Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
П.А. Столыпин: модернизаторская деятельность
Если оставаться на позициях объективности и историзма, то необходимо подчеркнуть, что содержание правительственной программы реформ разработал неП.А. Столыпин. Практически все реформы, названные позже столыпинскими, были продолжением тех проектов, которые разрабатывались различными комиссиями еще до первой революции. В частности, в 1905—1906 гг. в правительстве обсуждались проекты реформ, предложенные комиссиями В. И. Гурко, А.А. Риттиха, А.П. Никольского, Н.Н. Кутлера. Суть их предложений сводилась к предоставлению крестьянам права покидать общину с землей и объединять свои разрозненные участки в более компактные наделы или индивидуальные хозяйства. Однако из-за отставки Витте ни один из указанных проектов не был принят. П.А. Столыпину, можно сказать, повезло: он оказался центральной фигурой в правительстве на стадии принятия и реализации программных реформ. Вместе с тем целеустремленность и решительность нового премьера в их осуществлении дают значительные основания называть эти реформы столыпинскими. На основе имевшихся в распоряжении правительства проектов под руководством Столыпина была разработана в целом достаточно умеренная программа социальных преобразований в стране. Конечная цель реформ Столыпина — всемерное укрепление государствен-ности, постепенная модернизация общества, создание условий для формирования в стране “среднего класса” и усиление его политического влияния. Предложенная правительством Столыпина программа модернизации наряду с аграрными преобразованиями включала и ряд других реформ. Предполагалось создать всесословное сельское общество и устранить положение, когда сельское и волостное управление было сословно крестьянским, а уездная администрация находилась в руках дворянства. Большие надежды возлагал Столыпин на расширение земств и совершенствование уголовно-процессуального законодательства. Были подготовлены проекты законов о местном суде и упразднении крестьянских волостных судов, действовавших на основе обычного права, о допуске адвокатов к следствию, об изменении полицейского устава и реорганизации полиции и жандармерии. Задумывалась реформа средней и высшей школы. В проекте закона о начальных училищах провозглашались принцип единства школы (церковно-приходские школы передавались при этом в ведение Министерства народного образования) и переход к обязательному и бесплатному начальному образованию.
Разрабатывался новый порядок взимания подоходного налога Предполагалось введение страхования фабрично-заводских рабочих на случай болезни и инвалидности. Важным шагом на пути к правовому государству должны были стать законы о свободе вероисповедания, о неприкосновенности личности и гражданском равноправии. Составной частью общего плана преобразований являлась военная реформа, призванная возродить боевую мощь армии и флота. Таковы были главные направления преобразований, провозглашенные Столыпиным в речи по поводу вступления на пост Председателя Совета Министров в августе 1906 г. Более детально правительственная программа реформ была представлена Столыпиным 6 марта 1907 г. во II Государственной думе и существенных дополнений впоследствии не получила. Свою главную ставку в общем плане модернизации России П.А. Столыпин делал на аграрную реформу. Изменения в аграрном строе, вызванные реформой 1861 г., лишь на время сняли остроту аграрного вопроса. Уже в 80-е годы XIX века настроения крестьян от признательности помещикам за личное освобождение трансформируются в пассивное недовольство выкупными платежами и растущим малоземельем. Незавершенность аграрного переворота создавала серьезные препятствия для развития капитализма. Выше уже отмечалось, но подчеркнем еще раз, что к началу XX века в сельском хозяйстве Европейской России сформировались три региона земледелия, отличавшиеся друг от друга системой хозяйства: В Белоруссии, Прибалтике, западных губерниях Украины преобладали достаточно эффективные помещичьи хозяйства, широко использовавшие наемный труд На Севере, Востоке и в южных районах, где помещичье землевладение было незначительным, господствующее положение занимали крестьянские хозяйства В центральных губерниях страны симбиоз помещичьих и крестьянских хозяйств сохранял во многом старые, архаические, полуфеодальные отношения. Несмотря на финансовую поддержку государства, помещичьи хозяйства здесь приходили в упадок и существовали главным образом за счет полукрепостного труда крестьян. Крестьяне в условиях малоземелья еле сводили концы с концами. Именно в этих губерниях в годы революции развернулся основной фронт крестьянской войны против помещиков.
Опыт разрешения аграрного вопроса в других странах оказался для России малопригодным. Требовался выход, поскольку в ходе революции явно обозначился и третий путь, предлагаемый программами радикальных партий и отвечавший давней крестьянской мечте — поделить всю землю “по справедливости”. Выход был найден в разрушении крестьянской общины. В 1905 г. в хозяйственном обороте в Европейской России находилось 394,5 млн десятин земли. Распределялась она следующим образом: — государственные, удельные, монастырские и прочие земли составляли 154 млн десятин; — крестьянские надельные земли, собственником которых выступала община, охватывали 138,8 млн десятин; — в частном владении находилось 101,7 млн десятин, из которых 53,2 млн десятин принадлежало помещикам. План правительства состоял в разрушении общины и превращении наделов, находившихся в личном пользовании крестьян, в их частную собственность.: — создать в стране новый социальный слой из крестьян-собственников; — привести к значительному росту сельскохозяйственного производства и общему подъему экономики страны на основе расширения емкости внутреннего рынка и притока рабочей силы в промышленность. В рамках реформы предполагалось также стимулировать переселение крестьян в восточные районы, что, наряду с разрушением общины и освоением новых земель, могло разрядить аграрную перенаселенность в центре страны и обеспечить условия для социальной стабильности в деревне. Юридическую основу главных мероприятий аграрной реформы составили Указ от 9 ноября 1906 г., ставший после обсуждения в Думе и утверждения его царем Законом от 14 июня 1910 г., и Закон от 20 мая 1911 г. “О землеустройстве”. В соответствии с этими законами крестьянин получил право свободно выйти из общины с наделом земли и специальным актом закрепить его в собственность. Крестьянин мог при этом потребовать от общины объединить находящиеся в разных местах участки его земли в один компактный и образовать отруб. При переносе на этот участок крестьянской усадьбы возникал хутор. Правительственные меры предусматривали также активизацию деятельности Крестьянского банка по продаже земли и переселение желающих крестьян в районы Урала, Сибири, Казахстана и Средней Азии. Реализация столыпинской аграрной реформы началась практически в конце лета 1906 г. и продолжалась примерно до 1916 г. Уже в августе – сентябре 1906 г. Крестьянскому банку передали для продажи крестьянам около 9 млн десятин земли, принадлежащей государству и царской семье. Указ от 5 октября 1906 г. расширил гражданские права крестья н, в том числе предоставил им свободу выбора рода занятий и места жительства, отменил запрет на семейные разделы. Были отменены круговая порука и выкупные платежи. С 1 января 1907 г. вводится в действие Указ от 9 ноября 1906 г. К 1915 г. из общины выделились чуть более 2 млн крестьянских дворов, при этом 1,2 млн, то есть, 60%, продали землю. Опасаясь, что массовый наплыв безземельных крестьян в город превысит емкость рынка рабочей силы российской промышленности, которая в первые годы реформы находилась в депрессии, правительство запретило сосредоточивать в одних руках в пределах одного уезда более 12-18 десятин земли. Но и эта мера не всегда давала нужный эффект. Крестьяне просто бросали свой надел и покидали деревню, пытаясь найти свое счастье в городе, на новых землях или даже в чужих странах.
Пытаясь воздействовать на ход реформы, правительство Столыпина форсировало начавшийся еще в конце прошлого века процесс переселения крестьян за Урал. За первые три года (1907– 1909) переселилось более 1,7 млн человек. По закону переселенцы: — освобождались от налогов; — могли получить в собственность до 60 десятин земли; — им выделялось денежное пособие. Однако адаптироваться на новых землях смогли не все. Переселенческое ведомство оказалось не готовым к таким объемам землеустройства. Бюрократизм и произвол чиновников на местах подрывали веру крестьян в возможность создать крепкое индивидуальное хозяйство. Многие стали возвращаться назад. Процесс переселения замедлился, и в последующие семь лет (1910 – 1916) в восточные районы выехало 1,2 млн человек. Не дала желаемых результатов и деятельность Крестьянского банка. Банк продавал землю крестьянам, но поднял цены со 105 руб. за десятину в 1907 г. до 136 руб. в 1914 г. На 1 января 1911 г. крестьянам была продана всего 281 тыс. десятин земли. Банк давал ссуды, но под высокий процент. Причем за неуплату взносов по старым и новым ссудам земля у крестьян отбиралась и снова выставлялась на продажу. А к таким операциям, обычным для буржуазного государства, российское крестьянство просто не было готово. Все это подрывало доверие крестьян к банку и не способствовало массовому развитию частного крестьянского землевладения. Однако в целом аграрная реформа, пусть и не так успешно, как предполагалось, осуществлялась. Гораздо худшей оказалась судьба других реформ. Столыпин метался, но поддержки не получил. Приехав в Киев на открытие памятника Александру II, премьер-министр на вокзале с удивлением обнаружил, что ему не нашлось места ни в автомобиле царя, ни в других экипажах. Главе правительства России пришлось бы нанимать извозчика, если бы городской голова, увидев это издевательство, не уступил ему свой экипаж. 1 сентября 1911 г. в Киевском оперном театре в присутствии царя, министров, многочисленной свиты и охраны П.А. Столыпин был тяжело ранен двумя пулями и 5 сентября скончался. Наверное, есть особая логика в том, что убийца П. А. Столыпина Д. Богров был связан и с царской охранкой, и с эсерами-анархистами. Так оборвались жизнь и судьба человека, с именем которого связывали надежды на модернизацию России.
После убийства Столыпина реформистские тенденции как бы по инерции еще некоторое время присутствовали в деятельности правительства В. Н. Коковцова, но очень скоро исчезли. Каковы результаты столыпинских реформ? В плане широкой политической перспективы попытку социальной модернизации страны на их основе можно считать неудавшейся. Практически из всего пакета реформ началась реализация аграрной, и было введено страхование для ряда категорий рабочих. Обычно о результатах реформ Столыпина, их воздействии на российское общество судят по общим итогам аграрной реформы. К 1915 г. из общины вышло 26% крестьянских хозяйств, при этом больше половины крестьян, получив землю в собственность, поспешили продать ее. На надельных и купленных крестьянами землях было образовано 329 тысяч хуторов и 995 тысяч отрубов. На 10% увеличилась площадь посевных площадей, урожайность зерновых в целом по стране выросла с 39 до 43 пудов с десятины, общий сбор хлебов увеличился примерно на четверть. В ходе реформы было создано около 8 тыс. крестьянских потребительских обществ. Кооперация втягивала крестьян в общую рыночную систему, которая складывалась в стране. Оценивая аграрную реформу Столыпина с точки зрения современного уровня накопления исторических знаний, следует признать следующее. Она носила прогрессивный характер, но из-за внутренней противоре-чивости и в конкретной обстановке начала xx в. в России практически не имела шансов быть реализованной в полном объеме. Основные причины: 1. Рамки реформы были ограничены крестьянскими наделами. 2.Правительство любыми путями пыталось сохранить помещичье земле-владение. 3. Реформа требовала не только времени, но и солидной финансовой поддержки. В 1908 – 1914 гг. на поддержку помещичьих хозяйств правительство затратило 987 млн рублей, а на землеустроительные нужды и помощь крестьянам в стране нашлось только 56,6 млн рублей. Между тем накануне войны крестьяне производили (по стоимости) 92,6% сельхозпродукции, а помещики — лишь 7,4%. Экономически эффективнее для страны была бы, разумеется, поддержка крестьянских хозяйств. Еще более резко оценивал столыпинские реформы В. И.Ленин. “Столыпин, — писал он в октябре 1911 г.,— пытался в старые мехи влить новое вино, старое самодержавие переделать в буржуазную монархию, и крах столыпинской политики есть крах царизма на этом последнем, последнем мыслимом для царизма пути”. Эти оценки были сделаны в то время, когда столыпинская политика модернизации еще продолжалась, но факторы ее краха стали очевидными для многих, а именно: — несовместимость либерализма в экономике и отсутствия демократии в социально-политических отношениях; — недооценка устойчивости традиционного уклада; — ставка исключительно на реформы “сверху”; — деятельность консервативно-охранительного направления; — личность самого монарха как яркого приверженца особого пути развития России и др. К сожалению, оценки П. Б. Струве, В. И. Ленина и многих других ученых и политиков подтвердились. Исторический шанс был упущен. Возможность эволюционного развития России реализовать не удалось. ©Медвецкий А.Ф.
|
||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2021-12-15; просмотров: 27; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.142.12.240 (0.025 с.) |