По степени формализации задачи 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

По степени формализации задачи



При создании ИС неизбежно возникают про­блемы, связанные с формальным — математическим и алгоритмическим описанием решае­мых задач. От степени формализации во многом зависят эффективность работы всей системы, а также уровень автоматизации, определяемый степенью участия человека при принятии решения на основе получаемой информации. Чем точнее математическое описание задачи, тем выше возможности компьютерной обработки данных и тем меньше степень участия человека в процессе ее решения. Различают три типа задач, для которых создаются информационные системы:

· структурированные (формализованные);

· неструктурированные (неформализованные);

· частич­но структурированные.

2. По функциональному признаку:

Тип информационной системы зависит от того, чьи интересы она обслуживает.

Тип ИС зависит от вида автоматизируемой деятельности. В хозяйственной практике предприятий типовыми видами деятельности, которые определяют функциональный признак классификации информационных систем, являются: производственная, маркетинговая, финансовая, кадровая и т.д.

Производственная деятельность связана с непосредственным выпуском продукции и направлена на создание и внедрение в производство научно-технических новшеств.

Маркетинговая деятельность включает в себя:

· анализ рынка производителей и потребителей выпускаемой продукции, ан продаж;

· организацию рекламной кампании по продвижению продукции;

· рациональную организацию материально-технического снабжения.

Финансовая деятельность связана с организацией контроля и анализа финансовых ресурсов фирмы на основе бухгалтерской, статистической и оперативной информации.

Кадровая деятельность направлена на подбор и расстановку необходимых специалистов, а также ведение служебной документации по различным аспектам.

Указанные направления деятельности определили типовой набор информационных систем:

· производственные системы;

· системы маркетинга;

· финансовые и учетные системы;

· системы кадров (человеческих ресурсов);

· прочие типы, выполняющие вспомогательные функции в зависимости от специфики деятельности фирмы.

В крупных фирмах основная информационная система функционального назначения может состоять из нескольких подсистем для выполнения подфункций. Например, произ­водственная информационная система имеет следующие подсистемы: управления запасами, управления производственным процессом, управления персоналом и т.д.

Функции информационных систем

Система маркетинга Производственные системы Финансовые и учетные системы Система кадров (человеческих ресурсов) Прочие системы, например, ИС руководства
Исследование рынка и прогнозирование продаж Планирование объемов работ и разработка кален­дарных планов Управление портфелем заказов Анализ и прогно­зирование потреб­ности в трудовых ресурсах Контроль за дея­тельностью фирмы
Управление продажами Оперативный кон­троль и управле­ние производством Управление кредитной политикой Ведение архивов записей о персонале Выявление оперативных проблем
Рекомендации по производству новой продукции Анализ работы оборудования Разработка финансового плана Анализ и плани­рование подготовки кадров Анализ управлен­ческих и стратегических ситуаций
Анализ и установление цены Участие в форми­ровании заказов поставщикам Финансовый анализ и прогнозирование   Обеспечение процесса выработки стратегических решений
Учет заказов Управление запасами Контроль бюджета Бухгалтерский учет и расчет зарплаты    

По уровню управления

Тип информационной системы зависит от того, чьи интересы она обслуживает и на каком уровне управления.

Чем выше по значимости уровень управления, тем меньше объем работ, выполняемых специалистом и менеджером с помощью информационной сис­темы. Однако при этом возрастают сложность и интеллектуальные возможности ИС и ее роль в принятии менеджером решений. Любой уровень управления нуждается в информации из всех функциональных систем, но в разных объемах и с разной степенью обобщения.

В соответствии с характером обработки информации с ИС на различных уровнях (оперативном, тактическом и стратегическом) управления экономической системой выделяются следующие типы ИС:

· Операционная обработка данных (обычный персонал) — система обработки данных (EDP — electronic data processing), СОД;

· Оперативное управление (менеджеры низшего и среднего звена) — управленческая информационная система (MIS — management information system) — УИС;

· Стратегическое управление (менеджеры высшего звена) — система поддержки принятия решений (DSS — decision support system) — СППР

СОД предназначены для учета и оперативного регулирования хозяйственных операций, подготовки стандартных документов. Горизонт оперативного планирования — от одного до нескольких дней. Задачи имеют регулярный характер, выполняются непосредственными исполнителями хозяйственных процессов.

УИС ориентированы на тактический уровень управления: анализ и организация работ в течение нескольких недель или месяцев. Задачи обычно регламентированы с точки зрения формируемых документов и имеют четко определенный алгоритм решения. Пользователи УИС — руководители различных служб предприятия.

СППР используются в основном на верхнем уровне управления. Решения задач имеют стратегически долгосрочное значение в течение года или нескольких лет. Пример задач: формирование стратегических целей развития предприятия, планирование привлечения ресурсов, источников финансирования и т.д. Обычно задачи имеют нерегулярный характер.

Чем выше уровень, тем ниже формализация поставленных задач.

Идеальной считается ИС, включающая все три указанных типа систем.

По степени автоматизации

Автоматические ИС выполняют все операции по переработке информации без участия человека.

Автоматизированные ИС предполагают участие в процессе обработки ин­формации и человека, и технических средств, причем главная роль отводится компьютеру. В современном толковании в термин «информационная система» вкладывается обязательно понятие автоматизированной системы.

Автоматизированные ИС нашли широкое применение при организации процес­сов управления.

По сфере применения

ИС организационного управления для автоматизации функций управленческого персонала. Учитывая наиболее широкое применение и разнообразие этого класса систем, часто любые информа­ционные системы понимают именно в данном толковании. К этому классу относятся ин­формационные системы управления как промышленными фирмами, так и непромышленными объектами: гостиницами, банками, торговыми фирмами и др. Основными функциями подобных систем являются: оперативный контроль и регули­рование, оперативный учет и анализ, перспективное и оперативное планирование, бухгал­терский учет, управление сбытом и снабжением и другие экономические и организационные задачи.

ИС управления технологическими процессами (ТП) для автоматизации функций производственного персонала. Они широко используются при ор­ганизации поточных линий, изготовлении микросхем, на сборке, для поддержания техноло­гического процесса в судостроительной, электронной, металлургической и машиностроительной промышленности.

ИС автоматизированного проектирования (САПР) предназначены для автоматизации функций инженеров-проектировщиков, конструкторов, архитекторов, дизайнеров при создании новой техники или технологии.

Интегрированные (корпоративные) ИС для автоматиза­ции всех функций фирмы и охватывающие весь цикл работ от проектирования до сбыта про­дукции. Создание таких систем весьма затруднительно, поскольку требует системного подхода с позиций главной цели, например получения прибыли, завоевания рынка сбыта и т.д. Такой подход может привести к существенным изменениям в самой структуре фирмы (реинжинирингу), на что может решиться не каждый управляющий.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-12-15; просмотров: 71; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.141.199.243 (0.008 с.)