Тема 9.Историческая школа и институционализм. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Тема 9.Историческая школа и институционализм.



1.Историческая школа экономической теории

2.Институционализм: причины, характерные черты, этапы развития.

3. Экономическое учение Т. Веблена.

4. Экономические воззрения последователей Т. Веблена.

1. Историческая школа - направление экономической мысли второй по­ловины XIX века, представители которой рассматривали политическую экономию как науку о национальном хозяйстве.

Это направление возникло в противовес неоклассическому направлению. В развитии исторической школы выделяют два этапа:

  «Старая» историческая школа (40-е годы XIX века); ее идеологами явля­лись Ф. Лист, В. Рошер;

«Молодая» историческая школа (80-е годы XIX века); ее представителями были Л. Брентано, Э. Дюркейм, В. Зомбарт.

 Основной труд Ф. Листа (1789 - 1846) - «Национальная система поли­тической экономии» (1841 г.).

Главные идеи:

 для каждой страны характерна своя национальная политическая эко­номия, поскольку экономика отдельных стран развивается по собствен­ным законам;

 задача национальной политической экономии заключается в определе­нии наиболее благоприятных условий для развития производительных сил нации;

 богатство нации составляют ее производительные силы;

 выделил три стадии развития производства (земледельческую, земледельческо-промышленную, промышленную);

 защищал государственную политику протекционизма;

 считал, что необходимо развивать те отрасли экономики, которые не­конкурентоспособны на мировом рынке.

 Особенности взглядов В. Рошера (1817 - 1894):

 политическая экономия - это наука о социальном хозяйстве;

 для изучения политической экономии надо знать такие стороны жизни, как язык, религия, искусство, национальность, право, государство и хозяйство;

 человек стремится к справедливости, опираясь при этом на обычаи и традиции общества.

«Экономические взгляды Л. Брентаио (1844 - 1931):

 экономические процессы и явления всегда регулируются обычаями и  правовой основой нации и связаны с ними;

· справедливость заключается в праве и обычаях (в то время как, по мне­нию классиков, справедливость устанавливается благодаря конкуренции);

· ученый не признавал математических исследований процессов эконо­мики, так как человеческая психика, от которой зависит экономика, слишком сложна.

Заслуга Э. Дюркгейма (1858 - 1917) состоит в следующем - ученый выделил социальную функцию разделения труда, которая состоит в со­здании условий дифференциации деятельности и возрастании солидар­ности общества.

 Специфичность взглядов В. Зомбарта (1863 - 1941) - в утверждении того, что капиталистический хозяйственный уклад возник в Западной Европе, поскольку отличительной чертой ее жителей является сочета­ние духа предпринимательства с жаждой наживы.

М Вебер (1864 - 1920) считал, что:

 капитализм - это хозяйственный учет при сопоставлении затрат с ре­зультатами производства;

 для «экономического человека» характерны трудолюбие, честность, скромность;

· существует связь между религией и экономической организацией об­щества.

2. Институционализм: причины, характерные черты, этапы развития.

 К причинам возникновения институционализма относят переход капита­лизма в монополистическую стадию, который сопровождался значитель­ной централизацией производства и капитала, что и породило соци­альные противоречия в обществе.

  Институционализм (с лат. institutio - «обычай, наставление») - на­правление экономической мысли, которое сформировалось в 20- 30-е годы XX века для исследования совокупности социально-экономичес­ких факторов (институтов) во времени, а также для изучения социаль­ного контроля общества над экономикой.

Институты - это первичные элементы движущей силы общества, рас­сматриваемые в историческом развитии. Среди институтов выделяют:

общественные институты - семья, государство, правовые нормы, мо­нополия, конкуренция и т. д.;

  понятия общественной психологии - собственность, кредит, доход, на­лог, обычаи, традиции и т. д.

 Институционализм характеризуется следующими положениями:

· основа анализа - метод описания экономических явлений;

· объект анализа - эволюция социальной психологии;

· движущей силой экономики наряду с материальными факторами явля­ются моральные, этические и правовые элементы в историческом раз­витии;

·  трактовка социально-экономических явлений с точки зрения обществен­ной психологии;

· неудовлетворение применением абстракций, присущих неоклассицизму;

· стремление к интеграции экономической науки с общественными на­уками;

·  необходимость детального количественного исследования явлений;

· защита проведения антимонопольной политики государства.

 В развитии институционализма выделяют три этапа.

Первый этап - 20 - 30-е годы XX века; он характеризуется формирова­нием основных положений институционализма; родоначальниками этого этапа являются Г. Веблен, Д. Коммонс, У. Митчелл.

Второй этап - середина XX века; изучались демографические проблемы, социально-экономические противоречия капитализма, была разрабо­тана теория профсоюзного движения; типичными представителями яв­ляются Дж. М. Кларк, А. Берли, Г. Минз.

Третий этап - 60- 70-е годы XX века; этот этап называют неоинституци-онализмом, в котором экономические процессы ставятся в зависимость от технократии, а также объясняется значение экономических процес­сов в социальной жизни общества; видными идеологами этого этапа являются Н. Ноув, Дж. Гэлбрейт, Р. Хайлбронер. Коуз.

3. Экономическое учение Т. Веблена

 Торстейн Веблен (1857 - 1929) - американский экономист, социолог. Родился в семье крестьянина. Окончил университет в Йейле (США). В 1899 году издал работу «Теория праздного класса» и через год стал младшим профессором Чикагского университета. Был затем также про­фессором Стенфордского и Миссурийского университетов. В начале 20-х годов Т. Веблен переходит в Новую школу социальных исследований.

Главными работами Т. Веблена считаются «Теория делового предпри­нимательства» (1904 г.), «Инстинкт мастерства и уровень развития тех­нологии производства» (1914 г.). Основой развития общества Т. Веблен считал психологию коллектива. Основываясь на этом положении, он формулирует психологическую те­орию экономического развития - трактовать экономические явления нужно с социологической и исторической позиций.

 Модель «экономического человека» А. Смита, по мнению Т. Веблена, безнадежно устарела. Человек - не машина для исчисления ощущений, поэтому нельзя представить поведение человека в виде математических уравнений. Экономическое поведение человека зависит от норм поведения, традиций, родительских чувств, духа соперничества, подсознательных мо­тивов и т. д. Т. Веблена с полным правом можно отнести к основателям науки «эко­номическая социология». Т. Веблен отождествлял закономерности развития общества с биологи­ческими закономерностями и стоял на позициях эволюционного раз­вития общества. В дальнейшем это направление получило название дар­винизм.

 Т. Веблен ввел понятие престижного потребления, получившее назва­ние «эффект Веблена». Престижное потребление характерно для круп­ных собственников. Товары для этого класса ценятся по тому, насколь­ко владение ими (товарами) отличает человека от окружающих. Это демонстративное потребление является подтверждением успеха и вы­нуждает средние слои имитировать поведение богатых. Отсюда Т. Веблен делает вывод о том, что рыночную экономику характеризует расточи­тельство, завистливое сравнение, занижение производительности.

 Основным противоречием капитализма, по Т. Веблену, является проти­воречие между индустрией и бизнесом. К индустриалам относятся инже­неры и другие участники производственного процесса. Их целью явля­ется повышение эффективности производства и увеличение богатства общества. К бизнесменам относятся финансисты и предприниматели. Их цель - получение максимальной прибыли. Бизнес подчинил себе про­мышленность.

Т. Веблен был сторонником индустриалов и противником бизнесме­нов, то есть технократом. Он считал, что будущее за обществом, осво­божденным от бизнеса и функционирующим в интересах всего социума. Для разрешения противоречия Т. Веблен предлагал провести акт проте­ста инженерно-технических работников.

4. Экономические воззрения последователей Т. Веблена

 Основной труд Джона Коммонса (1862 - 1945) - «Институциональная эко­номика» (1924 г.), в котором обсуждалось влияние на экономическое поведение «коллективных действий». Автор уделял большое внимание изуче­нию роли корпораций и профсоюзов и их влиянию на поведение людей. Стоимость Дж. Коммонс определял как результат правового соглаше­ния «коллективных институтов» (союзов, корпораций, политических партий и т. д. Сделка, по мнению Дж. Коммонса, представляет собой разрешение кон­фликта путем установления соглашения, устраивающего всех участни­ков сделки. В сделках все чаще участвуют профсоюзы и союзы предпри­нимателей, а не отдельные рабочие и работодатели. Роль государства при этом заключается не только в арбитраже, но и в механизме, кото­рый заставляет исполнять принятые по договору обязательства.

Ученый говорил о необходимости создания правительства из предста­вителей «коллективных институтов», которое было бы подотчетно об­щественному мнению. Реформы такого правительства устранили бы кон­фликты в обществе. Дж. Коммонс заложил основы пенсионного обеспечения, которые были изложены в «Акте о социальной защищенности», принятом в 1935 году.

  Уэсли Клера Митчелла (1874 - 1948) интересовали циклические явле­ния в экономике. Циклы в экономике - это результат действия множе­ства взаимосвязанных факторов (инвестиций, денежного обращения, курсов акций, сбережений и т. д.) в динамике. Деловой цикл, по У. Мит­челлу, - это повторяющиеся подъемы и упадки, которые проявляются в большинстве экономических процессов с достаточно развитой систе­мой денежного хозяйства, не разлагаются на какие-либо иные волны с амплитудой, приблизительно равной их собственной амплитуде, и про­должаются в странах, стоящих на разных стадиях экономического раз­вития, от 3 до 7 лет.

Единственным механизмом разрешения общественных противоречий является государственное регулирование в области денежных, финансо­вых, кредитных факторов в сочетании с социально-культурными про­блемами.

В своих исследованиях ученый широко применял методы статистики, которые позволили ему составить первые прогнозы экономического роста.

В 1923 году У. Митчелл предложил систему государственного страхова­ния от безработицы.

Из трудов У. Митчелла широко известны «История зеленых билетов» (1903 г.), «Деловые циклы» (1913 г.).

Основные свои идеи Джон Кеннет Гэлбрейт изложил в труде «Новое индустриальное общество» (1961 г.), посвященном анализу и роли «тех-ноструктуры» (общественная прослойка, включающая в себя ученых, конструкторов, управленцев, финансистов) в экономике.

Автором делаются следующие важные выводы:

·  в корпорациях реальной властью обладают не собственники, а инфра­структура;

· власть техноструктура безлика, так как решения принимаются коллек­тивно и поэтапно;

· техноструктура должна планировать работу предприятий на несколько лет вперед;

· техноструктура заинтересована не только в высокой прибыли на капи­тал, но и в упрочнении позиций фирмы на рынке.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-12-15; просмотров: 53; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.137.185.180 (0.013 с.)