III . Периоды колонизации стран Востока 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

III . Периоды колонизации стран Востока



В отечественной литературе принято выделять три периода колониальной экспансии:

1) «торговый колониализм» с начала XVI до середины XVIII вв., характеризующийся погоней за колониальными товарами для вывоза их в Европу;

2) «колониализм эпохи промышленного капитала» –  вторая половина XVIII – конец XIX вв., когда основным методом эксплуатации колоний и всего неевропейского мира стал ввоз европейских товаров в эти страны;

3) «колониализм эпохи империализма», или «колониализм периода монополистического капитала», –  с конца XIX в., когда к прежним методам использования ресурсов зависимых стран добавился еще один – вывоз туда европейского капитала, рост инвестиций, приведший к промышленному развитию неевропейских стран[23].

Начало первого периода совпадает с эпохой географических открытий. Великие географические открытия были начаты Португалией и Испанией, странами феодальными и далеко не самыми развитыми. Почему же движения крестоносцев на Восток, движения, которые не затихали на протяжении нескольких столетий, не вызвали таких бурных перемен в жизни людей, как испано-португальская, казалось бы такая же феодальная экспансия. Ответ очевиден.

Во-первых, колониальная экспансия времен географических открытий, в отличие от крестовых походов, отвечала потребностям торгового капитализма. Она развивалась вместе с капитализмом, становилась всеохватывающей, привнеся глубокие последствия, как для метрополий, так и для колоний.

Во-вторых, в первых колониальных захватах участвовали дворяне Пиренейского полуострова, а финансировались эти войны нередко купцами Фландрии и Брабанта.

В-третьих, португальцев и испанцев, впрочем, как и голландцев гнала за пределы Европы ненасытная жажда золота. Богатейшими странами европейцам казались государства Азии и Африки. Из Сенегала и Нигера европейские купцы привозили золотой песок. В их рассказах золотые запасы приобретали фантастические размеры, купцы утверждали, что в Африке, в бассейне реки Нигер, «золото родится».

В-четвертых, Китай, Индия и Индокитай привлекали европейцев своими пряностями. Пряности стоили так же дорого, как и золото. В Европе азиатские государства, богатые пряностями, называли «Индиями». Так как африканское золото добывалось на отмелях больших рек, впадающих в Атлантический океан, казалось вполне вероятным, следуя вдоль западного побережья Африки достичь Золотой реки. Пряности тоже можно добыть без столкновений с могущественной Османской империей. Для этого необходимо найти морской путь в Индию.

Португалец Бартоломео Диаш дошел до мыса Доброй Надежды, в 1498 г. Васко да Гама открыл морской путь в Индию. В результате Великих географических открытий Португалия захватила следующие территории: в Азии – город Гоа и некоторые пункты на Западном побережье Индии. Укрепившись в Индии, португальцы двинулись на Восток, захватили Индонезию и Молуккские острова; в Африке –  устье реки Конго (Заир) и Мозамбик. Во второй половине XVI в. португальские моряки сумели подчинить себе государство Нданго, его монарх носил титул Нгола. В дальнейшем это португальская колония Ангола.

Испания искала западный путь к богатствам «Индий». Совершив кругосветное путешествие в 1519-1522 гг. Фернандо Магеллан, португалец на службе испанского короля, открыл Филиппины. В колонизации Филиппинских островов главную роль играли католические монашеские ордена. Используя противоречия между племенными вождями, монахи-миссионеры обращали в христиан сначала местную знать, а затем и ее поданных. К середине XVII в. испанцы закрепились на Филиппинах.

В начале XVII в. Восток привлек к себе внимание Голландии, Англии и Франции. Голландия в Азии захватила остров Цейлон, южную часть Малайи и вытеснила португальцев из Индонезии. В Африке Голландия закрепилась на мысе Доброй Надежды.

Англия в Африке создает свой первый форт в Гамбии и на Золотом Берегу (Гана).

Во второй период Англия начинает борьбу за Индию. Борьба идет на два фронта: соперничество с Францией в Европе (Семилетняя война); расчленение собственно Индии и постепенное покорение отдельных индийских княжеств. К 1818 г. почти вся Индия была завоевана английской Ост-Индской компанией, осталось одно независимое княжество Панджаб (Пенджаб). В 1858 г. Индия стала «главной жемчужиной Британской короны».

Франция, потерпев поражение в Индии, начинает борьбу за Индокитай (Вьетнам). На африканском континенте основным французским фортом стал расположенный в устье реки Сенегал Дакар.

Интересно, что в испано-португальской колониальной политике главную роль играла феодально-бюрократическая машина государства, а во втором  периоде колонизации инициатива принадлежала торгово-ростовщическим компаниям: английской Ост-Индской, голландской Вест-Индской, французской Ост-Индской и т.д.

Третий период колонизации – это эксплуатация колоний с помощью монополистического капитала: от раздела Китая на «сферы влияния», завоевания Вьетнама, Бирмы и т.д. до территориального раздела Африки в конце XIX – начале XX вв. (О территориальном разделе Африки речь пойдет в последней лекции).

Каковы же результаты образовавшейся колониальной системы?

Создание колониальной системы связало воедино весь мир, но в то же время положило начало глубочайшему разделению этого мира, на одной стороне которого находилась горстка капиталистических наций – метрополий, на другой – великое множество порабощенных народов в колониях и зависимых странах.

Что дала колонизация метрополии?

Колониальная экспансия с ее методами, характерными для торгового (мануфактурного) капитализма, оказала неоднозначное воздействие на экономическое и политическое развитие метрополий. С одной стороны, деятельность торгово-монопольных компаний создавала условия для развития национального капитализма метрополии, с другой – нередко способствовала возникновению реакционной олигархии, тесно связанной с дворянством. Эта олигархия становилась тормозом на пути прогресса. В странах, где негативные тенденции стали превалирующими, темпы капиталистического развития замедлялись. Например, голландская Ост-Индская компания срасталась с правящим домом, с консервативным патрициатом. В результате – процесс формирования промышленной буржуазии стал замедляться, и Голландия отстала от Англии и других стран.

Важнейшим результатом колониальной экспансии стала «революция цен». В XVI – XVII вв. в Европу хлынул поток дешевого золота и серебра, что привело к росту цен на все товары при одновременном относительном понижении заработной платы. Это увеличило прибыль и укрепило молодую европейскую буржуазию, «возвысило класс капиталистов»[24].

Как повлияла колонизация на развитие стран Востока?

Во-первых, колониальная экспансия означала нарушение естественного процесса исторического развития, насильственное вовлечение колоний в сферу мирового рынка и мирового капитализма.

Во-вторых, колонизация привела к кризису и даже гибели цивилизаций, не говоря уже об уничтожении целых народов. Особенно ощутим приход европейцев в Центральную и Южную Америку, в Африку. Африканский континент был превращен в заповедное поле охоты на чернокожих. В захваченных европейцами районах местное население было истреблено, живых превращали в рабов. Работорговля принесла африканцам колоссальные убытки, по данным негритянского историка Ц. Дюбуа, за время колонизации с XVI по XVIII вв. население континента сократилось примерно на 60-100 млн человек[25].

В-третьих, колониальная политика европейцев способствовала разжиганию межнациональных конфликтов, например, между индусами и мусульманами в Индии, войны в Африке между отдельными африканскими племенами и народностями. Племенные вожди стремились обратить в рабство соседей и продать их европейцам.

В-четвертых, европейский капитализм «помогал» развитию товарно-денежных отношений в странах Востока. Однако колонии и зависимые страны продолжали служить рычагами первоначального накопления для метрополий. Поэтому государства Азии и Африки становятся: а) источниками сырья и

б) рынками сбыта европейских товаров. Это привело к тому, что капитализм в зависимых странах развивался однобоко, убого и в тех формах, в которых это было выгодно европейским странам. Экономический разрыв между Западом и Востоком не сократился, а увеличился.

В-пятых, уже в XVII в. народы Азии и Африки оказали колонизаторам сопротивление, но оно проходило, как считали историки советской школы, под флагом «феодального национализма». Возглавляли национальные движения князья, верхушка духовенства, реже – представители интеллигенции. Это было сопротивление уходящего прошлого. Понадобится время, новые идеи и их носители, чтобы сопротивление стало национально-освободительным движением.

 

                                       Литература

 

1. Алаев А.Б., Ерасов Б.С. Формация или цивилизация? Диалог [Текст]  / А.Б. Алаев и др. // Народы Азии и Африки. – 1990. – № 3. – С. 46-56.

2. Васильев Л.С. История Востока: учебное пособие [Текст] /

Л.С. Васильев. – М.: Высшая школа, 1993. –  Т. 1. –  495 с.; –  Т. 2. –  495 с.

3. Васильев Л.С. История религий Востока [Текст] / Л.С. Васильев. –  М.: Университет, 1998. – 425 с.

4. Вебер М. Избранные произведения. Социология религии [Текст] / М. Вебер. [Пер. с нем.]. – М.: Прогресс, 1990. – 804 с.

5. Вебер М. Избранное: Протестантская этика и дух капитализма [Текст] / М. Вебер. [Пер. с нем.]. – М.: РОССПЭН, 2006. – 656 с.

6. Ерасов Б.С. Проблемы теории цивилизаций [Текст] / Б.С. Ерасов // Новая и новейшая история. –  1995. –  № 6. – С. 181-186.

7. Ерасов Б.С. Культура, религия и цивилизации на Востоке. Очерки общей теории [Текст] / Б.С. Ерасов; АН СССР, Ин-т востоковедения. –  М.: Наука, 1990. – 207 с.

8. Ерасов Б.С. Цивилизация: Универсалии и самобытность [Текст] / Б.С. Ерасов. – М.: Наука, 2002. – 524 с.

10. Еремеев Д.Е. Почему Восток отстал от Запада [Текст] / Д.Е. Еремеев // Азия и Африка сегодня. –  1989. – № 7. – С. 16-20; – № 9. –  С. 29-33; –  № 11. –  С. 10-14.

11. Иванов Н.А. Упадок Востока и установление мировой гегемонии Западной Европы [Текст] / Н.А. Иванов // Восток (Oriens). –  1994. –  № 4. –  С. 5-19.

12.  История Востока [Текст]: в 6 т. / Гл. редкол.: Р.Б. Рыбаков (пред.) и др. –  М.: Вост. лит., 2004-2005. Т. 4: Восток в новое время (конец XVIII –  начало XX). Кн. 1. –  608 с.; Кн. 2. – 574 с.

13.  Маркс К. Капитал [Текст] / К. Маркс, Ф. Энгельс. Соч. 2-е изд. – М.: Гос. изд. полит. лит., 1962. –  Т. 25. –  Ч. 2. – 551 с.

14.  Маркс К. Экономические рукописи 1861-1863 гг. [Текст] / К. Маркс, Ф. Энгельс. Соч. 2-е изд. – М.: Гос изд. полит. лит., 1973, –  Т. 47. – 659 с.

15.  Рейснер Л.И. Цивилизация и способ общения [Текст] / Л.И. Рейснер. РАН Инст. востоковедения. – М.: Наука, 1993. – 307 с.

16.  Сравнительное изучение цивилизаций. Хрестоматия: учебное пособие для студентов вузов [Текст] / Сост., ред. и вступ. ст. Б.С. Ерасов. – М.: Аспект пресс, 1999. – 555 с.

17.  Субботин В.А. Великие открытия: Колумб. Васко да Гама. Магеллан [Текст] / В.А. Субботин. – М.: УРАО, 1998. – 268 с.

18.  Сухарчук Г.Д. Восток-Запад: историко-психологический водораздел [Текст] / Г.Д. Сухарчук // Вопросы истории. –  1998. –  № 1. –  С. 30-40.

19.  Тойнби А.Д. Цивилизация перед судом истории: Сб. [Текст] / А.Д. Тойнби. [Пер. с анг.]. –  М.: Айрис пресс, 2003. – 590 с.

20.  Яковлев А.И. Очерки модернизации стран Востока и Запада в XIX-XX вв. [Текст] / А.И. Яковлев. – М.: Вост. унив-т, 2006. – 504 с.

21.  Яковлев А.И. Страны Востока: синтез традиционного и современного [Текст] / А.И. Яковлев. – М.: Вост. унив-т, 2007. – 168 с.

 

 

 

                          Л Е К Ц И Я II

   Япония в период правления сёгунов дома Токугава

                               (XVII – XIX вв.)

 Историческая справка. Установление сёгуната Токугава. Социально-экономическое развитие страны: циклы подъема и упадка. Политический кризис начала XIX века. Гражданская война 1862-1869 гг. Революционный переворот Мэйдзи исин. Первые буржуазные реформы

 

I. Историческая справка

Япония – государство в западной части Тихого океана, расположенное на островах Хонсю, Хоккайдо, Сикоку, Кюсю. Площадь Японии составляет 377,7 тыс. квадр. км. Численность населения 127 млн человек (2009).

В 1853 г. известный русский писатель И.А. Гончаров впервые увидел Японию. Он писал: «9–го августа, при той же ясной, но, к сожалению, чересчур жаркой погоде, завидели мы тридесятое государство… Вот этот запертой ларец, с потерянным ключом, страна, в которую заглядывали до сир пор с тщетными усилиями склонить и золотом, и оружием, и хитрой политикой на знакомство. Вот многочисленная кучка человеческого семейства, которая ловко убегает от ферулы цивилизации, осмеливаясь жить своим умом…»[26].

 Историю докапиталистической Японии, по мнению Н.И. Конрада[27], можно условно разделить на четыре периода:

 эпоха Хэйан (794-1192);

 эпоха Минамото (1192-1333);

 эпоха Асикага (1335-1572);

 эпоха Токугава (1603-1868).

Первый период, как считает Н.И. Конрад, это время господства родовой аристократии. С конца XII в. и до середины XIX в. длилось господство военного дворянства – самурайства: сёгунаты Минамото, Асикага, Токугава.

Императорская власть всегда занимала своеобразное положение в стране. Династия японских императоров (дом Сумэраги) освящалась японской религией – синтоизмом (синто – «путь богов»). Император (микадо) считался прямым наследником богини Солнца Аматэрасу. Согласно преданию Аматэрасу послала на землю своего сына, потомок которого Дзимму 11 февраля 660 г. до н. э. вступил на императорский престол, основав японскую династию. Таким образом, еще в раннем средневековье власть императора приобрела номинальный характер, а личность государя стала сакральной фигурой, а не носителем реальной государственной власти. Император выступал как Сын Неба и связующее звено между богами и людьми, как общеяпонский символ и объект синтоистского поклонения. В VI в. синтоизм испытал влияние даосизма, в это же время из Китая в Японию проникают буддизм и конфуцианство. При этом происходит обоюдное взаимопроникновение идей синтоизма и буддизма, синтоизма и конфуцианства. Однако слияния и синтеза этих религий не произошло[28].

С конца XII в. наступает эра самурайства, вместе с ней утверждается новая идеология – дзэн-буддизм. Простым воинам-самураям трудно было принять высокие истины классического буддизма. Дзэн, перенятый у Китая и существовавший там как секта «чань», попал на благодатную почву, ибо его принципы оказались наиболее приемлемыми для формирующейся морали и психологии японского самурайства. Дзэн выработал доктрину достойной смерти. Но в ней давалась установка не на пожизненную скорбь (как в классическом буддизме), а на активное, насыщенное бытие, наполненное делом, ибо человеческая жизнь непременно конечна. Дзэн призывал помнить, что смерть неизбежна и нет рая и ада. Если классический буддизм требовал полного отвлечения от иллюзорного мира и его страстей, то адепты дзэн утверждали, что истина постигается в условиях бренной жизни, а не вдали от нее. В результате – постигающий дзэн, живя «ради смерти» не только терял страх перед ней, но и всю жизнь старался посвятить ее достойной встрече через самоусовершенствование и ревностное исполнение земного долга. Носители идеи дзэнсамураи – становились, таким образом, неустрашимыми воинами-одиночками, желавшими как высшего блага возможности достойного исполнения долга и достойной памяти в умах своих потомков[29].



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-12-15; просмотров: 60; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.141.30.162 (0.03 с.)