Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Сущность и функции рынка. Субъекты и объекты рыночных отношений.⇐ ПредыдущаяСтр 15 из 15
Рынок — это механизм товарно-денежных отношений, действующий на базе присущих им законов, связывающий покупателей (представителей спроса) и продавцов (представителей предложения) и формирующий цены на объекты купли-продажи. Цена — главный ориентир рыночных отношений. Она представляет собой (в соответствии с трудовой теорией стоимости) денежное выражение стоимости товара как продукта труда. Субъектами рынка являются продавцы и покупатели. В качестве продавцов и покупателей выступают домохозяйства (в составе одного или нескольких лиц), фирмы (предприятия), государство. Большинство субъектов рынка действуют одновременно и как покупатели, и как продавцы. Объектами рынка являются товары и деньги. В качестве товаров выступает не только произведенная продукция, но и факторы производства (земля, труд, капитал), услуги. В качестве денег — все финансовые средства, важнейшими из которых являются сами деньги. Функции рынка: 1) Регулирующая функция связана с воздействием рынка на все сферы хозяйственной деятельности, прежде всего на производство. ^ 2) Информационная функция. Цена, складывающаяся на каждом из рынков, содержит богатую информацию, необходимую всем участникам хозяйственной (экономической) деятельности. Постоянно изменяющиеся цены на продукты и ресурсы дают объективную информацию о потребном количестве, ассортименте, качестве благ, поставляемых на трынки. 3) Ценообразующая функц и я. В результате взаимодействия производителей и потребителей, предложения и спроса на товары и услуги на рынке формируется цена. Она отражает полезность товара и издержки на его производство. 4) Посредническая функц и я. Рынок выступает посредником между производителями и потребителями, позволяя им найти наиболее выгодный вариант купли-продажи. В условиях развитой рыночной экономики потребитель имеет возможность выбора оптимального поставщика. Продавец со своих позиций стремится найти и заключить сделку наиболее устраивающим его покупателем. 5) Санирующая функц и я. Рыночный механизм — это достаточно жесткая, в известной мере жестокая система. Он постоянно проводит «естественный отбор» среди участников хозяйственной деятельности. Используя инструмент конкуренции, рынок очищает экономику от неэффективных предприятий. И напротив, дает зеленый свет более предприимчивым и активным.
Структура рынка: 1. П о объектам купли-продажи: а) рынок ресурсов, в который входят: рынок рабочей силы — рынок труда; рынок природных ресурсов (земельных и водных, месторождений полезных ископаемых и др.); рынок искусственных средств производства — очень разнообразный рынок предметов и средств труда; б) потребительский рынок, куда включаются: продовольственный рынок (продукты питания); рынок непродовольственных товаров потребления (одежды" обуви, бытовой техники, автомобилей личного пользования, косметики, лекарств и т. д.); рынок потребительских услуг (образование, здравоохранение, бытовые, жилищно-коммунальные и другие услуги личного потребления); в) финансовый рынок, состоящий из: денежного рынка (валюта и золото, используемое в качестве официальных золотых резервов государств); рынка кредитных ресурсов — временно свободных денежных средств различных субъектов, предоставляющих их взаймы; рынка страхования — временно свободных денежных средств, применяемых для приобретения страховых полисов; фондового рынка — ценных бумаг (акций, облигаций и др.); рынка деривативов — различных контрактов (форвард-контрактов, фьючерсов, опционов); г) рынок прав владения и пользования, к которому принадлежат: рынок аренды и лизинга; рынок концессионных договоров; д) рынок прав деятельности, включающий рынки различных лицензий на занятие определенными видами предпринимательства; е) рынок интеллектуальной собственности и прав владения ею, куда относятся: рынок патентов на различные новшества, товарные знаки и др.; рынок лицензий на права распоряжения ими; ж) рынок духовных ценностей, который состоит из: рынка художественных произведений и прав владения ими; рынка культурно-исторических реликвий и прав пользования ими. 2. П о масштабам: а) единичные рынки — отдельные торговые точки (лотки, магазины, банки, страховые компании и др.); б) локальные рынки — множество единичных рынков, объединенных в местные базары; в) региональные рынки, включающие всех субъектов купли-продажи данного населенного пункта и территории, т. е. все их единичные и локальные рынки;
г) национальные рынки, объединяющие региональные рынки конкретной страны; д) международные рынки, определенным образом интегрированные национальные рынки ряда стран (членов ЕЭС, ЕАСТ, таможенных союзов в рамках СНГ и др.); е) мировой рынок — глобальный рынок мирового хозяйства. 3. П о механизму контактов продавцов и покупателей: а) непосредственно контактные рынки — все рынки, где собственник объекта сам продает его покупателю (посреднику или конечному потребителю), когда клиент отдает свои деньги за какую-либо продукцию или на определенных условиях вкладывает их; б) агентские рынки — рынки, на которых покупателю противостоит не владелец объекта продажи, а определенный посредник (торговый агент, реализатор, комиссионер, дилер, брокер, аукционист и т. п.); в) биржевые рынки — централизованные рынки, где взаимодействуют не сами продавцы и покупатели, а по их поручению брокерские и дилерские фирмы, имеющие приобретенные места на товарной, фондовой или валютной бирже. 4. П о объемам сделок купли-продажи: а) оптовые рынки, где реализуются сразу большие партии объектов купли-продажи; б) мелкооптовые рынки с меньшими масштабами операций; в) розничные рынки, где реализуются или единицы конкретных объектов одному покупателю, или их совсем незначительные партии, необходимые, как правило, для личного потребления покупателя. 5. П о стадиям оборота объектов купли-продажи: а) первичные рынки, где продавцами: являются производители или эмитенты объектов, а иногда, по их поручениям, — посредники; б) вторичные рынки, на которых продавцами являются свободные от договоров- с прежними владельцами объектов посредники их сбыта. 6. П о степени независимости продавцов и покупателей: а) конкурентные [от лат. concurrere — бежать вместе] рынки, где действует множество покупателей и продавцов соответствующего объекта, вследствие чего никто из них в отдельности и даже в сговоре с другими (со всеми технически невозможно договориться) не может повлиять ни на общий объем купли-продажи, ни на доминирующую тенденцию в поведении цены объекта; б) олигопольные [от греч. oligos — малый, немногочисленный и poleo — продаю] рынки, на которых имеется множество покупателей, но действует сравнительно ограниченное число продавцов. Последние, если не каждый в отдельности, то в сговоре между собой, могут воздействовать как на масштабы реализации их объекта, так и на поведение его цены; в) олигопсонические [от греч. oligos — малый, немногочисленный и psoneo — закупают] рынки, где есть множество продавцов, но действует относительно ограниченное число покупателей. Последние, если не каждый в отдельности, то при сговоре, могут влиять, на размер совокупного спроса, на соответствующий объект и на его цену; г) монопольные рынки, на которых покупателям противостоит один продавец или сеть прямо зависящих от него реализаторов, что позволяет ему легко манипулировать объемами совокупного предложения и, следовательно, влиять на его цену; д) монопсонистические рынки, где продавцам противостоит один покупатель или сеть зависящих от него скупщиков, что обеспечивает ему возможность изменять масштабы совокупного спроса на соответствующий объект, а посредством этого и на его цену.
7. П о степени законности (легальности) их функционирования. На этом основании обычно выделяют (без учета переходных состояний, в которых могут наблюдаться различные сочетания основных форм): а) официальные (светлые, белые) рынки, где операции проводятся в соответствие с установленными государством процедурами и нормами; б) неофициальные (теневые) рынки, которые, в свою очередь, принято подразделять на: серые, где операции осуществляются с незапрещенными объектами купли-продажи, но без их требуемой регистрации (главным образом в целях уклонения от налогообложения); черные, на которых совершаются преступные сделки не только по форме их осуществления, но и по объектам купли-продажи, например, наркотиков, оружия, "живого товара" (обслуживание нелегальных мигрантов, проституток и др.). Тема 7. Общественное воспроизводство Воспроизводство – это процесс общественного производства, который постоянно и непрерывно повторяется и возобновляется. Он охватывает все стороны и элементы способа производства. Воспроизводство производительных сил и производственных отношений называется общественным воспроизводством. Для существования человечества производство должно постоянно возобновляться через свои стадии: · производство · распределение · обмен · потребление. Поскольку потребление непрерывно, то и производство материальных благ должно происходить неспрерывно. Воспроизводство можно рассматривать на микроуровне (на предприятиях – соотношение между изготовленным продуктом и затратами, стоимостью и себестоимостью) и на макроуровне (пропорции между отраслями, обобщенными показателями хозяйствования, производством средств производства и предметов потребления во всех отраслях). 1. Элемент воспроизводства – совокупный продукт – основа богатства общества; 2. Воспроизводство всех факторов производства: рабочей силы, предметов труда, средств труда; 3. Воспроизводство производственных отношений. Воспроизводство рабочей силы – это воспроизводство ее трудоспособности, формирование определенных качеств людей. На смену работников, выбывших из производства, должны приходить более квалифицированные и образованные. Этого можно достичь постоянным воспроизводством предметов потребления, развитием системы социальной защиты, подготовкой специалистов соответствующей квалификации. Предприятию в начале любого кругооборота необходимо иметь средства производства. Израсходованные должны быть заменены или отремонтированы. Необходима постоянная связь между их количеством и качеством. Новое качество обеспечивается научно-техническим прогрессом (новые технологии). Воспроизводство предметов труда не должно наносить ущерб окружающей среде. Необходимо вводить малоотходные и безотходные технологии.
Важным элементом процесса воспроизводства сейчас является воспроизводство природных ресурсов, всей окружающей среды в целом (восстановление лесов, плодородия земли, поддержание чистоты воды и воздуха). Особое значение имеет рациональное использование невоспроизводимых ресурсов (нефть, уголь) и поиск новых источников энергии. Постоянного воспроизводства требуют экономические отношения между людьми (организационно-экономические отношения и отношения собственности), которые отвечают данной системе. Воссоздается способ соединения человека со средствами производства (работника или собственника). Работник становится собственником, покупая акции, отношения собственности эволюционируют, изменяется характер и содержание труда. Различают два вида воспроизводства: 1. Простое – это возобновление производства в неизменных масштабах относительно количества и качества изготовленной продукции. Факторы производства не изменяются в каждом последующем цикле. Весь дополнительный продукт направляется на потребление. 2. Расширенное – воспроизводство, при котором размеры продукта в каждом последующем цикле возрастают и повышается качество продукта. Для этого используются дополнительные факторы производства. Источником их увеличения или качественного совершенствования является дополнительный продукт.
|
||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2021-12-15; просмотров: 34; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.140.198.173 (0.027 с.) |