Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Курс: возрастная физиология и школьная гигиенаСтр 1 из 10Следующая ⇒
КУРС: ВОЗРАСТНАЯ ФИЗИОЛОГИЯ И ШКОЛЬНАЯ ГИГИЕНА ЛЕКЦИЯ 1. ОСНОВНЫЕ ЗАКОНОМЕРНОСТИ РОСТА И РАЗВИТИЯ ОРГАНИЗМА ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ РОСТ И РАЗВИТИЕ ЭНДОКРИННАЯ СИСТЕМА И ЕЕ ВОЗРАСТНЫЕ ОСОБЕННОСТИ Эндокринная система и ее роль в регуляции функций организма и поведения детей и подростков (4 ч.) 1. Система желез внутренней секреции, гормоны. 2. Гипофиз, нарушения у детей, связанные с гипо и гиперсекрецией гормона роста. 3. Эпифиз и его роль в функционировании детского организма. 4. Нарушения роста, развития, поведения детей и подростков, связанные с гипо и гиперфункцией щитовидной железы. 5. Вилочковая железа-главный орган иммунитета детей, ее возрастные особенности. 6. Функциональные особенности надпочечников и поджелудочной железы. 7. Половые железы. Влияние половых гормонов на рост и развитие организма детей и подростков. У детей и подростков иногда выявляются отклонения в росте, развитии, формировании интеллекта, обмене веществ, иммунитете, поведении, обусловленные нарушением функций эндокринных желез. Педагогу необходимо знать изменения, которые могут появиться в поведении при нарушении эндокринных функций, чтобы научиться оценивать неадекватные эмоциональные реакции детей и определять меры индивидуального воспитательного воздействия. Эндокринной системе принадлежит ведущая роль в физическом и психическом развитии организма детей и подростков. Каждая железа внутренней секреции отличается формой, величиной, местоположением, однако для всех желез характерны некоторые общие свойства, в частности способность выделять гормоны в кровь. Кровеносные сосуды пронизывающие железу во всех направлениях, выполняют функцию отсутствующих протоков. Все железы внутренней секреции функционально связаны между собой. Высшим центром регуляции их функций является подбугровая область (гипоталамус) – отдел промежуточного мозга. Гипоталамус непосредственно связан с гипофизом и образует с ним единую гипоталамо-гипофизарную систему, управляющую множеством функций организма. Эндокринные железы играют ведущую роль в развитии организма, формировании иммунитета, обмене веществ, в общем состоянии здоровья. Сбои в работе эндокринной системы – это, прежде всего, нарушения гуморальной регуляции организма, которые могут выражаться увеличением (гиперфункция) или уменьшением (гипофункция) деятельности желез внутренней секреции. По месту расположения эндокринные железы объединены в четыре группы:
Общая схема строения нервной системы Головной и спинной мозг состоят из серого и белого вещества. Серое вещество – тела нейронов и дендриты. Белое вещество – нервные волокна, представляющие собой отростки нервной клетки, аксоны, покрытые миелиновой оболочкой, состоящей из шванновских клеток. Нервные волокна объединяются в пучки нервных волокон, которые группируются в нервы. По функции нейроны бывают чувствительные, вставочные и двигательные. Отростки чувствительных нейронов (дендриты) заканчиваются чувствительными нервными окончаниями – рецепторами. Отростки двигательных нейронов (аксоны) заканчиваются двигательными нервными окончаниями – эффекторами. Различают следующие типы нервов: 1) чувствительные (афферентные), которые проводят нервные импульсы от рецепторов органа в ЦНС; 2) двигательные (эфферентные), которые проводят нервные импульсы от ЦНС к органам (мышцам или железам); 3) смешанные, которые содержат чувствительные и двигательные нервные волокна. Рефлекторная дуга Нервная система функционирует по рефлекторному принципу. Рефлекс – ответная реакция организма на раздражение рецепторов, осуществляемая в ЦНС. Путь, по которому проходит нервный импульс, называется рефлекторной дугой. В рефлекторной дуге нервный импульс проводится в одном направлении – от афферентного нейрона к эфферентному. Различают рефлекторную дугу соматической нервной системы и рефлекторную дугу вегетативной нервной системы, или (соматическая и вегетативная рефлекторные дуги). Рефлекторная дуга соматической нервной системы состоит из 5 звеньев (блок 3, рис. 3, сплошная линия): 1) рецептор; 2) чувствительный (афферентный) нейрон; 3) центр рефлекса, расположенный в спинном или головном мозге; 4) двигательный (эфферентный) нейрон; 5) рабочий орган.
Зрительный анализатор При обучении большая часть нагрузки приходится на зрительный анализатор. Периферической частью зрительного анализатора является сетчатка глаза. Проводниковая его часть – зрительный нерв, который отходит от сетчатки глаза.
Центральная часть зрительного анализатора – кора затылочной доли каждого полушария головного мозга. Структурно-функциональная организация органа зрения Орган зрения – оптическая система, которая служит для восприятия световых раздражений и находится в специальной полости – глазнице. Он состоит из двух частей: 1. Глазного яблока; 2. Вспомогательногоаппарата глаза. Глазное яблоко: • покрыто тремя оболочками • имеет ядро. Оболочки глаза ( блок 5, рис. 1 ). Наружная оболочка глаза фиброзная, состоит из двух отделов: • передний отдел – роговица; • задний отдел – склера, или белочная оболочка. Роговица – прозрачная полусфера, хорошо проводит световые лучи. В ней имеются чувствительные нервные окончания. При травмах роговицы (механических, химических, термических) она мутнеет и перестает пропускать лучи солнечного света. Склера (белочная оболочка) плотная, белого цвета, толщиной около 1 мм, содержит многочисленные нервные окончания. Средняя оболочка глаза – сосудистая, толщиной около 0,35 мм, состоит из трех отделов: • радужной оболочки, • ресничного тела и • собственно сосудистой оболочки. Радужная оболочка имеет форму уплощенного диска, в центре которого находится отверстие – зрачок. Благодаря наличию специальных мышц – дилятатора и сфинктера она регулирует величину зрачка в зависимости от освещения. Ресничное тело имеет форму валика, который окружает радужную оболочку, расположен за ней. В толще ресничного тела находится ресничная (цилиарная) мышца, играющая важную роль в аккомодации глаза. Кроме того, ресничное тело участвует в образовании внутриглазной жидкости. Собственно сосудистая оболочка, или капиллярная выстилает внутреннюю поверхность белочной оболочки. Она имеет черный цвет из-за наличия большого количества сосудов и выполняет питательную функцию. Внутренняя оболочка – сетчатка глаза (ретина) – самая тонкая оболочка (ее толщина равна 0,2 мм), сложного строения. Она образована десятью слоями клеток, среди которых необходимо отметить: фоторецепторы, биполярные нейроны, ганглионарные нейроны ( блок 5. рис. 2 ). Ядро глаза (оптическая система) – это преломляющая среда глаза,предназначенная для построения изображения на сетчатке. Оптическая система включает: • роговицу; • хрусталик; • стекловидное тело; • передняя и задняя камеры глаза, содержащие водянистую влагу. Хрусталик – прозрачное тело, лежит за радужной оболочкой и по форме представляет собой двояковыпуклую линзу. Состоит из большого количества прозрачных волокон, заключенных в тонкую прозрачную капсулу, которая прикрепляется при помощи цинновых связок к ресничному телу, которое представлено цилиарной мышцей.Основное свойство хрусталика – это его способность изменять кривизну: становиться более выпуклым или более плоским. Оно обусловлено высокой эластичностью образующих его волокон, особенно у детей. Стекловидное тело заполняет всю полость глаза и представляет собой прозрачную студенистую массу. Пространство между роговицей и радужкой называется переднейкамерой глаза, а между радужкой и хрусталиком – задней камерой глаза. Передняя и задняя камеры сообщаются посредством зрачка. В передней и задней камерах глаза находится водянистая влага, количество которой определяет внутриглазное давление. Она питает структуры глаза, не содержащие сосудов, и создает внутриглазное давление. В норме внутриглазное давление равно 20 мм рт. ст. Повышение его возникает при нарушении оттока водянистой влаги (тяжелое заболевание – глаукома).
Строение костей: надкостница, состоящая изсоединительной ткани, содержащая кровеносные сосуды, питающие кость; собственно кость, состоящая из компактного и губчатого вещества. Особенности ее строения: тело – диафиз и два утолщения на концах – верхний и нижний эпифизы. На границе между эпифизом и диафизом находится хрящевая пластинка – эпифизарный хрящ, за счетделения клеток которого кость растет в длину. Плотная соединительнотканная оболочка – надкостница помимо сосудов и нервов содержит делящиеся клетки, остеобласты. Благодаря остеобластам происходит утолщение кости, а также заживление костных переломов. Различают осевой скелет и добавочный. Осевой скелет включает скелет головы (череп) и скелет туловища. Сколиоз – боковое искривление позвоночника, при котором формируется т. н. «сколиотическая осанка». Признаки сколиоза: сидя за столом, ребенок сутулится, наклоняется на бок. При сильно выраженных боковых искривлениях позвоночного столба плечи, лопатки и таз асимметричны. Сколиозы бывают врожденные и приобретенные. Врожденные сколиозы встречаются в 23 % случаев. В их основе лежат различные деформации позвонков: недоразвитие, клиновидная их форма, добавочные позвонки и т. д. К приобретенным сколиозам относятся: 1) рахитические, проявляющиеся различными деформациями ОДА из-за дефицита в организме кальция. Их причиной являются мягкость костей и слабость мышц; 2) паралитические, возникающие после детского паралича, при одностороннем мышечном поражении; 3) привычные (школьные), причиной которых могут быть неправильно подобранный стол или парта, рассаживание школьников без учета их роста и номеров парт, ношение портфелей, сумок, а не ранцев, длительное сидение за столом или партой и т. д. На долю приобретенных сколиозов приходится около 80 %. При сколиозах отмечается асимметрия плечевого пояса и лопаток. При совместно выраженных лордозах и кифозах – выдвинутая вперед голова, круглая или плоская спина, выпяченный живот. Различают следующие виды сколиозов: грудные правосторонние и левосторонние, грудопоясничные.
ПРОФИЛАКТИКА НАРУШЕНИЙ ОСАНКИ (см. М.П.Дорошкевич и др. «Основы валеологии и школьной гигиены», Минск, 2007). ГИГИЕНИЧЕСКИЕ ТРЕБОВАНИЯ К УСТРОЙСТВУ, ОБОРУДОВАНИЮ, СОДЕРЖАНИЮ И РЕЖИМУ ВСПОМОГАТЕЛЬНЫХ ШКОЛ Общие положения Специальные и вспомогательные школы-интернаты предназначены для обучения, воспитания и проживания учащихся с особенностями психофизического развития. Образовательный процесс в специальных и вспомогательных школах-интернатах осуществляется в сочетании с постоянным медицинским наблюдением за состоянием здоровья детей и направлен на коррекцию их физических и (или) психических нарушений. Могут быть следующие виды специальных общеобразовательных школ-интернатов: -для учащихся с нарушением слуха; -для учащихся с нарушениями зрения; -для учащихся с трудностями в обучении; -для учащихся с тяжелыми нарушениями речи; -для учащихся с нарушениями функций опорно-двигательного аппарата; -для учащихся с интеллектуальной недостаточностью. В специальной и вспомогательной школах-интернатах могут открываться классы для учащихся с тяжелыми и множественными физическими и (или) психическими нарушениями. Наполняемость – не более 6 человек. Специальные и вспомогательные школы-интернаты рассчитаны на круглосуточное пребывание детей; допускается пребывание учащихся на продленном дне, а для детей, не имеющих родителей, – круглогодичное пребывание. Срок обучения детей с особенностями психофизического развития зависит от характера, степени выраженности физических и (или) психических нарушений, возможности освоения учебной программы и составляет для общего начального образования 4–5 лет, на уровне общего базового образования – 10–11 лет. Срок получения образования детьми с интеллектуальной недостаточностью, обучающимися на первом отделении во вспомогательной школе-интернате, составляет 10 лет; обучающимися на втором отделении – 9 лет. Наполняемость класса (группы) специальной школы-интерната составляет: для неслышащих (глухих) учащихся, слабослышащих учащихся с грубым недоразвитием речи, для незрячих (слепых) учащихся – 8 человек; для слабослышащих учащихся с относительно развитой речью, для учащихся с нарушениями функций опорно-двигательного аппарата – 10 человек; для слабовидящих учащихся, для учащихся с трудностями в обучении и детей с тяжелыми нарушениями речи – 12 человек; наполняемость классов для слепоглухих детей составляет от 2 до 4 человек. Наполняемость класса (группы) во вспомогательной школе-интернате составляет: для учащихся с легкой степенью умственной отсталости (первое отделение) – 12 человек; для учащихся с умеренной, тяжелой степенью умственной отсталости (второе отделение) – 6 человек.
Требования к земельному участку Специальные и вспомогательные школы-интернаты следует размещать в наиболее благоприятных природных и гигиенических условиях (на обособленных участках, в озелененных районах, желательно вблизи парков и внутри квартальных зеленых массивов). Земельный участок должен быть удален от транспортных магистралей, промышленных, коммунальных и других предприятий, которые могут служить источниками шума и загрязнения воздуха. Площадь земельного участка должна быть не менее 2,2-2,5 га (в зависимости от профиля учреждения). Планировка, оборудование участка и отдельных площадок должны учитывать специфику деятельности и физические возможности учащихся. На территории участка специальной школы-интерната для детей с нарушениями функций опорно-двигательного аппарата уклон дорожек и тротуаров предусматривается не более 2%, а ширина их – не менее 1,6 м. На поворотах и через каждые 6 м должны быть организованы площадки для отдыха. Ширина прогулочных дорожек на участке специальной школы-интерната для детей с нарушениями зрения должна быть не менее 3 м. Прогулочные дорожки должны иметь двустороннее ограждение двух уровней: перила – на высоте 90 см и планка – на высоте 15 см. Ограждения предусматриваются для всех предметов, которые могут быть препятствием при ходьбе детей (деревья, кустарники, столбы и пр.). При функционально-планировочной организации участка должны быть выделены следующие основные зоны: физкультурно-спортивная, зона отдыха, учебно-опытная, хозяйственная. Специальная и вспомогательная школы-интернаты могут иметь учебно-опытные участки (хозяйства), учебно-производственные (производственные) мастерские и другие подразделения. Физкультурно-спортивная зона должна обеспечивать проведение физкультурных и оздоровительных мероприятий. Оборудование на участке должно соответствовать возрастным и психофизическим особенностям детей, быть устойчиво закреплено, исправно. Покрытие должно быть водостойким и поддаваться очистке и дезинфекционной обработке. Все зоны участка должны быть связаны пешеходными дорожками. Следует учитывать удобство связи отдельных групп помещений с соответствующими зонами и площадками на участке. Для выработки ориентации у детей с нарушениями зрения рекомендуется посадка ярких цветов, деревьев (при возможности – рядовая посадка) с разным запахом (хвойные, фруктовые и пр.). Посадка колючих или с ядовитыми плодами деревьев и кустарников не допускается. Расстояние от здания до хозяйственной зоны должно быть не менее 25 м, до деревьев – не менее 10 м, до кустарников – не менее 5 м. Ширина полосы охранного озеленения на границе земельного участка принимается не менее 1,5 м, а со стороны улицы – не менее 6 м. Хозяйственная зона должна располагаться вблизи пищеблока, иметь твердое покрытие (асфальт или бетон), самостоятельный въезд с улицы и ограждаться зелеными насаждениями. Мусоросборник с плотно закрывающейся крышкой устанавливается на бетонированной или асфальтированной площадке, огражденной с 3-х сторон, на расстоянии не менее 25 м от здания, игровых и физкультурных площадок. Размеры площадки для сбора мусора должны превышать площадь основания контейнера на 1,0 м со всех сторон. Площадка должна содержаться в чистоте, уборку необходимо проводить ежедневно. На вывоз мусора должен быть заключен договор со специализированной организацией. Участок должен иметь наружное электрическое освещение, исходя из нормы освещенности на поверхности земли в вечернее время – не менее 20 лк. Участок должен иметь ограждение высотой не менее 2,0 м. ТРЕБОВАНИЯ К ЗДАНИЮ Этажность здания школы-интерната для детей с нарушениями зрения, функций опорно-двигательного аппарата и интеллектуальной недостаточностью не должна превышать 2 этажей. Для детей с нарушением слуха, с тяжелыми нарушениями речи допускается строительство 3-этажных зданий, при этом согласование с территориальным учреждением госсаннадзора обязательно. Размещение детей дошкольного и младшего школьного возраста должно быть не выше 2 этажа. Основные функциональные группы помещений: учебные, жилые и общешкольные (помещения для музыкальных и физкультурных занятий, трудовой деятельности, кружковых занятий, медицинского обслуживания, административно-хозяйственные, пищеблок-столовая, библиотека, актовый зал). В специальных школах-интернатах для детей с нарушениями функций опорно-двигательного аппарата должны предусматриваться лифты, пандусы, лестницы с уклоном 1:3 (отношение высоты к длине), имеющие двусторонние поручни, которые устанавливаются на двух уровнях – на высоте 0,9 м и дополнительный нижний поручень на высоте 0,5 м. Пандусы должны иметь резиновое покрытие; В специальных школах-интернатах для детей с нарушениями зрения: планировочное решение здания должно обеспечивать свободную ориентацию учащихся; лестницы должны иметь двусторонние поручни и ограждение высотой 1,8 м или сплошное ограждение сеткой; в целях безопасности передвижения детей целесообразно вместо лестниц использовать пандусы, снабженные поручнями на разных уровнях; все опасные зоны внутри здания (торцевые стены коридоров, опоры внутри помещений, выступы и др.) следует окрашивать в красный цвет (или красный с белыми полосами). Окраска стен синим и фиолетовым цветами не допускается. Площадь учебных помещений в специальных школах-интернатах разного профиля должна приниматься от 2,0 до 3,5 м2 из расчета на одного учащегося: для детей с интеллектуальной недостаточностью и детей с трудностями в обучении – 2,2 м2; для детей с нарушениями функций опорно-двигательного аппарата 3,5 м2; для всех остальных детей – 3,0 м2. Во всех специальных и вспомогательных школах-интернатах необходимо предусматривать комнаты для индивидуальных занятий учащихся из расчета не менее 4,0 м2 на одного воспитанника. В специальных школах-интернатах в зависимости от их вида предусматриваются следующие дополнительные кабинеты: для детей с нарушением слуха – кабинет слуховой работы; для детей с нарушениями зрения – кабинет коррекционной работы, логопедический кабинет; для детей с тяжелыми нарушениями речи – кабинет коррекционной работы; для детей с трудностями в обучении – логопедический кабинет. Во вспомогательных школах-интернатах предусматривается логопедический кабинет. Входные двери в классы, кабинеты, лаборатории следует делать однопольными и располагать со стороны стола учителя. Площади спален принимаются из расчета 4,5 м2 на одного ребенка в школах-интернатах для учащихся с нарушениями функций опорно-двигательного аппарата и 4,0 м2 – для учащихся во всех остальных видах специальных и вспомогательных школ-интернатов. Спальные помещения должны быть раздельными для мальчиков и девочек. Вместимость спальных помещений (независимо от возраста детей) – не более чем 4 человека. В специальных и вспомогательных школах-интернатах должны быть созданы условия для организации физического воспитания – спортивный зал, залы для занятий спецмедгрупп. Для развития двигательной и слуховой ориентации у детей с нарушением слуха и нарушениями зрения предусматривается зал для занятий ритмикой. Спортивный зал размещается на первом этаже здания и предусматривает непосредственную (или через коридор) удобную связь со спортивной зоной на участке. Раздевальные и душевые при спортивном зале (раздельные для мальчиков и девочек) должны иметь непосредственную (или через коридор) связь с залом В специальных школах-интернатах для учащихся с нарушениями зрения планировка и оборудование спортивного зала должны обеспечивать обучение детей правильным двигательным навыкам, в связи с чем следует предусматривать: разделение зала на две зоны: меньшую («снарядную» или гимнастическую) для занятий на снарядах и большую («основную») для игровой деятельности; снаряды фиксируются стационарно; пол в меньшей части зала должен быть на 6 – 7 см выше (приподнятый), чем пол основной зоны. Пол основной части зала должен иметь однородную структуру покрытия; В специальных школах-интернатах для учащихся с нарушением функций опорно-двигательного аппарата следует предусматривать крытый плавательный бассейн, обеспечивающий занятия детей любого возраста с различными поражениями двигательной сферы. Трудовое обучение и профессиональная подготовка учащихся проводится на базе мастерских и участка школы-интерната. Учебные мастерские могут размещаться в отдельном блоке. Помимо мастерских по обработке дерева и металла, рекомендуется предусматривать картонажные, швейные, переплетные, трикотажные и другие мастерские. Наличие аптечек первой медицинской помощи обязательно. ТРЕБОВАНИЯ К ЕСТЕСТВЕННОМУ И ИСКУССТВЕННОМУ ОСВЕЩЕНИЮ В помещениях специальной и вспомогательной школ-интернатов обеспечиваются нормированные значения коэффициента естественной освещенности (КЕО). При одностороннем естественном боковом освещении в основных помещениях КЕО должен быть не ниже 1,5% (на расстоянии 1 м от стены, противоположной световым проемам), в специальных школах-интернатах для детей с нарушением слуха и нарушениями зрения – не менее 2,5%. Светопроемы в жилых, учебных, досуговых помещениях оборудуются регулируемыми солнцезащитными устройствами: жалюзи, карнизами для штор и т.п. Поверхности стен, потолка, пола и оборудования учебных помещений рекомендуется окрашивать матовыми красками светлых тонов. Для окраски рабочих поверхностей парт и столов рекомендуется применять гамму цветов от светло- до темно-зеленого или цвет натуральной древесины; для классной доски – темно-зеленый или темно-коричневый цвета. Необходимо предусматривать одностороннюю застройку коридоров и рекреаций с ориентацией учебных помещений только на одну, оптимальную сторону горизонта (Ю-В). Расстановка мебели в жилых, учебных, досуговых помещениях, расположение солнцезащитных устройств и декоративных растений должны способствовать максимальному использованию дневного света и равномерному освещению помещений. На окнах не должно быть высоких и широколистных цветов, снижающих уровень естественного освещения. Цветы следует размещать в простенках окон в подвесных и напольных цветочницах. ТРЕБОВАНИЯ К ОБОРУДОВАНИЮ ПОМЕЩЕНИЙ 71. Мебель и оборудование помещений должны соответствовать морфофункциональным особенностям учащихся, учитывать специфику организации воспитательно-образовательного процесса и лечебно-восстановительных мероприятий. 72. При расстановке мебели необходимо руководствоваться требованиями, изложенными в СанПиН 14-31-95, СанПиН 14-46-96, а также дополнительными требованиями для школ-интернатов разных видов: 72.1. В учебных помещениях для слабовидящих детей рекомендуются одноместные универсальные парты и столы с регулируемыми параметрами; при отсутствии возможности изменения наклона крышки парты или стола во время чтения можно использовать подставки с наклоном 80 – 40° к горизонтальной поверхности. Помещения для слепых детей оборудуются столами с горизонтальной доской, размер которой и специальные приспособления позволяют использовать для занятий учебники по Брайлю и хранить их; приборами для письма по Брайлю; для плоского письма; пишущими машинками для печатания по системе Брайля; специальным оптическим оборудованием для использования остаточного зрения слепых и слабовидящих детей: прибор Брайля для фронтальной демонстрации рисунков на классной доске (доска – экран); ортоскопическая накладная лупа, планосферическая строчная лупа и др.; 72.2. В учебных помещениях для детей с интеллектуальной недостаточностью должны устанавливаться одноместные столы простой и надежной конструкции; 72.3. В учебных помещениях для детей с нарушением слуха (глухих, слабослышащих) и расстройствами речи рекомендуются: ученические одноместные столы с индивидуальными пультами (микрофонный комплект, слуховое оборудование); стол для педагога с пультом управления (с усилителем и коммутатором) и подводкой слаботочной линии к пульту управления каждого стола учащихся. Слуховое оборудование монтируется на стационарно закрепленных столах учащихся и учителя; звукоусиливающая аппаратура (комплект звукоусиливающей аппаратуры коллективного пользования и индивидуальный усилитель, питание которого осуществляется от сети переменного тока напряжением 220 В). При использовании звукоусиливающей аппаратуры для устранения реверберации звука необходимо предусматривать звукоизоляцию перекрытий и стен; оборудование для фронтальной индивидуальной работы педагога с одним или двумя учащимися: стул и стол с логопедическим зеркалом (над столом учителя и на стене) для педагога и стулья для учащихся; комплект зондов, шпателей и экран для закрывания лица учителя; экран для демонстрации фильмов, диапозитивов, диафильмов; наглядные пособия для проведения занятий по развитию речи; 72.4. В учебных помещениях для детей с нарушениями функций опорно-двигательного аппарата предусматривается специальная мебель, удобная для проведения занятий. Учащиеся должны быть обеспечены рабочими местами для приготовления домашних заданий (парты, столы и стулья) в соответствии с ростом. Для подбора мебели соответственно росту учащихся на видимых наружных поверхностях парт, столов, стульев наносится цветовая маркировка. Основные размеры мебели принимаются согласно приложению 4. Парты и столы в учебных помещениях устанавливают вдоль класса в 2-3 ряда. Допускается иное их расположение с целью облегчения восприятия демонстрируемых педагогических приемов или учебного материала. Для детей с нарушениями слуха специфика учебного процесса требует расстановки парт и столов полукругом вокруг стола педагога, стационарного закрепления для установки слуховой аппаратуры, увеличения расстояния между столами и партами в каждом ряду в связи с необходимостью индивидуальных занятий с учащимися во время урока. В учебных помещениях для детей с нарушениями функций опорно-двигательного аппарата необходимо увеличение расстояния между рядами столов и парт. Для слепых и слабовидящих учащихся (с остротой зрения 0,1) парты (столы), независимо от их размера, должны устанавливаться ближе к преподавателю и доске. Парты и столы для детей, страдающих светобоязнью, рекомендуется размещать дальше от окон и источников света. Допустимые параметры микроклимата в отопительный период в жилых и досуговых помещениях: температура воздуха – +18°С+22°С; относительная влажность – 30-60 %; скорость движения воздуха – не более 0,25 м/с. Оптимальные параметры микроклимата специальной и вспомогательной школ-интернатов принимаются согласно приложению 5. Во всех помещениях специальной и вспомогательной школ-интернатов должны быть обеспечены условия для проветривания. Форточки и фрамуги должны функционировать в любое время года. Отношение площади форточек или фрамуг к площади пола должно составлять 1:50. 83. Одностороннее проветривание может проводиться в присутствии детей: в теплое время года – непрерывно, в холодное – до снижения температуры воздуха в помещении до +18 – +19°С. 84. Сквозное и угловое проветривание помещений должно проводиться только в отсутствие детей. Продолжительность проветривания зависит от погодных условий (температура наружного воздуха, направление ветра), эффективности отопительной системы. Длительность его регламентируется снижением температуры воздуха в помещении в холодное время года до +14°С. Проветривание заканчивается за 30 минут до прихода детей. Не допускается проветривание через санитарные узлы. ОРГАНИЗАЦИЯ ПИТАНИЯ Питание учащихся в специальной и вспомогательной школах-интернатах должно удовлетворять физиологическую потребность детского организма в пищевых веществах и энергии в соответствии с возрастом, полом, характером деятельности. Нормы физиологической потребности в пищевых веществах и энергии для детей и подростков принимаются согласно приложениям 6 - 8. Нормы питания для детей с особенностями психофизического развития приведены в приложении 9. 86. Ежедневный рацион должен включать суточную норму молока, масла (животного и растительного), хлеба, сахара. Нормы крупы, мяса, рыбы, яиц (диетических), творога, сыра, сметаны, овощей, фруктов должны быть использованы в течение 14 дней в полном объеме возрастной потребности ребенка. Рекомендуемые объемы пищи на один прием для детей школьного возраста – согласно СанПиН 14-46-96, для детей дошкольного возраста – согласно СанПиН 14-31-95. 87. Питание детей должно осуществляться на основе сезонного (с учетом возраста) 14-дневного меню. Меню разрабатывается диетсестрой (диетврачом) и технологом, согласовывается с территориальным учреждением госсаннадзора и утверждается директором школы-интерната. На все используемые в питании блюда должны быть разработаны технологические карты с указанием температурных режимов обработки блюд. 88. В специальных и вспомогательных школах-интернатах должно быть организовано пятиразовое питание учащихся. Оптимальный режим питания предполагает длительность перерывов между приемами пищи 3,5-4 часа (но не более 4,5 часов): завтрак – 8.00-8.30, обед – 12.30-13.00, полдник – 16.30-17.00, ужин – 19.30-20.00. Распределение суточной калорийности по приемам пищи: завтрак – 25%, обед – 35%, полдник (или второй завтрак) – 10-15%, ужин – 20-25%. За 1 час до сна рекомендуется дать стакан молока или кисломолочного продукта. Завтрак должен включать мясные или рыбные блюда с овощами или крупяным гарниром, творожные или яичные блюда, разнообразные молочные каши, чай, кофе злаковый с молоком, хлеб с маслом, бутерброд с сыром или колбасой; обед – овощные салаты, разнообразные первые блюда, мясные или рыбные блюда с гарнирами, компоты, кисели, овощные или фруктовые соки; полдник (либо второй завтрак) – молоко, кисломолочные продукты, готовые фасованные десерты (йогурты, пудинги, желе), хлебобулочные изделия (булочки, пироги, печенье), фрукты, соки; ужин – овощной салат, творожное, яичное или крупяное блюдо, молоко, чай, кефир, бутерброд. 90. В питание детей не должны включаться продукты с острым вкусом (горчица, хрен, острый перец, уксус, натуральный кофе). В рецептурах уксус заменяется лимонной кислотой. Вместо острых приправ используются вкусовые приправы (петрушка, сельдерей, укроп, корица, ванилин), а также продукты, богатые фитонцидами (лук, чеснок). Готовые соусы, кетчупы, горчица, хрен, аджика могут быть использованы воспитанниками подросткового возраста (15-18 лет) на уроках домоводства с целью ознакомления. 91. При приготовлении первых и вторых блюд должна быть использована только йодированная соль. 92. Круглогодично необходимо проводить С-витаминизацию рационов питания (предпочтительнее – третьих блюд) из расчета суточной нормы потребности человека в витамине С или поливитаминизацию. При проведении поливитаминизации С-витаминизация может не проводиться, если содержание витамина С в поливитамине обеспечивает его суточную потребность. Аскорбиновая кислота вводится из расчета суточной потребности ребенка в витамине С в соответствии с действующими документами. Витаминизация готовых блюд проводится непосредственно перед их раздачей (при витаминизации киселей аскорбиновую кислоту вводят в крахмальную муку). Подогрев витаминизированных блюд не допускается. Витаминизацию проводит и регистрирует медицинский работник. 93. Для детей, страдающих хроническими заболеваниями желудочно-кишечного тракта, аллергическими и другими заболеваниями, должно быть организовано диетическое питание в соответствии со спецификой заболевания. Списки учащихся, нуждающихся в диетическом питании, должны быть доведены медицинским работником до сведения педагогов, воспитателей, поваров. 94.Питьевой режим должен быть обеспечен за счет использования бутилированной воды. 95. Условия транспортирования и хранения пищевых продуктов должны обеспечивать их качество и безопасность в течение срока годности. Транспортировка пищевых продуктов производится в соответствии с постановлением Главного государственного санитарного врача Республики Беларусь «Об утверждении единых требований к транспортировке продовольственного сырья и пищевых продуктов» от 01 марта 2004 г. № 30. Транспортирование пищевых продуктов осуществляется специальным автотранспортом, имеющим санитарный паспорт. В теплое время года продукты должны доставляться охлаждаемым или изотермическим транспортом в течение не более 1 часа. Транспортирование пищевых продуктов необходимо проводить в условиях, обеспечивающих их сохранность и предотвращающих загрязнение, при строгом соблюдении товарного соседства сырой и готовой продукции. Транспортирование овощей должно проводиться изолированно от других продуктов. Транспортирование скоропортящейся продукции проводится в промышленной либо специально выделенной закрытой маркированной таре. Тара должна использоваться строго по назначению, после использования промываться водой с 2% раствором кальцинированной соды, ошпариваться кипятком, высушиваться и храниться в местах, недоступных загрязнению. При погрузке и выгрузке продуктов следует использовать санитарную одежду (халат, колпак, рукавицы). Непрерывная зрительная нагрузка на близком расстоянии (при любых видах учебной деятельности) для учащихся младшего школьного возраста не должна превышать 10 минут, в средних и старших классах – 15 минут. Слепые дети с остаточным зрением, обучающиеся по рельефной системе Брайля, могут выполнять непрерывную зрительную работу 1 - 2 раза за урок по 5 минут. Слепые дети с полной потерей зрения должны чередовать тактильное восприятие со слуховым. Продолжительность прогулок, условия и организация их проведения зависят от возраста,
|
|||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2021-12-15; просмотров: 34; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.8.42 (0.12 с.) |