Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Панелі загального призначення – компоненти Panel , groupbox , Bevel , scrollbox та Splitter

Поиск

 Панели общего назначения — компоненты Panel, GroupBox, Bevel, ScrollBox, Splitter

На рис. 16. приведен пример, демонстрирующий вид таких панелей, как Panel, GroupBox, Bevel, ScrollBox. В левой части формы размещены компоненты Panel с различными значениями параметров. С этих компонентов мы и начнем рассмотрение панелей.

Рис. 16. Пример панелей общего назначения  

Панели Panel используются наиболее широко. С их помощью компонуются различные элементы интерфейса (кнопки, окна редактирования, списки), функционально связанные друг с другом. Такая функциональная связь должна поддерживаться и зрительной связью — объединением соответствующих элементов в рамках одной панели. Панели Panel могут также использоваться для организации инструментальных панелей, полос состояния и т.п., хотя для этих целей имеются и специализированные компоненты, которые будут рассмотрены позднее.

Одним из назначений панелей является также группирование таких управляющих элементов, как RadioButton — радиокнопки (см. раздел выше). Все радиокнопки, расположенные на панели, работают как согласованная группа: в любой момент может быть выбрана только одна из них. Аналогично согласованной группой работают и расположенные на панели быстрые кнопки SpeedButton (см. раздел выше), если они имеют одинаковое значение свойства GroupIndex. В то же время SpeedButton, расположенные на разных панелях или на панели и форме, не образуют связанной группы даже при одинаковом значении GroupIndex.

Внешний вид панели Panel определяется совокупностью параметров BevelInner — стиль внутренней части панели, BevelOuter — стиль внешней части панели, BevelWidth — ширина внешней части панели, BorderStyle — стиль бордюра, BorderWidth — ширина бордюра. Результат сочетания некоторых значений этих параметров показан на рис. 16. Верхняя панель соответствует значениям параметров по умолчанию. Нижняя панель соответствует случаю, когда не определен стиль ни одной из областей панели (значения всех параметров равны None), В этом случае сама панель никак не выделяется на форме. Видна только надпись на ней (свойство Caption), если надпись задана, и, конечно, видны те компоненты, которые размещаются на панели.

Если вы строите приложение, в котором разрешаете пользователю изменять размер окна, надо позаботиться о том, чтобы синхронно с этим изменялись и размеры панелей. В разделе выше уже коротко говорилось о свойствах Align, Anchors и Constraints, которые позволяют решить эту задачу. Но в ряде приложений этого мало. В зависимости от ситуации какие-то панели в приложении могут оказаться временно перегруженными отображаемыми данными, а другие в значительной степени пустыми. В этих случаях полезно предоставить пользователю возможность перемещать границы, разделяющие различные панели, изменяя их относительные размеры. Пример такой возможности вы можете увидеть в программе Windows «Проводник».

В библиотеке Delphi имеется специальный компонент — Splitter, который позволяет легко осуществить это. Рассмотрим это на примере. Пусть вы хотите иметь в приложении форму, содержащую три панели, которые располагаются так, как показано на рис. 17. При изменении пользователем размеров окна панель Panel1 должна в любом случае занимать всю нижнюю часть окна, не увеличиваясь в высоту. Панель Panel2 должна занимать левую часть окна, изменяя при изменении размеров окна свою высоту, но не изменяя ширину. А панель Panel3 должна занимать всю оставшуюся часть окна. Кроме того мы хотим обеспечить пользователю возможность изменять положение границы между панелями Panel2 и Panel3, расширяя одну из этих панелей и соответственно сжимая другую.

Исходя из наших требований свойство Align надо установить у панели Panel1 в alBottom (выравнивание по нижнему краю окна), у панели Panel2 — в аlLeft (выравнивание по левому краю окна), у панели Panel3 — в alClient (выравнивание по всей оставшейся части клиентской области окна). А между Panel2 и Panel3 надо разместить Splitter — разделитель.

Рис. 17. Панели с разделителем а) б)

Последовательность проектирования такой формы может быть следующей;

1. Разместите на форме панель Panel1 и задайте у нее Align = alBottom. Панель займет нижнюю часть окна.

2. Разместите на форме панель Panel2 и задайте у нее Align = alLeft. Панель займет левую часть окна.

3. Разместите на форме разделитель Splitter и задайте у него Align = alLeft (впрочем, это значение Align установлено по умолчанию). Разделитель прижмется к правой стороне панели Panel2, которая уже выровнена в ту же сторону. Разделитель всегда надо выравнивать только после выравнивания соответствующей панели, так как иначе он прижмется просто к краю формы.

4. После этого можно разместить на форме панель Panel3 и задать у нее Align = alClient. Разделитель окажется зажатым между Panel2 и Panel3.

Откомпилируйте приложение, запустите его на выполнение и убедитесь (рис. 7.2), что, потянув курсором мыши за границу раздела между панелями, вы можете перемещать эту границу.

Закройте приложение и посмотрите в Инспекторе объектов свойства компонента Splitter. Свойство ResizeStyle определяет поведение разделителя при перемещении его пользователем. По умолчанию это свойство равно rsPattern. Это означает (как вы могли видеть в эксперименте), что пока пользователь тянет курсором мыши границу, сам разделитель не перемещается и панели тоже остаются прежних размеров. Перемещается только шаблон линии, указывая место намечаемого перемещения границы. Лишь после того, как пользователь отпустит кнопку мыши, разделитель переместится и панели изменят свои размеры. Практически такая же картина наблюдается, если установить ResizeStyle = rsLine. При ResizeStyle = rsUpdate в процессе перетаскивания границы пользователем разделитель тоже перемещается и размеры панелей все время меняются. Это, может быть, удобно, если пользователь хочет установить размер панели таким, чтобы на ней была видна какая-то конкретная область. Но так как процесс перетаскивания в этом случае сопровождается постоянной перерисовкой панелей, наблюдается неприятное мерцание изображения. Так что этот режим можно рекомендовать только в очень редких случаях. Если установить ResizeStyle = rsNone, то в процессе перетаскивания границы не перемещается ни сама граница, ни изображающая ее линия. Вряд ли это удобно пользователю, так что я не могу представить случая, когда было бы выгодно использовать этот режим.

Свойство MinSize компонента Splitter устанавливает минимальный размер в пикселях обеих панелей, между которыми зажат разделитель. Задание такого минимального размера необходимо, чтобы при перемещениях границы панель не сжалась бы до нулевого размера или до такой величины, при которой на ней исчезли бы какие-то необходимые для работы элементы управления. К сожалению, как вы сами можете убедиться, экспериментируя с компонентом Splitter, свойство MinSize не всегда срабатывает верно. К тому же это свойство относится к обеим панелям, граница между которыми перемещается, а в ряде случаев желательно раздельно установить различные минимальные размеры одной и другой панели. Это проще (и надежнее) сделать, задав в панелях соответствующие значения свойства Constraints. Например, если вы в описанном выше тестовом приложении зададите в свойстве Constraints в панели Panel2 значение MinWidth = 50, а в панели Panel3 MinWidth = 100, то именно только до таких размеров в процессе выполнения приложения пользователь сможет изменять эти панели.

Компонент Splitter имеет событие OnMoved, которое наступает после конца перемещения границы. В обработчике этого события можно предусмотреть, если необходимо, упорядочение размещения компонентов на панелях, размеры которых изменились: переместить какие-то метки, изменить размеры компонентов и т.д.

Панель GroupBox не имеет таких широких возможностей задания различных стилей оформления, как Panel. Но она имеет встроенную рамку с надписью (см. рис. 7.1), которая обычно используется для выделения на форме группы функционально объединенных компонентов. Никаких особых свойств, отличных от уже рассмотренных, панель GroupBox не имеет.

Компонент Bevel формально не является панелью, он не может служить контейнером для компонентов. Например, с помощью Bevel нельзя сгруппировать радиокнопки. Однако, чисто зрительно компонент Bevel может использоваться как подобие панели. На рис. 16. в правой нижней части окна представлены различные варианты оформления Bevel.

Стиль отображения Bevel определяется свойством Style, которое может принимать значения bsLowered — утопленный, и bsRaised — приподнятый. А контур компонента определяется свойством Shape, которое может принимать значения: bsBox — прямоугольник, bsFrame — рамка, bsSpacer — пунктирная рамка, bsTopLine, bsBottomLine, bsLeftLine, bsRightLine — соответственной верхняя, нижняя, левая и правая линии. В зависимости от значения Style линии могут быть утопленными или выступающими. Все перечисленные варианты приведены на рис. 16.

Остановимся теперь на компоненте ScrollBox — панели с прокруткой. Этот компонент предназначен для создания области, в которой могут размещаться компоненты, занимающие площадь большую, чем сам ScrollBox. Например, компонент ScrollBox можно использовать для размещения длинных текстовых строк или больших инструментальных панелей, которые исходя из соображений экономии площади окна нецелесообразно отображать целиком. В примере рис. 16. в ScrollBox помещена панель с надписью: «Это ScrollBox, содержащая панель с длинной надписью». В пределах ScrollBox видна только часть этой панели. Если размеры ScrollBox меньше, чем размещенные компоненты, то появляются полосы прокрутки, которые позволяют пользователю перемещаться по всем размещенным в ScrollBox компонентам.

Разместить в пределах небольшой области ScrollBox большие компоненты или много компонентов, занимающих в сумме большую площадь, можно в процессе проектирования, например, с помощью такого приема. Увеличьте временно размер ScrollBox так, чтобы в этом компоненте поместилось все, что вы хотите разместить. Проведите необходимое размещение. А затем сократите размеры ScrollBox до требуемых.

Свойство BorderStyle определяет стиль рамки компонента ScrollBox. Свойство AutoScroll позволяет задать автоматическое появление необходимых полос прокрутки, если размер размещенных компонентов превышает размер области по горизонтали, вертикали или в обоих измерениях. Если по каким-то соображениям это нежелательно, вы можете сами управлять появлением горизонтальной и вертикальной полос с помощью свойств HorzScrollBar и VertScrollBar соответственно. Но в этом случае вы должны сами задавать ряд свойств полосы прокрутки и, прежде всего, Range — размер в пикселях прокручиваемой области. Значение перемещения при однократном нажатии пользователем кнопки прокрутки может рассчитываться компонентом автоматически исходя из размеров области и окна, если свойство полосы прокрутки Smooth установлено в true. В противном случае вы должны задать величину единичного перемещения в свойстве Increment.


№ 82 – лекц і йне заняття

ПОЛОСА СТАНУ - STATUSBAR

 Полоса состояния StatusBar

Компонент StatusBar представляет собой ряд панелей, отображающих полосу состояния в стиле Windows. Обычно эта полоса размещается внизу формы.

Свойство SimplePanel определяет, включает ли полоса состояния одну или множество панелей. Если SimplePanel = true, то вся полоса состояния представляет собой единственную панель, текст которой задается свойством SimpleText. Если же SimplePanel = false, то полоса состояния является набором панелей, задаваемых свойством Panels. В этом случае свойство SizeGrip определяет, может ли пользователь изменять размеры панелей в процессе выполнения приложения.

Каждая панель полосы состояния является объектом типа TStatusPanels. Свойства панелей вы можете задавать специальным редактором наборов. С этим инструментом вы уже имели дело в разделах  выше при редактировании заголовков и полос. Вызвать редактор можно тремя способами: из Инспектора Объектов кнопкой с многоточием около свойства Panels, двойным щелчком на компоненте StatusBar или из контекстного меню, выбрав команду Panels Editor. В окне редактора вы можете перемещаться по панелям, добавлять новые или уничтожать существующие. При перемещении по панелям в окне Инспектора Объектов вы будете видеть их свойства.

Основное свойство каждой панели — Text, в который заносится отображаемый в панели текст. Его можно занести в процессе проектирования, а затем можно изменять программно во время выполнения. Другое существенное свойство панели — Width (ширина).

Программный доступ к текстам отдельных панелей можно осуществлять двумя способами: через индексированное свойство Panels или через его индексированное подсвойство Items. Например, два следующих оператора дадут идентичный результат:

StatusBar1.Panels[0].Text:= 'текст 1';

или

StatusBar1.Panels.Items[0].Text:= 'текст 1';

Оба они напечатают текст «текст 1» в первой панели.

Количество панелей полосы состояния можно определить из подсвойства Count свойства Panels. Например, следующий оператор очищает тексты всех панелей:

for i:= 0 to StatusBar1.Panels.Count - 1 do StatusBar1.Panels[i].Text:= '';

На рис. 22. приведен пример текстового редактора на основе компонента RichEdit, содержащий полосу состояния. В ее первой панели отображается номер строки и символа, перед которым находится курсор, во второй — отображается, модифицирован текст в окне, или нет. В третьей панели отображается подсказка о назначении компонента, над которым в данный момент расположен курсор мыши.

Рис. 22. Пример редактора RichEdit с полосой состояния

Для реализации такой полосы состояния надо в обработчиках событий OnKeyDown, OnKeyUp, OnMouseDown и OnMouseUp компонента RichEdit1 и события OnResize формы обеспечить выполнение операторов:

StatusBar1.Panels[0].Text:=IntToStr(RichEdit1.CaretPos.Y+1) + ':'+ IntToStr (RichEdit1.CaretPos.X+1); if RichEdit1.Modified then StatusBar1.Panels[1].Text:= 'модиф.' else StatusBar1.Panels[1].Text:= '';

Эти операторы заполняют первые две панели полосы состояния. Занесение в строку состояния подсказок в целом выходит за рамки данной книги. Но, поскольку, говоря о полосе состояния, было бы неправильно обойти этот вопрос, ниже без особых пояснений описывается, как это можно сделать.

В Delphi 5 это делается очень просто с помощью компонента ApplicationEvents. Этот компонент помещается на форму и в обработчик его события OnHint (см. подробнее в разделе ниже) заносится оператор, который для приведенного на рис. 7.8 примера имеет вид:

StatusBar1.Panels[2].Text:= Application.Hint;

Он отображает в панели свойство приложения Application.Hint, а в это свойство автоматически переносится вторая часть текста подсказки (свойство Hint — о нем подробнее сказано ниже) того компонента, над которым перемещается курсор мыши.

В предыдущих версиях Delphi это оформляется более громоздко. Аналогичный оператор надо занести в обработчик события OnHint переменной Application (см. раздел ниже). Этот обработчик вам надо создать вручную. Пусть вы назвали его DisplayHint.

Прототип этой функции DisplayHint можно внести в описание класса формы. Кроме того надо указать приложению на эту функцию как на обработчик события OnHint. Это можно сделать, например, задав в обработчике события OnCreate формы оператор:

Application.OnHint:= DisplayHint;

В итоге текст вашего модуля может иметь вид (приводится с сокращениями):

interface type TForm1 = class (TForm) StatusBar1: TStatusBar; procedure FormCreate(Sender: TObject); procedure DisplayHint(Sender: TObject); end; var Form1: TForm1; implementation {$R *.DFM} procedure TForm1.DisplayHint(Sender: TObject); begin StatusBar1.Panels[2].Text:= Application.Hint; end; procedure TForm1.FormCreate (Sender: TObject); begin Application.OnHint:= DisplayHint; end;

Как видим, все это существенно более громоздко, чем указанные выше возможности, реализованные в Delphi 5.

Чтобы все это работало, надо в свойствах Hint тех компонентов, пояснения которых вы хотите отображать в панели состояния, написать соответствующие тексты. Если вы к тому же хотите, чтобы у компонента появлялся ярлычок с короткими подсказками при задержке пользователем мыши над этим компонентом, то текст в свойстве Hint должен состоять из двух частей, разделенных символом вертикальной черты «|». Например, в свойстве Hint быстрой кнопки, соответствующей разделу меню Сохранить можно ввести текст: «Сохранить|Сохранение документа в файле». Первая часть этого текста будет появляться в ярлычке кнопки, если ее свойство ShowHint (показать подсказку) установлено в true. А вторую часть описанные выше операторы будут отображать в строке состояния при перемещении курсора мыши над кнопкой, независимо от значения ее свойства ShowHint.


№ 84 – лекц і йне заняття

ФРЕЙМИ

Фреймы

В Delphi 5 введен новый компонент, который помогает поддерживать стилистическое единство приложения. Это Frame — фрейм. Он представляет собой нечто среднее между панелью и формой. С формой его роднит то, что он:

  • проектируется отдельно, как самостоятельное окно
  • имеет свой модуль — файл .pas
  • имеет возможности наследования, причем даже более широкие, чем у формы, так как может наследоваться даже внутри одного приложения
  • может включаться в Депозитарий и использоваться так же, как и форма, включая наследование

С панелью фрейм роднит то, что он:

  • не является самостоятельным окном Windows и может отображаться только на форме или другом контейнере
  • имеет свойства, методы, события, подобные панели, а не форме

Таким образом, фрейм — это панель, т.е. некий фрагмент окна приложения, но способный переноситься на разные формы, в разные приложения и допускающий использование преимуществ наследования.

Начать проектирование нового фрейма можно командой File | New Frame или командой File | New и выбором пиктограммы Frame на странице New окна Депозитария. В обоих случаях перед вами откроется окно фрейма, подобное окну формы, а в Редакторе Кода вы увидите текст заготовки модуля фрейма:

unit Unit2; Interface // Открытый интерфейс фрейма {Список подключаемых модулей} uses Windows, Messages, SysUtils, Classes, Graphics, Controls, Forms, Dialogs; {Объявление класса фрейма} type TFrame2 = class (TFrame) {Сюда Delphi помещает объявления компонентов, размещаемых на фрейме. Не добавляйте сюда ничего вручную} private // Закрытый раздел класса {Private declarations} {Сюда могут помещаться объявления переменных, функций и процедур, включаемых в класс фрейма, но не доступных для других модулей} public // Открытый раздел класса {Public declarations} {Сюда могут помещаться объявления переменных, функций и процедур, включаемых в класс фрейма и доступных для других модулей} end; {Сюда могут помещаться объявления типов, констант, переменных, функций и процедур, к которым будет доступ из других модулей, но которые не включаются в класс фрейма. Они будут едины для всех объектов фреймов} implementation // Реализация модуля {$R *.DFM} {Сюда могут помещаться предложения uses, объявления типов, констант, переменных, к которым не будет доступа из других модулей. Они будут едины для всех объектов фреймов. Тут же должны быть реализации всех объявленных в разделе interface функций и процедур, а также могут быть реализации любых дополнительных, не объявленных ранее функций и процедур} end.

Комментарии в приведенном тексте поясняют, куда и что можно помещать в модуле. Те переменные, объявления которых вы поместите в объявление класса, будут индивидуальны для каждого объекта фрейма. Объявления имеют обычный для класса вид. Например:

A: integer;

Переменные, объявления которых вы поместите вне объявления класса, будут едины для всех объектов фрейма. Они объявляются как обычные переменные. Например:

var A: integer;

На фрейм вы можете так же, как на форму, переносить и размещать любые компоненты, устанавливать их свойства, писать обработчики их событий и т.п.

Давайте создадим чисто тестовый фрейм, чтобы на его примере продемонстрировать проектирование фрейма, его использование, доступ к различным его элементам и наследование свойств.

Начните новое приложение и выполните команду File | New Frame. Перенесите на фрейм групповую панель GroupBox (см. раздел выше). Перенесите на панель метку Label и три кнопки Button. Разместите все эти компоненты примерно так, как показано на рис. 23, изменив соответственно их надписи (Caption) и назвав кнопки соответственно BSetup, BInc, BShow.

Рис. 23. Пример фрейма

Давайте введем в наш модуль в разных местах объявления целых переменных, а в обработчики событий кнопок введем операторы, манипулирующие ими и отображающие результат в метке. Модуль фрейма может приобрести следующий вид:

unit UFrame; interface uses Windows, Messages, SysUtils, Classes, Graphics, Controls, Forms, Dialogs, StdCtrls; type TFrame2 = class (TFrame) GroupBox1: TGroupBox; BSetup: TButton; Label1: TLabel; BInc: TButton; BShow: TButton; procedure BSetupClick(Sender: TObject); procedure BIncClick(Sender: TObject); procedure BShowClick(Sender: TObject); private { Private declarations } {Переменная А видна только в данном модуле} A: integer; public { Public declarations } {Переменная В видна в других модулях через объект фрейма} B:integer; end; {Переменная С видна в других модулях} var C:integer; implementation {$R *.DFM}{Переменная D видна только в данном модуле} var D:integer; procedure TFrame2.BSetupClick(Sender: TObject); begin A:=1; B:=1; C:=1; D:=1; Label1.Caption:= 'A=' + IntToStr(A) + ' B=' + IntToStr(B) +      ' C=' + IntToStr(C) + ' D=' + IntToStr(D); end; procedure TFrame2.BIncClick(Sender: TObject); begin Inc(A); Inc(B); Inc(C); Inc(D); Label1.Caption:= 'A=' + IntToStr(A) + ' B=' + IntToStr(B) + ' C=' + IntToStr(C) + ' D=' + IntToStr(D); end; procedure TFrame2.BShowCiick(Sender: TObject); begin Label1.Caption:= 'A='+IntToStr(A) + ' B=' + IntToStr(B) + ' C=' + IntToStr(C) + ' D=' + IntToStr(D); end; end.

В модуле введены переменные:

  • А — введена в закрытый раздел класса; видна только в процедурах данного класса в этом модуле; независимые друг от друга переменные А будут содержаться в каждом объекте фрейма.
  • В — введена в открытый раздел класса; в других модулях можно получить доступ к В через имя объекта фрейма; независимые друг от друга переменные В будут содержаться в каждом объекте фрейма.
  • С — введена в открытый интерфейс вне описания класса; доступна в других модулях; имеется единственный экземпляр С, независимо от числа объектов фреймов.
  • D — введена в реализацию класса; доступна только в данном модуле; имеется единственный экземпляр D, независимо от числа объектов фреймов.

Введенные в модуль обработчики щелков на кнопках обеспечивают сброс всех переменных на 1 (процедура TFrame2.BSetupClick), увеличение всех переменных на 1 (процедура TFrame2.BIncClick), отображение текущего состояния переменных (процедура TFrame2.BShowClick).

Теперь давайте разместим несколько экземпляров фрейма на форме. Перейдите в основную форму приложения и выберите в палитре компонентов Frame (первая кнопка на странице Standard). Появится диалоговое окно, в котором будет спрашиваться, какой фрейм вы хотите разместить на форме. Выберите ваш фрейм Frame2 и он появится на форме. Можете отбуксировать его, как обычный компонент, в нужное место. Повторите эту операцию еще раз и разместите на форме второй фрейм (рис. 24). Добавьте кнопку и метку, задав ее свойство Align равным alTop и свойство Alignment равным taCenter.

Вы получили форму, содержащую два объекта — фрейма. Можете изменить какие-то свойства объектов. Например, изменить надписи (Caption) групповых панелей GroupBox (см. рис. 24 а).

Рис. 24. Пример использования фреймов; форма (а) и приложение в работе (б) а)
  б)

После того, как вы изменили эти свойства, они перестают наследоваться из класса фрейма. А остальные свойства продолжают наследоваться. В этом легко убедиться. Перейдите в модуль фрейма (рис. 24) и измените у фрейма стиль шрифта (Font.Style) на жирный. Вы увидите, что в обоих объектах главной формы шрифт тоже станет жирным. Верните во фрейме шрифт на обычный и он синхронно изменится в объектах. А теперь установите в одном из фреймов на форме шрифт жирным. Повторив после этого эксперимент с изменением шрифта в исходном фрейме, вы увидите, что теперь шрифт меняется только в том объекте формы, в котором вы его не изменяли вручную. Таким образом объекты наследуют только те свойства, которые не были в них установлены вручную.

Теперь давайте напишем обработчик щелчка на кнопке главной формы. Прежде всего взгляните на текст модуля этой формы. Вы увидите, что в нем в описании класса формы появились две строки:

Frame21: TFrame2; Frame22: TFrame2;

Это объявления объектов фреймов. Все компоненты, размещенные на фреймах, напрямую из модуля формы не видны. Доступ к ним можно получить только через объекты Frame21 и Frame22. Имена компонентов, размещенных во фреймах, локальные. Несмотря на то, что во фреймах имеются кнопки с именами BShow, вы можете назвать тем же именем кнопку на форме.

Поместите в обработчик щелчка на этой кнопке оператор

Label1.Caption:= 'В(Frame21)='+IntToStr(Frame21.B) +            ' B(Frame22)='+IntToStr(Frame22.B) +            ' C=' + IntToStr(C);

Он отображает в метке Label1 значения переменных В объектов фреймов и значение переменной С класса фрейма. Значения переменных А и D отобразить невозможно, поскольку эти переменные недоступны из внешних модулей. Если вы попытаетесъ отобразить их значения, компилятор выдаст сообщение об ошибке.

Сохраните ваше приложение, оттранслируйте его и выполните. Манипулируя кнопками вы легко сможете убедиться (см. рис. 24 б), что переменные А и В независимы для каждого фрейма, а переменные С и D одинаковы. Точнее оба фрейма оперируют с одними и теми же переменными С и D.

Рассмотренный фрейм не имел никакого практического значения. Давайте построим более полезный пример. Во многих диалогах при установке различных опций фигурирует фрагмент, фрейм которого показан на рис. 25. Фрагмент включает в себя панель GroupBox, окно редактирования, в котором пользователь может написать имя файла, и кнопку Обзор, которая позволяет выбрать файл в стандартном диалоге Windows открытия файла. Если путь к файлу длинный, то полное имя файла с путем может не помещаться в окне редактирования. Поэтому полезно для него предусмотреть всплывающее окно, которое отображало бы полное имя файла вместе с путем и всплывало бы, если пользователь задержал над ним курсор мыши.

Давайте построим подобный фрейм и опробуем его в работе. Начните новое приложение и выполните команду File | New Frame. Перенесите на фрейм групповую панель GroupBox. Перенесите в эту панель окно редактирования Edit, кнопку Button, диалог OpenDialog (см. раздел ниже) и компонент ApplicationEvents — перехватчик событий приложения (см. раздел ниже). Расположите компоненты примерно так, как показано на рис. 25.

Рис. 25. Фрейм выбора файла

Задайте в свойстве Filter диалога OpenDialog какой-то фильтр файлов, например, «все файлы|*.*». Свойство ShowHint (показать ярлычок подсказки) в компонентах Edit и Button установите в true. В кнопке Button кроме того можете написать текст подсказки Hint, например, «Выбор файла|Выбор файла из каталога».

В обработчик события OnShowHint компонента ApplicationEvents занесите оператор:

if HintInfo.HintControl = Edit1 then begin HintStr:= Edit1.Text; ApplicationEvents1.CancelDispatch; end;

Этот оператор в момент, когда должен отображаться ярлычок, проверяет, не является ли источником этого события (HintInfo.HintControl) окно редактирования Edit1. Если да, то текст ярлычка (HintStr) подменяется текстом, содержащимся в окне редактирования и принимаются меры (метод CancelDispatch), чтобы это событие не обрабатывалось другими компонентами ApplicationEvents, которые могут присутствовать в приложении. Пояснение всех этих операций см. в разделе ниже.

Теперь введите в модуль фрейма глобальную переменную FileName типа string, в которой будет отображаться выбранный файл. В обработчик щелчка на кнопке введите оператор

if OpenDialog1.Execute then begin Edit1.Text:= OpenDialog1.FileName; FileName:= OpenDialog1.FileName; end;

который вызывает диалог открытия файла и помещает в окно редактирования Edit1 и в переменную FileName имя файла, выбранного пользователем, вместе с путем к нему.

В обработчик события OnExit компонента Edit1 поместите оператор

FileName:= Edit1.Text;

заносящий в переменную FileName имя файла, если пользователь не пользовался диалогом, а просто написал в окне имя файла.

Программирование фрейма закончено. Теперь создайте тестовую программу, использующую этот фрейм. Предположим, что вам нужно разместить на форме два фрагмента, описанных вами во фрейме. Перейдите в основной модуль вашего приложения и разместите на форме так, как вы уже делали, два объекта вашего фрейма (рис. 26 а).

Рис. 26. Приложения с двумя фреймами выбора файла: его форма (а) и приложение во время выполнения (б) а)
  б)

Теперь вы можете поменять что-то в размещенных на форме объектах фреймах, изменить надписи групповых панелей, шрифты и т.п. Сохраните ваше приложение вместе с модулем фрейма, оттранслируйте его и проверьте в работе (рис. 26 б).

Вы разработали достаточно полезный фрейм и хотели бы его сохранить для использования в будущих приложениях. Это легко сделать, внеся его в Депозитарий. Щелкните на своем фрейме правой кнопкой мыши и выберите из всплывшего меню раздел Add To Repository. Перед вами откроется окно, представленное на рис. 27. В верхнем его окне редактирования Title вы должны написать название вашего фрейма — подпись под его пиктограммой при входе в Депозитарий. В следующем окне — Description можете написать более развернутое пояснение. Его может увидеть пользователь, войдя в Депозитарий, щелкнув правой кнопкой мыши и выбрав во всплывшем меню форму отображения View Details. В выпадающем списке Page вы можете выбрать страницу Депозитария, на которой хотите разместить пиктограмму своего фрейма. Впрочем, вы можете указать и новую страницу с новым заголовком (Мои формы на рис. 27). В результате она появится в Депозитарии.

В окне Author вы можете указать сведения о себе как об авторе. Наконец, если стандартная пиктограмма вас не устраивает, вы можете выбрать другую, щелкнув на кнопке Browse.... После выполнения всех этих процедур щелкните на кнопке OK и ваш фрейм окажется включенным в Депозитарий.

Теперь вы можете использовать его в последующих ваших приложениях. Для этого вам надо будет выполнить команду File | New и в открывшемся диалоговом окне New Items отыскать ваш фрейм (рис. 28).

Рис. 27. Окно добавления фрейма в Депозитарий

 

Рис. 28 Окно New Items с включенным новым фреймом

В нижней части окна расположены три радиокнопки, которые определяют, как именно вы хотите заимствовать фрейм из Депозитария: Сору — копировать, Inherit — наследовать, Use — использовать. Если включена кнопка Сору, то файлы фрейма просто будут скопированы в ваше приложение. При этом никакой дальнейшей связи между исходным фреймом и копией не будет. Вы можете спокойно изменять свойства вашей копии и это никак не отразится на фрейме, хранящемся в Депозитарии. А если вы в дальнейшем что-то измените во фрейме, хранящемся в Депозитарии, то эти изменения никак не затронут вашего приложения, куда вы до этого скопировали фрейм.

При включенной кнопке Inherit вы получите в своем проекте фрейм, наследующий размещенному в Депозитарии. Это значит, что если вы что-то измените во фрейме, хранящемся в Депозитарии, то это отразится при перекомпиляции во всех проектах, которые наследуют этот фрейм. Однако, изменения в наследуемых фреймах никак не скажутся на свойствах фрейма, хранящегося в Депозитарии.

При включенной кнопке Use вы получите режим использования. В этом случае в ваш проект включится сам фрейм, хранящийся в Депозитарии. Значит любое изменение свойств фрейма, сделанное в вашем проекте, отразится и на хранящемся в Депозитарии фрейме, и на всех проектах, наследующих или использующих этот фрейм (при их перекомпиляции).

Таким образом, режим Inherit целесообразно использовать для всех модулей вашего проекта, а режим Use — для изменения базового фрейма. Тогда усовершенствование вами базового фрейма будет синхронно сказываться на всех модулях проекта при их перекомпиляции.

Введенный в Delphi 5 компонент фрейм благодаря использованию наследования позволяет обеспечить единство стилистических решений не только внутри приложения, но и в рамках серии разрабатываемых вами приложений. Вам достаточно один раз разработать какие-то часто применяемые фреймы, включить их в Депозитарий, а затем вы можете использовать их многократно во всех своих проектах.


№85 – лекційне заняття

СИСТЕМНІ ДІАЛОГИ



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-12-15; просмотров: 66; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.90.108 (0.014 с.)