Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Физиологические основы ощущений.
Отдельные свойства предметов и явлений, оказывающие воздействие на наши органы чувств, называются раздражителями, а процесс этого воздействия - раздражением. Органы чувств, получая воздействие от раздражителей, превращают энергию внешнего раздражения в нервный импульс. Нервный процесс, возникающий в результате раздражения, называется возбуждением. Каждый орган чувств (глаз, ухо, чувствительные клетки кожи, вкусовые сосочки языка) специализируется на приеме и переработке различных специфических внешних воздействий. Основной частью любого органа чувств являются окончания чувственного нерва. Они называются рецепторами. Поэтому иногда весь орган чувства также называется рецептором (от лат. recipere — получать). От рецептора нервный импульс по центростремительным (афферентным) нервным путям передается в соответствующие участки мозга. Системы, состоящие из рецепторов, нервных путей и соответствующих конкретным раздражителям участков коры головного мозга, И. П. Павлов назвал анализаторами. Для воз никновения ощущения необходима работа всего анализатора. Если нарушена целостность одного из вышеуказанных частей анализатора, отпущение не возникает. (Так, человек может ослепнуть или оглохнуть при полной сохранности глаза или уха, но при наличии определенных мозговых нарушений.) Деятельность анализаторов условно рефлекторна. Она приводит к той или иной ответной реак ции, вызывает соответствующую настройку рецептора (например, расширение или сужение зрачка, отдергивание руки от горячего предмета). Кора головного мозга, получая обратные сигналы о деятельности рецептора, непрерывно регулирует его работу. Органы чувств неразрывно связаны с органами движения. Например, в процессе зрительных ощущений глаз совершает непрерывные движения, как бы ощупывая предмет. Неподвижный глаз практически слеп. Таким образом, процесс ощущений — это не одноактное пассивное отражение того или иного свойства, а активный процесс, сложнейшая деятельность анализатора, имеющая опреде ленную структуру. Ощущения не только информируют об отдельных свойствах явлений и предметов, но и выполняют функцию активизации мозга. (Известны случаи, когда у больных оставался действующим лишь один орган чувства — глаз. Если больной его закрывал (единственный канал, связывающий его с окружающим миром), то немедленно засыпал.)
Классификация ощущений. Все ощущения делятся на три группы: 1) ощущения свойств предметов и явлений, находящихся вне нас. Рецепторы этих ощущений находятся на поверхности тела - экстерорецепторы, вот почему внешние ощущения называют эк стерорецептивными. К ним относятся зрительные, слуховые, обо нятельные, вкусовые и кожные ощущения; 2) ощущения движения, положения частей нашего тела. Рецепторы этих ощущений находятся в мышцах, сухожилиях - это проприорецепторы (от лат. proprio - собственный); 3) ощущения состояния внутренних органов - органические ощущения. Рецепторы этих ощущений находятся во внутренних органах - интерорецептиры. В первую группу ощущений входят дистантные и контакт ные ощущении. К дистантным ощущениям относятся: а) зрительные; б) слуховые; в) обонятельные. К контактным ощущениям относятся: а) вкусовые; б) кожные, которые, в свою очередь, делятся: - на ощущения прикосновения, или тактильные, -и температурные (ощущения холода и тепла имеют различные рецепторы), -болевые ощущения. Основным в данной теме является вопрос о психофизиологических закономерностях ощущении. К ним относится порог ощущений: · Абсолютный порог ощущения - величина раздражителя, вызывающая ощущение. · Нижний порог ощущения - минимальная величина или сила раздражителя, которая способна вызвать в анализаторе нервное возбуждение, достаточное для возникновения ощущения. Чем меньше его величина, тем выше чувствительность анализатора. · Верхний порог – максимальная величина, сверх которой раздражение перестает ощущаться. · Разностный порог – наименьшее различие между раздражителями, которую человек способен различить. Величины порогов изменяются в зависимости от различных условий: характера деятельности, возраста, функционального состояния рецептора, силы и длительности раздражения и т.д. Различают две формы изменения чувствительности, одна из которых зависит от условий среды (адаптация), а другая от условий состояния организма (сенсибилизация).
Адаптация - приспособление чувствительности к постоянно действующему раздражителю, проявляющееся в понижении или в повышении порогов. Рецепторы при длительном воздействии на них раздражителя приспособляются к нему. Сенсибилизация - повышение чувствительности в результате взаимодействия анализаторов в процессе упражнения. При сенсибилизации чувствительность зависит от самого организма. В работе юриста ощущения составляют основу более сложного процесса восприятия объектов и явлений, непосредственно связаны с выполнением трудовой деятельности и оказывают на нее существенное влияние.
Познавая окружающую действительность, мы встречаемся с предметным миром, где каждый предмет выступает в совокупности различных свойств и частей. При этом человек осознает существенные признаки предметов. Восприятие - это отражение предметов и явлений в целостном виде благодаря осознанию их опознавательных признаков. В отличие от ощущений, которые отражают отдельные свойства предмета, восприятие отражает предмет в целом, в совокупности его свойств. Оно представляет собой качественно новую ступень чувственного познания, которое не сводится к сумме отдельных ощущений или сенсорных данных, а определяется многосвязными отношениями типа объект - субъект и субъект - объект. Основное и главное условие возникновения образа восприятия - это воздействие предметов и явлений объективной действительности на органы чувств. Особенности восприятия: - предметность (относительная независимость воспринимаемых характеристик объектов от параметров раздражения рецепторных поверхностей органов чувств); - целостность (свойство восприятия, состоящее в том, что всякий объект, а тем более пространственная ситуация воспринимаются как устойчивое системное целое); - константность (относительная независимость воспринимаемых характеристик объектов от параметров раздражения рецепторных поверхностей органов чувств); - осмысленность (причисление воспринимаемого предмета к определенной группе, классу, обобщение его в слове); - избирательность (преимущественное выделение человеком одних объектов по сравнению с другими, зависящее от особенностей его личности); - апперцепция (зависимость восприятия от прошлого опыта, от общего содержания психической деятельности человека и его индивидуальных особенностей).
Образы восприятия построены на основе различных ощущений, однако не сводятся к простой сумме этих ощущений. Восприятие связано с пониманием и осмыслением образа. Образы восприятия подвергаются обобщению в речи. Благодаря словесным обозначениям мы осознаем окружающие нас предметы. Восприятие, так же как ощущение, не пассивный процесс, не фотографическое отражение предметов окружающей действительности, оно осуществляется в форме действия, то есть связано с обследованием воспринимаемого объекта. Восприятие - сложное действие, неврожденное, требующее практики и обучения. Физиологические основы восприятия. Физиологическим механизмом восприятия является комплексная аналитико-синте тическая деятельность анализаторов. Поскольку в процессе восприятия устанавливаются отношения между частями и свойствами предмета, то одним из физиологических механизмов восприятия является образование условных рефлексов на отношения, в частности образование динамического стереотипа, а также установление условно-рефлекторных связей между анализаторами.
Восприятие человека всегда связано с деятельностью второй сигнальной системы, благодаря славам воспринимаемые предметы приобретают смысл. Классификация восприятий. Восприятия классифицируются в зависимости от модальности рецепторов на: · зрительные; · слухо вые; · кинестетические; · обонятельные; · осязательные.
В отличие от ощущений восприятия могут быть сложными и комплексными. При одновременной работе нескольких анализаторов возникают такие сложные восприятия, как зрительно-слуховые, двигательно-зрительные и тактильно-двигательные (осязание). К сложным видам восприятия относится также восприятие пространства и времени. В зависимости от участия воли в процессе восприятия, восприятие делится на: · непроизвольное (непреднамеренное, не связанное с волевым напряжением и заранее поставленной целью); · произвольное (преднамеренное, целенаправленное). По форме существования материи выделяют: · восприятие пространства; · восприятие времени; · восприятие движения.
В процессе активной познавательной деятельности восприятие приобретает целенаправленный, планомерный, увлекающий личность характер - становится наблюдением. Профессиональная наблюдательность юриста проявляется в способности подмечать внешне малозаметные и, на первый взгляд, малозначительные признаки явлений, объектов, имеющие важное значение для решения стоящих перед ним задач. Такая способность - профессиональный навык, обусловленный во многом профессиональной чувствительностью, т.е. особым развитием органов чувств - зрения, слуха, обоняния, осязания и т.д. Для рационального восприятия (наблюдения) целесообразно: 1) ясно и четко формулировать познавательные цели, выбирать существенную информацию; начинать деятельность (познавательный процесс) с формулировки ее цели; постановки перед собой вопроса: «Чего я хочу достигнуть путем восприятия информации?»; 2) максимально использовать все анализаторы: в первую очередь зрение и слух, а где целесообразно, анализаторы запаха, вкуса, осязания; 3) проявлять интерес к информации, использовать уже имеющиеся знания. Чтобы при восприятии информации к ней возник интерес, важно осознать ее значение для практической работы. Необходимо использовать все свои знания, чтобы сделать процесс восприятия более интенсивным, размышлять о том, что уже известно о воспринимаемой информации.
|
|||||||
Последнее изменение этой страницы: 2021-12-15; просмотров: 62; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.223.151.158 (0.015 с.) |