Философские воззрения Аристотеля. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Философские воззрения Аристотеля.



Вопросы для самостоятельного размышления

1. Назовите крупных древнегреческих и древнеримских философов?

2. Какие древние философские учения доминировали в античной философии?

Д/з. С.Р Аблеев Основы философии Тема2.2; В. Горбачёв Основы философии стр.20-22

Лекция №4. Философия Средних веков.

Цели и задачи урока:

· · показать наиболее выдающихся представителей философской мысли Средневековья и их философские взгляды

· · научить соотносить учение средневековых философов к актуальным проблемам современности

· · обеспечить выработку у учащихся морально-нравственных качеств, свойственных достойному гражданину Отечества.

План

1. Общая характеристика.

2. Философия Августина Блаженного.

3. Философия Фомы Аквинского.

-1-

В 5-15 в. в общественном сознании доминировал теоцентризм – его основная идея –мир был однажды сотворён богом. Человек тварное существо, созданное на 6 день из праха Земного. Сам мир представлен собой некую гигантскую пирамиду, имеет строгую иерархию.

БОГ

АНГЕЛЫ

ЧЕЛОВЕК

ЖИВАЯ ПРИРОДА

НЕЖИВАЯ ПРИРОДА

Целью и смыслом любого человека – служение Богу, стремление к нему через поколение. Таким образом, философия средних веков переключает внимание человека с мира внешнего на внутренний мир веры, надежды и любви.

Теоцентризм учил, что созданный богом мир изменить невозможно, поэтому человеку остаётся изменить себя.

Было 2 периода:

1. Патристика – «отцы церкви».

Идеолог – Августин Блаженный – верить, чтобы знать.

2. Схоластика (школьная философия)

Фома Аквинский – знать, чтобы верить.

- 2 –

Августин полагался на учение Платона. В своих произведениях он доказывал, что Бог являет собой высшее бытие. Он сотворил этот мир по необходимости, а по своей доброй воле. Мир – бесконечная лестница различных тел и живых существ, восходящих к своему создателю.

Человек представляет собой единство материального тела и разумной души. Его душа бессмертна, и свободна в своих решениях и действиях.

С момента первого греха, человеческое общество делится на 2 «града».

1«град» - люди верующие, богопослушные. Они будут спасены богом.

2 «град» - богоотступники. За свои грехи они обречены на вечное пребывание в аду.

Но Бог, всемогущ и милостив, поэтому, живи, верь, будь добродетелен, и если предопределено, то спасётся.

Августин учил, что человеческие знания черпаются из 2-х источников:

1. Чувственный опыт, лишь поверхностные сведения о мире.

2. Вера – опирается на коллективный опыт, поэтому обладает достоверностью.

Разум человеку открывает вещи видимого мира, а вера обнаруживает невидимое. С помощью неё распознаётся вечное и не приходящее в этом мире.

- 3 –

Фома опирался на учение Аристотеля. Он развил 5 доказательств существования Бога в мире:

1. Если в мире существует движение, то должен быть его неподвижный источник -Бог.

2. Если в мире существует причинная обусловленность явлений, значит должна быть исходная первопричина – Бог.

3. Если мир наполнен случайными вещами и явлениями, то должна быть абсолютно необходимая вещь – Бог.

4. Если в мире вещи и существа имеют разные степени совершенства, то должно быть абсолютное совершенное существо – Бог.

5. Если в природе всё достроено разумно и целесообразно, то должен существовать такой источник – Бог.

Аквинский в государстве видел представителя божьей воли. Он считал, что власть в обществе должна быть монархией. На небе – Бог, на земле – Папа Римский. Церковь выше государства, т.к. она являет собой духовную власть. Общество должно быть иерархично, т.е. имеющееся в нём социальное неравенство дано от Бога.

Человек призван верить в Бога и быть ему послушным. Вера в Бога, надежда на него, любовь к нему – важнейшие качества человека.

Таким образом, средневековая философия стремилась постичь духовный мир человека, помочь человеку приобщиться к высокому. Логика, диалектика, метод познания и самопознания.

Вопросы для самостоятельного размышления

1.Почему европейская философия Средних веков теряет самостоятельность?

2.Почему философия Средних веков опирается на религию?

Д/з. С.Р Аблеев Основы философии Тема2.3; В. Горбачёв Основы философии стр.22-24

Лекция №5. Философия Возрождения и Нового времени.

Цели и задачи урока:

· · показать наиболее выдающихся представителей философской мысли эпохи Возрождения и Нового времени

· · выявить влияние философских идей на развитие науки

· · обеспечить выработку у учащихся морально-нравственных качеств, свойственных достойному гражданину Отечества.

План

1. Философия Возрождения.

2. Философия Нового времени.

- 1 –

Эпоха Возрождения – это переходная эпоха в истории философской мысли.

Здесь сформировался антропоцентризм, как конкретный тип философского мировоззрения. В центре внимания философии сказался уже не космос, не Бог, а живой и деятельный человек. Широко распространялась идея титанизма как якобы всесилия и могущества человека. Он стал рассматриваться как венец эволюции жизни на Земле, творец собственного счастья и судьбы. В Италии возник гуманизм – широкое идейное течение, провозгласившее человека высшей ценностью и целью общества.

В натурфилософии эпохи Возрождения доминировал пантеизм – растворение Бога в природе, во всех её вещах и процессах.

Человек рассматривался как «микрокосмос» наиболее совершенное подобие Бога и природы. Итальянский учёный Д. Бруно полагал, что природа есть Бог в вещах, она чувствительна и одушевлённа. Этот мир, в котором живёт человек, является одним всего лишь из возможных миров, пусть даже самый лучший.

Следует подчеркнуть, что в это время имело место тесная связь философии и искусства.

Эпоха «гигантов» - в литературе (Эразм Роттердамский, Франческа Петрарка, Данте Алигьери), в живописи (Рафаэль, Тициан), в Скульптуре (Микеланджело). Естественная мысль эпохи Возрождения: Н. Коперник, Леонардо да Винчи, Галилео Галилей, И. Кеплер.

В науке постепенно стала откладываться гелиоцентрическая система мира, полагая Солнце центром видимой части мироздания. Начиная с этой теории, естествознание стало освобождаться от теологической картины мира.

Философия здесь начинает выходить из-под жёсткого диктата церкви. Борьба между религией и философией проявилась в форме пантеизма как конкретно – исторического мировоззрения. Зарождение раннего капитализма вызвало к жизни утопический социализм (М. Мор, Т. Кампанелла).

- 2 –

Новое время, начавшееся в 17 в, стало эпохой утверждения и постепенной победы в Западной Европе капитализма как нового способа производства эпохой быстрого развития науки и техники. Под влиянием таких точных наук, как механика и математика, в философии утвердился механицизм – а человек – как инициативный и деятельный работник.

Основной темой в философии Нового времени стала тема познания.

2 течения:

- эмпиризм;

- рационализм.

Сторонники эмпиризма (Ф. Бэкон, Т. Гоббс, Дж.Локк) утверждали, что основным источником знаний о мире являются ощущения и опыт человека. Ф.Бэкон «Знание - сила» Сторонники эмпиризма призывали во всём опираться на данные опыта, человеческой практики. Они отстаивали свой основной тезис: «нет ничего в разуме, что небыло до того в ощущениях человека».

УЧЕНИЕ Ф. БЭК0НА О ПОЗНАНИИ И НАУКЕ. (НОВЫЙ ОРГАНОН)

Первым философом, сознательно поставившим перед собой задачу разработки научного метода на основе материалистического понимания природы, был Френсис Бэкон (1561 -1626). Естествознание - истинная наука, а физика, опирающаяся на чувственный опыт - важнейшая часть естествознания. Чувства непогрешимы и есть источник всякого знания. Наука есть опытная наука и состоит в применении рационального метода к чувственным данным. Индукция, анализ, сравнение, наблюдение, эксперимент суть и главные условия рационального метода. Главный труд Ф. Бэкона - "Новый Органон". В этом произведении Бэкон сознательно противопоставляет свое понимание науки и ее метода тому пониманию, на котором основан "Органон" Аристотеля. Бэкон различает два вида опытов:
1. "плодоносные" - целью которых является принесение непосредственной пользы человеку.
2. "светоносные" - цель не непосредственная польза, а познание законов и свойств вещей
Предпосылка преобразования науки - критика всей сущности схоластики и сомнение в истинности всего, что до сих пор казалось истиной. Однако сомнение лишь средство нахождения дороги к истине. Недостоверность известного доселе знания обусловлена ненадежностью умозрительного метода умозаключений и доказательства. Первым условием реформы науки является усовершенствование методов обобщения - индукции. Следующим шагом должно быть очищение разума от заблуждений. Бэкон различает 4 вида таких заблуждений или идолов
- рода,
- пещеры,
- рынка,
- театра.
Идолы рода – препоны, обусловлены природой человека. Человек судит о природе по аналогии с собственными свойствами. Отсюда возник телеологическое представление о природе, ошибки, проистекающие из несовершенства человеческих чувств, под влиянием различных желаний, влечений.
Идолы пещеры - ошибки, возникающие, в следствии, субъективных предпочтений, симпатий, антипатий ученых: одни больше видят различий между предметами, другие - их
сходства. Одни склонны верить в непогрешимый авторитет древности, другие, наоборот, отдают предпочтение только новому.
Идолы рынка - препоны, возникающие, в следствии общения между людьми посредством слов. Но во многих случаях значения слов были установлены не на основе познания сущности предмета, а на основе совершенно случайного впечатления от этого предмета.
Идолы театра - препоны, порождаемые некритически усвоенными ложными мнениями.
Идолы театра не являются врожденными нашему уму. Они возникают в следствии подчинения ума ошибочным мнениям.
Знание видов препятствий позволяет избежать ошибок. Однако это знание лишь отрицательная сторона задачи создания научного метода. Необходимо также положительное учение о методе исследований. В истории науки четко выступают два пути или метода исследований:
- догматический
- эмпирический.
Догматический метод начинается с общих умозрительных положений и стремлений вывести из них все частные случаи. Догматический метод похож на паука, который из самого себя ткет паутину. Учение, следующее эмпирическому методу, похоже на муравья, который беспорядочно тащит все, что ни попадется ему на пути. Истинный метод состоит в умственной переработке материалов, которые доставляет опыт (пчела). До сих пор открытия делались случайно. Их было бы больше, если бы исследователи были вооружены правильным методом. Метод - это путь, главное средство исследования. К нему относятся орудия, совершенствующие способность нашего восприятия, и орудия, совершенствующие саму человеческую мысль. Науку расширяет не пассивное созерцание, а эксперимент, т.е активное испытание природы. Главное условие прогресса знания - совершенствование способности умозаключения, важнейшей формой которого, является правильная индукция. До Бэкона философы, писавшие об индукции, обращали внимание на те случаи, которые подтверждают доказываемые или обобщенные ими положения. Бэкон подчеркнул значение тех случаев, которые опровергают обобщение, противоречат ему. Это так называемые отрицательные инстанции.

 

Сторонники рационализма утверждали, что основным источником достоверного знания является разум, понятийное мышление человека (Р. Декарт, Б. Спиноза, Г. Лейбниц). Декарт «Подвергай всё сомнению». Создатель дедуктивного метода научного познания. «Надо полагаться не на веру, а на достоверные выводы, и ничто не принимать за окончательную истину». Познание – это как бы разворачивание тех интеллектуальных сил, которыми обладает человек. Возрождается философский агностицизм, отрицавший возможность познания мира человеком. Человек в своей жизни познаёт лишь «мир явлений», но не способен вникнуть в глубину вещей (Д. Юма). Немецкий учёный Г. Лейбниц подчёркивал духовный характер мира. Основой всего мироздания являются некие монады, как единицы бытия, придающие миру разнообразие и гармонию.

РЕНЕ ДЕКАРТ - ОСНОВОПОЛОЖНИК РАЦИОНАЛИЗМА (РАССУЖДЕНИЯ О МЕТОДЕ)
Родился в 1596 г во Франции, в семье дворянина. Служил в армии. Много путешествовал. Долгие годы жил в Нидерландах, где занимался научной деятельностью. В 1649г. переселился в Стокгольм, где и умер в 1650г. Основная черта философского мировоззрения - дуализм. Декарт допускает два независимых друг от друга первоначала: - мыслящую субстанцию материальную "протяженную субстанцию".
В границах его физики материя представляет собой единственную субстанцию, единственное основание бытия и познания. В то же время в психологии, теории познания, в учении о бытии Декарт - идеалист. В теории познания Декарт объявляет самой достоверной истиной истину о существовании сознания, мышления: "Я - мыслю следовательно, я существую". В учении о бытии он не только признает существование духовной субстанции, но и утверждает, что над ними обеими в качестве высшей субстанции пребывает бог. Декарт - выдающийся ученый. Он творец аналитической геометрии, ввел метод координат, владел понятием о функции. От Декарта ведет начало система алгебраических обозначений. В механике Декарт указал на относительность движения и покоя, сформулировал закон действия и противодействия, а также закон сохранения полного количества движения при соударении двух неупругих тел. Декарт отождествлял материю с протяжением, или пространством, считая, что чувственно воспринимаемые качества предметов сами по себе, т.е объективно не существуют. Выводы из этого: мировая материя (пространство) беспредельна, однородна, не имеет пустот и бесконечно делима. Декарт сводит все качественное разнообразие природных явлений к:
1. материи, тождественной с пространством
2 к ее движению.
Движение возникает в результате толчка. Первоначальный толчок дал бог. Проблема метода Декарта. Он ищет безусловно достоверный исходный тезис для всего знания и метод, посредством которого можно…

…, опираясь на этот тезис, построить столь же достоверное здание науки. За исходный пункт он принимает сомнение в общепринятом знании(так как такого тезиса он не находит в схоластике). Это сомнение есть только предварительный прием. Можно сомневаться во всем, однако, само сомнение во всяком случае существует. Сомнение есть один из актов мышления. «Я сомневаюсь, поскольку я мыслю. Если, т.о, сомнении - достоверный факт, то оно существует, лишь поскольку существует мышление, лишь поскольку я сам существую в качестве мыслящего». Это положение и есть искомая, достоверная опора знания. Этот вывод не требует логического доказательства, он есть результат интуиции ума.
Ясность и отчетливость мышления Декарт, ошибочно объявляет необходимыми и достаточными признаками всякого достоверного знания. Критерий истинности знания, т.о. не в практике, а в человеческом сознании. Идеализм Декарта усугубился религиозными предпосылками его системы. В силу этого для доказательства реального существования мира необходимо доказательство существования бога. В числе прочих идей в уме существует идея бога, как понятие о существовании «всесовершенном», идея бога обладает большей реальностью, чем все другие идеи. В причине должно быть по крайней мере столько же реальности сколько ее находится в следствии. Т.к. мы существуем и т.к. мы суть следствия первопричины, то существует и сама первопричина, т.е. бог. Но если всесовершенный бог существует, то этим исключается возможность, чтобы он нас обманывал. Этим обусловлена сама возможность познания. Возможность истины обусловлена существованием врожденных идей или истин (предрасположения ума к известным аксиомам и положениям) к которым он относит прежде всего математические аксиомы.
В познании главную роль играет разум - рационализм. Декарт полагал, что источником достоверности знания может быть только сам разум. В процессе познания исключительное место он отвел дедукции. Исходные положения - аксиомы. В логической цепи дедукции, следуя за аксиомами, каждое следующее звено достоверно. Однако для ясного и отчетливого представления всей цепи нужна сила памяти. Поэтому непосредственно очевидные исходные положения, или интуиции, имеют преимущество сравнительно с рассуждениями дедукции. Вооружившись интуицией и дедукцией, разум может достичь достоверного знания в случае, если будет вооружен методом. Метод Декарта состоит из 4 требований:
1.допускать в качестве истинных, только такие положения, которые представляются уму
ясно и отчетливо, не могут вызвать никаких сомнений в истинности;
2.расчленять каждую сложную проблему на составляющие ее частные проблемы;
3.методически переходить от известного и доказанного к неизвестному и недоказанному;
4.не допускать никаких пропусков в главных звеньях исследования.

ПРОБЛЕМА СУБСТАНЦИИ В УЧЕНИЯХ СПИНОЗЫ И ЛЕЙБНИЦА.
Бенедикт Спиноза.(материалист)- (1632 - 1677). Родился в Амстердаме в еврейской семье. Знакомство Спинозы с идеями Декарта привело к разрыву с иудаизмом. Спиноза был отлучен от общины и вынужден был проживать в среде сектантов и добывать свой хлеб шлифовкой линз для телескопов. Умер от туберкулеза.
Основная цель философии - завоевание господства над внешней природой и совершенствование человеческой природы. Развивая эти идеи предшественников, он дополнил их учением о свободе. Спиноза учил, что существует лишь одна субстанция - природа, которая является причиной самой себя. Природа является с одной стороны природой творящей, а с другой - природой сотворенной. Как природа творящая, она есть субстанция, или, что, тоже самое - бог. Отождествляя природу и бога, Спиноза отрицает существование сверх природного существа, растворяет бога в природе и тем самым обосновывает материалистическое понимание природы. Он так же обосновывает важное различие между сущностью и существованием. В единичных, преходящих вещах сущность не совпадает с существованием, но в вечной и бесконечной субстанции из сущности с необходимостью следует ее существование. Поэтому бытие бога (или субстанция) может быть доказано, т.е. существование бога может быть выведено из понятия о сущности бога (природы). Бытие субстанции одновременно и необходимо, и свободно т.к. не существует никакой причины, которая побуждала бы субстанцию к действию, кроме ее собственной сущности. Единичная вещь не следует из субстанции, как из своей ближайшей причины. Она может следовать только из другой конечной вещи. Поэтому всякая единичная вещь не обладает свободой. От субстанции следует отличать мир конкретных вещей, или совокупность модусов. Модус - это то, что существует не само по себе, а в другом. Субстанция - едина, ее сущность исключает всякое множество. Модусов же бесконечное множество. Они относятся к субстанции, как бесчисленные точки, лежащие на прямой, относятся к самой прямой. Природа существует сама по себе, независимо от ума и вне ума. Бесконечный ум мог бы постигать бесконечность субстанции во всех ее видах и аспектах. Но наш ум не бесконечен. Поэтому он постигает сущность субстанции как бесконечную лишь в двух аспектах:
- как протяжение
- как мышление (атрибуты субстанции).
Человек, как предмет познания, не составляет никакого исключения. Человек есть существо, которое модусу протяжения - телу, соответствует модус мышления - душа. В любом случае, человек - часть природы.
Готфрид Вильгельм Лейбниц (1646 - 1716), закончил Лейпцигский университет, как юрист. Работал придворным историографом и дипломатом. Старался соединить теорию с практикой. Открыл независимо от Ньютона дифференциальные и интегральные исчисления, изобрел счетную машину (могла даже корни вычислять). Изобретал и строил мельницы, насосы. Вопросы техники и технологии он ставил в связь с принципиальными вопросами науки. Развивает учение о бытии в форме учения о субстанции. Декарт свел материальность к протяжению. Лейбниц полагал, что из протяжения могут быть выведены лишь геометрические, но не физические свойства тел: их движение, действие, сопротивление... Поэтому необходимо предполагать в субстанции такие свойства, из которых могли бы быть выведены основные физические характеристики тел. То, что вещи обладают собственным действием приводит Лейбница к выводу, что вещи в сущности силы.
Любая вещь - субстанция, следовательно, число субстанций бесконечно. Каждая субстанция или сила, есть единица бытия или монада. Монада - духовная единица бытия, духовный атом. Число является внешним выражением духовной сущности монады, выражением ее пассивности, ограниченности. Однако пассивность - производный момент монады. Первичные качества которой - самостоятельность, самодеятельность. Благодаря монадам материя обладает способностью вечного самодвижения. Каждая монада одновременно - форма и материя, ибо любое материальное тело обладает определенной формой. Форма - нематериальна и представляет целесообразно действующую силу, а тело - это механическая сила. Поэтому природу нельзя объяснять только законами механики, необходимо ввести понятие о цели. Монада есть сразу и основание всех своих действий и их цель. Как субстанции монады независимы друг от друга. Между ними нет физического взаимодействия. Однако, будучи независимы, монады не изолированы: в каждой монаде отражается весь мировой строй, вся совокупность монад. Поэтому Лейбниц называет монаду "живым зеркалом" вселенной. Т.к. действия монады - это телесные акты, то они подчиняются природе тела и требуют механического объяснения, т.е. объяснения через "действующие причины". А т.к. действия эти есть действия развивающейся монады, то они подчиняются природе души, требуют объяснения при помощи целесообразности, т.е "конечные"(целевые) причины. Понятие развития у Лейбница очень широко. В природе все находится в развитии. Развитие есть лишь изменение первоначальных форм путем бесконечно малых изменений (нет ни происхождения, ни уничтожения). Отрицает возможность скачков или разрывов непрерывности в развитии.
Движение сила развития. В монадах происходит непрерывное изменение, вытекающее из ее внутреннего принципа. Бесконечное разнообразие моментов, раскрывающихся в развитии монады, таится в ней не материально, а лишь идеально, т.е. как представление. Т.о. сила, лежащая в основе развития всех монад, есть сила представления - перцепции. Представление не отождествляется с сознанием. Сознание присуще лишь существу, наделенному способностью самосознания - апперцепции - человеку. Т.к. способность представления присуща всем монадам, Лейбниц делает вывод о том, что природа одушевлена. Монады Лейбница не только подобие атома, но и подобие микроорганизма - это "сжатая вселенная". В теории развития Лейбниц дает схему перехода неорганического мира в органический. Монады представляют различные ступени развития, определяемые различием в способности представления. На низшей ступени стоят монады, обладающие темным представлением (не отличает представляемого ни от себя, ни от всего остального). Затем монады со смутным представлением (отличают от всего остального, но не от себя). Высшая ступень - отчетливое представление. Центральное место в теории Лейбница - понятие о "малых пецепциях", т.е о бесконечно малых разностях между ступенями развития сознания. Отсюда Лейбниц выводит, что всякое настоящее состояние монад всегда:
1. чревато будущим
2. обременено всем ее прошлым.
Будущее монад заключено только в ней самой, и развитие может состоять только в последовательном развертывании ее начального состояния.
Вопросы для самопроверки:
1.Какова главная цель философии, согласно взглядам Б.Спинозы?
2.Основные взгляды Б.Спинозы на окружающий мир.
3.В чем заключается заслуга Ф. Бэкона в развитии научных знаний?
4.Каким методам познания отдавал предпочтение Ф. Бэкон?
5.Какие виды опытов выделял Ф.Бэкон?
6.Какие заблуждения, по мнению Ф.Бэкона, мешают процессу познания?
7. В чем заключен дуализм Р. Декарта?
8. Как Р. Декарт объясняет разнообразие природных явлений?
9. Объясните суть метода познания, предложенного Р. Декартом?
10. В чем заключается рационализм Р.Декарта?
Д/з. С.Р Аблеев Основы философии Тема2.4, 2.6; В. Горбачёв Основы философии стр.25-29

Лекция №6. Немецкая классическая философия

Цели и задачи урока:

· · показать наиболее выдающихся представителей немецкой философии и их философские взгляды

· · научить соотносить учение немецких философов к актуальным проблемам современности

· · обеспечить выработку у учащихся морально-нравственных качеств, свойственных достойному гражданину Отечества.

План

1. Философия И.Канта.

2. Философия Гегеля.

3. Философия Л.Фейербаха.

4. Марксистская философия.

1.Философия Канта. Особым этапом в развитии философии стала немецкая классическая философия. Её представители – Кант, Фихте, Шеллинг, Гегель (идеалисты), и Фейербах (материалист). Главным достижением немецких идеалистов стала разработка диалектики. Основоположником немецкой классической философии является Иммануил Кант (1724 – 1804).

В философии Канта выделяются два периода: 1) Докритический, до 1770 г. 2) Критический – после 1770 г.

В первый период Кант занимался естествознанием и выступал в основном как материалист. Он высказал гипотезу возникновения солнечной системы из газопылевой туманности, объяснял чередование приливов и отливов взаимным расположением Земли и Луны. Заслуга Канта в этот период состояла в том, что он с позиций материализма и диалектики раскрывал единство, взаимосвязи и развитие материального мира.

Главные работы Канта во второй период: «Критика чистого разума», «Критика практического разума» и «Критика способности суждения». Кант подверг критическому анализу познавательные способности человека. Он исходил из того, что независимо от человека существует объект познания – внешний предметный мир. Здесь он выступает как материалист. Внешний мир вызывает в человеке поток ощущений, хаотичный, неупорядоченный в пространстве и времени, несвязанный причинностью. Пространство, время, причинность, закономерность Кант считал не характеристиками объективного мира, а свойствами самого человеческого сознания, категориями, заложенными в сознании независимо от опыта, т.е. априорно (а приори – до опыта). Здесь Кант выступает как субъективный идеалист. Используя априорные категории, сознание упорядочивает полученные ощущения, выстраивает их в пространстве и времени, устанавливает причинные связи. Так формируется знание. Но это знание не отражает внешний мир. Оно искусственно конструируется самим человеческим сознанием. Человек не способен понять мир таким, какой он сам по себе. Внешние объекты остаются непознаваемы. Это «вещи в себе». То, какими человек их представляет – это «вещи для нас». Здесь Кант выступает как агностик. Агностицизм – это философское учение, отрицающее познаваемость мира.

Кант усомнился в возможностях не только чувств, но и разума. Он доказывал, что разум, выходя за пределы возможного опыта, запутывается в неразрешимых противоречиях – антиномиях. Антиномии - пары противоположных по смыслу, но равнодоказуемых суждений. Например: Мир конечен во времени и пространстве – мир бесконечен. В мире существует свобода – в мире всё происходит с неизбежностью. В мире всё просто и неделимо – в мире всё сложно и делимо. Существует бог как первопричина мира – нет никакой первопричины.

Разум может доказать исключающие друг друга суждения, а значит его выводам нельзя доверять. Заслуга Канта в том, что он понял противоречивость разума. Недостаток в том, что он не понял противоречивость самого объективного мира. Кант разработал субъективную диалектику, т.е. диалектику процесса познания, раскрыл реальные трудности и противоречия этого процесса. Но он преувеличил эти трудности и пришёл к выводу о непознаваемости мира.

В области этики Кант сформулировал свой знаменитый категорический императив – нравственный закон, обязательный для исполнения в любых обстоятельствах: 1) Следует рассматривать людей как цель, а не как средство; 2) Следует поступать так, чтобы личные принципы могли стать основой всеобщего законодательства. Этика Канта гуманистична, но абстрактна.

2. Философия Гегеля (1770-1831). Философия Гегеля стала попыткой объединить в одну систему все научные знания эпохи. Не случайно, одна из главных его работ называется “Энциклопедия философских наук”. Благодаря своей систематичности, идеи Гегеля имели огромную популярность.

Система философских взглядов Гегеля является примером объективного идеализма. Он предположил, что эволюция природы и история общества подчинены разумным законам. Следовательно, движущей силой должно быть разумное начало, которое реализует свой замысел в постепенном развитии мира. Гегель считал, что существует Абсолютная идея – это сценарий развития мира, свод понятий, принципов и законов, в соответствии с которыми развивается мир. Абсолютная идея в своём развитии проходит три этапа: 1) Понятия и законы существуют в чистом виде, в виде замысла 2) Замысел воплощается в природе, природа развивается по установленным законам 3) Замысел воплощается в человеке и обществе, Абсолютная идея направляет историю. По мнению Гегеля, история должна остановиться, когда Абсолютная идея достигнет своих целей.

Но главным достижением Гегеля стала разработка диалектического метода, понятий, принципов и законов диалектики. Он доказывал, что источником развития являются противоречия, что в развитии количественные изменения переходят в качественные, что развитие может быть цикличным. Но диалектика Гегеля была идеалистической. Т.е. он приписывал эти законы не природе самой по себе, а разуму, руководящему природой.Диалектический метод Гегеля предполагает всеобщность и бесконечность развития. Но идеалистическая система Гегеля предполагает, что история кончится. Таким образом, система и метод Гегеля приходят в противоречие.

3). Философия Фейербаха (1804-1872). Фейербах с позиции материализма подверг критике систему Гегеля. Он доказывал, что взгляды Гегеля являются скрытой формой религии, что природа – это единственная, вечная и самостоятельная субстанция. В центр своей философии Фейербах поставил человека, в котором видел только природное существо, высший продукт природы. Фейербах не понимал, что человек – это прежде всего продукт общества. Материализм Фейербаха называют антропологическим.

Вместе с идеализмом, Фейербах отбросил то ценное, что было в философии Гегеля – диалектику. Он не понял глубокие взаимосвязи и развитие в природе, т.е. остался на позициях метафизики.

Фейербах критиковал христианство, но предлагал создать новую религию. Любовь к богу заменить на любовь к человеку. Этика Фейербаха является гуманистичной, но абстрактной. Ф. Энгельс в работе «Людвиг Фейербах и конец классической немецкой философии» высоко оценил роль Фейербаха, но назвал следующие недостатки всего домарксовского материализма: 1) метафизичность 2) механистичность 3) идеализм в объяснении общества.

4). Марксисткая философия. Марксизм сформировался во второй половине 40-х гг. 19 в. и включал в себя марксистскую философию, экономическую теорию (политэкономию) и политическое учение (теорию научного социализма).

В это время главной производительной силой общества стал класс индустриальных рабочих. Но условия жизни и труда рабочих оставались на крайне низком уровне. Политическая власть принадлежала владельцам крупных капиталов, защищавшим только интересы личной прибыли. Поэтому 19 век стал периодом крупнейших социальных конфликтов, содержанием которых была борьба рабочих за свои права. Но рабочее движение носило во многом стихийный характер. Чтобы объединить рабочих требовалась научная теория, которая бы указала способ построения справедливого общества, опираясь на новейшие научные открытия, опираясь на знание законов развития природы и общества. Такой теорией стал марксизм.

Маркс и Энгельс, создавая новую философию, опирались на лучшие достижения предшественников и, прежде всего, на классическую немецкую философию. Они использовали диалектический метод Гегеля, отбросив его идеалистическую систему. Они опирались на материализм Фейербаха, освободив его от недостатков – метафизичности, механистичности, идеализма в объяснении общественной жизни. Марксу и Энгельсу удалось соединить материализм с диалектикой. Это стало возможным, в том числе, благодаря появлению новейших научных открытий.

1) Открытие органической клетки доказало сходство в строении и развитии всех живых организмов. 2) Эволюционная теория Дарвина раскрыла единство всего живого на Земле, представила историю жизни как единый процесс развития от простого к сложному. 3) Экспериментальное подтверждение закона сохранения и превращения энергии показало, что в природе нет разграничительных линий и непреодолимых границ, в ней одни явления переходят в другие.

Эти и другие открытия стали естественнонаучными предпосылками возникновения диалектического материализма, помогли осознать единство, взаимосвязи и саморазвитие материального мира. Таким образом, возникновение марксизма было подготовлено всем ходом развития общества, философии и науки.

Сущность переворота, совершённого марксизмом в философии:

1) Маркс и Энгельс впервые чётко определили предмет философии – это изучение наиболее общих законов природы, общества, мышления.

2) Они на научной основе соединили материализм с диалектикой.

3) Они распространили материализм и на понимание общества, доказав, что основой развития общества является развитие материального производства.

4) Они впервые соединили философскую теорию, с политической практикой, конечной целью которой они видели построение справедливого общества. Маркс писал: «Философы лишь различным образом объясняли мир, но дело заключается в том, чтобы изменить его».

Вопросы для самопроверки:
1)Какие новые тенденции появляются в западной философии 19в.? 2)Назовите наиболее значимые философские проблемы европейской философии Нового времени?



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-12-15; просмотров: 45; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.141.47.221 (0.043 с.)