Тема 10. Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Тема 10. Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации



Вопросы:

Введение.

1.Органы исполнительной власти субъектов РФ: понятие, особенности правового статуса.

2.Высшие должностные лица субъектов РФ. Президент и глава республики. Губернатор и глава администрации субъекта РФ. Особенности их правового статуса и полномочия.

Введение

В данной теме рассматриваются органы исполнительной власти субъектов РФ, а именно их административно-правовой статус, порядок образования и полномочия.

1.Органы исполнительной власти субъектов РФ: понятие, особенности правового статуса

Деятельность органов исполнительной власти осуществляется в 83 субъектах РФ. Конституция РФ определила основные начала в образовании региональных исполнительных органов самым общим образом. Отсутствие конкретизированного законодательства в данной сфере породило множество проблем в административной организации субъектов РФ.

 Органы исполнительной власти в настоящее время создаются и действуют: 1) в республиках, имеющих свои конституции, которые определяют основные начала создания системы республиканских исполнительных органов; 2) в краях и областях (т. е. административно-территориальных единицах), устанавливающих системы органов исполнительной власти в своих уставах; 3) в автономных образованиях (одна область и округа); 4) в городах федерального значения (Москве и Санкт-Петербурге). В целях преодоления противоречий регионального законодательства 90-х гг., регламентирующего порядок формирования системы органов исполнительной власти в субъектах РФ, федеральным законодателем были установлены рамочные условия и принципы, на которых должно происходить формирование региональной системы органов исполнительной власти. В связи в этим был принят Федеральный закон «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации». Субъекты РФ формируют свои системы органов исполнительной власти в соответствии с законами, которые устанавливают общие принципы организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов РФ. Установление таких принципов относится к совместному ведению Российской Федерации и ее субъектов. В соответствии с вышеназванным Законом система исполнительных органов государственной власти субъектов РФ устанавливается ими самостоятельно. Перечень исполнительных органов субъекта РФ определяется высшим должностным лицом субъекта РФ (руководителем высшего исполнительного органа государственной власти субъекта РФ) в соответствии с конституцией (уставом) субъекта РФ.

Высший исполнительный орган государственной властисубъекта РФ является постоянно действующим органом исполнительнойвласти субъекта РФ и обеспечивает исполнениеКонституции РФ, федеральных законов и иных нормативныхправовых актов РФ, конституции (устава), законов и иных нормативныхправовых актов субъектов РФ на территории субъектаРФ. Наименование этого органа, его структура, порядок егоформирования устанавливаются конституцией (уставом) и законамисубъекта РФ с учетом исторических, национальных ииных традиций субъекта РФ. Данный орган обладает правамиюридического лица, имеет гербовую печать.Финансирование высшего исполнительного органа государственнойвласти субъекта РФ и возглавляемых им органов исполнительнойвласти субъекта РФ осуществляется за счетсредств бюджета субъекта РФ, предусмотренных отдельнойстатьей.

Высший исполнительный орган государственной властисубъекта РФ разрабатывает и осуществляет меры по обеспечениюкомплексного социально-экономического развития субъектаРФ, участвует в проведении единой государственной политикив области финансов, науки, образования, здравоохранения,социального обеспечения, экологии и имеет следующие основные полномочия: а) осуществляет в пределах своих полномочий меры по реализации,обеспечению и защите прав и свобод человека и гражданина,охране собственности и общественного порядка, борьбес преступностью;б) разрабатывает для представления высшим должностнымлицом субъекта РФ в законодательный (представительный) органгосударственной власти субъекта РФ проект бюджета субъектаРФ, а также проекты программ социально-экономическогоразвития субъекта РФ;в) обеспечивает исполнение бюджета субъекта РФ и готовитотчет об исполнении указанного бюджета и отчеты о выполнениипрограмм социально-экономического развития субъектаРФ для представления их высшим должностным лицомсубъекта РФ в законодательный (представительный) орган государственнойвласти субъекта РФ;г) формирует иные органы исполнительной власти субъектаРФ;д) управляет и распоряжается собственностью субъекта РФ всоответствии с законами субъекта РФ, а также федеральнойсобственностью, переданной в управление субъекту РФ в соответствиис федеральными законами и иными нормативнымиправовыми актами РФ;е) вправе предложить органу местного самоуправления, выборномуили иному должностному лицу местного самоуправленияпривести в соответствие с законодательством РФ изданныеими правовые акты в случае, если указанные акты противоречатКонституции РФ, федеральным законам и иным нормативнымправовым актам РФ, конституции (уставу), законам и иным нормативным правовым актам субъекта РФ, а такжевправе обратиться в суд;ж) заключает в соответствии с федеральным законом договорыс федеративными органами исполнительной власти о разграничениипредметов ведения и полномочий, а также соглашенияо взаимной передаче осуществления части своих полномочий;з) осуществляет иные полномочия, установленные федеральнымизаконами, конституцией (уставом) и законами субъектаРФ, а также соглашениями с федеральными органами исполнительнойвласти, предусмотренными ст. 78 КонституцииРФ.Законодательный (представительный) орган государственнойвласти субъекта РФ может выразить недоверие руководителяморганов исполнительной власти субъекта РФ, в назначениикоторых на должность он принимал участие, если иные положенияне предусмотрены конституцией (уставом) субъекта РФ.Принятие решения о недоверии указанным руководителям влечетнемедленное освобождение их от должности или иные последствия,установленные конституцией (уставом) или закономсубъекта РФ.Правовые акты как высшего исполнительного органа, так ииных органов государственной власти субъекта РФ, а такжеправовые акты должностных лиц указанных органов, противоречащиеКонституции РФ, федеральным и региональным законам,подлежат опротестованию прокурором или его заместителемв установленном законом порядке и могут быть оспорены всоответствующем суде.В краях и областях — субъектах РФ — органом исполнительнойвласти является администрация края, области, городафедерального значения, автономной области или автономногоокруга. В краях и областях исполнительную власть осуществляют губернатор и возглавляемое им правительство или администрация. В некоторых случаях губернаторы могут быть главойисполнительной власти, возглавляя систему ее органов. В автономныхокругах исполнительная власть осуществляется главамиадминистраций, губернаторами или правительствами.Уставы краев и областей определяют традиционные для лиц,возглавляющих исполнительную власть в крае или области,полномочия, например: разработка и представление на утверждениезаконодательного органа края или области бюджета иобеспечение его исполнения; утверждение структуры и штатоворганов исполнительной власти; формирование отраслевых итерриториальных органов исполнительной власти, назначениена должность и освобождение от должности их руководителей;утверждение положений об отраслевых и территориальных органахисполнительной власти; издание постановлений и распоряжений,которые действуют на территории соответствующегосубъекта РФ и обязательны здесь к исполнению; отмена актовподведомственных органов исполнительной власти субъектовРФ; представление органа исполнительной власти в СоветеФедерации Федерального Собрания лично либо через назначенногопредставителя; осуществление функций распорядителякредитов при исполнении бюджета; утверждение положений оструктурных подразделениях администрации.

Субъекты РФ создают такую систему органов исполнительнойвласти, которая включает органы общей, отраслевой и межотраслевой компетенции. По организационно-правовой формеорганы исполнительной власти в субъектах РФ могут быть различными.Они не установлены нормативными актами и формируютсяисходя из исторических, национальных традиций.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-12-15; просмотров: 36; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.135.246.193 (0.006 с.)