Характеристика экономических категорий: рынок, спрос, предложение 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Характеристика экономических категорий: рынок, спрос, предложение



Рынок: сущность, функции, элементы, виды. Спрос и предложение. Факторы, влияющие на спрос и предложение. Понятие эластичности спроса и предложения

Под экономическими категориями понимаются предельно общие, фундаментальные понятия, отражающие наиболее существенные, закономерные связи и отношения экономической действительности и познания.

Следует признать, что единого понимания рынка не сложилось. Подходы к его определению сильно различаются. Большинство авторов выделяют следующие концепции рынка: 1. Рынок - это фиксированное место, предназначенное для официально разрешенной в определенные дни и часы торговли. Таково наиболее старое, пространственно детерминированное представление о рынке. Оно возникло еще в XII в., но живо и сегодня. 2. Рынок - определенная территория, на которой происходят акты купли-продажи. Это более широкое, "географическое" определение, которое привязывает понятие рынка к определенным городам, странам, территориям, континентам. 3. Рынок - это совокупный платежеспособный спрос, предъявляемый на определенный вид продуктов и услуг. Данное понимание рынка обозначает уже не территорию, а совокупность покупателей того или иного товара. Мы говорим: "в соответствии с требованиями рынка...", имея в виду разновидности спроса - на труд, на акции, на потребительские товары и т.п. 4. Рынок представляет собой саморегулирующийся механизм балансирования спроса и предложения посредством свободно устанавливаемых цен на продукты и услуги. В этом определении исчезает всякая пространственная, временная или предметная локализация, их место занимает модель, фиксирующая способ взаимодействия хозяйственных агентов. Это понимание рынка возникло на рубеже XX в., когда основатели неоклассической теории (А.Маршалл и др.) стали объяснять самые разные типы существующих рынков вне зависимости от исторической и культурной специфики хозяйства и общества. 5. Рынок - экономическая система, в которой господствует конкуренция между независимыми хозяйственными агентами. В данном случае указанный в предыдущем определении саморегулирующийся рыночный механизм распространяется на целые сообщества, именуемые рыночными или капиталистическими обществами.

Сущность рынка наиболее полно раскрывается в его функциях.

1. Информационная. Рынок предоставляет информацию о цене, качестве, объемах продаж и т.п.

2. Посредническая. Рынок выступает посредником между производителем и потребителем.

3. Ценообразующая. Рынок формирует цены.

4. Стимулирующая. Рынок заставляет производителей внедрять новую технику, повышать производительность труда, создавать новые товары и т.п.

5. Регулирующая (распределительная). Рынок распределяет капитал и рабочую силу по отраслям. Именно рынок решает что производить. Если на рынке не хватает товара «А», то цена на него растет, прибыль растет, производитель начинает производить товаров больше. Следовательно, больше трудовых и других ресурсов используют в данной отрасли.

6. Санирующая. Рынок расслаивает общество на богатых и бедных.

Элементы рынка - это товары, производимые и обмениваемые по определенным ценам. Участники рынка (продавцы и покупатели), которые взаимодействуют друг с другом при помощи обмена. Элементами рынка выступают экономическая обособленность, которая обусловлена наличием частной собственности и конкуренция, как форма организации и связи между участниками рынка.

Существует достаточно много критериев, по которым исследователи выделяют различные виды рынков. В качестве примера приведем деление по основным критериям.

По объектам купли-продажи рынки делят на рынки благ и услуг, рынки средств производства, рынки научно-технических разработок, рынки ценных бумаг, рынки рабочей силы.

По степени ограничения конкуренции рынки делят на рынок совершенной и рынок несовершенной конкуренции.

По соответствию действующему законодательству рынки делят на легальный и нелегальный.

По географическому положению рынка: местный или локальный рынок; региональный рынок; национальный рынок; мировой рынок.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-12-15; просмотров: 37; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.154.208 (0.005 с.)