Понятие и сущность государства 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Понятие и сущность государства



Понятие и сущность государства

Государство – это территориально организованная публично-правовая общность населения, построенная на началах власти и осуществляющая свою деятельность на основе права с помощью специального государственного аппарата.

Основные признаки государства

Народ. Государство есть союз людей, организованный на началах права на единой территории.

Территория. Территориальная организация государства означает, что его власть распространяется на определенную территорию, которая находятся под юрисдикцией государства.

Публичная власть. Публичная (государственная) власть предполагает особую группу людей (управленцев), призванных осуществлять задачи и функции государства.

Основные признаки государства

Налоговая и финансовая система. Государство устанавливает систему налогов и сборов для формирования государственного бюджета. Затем оно распределяет эти средства на различные общественные нужды.

Суверенитет. Верховенство государственной власти на своей территории и ее независимость в международной сфере.

Народный суверенитет - источник государственного суверенитета. Суверенитет государства ограничен суверенитетом народа, которому принадлежит высшее право определять экономическую, социальную и политическую систему страны.

Основные признаки государства

Государственный суверенитет - это ограниченная правом власть как внутри страны, так и в международных отношениях, осуществляемая от имени народа.

Система права. Государство, устанавливая систему общеобязательных правил поведения, регулирует и упорядочивает существующую систему общественных отношений.

Сущность и функции государства

Назначение и сущность государства состоит в том, что оно призвано осуществлять управление обществом на основе демократических принципов правления в интересах защиты основных прав и свобод личности, а также для обеспечения общественного согласия. (Ст. 1 КРК)

Под функциями государства понимают основные направления его деятельности, вытекающие из его сущности и роли в общественной жизни.

Сущность и функции государства

Функции государства:

• Внутренние

• Внешние

По времени

• Постоянные

• Временные

Сущность и функции государства

Также:

• Регулятивные

• Охранительные

Правовые формы функции

• Законотворческую деятельность

• Правоприменительную деятельность

• Правоохранительную деятельность

2) Организационные формы функции:

Создание госорганов, их мат-тех и инф.обес.

Сущность и функции государства

По формам деятельности:

• Законотворческие

• Управленческие

• Судебные

• Надзорные

Методами осуществления функций государства являются методы:

• нормативно-правового регулирования;

• Убеждения;

• Принуждения;

• Надзора и контроля.

Форма государства

Форма государства – сложное понятие, включающие три элемента: форму правления, государственное устройство и политический режим.

Форма государства – это организационно-функциональная структура государства, выражающая способ организации и осуществления государственной власти и ее взаимодействие с населением.

Форма правления:

• Монархия

• Республика (Ст. 2 К РК) (Президентская и парламентарная)

Форма правления

• Абсолютная монархия (Катар, Оман, Бахрейн, Кувейт, Саудовская Аравия)

• Ограниченная монархия

Дуалистическая монархия

Парламентарная монархия

Форма правления представляет собой структуру высших органов государственной власти, порядок их образования и распределения компетенции между ними.

Форма государственного устройства

Форма г-го устройства- это национальное и административно-территориальное строение государства, которое раскрывает характер взаимоотношений между его составными частями, между центральными и местными органами государственной власти.

• Унитарное государство (Ст.2 КРК)

• Федерация

• Конфедерация

              Политический режим

Антидемократический режим

-Тоталитарный режим

-Авторитарный режим

• Демократический режим (Ст. 1,2 КРК)

Гражданское общество

Гражданское общество.

Гражданское общество – это автономная и непосредственно не зависящая от государства сфера общественных отношений, т.е. Система экономических, духовных, культурных, нравственных, правовых религиозных, и других отношений индивидов, свободно и добровольно объединившихся в различные организации и союзы для удовлетворения своих духовных и материальных потребностей и интересов. Государство – лишь форма гражданского общества.

Правовое государство

Правовое государство – это такая форма организации публичной власти, которая действует и развивается в рамках права (правового закона) в целях обеспечения прав и свобод личности.

Понятие и признаки права.

      Право – это относительно равный и справедливый масштаб (мера) свободы, диктуемый развитием цивилизации. Вместе с тем право – это не только равный и относительно справедливый масштаб свободы, но и ответственность за осуществленный свободный выбор поступка. Безграничная свобода каждого была бы анархией, при которой никто не имел бы возможности пользоваться своей свободы.

      Субъективное и объективное право

   Термин «объективное право» рассматривается как совокупность (система) общеобязательных юридических норм, установленных и охраняемых государством, а понятие «субъективное право» означает права, принадлежащие конкретному субъекту, индивиду. (Раздел 2 КРК)

Совокупность общеобязательных юридических норм, регулирующих систему общественных отношений, обычно принято называть объективным правом. Это право обращено ко многим субъектам правоотношений, но не зависит ни от одного субъекта.

Право и мораль

Мораль – это совокупность взглядов, представлений о добре и зле, справедливости, чести, долге, смысле жизни, счастье соответствующих им норм и принципов поведения людей, которые направлены на осуществление человеческих идеалов и соблюдение которых обеспечивается убеждением, совестью человека, его привычкой, а также общественным мнением.Мораль включает также нравственные чувства, переживания, настроения, т.е. Она имеет и психологический аспект.

   Общие черты право и мораль:

Право и мораль

  Особенности норм права и норм морали:

• Нормы морали более универсальны, чем нормы права.

• Нормы права систематизированы и находят официальные закрепление в нормативно-правовых актах, а нормы морали содержаться в сознании людей и получают выражение в общественном мнении и передаются им.

• Нормы морали связаны с внутренним самоопределением личности (мотивы, цели), а нормы права связаны с внешними действиями человека.

• Нормы морали не институционализированы, т.е. Не обладают формальной определенностью, а правовые нормы как институциональные регуляторы закреплены в законодательстве.

• Нормы права предусматривают юридическую ответственность за правонарушения, т.е. К лицу, совершившему правонарушение, применяется меры государственного принуждения. А за нарушения моральных норм предусмотрены меры общественного воздействия в форме общественного порицания или осуждения.

Состав правоотношений

Субъект правоотношений. (физическое и юридическое лицо)

Деликтоспособность.

Правоспособность – этоспособность лица иметь определенные права и обязанности, а

Состав правоотношений

Объект правоотношений – это то, на что направлено данное отношение, то по поводу чего взаимодействуют люди и организации, то, по поводу чего складывается данные отношения.

• Вещи (Недвижимое и движимое имущество)

• Работы и услуги

• Информация

• Результаты интеллектуальной, духовной деятельности

• Нематериальные блага: честь достоинство, деловая репутация.

Юридические факты

  Юридические факты – это такие фактические, жизненные обстоятельства, которые необходимы для возникновения, изменения и прекращения правоотношений.

  Юридические факты делятся на действия и события.

  Действия в свою очередь делятся на юридические акты и юридические поступки.

  Юридические акты – это правомерные действия, совершаемые только право

  дееспособными лицами, которые порождают возникновение, изменение или

  прекращение правоотношений.

  Односторонние юридические акты (завещание)

  Многосторонние юридические акты

  Юридические поступки – это такие правомерные действия, которые совершаются необязательно дееспособными лицами.

   Правонарушение. Если совершено правонарушение, то между лицом, совершившим правонарушение, и соответствующим государственным органом возникают правоотношения.

   Если действие – это сознательное волевое поведение (деятельность) граждан, организации, то события – это такие жизненные обстоятельства, которые не зависят от воли и сознания людей (естественная смерть человека, стихийные бедствия – пожар, землетрясение, наводнение, ураган и т.д.).

Понятие правовой нормы

 

Норма (от лат. norma) означает правило поведения, образец (модель), точное предписание.

Признаки правовых норм:

• Формальная определенность норм.

• Юридическая норма имеет общеобязательный характер.

• Юридическая норма имеет предоставительно-обязывающий характер.

• Системность

Правовая норма – это формально определенное общеобязательное правило поведение, имеющее предоставительно-обязывающий характер и официально установленное (санкционированное) государством.

Структура правовой нормы.

Структура правовой нормы – это ее внутреннее строение, элементы которого имеют специфическую связь и соотношение. Логически завершенная правовая норма состоит из трех частей: 1) гипотезы; 2) диспозиции и 3) санкции. Гипотеза дает нам ответ на вопрос: при каких обстоятельствах необходимо руководствоваться данной нормой; диспозиция – какое правило поведения закрепляется; санкция – какова юридическая ответственность за нарушение данного правила поведения.

Гипотеза – это та часть правовой нормы, которая указывает на конкретные жизненные обстоятельства (условия), при наличии или отсутствии которых и реализуется эта норма.

Диспозиция – часть правовой нормы, которая указывает на само правило поведения.

Санкция – часть правовой нормы, которая указывает на неблагоприятные последствия, возникающие в результате нарушения юридической нормы, т.е. это меры наказания, ответственность за несоблюдения нормы права.

ВИДЫ ПРАВОВЫХ НОРМ

ПОНЯТИЕ ПРАВОСОЗНАНИЕ

Правосознание можно определить как одну из форм, видов общественного сознания, в котором выражается отношение людей к юридической действительности, к правовой материи. Основные функции правосознания: познавательная, оценочная и регулятивная.

Познавательная функция правосознания выражается в совокупности правовых знаний относительно места и роли права в жизни общества и каждой личности.

Оценочная функция определяет какими должны быть действующие нормы права, и с этой целью соотносит их с реально существующими общественными отношениями, интересами личности, ее нравственными представлениями.

Регулятивная роль правосознания осуществляется правотворческой деятельности, и в процессе реализации права.

ПРАВОВАЯ КУЛЬТУРА

Правовая культура – это составная часть общей культуры народа и отдельной личности. Правовая культура включает в себя все достижения юридической теории и практики.

Лекция № 4

ЧАСТНОЕ И ПУБЛИЧНОЕ ПРАВО

К частному праву относят те правовые нормы и отношения, которые регулируют негосударственную деятельность. Это могут быть правоотношения между гражданами в области имущественных отношений, семейных отношений, авторских прав, отношения между общественными организациями, кооперативными организациями, иными объединениями, т.е. такие отношения, в которых выражен частный интерес. Частное право – это все то, во что не вмешивается государство.

Частноправовые отношения – это не отношения соподчиненности, а договорные отношения. Частноправовые отношения характеризуются:

• Равенством сторон правоотношений

• Относительной свободой и самостоятельностью участников правоотношений

• Взаимными субъективными правами и обязанностями.

Все субъекты частноправовых отношений одинаково равны перед законом и судом и не имеют никаких преимуществ по отношению друг другу. В частном праве действует принцип: «Все, что не запрещено, - дозволено».

ПУБЛИЧНОЕ ПРАВО

Публичное право – это правовые нормы и отношения, регулирующие государственную деятельность в публично-правовой сфере, т.е.такие отношения, в которых выражен государственный интерес. Публичное право регулирует отношения по вертикали, а не по горизонтали, т.е.отношения подчиненности. В области публичного права должен действовать не принцип: «Что не запрещено, то дозволено», а принцип: «Разрешено то, что дозволено правом»

Конституционное (государственное) право – это область публичного права. Главная задача конституционного права – организация осуществления государственной власти и ее ограничение рамками правового закона.

Лекция 5

ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ

Правовое регулирование - это осуществляемая с помощью системы юридических средств и приемов деятельность субъектов права в целях упорядочения общественных отношений и их прогрессивного развития.

Регулируя поведение, право тем самым регулирует и те отношения, в которых находятся субъекты, обладающие правами и обязанностями. Правовое регулирование всегда вводит фактические отношения в определенные рамки, упорядочивает, стабилизирует, ставит под защиту государства.

Содержанием правового регулирования является деятельность органов государственной власти, связанная с установлением определенных юридических средств и методов по организации поведения и деятельности индивидов и их организаций в целях обеспечения прав и свобод личности, нормального функционирования гражданского общества и его институтов.

ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ

Под методом правового регулирования понимается система юридических приемов, средств, способов воздействия на поведение индивидов, определяемых характером регулируемых общественных отношений.

В теоретическом плане различают императивный (авторитарный) и диспозитивный (автономный) методы правового регулирования.

Правовые стимулы - побудительные факторы правомерного поведения личности, направленные на удовлетворение своих жизненных интересов, в которых заключена их социальная ценность. Правовые ограничения - это сдерживающие факторы от неправомерных действий.

ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ

Различают следующие виды (формы) правового регулирования:

• запрет - так не поступайте;

• дозволения - поступайте, как сочтете нужным;

• предписание - поступайте только так.

ПРИМЕНЕНИЕ ПРАВА

Применение норм права – это особая форма реализации права, связанная с деятельностью органов государственной власти, должностных лиц.

Главная цель правоприменительной деятельности – содействие в реализации субъективных прав и юридических обязанностей, а также осуществление контроля со стороны государства в лице его специальных органов за законностью при реализации предписаний правовых норм.

Применение права – это государственно-властная деятельность, осуществляемая по конкретным индивидуальным делам, которая завершается принятием конкретного решения компетентным органом государственной власти.

ПРИМЕНЕНИЕ ПРАВА

Правоприменительная деятельность имеет следующие особенности:

• Это властная, специальная юридическая деятельность, субъектами которой могут быть только компетентные органы государственной власти;

• Право на правоприменительный деятельность субъекта сливается с его обязанностью осуществлять эту правоприменительную деятельность.

• Правоприменительная деятельность всегда связана с решением конкретного дела, жизненного случая, т.е. носит индивидуальный характер.

• Вся правоприменительная деятельность осуществляется в четкой процессуальной форме, строго в рамках правомочий, предоставленных соответствующим субъектам.

ПРИМЕНЕНИЕ ПРАВА

Принципы правоприменительной деятельности:

• Принцип законности – это строгое и неуклонное следование закону субъектов правоотношений в процессе правоприменительной деятельности.

• Принцип социальной справедливости означает, что деятельность правоприменительных органов и должностных лиц должна быть направлена, в первую очередь, на защиту законных прав и свобод личности, уважение законности и правопорядка в обществе.

• Принцип обоснованности правоприменительной деятельности означает принятие решения компетентным органом только на основе проверенных, достоверных, не подлежащих сомнению фактов.

• Принцип целесообразности в правоприменительной деятельности означает выбор оптимального варианта осуществления юридических предписаний в тех или иных конкретных жизненных обстоятельствах, а также учет конкретных условий применения того или иного нормативного акта.

Толкование правовых норм

Толкование норм права – это деятельность компетентных органов государства, общественных организаций или отдельных граждан по осознанию ими действительного содержания норм.

Толкование-разъяснение

Разъяснение норм права – это указания или рекомендации, направленные на раскрытие действительного содержания норм. В зависимости от субъектов подразделяется:

• Официальное толкование – это такое разъяснение нормы права, которое дается компетентными органами. Официальное толкование по объему подразделяется на нормативное и казуальное (индивидуальное).

Неофициальное толкование

Неофициальное толкование – это разъяснение правовых норм, которое не носит обязательного характера.

Доктринальное (научное) толкование

Эмпирическое (обыденное) толкование

Профессиональное толкование

Лекция №6

Понятие и источники

                                                                                                            

      В рамках конституционного права регулируются отношения по организации и осуществлению государственной власти. Конституционное право регулирует не все отношения, связанные с государством, а только основные принципы организации самого государства, а также принципы взаимодействия с важнейшими субъектами – человеком и обществом.

Конституционное право в РК, как и в любой стране, регулирует
базовые общественные отношения в двух основных сферах:

-связанныхс правовым статусом личности и ее взаимоотношений с государством и гражданским обществом;

-связанных с организацией государства и функционированием пу-
бличной власти.

  Как и всякая отрасль права, конституционное право воздействует
на регулируемые общественные отношения посредством разнообраз-
ных правовых приемов, средств и способов (предписания, дозволения,
запреты и пр.).

  При этом для метода конституционно-правового регулирования характерно наличие преимущественно императивных норм, то есть жестких предписаний, правил, не допускающих каких-либо иных вариантов толкования или поведения: носителем суверенитета и единственным источником власти в РК явля-
ется его народ, законы подлежат официальному опубликованию..., никто
не может быть повторно осужден за одно и то же преступление, одно и то же лицо не может занимать должность Президента РК более двух сроков подряд.

  В то же время конституционное право содержит и некоторые диспозитивиые
(менее жесткие, дающие соответствующему субъекту возможность вы-
бора) нормы, например: Правительство РК может подать в отставку, которая принимается или отклоняется Президентом РК.

  Конституционное право РК можно определить
как ведущую, системообразующую отрасль казахстанского права, совокуп-
ность правовых норм, закрепляющих и регулирующих основы правового
статуса личности, общественных объединений и иных институтов граж-
данского общества, экономической, политической, социальной и духовной
жизни общества, организации государства и функционирования публичной
власти.Именно конституционное право лежит в основе всей правовой
системы РК, на основе норм данной отрасли права функционируют
государство и общество.

   Систему любой отрасли права, как известно, образуют составляю-
щие данную отрасль нормы права, объединенные в институты (субин-
ституты) и подотрасли. С определенной долей
условности в системе конституционного права РК можно выделить
две части:

1. Общие положения, куда входят следующие институты:

Конституция РК и ее свойства; основы конституционного строя РК;
основы конституционно-правового статуса личности; унитарное устройство РК.

2. Конституционная система власти в РК, включа-
ющая следующие подотрасли и институты:избирательное право и избирательный процесс в РК; институт главы государства; институт законодательной власти и парламентское право РК; институты исполнительной власти и Правительства РК;
конституционные основы судебной системы, судебной власти
и прокуратуры в РК;

Каждая составная часть системы конституционного права представляет соответствующую совокупность конституционно-правовых норм, имеет свой, более узкий предмет правового регулирования, определенный круг субъектов и специфические источники.

     Понятие и юридические свойства Конституция РК

Конституция - это основной закон государства, обладающий высшей
юридической силой, закрепляющийи регулирующий базовые общественные
отношения в сфере правового статуса личности, институтов граждан-
ского общества, организации государства и функционирования публичной
власти.

Именно с понятием конституции связана ее сущность — основной
закон государства призван служить главным ограничителем для власти в
отношениях с человеком и обществом.

Сушность конституции, в свою очередь, проявляется через ее основ-
ные юридические свойства (то есть характерные признаки, определяющие
качественное своеобразие этого документа), к которым относятся:

выступление в качестве основного закона государства;

юридическое верховенство;

выполнение роли основы всей правовой системы страны;

стабильность.

Иногда к свойствам конституции относят и другие признаки - ле-
гитимность, преемственность, перспективность, реальность и др.

Конституция РК является основным законом страны. Несмотря на то что в официальном названии и тексте этот термин отсутствует (в отличие, например, от Конституции РСФСР 1978 года или конституций ФРГ, Монголии, Гвинеи и других государств), это вытекает из самой правовой природы и сущности конституции.

Юридическое верховенство. Конституция РК обладает высшей
юридической силой по отношению ко всем остальным правовым актам,
ни один правовой акт, принимаемый в стране (закон, указ
Президента РК. Постановление Правительства РК, акт местного или ведомственного правотворчества, договор, судебное решение и т. л.), не может противоречить Основному закону, а в случае противоречия (юридических коллизий) приоритет имеют нормы Конституции.

Конституция РК является ядром правовой системы государства,
основой развития текущего (отраслевого) законодательства.
Помимо
того что Конституция закрепляет компетенцию различных органов пу-
бличной власти по нормотворчеству и определяет главные цели такого
нормотворчества, прямо определяет сферы общественных отношений,
которые должны быть урегулированы конституционными законами, законами, указами Президента РК и т.д.

 

       Источники конституционного права

    Социальнымиисточниками к.п. явились реальные потребности общества в ориентации государственной власти на широкий спектр социальных интересов.

   Идейно-теоретическими источниками считаются известные учения идеологов демократии – Г.Гроция, Б.Спинозы, Т.Гоббса и др.о суверенитете, народном представительстве, разделение властей; концепция федерализма. Теория конституционализма дополняется идеями парламентаризма, плюралистической демократии, правового, светского, социального государства, мирового правопорядка и др.

Основы конституционного строя

Конституционный строй – это система общественных отношений, основанная на подчинении государственной власти основным принципам, установленным конституцией страны.

Демократическое государство – государство, строящее систему управления обществом с участием народа: референдум, свободные выборы, местное самоуправление.

      Конституционно-правовой статус человека и гражданина

       Правовой статус личности – юридически закрепленное положение человека в обществе.Общий конституционный статус включает: 1) общая правоспособность, 2) принципы правового положения личности, 3) институт гражданства, 4) права, свободы человека и гражданина, 5) конституционные обязанности и 6) конституционные гарантии их обеспечения

 

 

                         Административное право                                  

                            

                                           Лекция 7

                    Профессор-ассистент Жайлин Г.А.

 

 

     Основы государственного управления в Республике Казахстан.

 

 

  Государственное управление — это деятельность исполнительно-распорядительного характера, осуществляемая специальными субъекта­ми — органами государственного управления. По содержанию термины «исполнительная власть» и «государственное управление» разграничить сложно, тем более что функции органов исполнительной власти есть функции государственного управления. Законодательство также не про­водит различий между названными понятиями.

При этом органы исполнительной властиостаются исполнитель­но-распорядительными органами, а следовательно, и органами госу­дарственного управления. Соответственно государственное управление представляет собой не что иное, как государственную деятельность, в рамках которой практически реализуется исполнительная власть.

    Государственная служба основана на следующих правовых прин­ципах:

- верховенство Конституции РК и законов РК над иными нормативными правовыми актами, должностными инструкциями при исполнении государственными служащими должностных обя­занностей и обеспечении их прав;

- приоритет прав и свобод человека и гражданина, их непосредствен­ное действие;

- обязанность государственных служащих признавать, соблюдать и защищать права и свободы человека и гражданина;единство системы государственной власти;

- разделение государственной власти на законодательную, исполни­тельную и судебную;

- равный доступ граждан к государственной службе в соответствии с их способностями и профессиональной подготовкой; обязательности для государственных служащих решений, приня­тых вышестоящими государственными органами и руководителя­ми в пределах их полномочий и в соответствии с законодательством РК;

- единство основных требований, предъявляемых к государственной службе;

- профессионализм и компетентность государственных служащих; гласность в осуществлении государственной службы; ответственность государственных служащих за подготавливаемые и принимаемые решения, неисполнение либо ненадлежащее ис­полнение ими своих должностных обязанностей; внепартийность государственной службы; отделение религиозных объединений от государства;

- стабильность кадров государственных служащих в государственных органах.

                            Понятие административного права.

 

    Административное право — отрасль права, регулирующая обще­ственные отношения в сфере государственного управления и устанав­ливающая административную ответственность за правонарушения, связанные с осуществлением государственного управления.

     Сущность каждой отрасли права определяется тем, какие обществен­ные отношения они регулируют. Особенности этих общественных отноше­ний определяют предмет регулирования. А от него зависят иные признаки отрасли права: метод регулирования, система отрасли и другие.

Предметом регулирования административного права являются общественные отношения в сфере государственного управления. Эти отношения складываются в связи с реализацией исполнительно-рас­порядительными органами своих полномочий по регулированию раз­личных сфер общественной жизни (обеспечения и соблюдения прав и свобод человека, защиты всех форм собственности, охрана природы, экология, промышленность, торговля и т. д.).

В общественных отношениях, регулируемых административным правом, соответственно:

-реализуется государственная внутренняя и внешняя политика, обе­спечивается соблюдение и защита прав и свобод человека и граж­данина, создаются условия, обеспечивающие достойную жизнь и свободное развитие человека;

-отражается особый вид государственной деятельности по практи­ческой реализации исполнительной власти как одной из ветвей единой государственной власти;

- выражаются приоритет публично-правовых интересов в регулиру­емой сфере и соответствующие им государственно-правовые сред­ства воздействия на общественные связи.

Такие общественные отношения называются управленческими. Они и составляют предмет административного права. При этом не все общественные отношения, по своей природе являющиеся управлен­ческими, могут быть отнесены к предмету административного права. В частности, отношения, возникающие в связи с функционированием негосударственных формирований (общественных объединений, ком­мерческих структур и т. п.) тоже характеризуются как управленческие. Однако назначение внутрипрофсоюзных, внутрипартийных и подобных им управленческих отношений состоит не в выражении интересов госу­дарства, а в обеспечении необходимой самоорганизации (организации собственных дел). Поэтому предметом административного права следу­ет считать государственно-управленческие отношения.

Существует несколько оснований классификации государственно-управленческих отношений. В зависимости от целей административно-правового регулирования (это наиболее распространенная классифика­ция) выделяются две группы таких отношений:

вертикальные отношения, или отношения организационного под­чинения.

Это внутриорганизационные отношения, связанные с формированием управленческих структур, определением основ взаимодействия между ними и их подразделениями, с распреде­лением обязанностей, прав и ответственности между работниками аппарата органа управления и т. п. Такого рода управленческие отношения выражают интересы самоорганизации всей системы исполнительной власти сверху донизу, а также каждого ее звена. Сторонами в них выступают соподчиненные исполнительные ор­ганы, их структурные подразделения, а также должностные лица; горизонтальные, или внешние отношения, связанные с непо­средственным воздействием на объекты, не входящие в систему (механизм) исполнительной власти (например, на граждан, на общественные объединения, коммерческие структуры, включая частные).

Административное право, осуществляя регулятивную функцию, использует определенную совокупность правовых средств или способов регулирующего воздействия своих норм на управленческие отношения, на поведение их участников. Это — метод правового регулирования общественных отношений. Как правило, выделяются два основных ме­тода правового регулирования — диспозитивный (дозволяющий) и им­перативный (обязывающий). Для административного права характерен императивный метод, который в юридической науке часто называется административно-правовым методом регулирования. Его основными признаками являются следующие обстоятельства.

Во-первых, для механизма административно-правового регулиро­вания наиболее характерны правовые средства распорядительного типа, то есть предписания (включая запреты).

Во-вторых, как следствие первого, административно-правовое ре­гулирование предполагает односторонность волеизъявления одного из участников отношения.

В-третьих, для управленческих отношений, регулируемых админи­стративным правом, характерна следующая взаимосвязь управляющих с управляемыми: либо у управляющей стороны есть такие юридически-властные полномочия, каковыми не обладает управляемая сторона, либо объем таких полномочий у управляющей стороны больше, чем у управляемой, то есть налицо юридическое неравенство субъектов этих правоотношений.

В-четвертых, определенная ограниченность воли субъектов отно­шений. Им предоставляется возможность выбора одного из вариантов должного поведения, предусмотренных административно-правовой нормой. Как правило, данный метод рассчитан на регулирование по­ведения должностных лиц, причем последние не вправе уклоняться от такого выбора.

В-пятых, властность и односторонность не исключают исполь­зования в необходимых случаях дозволительных средств, допуска в определенн



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-12-15; просмотров: 49; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.14.70.163 (0.121 с.)