Толкование норм права имеет два направления: уяснение («для себя») и разъяснение («для других»). 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Толкование норм права имеет два направления: уяснение («для себя») и разъяснение («для других»).



Основные приемы толкования-уяснения

Грамматическое толкование выражается в уяснении смысла правовой нормы путем грамматического анализа текста.

Систематическое толкование состоит в уяснении содержания права путем сопоставления ее с другими нормами и установления ее связи с ними.

Историко-политическое толкование норм права представляет собой уяснение целей и задач на основе анализа той исторической обстановки, в которой они были приняты.

Толкование-разъяснение

Разъяснение норм права – это указания или рекомендации, направленные на раскрытие действительного содержания норм. В зависимости от субъектов подразделяется:

• Официальное толкование – это такое разъяснение нормы права, которое дается компетентными органами. Официальное толкование по объему подразделяется на нормативное и казуальное (индивидуальное).

Неофициальное толкование

Неофициальное толкование – это разъяснение правовых норм, которое не носит обязательного характера.

Доктринальное (научное) толкование

Эмпирическое (обыденное) толкование

Профессиональное толкование

КОНСТИТУЦИОННОЕ ПРАВО РЕСПУБЛИКИ КАЗАХСТАН

Лекция №6

Профессор-ассистент Жайлин Г.А.

Понятие и источники

                                                                                                            

      В рамках конституционного права регулируются отношения по организации и осуществлению государственной власти. Конституционное право регулирует не все отношения, связанные с государством, а только основные принципы организации самого государства, а также принципы взаимодействия с важнейшими субъектами – человеком и обществом.

Конституционное право в РК, как и в любой стране, регулирует
базовые общественные отношения в двух основных сферах:

-связанныхс правовым статусом личности и ее взаимоотношений с государством и гражданским обществом;

-связанных с организацией государства и функционированием пу-
бличной власти.

  Как и всякая отрасль права, конституционное право воздействует
на регулируемые общественные отношения посредством разнообраз-
ных правовых приемов, средств и способов (предписания, дозволения,
запреты и пр.).

  При этом для метода конституционно-правового регулирования характерно наличие преимущественно императивных норм, то есть жестких предписаний, правил, не допускающих каких-либо иных вариантов толкования или поведения: носителем суверенитета и единственным источником власти в РК явля-
ется его народ, законы подлежат официальному опубликованию..., никто
не может быть повторно осужден за одно и то же преступление, одно и то же лицо не может занимать должность Президента РК более двух сроков подряд.

  В то же время конституционное право содержит и некоторые диспозитивиые
(менее жесткие, дающие соответствующему субъекту возможность вы-
бора) нормы, например: Правительство РК может подать в отставку, которая принимается или отклоняется Президентом РК.

  Конституционное право РК можно определить
как ведущую, системообразующую отрасль казахстанского права, совокуп-
ность правовых норм, закрепляющих и регулирующих основы правового
статуса личности, общественных объединений и иных институтов граж-
данского общества, экономической, политической, социальной и духовной
жизни общества, организации государства и функционирования публичной
власти.Именно конституционное право лежит в основе всей правовой
системы РК, на основе норм данной отрасли права функционируют
государство и общество.

   Систему любой отрасли права, как известно, образуют составляю-
щие данную отрасль нормы права, объединенные в институты (субин-
ституты) и подотрасли. С определенной долей
условности в системе конституционного права РК можно выделить
две части:

1. Общие положения, куда входят следующие институты:

Конституция РК и ее свойства; основы конституционного строя РК;
основы конституционно-правового статуса личности; унитарное устройство РК.

2. Конституционная система власти в РК, включа-
ющая следующие подотрасли и институты:избирательное право и избирательный процесс в РК; институт главы государства; институт законодательной власти и парламентское право РК; институты исполнительной власти и Правительства РК;
конституционные основы судебной системы, судебной власти
и прокуратуры в РК;

Каждая составная часть системы конституционного права представляет соответствующую совокупность конституционно-правовых норм, имеет свой, более узкий предмет правового регулирования, определенный круг субъектов и специфические источники.

     Понятие и юридические свойства Конституция РК

Конституция - это основной закон государства, обладающий высшей
юридической силой, закрепляющийи регулирующий базовые общественные
отношения в сфере правового статуса личности, институтов граждан-
ского общества, организации государства и функционирования публичной
власти.

Именно с понятием конституции связана ее сущность — основной
закон государства призван служить главным ограничителем для власти в
отношениях с человеком и обществом.

Сушность конституции, в свою очередь, проявляется через ее основ-
ные юридические свойства (то есть характерные признаки, определяющие
качественное своеобразие этого документа), к которым относятся:

выступление в качестве основного закона государства;

юридическое верховенство;

выполнение роли основы всей правовой системы страны;

стабильность.

Иногда к свойствам конституции относят и другие признаки - ле-
гитимность, преемственность, перспективность, реальность и др.

Конституция РК является основным законом страны. Несмотря на то что в официальном названии и тексте этот термин отсутствует (в отличие, например, от Конституции РСФСР 1978 года или конституций ФРГ, Монголии, Гвинеи и других государств), это вытекает из самой правовой природы и сущности конституции.

Юридическое верховенство. Конституция РК обладает высшей
юридической силой по отношению ко всем остальным правовым актам,
ни один правовой акт, принимаемый в стране (закон, указ
Президента РК. Постановление Правительства РК, акт местного или ведомственного правотворчества, договор, судебное решение и т. л.), не может противоречить Основному закону, а в случае противоречия (юридических коллизий) приоритет имеют нормы Конституции.

Конституция РК является ядром правовой системы государства,
основой развития текущего (отраслевого) законодательства.
Помимо
того что Конституция закрепляет компетенцию различных органов пу-
бличной власти по нормотворчеству и определяет главные цели такого
нормотворчества, прямо определяет сферы общественных отношений,
которые должны быть урегулированы конституционными законами, законами, указами Президента РК и т.д.

 

       Источники конституционного права

    Социальнымиисточниками к.п. явились реальные потребности общества в ориентации государственной власти на широкий спектр социальных интересов.

   Идейно-теоретическими источниками считаются известные учения идеологов демократии – Г.Гроция, Б.Спинозы, Т.Гоббса и др.о суверенитете, народном представительстве, разделение властей; концепция федерализма. Теория конституционализма дополняется идеями парламентаризма, плюралистической демократии, правового, светского, социального государства, мирового правопорядка и др.

Основы конституционного строя

Конституционный строй – это система общественных отношений, основанная на подчинении государственной власти основным принципам, установленным конституцией страны.

Демократическое государство – государство, строящее систему управления обществом с участием народа: референдум, свободные выборы, местное самоуправление.

      Конституционно-правовой статус человека и гражданина

       Правовой статус личности – юридически закрепленное положение человека в обществе.Общий конституционный статус включает: 1) общая правоспособность, 2) принципы правового положения личности, 3) институт гражданства, 4) права, свободы человека и гражданина, 5) конституционные обязанности и 6) конституционные гарантии их обеспечения

 

 

                         Административное право                                  

                            

                                           Лекция 7

                    Профессор-ассистент Жайлин Г.А.

 

 

     Основы государственного управления в Республике Казахстан.

 

 

  Государственное управление — это деятельность исполнительно-распорядительного характера, осуществляемая специальными субъекта­ми — органами государственного управления. По содержанию термины «исполнительная власть» и «государственное управление» разграничить сложно, тем более что функции органов исполнительной власти есть функции государственного управления. Законодательство также не про­водит различий между названными понятиями.

При этом органы исполнительной властиостаются исполнитель­но-распорядительными органами, а следовательно, и органами госу­дарственного управления. Соответственно государственное управление представляет собой не что иное, как государственную деятельность, в рамках которой практически реализуется исполнительная власть.

    Государственная служба основана на следующих правовых прин­ципах:

- верховенство Конституции РК и законов РК над иными нормативными правовыми актами, должностными инструкциями при исполнении государственными служащими должностных обя­занностей и обеспечении их прав;

- приоритет прав и свобод человека и гражданина, их непосредствен­ное действие;

- обязанность государственных служащих признавать, соблюдать и защищать права и свободы человека и гражданина;единство системы государственной власти;

- разделение государственной власти на законодательную, исполни­тельную и судебную;

- равный доступ граждан к государственной службе в соответствии с их способностями и профессиональной подготовкой; обязательности для государственных служащих решений, приня­тых вышестоящими государственными органами и руководителя­ми в пределах их полномочий и в соответствии с законодательством РК;

- единство основных требований, предъявляемых к государственной службе;

- профессионализм и компетентность государственных служащих; гласность в осуществлении государственной службы; ответственность государственных служащих за подготавливаемые и принимаемые решения, неисполнение либо ненадлежащее ис­полнение ими своих должностных обязанностей; внепартийность государственной службы; отделение религиозных объединений от государства;

- стабильность кадров государственных служащих в государственных органах.

                            Понятие административного права.

 

    Административное право — отрасль права, регулирующая обще­ственные отношения в сфере государственного управления и устанав­ливающая административную ответственность за правонарушения, связанные с осуществлением государственного управления.

     Сущность каждой отрасли права определяется тем, какие обществен­ные отношения они регулируют. Особенности этих общественных отноше­ний определяют предмет регулирования. А от него зависят иные признаки отрасли права: метод регулирования, система отрасли и другие.

Предметом регулирования административного права являются общественные отношения в сфере государственного управления. Эти отношения складываются в связи с реализацией исполнительно-рас­порядительными органами своих полномочий по регулированию раз­личных сфер общественной жизни (обеспечения и соблюдения прав и свобод человека, защиты всех форм собственности, охрана природы, экология, промышленность, торговля и т. д.).

В общественных отношениях, регулируемых административным правом, соответственно:

-реализуется государственная внутренняя и внешняя политика, обе­спечивается соблюдение и защита прав и свобод человека и граж­данина, создаются условия, обеспечивающие достойную жизнь и свободное развитие человека;

-отражается особый вид государственной деятельности по практи­ческой реализации исполнительной власти как одной из ветвей единой государственной власти;

- выражаются приоритет публично-правовых интересов в регулиру­емой сфере и соответствующие им государственно-правовые сред­ства воздействия на общественные связи.

Такие общественные отношения называются управленческими. Они и составляют предмет административного права. При этом не все общественные отношения, по своей природе являющиеся управлен­ческими, могут быть отнесены к предмету административного права. В частности, отношения, возникающие в связи с функционированием негосударственных формирований (общественных объединений, ком­мерческих структур и т. п.) тоже характеризуются как управленческие. Однако назначение внутрипрофсоюзных, внутрипартийных и подобных им управленческих отношений состоит не в выражении интересов госу­дарства, а в обеспечении необходимой самоорганизации (организации собственных дел). Поэтому предметом административного права следу­ет считать государственно-управленческие отношения.

Существует несколько оснований классификации государственно-управленческих отношений. В зависимости от целей административно-правового регулирования (это наиболее распространенная классифика­ция) выделяются две группы таких отношений:

вертикальные отношения, или отношения организационного под­чинения.

Это внутриорганизационные отношения, связанные с формированием управленческих структур, определением основ взаимодействия между ними и их подразделениями, с распреде­лением обязанностей, прав и ответственности между работниками аппарата органа управления и т. п. Такого рода управленческие отношения выражают интересы самоорганизации всей системы исполнительной власти сверху донизу, а также каждого ее звена. Сторонами в них выступают соподчиненные исполнительные ор­ганы, их структурные подразделения, а также должностные лица; горизонтальные, или внешние отношения, связанные с непо­средственным воздействием на объекты, не входящие в систему (механизм) исполнительной власти (например, на граждан, на общественные объединения, коммерческие структуры, включая частные).

Административное право, осуществляя регулятивную функцию, использует определенную совокупность правовых средств или способов регулирующего воздействия своих норм на управленческие отношения, на поведение их участников. Это — метод правового регулирования общественных отношений. Как правило, выделяются два основных ме­тода правового регулирования — диспозитивный (дозволяющий) и им­перативный (обязывающий). Для административного права характерен императивный метод, который в юридической науке часто называется административно-правовым методом регулирования. Его основными признаками являются следующие обстоятельства.

Во-первых, для механизма административно-правового регулиро­вания наиболее характерны правовые средства распорядительного типа, то есть предписания (включая запреты).

Во-вторых, как следствие первого, административно-правовое ре­гулирование предполагает односторонность волеизъявления одного из участников отношения.

В-третьих, для управленческих отношений, регулируемых админи­стративным правом, характерна следующая взаимосвязь управляющих с управляемыми: либо у управляющей стороны есть такие юридически-властные полномочия, каковыми не обладает управляемая сторона, либо объем таких полномочий у управляющей стороны больше, чем у управляемой, то есть налицо юридическое неравенство субъектов этих правоотношений.

В-четвертых, определенная ограниченность воли субъектов отно­шений. Им предоставляется возможность выбора одного из вариантов должного поведения, предусмотренных административно-правовой нормой. Как правило, данный метод рассчитан на регулирование по­ведения должностных лиц, причем последние не вправе уклоняться от такого выбора.

В-пятых, властность и односторонность не исключают исполь­зования в необходимых случаях дозволительных средств, допуска в определенных условиях паритетного юридического положения сторон в регулируемом отношении (процессуальное равенство).

Система административно-правовых норм включает две части: Об­щую и Особенную.

Общая часть административного права объединяет:

нормы, регулирующие административно-правовой статус граждан

и их объединений;

административно-правовой статус субъектов исполнительной власти;

методы реализации исполнительной власти;

правовые формы управления; государственно-служебные отношения;

административное принуждение и особенно — административную

ответственность;

контроль и надзор.

  Особенная часть регулирует управленческие отношения в той или иной отрасли или сфере управления. Эта группа норм отражает специ- фику управления в экономической, социально-культурной и админи­стративно-политической сферах.

   Изложенные исходные позиции позволяют определить админи­стративно-правовую норму в качестве устанавливаемого государством правила поведения, целью которого является регулирование обществен­ных отношений в сфере исполнительно-распорядительной деятельно­сти органов исполнительной власти или государственного управления. В административно-правовых нормах непосредственно выража­ется регулятивная роль административного права, проявляющаяся в следующем:

- одним из основных назначений административно-правовых норм является обеспечение эффективной реализации в сфере государ­ственного управления конституционных прав и свобод граждан и их негосударственных объединений, а также их правовая защита;

- административно-правовые нормы обеспечивают должную упо­рядоченность организации и функционирования всей системы исполнительной власти (государственного управления);

- административно-правовые нормы предназначены для обеспече­ния эффективной реализации механизма исполнительной власти; административно-правовые нормы обеспечивают прочный режим законности и государственной дисциплины в общественных отно­шениях, возникающих в процессе государственно-управленческой деятельности;

- административно-правовые нормы, в отличие от многих других от­раслей казахстанского права, имеют свои собственные юридические средства защиты от посягательств на них (невыполнение, недобро­совестное выполнение их требований и т. п.); административно-правовые нормы довольно часто устанавливают­ся непосредственно ее субъектами в процессе реализации исполни­тельной власти.

  Административно-правовые нормы различны по своей регулятив­ной направленности и соответственно по своему юридическому содер­жанию. Существуют различные критерии их классификации. Наиболее общий характер имеет выделение двух основных видов этих норм: мате­риальные и процессуальные.

   Материальные административно-правовые нормы характеризуют­ся тем, что они юридически закрепляют комплекс обязанностей и прав, а также ответственность участников регулируемых административным правом управленческих отношений.

   Процессуальные административно-правовые нормы регламенти­руют динамику государственного управления и связанных с ним управ­ленческих отношений. Их назначение сводится к определению порядка (процедуры) реализации юридических обязанностей и прав, установ­ленных нормами материального административного права в рамках регулируемых управленческих отношений.

   Важное значение имеет классификация административно-право­вых норм в зависимости от их конкретного юридического содержания:

- обязывающие, то есть предписывающие в предусмотренных дан­ной нормой условиях совершать определенные действия; запрещающие, то есть предусматривающие запрет на совершение тех или иных действий в условиях, определяемых данной нормой;

- уполномочивающие, или дозволительные (диспозитивные), нор­мы, то есть предусматривающие возможность адресата действовать в рамках требований данной нормы по своему усмотрению;

- стимулирующие (поощрительные) нормы обеспечивают с по­мощью соответствующих средств материального или морального воздействия должное поведение участников регулируемых управ­ленческих общественных отношений;

- рекомендательные нормы — их природа отличается своеобразием, ибо рекомендации, как правило, не имеют юридически-обязатель­ного характера. Поэтому они чаще всего используются во взаимо­отношениях субъектов исполнительной власти и негосударствен­ных формирований.

  Реализация административно-правовых норм означает практиче­ское использование содержащихся в них правил поведения.

Известны два основных способа реализации административно-правовых норм: исполнение и применение.

- Исполнение административно-правовых норм — точное следование участников регулируемых управленческих отношений тем юридическим предписаниям, запретам или дозволениям, которые в них содержатся.

- В отличие от исполнения, применение административно-правовых норм является прерогативой соответствующих субъектов исполнительной власти. Оно практически выражается в издании полномочным органом (должностным лицом) индивидуальных актов управления, основанных на требованиях материальных либо процессуальных норм.

административно-правовые нормы могут найти свое выражение в межгосударственных соглашениях, которые в таких случаях следует рассматривать в качестве источников административного права.

    Административно-правовые отношения это урегулированные нормами административного права общественные отношения, склады­вающиеся в сфере деятельности исполнительной власти и государствен­ного управления. Административно-правовые отношения являются разновидностью правоотношений вообще, поэтому они обладают всеми свойственными им общими признаками. В то же время они имеют свои особенности. Важнейшие среди них следующие:

-в этих отношениях одной из сторон выступает орган или долж­ностное лицо органа исполнительной власти или государственного управления;

- соответствующий орган или должностное лицо реализуют в адми­нистративно-правовых отношениях предоставленные им государ­ственно-властные полномочия;

- участники (субъекты) данных правоотношений юридически не равны между собой;

- разрешение споров между сторонами, как правило, осуществляется в административном порядке (хотя за последние годы все больше и больше таких споров рассматривается судами).

Существует значительное разнообразие административных право­отношений. Первоначально можно выделить следующие две груп­пы — внешние (возникающие непосредственно в процессе реализации функций управления применительно к управляемым объектам) и внутри- организационные (возникающие в рамках внутренней деятельности органов управления) административно-правовые отношения.

  В зависимости от целей деятельности отношения могут быть ре­гулятивными или охранительными; наиболее известная разновидность последних — деликтные.

Различают субординационные и координационные администра­тивно-правовые отношения. Для первых характерна авторитарность (властность) юридических волеизъявлений субъекта управления. Они как раз являются собственно административными. Вторые — это, как правило, такие управленческие связи, в которых авторитарность отсут­ствует (например, отношения между несоподчиненными исполнитель­ными органами).

   Наиболее значительный интерес представляет классификация административно-правовых отношений по юридическому характеру взаимодействия их участников. В соответствии с этим критерием, по­глощающим в определенной мере ранее рассмотренные, выделяются вертикальные и горизонтальные правоотношения.

Вертикальные административно-правовые отношения есть власте-отношения, в которых реализуется непосредственное управляющее воз­действие субъекта управления на тот или иной объект, который далеко не во всех случаях ему организационно подчинен.

Горизонтальными административно-правовыми отношениями при­знаются те, в рамках которых стороны фактически и юридически равно­правны.

Субъектный состав административно-правовых отношений образуют:

- органы исполнительной власти (государственного управления); должностные лица органов государственной власти и местного са­моуправления;

- индивидуальные субъекты административного права- граждане РК, иностранные граждане и лица без граж­данства, находящиеся на территории РК;

- коллективные субъекты предприятия, учреждения, иные ком­мерческие и некоммерческие организации.

 

 

     Административное правонарушение и административная ответственность

Статья 7. КОАП РК: Задачи законодательства об административных правонарушениях.

 

1. Законодательство об административных правонарушениях имеет задачей охрану прав, свобод и законных интересов человека и гражданина, здоровья, санитарно-эпидемиологического благополучия населения, окружающей среды, общественной нравственности, собственности, общественного порядка и безопасности, установленного порядка осуществления государственной власти, охраняемых законом прав и интересов организаций от административных правонарушений, а также предупреждение их совершения.

2. Для осуществления этой задачи законодательство об административных правонарушениях устанавливает основания и принципы административной ответственности, определяет, какие деяния являются административными правонарушениями и виды взысканий, налагаемые за их совершение, а также какое административное взыскание, каким государственным органом (должностным лицом) и в каком порядке может быть наложено на лицо, совершившее административное правонарушение.

   Административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое Кодексом РК об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

   Как любое правонарушение административный проступок имеет следующие признаки: общественную опасность, противоправность, виновность, наказуемость, аморальность.

    Не является административным правонарушением причинение лицом вреда охраняемым законом интересам в состоянии крайней необ­ходимости, то есть для устранения опасности, непосредственно угрожа­ющей личности и правам данного лица или других лиц, а также охраня­емым законом интересам общества или государства, если эта опасность не могла быть устранена иными средствами и если причиненный вред является менее значительным, чем предотвращенный.

  Не подлежит административной ответственности физическое лицо, которое во время совершения противоправных действий (без­действия) находилось в состоянии невменяемости, то есть не могло осознавать фактический характер и противоправность своих действий (бездействия) либо руководить ими вследствие хронического психиче­ского расстройства, временного психического расстройства, слабоумия или иного болезненного состояния психики.

  При малозначительности совершенного административного пра­вонарушения судья, орган, должностное лицо, уполномоченные решить дело об административном правонарушении, могут освободить лицо, совершившее административное правонарушение, от административ­ной ответственности и ограничиться устным замечанием.

   Понятие юридического состава административного правонаруше­ния содержится в научной литературе: «Состав административного пра­вонарушения — совокупность закрепленных нормативно-правовыми актами признаков, наличие которых может повлечь административную ответственность».

   Признаками состава административного проступка являются объ­ект, объективная сторона, субъект, субъективная сторона. Признаки состава административного правонарушения кажутся идентичными признакам состава преступления, однако именно их сопоставление и позволяет разграничить данные виды правонарушений.

Объектом административного правонарушения являются обществен­ные отношения, урегулированные нормами административного права.

Объективная сторона заключается в совершении действий или без­действия, запрещенных нормами административного права.

  Субъекты административного правонарушения делятся на две основные группы: физические лица и юридические лица. Физические лица, ответственность которых предусмотрена Кодексом об админи­стративных правонарушениях, в свою очередь, делятся на несколько групп, различающихся по правовому статусу участников. Административной ответственности подлежит физическое лицо, достигшее к моменту совершения административного правонару­шения возраста шестнадцати лет.

  К другой группе субъектов — специальным субъектам — относятся лица, для которых установлены дополнительные основания для при­влечения к ответственности — должностные лица. Административной ответственности подлежит должностное лицо в случае совершения им административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей. Под должностным лицом следует понимать лицо, постоянно, временно или в соответствии со специальными полномочиями осуществляющее функции представителя власти, то есть наделенное в установленном за­коном порядке распорядительными полномочиями в отношении лиц, не находящихся в служебной зависимости от него, а равно лицо, вы­полняющее организационно-распорядительные или административно-хозяйственные функции в государственных органах, государственных организациях, а также в Вооруженных Силах РК.

  Совершившие административные правонарушения в связи с выполнением организа­ционно-распорядительных или административно-хозяйственных функ­ций руководители и другие работники иных организаций, а также лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, несут административную ответственность как должностные лица, если законом не установлено иное.

   Военнослужащие и призванные на военные сборыгражданенесут от­ветственность за административные правонарушения в соответствии с дисциплинарными уставами. Сотрудники органов внутренних дел, органов уголовно-исполнительной системы таможенных органов и др. несут ответственность за административные правонарушения в соответствии с нормативными правовыми актами, регламентирующими порядок прохождения служ­бы в указанных органах.

  За нарушение законодательства о выборах и референдумах, в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, правил дорожного движения, требований по­жарной безопасности вне места службы, законодательства об охране окружающей природной среды, таможенных правил и правил режи­ма Государственной границы РК, пограничного режима, режима в пунктах пропуска через Государственную границу РК, а также за административные правонаруше­ния в области налогов, сборов и финансов, невыполнение законных требований прокурора, следователя, лица, производящего дознание, или должностного лица, осуществляющего производство по делу об административном правонарушении, лица, на которых распространя­ется действие дисциплинарных уставов или специальных положений о дисциплине, несут ответственность на общих основаниях.

    Иностранные граждане, лица без гражданства и иностранные юри­дические лица,совершившие на территории РК административные правонарушения, подлежат административной от­ветственности на общих основаниях.

      Вопрос об административной ответственности иностранного граж­данина, пользующегося иммунитетом от административной юрисдик­ции РК в соответствии с федеральными законами и международными договорами РК и совершившего на территории РК административное правонаруше­ние, разрешается в соответствии с нормами международного права.

    Юридические лица подлежат административной ответственности за совершение административных правонарушений в случаях, пред­усмотренных статьями КоАП РК Юридическое лицо признается виновным в совершении админи­стративного правонарушения, если будет установлено, что у него име­лась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых КоАП РК предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.

    Назначение административного наказания юридическому лицу не освобождает от административной ответственности за данное право­нарушение виновное физическое лицо, равно как и привлечение к административной или уголовной ответственности физического лица не освобождает от административной ответственности за данное право­нарушение юридическое лицо.

   Субъективная сторона административного правонарушения отра­жает его внутреннее содержание. Основным элементом субъективной стороны является вина. Под виной понимается психической отношение субъекта к совершенному им противоправному деянию. Вина может вы­ражаться в форме умысла и неосторожности.

     Административное правонарушение признается совершенным умышленно, если лицо, его совершившее, сознавало противоправный характер своего действия (бездействия), предвидело его вредные по­следствия и желало наступления таких последствий или сознательно их допускало либо относилось к ним безразлично.

   Административное правонарушение признается совершенным по неосторожности, если лицо, его совершившее, предвидело возможность наступления вредных последствий своего действия (бездействия), но без достаточных к тому оснований самонадеянно рассчитывало на предот­вращение таких последствий либо не предвидело возможности насту­пления таких последствий, хотя должно было и могло их предвидеть.

   Административная ответственность — это особый вид юридиче­ской ответственности, выражающийся в применении уполномоченны­ми органами и должностными лицами административных наказаний к физическим и юридическим лицам, совершившим административное правонарушение.

Административная ответственность урегулирована нормами ад­министративного права, которые содержат исчерпывающие перечни административных правонарушений, административных взысканий и органов, уполномоченных их применять, детально регулируют произ­водство по делам об административных правонарушениях и составляют нормативную основу правового института административной ответ­ственности.

Основанием для привлечения к административной ответственности является совершение административного правонарушения. Ответствен­ность состоит в применении к субъектам, совершившим администра­тивное правонарушение, административных наказаний.

    Меры административной ответственности применяют органы и долж­ностные лица, которым такое право предоставлено законодательством.

   Уполномоченные



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-12-15; просмотров: 49; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.118.166.98 (0.075 с.)