Тема 11. Просветительные и социально-культурные процессы в 1956-1990гг. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Тема 11. Просветительные и социально-культурные процессы в 1956-1990гг.



В послевоенный период произошли изменения в культурных потребностях людей, способах проведения досуга. Постепенное сокращение трудового дня на государственных предприятиях, в учреждениях и организациях позволило населению повышать свой образовательный уровень, расширить возможность для общения, коллективного проведения досуга.

Возрастали возможности людей для осуществления культурно-досуговой деятельности, расширения общественно организованных форм. С каждым годом стало больше уделяться внимания чтению газет, журналов, художественной литературы, прослушиванию радио, просмотру телепередач, посещению кино, театров, концертных и выставочных залов, и это было особенностью, свойственной всем категориям населения.

Большее место в досуге стали занимать занятия, имеющие целью самообразование, чему в значительной степени способствовало появление различных образовательных учреждений: университетов культуры, научно-педагогических, технических, сельскохозяйственных знаний.

В конце 1950-х годов стало больше внимания уделяться формам внесемейного общения в сфере досуга.

В 60-е годы была выдвинута задача создания в пределах сельского районного центра комплекса учреждений культуры. Это предполагало иметь в районных центрах районный Дом культуры, широкоэкранный кинотеатр, детскую музыкальную школу, музей, районную библиотеку, народную филармонию, парк культуры и отдыха, художественно-оформительскую мастерскую, автоклубы.

В городах и поселках городского типа строительство массовых учреждений культуры производилось за счет государственных средств, фондов предприятий, отчислений местных бюджетов.

Новым явлением в это время было развитие любительского движения во Дворцах, Домах культуры, клубах, где стали создаваться устойчивые группы людей, объединенных общим интересом к кому-либо виду деятельности. Это были «любительские клубы» и «клубы по интересам». Возникли клубы любителей музыки, поэзии, литературы, клубы кинолюбителей, радиолюбителей, фотолюбителей, любителей науки, техники, природы, спорта, туризма, клубы коллекционеров. Под влиянием клубных программ «клубы веселых и находчивых» появились телевизионные передачи КВН.

Среди молодежи началось движение за создание молодежных клубов, вызванных к жизни VI Всемирным фестивалем молодежи и студентов и Всесоюзным фестивалем советской молодежи. Популярными среди молодежи были «Клубы любознательных», «Клубы интересных встреч», «Клубы занимательных встреч».

Начинает складываться традиция отмечать дни, посвященные различным профессиям. Клубы включались в работу по подготовке трудовых праздников: «Дня шахтера», «Дня строителя», «Дня железнодорожника», «Дня животновода», «Дня механизатора» и т.п. В эти же годы наиболее популярными стали праздники, связанные с важными для человека природными циклами, этапами в трудовой деятельности: «Праздник весны», «Праздник русской зимы», «Праздник первой борозды», «День сева», «День урожая» и т.п. В клубных учреждениях в праздничной обстановке отмечались важные в жизни человека события: «Дни совершеннолетия», «Вручение паспорта», «Посвящение в рабочие», «Посвящение в хлеборобы», бракосочетание молодых людей и т.д.

В 70-80-е годы в отличие от предыдущего периода в структуре досуга изменилось соотношение общественно-организованных форм и индивидуальных: прослеживалась тенденция к возрастанию последних. С наибольшей полнотой проявились процессы «одомашнивания» досуга, замедления темпов роста посещаемости учреждений культуры, а по некоторым учреждениям ее резкое снижение.

Продолжал интенсивно развиваться туризм, широкий размах получили его неорганизованные формы. Развитию самодеятельного туризма способствовало существенное увеличение у населения транспортных средств. Это способствовало возрастанию значимости семейного досуга: совместные посещения учреждений культуры, занятия какими-либо видами деятельности.

В эти годы происходила структурная перестройка сети культурно-досуговых учреждений.

Для улучшения условий функционирования культурной деятельности для сельских жителей, проживающих в удаленных от центральных усадеб населенных пунктах, начали создаваться централизованные клубные системы (ЦКС). Сельские Дома культуры наделялись руководящими функциями по отношению к клубам, красным уголкам расположенных на территории хозяйств сельсоветов. Работа всех клубных учреждений должна была осуществляться на основании единого плана с привлечением других учреждений культуры и общественных организаций. Стали возникать культурные комплексы, объединявшие в своем составе на добровольной основе культурно-воспитательные, образовательные, спортивные, оздоровительные, а иногда и бытовые учреждения. Они именовались сельскими или городскими, социально-культурными, социально-педагогическими, культурно-бытовыми, культурно-спортивными комплексами.

Вместе с созданием культурных комплексов происходила централизация библиотек в масштабе района, области, края; на базе городских, районных и центральных библиотек создавались централизованные библиотечные системы с единым книжным фондом, справочно-библиографическим аппаратом, единым штатом работников.

Все это способствовало оживлению культурно-досуговой деятельности. Резко увеличилось количество мероприятий, расширилась кружковая работа, возросло число любительских объединений. Однако централизованные клубные системы не были обеспечены специалистами новой формации, что не позволило значительно повысить их эффективность.

Главная заслуга государства состояла в том, что в стране была создана уникальная система высшего и среднего специального образования для подготовки специалистов культурно-досуговой деятельности. Возросло количество культурно-просветительных училищ, библиотечных техникумов.

Были приняты кардинальные меры по закрепляемости кадров, особенно на селе. Основными причинами такого положения было отсутствие работы, соответствующей квалификации специалистов, плохие жилищные и бытовые условия, низкая оплата труда. Для клубных работников особая трудность заключалась в нерегламентированности работы учреждений культуры и падении престижа их деятельности в общественном мнении.

Новая история России началась после событий 90-х годов, связанных с изменением политического, строя, переходом к рыночным отношениям. Это оказало определенное влияние на все стороны жизни нашего общества, в том числе и на деятельность учреждений культуры. Появилось новое законодательство, обеспечивающее деятельность учреждений культуры в новых исторических условиях. Финансирование сократилось, штаты специалистов и сотрудников уменьшились. Государственное управление стало в основном осуществлять функции координации, информации, методического обеспечения деятельности учреждений культуры. Акцент в создании и развитии сети учреждений культуры был перенесен на местные органы управления. Новый подход был предпринят в финансировании учреждений культуры посредством федеральных программ, предусматривающих сохранение и развитие культуры, организацию досуга населения. В областях, краях, автономных республиках финансирование происходит через региональные целевые культурные программы.

Высшие и средние учебные заведения стали получать более высокий статус. Московский и Ленинградский государственные институты культуры получили статус университета. Сейчас их стало пять; Московский, Санкт-Петербургский, Казанский, Краснодарский И Кемеровский университеты культуры и искусств. В системе среднего звена образования наряду с училищами культуры начали функционировать колледжи культуры и искусств. Появились гимназии и лицеи с расширенной программой обучения по различным направлениям культурно-досуговой деятельности.

Теперь учреждения культуры наряду с государственными средствами могут получать доходы за счет расширения ассортимента платных услуг, осуществления коммерческой деятельности, благотворительности от частных лиц, предприятий и организаций. Стали создаваться частные культурно-досуговые учреждения, ориентированные преимущественно на получение прибыли.

Резкий спад промышленного и сельскохозяйственного производств, сокращение поступлений в государственный бюджет привели к снижению государственных ассигнований на развитие культуры. Вследствие этого государственные учреждения культуры недополучали ежегодно выделяемые бюджетные денежные средства. В ещё более сложных условиях оказались профсоюзные учреждения культуры. Предприятия фактически перестали финансировать свои клубы Дворцы культуры, библиотеки и другие учреждения культурно-социального назначения. Содержание учреждений культуры на селе стало невозможным. По причине ухудшения материального положения России большинство населения не могло воспользоваться этими услугами. Поэтому материальная база учреждений культуры стала приходить в упадок, количество их сокращаться; специалисты стали уходить в другие отрасли.

В России постепенно произошла дифференциация отдельных слоев населения в способах проведения культурного досуга. Основным показателем становится материальный уровень. Сформировался элитарный слой российского общества, который располагает большими возможностями в приобретении технических средств культуры, книжной и газетной продукции, в выборе дорогих форм проведения досуга, отдыха и развлечений. В обществе появилось огромное число новых проблем функционирования культурно-досуговой деятельности

 

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-12-15; просмотров: 418; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.36.141 (0.006 с.)