Понятие о транспортно-экспедиторской работе 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Понятие о транспортно-экспедиторской работе



ПОНЯТИЕ О ТРАНСПОРТНО-ЭКСПЕДИТОРСКОЙ РАБОТЕ

 

Дисциплина представляет собой описание деятельности конкретных участников экономического процесса - экспедиторов, имеет в большей степени практическую, а не теоретическую направленность. Для того чтобы понять смысл этой деятельности, необходимо четко представить место экспедиторов в экономической системе.

 

Основными участниками на рынке товаров и услуг (благ) являются, как известно, производители и потребители. Первые превращают в процессе производственной деятельности одни блага в другие, вторые – потребляют блага в личных целях. На рынке происходит обмен благами. Зачастую производители и потребители находятся в статическом состоянии и для начала и дальнейшего протекания процесса обмена нужны третьи лица, способные свести производителей и потребителей. Эти лица называются посредниками.

Таким образом, посредник – это лицо, которое на основе заключенного с производителем соглашения или отдельного поручения выполняет торгово-посреднические операции, связанные с куплей-продажей товаров (услуг).

Торговое посредничество подразумевает оказание целого комплекса услуг:

- поиск контрагента. Контрагенты – лица или организации, находящиеся в договорных отношениях по купле-продаже товаров или услуг;

- подготовка и совершение сделки;

- кредитование сторон и предоставление гарантий оплаты товара (услуги) покупателем;

- страхование товаров при транспортировке;

- выполнение таможенных формальностей;

- осуществление технического обслуживания;

 

Среди рынков, на которых работают посредники, можно назвать финансовые рынки, рынки товаров, рынки услуг. Из последних можно выделить рынки транспортных услуг и более узко рынки услуг по перевозке грузов.

Рассмотрим вначале роль посредника на рынке товаров.

Здесь можно выделить следующие виды торгово-посреднических операций:

- операции по перепродаже;

- комиссионные;

- агентские;

- брокерские.

 

 


Таможенная очистка

вывозимого товара                                 продавец

Таможенная очистка

ввозимого товара                                    покупатель

Договор перевозки                                   продавец

Место поставки                                      место назначения

Получить статус NVOCC экспедитор может путем заключения спейс-чартерного соглашения с судовладельцем. По своей юридической сути эти соглашения предполагают возникновение вполне определенных отношений, при которых наиболее существенным является то, что фрахтователь становится перевозчиком в отношении фрахтуемой части грузовой вместимости судна. Фактически это означает, что фрахтователь берет на себя риск, связанный с предпринимательской деятельностью по морской перевозке грузов, оперируя чужими судами.

Кардинальным решением, меняющим роль и значимость экспедиторских услуг, должно быть совершенствование института операторов смешанных перевозок, организующих на договорной основе перевозку по схеме «от двери до двери», действующих на договорной основе от своего имени и за свой счет.

Освобождая грузовладельцев от всех забот по организации перевозок, выбору вида транспорта и схемы доставки грузов, операторы должны нести ответственность перед грузовладельцем за выполнение перевозки в целом и за груз с момента его принятия в свое распоряжение и до момента выдачи получателю.

В связи с этим экспедиторы – операторы содействуют развитию транспортной инфраструктуры в пунктах непосредственного взаимодействия различных видов транспорта и созданию в них многофункциональных терминальных комплексов, информационных и логистических центров.

Во многих странах осуществляется государственное регулирование экспедиторской деятельности. Основные методы регулирования подразделяются на прямые и косвенные. К первым относится лицензирование, ко вторым – финансовое регулирование (внесение финансового залога).

Наиболее известным и распространенным методом регулирования, гарантирующим определенный уровень услуг, служит выдача лицензий на учреждение экспедиторских фирм. Если такой лицензии нет, то фирма, занимающаяся экспедированием, несет гражданско-правовую ответственность.

Лицензирование подразумевает удовлетворение ряда заранее установленных критериев, помогает лицензированным экспедиторам получить признание в качестве надежных компаний, что имеет важное значение, когда они принимают на себя роль NVOCC и выдают транспортный документ.

Система лицензирования позволяет контролировать качество экспедирования путем тщательного рассмотрения заявок на выдачу лицензий, чтобы выявить финансовое положение, профессиональную пригодность и репутацию фирмы. Если она не удовлетворяет минимальным требованиям, лицензия не выдается. Кроме того, поскольку система лицензирования может предусматривать отзыв лицензии при совершении тех или иных действий, перечисленных в соответствующем нормативном документе, результатом применения этой системы является также регулирование числа экспедиторских компаний и накала конкурентной борьбы.

Критериями, которые используются в системе лицензирования, являются:

1) официальные доказательства необходимой квалификации (сдача экзаменов, окончание спец. курсов и т.д.);

2) установленный минимальный размер оплаченного капитала, обеспечивающий финансовую надежность компании;

3) число занятых;

4) национальность членов высшего управленческого звена компании;

5) доля участия местных физических и юридических лиц в акционерном капитале компании;

6) страховое покрытие ответственности.

 

Государственное регулирование все больше распространяется на подготовку кадров, поскольку экспедирование требует высоких профессиональных знаний. В ряде развитых стран обязательны дополнительное обучение и 3-хлетняя стажировка.

 

Организационные формы ТЭО

Благодаря малым размерам капитала, требуемого для функционирования отдельной экспедиторской фирмы, экспедирование изначально является сферой деятельности множества мелких и средних форм.

Экспедированием занимаются разные фирмы. Одни из них являются специализированными, для других экспедирование служит дополнением к основной деятельности. Широкое распространение получили экспедиторские фирмы как дочерние предприятия торговых корпораций. Они обслуживают материнские компании, а если появляется возможность, то продают услуги другой клиентуре. Вариант этой системы – соглашение с независимым экспедитором, который имеет свою контору в помещении торговой корпорации. Это позволяет последней использовать преимущества близости экспедитора и в то же время избежать расходов на дополнительный персонал. В обоих случаях торговая корпорация осуществляет контроль над экспедированием.

Часто крупные промышленные корпорации предпочитают организовывать свои собственные транспортные отделы и не обращаться к независимым экспедиторам. К этому же ведет и развитие кооперации между промышленными компаниями. Вследствие этих обстоятельств экспедиторы как отчетливо выраженная профессиональная категория компаний играют сравнительно меньшую роль даже в ряде западных стран с высокоразвитой экономикой, большим внешнеторговым оборотом и крупными торговыми флотами, например, в Японии. Перевозчики также открывают дочерние экспедиторские компании, прежде всего, с целью обеспечения себя грузами.

Однако независимые экспедиторские компании пользуются определенными преимуществами, в первую очередь, психологическими, поскольку грузовладельцы избегают услуг компании, известной в качестве филиала торговой корпорации или перевозчика. Они считают, что такая компания может использовать перевозчиков или маршруты следования, которые понизят конкурентоспособность их товаров.

Необходимым условием сохранения и усиления конкурентоспособности экспедиторских компаний все более становится высокий уровень концентрации производства и капитала, превращение их в монополии. О проявлении процесса концентрации экспедирования можно судить по сосредоточению рабочей силы у 26 ведущих экспедиторских компаний Запада. Общее число занятых составляет ~ 112 тыс. чел., в т.ч. 43 тыс. чел. (38%) работают за рубежом.

Однако о компании нельзя судить лишь по концентрации рабочей силы, поскольку многие из них участвуют в комбинировании или диверсификации, являясь дочерними компаниями перевозчиков или филиалами грузовладельческих корпораций, или входят в финансовые группы.

Помимо сосредоточения большого числа занятых, отличительная черта вышеуказанных компаний – выход за национальные границы, превращение их из национальных в международные монополии. Подавляющее число таких компаний, не утративших, однако, национального характера, французского происхождения (10), затем следуют Нидерланды (4), США и Швейцария (по 3) и т.д.

Внедряются экспедиторские компании на внешние рынки, используя в основном 4 метода:

1) привлечение корреспондентов, или агентов;

2) покупка акций зарубежных экспедиторских фирм либо самих фирм;

3) организация собственной зарубежной сети;

4) заключение соглашений о взаимном обслуживании с иностранными экспедиторами.

Применение этих методов зависит от многих факторов, включая размер грузопотока, иностранное законодательство, уровень конкуренции, возможности компании.

Одновременно с крупными компаниями и монополиями, располагающими отделениями, филиалами и корреспондентами во многих странах мира, сохраняется мелкое и среднее предпринимательство, часто семейное. В западноевропейских странах функционируют от 300 до 800 экспедиторских компаний в каждой, за исключением ФРГ – около 4,5 тыс. и Франции – 2 тыс. компаний. Причем во Франции 80% компаний имеют менее 50 чел. занятых, а 55% - менее 10 чел.

В США насчитывается свыше 1 тыс. таких компаний, имеющих лицензии на осуществление внешних операций и обслуживающих 85% американского экспорта.

 

 


Внутренние перевозки

 

Перевозка грузов воздушным транспортом производится по планам, утвержденным в соответствии с действующими правилами. Перевозки, не предусмотренные планом или выполняемые сверх плана, производятся по предварительным заявкам, без ущерба для плановых перевозок.

При систематической перевозке груза в одно и том же направлении перевозчик и отправитель могут заключить специальный договор, в котором должны предусматриваться: количество подлежащего перевозке груза, сроки его предъявления к перевозке, сроки отправления, ответственность сторон за нарушение договора или Правил, другие условия, вытекающие из особенностей организации перевозок, предусмотренных договором. Наряду с договором каждая отправка должна быть оформлена грузовой накладной.

Прием к отправке мелких партий грузов и личного имущества производится по заявкам отправителей.

Перевозка грузов осуществляется:

- регулярными рейсами по расписанию

- заказными рейсами по установленным воздушным линиям, а также в пункты, куда регулярные рейсы не выполняются

- в прямом смешанном сообщении перевозчиками разных видов транспорта по одному документу с участием воздушного транспорта

К перевозке заказными рейсами принимается груз, перевозка которого невозможна регулярными рейсами по установленному расписанию.

Перевозки грузов производятся по кратчайшим маршрутам, как правило, прямыми рейсами. При невозможности прямого рейса производится перевозка с перегрузкой в промежуточных аэропортах (трансферная перевозка) на другие рейсы, о чем в грузовой накладной должна быть сделана отметка перевозчиком.

Очередность перевозки устанавливается:

· во исполнение плана перевозок

· во исполнение специального договора с отправителем

· сверх утвержденного плана

· по разовым заявкам от государственных и других организаций.

 

Вне очереди перевозятся грузы:

· по заданию правительства

· предназначенные для предотвращения стихийных бедствий и т.д. и ликвидации их последствий

· специального назначения (посевные, …)

· по разовым заявкам граждан

· случайно засланные или задержанные в период перевозки.

 

Прием грузов к перевозке. Груз к перевозке принимается аэропортами и транспортно-экспедиторскими предприятиями. По договоренности груз к перевозке может приниматься на складе отправителя или в другом месте.

Прием грузов к перевозке производится после внесения всех платежей отправителем перевозчику за перевозку. Перевозка грузов в кредит или наложенным платежом запрещается.

Груз принимается к перевозке на условиях его доставки в пункт назначения в установленные сроки без определения рейса и даты отправки. Перевозчик может принять груз с указанием даты и рейса отправки, но в этом случае отправитель должен доставить груз в аэропорт в установленное перевозчиком время.

К воздушной перевозке принимается только груз, соответствующий по объему, качеству, массе требованиям Правил и особых условий перевозки, установленных ведомствами. Отдельные места должны иметь массу не менее 5 кг и не более 200 кг, включая тару или упаковку. Размеры мест или объем для укладки груза в контейнеры или на поддоны должны отвечать Правилам. Нарушение массы, объема, линейных размеров мест груза должны согласовываться с перевозчиком и оплачиваться в соответствии с Правилами применения тарифов. Опасный, скоропортящийся груз, животные и другой особый груз принимается на условиях, определенных правилами и специальными инструкциями.

Перевозчик обязан отказать в приеме груза, если:

· заполненная отправителем грузовая накладная не содержит всех сведений

· масса, размер, объем груза не соответствуют Правилам

· упаковка или тара не соответствуют правилам

· отправитель не предъявил всех требуемых санитарных, карантинных документов

· на таре или упаковке отсутствует установленная маркировка

· на перевозку предъявленного груза имеются ограничения госорганов

· нет согласованного решения об объявлении ценности груза.

 

При указанных нарушениях груз считается непредъявленным к перевозке, о чем составляется двусторонний акт.

 

Грузовая накладная

Форма грузовой накладной и порядок ее заполнения устанавливаются министерством транспорта и его соответствующими подразделениями.

Грузовая накладная составляется на 4-х бланках: одна – накладная отправителя – не имеет печатной нумерации и заполняется отправителем до передачи груза к перевозке; три – грузовая накладная, квитанция о приеме груза, корешок грузовой накладной – имеют одинаковый печатный номер и заполняются перевозчиком при приеме груза к перевозке. Составляется грузовая накладная на имя получателя.

До передачи груза к перевозке отправитель обязан составить накладную отправителя, заполнить все графы, его касающиеся, и подписать.

Отправитель отвечает за правильность касающихся груза сведений и несет ответственность за вред, причиненный перевозчику или другому лицу, перед которым отвечает перевозчик, вследствие неправильности, неточности или неполноты этих сведений. Перевозчик вправе проверять правильность заполнения грузовой накладной.

Одновременно с накладной отправитель обязан передать перевозчику все санитарные и карантинные документы.

Перевозчик на основе накладной отправителя заполняет номерные бланки грузовой накладной, а также вносит в накладную отправителя все сведения, которые должны быть указаны перевозчиком.

Один бланк грузовой накладной (квитанция о приеме груза) выдается отправителю в удостоверение заключения договора перевозки. Два бланка – накладная отправителя и грузовая накладная – следуют вместе с грузом до пункта назначения. Накладная отправителя выдается получателю в пункте назначения вместе с грузом, а грузовая накладная остается в аэропорту назначения. Корешок грузовой накладной хранится в аэропорту отправления.

Договор на перевозку опасного груза удостоверяется грузовой накладной, бланк которой имеет на лицевой стороне красную полосу по диагонали.

На каждую грузовую отправку составляется грузовая накладная. При приеме к перевозке одновременно большой партии грузов, перевозка которых будет производиться на нескольких воздушных судах (ВС), перевозчик должен потребовать от отправителя составления двух и более грузовых накладных.

 

 

Запрещается оформление одной грузовой накладной:

· на груз, перевозимый на особых условиях (скоропортящийся, опасный, …), и груз, перевозимый на общих условиях;

· на груз, требующий и не требующий специальных карантинных условий;

· на продукты питания и груз, который может повлиять на их качество;

· на груз, перевозимый по разным тарифам;

· на груз с объявленной ценностью и груз без объявленной ценности.

Масса груза определяется сторонами при приеме груза к перевозке, если иное не предусмотрено правилами. Перевозчик обязан взвесить груз в присутствии представителя отправителя и указать его массу на всех бланках грузовой накладной. Если перевозчиком будет установлена разница в массе, заявленной отправителем, за окончательную принимается величина, установленная перевозчиком.

Отправитель может сдать к перевозке груз с объявленной ценностью, причем она не должна превышать действительной стоимости груза. В случае расхождения отправителя и перевозчика в оценке груза отправитель должен подтвердить свою оценку счетами, прейскурантами или другими документами. При отсутствии документов перевозчик имеет право отказать отправителю в его оценке.

С обязательным объявлением ценности к перевозке принимаются:

· грузы, на которые не установлены государственные цены;

· груз, бывший в употреблении, износ которого не определен;

· драгоценные металлы и камни, пушнина, оптическое стекло, ковры;

· личное имущество граждан, перевозимое без сопровождающего.

Запрещается объявление ценности:

· скоропортящегося груза

· опасного груза

· груза, перевозимого с сопровождающим.

Право распоряжения грузом во время его перевозки принадлежит отправителю, который сохраняет это право до выдачи груза получателю. Отправитель имеет право получить обратно сданный к перевозке груз, изменить получателя в случае невозможности передачи ему груза по какой-либо причине.

Перевозчик обязан выполнить распоряжение отправителя:

· в аэропорту отправления, если груз не погружен на ВС;

· в аэропорту посадки ВС, если выполнение распоряжения отправителя не вызовет задержки рейса;

· в аэропорту трансфера во время хранения груза на складе;

· в аэропорту назначения до выдачи груза получателю.

Во всех других случаях перевозчик вправе отказать отправителю в распоряжении грузом. Если выполнение распоряжения отправителя перевозчиком невозможно, последний обязан в течение 6 часов уведомить об этом отправителя и запросить его о другом решении.

Отправитель полностью отвечает за последствия, вызванные его распоряжением, и обязан возместить перевозчику все возможные затраты, а также уплатить сборы, положенные по правилам применения тарифов.

Срок доставки грузов.

Перевозчик обязан доставить принятый к перевозке груз в пункт назначения в установленный срок.

Срок перевозки исчисляется с момента приема груза к перевозке в порту отправления и до момента извещения получателя о прибытии груза в аэропорт назначения, с учетом норм времени на хранение, переработку грузов в аэропортах первоначальных, промежуточных, назначения и на перевозку груза ВС. Исчисление срока доставки начинается с 00 часов суток, следующих за днем приема груза к отправке.

Срок доставки негабаритного, тяжеловесного и мелких партий груза, принятых к перевозке в пункты, куда не установлено регулярное движение ВС, определяется перевозчиком по договоренности с отправителем, о чем делается отметка в грузовой накладной.

Перевозка считается выполненной, если груз передан перевозчиком получателю, указанному в грузовой накладной.

При отсутствии получателя по адресу, указанному в накладной, или по другой причине невозможности для перевозчика передать груз перевозчик обязан сообщить об этом отправителю и запросить указаний.

При получении груза получатель обязан расписаться в грузовой накладной, остающейся у перевозчика.

Прибывший в аэропорт назначения груз хранится в течение 30 дней с момента прибытия, после чего считается невостребованным и подлежит реализации. Если получатель не принял груз в установленный срок или отказался от его приема, перевозчик уведомляет об этом отправителя и вправе оставить груз у себя за счет и на риск отправителя.

Груз, поступивший в аэропорт без документов и маркировки, хранится в аэропорту до выяснения его принадлежности. Если принадлежность не установлена в течение 6 месяцев, груз считается бездокументным и подлежит реализации.

Реализации подлежит груз:

· признанный невостребованным, срок хранения которого истек;

· бездокументный, принадлежность которого не установлена;

· которому угрожает порча и повреждение;

· поврежденный, дальнейшая перевозка которого признана невозможной или нецелесообразной.

Перевозчик обязан, насколько это возможно, поставить в известность отправителя о решении реализовать груз. Если в течение 5 дней со дня подачи уведомления о решении реализации груза отправитель не воспользовался своим правом распоряжения грузом, последний реализуется.

Груз, переданный на реализацию, оценивается комиссией в составе представителей перевозчика, финансовых и торговых организаций, о чем составляется акт. При необходимости к оценке привлекаются эксперты.

Сумма от реализации, за вычетом части, причитающейся перевозчику, перечисляется либо получателю, либо отправителю в зависимости от состояния расчетов между ними. При невозможности перечисления сумм получателю или отправителю по истечении установленного срока они перечисляются в госбюджет.

Обстоятельства, которые могут служить основанием для имущественной ответственности авиапредприятия, отправителей и получателей, удостоверяются коммерческим актом.

Коммерческий акт составляется в аэропорту назначения, но в отдельных случаях может составляться в начальном или промежуточном аэропорту в случаях:

· несоответствия груза в натуре его наименованию;

· повреждения груза;

· обнаружения груза без документов.

 

 

Международные перевозки

 

Грузы, принимаемые к перевозке на международных воздушных линиях, должны удовлетворять следующим требованиям:

1. Ввоз, вывоз и транзит грузов производится в соответствии с законами страны, территория которой затрагивается в перевозке.

2. Грузы и их упаковка не должны создавать опасность для самолета, людей или имущества и вызывать раздражение у пассажиров.

3. К грузам должны прилагаться все требуемые сопроводительные документы.

Требования к упаковке и маркировке такие же, как и для внутренних перевозок.

Большинство международных воздушных перевозок контролируется Международной ассоциацией воздушных перевозчиков – IATA.

На начальных стадиях авиаперевозок воздушные перевозчики предпочитали передавать вопросы привлечения грузов третьим лицам, которые назывались грузовыми агентами. Для упорядочения их деятельности воздушные перевозчики через IATA создали международную агентскую организацию.

Грузовой агент IATA уполномочен IATA действовать от имени и по поручению авиалиний IATA в сделках с клиентурой. Грузовыми агентами становятся экспедиторы.

Для того чтобы получить статус агента IATA экспедитор должен:

· подтвердить свою финансовую стабильность и квалификацию персонала;

· обладать собственным или арендованным оборудованием для погрузки/разгрузки грузов;

· дать согласие на выдачу накладной и сбор фрахта в соответствии с согласованными тарифами и передачу этих денег перевозчику в течение 30 дней после даты выдачи накладной.

Авиаперевозчик выплачивает экспедитору вознаграждение в виде комиссионных от объема проданных услуг. Сейчас комиссионные не фиксируются в виде определенного процента, а индивидуально согласовываются через какие-то промежутки времени.

Обычно каждый авиаперевозчик передает экспедитору запас авианакладных, на которых проставлен логотип авиалинии. Экспедитор заполняет накладную как агент авиаперевозчика. Заполненная и врученная клиенту (грузоотправителю) авианакладная является договором перевозки (и инвойсом) между клиентом и авиаперевозчиком (Master Air Waybill – MAWB). В тех странах, где отрасль компьютеризирована, экспедиторы получают только номера накладных, которые они должны использовать. Они печатают эти номера и логотипы авиалиний на нейтральных авианакладных. Авиалинии оплачивают экспедиторам затраты на приобретение нейтральных авианакладных.

Итак, нейтральная авианакладная не имеет ни номера, ни логотипа авиалинии. Поэтому может выдаваться и самим экспедитором. Экспедиторы присвоили ей название «домашняя» (House Air Waybill – HAWB). В таком случае экспедитор в глазах клиента сам становится перевозчиком.

Для уменьшения конкуренции между авиаперевозчиками и экспедиторами за клиентов IATA своей резолюцией в 1993 г. установила, что бланки нейтральных авианакладных должны выдаваться авиаперевозчиком агенту с присвоенными номерами под обязательства выполнения условий перевозок и тарифов IATA.

Стремление экспедиторов действовать в качестве договорных перевозчиков было обусловлено не выгодами от увеличения ответственности, а привлекательными количественными тарифами, которые предлагаются авиаперевозчиками. Экспедитор выигрывал на операциях консолидации. Он мог устанавливать тарифную ставку для своих клиентов, ниже опубликованной авиаперевозчиком, и получать прибыль на разнице:

 

N – нормальный тариф авиаперевозчика

Выигрыш клиента

                      F – тариф экспедитора

Выигрыш экспедитора

Q – количественный тариф авиаперевозчика

 

Такая практика получила такое широкое распространение, что экспедиторы на авиатранспорте стали называться консолидаторами.

 

На авиа транспорте основной перевозочный документ – грузовая накладная. Является необоротным документом.

Имеет две законные и несколько практических функций. Первая – это расписка перевозчика в приеме груза к перевозке. Вторая – это документ, содержащий условия перевозки, включая любые специальные инструкции перевозчику.

С практической стороны авиагрузовая накладная является расчетным документом, устанавливающим суммы платежей, причитающихся транспорту, и стороны, от которых он должен их получить. Если она заполнена должной информацией, то может также рассматриваться как страховой сертификат или документ, по которому груз может пройти таможенную очистку.

В общем случае авиагрузовая накладная может быть выдана в одном из двух вариантов: как MAWB или как HAWB.

Накладная имеет три оригинальных экземпляра и несколько копий. Один оригинал – перевозчику, другой – получателю, третий – отправителю.


5. ЭКСПЕДИРОВАНИЕ ПРИ ПЕРЕВОЗКАХ ГРУЗОВ АВТ0ТРАНСПОРТОМ

 

Внутренние перевозки автотранспортом регулируются:

· Гражданским кодексом.

· Уставом автомобильного транспорта.

· Правилами перевозки грузов в Украине (приняты в марте 1998 г.)

Между перевозчиком и заказчиком-клиентом (грузоотправителем или получателем) должен быть заключен договор в произвольной форме, в котором указывается объем, сроки и условия перевозки, права и обязанности сторон.

     При наличии договора заказчик подает перевозчику заявку. Заказчик может застраховать груз. В Правилах устанавливаются требования к маркировке и определению веса. Массу груза определяет заказчик. Он же должен загрузить, закрепить, раскрепить и выгрузить груз. По отдельному соглашению перевозчик может сам произвести эти действия. Если обнаружен ущерб при этих действиях или перевозке, заказчик может потребовать оплаты. Время погрузки фиксируется в путевом листе. Время прибытия под разгрузки фиксируется в товаротранспортной накладной. Пломбирует только заказчик. Пломбируются только специализированные авто и прицепы, а также контейнеры и отдельные грузовые места. Оттиск пломбы описывается в товаротранспортной накладной. Основными документами на автоперевозке грузов являются товаротранспортная накладная и путевой лист.

Товаротранспортная накладная заполняется заказчиком,  путевой лист – перевозчиком. Товаротранспортная накладная выписывается не менее, чем в 4-х экземплярах, подписывается и пропечатывается заказчиком. После приема груза все экземпляры подписываются перевозчиком. 1-й экземпляр остается у отправителя. 2-й, 3-й и 4-й отдаются водителю. 2-й он вручает получателю, 3-й и 4-й – возвращаются перевозчику с подписью получателя. В тех случаях, когда невозможно перечислить все наименования грузов, к такой накладной прилагает документ с перечнем грузов. О наличии дополнительного документа сообщается в товаротранспортной накладной, без которого она не действительна. Перевозчик сдает груз в пункте назначения получателю согласно товаротранспортной накладной. Если сорваны пломбы или обнаружено повреждение груза, то идет проверка массы и количества.

В случае обнаружения несоответствия, составляется акт определенной формы. В акте удостоверяются следующие обстоятельства:

· несоответствия наименования, количества или массы груза данным, указанным в товаротранспортной накладной;

· нарушение или отсутствие пломб;

· простои в пунктах погрузки/выгрузки сверх установленных норм;

· другие обстоятельства, которые могут служить основанием для материальной ответственности сторон.

Прием экспортных грузов оформляется в том же порядке, что и грузы, пребывающие через ж/д.

 

Международные автоперевозки

Международные автоперевозки регулируются следующими международными конвенциями:

· Международная конвенция автотранспортных перевозок CMR (Принята в Женеве в 1956 г.);

· Конвенция о транзитных автотранспортных перевозка TIR (Принята в 1959 г.);

CMR регулирует автоперевозки, которые осуществляются с пересечением границ внутри материковой Европы. Конвенция учитывает островное положение Великобритании и продолжает действовать, если составной частью маршрута является морской участок.      Основные положения касаются обеих сторон, связанных с доставкой груза. Четко защищены интересы грузовладельца и перевозчика. Достигается тем, что положения Конвенции преобладают над местным законодательством подписавших ее стран. Оговорки перевозчика не принимаются. Контейнер укладывает отправитель. При этом экспедитору следует знать, что неправильная укладка или упаковка, выполненная им, позволяет снять ответственность с перевозчика за порчу груза. TIR позволяет упростить таможенный контроль, проведение различных платежей и процедуру оформления различных документов.

     Автотранспорт следует за пломбами таможни страны отправления.

     При этом у перевозчика обязательно находится Carnet TIR или книжка МДП.

При выполнении международной автоперевозки, водитель должен иметь следующие документы:

Документы водителя:

·   служебный заграничный паспорт;

·   водительские права;

·   медицинский страховой полис;

·   декларация (справка на право вывоза иностранной валюты);

· тахограф (регистрирует работу водителя).

 

Документы на автомобиль:

· техпаспорт;

· свидетельство о пригодности автотранспорт-ного средства к международной перевозке конвенцией TIR;

· талон прохождения техосмотра;

· зеленая карта (страховой полис, который страхует гражданскую ответственность владельца автотранспорта);

· разрешение перемещаться по территории.

· лицензия на право занятия деятельностью;

· путевой лист;

· специальные приспособления и документы (при перевозках опасных грузов).

 

Документы на груз:

· ГТД;

· Международная товаротранспортная наклад-ная «CMR» со всеми сопроводительными документами;

· книжка МДП или Carnet TIR;

· копия страхового полиса на груз;

·  счет-фактура на груз (содержит реквизиты сторон, заключивших В/Т сделку, дата заключения, количество груза, цена и стоимость);

· консульский счет-фактура для экспортных грузов (санкционируется консульскими отделами в стране отправления с целью контроля ввозимых грузов и преодоления языковых трудностей);

· если груз попадает под действия соглашения о льготных пошлинах, то прилагается сертификат (свидетельство) о происхождении груза. Выдается Торгово-промышленной палатой (ТПП).

 

CMR-накладная

     Составление CMR-накладной согласно Конвенции о договоре международной дорожной перевозки грузов (КДПГ) подтверждает заключение договора международной автомобильной перевозки груза. CMR-накладная представляет собой бланк, состоящий из 10-ти (14-ти) страниц незаполненных граф, отпечатанных на самокопирующейся бумаге, имеет учетную серию и номер, одинаковые для всех страниц. CMR-накладная выписывается не менее чем на 4-х страницах.

     Первые 4-е страницы CMR-накладной имеют собственное наименование, которое присваивается типографским способом:

· 1 страница - «1 Экземпляр для отправителя»;

· 2 страница - «2 Экземпляр для получателя»;

· 3 страница - «3 Экземпляр для перевозчика»;

· 4 страница - «4 Для расчетов»;

 все последующие страницы не имеют специального наименования. Страница CMR-накладной «1 Экземпляр для отправителя» остается у отправителя и предназначается для подтверждения факта отправки груза и расчетов. 2, 3 и 4 страницы в обязательном порядке должны быть заверены подписями и печатями отправителя, подписями представителя перевозчика (водителя, экспедитора). 2 страница CMR-накладной «2 Экземпляр для получателя» сопровождает груз и сдается водителем получателю и предназначается для подтверждения факта получения груза.3 и 4 страницы CMR-накладной «3 Экземпляр для перевозчика», «4 Для расчетов» заверенные подписями и печатями отправителя и получателя груза, сдаются перевозчику. 4-ю страницу CMR-накладной, служащую основанием для расчетов, перевозчик прилагает к счету за перевозку и высылает заказчику (отправителю, получателю, экспедитору), а 3 – прилагается к путевому листу и служит основанием для учета оказанных транспортных услуг и начисления заработной платы водителю.

 

Книжка M ДП

 

Для приобретения книжки МДП независимому перевозчику необходимо обратиться в АсМАП (Ассоциацию международных автоперевозчиков) и внести соответствующие платежи. В книжке 12-14 листов. Все они заполняются на основе CMR-накладной на языке страны отправления и международном. Заполненная книжка предъявляется в таможню, в зоне действия которой находится пункт отправления. Таможня пломбирует автомобиль. Информация заносится в книжку и таможня отрывает первый лист.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-12-15; просмотров: 33; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 13.58.137.218 (0.197 с.)