Высшие должностные лица субъектов РФ. Президент и глава республики. Губернатор и глава администрации субъекта РФ. Особенности их правового статуса и полномочия 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Высшие должностные лица субъектов РФ. Президент и глава республики. Губернатор и глава администрации субъекта РФ. Особенности их правового статуса и полномочия



Высшее должностное лицо субъекта РФ (руководитель высшего исполнительного органа государственной власти субъекта РФ). Гражданин РФ наделяется полномочиями высшего должностноголица субъекта РФ (руководителя высшего исполнительногооргана государственной власти субъекта РФ) по представлениюПрезидента РФ законодательным (представительным)органом государственной власти субъекта Федерации впорядке, предусмотренном Федеральным законом «Об общихпринципах организации законодательных (представительных)и исполнительных органов государственной власти субъектовРоссийской Федерации» и конституцией (уставом) субъектаРФ.В случае, если конституцией (уставом) субъекта РФ предусмотрендвухпалатный законодательный (представительный)орган государственной власти субъекта Федерации, решение онаделении гражданина РФ полномочиями высшего должностноголица субъекта РФ (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта РФ) принимается насовместном заседании палат.Указом Президента РФ от 27 декабря 2004 г. № 1603 утверждено Положение о порядке рассмотрения кандидатур на должность высшего должностного лица (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти) субъекта Российской Федерации. Кандидатуры на должность высшего должностноголица субъекта РФ представляются Президенту РФ РуководителемАдминистрации Президента РФ. Предложения по кандидатурамвносятся Руководителю Администрации Президента РФполномочным представителем Президента РФ в соответствующемфедеральном округе. При внесении предложений учитываютсяавторитет и деловая репутация кандидатов, опыт публичной(государственной и общественной) деятельности, а такжерезультаты предварительных консультаций с общественнымиобъединениями соответствующего субъекта РФ. РуководителюАдминистрации Президента РФ вносятся одновременно предложенияне менее чем по двум кандидатурам на должностьвысшего должностного лица субъекта РФ. Предложения вносятсяне позднее чем за 90 дней до дня истечения срока полномочийвысшего должностного лица субъекта РФ, а в случаедосрочного прекращения его полномочий — в течение 10 дней.Предложение о кандидатуре высшего должностного лицасубъекта РФ (руководителя высшего исполнительного органагосударственной власти субъекта РФ) вносится ПрезидентомРФ в законодательный (представительный) орган государственнойвласти субъекта РФ не позднее чем за 35 дней до истечениясрока полномочий высшего должностного лица субъектаРФ (руководителя высшего исполнительного органагосударственной власти субъекта РФ).Перед внесением Президентом РФ предложения о кандидатуревысшего должностного лица субъекта РФ (руководителявысшего исполнительного органа государственной власти субъектаРФ) в законодательный (представительный) орган государственнойвласти субъекта РФ проводятся соответствующиеконсультации по кандидатуре высшего должностного лицасубъекта РФ (руководителя высшего исполнительного органагосударственной власти субъекта РФ).Законодательный (представительный) орган государственнойвласти субъекта РФ рассматривает представленную ПрезидентомРФ кандидатуру высшего должностного лица субъекта РФ (руководителя высшего исполнительного органа государственнойвласти субъекта РФ) в течение 14 дней со днявнесения представления.Решение законодательного (представительного) органа государственнойвласти субъекта РФ о наделении гражданина РФполномочиями высшего должностного лица субъекта РФ (руководителявысшего исполнительного органа государственнойвласти субъекта РФ) считается принятым, если за него проголосовалоболее половины от установленного числа депутатовзаконодательного (представительного) органа государственнойвласти субъекта РФ.В случае, если конституцией (уставом) субъекта РФ предусмотрендвухпалатный законодательный (представительный)орган государственной власти субъекта РФ, решение законодательного(представительного) органа государственной властисубъекта РФ о наделении гражданина РФ полномочиями высшегодолжностного лица субъекта РФ (руководителя высшегоисполнительного органа государственной власти субъекта РФ)считается принятым, если за него проголосовало более половиныот установленного числа депутатов каждой из палат законодательного(представительного) органа государственной властисубъекта РФ.Если законодательный (представительный) орган государственной власти субъекта РФ отклоняет представленную кандидатуру высшего должностного лица субъекта РФ (руководителявысшего исполнительного органа государственной власти субъектаРФ), то Президент РФ не позднее семи дней со дня отклоненияповторно вносит предложение о кандидатуре.В случае двукратного отклонения представленной кандидатуры(представленных кандидатур) высшего должностного лицасубъекта РФ (руководителя высшего исполнительного органагосударственной власти субъекта РФ), а также в иных случаях,предусмотренных п. 4. 1 ст. 9 Федерального закона «Об общихпринципах организации законодательных (представительных) иисполнительных органов государственной власти субъектовРоссийской Федерации», Президент РФ назначает временноисполняющего обязанности высшего должностного лица субъектаРФ (руководителя высшего исполнительного органа государственнойвласти субъекта РФ) на период до вступления вдолжность лица, наделенного полномочиями высшего должностноголица субъекта РФ (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта РФ), но не болеечем на шесть месяцев.В случае двукратного отклонения представленной кандидатуры(представленных кандидатур) высшего должностного лицасубъекта РФ (руководителя высшего исполнительного органагосударственной власти субъекта РФ), а также в иных случаях,предусмотренных п. 4. 1 ст. 9 Федерального закона «Об общихпринципах организации законодательных (представительных) иисполнительных органов государственной власти субъектовРоссийской Федерации», проводятся соответствующие консультациис законодательным (представительным) органом государственнойвласти субъекта РФ по кандидатуре высшегодолжностного лица субъекта РФ. По результатам указанныхконсультаций Президент РФ вправе внести предложение о кандидатуревысшего должностного лица субъекта РФ либо назначитьвременно исполняющего обязанности высшего должностноголица субъекта РФ (руководителя высшего исполнительногооргана государственной власти субъекта РФ).В случае, если после представления в третий раз кандидатурына должность высшего должностного лица субъекта РФ(руководителя высшего исполнительного органа государственнойвласти субъекта РФ) законодательный (представительный)орган государственной власти субъекта РФ принял решение оее отклонении либо не принял решение об отклонении или онаделении указанной кандидатуры полномочиями высшегодолжностного лица субъекта РФ (руководителя высшего исполнительногооргана государственной власти субъекта РФ),Президент РФ вправе распустить законодательный (представительный)орган государственной власти субъекта РФ.Назначение временно исполняющим обязанности высшегодолжностного лица субъекта РФ, а также решение о роспускезаконодательного (представительного) органа государственнойвласти субъекта РФ принимается Президентом РФ в форме указа. Высшим должностным лицом субъекта РФ (руководителемвысшего исполнительного органа государственной власти субъектаРФ) может быть гражданин РФ, достигший 30 лет. Он можетбыть наделен полномочиями высшего должностного лицасубъекта РФ (руководителя высшего исполнительного органагосударственной власти субъекта РФ) на срок не более пятилет.Высшее должностное лицо субъекта РФ не может быть одновременнодепутатом Государственной Думы ФедеральногоСобрания РФ, членом Совета Федерации Федерального СобранияРФ, судьей, замещать иные государственные должностиРФ, государственные должности федеральной государственнойслужбы, иные государственные должности субъекта РФили государственные должности государственной службы субъектаРФ, а также выборные муниципальные должности и муниципальныедолжности муниципальной службы, не может заниматьсядругой оплачиваемой деятельностью, кроме преподавательской,научной и иной творческой деятельности, если иноене предусмотрено законодательством РФ.Высшее должностное лицо субъекта РФ имеет важные полномочия:а) представляет субъект РФ в отношениях с федеральнымиорганами государственной власти, органами государственнойвласти субъектов РФ, органами местного самоуправления ипри осуществлении внешнеэкономических связей, при этомвправе подписывать договоры и соглашения от имени субъектаРФ;б) обнародует законы, удостоверяя их обнародование путемподписания законов или издания специальных актов, либо отклоняетзаконы, принятые законодательным (представительным)органом государственной власти субъекта РФ;в) формирует высший исполнительный орган государственнойвласти субъекта РФ в соответствии с законодательствомсубъекта РФ и принимает решение об отставке высшего исполнительногооргана государственной власти субъекта РФ;г) вправе требовать созыва внеочередного заседания законодательного(представительного) органа государственной властисубъекта Федерации, а также созывать вновь избранный законодательный(представительный) орган государственной властисубъекта РФ на первое заседание ранее срока, установленногодля этого законодательному (представительному) органу государственнойвласти субъекта РФ конституцией (уставом) субъектаРФ;д) вправе участвовать в работе законодательного (представительного)органа государственной власти субъекта РФ с правомсовещательного голоса;е) обеспечивает координацию деятельности органов исполнительнойвласти субъекта РФ с иными органами государственной власти субъекта РФ и в соответствии с законодательствомРФ может организовывать взаимодействие органов исполнительнойвласти субъекта Федерации с федеральнымиорганами исполнительной власти и их территориальными органами,органами местного самоуправления и общественнымиобъединениями.В соответствии с федеральными законами, конституцией(уставом) субъекта РФ и законами субъекта РФ руководительвысшего исполнительного органа государственной власти субъектаРФ может осуществлять и иные полномочия. При этом онобязан соблюдать Конституцию РФ, федеральные законы, конституцию(устав) и законы субъекта РФ, а также исполнятьуказы Президента РФ и постановления Правительства РФ.Высшее должностное лицо субъекта РФ издает на основефедеральных и региональных законов, нормативных актовПрезидента РФ и Правительства РФ указы (постановления) ираспоряжения, которые обязательны к исполнению на территориисоответствующего субъекта РФ.Законодательством предусмотрены случаи досрочного прекращенияполномочий высшего должностного лица субъектаРФ: его смерть; отрешение его от должности ПрезидентомРФ; его отставка по собственному желанию; отрешение егоот должности Президентом РФ в связи с утратой доверия ПрезидентаРФ, за ненадлежащее исполнение своих обязанностей,а также в иных случаях, предусмотренных Федеральным законом«Об общих принципах организации законодательных(представительных) и исполнительных органов государственнойвласти субъектов Российской Федерации»; признание егосудом недееспособным или ограниченно дееспособным, безвестноотсутствующим или объявление умершим; вступление вотношении его в законную силу обвинительного приговора суда;его выезд за пределы Российской Федерации на постоянноеместо жительства; утрата им гражданства Российской Федерации.Субъект РФ вправе вводить институт отрешения от должностивысшего должностного лица, что может иметь различныеоснования.Законодательный (представительный) орган государственнойвласти субъекта РФ по представлению Президента РФ можетпринять решение о досрочном прекращении полномочийвысшего должностного лица субъекта РФ, за исключением двухслучаев: 1) отрешения руководителя высшего исполнительногооргана государственной власти субъекта РФ от должности ПрезидентомРФ; 2) отрешения его от должности Президентом РФв связи с утратой доверия Президента РФ, за ненадлежащее исполнениесвоих обязанностей, а также в иных случаях, предусмотренныхФедеральным законом «Об общих принципах организациизаконодательных (представительных) и исполнительныхорганов государственной власти субъектов РоссийскойФедерации».Законодательный (представительный) орган государственнойвласти субъекта РФ вправе выразить недоверие высшемудолжностному лицу исполнительного органа государственнойвласти субъекта РФ в случае:а) издания им актов, противоречащих Конституции РФ, федеральнымзаконам, конституции (уставу) и законам субъектаРФ, если такие противоречия установлены соответствующимсудом, а высшее должностное лицо субъекта РФ (руководительвысшего исполнительного органа государственной власти субъектаРФ) не устранит указанные противоречия в течение месяцасо дня вступления в силу судебного решения;б) установленного соответствующим судом иного грубогонарушения Конституции РФ, федеральных законов, указовПрезидента РФ, постановлений Правительства РФ, конституции(устава) и законов субъекта РФ, если это повлекло за собоймассовое нарушение прав и свобод граждан;в) ненадлежащего исполнения высшим должностным лицомсубъекта РФ (руководителем высшего исполнительного органагосударственной власти субъекта РФ) своих обязанностей.Решение законодательного (представительного) органа государственнойвласти субъекта РФ о недоверии высшему должностномулицу субъекта РФ (руководителю высшего исполнительного органа государственной власти субъекта РФ) направляетсяна рассмотрение Президента РФ для решения вопросаоб отрешении высшего должностного лица субъекта РФ (руководителявысшего исполнительного органа государственнойвласти субъекта РФ) от должности.Решение Президента РФ об отрешении высшего должностноголица субъекта РФ от должности влечет за собой отставку возглавляемого им высшего исполнительного органа государственнойвласти субъекта РФ. Однако в этом случае высшийисполнительный орган государственной власти субъекта РФпродолжает действовать до сформирования нового высшегоисполнительного органа государственной власти этого субъектаРФ.

Президент РФ назначает временно исполняющего обязанности высшего должностного лица субъекта РФ (руководителя высшегоисполнительного органа государственной власти субъектаРФ) на период до вступления в должность лица, наделенногополномочиями высшего должностного лица субъекта РФ (руководителявысшего исполнительного органа государственнойвласти субъекта РФ), в случае:а) досрочного прекращения полномочий высшего должностноголица субъекта РФ (руководителя высшего исполнительногооргана государственной власти субъекта РФ);б) временного отстранения высшего должностного лицасубъекта РФ (руководителя высшего исполнительного органагосударственной власти субъекта РФ) от должности, в том числепо основаниям, предусмотренным п. 4 ст. 29. 1 Федеральногозакона «Об общих принципах организации законодательных(представительных) и исполнительных органов государственнойвласти субъектов Российской Федерации»;в) отсутствия законодательного (представительного) органагосударственной власти субъекта РФ или его самороспуска;г) непринятия законодательным (представительным) органомгосударственной власти субъекта РФ по представленнойПрезидентом РФ кандидатуре высшего должностного лицасубъекта РФ (руководителя высшего исполнительного органагосударственной власти субъекта РФ) в установленный срок решенияо ее отклонении или о наделении указанной кандидатурыполномочиями высшего должностного лица субъекта РФ(руководителя высшего исполнительного органа государственнойвласти субъекта РФ);д) двукратного отклонения законодательным (представительным)органом государственной власти субъекта РФ представленнойкандидатуры (представленных кандидатур) надолжность высшего должностного лица субъекта РФ (руководителявысшего исполнительного органа государственной властисубъекта РФ).Временно исполняющий обязанности высшего должностноголица субъекта РФ (руководителя высшего исполнительногооргана государственной власти субъекта РФ) не имеет правараспускать законодательный (представительный) орган государственной власти субъекта РФ, вносить предложения об измененииконституции (устава) субъекта РФ.В случае досрочного прекращения полномочий высшегодолжностного лица субъекта РФ (руководителя высшего исполнительногооргана государственной власти субъекта РФ) предложениео кандидатуре высшего должностного лица субъектаРФ (руководителя высшего исполнительного органа государственнойвласти субъекта РФ) вносится Президентом РФ непозднее 14 дней со дня досрочного прекращения полномочийвысшего должностного лица субъекта РФ (руководителя высшегоисполнительного органа государственной власти субъектаРФ).Президент РФ вправе отрешить высшее должностное лицосубъекта РФ (руководителя высшего исполнительного органагосударственной власти субъекта РФ) от должности в связи свыражением ему недоверия законодательным (представительным)органом государственной власти субъекта РФ, с утратойдоверия Президента РФ, за ненадлежащее исполнение своихобязанностей, а также в иных случаях, предусмотренных Федеральнымзаконом «Об общих принципах организации законодательных(представительных) и исполнительных органов государственнойвласти субъектов Российской Федерации».Президент РФ в порядке, установленном уголовно-процессуальнымзаконодательством РФ, вправе по представлению Генеральногопрокурора РФ временно отстранить высшее должностное лицо субъекта РФ (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта РФ) от исполнения обязанностей в случае предъявления указанному лицу обвинения всовершении преступления. Решение о временном отстранениивысшего должностного лица субъекта РФ (руководителя высшегоисполнительного органа государственной власти субъектаРФ) от исполнения обязанностей принимается в форме указа.Решение об отрешении от должности либо о временном отстраненииот исполнения обязанностей высшего должностноголица субъекта РФ (руководителя высшего исполнительного органагосударственной власти субъекта РФ) доводится до сведения законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта РФ. Высшее должностное лицо субъекта РФ (руководитель высшего исполнительного органа государственной власти субъекта РФ) вправе обжаловать в Верховный Суд РФ соответствующий указ Президента РФ в течение 10 дней со дня его официального опубликования. Верховный Суд РФ должен рассмотреть жалобу и принять решение не позднее 10 дней со дня ее подачи.

 

 Вопросы и задания для самоконтроля:

1. Во всех ли субъектах РФ осуществляется деятельность органов исполнительной власти?

2. Каков административно-правовой статус высшего органа исполнительной власти субъекта РФ?

3. Кто является руководителем высшего исполнительного органа государственной власти субъекта РФ? Какова его компетенция и порядок назначения?

4. В каких случаях назначается временно исполняющий обязанности высшего должностного лица субъекта РФ?

 

Литература

1. Агапов А.Б. Административное право РФ. – М., 2008.

       2. Елизарова Н.В. Правовые механизмы взаимодействия федеральных и региональных органов исполнительной власти // Государственная власть и местное самоуправление.– № 12.– 2009.

3.Еремина О.Ю. Системы органов исполнительной власти субъекта Российской Федерации // Журнал российского права.– № 11.– 2011.

         Тема 11. Органы местного самоуправления
как субъекты административных правоотношений

Вопросы:

Введение.

1 Понятие и основы правового статуса органа местного самоуправления.

Введение

Предметом рассмотрения данной темы являются органы местного самоуправления и их административно-правовой статус.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-12-15; просмотров: 52; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.222.80.122 (0.024 с.)