиях жизненного цикла информационной системы выбираются и затем применяются следующие основные функциональные профили:

Ø прикладного программного обеспечения;

Ø среды информационной системы;

Ø защиты информации в информационной системе;

Ø инструментальных средств, встроенных в информационную систему.

Прикладное программное обеспечение всегда является проблемно-ориентированным и определяет основные функции информационной системы. Функциональ­ные профили системы должны включать в себя согласованные базовые стандарты. При использовании функциональных профилей информационных систем следу­ет еще иметь в виду согласование этих профилей между собой. При согласовании функцио­нальных профилей возможны также уточнения профиля среды системы и профиля встраиваемых инструментальных средств создания, сопровождения и развития прикладного программного обеспечения.

Профиль среды информационной системы должен определять ее архитектуру в соответствии с выбранной моделью обработки данных.

Стандарты интерфейсов приложений со средой (API) должны быть определены по функциональным областям профилей информационной системы. Декомпози­ция структуры среды функционирования системы на составные части, выполняе­мая на стадии эскизного проектирования, позволяет детализировать профиль сре­ды информационной системы по следующим функциональным областям эталонной модели OSE/RM:

Ø графического пользовательского интерфейса;

Ø реляционных или объектно-ориентированных СУБД (например, стандарта языка SQL-92 и спецификации доступа к разным базам данных);

Ø операционных систем с учетом сетевых функций, выполняемых на уровне операционной системы;

Ø телекоммуникационной среды в части услуг и служб прикладного уровня (электронной почты, доступа к удаленным базам данных, передачи файлов, доступа к файлам и управления файлами).

Выбор аппаратных платформ информационной системы связан с определением их параметров: вычислительной мощности серверов и рабочих станций в соответствии с проектными решениями по разделению функций между клиентами и серверами; степени масштабируемости аппаратных платформ; надежности. Профиль среды должен содержать стандарты, определяющие параметры технических средств и способы их измерения (например, стандартные тесты измерения производительности).

Профиль защиты информации должен обеспечивать реализацию политики инфор­мационной безопасности, разрабатываемой в соответствии с требуемой категори­ей безопасности и критериями безопасности, заданными в техническом задании на систему. Построение профиля защиты информации в распределенных систе­мах клиент-сервер методически связано с точным определением компонентов си­стемы, ответственных за те или иные функции, службы и услуги, и средств защи­ты информации, встроенных в эти компоненты. Функциональная область защиты информации включает в себя следующие функции, реализуемые разными компо­нентами системы:

Ø функции, реализуемые операционной системой;

Ø функции защиты от несанкционированного доступа, реализуемые на уровне программного обеспечения промежуточного слоя;

Ø функции управления данными, реализуемые СУБД;

Ø функции защиты программных средств, включая средства защиты от вирусов;

Ø функции защиты информации при обмене данными в распределенных систе­мах, включая криптографические функции;

Ø функции администрирования средств безопасности.

Профиль защиты информации должен включать указания на методы и средства обнаружения в применяемых аппаратных и программных средствах недекларированных возможностей. Профиль должен также включать указания на методы и средства резервного копирования информации и восстановления информации при отказах и сбоях аппаратуры системы.

Профиль инструментальных средств, встроенных в информационную систему, должен отражать решения по выбору методологии и технологии создания, сопро­вождения и развития информационной системы. В этом профиле должны содер­жаться ссылки на описание выбранных методологии и технологии, выполненное на стадии эскизного проектирования системы.

Состав инструментальных средств определяется на основании решений и нормативных документов об организации сопровождения и развития информационной системы. Функциональная область профиля инструментальных средств, встроенных в систему, охватывает функции центра­лизованного управления и администрирования, связанные с:

Ø контролем производительности и корректности функционирования системы в целом;

Ø конфигурированием прикладного программного обеспечения, тиражировани­ем версий;

Ø управлением доступом пользователей к ресурсам системы и конфигурированием ресурсов;

Ø перенастройкой приложений в связи с изменениями прикладных функций информационной системы;

Ø настройкой пользовательских интерфейсов (экранных форм и отчетов);

Ø ведением баз данных системы;

Ø восстановлением работоспособности системы после сбоев и аварий.

Дополнительные ресурсы, необходимые для функционирования встроенных инструментальных средств, такие как минимальный и рекомендуемый объемы оперативной памяти, размеры требуемого дискового пространства и т.п., должны быть учтены в разделе проекта, относящемся к среде информационной системы.

Выбор инструментальных средств, встроенных в систему, должен производиться в соответствии с требованиями профиля среды. Ссылки на соответствующие стандарты, входящие в профиль среды, должны содержаться и в профиле инструментальных средств.

В этом профиле должны также содержаться ссылки на требования к средствам тестирования, которые необходимы для сопровождения и развития системы и должны быть в нее встроены. В число встроенных в информационную систему средств тестирования должны входить средства функционального тестирования приложений, тестирования интерфейсов, системного тестирования и тестирования серверов/клиентов при максимальной нагрузке.


Стандарты и методики

Одним из важных условий эффективного использования информационных технологий является внедрение корпоративных стандартов. Корпоративные стандарты представляют собой соглашение о единых правилах организации технологии или управления. При этом за основу корпоративных стандартов могут приниматься отраслевые, национальные и даже международные стандарты.

Однако динамика развития информационных технологий приводит к быстрому устареванию существующих стандартов и методик разработки информационных систем. Так, в связи со значительным прогрессом в области программного обеспечения и средств вычислительной техники наблюдается рост размеров и сложности информационных систем. При этом существенно меняются требования как к основным функциям и сервисным возможностям систем, так и к динамике изменения этих функций. В этих условиях применение классических способов разработки и обеспечения качества информационных систем становится малоэффективным и не приводит к уровню качества, адекватному реальным требованиям.

Полезны в этом отношении стандарты открытых систем (в первую очередь, стандарты на интерфейсы различных видов, включая лингвистические, и на протоколы взаимодействия). Однако разработка систем в новых условиях требует также новых методов проектирования и новой организации проектных работ. Проектирование и методическая поддержка разработки информационных систем, включая программное обеспечение и базы данных, традиционно поддерживаются многими стандартами и фирменными методиками. Вместе с тем известно, что требуется адаптивное планирование разработки, в том числе в динамике процесса ее выполнения. Одним из способов адаптивного проектирования является разработка и применение профилей жизненного цикла информационных систем и программного обеспечения. Корпоративные стандарты образуют целостную систему, которая включает три вида стандартов:

Ø на продукты и услуги;

Ø на процессы и технологии;

Ø на формы коллективной деятельности, или управленческие стандарты.

Существующие на сегодняшний день стандарты можно условно разделить на несколько групп.

Ø По предмету стандартизации. К этой группе можно отнести функциональные стандарты (стандарты на языки программирования, интерфейсы, протоколы) и стандарты на организацию жизненного цикла создания и использования информационных систем (ИС) и программного обеспечения (ПО).

Ø По утверждающей организации. Здесь можно выделить официальные международные, официальные национальные или ведомственные национальные стандарты (например, ГОСТ, ANSI, IDEFO/1), стандарты международных консорциумов и комитетов по стандартизации (например, OMG), стандарты де-факто — официально никем не утвержденные, но фактически действующие (например, стандартом де-факто долгое время были язык взаимодействия с реляционными базами данных SQL и язык программирования С), фирменные стандарты (например, Microsoft ODBC).

Ø По методическому источнику. К этой группе относятся различного рода методические материалы ведущих фирм-разработчиков программного обеспечения, фирм-консультантов, научных центров, консорциумов по стандартизации.

Вкратце рассмотрим методику CDM (Custom Development Method) фирмы Oracle по разработке прикладных ИС под заказ и Международный стандарт ISO/IEC 12207:1995-08-01 01 на организацию жизненного цикла продуктов программного обеспечения.

Одним из уже сложившихся направлений деятельности фирмы Oracle стали раз­работка методологических основ и производство инструментальных средств для автоматизации процессов разработки сложных прикладных систем, ориентированных на интенсивное использование баз данных. Методика CDM является развитием давно разработанной методики CASE-Method фирмы Oracle, применяемой в CASE-средстве Oracle CASE (в новых версиях — Designer/2000).

Перечислим основные составляющие CASE-технологии и инструментальной среды фирмы Oracle.

Ø Методология структурного нисходящего проектирования, при которой разработка прикладной системы представляется в виде последовательности четко определенных этапов.

Ø Поддержка всех этапов жизненного цикла прикладной системы, начиная с самых общих описаний предметной области до получения и сопровождения готового программного продукта.

Ø Ориентация на реализацию приложений в архитектуре клиент-сервер с использованием всех особенностей современных серверов баз данных, включая декла­ративные ограничения целостности, хранимые процедуры, триггеры баз данных, с поддержкой в клиентской части всех современных стандартов и требований к графическому интерфейсу конечного пользователя.

Ø Наличие централизованной базы данных - репозитария. Репозитарий предназначен для хранения спецификаций проекта прикладной системы на всех этапах ее разработки. Он представляет собой базу данных специальной структуры, работающую под управлением СУБД Oracle.

Ø Возможность одновременной работы с репозитарием многих пользователей. Такой многопользовательский режим почти автоматически обеспечивается стандартными средствами СУБД Oracle. Централизованное хранение проекта системы и управление одновременным доступом к нему всех участников разработки поддерживают согласованность действий разработчиков и не допускают ситуаций, в которых каждый проектировщик или программист работает со своей версией проекта и модифицирует ее независимо от других.

Ø Автоматизация последовательного перехода от одного этапа разработки к следующему. Для этого предусмотрены специальные утилиты, с помощью которых можно по спецификациям концептуального уровня (модели предметной области) автоматически получать первоначальный вариант спецификации уровня проектирования (описание структуры базы данных и состава программных модулей), чтобы на его основе после всех необходимых уточнений и дополнений автоматически генерировать готовые к выполнению программы.

Ø Автоматизация различных стандартных действий по проектированию и разработке приложения. Предусматривается генерация многочисленных отчетов по содержимому репозитария, обеспечивающих полное документирование текущей версии системы на всех этапах ее разработки; с помощью специальных процедур предоставляется возможность проверки спецификаций на полноту и не­противоречивость.

Жизненный цикл формируется из определенных этапов (фаз) проекта и процессов, каждый из которых выполняется в течение нескольких этапов.

Методика CDM определяет следующие фазы ЖЦ ИС:

стратегию;

Ø анализ (формулирование детальных требований к прикладной системе);

Ø проектирование (преобразование требований в детальные спецификации системы);

Ø реализацию (написание и тестирование приложений);

Ø внедрение (установка новой прикладной системы, подготовка к началу эксплуатации);

Ø эксплуатацию (поддержка и сопровождение приложения, планирование будущих функциональных расширений).

Первый этап связан с моделированием и анализом процессов, описывающих деятельность организации, технологические особенности работы. Целью является построение моделей существующих процессов, выявление их недостатков и возможных источников совершенствования. Этот этап не является обязательным в случае, когда существующие технология и организационные структуры четко определены, хорошо понятны и не требуют дополнительного изучения и реорганизации.

На втором этапе разрабатываются детальные концептуальные модели предметной области, описывающие информационные потребности организации, особенности функционирования и т.п. Результатом являются модели двух типов:

Ø информационные, отражающие структуру и общие закономерности предметной области;

Ø функциональные, описывающие особенности решаемых задач.

На третьей стадии (этапе проектирования) на основании концептуальных моделей вырабатываются технические спецификации будущей прикладной системы – определяются структура и состав базы данных, специфицируется набор программных модулей. Первоначальный вариант проектных спецификаций может быть получен автоматически с помощью специальных утилит на основании данных концептуальных моделей.

На этапе реализации создаются программы, отвечающие всем требованиям проектных спецификаций.

Методика СDМ выделяет следующие процессы, протекающие на протяжении ЖЦ ИС:

Ø определение производственных требований;

Ø исследование существующих систем;

Ø определение технической архитектуры;

Ø проектирование и построение базы данных;

Ø проектирование и реализацию модулей;

Ø конвертирование данных;

Ø документирование;

Ø тестирование;

Ø обучение;

Ø переход к новой системе;

Ø поддержку и сопровождение.

Отметим основные особенности методики CDM, определяющие область ее применения и присущие ей ограничения.

Ø Степень адаптивности CDM ограничивается тремя моделями жизненного цикла:

- классическая модель предусматривает все этапы;

- быстрая разработка ориентирована на использование инструментов моделирования и программирования Oracle;

- облегченный подход рекомендуется в случае малых проектов и возможности быстро прототипировать приложения.

Ø Методика не предусматривает включение дополнительных задач, которые не оговорены в CDM, и их привязку к остальным. Также исключено удаление задачи (и порождаемых ею документов), не предусмотренное ни одной из трех моделей жизненного цикла, и изменение предложенной последовательности выполнения задач.

Ø Все модели жизненного цикла являются по сути каскадными. Даже «облегченный подход», несмотря на итерационность действий по прототипированию, сохраняет общий последовательный и детерминированный порядок выполнения задач.

Ø Методика не является обязательной, но может считаться фирменным стандартом. При формальном применении степень обязательности полностью соответствует ограничениям возможностей адаптации.

Ø Прикладная система рассматривается в основном как программно-техническая система, например, возможность выполнения организационно-структурных преобразований, практически всегда происходящих при переходе к новой информационной системе, в этой методике отсутствует.

Ø CDM теснейшим образом опирается на инструментарий Oracle, несмотря на утверждения о простоте адаптации CDM к проектам, в которых используется другой комплект инструментальных средств.

Ø Методика CDM представляет собой вполне конкретный материал, детализированный до уровня заготовок проектных документов, рассчитанных на прямое использование в проектах информационных систем с опорой на инструментальные средства и СУБД фирмы Oracle.

Международный стандарт ISO / IEC 12207: 1995-08-01. Первая редакция ISO Г2207 была подготовлена в 1995 г. подкомитетом SC7 (Проектирование программного обеспечения) объединенного технического комитета JTC1 (Информационные технологии) ISO/IEC. По определению, ISO 12207 — базовый стандарт процессов жизненного цикла ПО, ориентированный на различные виды ПО и типы проектов автоматизированных систем, в которых ПО является одной из составных частей. Стандарт определяет стратегию и общий порядок создания и эксплуатации ПО, он охватывает жизненный цикл от концептуализации идей до завершения проекта.

Целесообразность совместного использования стандартов на ИС и на ПО обусловливается одним из положений ISO 12207, согласно которому процессы, протекающие во время жизненного цикла ПО, должны быть совместимы с процессами, протекающими во время жизненного цикла автоматизированной системы.

Согласно ISO 12207, система - это объединение одного или нескольких процессов, аппаратных средств, программного обеспечения, оборудования и людей для удовлетворения определенным потребностям или целям.

В стандарте ISO 12207 не предусмотрено каких-либо этапов (фаз или стадий) ЖЦ ИС. Данный стандарт определяет лишь ряд процессов, причем по сравнению с CDM стандарт ISO 12207 состоит из гораздо более крупных обобщенных процессов (приобретение, поставка, разработка и т.п.). Несколько утрируя, можно сказать, что один процесс ISO 12207 сопоставим со всеми процессами CDM вместе взятыми. Согласно ISO 12207, каждый процесс подразделяется на ряд действий, а каждое действие - на ряд задач. Очень важной особенностью ISO 12207 по сравнению с CDM является то, что каждый процесс, действие или задача инициируется и выполняется другим процессом по мере необходимости, причем нет заранее определенных последовательностей (естественно, при сохранении логики связей по исходным сведениям задач и т.п.).

В стандарте ISO 12207 описаны пять основных процессов ЖЦ программного обеспечения.

Ø Процесс приобретения определяет действия предприятия-покупателя, которое приобретает информационную систему, программный продукт или службу.

Ø Процесс поставки определяет действия предприятия-поставщика, которое снабжает покупателя системой, программным продуктом или службой.

Ø Процесс разработки определяет действия предприятия-разработчика, которое разрабатывает принцип построения программного изделия и программный продукт.

Ø Процесс функционирования определяет действия предприятия-оператора, которое обеспечивает обслуживание системы в целом (а не только программного обеспечения) в процессе ее функционирования в интересах пользователей. В отличие от действий, перечисленных разработчиком в инструкциях по эксплуатации (эта деятельность разработчика предусмотрена во всех трех рассматриваемых стандартах), определяются действия оператора по консультированию пользователей, получению обратной связи и др., которые он планирует сам и берет на себя соответствующие обязанности.

Ø Процесс сопровождения определяет действия персонала, обеспечивающего сопровождение программного продукта, то есть управление модификациями программного продукта, поддержку его текущего состояния и функциональной пригодности; сюда же относятся установка программного изделия на вычислительной системе и его удаление.

Помимо основных, стандарт ISO 12207 оговаривает 8 вспомогательных процессов, которые являются неотъемлемой частью всего ЖЦ программного изделия и обеспечивают должное качество проекта ПО. К вспомогательным процессам относятся:

Ø решения проблем;

Ø документирование;

Ø управление конфигурацией;

Ø обеспечение качества;

Ø верификация;

Ø аттестация;

Ø совместная оценка;

Ø аудит.

В стандарте ISO 12207 также определяются четыре организационных процесса: управление; создание инфраструктуры; усовершенствование; обучение. Под процессом усовершенствования в стандарте ISO 12207 понимается не усовершенствование информационной системы или программного обеспечения, а улучшение самих процессов приобретения, разработки, обеспечения качества и т.д., реально осуществляемых в организации.

И, наконец, в стандарте ISO 12207 определен один особый процесс, называемый процессом адаптации, который определяет основные действия, необходимые для адаптации этого стандарта к условиям конкретного проекта.

Все сказанное выше позволяет сформулировать некоторые особенности стандарта ISO 12207.

Ø Стандарт ISO 12207 имеет динамический характер, обусловленный способом определения последовательности выполнения процессов и решения задач, при котором один процесс при необходимости вызывает другой или его часть. Такой характер позволяет реализовать любую модель жизненного цикла.

Ø Стандарт ISO 12207 обеспечивает максимальную степень адаптивности. Множество процессов и задач сконструировано так, что возможна их адаптация в соответствии с конкретными проектами ИС. Адаптация сводится к исключению процессов, видов деятельности и задач, неприменимых в конкретном проекте.

Ø Стандарт принципиально не содержит описания конкретных методов действий, а тем более заготовок решений или документации. Он лишь описывает архитектуру процессов ЖЦ ПО, но не конкретизирует в деталях, как предоставлять услуги или решать задачи, включенные в процессы. Данный стандарт не предписывает имена, форматы или точное содержание получаемой документации. Решения такого типа принимаются сторонами, использующими стандарт.

Ø Качество обеспечивается с помощью различных процессов, выполняемых с разной степенью независимости контролирующей деятельности, вплоть до обязательных требований к полной независимости проверяющего персонала от какой-либо прямой ответственности за проверяемые объекты.

Ø Степень обязательности рассматриваемого стандарта следующая: после решения организации о соответствии торговых отношений стандарту ISO 12207 в качестве условия оговаривается ее ответственность за минимальный набор процессов и задач, которые обеспечивают согласованность с этим стандартом.

Ø Стандарт содержит предельно мало описаний, направленных на проектирование базы данных. Это можно считать оправданным, так как разные системы и разные прикладные комплексы ПО могут не только использовать весьма специфические типы баз данных, но и вообще обходиться без них.

Ценность стандарта ISO 12207 в том, что в нем представлены наборы задач, характеристики качества, критерии оценки и т.п., обеспечивающие всесторонний охват проектных ситуаций. Например, при анализе требований к системе предусматривается, что:

Ø рассматривается область применения системы для определения требований, предъявляемых к системе;



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-12-15; просмотров: 125; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.14.6.194 (0.085 с.)