Оценка эффективности деятельности предприятия 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Оценка эффективности деятельности предприятия



Понятие рентабельности как показателя оценки эффективности деятельности предприятия. Показатели рентабельности

В роли показателя эффективности работы предприятия выступает рентабельность. Рентабельность – это показатель экономической эффективности производства и реализации продукции или оказание услуг; или относительный показатель для оценки эффективности работы предприятия (т.е. производственные средства, которыми обеспечивается прибыль). В общем виде рентабельность показывает отношение результата к затратам:

 

Р = Резат • 100%               (%),

 

где: Рез – результат, в качестве которого могут выступать прибыль, объем производства, изменение себестоимости;

Зат – затраты, в качестве которых могут выступать текущие и единовременные затраты, производственные фонды, капиталовложения.

Для оценки эффективности работы предприятия принято рассматривать четыре вида рентабельности:

1) рентабельность выпуска (Рт), т.е. сколько мы имеем прибыли на 1 руб. текущих затрат:

 

Рт = Прт/ Sпрт • 100%        (%),

 

где: Прт – текущая прибыль,

Sпрт – текущие затраты.

2) рентабельность реализованной продукции (Рт):

 

Рт = ПрРП / SпрРП • 100%                (%),

 

где: ПрРП – прибыль от реализованной продукции,

SпрРП – затраты на выпуск реализованной продукции.

3) рентабельность единицы продукции (Ред):

 

Ред= (Цед – Sпред) / Sпред • 100%                (%),

 

где: Цед – цена за единицу продукции,

Sпред – затраты на выпуск единицы продукции.

4) общая рентабельность (Р ):

 

Р= Пр / (Кср.г + ОбСрнорм) • 100%        (%),

 

где: Пр – общая прибыль предприятия,

Кср.г – среднегодовая стоимость основных фондов,

ОбСрнорм – нормированная стоимость оборотных средств.

 

Литература: 17, 23

 

1. 11. Сущность и содержание сметы бюджетных учреждений.

Понятие и характеристика основных статей сметы для бюджетных учреждений и методы их расчета. Характеристика сметы по внебюджетной деятельности

Смета - это утвержденный в установленном порядке финансовый акт, определяющий объем, целевое направление бюджетный ассигнований и их поквартальное распределение бюджетным учреждением.

Смета является разновидностью финансово-правового акта, она имеет юридическое значение и определяет права и обязанности руководителя бюджетного учреждения по целевому использованию средств, выделенных из соответствующего бюджета, а также обязанности финансовых органов (контроль за целевым использованием бюджетных средств). Согласно законодательным актам средства бюджета должны расходоваться эффективно и результативно. Соответствие реальной потребности и объема выделенных бюджетных ассигнований достигается путем внесения соответствующих корректировок. Так получатель бюджетных средств направляет (в соответствии с возникшей потребностью) своему главному распорядителю мотивированную просьбу о перераспределении бюджетных ассигнований между статьями бюджетной классификации или о выделении дополнительных ресурсов по ее определенной статье.

В случае если главный распорядитель бюджетных средств удовлетворит просьбу, в смету доходов и расходов бюджетного учреждения вносятся соответствующие изменения.

В ходе составления проекта сметы бюджетное учреждение тщательно проверяет основные показатели его работы, целесообразность включаемых в смету расходов, установленные нормы и режим экономии бюджетных средств.

Необходимость в финансовых ресурсах по каждой статье обосновывается расчетным путем.

Для подтверждения расчетов берутся:

- данные штатного расписания, утвержденного вышестоящей организацией на основании действующих приказов министерства по штатным нормативам отрасли либо исходя из фактического объема работы и расчетного норматива нагрузки на одну должность в соответствии с законодательством РФ;

-ставки налогов и сборов, утвержденные исходя из налогового законодательства РФ;

-сведения о среднемесячной потребности в энергетических ресурсов (электро -, теплоэнергии, газе, воде);

-данные о тарифах на коммунальные услуги, услуги связи в соответствии с законодательными актами;

-заключенные договоры о пожарной и охранной безопасности;

-нормы расхода ГСМ, а также моющих, чистящих средств и т.д..

Обоснованность расходов оформляют в виде приложения к проекту сметы расходов.

Целевое использование бюджетных средств контролируются в рамках экономической классификации расхода бюджета, определенной Приказом Минфина РФ от 21.12.2005 № 152 «Об утверждении указаний о порядке применения бюджетной классификации РФ». Все расходы подразделяются на четыре основные категории:

- 200 – расходы;

- 300 – поступления не финансовых активов;

- 500 – поступление финансовых активов;

- 600 – выбытие финансовых активов.

Основные виды расходов: 211 - Заработная плата; 212 - Прочие выплаты; 213 - Начисления на оплату труда; 221 – услуги связи; 222 - Транспортные услуги; 223 - Коммунальные услуги; 224 - Арендная плата за пользование имуществом; 225 - Услуги по содержанию имущества; 226- Прочие услуги; 290 - Прочие расходы; 310 - Увеличение стоимости основных средств; 320 - Увеличение стоимости нематериальных активов; 340- Увеличение стоимости нематериальных активов

 Существуют следующие методы расчета сметы:

- нормативный метод, который основан на нормативах расходов на одного условного носителя расходного обязательства;

-метод индексации, предусматривающий увеличение объемов расходов за прошедший период на коэффициент увеличения;

-плановый метод, предусматривает использование в расчетах объемных (натуральных) показателей, пошаговое планирование, основанное на детальной проработке всех сторон деятельности учреждения

Смета по внебюджетной деятельности. Средства, полученные от приносящей доход деятельности – это средства из внебюджетных источников. Их получение и расходование определено законодательными актами РФ, решениями правительства РФ, в отдельных случаях нормативными актами федеральных органов исполнительной власти и учредительными документами. (уставами) учреждений.

Смета доходов и расходов по внебюджетным средствам – документ, составляемый учреждением на текущий финансовый год, утверждаемый в порядке, установленном главным распорядителям средств федерального бюджета и определяющий объемы поступлений внебюджетных средств с указанием источников их образования и направлений использования в структуре показателей ведомственной и экономической классификаций расходов бюджетов РФ

При составлении сметы по внебюджетным средствам отсутствует жесткая привязка подстатей экономической классификации расходов к конкретным кодам экономической классификации доходов как источника образования этих средств. Иначе, в расходной части сметы учреждение указывает те подстатьи ЭКР, по которым планируется приобретение товаров, работ, услуг.

Порядок составления сметы доходов и расходов по внебюджетной деятельности бюджетными учреждениями независимо от их ведомственной принадлежности:

1.смета доходов и расходов по внебюджетным средствам составляется на текущий финансовый год в строгом соответствии с разрешением главного распорядителя, распорядителя на открытие лицевого счета по учету средств, полученных от приносящей доход деятельности

2. в доходную часть сметы включаются ожидаемые в планируемом году поступления денежных средств по всем источникам образования внебюджетных средств с учетом остатка средств на начало года общей суммой

Основным кодом для бюджетных учреждений по доходам от предпринимательской деятельности является «Доходы от предпринимательской деятельности и иной приносящий доход деятельности». Далее они делятся на подкоды, которые дают представление, о каких доходах идет речь:

 - «Доходы от размещения денежных средств». К ним относятся доходы по акциям и облигациям;

 - «Доходы от продажи услуг». Сюда входят доходы от предоставления платных услуг: образовательных, научных, консалтинговых. По ксерокопированию, переплету, хозяйственных, домов культуры, выставочных, по предоставлению жилья в общежитиях и гостиницах, издательских, полиграфических, по предоставлению путевок в санатории – профилактории, дома отдыха, детские оздоровительные лагеря и др;

- «Безвозмездное поступления от бюджетов бюджетной системы» Здесь аккумулируются поступления в виде дотаций и помощи от субъектов РФ и муниципальных бюджетов. Пример целевые средства для выплаты стипендии студентам за счет мэрии, целевые средства субъектов РФ для развития материальной базы;

- «Прочие безвозмездные поступления». К ним относятся добровольные пожертвования, благотворительные взносы, внереализационные доходы, доходы от возмещения убытков за утерянные книги и журналы (библиотеки), доход от возмещения ущерба за утерянные пропуска, доходы, возникающие в результате курсовой разницы, поступающие в виде возврата излишне уплаченных налогов, доходы в виде целевых средств для выплаты стипендий студентам, обучающимся на военных кафедрах, в виде целевых средств от организаций, предприятий и частных лиц для выплаты стипендий студентам, аспирантам;

3. В расходной части сметы указываются направления расходования внебюджетных средств. Если бюджетное учреждение расходует внебюджетные средства в размере превышающем сметные назначения по определенному коду, то необходимо привести в соответствие смету и предоставить ее по месту открытия лицевого счета по учету внебюджетных средств.;

4. Годовые сметные назначения в доходной и расходной частях должны быть равны.

При необходимости в течение финансового года учреждение может вносить уточнения в смету доходов и расходов. Порядок их внесения устанавливает главный распорядитель средств федерального бюджета. При этом составляется уточненная смета, которая утверждается руководителем учреждения.

Литература: 10, 19, 23

 

 

1. 12. Особенности ведения налогового учета бюджетными учреждениями

В соответствии с гл. 25 Налогового кодекса Российской Федерации бюджетные учреждения, получающие доходы от предпринимательской и иной деятельности, приносящей доход, являются плательщиками налога на прибыль организаций и определяют налоговую базу по налогу в порядке, установленном гл. 25 Кодекса.

Особенности ведения налогового учета бюджетными учреждениями установлены ст. 321.1 Кодекса, в соответствии с которой налогоплательщики - бюджетные учреждения, финансируемые за счет средств бюджетов всех уровней, государственных внебюджетных фондов, выделяемых по смете доходов и расходов бюджетного учреждения, и получающие доходы от иных источников, в целях налогообложения обязаны вести раздельный учет доходов (расходов), полученных (произведенных) в рамках целевого финансирования и за счет иных источников.

В целях гл. 25 Кодекса иными источниками - доходами от коммерческой деятельности признаются доходы бюджетных учреждений, получаемые от юридических и физических лиц по операциям реализации товаров, работ, услуг, имущественных прав, и внереализационные доходы.

Налоговая база бюджетных учреждений определяется на основании данных налогового учета как разница между полученной суммой дохода от реализации товаров, выполненных работ, оказанных услуг, суммой внереализационных доходов (без учета НДС и акцизов по подакцизным товарам) и суммой фактически осуществленных расходов, связанных с ведением коммерческой деятельности.

В налоговом учете учет операций по исчислению доходов от коммерческой деятельности и расходов, связанных с ведением этой деятельности, ведется в порядке, установленном гл. 25 Кодекса.

Доходы в целях налогообложения, согласно ст. 248 Кодекса, определяются на основании первичных документов и документов налогового учета. Расходами, как это установлено ст. 252 Кодекса, признаются обоснованные и документально подтвержденные затраты, понесенные налогоплательщиком при осуществлении деятельности, направленной на получение дохода. Понесенные расходы в целях налогообложения подтверждаются документами, оформленными в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Статьей 321.1 Кодекса предусмотрено также, что в составе доходов и расходов бюджетных учреждений, включаемых в налоговую базу, не учитываются доходы, полученные в виде средств целевого финансирования и целевых поступлений на содержание бюджетных учреждений и ведение уставной деятельности, финансируемой за счет указанных источников, и расходы, производимые за счет этих средств.

Таким образом, расходы бюджетного учреждения, соответствующие критериям, установленным ст. 252 Кодекса, могут учитываться при определении налоговой базы по налогу на прибыль организаций в случае, если их покрытие не предусмотрено за счет средств бюджетного финансирования.

В случае если в сметах доходов и расходов бюджетного учреждения предусмотрено финансирование расходов по оплате коммунальных услуг, услуг связи, транспортных расходов по обслуживанию административно-управленческого персонала, расходов по всем видам ремонта основных средств за счет двух источников, то в целях налогообложения принятие таких расходов на уменьшение доходов, полученных от предпринимательской деятельности и средств целевого финансирования, производится пропорционально объему средств, полученных от предпринимательской деятельности, в общей сумме доходов (включая средства целевого финансирования).

При этом в общей сумме доходов для указанных целей не учитываются внереализационные доходы (доходы, полученные в виде банковских процентов по средствам, находящимся на расчетном, депозитном счетах, полученные от сдачи имущества в аренду, курсовые разницы и другие доходы).

При определении налоговой базы к расходам, связанным с осуществлением бюджетным учреждением коммерческой деятельности, помимо расходов, произведенных в целях осуществления такой деятельности, относятся суммы амортизации, начисленные по имуществу, приобретенному за счет полученных от этой деятельности средств и используемому для осуществления этой деятельности.

Имущество бюджетных учреждений, приобретенное за счет средств целевого бюджетного финансирования, как это предусмотрено п. 2 ст. 256 Кодекса, не подлежит амортизации.

Литература: 1, 10, 19, 20, 24

 

 

1.13. Бюджетирование как инструмент финансового планирования

Сущность бюджетирования. Виды бюджетов. Достоинства метода бюджетирования

 

Бюджетирование - это тот инструмент финансового планирования, который не только позволяет предвидеть развитие предприятия в будущем, но и контролирует исполнение (добросовестное и качественное) поставленных целей.

Идея бюджета заключается в создании структуры доходов и расходов, планировании их в рамках этой структуры, сопоставлении планируемых данных с фактическими.

Одним из достоинств бюджета является его наглядность, облегчающая понимание его любым пользователем, даже не искушенным в вопросах финансового планирования.

Стоит отметить, что понятие «бюджет» для различных предприятий различно. Теоретически определение остается одинаковым, но практически, если рассматривать крупное и среднее или мелкое предприятие, то видна разница в понимании процесса бюджетирования. В крупных компаниях бюджет имеет контрольную функцию, так как механизм деятельности громоздкий и требует особого внимания. Руководству крупного предприятия бюджет необходим для понимания финансово – хозяйственной ситуации, для достижения целей, поставленных акционерами. С помощью него и осуществляется непосредственно сам контроль. В средних и мелких компаниях, в связи с облегченной структурой бюджет отождествляется с самим процессом бюджетирования, решения принимаются оперативно. Иногда достаточно интуитивного предвидения, которое оказывается близким к действительности, т.е. возможно даже отсутствие такого документа, как бюджет, но это не значит, что Бюджетирование здесь не применяется, просто оно выражается в управленческой функции контроля и планирования.

С позиций количественных оценок планирование деятельности предприятия представляет собой так называемый генеральный бюджет, который состоит из взаимосвязанных операционных и финансовых бюджетов. Операционные бюджеты имеют значение для планирования текущей деятельности, а также контроля исполнения, часто используется руководителями высшего звена, а также для руководителей финансовых служб. Непосредственно сам процесс в среднесрочной и краткосрочной перспективах и называется процессом бюджетирования.

Формирование бюджета осуществляется финансовой службой предприятия, выполняющей контрольную функцию наряду с руководством, однако необходимо заметить, что в подготовке бюджета задействуются и другие структурные подразделения, которые впоследствии отвечают за его исполнение.

Теория выделяет следующие виды бюджетов.

1. Операционные:

1) бюджет продаж;

2) бюджет производства;

3) бюджет прямых затрат сырья и материалов;

4) бюджет прямых затрат труда;

5) бюджет переменных накладных расходов;

6) бюджет запасов сырья, готовой продукции;

7) бюджет управленческих и коммерческих расходов;

8) бюджет себестоимости реализованной продукции;

2. Финансовые:

1) бюджет формирования и распределения финансовых ресурсов (прогнозный баланс);

2) бюджет доходов и расходов (прогнозный отчет о прибылях и убытках);

3) бюджет денежных средств (прогноз движения денежных средств).

Оба блока бюджетов взаимосвязаны, данные каждого должны соответствовать друг другу. Более того, данные финансовых бюджетов вытекают из блока операционных, которые выступают в общей системе бюджетирования как исходная информация для финансового планирования.

Кроме вышеуказанных, выделяют также инвестиционные бюджеты. Очень часто руководители компаний сталкиваются с проблемами выделения инвестиционной программы, а именно – строительство новых зданий, сооружений, приобретение нового оборудования, техники. В этом случае правомерно использование инвестиционного бюджета. Цель его заключается в детализации инвестиционной программы, т.е. выделении той информации, которую можно не увидеть в бюджете движения денежных средств. Инвестиционный бюджет отражает: конкретные объекты инвестиций с указанием точных параметров, источники финансирования. Иными словами, по результатам анализа бюджета инвестиций руководителю или любому уполномоченному им лицу должно стать понятно, во что, когда и за счет каких источников предприятие планирует совершать инвестиции в рассматриваемом периоде.

Достоинствами бюджетирования являются:

1) осуществляет мотивацию коллектива предприятия, поднимает рабочий настрой (определение плановых показателей позволяет настроить коллектив на оптимистический лад, поскольку в случае хорошей работы сотрудников будет достигнут высокий уровень эффективности и максимальный финансовый результат, что и определяет рабочий настрой);

2) позволяет координировать работу в компании в целом (постановка определенных целей, а также контроль выполнения позволяют направлять работу компании на один результат, в одном направлении, что в некоторой степени облегчает управление);

3) имеет возможность внесения корректировок посредством анализа;

4) позволяет учиться на опыте составления прошлых бюджетов (при анализе прошлых бюджетов - как в случае их результативности, так и в обратном смысле возможно выявление недостатков планирования и их исключение в будущем);

5) позволяет открыть новые возможности использования ресурсов;

6) способствует развитию процессов взаимосвязей;

7) носит объяснительный характер для сотрудников низших звеньев об их месте и роли на предприятии;

8) помогает сотрудникам, поступившим на работу недавно, понять ситуацию на предприятии, тем самым, помогая адаптации их в коллективе;

9) является инструментом сравнения желаемых и фактических результатов.

Недостатки бюджетирования:

1) различное восприятие бюджетов разными людьми (бюджеты не всегда могут решить повседневные вопросы, так как не всегда охватывают весь круг проблем и не всегда учитывают факторы, имеющие влияние на деятельность компании);

2) сложность, которая заключается в необходимости найма отдельного специализированного кадрового состава либо обучения старых сотрудников, приобретения дорогостоящих программ и т.д.;

3) в случае отсутствия информации у сотрудников низших звеньев об утвержденном бюджете складывается ситуация, когда функция бюджета по мотивации персонала не выполняется. Кроме того, бюджет начинает восприниматься как средство оценки действий и работы сотрудников и выявления ошибок и недочетов в их работе;

4) бюджет представляет собой детальное отражение целей предприятий, поставленных руководством либо собеседниками компании;

5) противоречие между достижимостью целей и их стимулирующим эффектом: вследствие несложного выполнения задач, установленных бюджетом, мотивирующая функция его утрачивает свое значение, в том же случае, когда возникают трудности в достижении запланированных целей, утрачивается вера, а следовательно, падает эффективность туда.

Литература: 11, 20, 23

 

Система организации труда

Сущность и содержание системы организации труда. Основные направления по совершенствованию системы организации труда

Организация труда – это система осуществления трудового процесса, определяющая порядок и условия сочетания и осуществления составляющих его частичных трудовых процессов, взаимодействия исполнителей и их групп со средствами труда и друг с другом для достижения поставленной предметной цели совместной деятельности. Организация труда влияет на уровень конкурентоспособности организации так как от степени организации труда зависит качество работ, объем затрат, конечный результат деятельности организации.

Цель организации труда достигается в ходе решения задач:

-экономические: эффективное использование потенциального совокупного рабочего времени, снижение трудоемкости работ, улучшение использование оборудования, повышение качества продукции;

-организационные: определение порядка и последовательности выполнения работ, создание условий для высокоэффективной, бесперебойной работы исполнителей, обеспечение полной загруженности работников, создание системы стимулирования труда, а также системы нормирования, отвечающей специфике производственной деятельности;

-психофизиологические: оздоровление и облегчение труда, устранение излишних затрат энергии работников, обеспечение их психологической совместимости и соответствия их психофизиологических характеристик особенностям трудовой деятельности;

-социальные: повышение содержательности и привлекательности труда, создание условий для развития работников, повышение квалификации и расширения профессионального профиля, реализации их трудовой карьеры и роста их благосостояния.

Направления совершенствования организации труда на предприятии предполагают оптимизацию всех ее элементов, обеспечение их соответствия техническим параметрам производства, целям деятельности, критериям эффективности.

Совершенствование разделения труда включает:

-выделение отдельных элементов единого производственного процесса, различных по содержанию и экономическому значению функций, связанных с его осуществлением, обеспечением, обслуживанием, управлением отдельных видов работ, закреплением частичных трудовых процессов за отдельными подразделениями, группами исполнителей;

-Углубление разделения труда предполагает специализацию подразделений работников и на основе этого повышение производительности труда;

-Внедрение кооперации труда, то есть объединение частичных трудовых процессов в один, непрерывно, планомерно, ритмично и эффективно функционирующий. Сложность кооперации труда обусловлена глубиной всех форм его разделения. Разделение и кооперация труда являются основой расстановки кадров;

-Создание условий, при которых работник умеет, может и хочет трудиться – иначе говоря создание условий для бесперебойной высокоэффективной работы. К данным условиям относят: организация системы подбора, подготовки, повышения квалификации и переподготовки кадров;

-Совершенствование рабочих мест;

-Совершенствование условий труда и защиты работников от производственных вредностей и опасностей;

-Разработка системы стимулирования труда;

-Проектирование трудовых процессов, которое определяет: особенности технологического, функционального квалификационного разделения руда; систему учета, оценки, нормирования труда, а также его оплаты; распорядок рабочего дня и график синхронизации действий исполнителей во времени и пространстве; схему планировки рабочего места, перечень элементов его оснащения, регламент обслуживания; повышение квалификации

Литература: 9,17,23

 

Производительность труда

Экономическая природа производительности труда и ее влияние на конкурентоспособность организации. Методы измерения производительности труда

Эффективность использования трудовых ресурсов предприятия характеризует производительность труда, которая определяется количеством продукции, произведенной в единицу рабочего времени, или затратами труда на единицу произведенной продукции или выполненной работы.

Различают производительность живого и производительность совокупного, общественного труда. Производительность живого труда определяется затратами рабочего времени в данном производстве, на данном предприятии, а производительность общественного труда – затратами живого и овеществленного труда.

Производительность труда это качественный показатель, влияющий на конкурентоспособность предприятия который можно измерить количественно через показатели выработки продукции в единицу времени и трудоемкости. 

Выработка измеряется количеством продукции, произведенной в единицу рабочего времени или приходящейся на одного среднесписочного работника или рабочего в год, (квартал, месяц), и определяется по формуле:

где q - количество произведенной продукции или выполненной работы в натуральных или условно-натуральных единицах измерения; Чсп – среднесписочная численность работающих, чел.

Выработка продукции – это наиболее распространенный и универсальный показатель производительности труда. На промышленных предприятиях в зависимости от единицы измерения объема производства различают три метода определения выработки: 1. натуральный; 2. стоимостной; 3. трудовой (нормативный)

Наиболее наглядно производительность труда характеризует показатель выработки продукции в натуральном выражении, измеряемый в тоннах, метрах, штуках и т.д. Если предприятие выпускает несколько видов однородной продукции, то выработка может быть выражена в условно-натуральных единицах.

Натуральный метод самый простой и достоверный. Его достоинством является то, что он дает более точный и объективный результат. Недостаток этого метода заключается в том, что он может быть применен только на предприятиях, выпускающих однородную продукцию. Кроме того, исчисленная по этому методу выработка, не позволяет сравнивать производительность труда предприятий различных отраслей промышленности в том числе и в социально-культурной сферы.

Стоимостной метод. В стоимостном выражении выработку на предприятии можно определять по показателям товарной и реализованной продукции или по показателям объема оказанных услуг в зависимости от области применения данного показателя. Сущность стоимостного метода заключается в том, что показатель производительности труда определяется как соотношение произведенной продукции, выраженной в денежных единицах, к затратам рабочего времени. На предприятиях, производящих разнородную продукцию, показатель выработки может исчисляться лишь в стоимостном выражении, поэтому стоимостной метод получил наибольшее распространение.

Трудовой (нормативный) метод. На рабочих местах производящих разнородную и незавершенную продукцию, которую невозможно измерить ни в натуральных, ни в стоимостных единицах, показатель выработки определяется в нормо-часах. При научно обоснованных нормах этот метод точно характеризует динамику производительности труда.

Показатели выработки различаются также в зависимости от единицы измерения рабочего времени. Выработка может быть определена в расчете на 1 отработанный человеко-час (часовая выработка), 1 отработанный человеко-день (дневная выработка), на одного среднесписочного работника (рабочего) в год, квартал или месяц (годовая, квартальная или месячная выработка).

Производительность труда, влияя на конкурентоспособность, тесно связана с трудоемкостью работ. Трудоемкость представляет собой затраты рабочего времени на производство единицы экономического блага.

Показатель трудоемкости имеет некоторые преимущества перед показателем выработки:

•во-первых, он устанавливает прямую зависимость между объемом производства и трудовыми затратами;

•во-вторых, применение показателя трудоемкости позволяет увязать проблему измерения производительности труда с факторами и резервами ее роста, что напрямую влияет на конкурентоспособность продукции;

•в-третьих, он позволяет сопоставлять затраты труда на одинаковые изделия на разных участках предприятия;

•в-четвертых, исключает влияние на показатель производительности труда изменений в объеме поставок по организационной структуре производства.

Производительность труда на предприятии за определенный период, изменяется под воздействием многих причин. По существу все факторы, влияющие на изменение объема производства и численности работников предприятия, оказывают влияние и на изменение производительности труда.

Под факторами изменения производительности труда понимаются причины, обусловливающие изменение ее уровня. В практике планирования и учета на большинстве действующих российских предприятий все факторы изменения производительности труда классифицируются по следующим основным группам:

•регионально-экономические факторы (природно - климатические условия, их изменения; сбалансированность рабочих мест и трудовых ресурсов) и экономико - географические факторы (наличие местных строительных материалов; свободных ресурсов рабочей силы, электроэнергии, воды; рельеф местности; расстояние до коммуникаций и т.п.);

•факторы ускорения НТП (изменение технического уровня производства; внедрение новых поколений высокоэффективной техники; применение прогрессивных технологий; использование автоматизированных систем в проектировании);

•экономические факторы (совершенствование системы управления, организации производства и труда; планирование и управление кадрами и т.д.);

•факторы структурных сдвигов (изменение объема и структуры производства; изменение доли покупных полуфабрикатов и комплектующих изделий; изменение удельных весов отдельных видов продукции);

•социальные факторы (человеческий фактор; сокращение объемов монотонного, вредного и тяжелого труда; прочие факторы).

Под резервами роста производительности труда понимаются не использованные еще реальные возможности экономии трудовых ресурсов. Внутрипроизводственные резервы роста производительности труда выявляются и реализуются непосредственно на предприятии. К их числу можно отнести:

•снижение трудоемкости; 

•резервы улучшения структуры, повышение компетенции кадров и лучшее использование рабочей силы;

•улучшение использования рабочего времени (внедрение научной организации труда, сокращение текучести кадров);

•экономии материальных ресурсов, предметов труда и средств труда.

По времени использования резервы роста производительности труда разделяются на текущие и перспективные. Текущие резервы могут быть реализованы в ближайшем периоде, и, как правило, не требуют значительных единовременных затрат. К их числу можно отнести лучшее использование оборудования, ликвидацию или сокращение брака, применение наиболее рациональных и эффективных систем оплаты труда, совершенствование организации труда на предприятии. Перспективные резервы роста производительности труда обычно требуют перестройки организации труда, внедрения новых технологий и т.д. Для этого необходимы дополнительные капитальные вложения и значительные сроки осуществления работ.   

Литература: 9, 17, 23

 

 

Заработная плата

Сущность заработной платы. Формы оплаты труда и их влияние на результаты деятельности предприятия

Оплата труда – это цена трудовых ресурсов, задействованных в производственном процессе. Оплата труда определяется количеством и качеством затраченного труда, однако на нее воздействуют и рыночные факторы, такие, как:

•спрос и предложение труда;

•сложившаяся конкретная конъюнктура;

•территориальные аспекты;

• законодательные нормы.

Заработная плата является формой вознаграждения за труд и важным стимулом работников предприятия, поскольку выполняет воспроизводственную и стимулирующую (мотивационную) функции, кроме того выбор экономически эффективной формы оплата труда влияет на экономию затрат связанных с оплатой труда, что в конечном итоге сказывается на конечный результат деятельности предприятия и его конкурентоспособность.

Различают номинальную и реальную заработную плату.

Номинальная заработная плата – это начисленная и полученная работником заработная плата за его труд за определенный период.

Реальная заработная плата – это количество товаров и услуг, которые можно приобрести за номинальную заработную плату, т.е. реальная заработная плата – это «покупательная способность» номинальной заработной платы. Реальная заработная зависит от величины номинальной заработной платы и цен на приобретаемые товары и услуги. При отсутствии инфляции рост номинальной заработной платы означает такой же рост и реальной заработной платы.

В основу организации оплаты труда на многих российских предприятиях положены следующие основные принципы:

•осуществление оплаты труда в зависимости от количества и качества труда;

•дифференциация заработной платы в зависимости от квалификации работника, сложности выполняемой работы, вредных условий труда, отраслевой и региональной принадлежности предприятия;

•индексация заработной платы в соответствии с уровнем инфляции;

•превышение темпов роста производительности труда над темпами роста средней заработной платы.

Размер оплаты труда ограничивается рядом факторов внешнего характера:

•установленным государством минимальным уровнем заработной платы;

•условиями договора между администрацией и коллективом работающих;

•требованиями профсоюзных комитетов.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-12-15; просмотров: 31; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.14.80.45 (0.132 с.)