Порядок составления и предоставления годовой бухгалтерской отчетности 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Порядок составления и предоставления годовой бухгалтерской отчетности



Выделяют следующие этапы составления бухгалтерской отчетности.

1-й этапподготовительный. Он обычно начинается с октября месяца. На нем необходимо изучить инструкции о порядке заполнения учетных форм, составить график организации работы.

2-й этапинвентаризация. Ее цель обеспечить реальность показателей отчетности. Инвентаризация позволяет привести в соответствие данные учета с фактическим наличием средств предприятия и является средством контроля за сохранностью имущества предприятия. Согласно закону «О БУ и отчетности» проведение инвентаризации имущества обязательно перед составлением годового БО но не ранее 1-го октября.

Для каждого объекта инвентаризации применяются свои приемы и первичные документы по оформлению ее результатов:

Объект инв. Приемы инвентаризации Первичные документы по оформлению результатов
Денежные средства Пересчет наличных денег в кассе Акт инвентаризации
Основные средства Снятие остатков по местам нахождения и МОЛ Инвентаризационные описи, сличительные ведомости
Производственные запасы Снятие остатков по местам хранения и МОЛ Инвентаризационные описи, сличительные ведомости
НЗП Снятие остатков по операциям обработки Акт инвентаризации остатков НЗП, инвентаризационная опись
Дебиторская и кредиторская задолженность Высылка выписок дебиторам и кредиторам Акт выверки расчетов, протокол инвентаризационной комиссии

 

3-й этап - заключительный цикл учетных работ включает => работы:

 

1. Проверяется полнота оформления всех хозяйственных операций первичными документами и отражения их в учетных регистрах. В частности, выясняется: все ли первичные документы поступили в бухгалтерию, правильно ли включены в издержки производства расходы будущих периодов, начислены ли предусмотренные учетной политикой фонды и резервы, списаны ли с баланса непригодные к эксплуатации основные средства, полностью ли начислена амортизация основных средств и нематериальных активов и т.д.

2. Контролируется качество и сроки проведения инвентаризации статей баланса и отражения в учете ее результатов.

3. Проводится переоценка по постановлениям правительства основных средств и отражаются в учете ее результаты.

4. Сверяются сальдо расчетов с налоговыми органами, банками, дебиторами и кредиторами с оформлением соответствующих актов.

5. Вносятся в случае необходимости исправления в учетные данные по результатам проверки контролирующих органов и аудиторов. В соответствии с Порядком внесения исправлений в бухгалтерский учет, в случаях обнаружения искажений и ошибок исправления в учетные данные вносятся в месяце, когда были обнаружены искажения и ошибки, независимо от того, в каком отчетном периоде эти ошибки были допущены.

6. Данные ведомостей аналитического учета, разработочных таблиц, листков-расшифровок переносятся в соответствующие журналы-ордера.

7. Суммы в ведомостях, разработочных таблицах должны быть сверены с соответствующими записями в журналах-ордерах. (н-р: Дт50 – Кт 51: должны сверены ведомость №1 и ж/о №2).

8. Итоговые данные журналов-ордеров переносятся в Главную книгу

9. Подсчитывают итоги оборотов по Дт счетов в Главной книге и выводят остатки по каждому счету.

10.Сверяют обороты и остатки по счетам аналитического учета с оборотами и остатками по счетам Главной книги.

4-й этапзаполнение отчетных форм

Бухгалтерская отчетность составляется на основании проверенных и согласованных данных синтетического и аналитического учета.

Составление финансовой отчетности начинается как правило с заполнения бухгалтерского баланса.

Форма №1 «Бухгалтерский баланс» заполняется по данным остатков на счетах, отраженных в Главной книге. При этом следует соблюдать определенные правила:

- Сальдо по счетам расчетов (60, 62, 68, 69, 71, 75, 76 и др.) показываются в балансе развернуто, т.е. дебиторская задолженность – в активе баланса, а кредиторская – в пассиве.

- Некоторые статьи баланса заполняются суммирование остатков по нескольким счетам. Так, сальдо по счетам 50, 51, 52, 55, 57 отражаются по статье «Денежные средства», и т.д.

- По статьям «Основные средства», «Нематериальные активы» отражается остаточная стоимость соответствующих активов.

Структуру баланса мы рассматривали в вопросах теории БУ.

Форма №2 «Отчет о прибылях и убытках». В этой форме все показатели сгруппированы в отдельные разделы согласно требованиям Инструкций по БУ «Доходы организации» и «Расходы организации», введенных с 1 января 2004г. Отчет состоит из трех разделов:

1. Доходы и расходы по видам деятельности

2. Операционные доходы и расходы

3. Внереализационные доходы и расходы

В отчете раздельно указывается информация, полученная на основании данных бухгалтерского и налогового учета. Т.е. происходит разделение прибыли на бухгалтерскую (по данным БУ) и налоговую (принятую для целей налогообложения).

Форма №3 «Отчет о движении источников собственных средств» заполняется на основании данных синтетического и аналитического учета по счетам 80, 82, 83, 84, 96 и др.

Форма №4 «Отчет о движении денежных средств» отражает поступление и направления использования денежных средств в разрезе текущей, инвестиционной и финансовой деятельности организации. Он заполняется на основании данных счетов 50, 51, 52, 55.

Форма №5 «Приложение к бухгалтерскому балансу» содержит информацию:

- о банковских кредитах и займах

- о состоянии дебиторской и кредиторской задолженности

- о движении основных средств и других активов

- о финансовых вложениях и другие данные.

Форма №6 «Отчет о целевом использовании полученных средств» заполняется некоммерческими организациями (н-р: общественными объединениями, получившими целевые средства из бюджета). Здесь отражается поступление средств и направления их использования.

 

Кроме типовых форм, предприятие составляет пояснительную записку к годовой бухгалтерской отчетности. В ней приводятся данные по показателям, не нашедшим отражения в обязательных формах. Например:

- краткая характеристика деятельности предприятия;

- данные о доходах, расходах и обязательствах, выявленных после даты составления отчетности до ее представления.

- объясняются причины несовпадения вступительного баланса отчетного года с заключительным балансом прошлого года.

- рассчитываются аналитические показатели, показатели оценки структуры баланса.

 


ЛИТЕРАТУРА ПО ДИСЦИПЛИНЕ

«БУХГАЛТЕРСКИЙ УЧЕТ»

 

Нормативные документы

1. Закон Республики Беларусь «О бухгалтерском учете и отчетности» от 26.12.2007 \\ Нац.реестр правовых актов РБ – 2007- 9 янв. (№ 4) с 46-51

2. Закон Республики Беларусь от 8.11.1994г. «Об аудиторской деятельности» в ред. Закона Республики Беларусь от 18.12.2002г. // Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 2001г. №2/455.

3. Типовой план счетов бухгалтерского учета. Инструкция по применению Типового плана счетов бухгалтерского учета.- Минск: Дикта, 2004.- 224 с.

4. Постановление Министерства финансов РБ от 7 марта 2007 г. № 41 «Об утверждении форм бухгалтерской отчетности, инструкции о порядке составления, предоставления бухгалтерской отчетности»

5. Основные положения по составу затрат, включаемых в себестоимость продукции (работ, услуг). Мн., 1993, НЭГ №7 1998.

6. Постановление Министерства финансов РБ от 14 февраля 2008 г. № 19 «Об утверждении форм бухгалтерской отчетности, инструкции о порядке составления, предоставления бухгалтерской отчетности».

Газеты.

 

 ● Бухгалтерская газета.

 ● Национальная экономическая газета.

 

Журналы.

● Аудит и финансовый анализ

● Аудитор

● Белорусский экономический журнал

● Бухгалтерский учет

● Бухгалтерский учет и анализ

● Бюллетень нормативно-правовой информации

● Главный бухгалтер

● Консультант

● Финансы

● Финансы, учет, аудит

● Финансовые и бухгалтерские консультации

Учебники.

 

1. Анализ хозяйственной деятельности предприятия: учеб.пособие / Л.Л.Ермолович [и др.]; под общ. Ред. Л.Л Ермолович.- Минск: Соврем.шк, 2006.- 736 с.

2. Анализ хозяйственной деятельности в промышленности / В.И.Стражев [и др.]; под общ.ред. В.И.Стражевева, Л.А.Богдановской.-7-е изд.испр.- Минск: Высш.школа, 2008.-527 с.

3. Бухгалтерский учет: учеб.-практ.пособие/под ред.Н.И.Ладутько.-5-е изд., перераб. и доп..-Минск: ФУАинформ, 2005.-742с.

4. Горбачева А.И. Бухгалтерский учет и отчетность по основным средствам по международным стандартам // Бухгалтерский учет и анализ – 2007.- № 5.- с.32-35

5. Заренин М.В. Планы счетов бухгалтерского учета в банках Республики Беларусь и Российской Федерации.-Гомель: ГГТУ, 2005.-95с.

6. Елисеева Т.П. Экономический анализ хозяйственной деятельности: учеб пособие / Т.П.Елисеева.- Минск: Соврем.шк., 2007.- 944 с.

7. Кожарская Н.В. Основы бухучета.-Минск: Соврем.школа, 2006.-351с.

8. Ладутько Н.И. Бухгалтерский учет в промышленности: учеб.пособие-Минск: Книжный Дом, 2005.-688с.

9. Левкович О.А. Бухгалтерский учет: учеб.пособие-4-е изд.,перераб. и доп.-Минск: Амалфея, 2006.-799 с.

10. Снитко М.А. Теория бухгалтерского учета: учеб.пособие-Минск: Соврем.школа, 2006.-310с.

11. Стражев В.И. Теория бухгалтерского учета: учеб.пособие-2-е изд.-Минск: Вышэйшая школа, 2005.-208с.

12. Стражева Н.С. Бухгалтерский учет-изд.11-е,перераб. и доп.-Минск: Книжный Дом, 2005.-608с.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-12-15; просмотров: 30; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.141.8.247 (0.021 с.)