Проблемы понятия, сущности и типологии государства в современной юридической науке 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Проблемы понятия, сущности и типологии государства в современной юридической науке



Хотя и в рабовладельческих государствах были нормы защиты рабов, им разрешалось иметь свою собственность. в Греции к смерти мог раба приговорить только суд.

Любое государство выполняет общесоциальные функции, чем цивилизованнее государство, тем более оно становится социальным.

 

Технические теории общественного развития.

Белл рассматривает общество в виде трех стадий развития общества:

1. традиционное/ земледельческое общество. В основе земледелие.

2. индустриальное общество. Машинное производства в основе развития общества. Переход к постиндустриальному обществу – это процесс постепенный. 2 вида индустриального общества: капиталистическое и социалистическое; Признаки индустриального общества: использование машин для производства товаров. Частная собственность - это нервный узел этого общества.

3. постиндустриальное общество. Научно техническая революция ставит во главу угла научный прогресс. Это общество не может быть ни капиталистическим, ни социалистическим. Это новый тип общества. Признаки постиндустриального общества: ценность научных знаний:

· переход от производства товаров к экономике обслуживания (торговля, транспорт, здравоохранение, отдых, госуправление);

· господствующее положение класса профессиональных специалистов, ученые – как основа общества;

· главенствующее положение научных знаний, они определяют все общественные положения этого общества – это нервный узел этого общества;

· создание новой интеллектуальной технологии, которая к концу 20-го века может получить такие же решающие значения, которое ранее имела машинная технология. Линейное программирование, системный анализ, теория моделирование. Увеличение умственного потенциала общества. Общество зависит от информации. Информация распространения технических знаний. Без фундаментальных исследований развитие постиндустриального обществ невозможно. Большие темпы развития общества от человеческого капитала. Ранее стержнем общества являлось промышленное предприятие, то теперь им стали университеты, научно исследовательские организации, это место поиска, проверки, систематизации научных знаний, прогресса, новаторства;

· конец господства экономики над политикой. Политические решения будут носить научный характер. Ранее доминирующими фигурами были предприниматели, то теперь у руля ученые, математики, экономисты.

Социальная структура общества: по горизонтали выделяется 4 слоя, отличающиеся друг от друга по степени знания:

§ специалисты интеллетуалы

§ инжинеры технические работники

§ клерки

§ квалифицированные работники.

 

Вертикальный срез:

ü Предприятия и фирмы,

ü правительства и учреждения

ü университеты и институты

ü военные и социальные комплексы

КЛАССИФИКАЦИЯ ФУНКЦИЙ

Деление функций на две группы: внутренние (гос-во воздействует на общество самого гос-ва. ПР: экологич., эконом., функция развития образования, здравоохранении и др.) и внешние (гос-во воздействует на внешний мир ПР: обороноспособность гос-ва, защита внешних границ и др.).

Нельзя выделять основные и не основные фун-и, т.к. сами фун-и – это ОСНОВНЫЕ направления. Не может быть неосновных основных направлений государства.

Смешивать фун-и гос-ва и гос. органов также нельзя.

Корейский: По причинам возникновения – функции вытекающие из классовых противоречий (подавление одного класса другим) и функции вытекающие из потребностей общества в целом (). По направленности: внутренние (охранительные фун-и: охрана форм собственности, охрана правопорядка, охрана природной среды; экономические функции и др.) и внешние функции (защита гос-ва от внешней угрозы, налаживание дипломатических отношений). При этом делит их еще на подвиды. Гос-во во все времена выполняет внутренние и внешние сквозные функции.

Черданцев: книга «ТГП». Под ФГ он понимает не основные, а главные направления деятельности государства. Термин главное, основное направление носить оценочный характер. Исследователь занимаясь проблемой ФГ может по разному оценивать ту или иную ФГ. Делать некоторые главными, а другие не главными. Отсюда следует, что ФГ – это оценочная категория, сам исследователь произвольно описывает суждения.

Но его точка зрения не верна, есть понятийный аппарат, объективные основания исследований, ФГ никто не может вводить или не вводить. ФГ создаются самим обществом объективно. Но при этом он немного говорит и объективно, что функции определяются обществом и государством. Это верно – т.к. функции государства объективно существуют.

Не все исследователи строго разграничивают понятия функции государств, содержание ФГ, форма осуществление ФГ, методы осуществления ФГ, средства осуществления ФГ. Чтобы правильно Ф охарактеризовать нужно уметь использовать и разграничивать эти понятия.

Содержание функций – совокупность конкретных действий гос-ва, его органов по решению задач в этом направлении, т.е. что делает гос-во в том или ином направлении.

Форма осуществления ФГ – способы внешнего выражения гос. деятельности заданного основного направления. Различаются правовые (правотворческая форма, правоисполнительная, правоохранительная) и организационные формы (сбор, изучение и оформление информации, ознакомление с письмами, заявлениями граждан).

Методы осуществления ФГ - способы воздействия государства, его органов на субъектов общественной жизни (убеждение, принуждение, насилие).

Средства осуществления ФГ - экономические, идеологические, военные, дипломатические.

 В связи с этим можно делить функции по их формам, по содержанию и др.

Второй момент разногласия в квалификации ФГ обусловлено разным пониманием основного направления деятельности. Функции и задачи могут быть содержанием ФГ. Основное направление имеет свой объект, нужно выделить его, на что направлена ФГ,

Коль гос-во рождается для регулирования чел. общества, то само общество является объектом деятельности гос-ва, но коль общество сложное явление со своей структурой, у общества 4 основные сферы: экономическая, социальная, духовная, политическая. Сферы не живут изолированно, они согласованно развиваются. В связи с тем, что сферы это элементы общества, то функции должны быть направлены на них. Частно -социальные функции: экономическая, социальная, духовная, политическая. А есть еще и интегративная функция, она существует в связи со взаимосвязью их друг с другом. Еще возникает одна функция из того, что чел. биосоциальное существо и чел. живет в природной среде, возникает экологическая функция.

У всех государств одни функции, но есть разница в средствах осуществления функций, в методах их осуществления, в содержании, в формах осуществления ФГ.

Выделенные функции объективны. Но коль они реализуются субъективно (людьми), то может возникнуть ситуация, что функции не будут обеспечиваться. Из-за неразвитости одной функции общества пострадают другие. ПР: из-за неразвитости духовной функции страдает экономика (нехватка высокоспециализированных грамотных кадров).

НОРМЫ ПРАВА

вопросы:

1) саморегулирвеание и регулирование чел. поведения

2) виды норм, регуляторов чел. поведения

3) виды соц-х норм и их характеристика

4) норма прав – особый вид соц. норм, понятие и признаки

5) виды правовых норм и их характеристика

6) структура норм права

7) соотношение норм права и статей НПА

8) соотношение соц. норм: норм права, норм морали, корпоративных норм и обычаев

 

ВИДЫ СОЦИАЛЬНЫХ НОРМ

Социальные нормы делятся на виды в зависимости от различных критерий:

  1. по субъекту установления норм и их обеспечения. Выделяют 4 вида соц. норм:

ü моральные (нравственные). Само общество их устанавливает и само общество их формирует.

ü корпоративные. Их могут устанавливать партии, профсоюзы, некие общества и др. организации, или органы. Они сами контролируют их соблюдение.

ü нормы обычные. Устанавливаются обществом в результате деятельности, повторяемости этих отношений. Нет здесь субъекта, который бы вырабатывал привычку их осуществления.

ü нормы правовые. Государство их устанавливает и осуществляет контроль за их осуществлением, за процессом их реализации

  1. по предмету регулирования, по виду отношений которые они регулируют:

Ø экономические;

Ø политические;

Ø эстетические;

НОРМА ПРАВА

Норма права установленная и охраняемое государством общеобязательное правило поведения, которое носит представительно обязывающий характер. Признаки нормы права:

  • она устанавливается государством: либо непосредственно, либо по его воле и с его ведома;
  • охраняется государством;
  • носит общеобязательный характер;
  • формально определенный характер, это прежде всего она устанавливается в строго установленных формах с одной стороны, а с другой, она устанавливает четкие пределы возможного и должного поведения (в УК наличие вины, обстоятельства отягчающие, смягчающие деяние и др.);
  • носит предоставительно-обяывающий характер, т.е. если кому-то предоставляет право, то и предусматривает для кого-то обязанность;

В связи с этими признаками норма права отличается от остальных норм.

ВИДЫ ПРАВОВЫХ НОРМ

В зависимости от разных оснований.

1) по аппарату воздействия норм права на общественные отношения:

Ø регулятивные (управомачивающие; нормы обязывающие – они обязательны к исполнению и нормы правазапрещающие) - предусматривают положительные права и обязанности для субъектов правоотношений;

Ø охранительные – отрицательные нормы, предусматривают образ поведения вредный для общества и устанавливают вид и меру наказания, они устанавливают общую привенцию;

Ø специальные (специализированные) – непосредственно сами отношения не регулируют, они обеспечивают применение регулятивных и охранительных норм (дефинитивные нормы нормы определения (ПР: определение в норма ю.л., предпринимательской деятельности и т.д); нормы принципы - общие правила, обеспечивающие четкое законодательство в той или иной сфере, в которой принцип существует (ПР: в конституции много норм принципов, ст. 1 К РФ), императивные нормы; коллизионные нормы).

2) По характеру обязательности установленных правил, данной нормы права:

ü императивные – их большинство, не предоставляют права выбора.

ü диспозитивные – эти нормы могут превращаться в императивные, если в отношениях субъекты не выработаю своих правил (ПР: кап. ремонт лежит на наймодателе, если иное не установлено в законе или договоре);

ü рекомендательные – они исходят от одного субъекта к другому, который первому не подчинен и такое поведение для субъекта не обязательно.

ü поощрительные – они сподвигают субъектов к правоблагоприятному поведению (ПР: нормы предусматривающие звание, награды, ордена и т.д.).

3) по сфере применения:

общие – эти правила действуют на всех субъектов (ПР: граждане не могут быть выселены принудительно);

специальные – они предусматриваю особые случаи, другой порядок регулирования тех или иных отношений;

исключительные – они исключают из общего и спец. порядка отношения и регулируют их.

4) по времени действия:

§ постоянные;

§ временные.

5) по виду источников права: официальные и неофициальные.

СТРУКТУРА НОРМЫ ПРАВА

Точки зрения на элементы нормы права:

1) у правовой нормы нет структуры;

2) норма права состоит и трех элементов: гипотеза, диспозиция и санкция;

3) норма права содержит два элемента. Правовая норма не может содержать все три элемента одновременно. Если бы каждая норма имела три элемента, то являлась бы законченным регулятором общественных отношений  ей нет необходимости взаимодействовать с другими правовыми нормами. В этом случае право будет суммой норм, их совокупностью. А право – это система норм, а не сумма, а следовательно система это сложное явление, состоящее из элементов и взаимозависимых частей. Следовательно нома должна взаимодействовать с другими нормами. Существует «разделение труда» между нормами. Строение нормы права зависит от ее функции, назначения. Если хотим положительную норму, то указываем условия и как надо поступать (гипотезу и диспозицию). Если охранительные нормы, то описываем нежелательный образ действия и указываем санкцию (диспозиция и санкция). Регулятивные нормы охраняются охранительными нормами. Это функциональный подход.

4) 4 элемента: гипотеза делится на 2 элемента: субъектный состав и ситуацию, диспозиция, санкция (Найди Автора данной точки зрения).

СООТНОШЕНИЕ НОРМ

  1. право и обычай. Три аспекта их соотношения:

§ обычные нормы могут быть нейтральными к праву (ПР: обычай здороваться). Обычай не вреден и не полезен для правовых отношений, так как регулирует не существенные отношения, отношения не затрагивающие существование человека;

§ обычай вреден для права (кровная месть, умыкание невесты). Правовая норма предусматривает негативную ответственность за действие обычая.

§ обычаи полезные для общество, так как право выросло из обычаев (законы Хаммурапи и др.)

  1. корпоративные нормы регулируют отношения членов корпорации. Они тесно связаны с правом, они устанавливают порядок создания тех или иных организаций, корпоративные нормы не должны противоречить нормам права;
  2. мораль и нормы права. Мораль – форма общественного сознания, совокупность взглядов, оценок, убеждений и основанных на них нормы поведения с позиции добра, зла, справедливости и др. В науки две точки зрения на отношение права и морали:

1) мораль обуславливает право. Наиболее объективная точка зрения. (Соловьев: право минимум морали, оно есть принудительное требование минимизации добра или порядка, не допускающее проявление зла. Право минимум моральных требований к участникам общественной жизни). Общие черты: это основные регуляторы поведения людей в обществе, они имеют общую цель: сохранение целостности общества. Они базируются на справедливости, выступают мерой свободы. Различия: Мораль старше права, она зарождается с зарождением общества, а право появляется с зарождением государства и с появлением классов с разными интересами. В обществе существует только одна система права, а морали в обществе может быть несколько, в зависимости от той или иной социальной группы. Мораль формируется самим обществом, а право устанавливается и выражается государством. Мораль охраняется обществом, а нормы права охраняются государством. Право имеет строгие источники, а мораль бытует в общественном сознании. По степени детализации нормативных предписаний мораль выступает, как система принципов, не предусматривает детального поведения, нет четкого образа зла или добра, праву присуща детализация.

Требования права и морали иногда противоречат друг другу. Право запрещает, а мораль разрешает или наоборот (ПР: мораль иногда разрешает самосуд).

2) мораль и право обособленны и независимы друг от друга. 

ТИПОЛОГИЯ ПРАВА

Формационный подход к типам права. Тип права – совокупность существенных черт, выражающих классовую природу, соц. сущность права.

Древневосточный тип права – как первый тип права.

В 1988 г. появляется новый подход к праву. Лец – «сущность и исторические типы права» в Вестнике МГУ опубликована эта его статья. Он считает, что рабовладельческий, и т.д. типы права отражают специфику общества, не права. А так нельзя и он предложил рассматривать типы права исходя из его специфики:

 - сословное право. Права имеют определенные сословия, а не личность (крестьянское сословие, феодальное сословие). Это право низшего типа;

 - формальное право – оно представляет равные права и свободы, равное отношения к суду и закону. Это в буржуазный период, формальное равенство. прав крестьян, рабочих и т.д.;

 - социальное право. Формальное право дополняется реальным равенством, происходит перераспределение средств. Устанавливаются пенсии, стипендии, пособия по безработице. Происходит перераспределение доходов. Формальное право насыщается реальностью. Это право только развивается.

Кошанина «Происхождение гос-ва и права». Рассмотрение права не в формационном аспекте, а в стадиях: детства, юности, зрелости.

Мировая науке не исходит из формационного подхода, а в большей степени рассматриваются наукой сравнительного правоведения семьи права. 1988 г. на рус. язык переведена книга «Основные правовые системы современности» - зарубежный автор. По вешнему выражению, по внешним особенностях права происходит деление.

На Западе не существует какого либо единого подхода к пониманию типологии права. Выработаны идеи понятия правовой семьи. Рене Давид «Основные правовые системы современности». Появилась наука сравнительного правоведения. В современном мире существует множество правовых систем и каждая из них уникальна. Рене Давид положил в основу классификации 2 фактора: идеологический и юридический. Выделяет 3 главных семьи: романо-германская, англо – саксонская, социалистическая, мусульманская.

Романо – германская семья – исторически сложилась в результате рецепции Римского права. Признает НПА основным источником права, верховенство писанной конституции. Наличие разветвленной системы НПА. Общие принципы права играют существенную роль. Ограниченное значение имеет обычай, как источник права. Право делится на отрасли. Утверждается приоритет принципов МП перед внутригосударственными.

Англо – саксонская семья: Англия, Канада, Австрия и т.д. Возникла в Англии, Римское право не оказало существенного влияния на ее формирование. Делится на общее право и на право справедливости. Основным источником права является судебный прецедент. Последнее время большое значение имеет статут. Отсутствует деление права на публичное и частное. Конституция неписанная. Высшие судебные органы осуществляют контроль за соблюдением конституции.

Мусульманская семья: Саудовская Аравия, страны Северной Африки, Индонезия и др. они все исторически сложились на основе ислама. Основные источники права: каран, сунна, иджна, кияс. Отсутствует категория субъективного права, человек обязан перед караном. Нет деления права на публичное и частное. Основной источник права – правовой обычай.

Выделяют семью общего права, социалистического прав, романа-германская правовая семья.

В РГ правовой семье главенствующее значение имеет закон, большая роль кодификации и деление права на частное и публичное (страны западной Европы).

Семья общего права. Главный источник судебный прецедент, отсутствие кодификации, наличие сборников судебных прецедентов, нет деления на частное и публичное право.

Социалистическая правовая система. Право носит публичный характер. не допускается суд. контроль за конституционностью законов. Отсутствие частной собственности.

Российская правовая система. Проф. Симонов выделяет следующие периоды ее формирования:

1. Период становления – 9-13вв древнерусское государство;

2. Правовая система Московского государства 14-17вв;

3. Советская правовая система 18-19вв

4. Постсоветская правовая система с 20 в и по сегодняшний день.

5. Римское право оказало косвенное воздействие на ее формирование. В 80г 20в основывается на Марксистко – Ленинской идеологии. Право подчинено государству и способствует реализации поставленных задач. Приоритет человека перед государством. В постсоветский период в основе лежит доктрина правового демократического общества. Основным источником права является: К РФ, ФКЗ,ФЗ, постановления президента и правительства и др. Основной формой систематизации является кодификация. Право делится на отрасли. Признаются общие принципы МП.

ФУНКЦИИ ПРАВА.

2 аспекта функций права: социальный и юридический. С т.з. социального аспекта функции права – регулирование общественных отношений, регулирование отношений общества с природной средой, общесоциальные, интеграционные, частно = экономические, социальные, духовные и культурные отношения;

С т.з. юридического аспекта функции права – направление воздействия права на общественные отношения во всех сферах жизни общества: регулятивная, статестическая, динамическая, охранительная.

Регулятивная – положительная функция, здесь норма права регулирует отношения по средствам предоставления позитивных прав и обязанностей.

Статестическая – воздействует на общественные отношения в условиях статики.

Динамическая – воздействует на общественные отношения путем динамики их развития.

Регулятивная – осуществляет положительные нормы права.

Проблемы понятия, сущности и типологии государства в современной юридической науке

Вопросы:

1. Проблемы понятия государства

2. сущность государства, понятие, ее противоречивость и историческое развитие

3. проблемы типологии государств и значение типологии.

1) Проблема понятия государства. Имеем много представлений о государстве, возникают временами дискуссии о том, что такое государство. Истинное понятие государства важно, не только для науки, но и для каждого человека. Государство связано с обществом неразрывно, влияет на его деятельность и на жизнь отдельного человека. В повседневной жизни мы связаны с ним в том или ином образе.

Есть объективные и субъективные моменты, которые не дают возможности дать единое определение государству. Объективные: государство многосложное, многоуровневое, многогранное, изменчивое явление. Государство противоречиво по своей сущности, поэтому оно не однозначно поворачивается к тем или иным группам людей. Есть и субъективные причины, они состоят в том, что не все заинтересованы в истинной сущности такого правового явления, как государство. Метод познания влияет на проникновение в понятие государства. Односторонний взгляд на понятие государства (пример: только с понятия права, государство рассмотрим, как юридическое явление). Диалектический материалистический метод – основатель Гегель. А ранее был метафизический метод, с его позиции – одно видение государства, а с диалектического метода мы видим государство в ином ракурсе.

Само государство позволяет видеть его по разному. Рассмотрим различные подходы к пониманию государства: теологический, социологический,  юридический, классический.

Теологический подход на существо государства. Родился он в древнем мире, древнем Египте, Китае, Индии. Более определенный взгляд его находим в священных писаниях буддизма, индуизма и т.д. Государство – это божественное создание, Бог его создал. Заповеди построения государства мы можем найти в священных писаниях. Этот подход достигает своего апогея в Средневековье, там он является почти единственным подходом в понимании государства. Яркий представитель этого подхода Фома Аквинский с его учениями о двух градах. Позднее этот подход потерял свое значение, но он сохраняется в некоторых государствах, где ислам является гос. религией, в арабских странах. (Иран, Иордания). Этот подход сыграл огромную роль в становлений, создании, развитии государства. Религия позволяет нам создать единство, порядок в обществе (ПР: Арабский мир или заповеди в православии (ни убий, ни укради)). Теологический подход внедряет и проповедует церковь. И государство заинтересовано в поддержании этого подхода. Наука оценить отрицательно или положительно создание государства Богом не может, т.к. наука основывается на фактах. А этот факт не подтверждении и не опровергнут. Наука оценить этот подход не может. Подход обеспечивает стабильность в государстве.

Классический подход (элементный подход). Возник в головах древних мыслителей и государство рассматривалось как организация жизни людей на определенной территории. Государство – это совокупность 3 элементов: территории, населения и власти. Разные авторы делают акценты на разные элементы, чаще всего акцент ставится на власть. В дореволюционной юр. науке государство виделось в этом понимании. Шершеневич: «Под именем государства понимается союз людей, осевших в известных границах и подчиненных одной власти» (в его работах «Общая теория права и государства» М. 1911 г.). Сорокин: «Государство, подобно др. формам человеческого общежития - организованный союз людей, объединенный единой верховной властью. Люди объединены правовой связью, подданством» (Элементарный учебник о теории права). Трубетцкой: государство есть союз людей, властвующих самостоятельно и исключительно в пределах определенной территории. В понятие государства входят власть, исключительная и самостоятельная, совокупность лиц и территория». Хвостов: (1914) «Государство – это союз свободных людей, живущих на определенной территории и подчиняющихся принудительной, самостоятельной верховной власти». Этот подход отражает объективную действительность государства. Оно не может существовать без какого-либо элемента. Но наличие всех элементов еще не свидетельствует о том, что перед нами государство. ПР: оседлое племя в первобытном обществе. Там есть все элементы, но это не государство. Этот подход не отражает сущность государства.

Юридический подход к пониманию государства. Многие этот подход связывают с именем Марка Тулия Цицерона. Государство – общий правопорядок. Государство – выражает общие интересы всех свободных людей, являясь собой согласованное правовое общение этих людей в виде определенного правового образования, представляющего общий правопорядок. Такое понимание государства широко распространилось в Европе в процессе борьбы за буржуазный правопорядок. Такой подход имел положительное значение для времени буржуазным революций, заложили понимание и принятие обществом общечеловеческих ценностей свободы, независимости. Подход господствовал до первой трети двадцатого века. Кант укрепил этот подход: «Государство – это объединение множества людей, подчиненных правовым законам». Кельзин, написал «Чистое учение о государстве». Государство - персонифицированный правовой порядок, специфическое нормативное единство. Государство понимается как юридическое явление. Это верно, также выявлены элементов государственности, государство – носитель прав и обязанностей  во внутренних и внешних отношениях. Оно несет ответственность веред личностью за причиненный вред. Государство субъект международных отношений. Но нельзя государства сводить только к юридическому смыслу, т.к. не раскрывает социальная сущность государства. Такой подход к пониманию государства подвергался критике и дореволюционными юристами. Шершеневич «Юридическое понимание не способно объяснить явление существа государства и кроет опасность затемнения истинной сущности явлений, происходящих в государстве. Закрывает социальную природу государства».

Социологический подход к пониманию государства идет от Платона, Аристотеля и преобладает в мировой юридической науке и ныне и сегодня. Аристотель «Государство продукт общения людей, оно завершает первичное общение людей, а это общение в семье для удовлетворения повседневных надобностей и воспроизводства рода. Второй уровень общения – общение нескольких семей, и необходимо для обслуживания общих потребностей для всех семей. А… есть и само государство, существующее ради благой жизни». Государство имеет завершающее значение. Государство естественная и высшая форма человеческого общения, он выделяет его элементы: бедных и богатых, купцов и ремесленников.

  Государство официальный представитель всего общества, исполнитель его общих дел и арбитр в отношениях различных слоев общества.

Марксистский подход – государство машина для подавления одного класса другим, обеспечивающая господство одного класса над другим. Этот классовый подход расколол социальный подход. До 60х годов 20 века государство понималось как классовое явление. Государств о - это политическая организация экономически господствующего класса, это аппарат власти, с помощью которого он осуществляет свою диктатуру (Марксистский подход).

Западные ученые стали признавать, что рабовладельческое и феодальное общества имеют классовый характер. Социальный подход изменился. В Российской науке также изменилось сугубо классовое понимание сущности государства.

На сегодняшний день с помощью этих подходов мы обогатили само представление о государстве. Но есть соблазн уйти в пользу однобокого его понимания, с точки зрения одного из подхода.

И у нас и за рубежом неоднозначен подход к государству. Государство - как форма организация самого общества (общество в некой степени в этом подходе отождествляется с государством) и как форма организации публичной власти для управления обществом (государство стоит над обществом, государство обособившаяся организация чиновников, управляющих обществом).

В нашей науке государство рассматривается как форма организации публичной власти. Государство – форма, организация этой власти.  Клисфен разделил общество и на этой основе создал государство. Разделил общество на основе разделения труда. Он ввел территориальное деление, а до него было кровное родство. Поделил территорию на 100 округов. Эти округа управлялись путем избрания старейшины, казначея и т.д. Далее 10 общин составляют новую единицу общества – «племя». Далее совет 500. По 50 человек из 10 племен. И получаем, что государство – это организация самого общества. Нужно разрабатывать направление в понимании государства, как к форме организации общества. Чиновники должны быть именно слугами народа.На сегодняшний день государство рассматривается как организация публичной власти. Матузов и Малько определяют государство как организацию политической власти необходимой для выполнения сугубо классовых задач и задач всего общества. Черданцев: государство – территориальная суверенная организация политической власти в классовом обществе, делающая обязательной политическую власть, обладающее монополией на сбор налогов.

Государственное общество это общество выделяющее из своей среды политическую власть, без которой оно распадется. С развитием человечества развивается и изменяется управленческая система.

2) Сущность государства, понятие, ее противоречивость и историческое развитие. Сущность философская категория. Сущность и явление это парная категория понятий. Сущность – это внутренне содержание государства, единство его многообразных свойств, отношений. А явление - это внешние, наблюдаемые, изменчивые характеристики государства. Сущность же, являющуюся внутренним свойством, увидеть нельзя, нельзя зафиксировать по средствам наблюдения, познается через явления, посредствам глубокой и компетентной мыслительной деятельности. Сущность является, а явление существенно. В каждом явлении государства выражена часть его сущности, а есть явления наиболее выражающие его сущность (ПР.: при формировании органов власти, при осуществлении государством его функций – видно чьи интересы оно обслуживает, в процессе образования самого государства, в его причинах возникновения ярко проявляется его сущность. Сущность проявляет себя в концентрированном виде).

В советской юридической науке узкое понимание сущности государства - только как к орудию насилия над угнетенным классом, вторая сторона его замалчивалась, не рассматривалась – общесоциальная его роль не затрагивалась. Внутренняя функция – угнетение одного народа, а внешняя  - захват новых территорий, угнетение новых людей. (такое понимание было выгодно для обоснования революций 20 века и представление других государств в качестве врагов и эксплуататоров для усиления внутреннего единства государства).



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-12-15; просмотров: 83; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.225.10.116 (0.073 с.)