Цивилизационный подход к типологии государств 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Цивилизационный подход к типологии государств



Вместо основного экономического фактора воздействия на развития общества выходят факторы культурные. Общества развиваются автономно. Этот подход зародился на западе в противовес формированию подхода цивилизм. Отрицает важность материально- экономической основы. Доказывает первичность именно культурных факторов, влияющих на развитие государства и права. Тойнби считает, что тип государства определяется больше культурными, духовными факторами, нежели экономическими или политическими. Понятие термина цивилизация многозначно. Он появился на Западе в 18 в. От латинского цивилис гражданский, государственный. Цивилизованное общество основанно на началах разума и справедливости. Шпенгер рассматривает историю культуры цивилизации как существование и последовательность культур, они возникают на пустом месте, не имеют никакой преемственности, не зависимы друг от друга и исчезают без следа(детство, юность, возмужалость, старость). Выделяет 4 признака цивилизации: 1. Развитие индустрии и техники; 2. Деградация искусства и литературы; 3. Скопление большого количества людей в больших городах; 4. Превращение народа в безликие массы.

По Тойнби 5 стадий цивилизации: рождение, рост, перелом, разложение, гибель.

Механизм государства – техническая машина, это сложное явление состоящее из многих частей, предназначенное для выполнения определенной работы, только будучи во единстве механизм государства может регулировать отношение в обществе. Законотворчество, исполнение их, и судебная система должны быть сильными и функционировать, иначе их неотраженная деятельность может повлечь общество к кризису.

Еще одна точка зрения: Механизм гос-ва и гос. аппарат – это разные явления. аппарат представляет только совокупность органов управления, в этом случае гос. аппарат выступает частью механизма государства. Гос. аппарат - это часть государственного механизма (Копейчиков). Гос. аппарат – это совокупность органов гос. вл.: правительство, судебные, контрольные органы. Управляемая подсистема механизма государства – совокупность гос. учреждений, предприятий (театры, библиотеки, образование). Механизм государства состоит из аппарата управления (имеющие властные полномочия) и из системы управляемой. Сапун: «Механизм гос-ва – есть система гос. органов (гос. аппарат) и материальных средств гос. принуждения, направленная на реализацию функций государства. Гос. аппарат – совокупность органов гос. вл., гос. управления, органов контроля и надзора, органы правосудия. Другая часть – материально принудительные средства: армия, полиция, тюрьмы, колонии, разведка, контрразведка».

Другая точка зрения, что гос. аппарат и механизм гос-ва – это синонимы. Элементарная частица механизма государства – орган государства, как первичный структурный элемент гос-ва. Орган государства - это организационно обособленная часть механизма гос-ва, состоящая из профессионально подготовленных людей, наделенных властным полномочиями, определенной компетенции и необходимыми финансовыми и материальными ресурсами для осуществления гос. функций в определенных пределах. Признаки органа: 1) обособленность органа – не любой служащий составляет, образует этот орган. 2) соответствующая компетенция: определенная совокупность предметов ведения, прав и обязанностей для осуществления своих полномочий, компетенция органа образует его правовой статус, реализация его полномочий – это не только право его, но и обязанность; 3) носитель властных полномочий, т.е. его акты обязательны к исполнению, имеют возможность принуждать субъектов к тому или иному поведению; 4) орган гос-ва наделяется определенными материальными, финансовыми средствами для осуществления своих полномочий, средства должны быть достаточными.

Эти четыре признаки позволяют говорить о том, что перед нами орган государства, нужны быть все черты, они обеспечивают его функционирование.

Органов государства много и их делят на виды, прибегают к их классификации по следующим критериям:

1. по происхождению и роли в механизме гос-ва: первичные и производные органы гос-ва. Первичные составляют основу механизма гос-ва, от них черпают свою властную силу производные органы гос-ва. Они возникают на основе баланса политических сил в обществе. Они формируются в порядке выборов, наследования и т. д. Первичные органы гос-ва свои полномочии получаю от каких-либо органов. В механизме гос-ва в основном производные органы. первичных органов меньше (в монархии первичен монарх, в республике - парламент и т.д.);

2.  по содержанию деятельности органов: органы законадательной власти, исполнительные органы, судебные органы, контрольно-надзорные, органы исполнения наказания и т. д.

3. по полномочиям: центральные местные;

4. по способу принятия решения: коллегиальные и единоличные органы.

Структура механизма государства в зависимости от типа государства

Механизм каждого государства не повторим. Но им присущи и общие черты, присущие любому механизму государства, 2 основные части: аппарат управления и аппарат принуждения.

Аппарат управления делится на органы гос. вл., управления, правосудия, контрольно надзорные. Устанавливает нормы и следит за их исполнением.

Аппарат принуждения призвана применять принуждение в самых острых формах, он подчинен аппарату управления. Включает в себя спец. органы для принудительной деятельность: полиция, армия, исполнение наказания, тюрьмы, колонии и т. д.

Структура механизма зависит от типа государства. рабовладельческое гос-во отличается от современных государств своей структурой. У него мало органов, много функций, на главном месте аппарат принуждения, расти он начинает в Древнем Риме, мало дифференцирован до этого. Позднее органы государства приобретают более сложное строение. Механизм феодального гос-ва имеет свои особенности, которые меняются со временем. Механизм раннефеодального государства в начале состоит из мини государств. Централизуется механизм государства в период сословно-представительной монархии. Происходит централизации всего общества. Складывалось разделение труда при промышленном производстве. Абсолютный монарх, используя централизованнее силу – механизм.

Рабовладельческое государство: аппарат управления не сложен, между органами государства нет разграничения функций, большая роль принадлежит органам принуждения. Ведущие должности принадлежат определенному слою населения. Рабов было на много больше чем свободных людей.

Феодальное государство: имеет в свое развитии 3 периода: 1. Феодальной раздробленности- поместье свой орган гос власти, феодал и судил и наказывал, имел свое войско и свою тюрьму. Осуществлял власть в пределах своего домена. 2. Сословно представительный- помимо монарха появляется сословно представительный орган, который разрешает вопросы по налогообложению(земские соборы в Росии), 3. Абсолютиский – когда развивается индустриальное общество монарх может сосредоточить в своих руках всю основную власть(зак., испол.,суд.). Появляются правительство, министерства и т.д. Складывается мощная, централизованная гос. Машина с тремя развитыми ветвями власти.

Буржуазное государство: появляются специализированные органы: избирательные, законодательные и др, не только в центре но и на местах. Появляются новые министерства и ведомства. Увеличивается армия: танковые войска, стратегического назначения.

Основные модели гос-ва и права на современном этапе:

1. моноцефальная модель: единовластие, единство гос. власти и по вертикали и по горизонтальные, он единственный орган, которому подчинены другие, второстепенные же органы имеют свою иерархию. Власть персонифицирована. Его решения единственно властные, остальные лишь поддакивают. (ПР: Фашизм).Система гос. органов строго централизована. Эта модель может концентрировать всю экономическую мощь общества, сильно влияет на развитие общества. Но в наличие бесправие народа.

2. монотеократическая модель: она распространена во многих странах, где религия является гос. религией (Саудовская Аравия, Иран и т. д.). В структуре такого государства всевластие одного лица базируется на религиозных догматах и общинных порядков, на обычаях (сохраняется налог на имущих в пользу бедных). В такой модели обледенены в одном лице главы государства и высшее религиозное лицо. Этот глава обладает всей полнотой и светской и духовной власти. Вся власть исходит от монарха, а не народа. Король формирует ответственное правительство. Сохраняется эта модель благодаря материальному обеспечению (ПР: на нефти). Порядки незыблемы.

3. цивилизованно сегментарная модель: она присуща современным, более развитым государствам. Эта модель базируется на принципе разделения, но в то же время единения власти. Власть делиться на сегменты, на части между органами гос. вл., а единение власти обеспечивается принципом сдержек и противовесов. Разделение властей – это условно, т. к. власти в гос-ве не может быть две, три и т. д. разделение властей без сдержек и противовесов невозможно. Разделение властей - идея появилась давно, но не могла была бать реализована в связи с экономическими, политическими, социальными условиями. Эта идея, как теория, была выработана Монтескье и Локком. Разделение вл. – это деление вл. между органами для того, чтобы ее нельзя было узурпировать. Исторически впервые и классически принцип разделения властей был применен при строительстве гос. механизма США и закреплен в конституции. Обособленно три ветви власти: законодательная (конгресс), исполнительная (правительственная вл.: президент – он и глава гос-ва и глава правительства в США), судебная власть. Но деятельность они ведут совместно, они взаимодействуют. Это происходит с соблюдением системы сдержек и противовесов. Механизм властей един.

Принцип разделения властей в советской юр. науке воспринимался критически, государство строилось на принципе демократического социализма, а разделение властей игнорировалось. С распадом СССР, с принятием конституции новой, с построением нового государства предпочтение отдалось механизму разделения властей. Но не все ученые России воспринимают это систему в качестве средства построения демократического государства. Профессор В. М. Сырых «теория госудрства и права» 1992 г. – ЧИТАТЬ - антиаргументы теории разделения властей!!! Пороки разделения властей: деятельность гос. органов осуществляется без опоры на широкие слои населения и парламент не способен влиять на применение законов. Сырых считает, что эти недостатки исчезнут при построении механизма по принципу демократического централизма, при разделении властей народ оторван от власти.

Эти модели не исчерпывают всех разновидностей механизмов современных государств, государства ныне находясь в таком тесном мире происходит взаимообмен признаками отдельных моделей между государством. И в будущем будут гибридные формы механизма государства.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-12-15; просмотров: 29; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.221.15.15 (0.008 с.)