Сущность и функции рынка. Субъекты и объекты рыночных отношений. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Сущность и функции рынка. Субъекты и объекты рыночных отношений.



Рынок — это механизм товарно-денежных отношений, действующий на базе присущих им законов, связывающий покупателей (представителей спроса) и продавцов (представителей предложения) и формирующий цены на объекты купли-продажи. Цена — главный ориентир рыночных отношений. Она представляет собой (в соответствии с трудовой теорией стоимости) денежное выражение стоимости товара как продукта труда.

Субъектами рынка являются продавцы и покупатели. В ка­честве продавцов и покупателей выступают домохозяйства (в со­ставе одного или нескольких лиц), фирмы (предприятия), госу­дарство. Большинство субъектов рынка действуют одновременно и как покупатели, и как продавцы.

Объектами рынка являются товары и деньги. В качестве това­ров выступает не только произведенная продукция, но и факторы производства (земля, труд, капитал), услуги. В качестве денег — все финансовые средства, важнейшими из которых являются сами деньги.

Функции рынка:

1) Регулирующая функция связана с воздействием рынка на все сферы хозяйственной деятельности, прежде всего на производство. ^

2) Информационная функция. Цена, складывающаяся на каждом из рынков, содержит богатую информацию, необходимую всем участникам хозяйственной (экономической) деятельности. Постоянно изменяющиеся цены на продукты и ресурсы дают объективную информацию о потреб­ном количестве, ассортименте, качестве благ, поставляемых на трынки.

3) Ценообразующая функц и я. В результате взаимодействия производителей и потребителей, предложения и спроса на товары и услуги на рынке формируется цена. Она отражает полезность товара и издержки на его произ­водство.

4) Посредническая функц и я. Рынок выступает посредником между производителями и по­требителями, позволяя им найти наиболее выгодный вариант купли-продажи. В условиях развитой рыночной экономики потребитель имеет возможность выбора оптимального поставщика. Продавец со своих позиций стремится найти и заключить сделку наиболее устраивающим его покупателем.

5) Санирующая функц и я. Рыночный механизм — это достаточно жесткая, в известной мере жестокая система. Он постоянно проводит «естественный отбор» среди участников хозяйственной деятельности. Используя инструмент конкуренции, рынок очищает экономику от неэффек­тивных предприятий. И напротив, дает зеленый свет более предприимчивым и активным.

Структура рынка:

1. П о объектам купли-продажи:

а) рынок ресурсов, в который входят: рынок рабочей силы — рынок труда; рынок природных ресурсов (земельных и водных, месторождений полезных ископаемых и др.); рынок искусственных средств производства — очень разнообразный рынок предметов и средств труда;

б) потребительский рынок, куда включаются: продовольственный рынок (продукты питания); рынок непродовольственных товаров потребления (одежды" обуви, бытовой техники, автомобилей личного пользования, косметики, лекарств и т. д.); рынок потребительских услуг (образование, здравоохранение, бытовые, жилищно-коммунальные и другие услуги личного потребления);

в) финансовый рынок, состоящий из: денежного рынка (валюта и золото, используемое в качестве официальных золотых резервов государств); рынка кредитных ресурсов — временно свободных денежных средств различных субъектов, предоставляющих их взаймы; рынка страхования — временно свободных денежных средств, применяемых для приобретения страховых полисов; фондового рынка — ценных бумаг (акций, облигаций и др.); рынка деривативов — различных контрактов (форвард-контрактов, фьючерсов, опционов);

г) рынок прав владения и пользования, к которому принадлежат: рынок аренды и лизинга; рынок концессионных договоров;

д) рынок прав деятельности, включающий рынки различных лицензий на занятие определенными видами предпринимательства;

е) рынок интеллектуальной собственности и прав владения ею, куда относятся: рынок патентов на различные новшества, товарные знаки и др.; рынок лицензий на права распоряжения ими;

ж) рынок духовных ценностей, который состоит из: рынка художественных произведений и прав владения ими; рынка культурно-исторических реликвий и прав пользования ими.

2. П о масштабам:

а) единичные рынки — отдельные торговые точки (лотки, магазины, банки, страховые компании и др.);

б) локальные рынки — множество единичных рынков, объединенных в местные базары;

в) региональные рынки, включающие всех субъектов купли-продажи данного населенного пункта и территории, т. е. все их единичные и локальные рынки;

г) национальные рынки, объединяющие региональные рынки конкретной страны;

д) международные рынки, определенным образом интегрированные национальные рынки ряда стран (членов ЕЭС, ЕАСТ, таможенных союзов в рамках СНГ и др.);

е) мировой рынок — глобальный рынок мирового хозяйства.

3. П о механизму контактов продавцов и покупателей:

а) непосредственно контактные рынки — все рынки, где собственник объекта сам продает его покупателю (посреднику или конечному потребителю), когда клиент отдает свои деньги за какую-либо продукцию или на определенных условиях вкладывает их;

б) агентские рынки — рынки, на которых покупателю противостоит не владелец объекта продажи, а определенный посредник (торговый агент, реализатор, комиссионер, дилер, брокер, аукционист и т. п.);

в) биржевые рынки — централизованные рынки, где взаимодействуют не сами продавцы и покупатели, а по их поручению брокерские и дилерские фирмы, имеющие приобретенные места на товарной, фондовой или валютной бирже.

4. П о объемам сделок купли-продажи:

а) оптовые рынки, где реализуются сразу большие партии объектов купли-продажи;

б) мелкооптовые рынки с меньшими масштабами операций;

в) розничные рынки, где реализуются или единицы конкретных объектов одному покупателю, или их совсем незначительные партии, необходимые, как правило, для личного потребления покупателя.

5. П о стадиям оборота объектов купли-продажи:

а) первичные рынки, где продавцами: являются производители или эмитенты объектов, а иногда, по их поручениям, — посредники;

б) вторичные рынки, на которых продавцами являются свободные от договоров- с прежними владельцами объектов посредники их сбыта.

6. П о степени независимости продавцов и покупателей:

а) конкурентные [от лат. concurrere — бежать вместе] рынки, где действует множество покупателей и продавцов соответствующего объекта, вследствие чего никто из них в отдельности и даже в сговоре с другими (со всеми технически невозможно договориться) не может повлиять ни на общий объем купли-продажи, ни на доминирующую тенденцию в поведении цены объекта;

б) олигопольные [от греч. oligos — малый, немногочисленный и poleo — продаю] рынки, на которых имеется множество покупателей, но действует сравнительно ограниченное число продавцов. Последние, если не каждый в отдельности, то в сговоре между собой, могут воздействовать как на масштабы реализации их объекта, так и на поведение его цены;

в) олигопсонические [от греч. oligos — малый, немногочисленный и psoneo — закупают] рынки, где есть множество продавцов, но действует относительно ограниченное число покупателей. Последние, если не каждый в отдельности, то при сговоре, могут влиять, на размер совокупного спроса, на соответствующий объект и на его цену;

г) монопольные рынки, на которых покупателям противостоит один продавец или сеть прямо зависящих от него реализаторов, что позволяет ему легко манипулировать объемами совокупного предложения и, следовательно, влиять на его цену;

д) монопсонистические рынки, где продавцам противостоит один покупатель или сеть зависящих от него скупщиков, что обеспечивает ему возможность изменять масштабы совокупного спроса на соответствующий объект, а посредством этого и на его цену.

7. П о степени законности (легальности) их функционирования. На этом основании обычно выделяют (без учета переходных состояний, в которых могут наблюдаться различные сочетания основных форм):

а) официальные (светлые, белые) рынки, где операции проводятся в соответствие с установленными государством процедурами и нормами;

б) неофициальные (теневые) рынки, которые, в свою очередь, принято подразделять на: серые, где операции осуществляются с незапрещенными объектами купли-продажи, но без их требуемой регистрации (главным образом в целях уклонения от налогообложения); черные, на которых совершаются преступные сделки не только по форме их осуществления, но и по объектам купли-продажи, например, наркотиков, оружия, "живого товара" (обслуживание нелегальных мигрантов, проституток и др.).


Тема 7.

 Общественное воспроизводство

Воспроизводство – это процесс общественного производства, который постоянно и непрерывно повторяется и возобновляется. Он охватывает все стороны и элементы способа производства. Воспроизводство производительных сил и производственных отношений называется общественным воспроизводством.

Для существования человечества производство должно постоянно возобновляться через свои стадии:

· производство

· распределение

· обмен

· потребление.

Поскольку потребление непрерывно, то и производство материальных благ должно происходить неспрерывно.

Воспроизводство можно рассматривать на микроуровне (на предприятиях – соотношение между изготовленным продуктом и затратами, стоимостью и себестоимостью) и на макроуровне (пропорции между отраслями, обобщенными показателями хозяйствования, производством средств производства и предметов потребления во всех отраслях).

1. Элемент воспроизводства – совокупный продукт – основа богатства общества;

2. Воспроизводство всех факторов производства: рабочей силы, предметов труда, средств труда;

3. Воспроизводство производственных отношений.

Воспроизводство рабочей силы – это воспроизводство ее трудоспособности, формирование определенных качеств людей.

На смену работников, выбывших из производства, должны приходить более квалифицированные и образованные. Этого можно достичь постоянным воспроизводством предметов потребления, развитием системы социальной защиты, подготовкой специалистов соответствующей квалификации. Предприятию в начале любого кругооборота необходимо иметь средства производства. Израсходованные должны быть заменены или отремонтированы. Необходима постоянная связь между их количеством и качеством. Новое качество обеспечивается научно-техническим прогрессом (новые технологии). Воспроизводство предметов труда не должно наносить ущерб окружающей среде. Необходимо вводить малоотходные и безотходные технологии.

Важным элементом процесса воспроизводства сейчас является воспроизводство природных ресурсов, всей окружающей среды в целом (восстановление лесов, плодородия земли, поддержание чистоты воды и воздуха). Особое значение имеет рациональное использование невоспроизводимых ресурсов (нефть, уголь) и поиск новых источников энергии.

Постоянного воспроизводства требуют экономические отношения между людьми (организационно-экономические отношения и отношения собственности), которые отвечают данной системе. Воссоздается способ соединения человека со средствами производства (работника или собственника). Работник становится собственником, покупая акции, отношения собственности эволюционируют, изменяется характер и содержание труда.

Различают два вида воспроизводства:

1. Простое – это возобновление производства в неизменных масштабах относительно количества и качества изготовленной продукции. Факторы производства не изменяются в каждом последующем цикле. Весь дополнительный продукт направляется на потребление.

2. Расширенное – воспроизводство, при котором размеры продукта в каждом последующем цикле возрастают и повышается качество продукта. Для этого используются дополнительные факторы производства. Источником их увеличения или качественного совершенствования является дополнительный продукт.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-12-15; просмотров: 34; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.140.198.173 (0.027 с.)