Причины успеха Османской империи 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Причины успеха Османской империи



1) Сильная армия, хорошо организованная

2) Разобщенность и междоусобицы Балканских государств, которые не захотели выступить общим фронтом против турок

Посмотрите на карту: В 15 веке территория в коричневой краской вошла в состав Османской империи. Как только османы вступили на территорию Европы, у Европы появился общий враг. Появилась причина – можно дружить против кого-то.

В 16 веке турки оккупировали Венгрию и подступили к Вене. Вена – последний город в Европе, до которого дошли турки. Взять Вену они не смогли. Противостояние длилось с середины 16 по середину 17 века. Последний натиск турок на Вену – 1681 год. После этого, с конца 17 века, турок Европа вытесняет со своей территории.

В середине 16 века турки стоят под стенами Вены. Вспомните, начиная с середины 15 века, Европа нуждается в России. Европа вспоминает, что православие – тоже христианство. Европе нужна большая территория, ресурсы России, её далеко не последняя армия. И Папа Римский пытается пристегнуть Россию к антиосманской коалиции. Помните, наш Иван 3 женился на Софье Палеолог, она до этого воспитывалась Папой Римским, возник удачный момент политический. Брак использовался для проникновения политики Рима в Москве. Софья должна была нашёптывать мужу, что войска надо отправить после османов. Но ума у Софьи, слава богу, достаточно, так что план Папы Римского не прошёл. У Ивана 3 была масса своих проблем – надо было восстанавливаться после татаро-монгольского ига, объединять страну, создавать государственный аппарат. Двойные стандарты Европы в тот момент начинают точно просматриваться. В 20 веке политологи Германии и Франции будут, не стесняясь писать, что Россия – прекрасный барьер против китайской угрозы с Востока. Россия никогда не будет в Евросоюзе – она там не нужна, только барьер.

Начиная с конца 17 века до начала 20 века Османская империя будет терять свои территории и мощь и после Первой Мировой войны окончательно рассыплется на ряд государств.

В Европе происходят интересные события в это время. Идея политического единства Европы появляется на рубеже 8-9 веков во Франкском государстве в голове Карла Великого. Он пытается создать из огромного количества земель единое королевство, принимая эстафету от Римской империи. В 800 году Папа Лев 3 коронует Карла Великого короной римских императоров, таким образом передавая эстафету от императоров Рима. НО империя держалась харизмой правителя, после смерти Карла территорию разделили.

Ещё одна попытка будет предпринята в 10 веке германским императором Оттоном 1. В 962 (Русь в это время расширяется – у нас Святослав правит) Оттон пытается воссоздать Римскую империю. В 962 году добивается коронации короной римских императоров. С этого момента до 1804 будет существовать священная Римская империя. Положит конец этому рыхлому образованию Наполеон, ну а дальше консолидация Италии и Германии. Сначала называлось объединение Римской империей, потом Священой Римской империей, а с 15 века – Священная Римская империя немецкой нации. Немцы – сосредоточение образования этой империи. Империи Оттона и Карла выполнили свою объединяющую роль, так как коронацией объединили территории под общей властью.

Еще одной мощной силой была римская католическая церковь. Она претендовала на роль высшего арбитра, из её рук правители получали корону. Она претендовала на роль руководителя духовного, а если получится – и светского. После признания Константином 1 в 4 веке христианства официальной религией, начинается процесс превращения церкви в политическую силу. С 4 века церковь набирает силу. (В Сирии сейчас такая мясорубка, потому что там огромное количество церквей – религиозно-политические столкновения. В Египте тоже есть христианская церковь коптов, которая боится, что будет дальше, так как у власти сейчас там исламисты).

Вся территория Европы с 1 по 13 век становится христианской. Даже на территории Руси христианство распространялось почти 250 лет. Нужны были подвижники, миссионеры, церкви. В скандинавию христианство добирается к 13 веку только.

С 6 века в Европе появляются монастыри как центры сохранения веры и ее поддержания и как некие банки, в которых накапливался материальный ресурс церкви, на который он может опереться в любой момент. Возникло огромное количество орденов. Есть чёрное и белое духовенство. Католические священники принимали целибат, обет безбрачия. В православной церкви священники проходят обряд венчания, а потом возводят в сан. Должен быть нормальный пример образа семьи.

Монтакосин – первый и крупнейший монастырь в Европе.

Для церкви важнейший вопрос при существовании императора – как обосновать, что церковь главнее? Аврелий Августин (один из наиболее почитаемых святых), жил на рубеже 4-5 веков, пишет труд «О граде божьем». В нём говорит о бесприкословном подчинении светской власти церкви. Пишет о теократии (светская власть подчиняется духовной). На основании этих трудов Рим присваивает себе главенствующие роли и функции и превращается в Папу Римского.

К 8 веку христианство стало господствующей религией в Европе - язычники в меньшинстве. Но при этом в 8-начале 9 веков, и в конце 10 веков появляется явная заявка светской власти на такую же главенствующую роль. Два центра: в Риме и в Германии. Были и периоды пленения пап, и когда короли ползли на коленях к Папе Римскому за прощением. В итоге противостояние заставило договариваться. В Европе научились толерантности. В Европе научились договариваться à толерантный европейский менталитет. Ни та, ни другая сила не стала главенствующей.

Монастыри были абсолютно обеспеченными хозяйствами от и до. Наш Соловецкий монастырь был в осаде 8 лет, значит, там всё было для жизни. Если бы не показали калитку, которая шла через прачечную, Соловки бы ещё долго не взяли.

Довольно скоро появилась ещё одна сила, которая претендовала на участие в политических процессах. Это феодалы, собственники земли и зависимых крестьян. Феодала и крестьянина связывали поземельные отношения. Феодал не мог использовать землю без крестьян, а у крестьян не было земли, так что он брал землю у феодала и платил ренту. Феодализация общ-ва происходит в разных темпах. Быстрее там, где был античный опыт подобных отношений. В Европе происходило довольно быстро. Синтезный (там, где античный опыт и опыт германских племён) и бессинтезный путь. В России бессинтезный. Крупные феодалы, которые формально зависели от короля, были его вассалами, были на деле вполне независимы – имели собственные отряды, собственную землю, сами выполняли судебные функции и, опираясь на свою власть и отряды, становились независимыми территориями.

С 11 по 13 век в Европе наступает период феодальной раздробленности. Светские и духовные феодалы участвовали в управлении государством, так как короля избирали на большом совете, где были высшие феодалы и духовник. Это - демократия знати. Выбирали зачастую из одной и той же династии, но ты не мог занять трон, пока тебя не выбрали, должны были выбрать!

Кроме феодалов была ещё одна сила, претендующая на участие в политическом раскладе – это города. Города возникают чаще всего на пересечении торговых пустей, где были броду, удобные места для встречи торговцев. Оксфорд переводится как бычья переправа – быков перегоняли в этом месте через реку и продавали/покупали. Вышний Волочок – волоком тащили, а пока тащили – торговали. Много городов, оставшихся от мест торговли. Главное место в средневековом городе – рынок. Все улицы в идеальном городе должны приводить на центральную площадь и рынок (например, город Пальманова). Самое начало города – на реке, так как это – естественная преграда против нашествий. Города – главное место рынок, на рынке масса торговых операций. Самые богатые семейства в городе роднились, возникал патрициат – верхний богатый слой, имевший доступ к власти. Внутри городских стен писался свой устав, был свой суд, были свои правила, но чаще всего такие города возникали на землях феодалов. Феодалам было выгодно иметь город на своих территориях – они могли собрать большое количество дани. Но феодалы сразу давали городам некоторые привилегии, было правило «1 год и 1 день» – если столько беглый крестьянин прожил в городе и смог это доказать, он становился свободным.

Стремление феодалов получить как можно больше доходов способствовало образованию городов на территориях феодалов. Феодалы привлекали горожан и отдавали им куски территорий. Но города богатели и вырывались из-под власти феодалов – их не устраивало, что приходил феодал и забирал примерно 40% прибыли. Поэтому в 12-15 веках появляется движение коммунальные революции, когда города уходят из-под власти феодала, были и революции-восстания, но чаще всего города выкупали своё право на самостоятельность, они были уже достаточно богатыми и могли предложить такую сумму, на которую феодал соглашался.

Очень важным социальным слоем в городах были купцы, менялы, ювелиры – самые богатые в городе.

Рост городов происходил очень разными темпами. В городе этот процесс проходил очень быстро – так как была база, были старые города, просто заброшенные, их восстанавливали. Восстанавливаются города и растут там, где была античная культура (Северная Франция, Нидерланды, Англия). Распределение городов в Европе не равномерное. Больше всего в Северной и Средней Италии и по рекам.

В городах формировался особый городской менталитет, на котором выстроятся многие ментальные достижения Европы, вылившиеся потом в революции, движения, научные открытия и тд.

Вся европейская культура была пропитана христианством – люди жили по звуку колокола. Даже дневной цикл был привязан к церкви.

На базе латинской христианской мысли сформировалась средневековая философия. Средневековая философия решила основную проблему – взаимосвязь бога, мира и человека. Это определило так называемый городской менталитет в Европе.

Особое влияние, даже в средневековье, оказывала философия Аристотеля (он считал, что с помощью разума можно познать мир). Вот от этого суждения отталкивалась, а Аристотеля преподавали во всех школах, во всех монастырях его изучали, в 11 веке рождается схоластика («школьная философия»). Главное занятие схоластики – учились читать, чтобы при помощи текстов доказать истинность библии. Тогда же рождается алхимия, астрология. При помощи реальных научных вещей пытались доказать чудеса. Что 5ю хлебами можно накормить массу людей и тд.

Идеи познания получают особое распространение в 12 веке, веке средневекового гуманизма. Серьёзную роль в развитии средневековой философии сыграла ИСПАНИЯ! Она тогда находилась под влиянием арабов, там была реконкиста. Там мусульманская и европейская культуры сплетались теснейшим образом. Именно здесь переводили с арабского языка на латынь и наоборот, здесь осмысливали эти тексты, писали философские трактаты. Из Испании эти тексты расходились по всей Европе. Наиболее выдающиеся философы, которые приложили к этому руку: Авиценна (Абу-Али ибн Синна), Аверроэс (Абу-ль-Валид Мухаммар ибн Ахмад ибн Рушд), Моисей Маймонид (Рамбаб).

Итак, проникновение их трудов послужило возникновением интереса к античности, к истории европейских государств.

Возникает светская литература, массовый религиозный экстаз начинает заменяться индивидуальной верой. Возникла городская культура. Миннинзингеры, министрели, трубадуры как раз тогда появляются.

В 12 веке из противоборства разных течений в схоластике рождается открытое сопротивление авторитету церкви. Главные противники:

· Пьер Абеляр («Если я не понимаю, я не верю!» - обязательное условие веры),

· В 13 веке появляется теория о двух истинах - Стер Брабандский (Теория двух истин: человек с помощью разума открывает истины и богословские, и рациональные, но они могут сосуществовать вместе).

· Фома Аквинский пытался примирить разум и веру. (Есть нечто сверхразумное, что нельзя доказать, в это нужно просто поверить, «томизм», но разум тоже признавал). С конца 13 века томизм становится основной идеологией, которую проповедует церковь.

· В 14 веке в Британии – богослов Уильям Оккам. (Теология не должна вмешиваться в философию).

· Николай Кузанский – немецкий философ, в его трудах в 15 веке произошёл переход от схоластики к натурфилософии. (Изучение богословия – отдельно, изучение природы – отдельно).

· Франческо Петрарка первым воспел обычные земные радости – любовь к женщине (до этого только любовь к богу), что категорически противоречило религиозной философии. Занимался проблемами земного человека, говорил о том, что у человека огромное количество способностей, из его поэзии следует, что человек немного может уподобиться богу. Он собирал античные рукописи, изучал и анализировал их. С него начинается то, что мы называем ренессансом, потому что именно он заложил основы ренессансной филологии. Петрарка ввёл понятие Hymanitatis – человеческая природа, человеческий дух. Именно из этого понятия в 19 веке возникнет термин «гуманизм».

В первой половине 15 века гуманизм превращается в широкое культурное явление. Центры гуманизма: Флоренция, Милан, Венеция, Неаполь. Возникают кружки гуманистов, школы, в которых они преподают, они создают новую школу, школу свободной личности, которая даёт ребёнку возможность всесторонне развиваться, выражать свои мысли, анализировать самому тексты. Вернулись к формированию гармоничной личности, как в античности. Гуманистов приглашают читать курсы, они становятся секретарями королей, они создают библиотеки, создают дипломатическую переписку, которую до сих пор используют.

С гуманистов – истоки Возрождения: в моде античный театр, античная музыка, античная поэзия, скульптуры.

В культуре наступает Ренессанс или Возрождение. Резко меняется живопись: выражение лиц, светотень, игра красок, необычность фигур – начинает Джотто.

Возрождение делят на ранний, высокий и поздний Ренессанс для всех видов культур. Возрождение в чистом виде возможно было только в Италии, так как она была наследницей античности. Культурологи говорят об «арснова» - Возрождение в Европе, кроме Италии.

Пик Ренессанса – «Пьета» Микеланджело.

Итальянское Возрождение насчитывает 4 периода:

· Проторенессанс

· Ранний ренессанс – Петрарка, Боккаччо, Донателло, Боттичелли, Джотто – XV век

· Высокое возрождение – Леонардо да Винчи, Микеланджело, Рафаэль, первая треть XVI века

· Позднее возрождение – Веронезе, Тинторетто – конец 16 в.

Ренессанс развивается в разных сферах: он зарождается в музыке, живописи, скульптуре, литературе, архитектуре, театре. В музыке появляются сонаты, сонатины, рондо, песни, инструментальные партии отделяются от голоса – существует акапелло и соединение голоса и музыки в опере. В 16 веке Италия подарила нам оперу. Рождаются национальные музыкальные школы, национальную музыку вплетают в классические формы. Например, у Баха мотивы национальных немецких песен. До России всё это дойдёт в 19 веке – Михаил Глинка первым переплетёт народность и классику в опере «Жизнь за царя», которая не будет воспринята российской общественностью, которая не привыкла, чтобы народная музыка использовалась в операх.

Театр возвращается в жизнь в средневековье, до этого были скоморохи, но теперь именно театральные представления. Сначала – комедия дельарте, комедия масок на потребу дня.

 В это время подъем в гуманитарных науках: этика, педагогика и история. На маленьких детей начинают смотреть не как на исчадие ада, которое кричит и требует, а как на отдельную ступень развития человека, к которой нужно подходить с особыми методами. Раньше даже одежды не было детской. Никто не занимался детством. Появляются новые методы образования: урочная система, ступени образования, предметное преподавание.

История больше не рассматривается как божественное предопределение, что всё предопределено богом. Историей начинают заниматься как историей развития человечества, человека. История становится оружием в политической борьбе. 16 век порождает идеологемы, которые начинают использоваться в виде политических лозунгов.

Возрождение вернуло в обиход человека труды по астрономии, медицине, риторике, резко расширив познания человека уже в 15 веке. Всё то, что принесли крестоносцы в 13-14 веке, достижения Востока. Всё это сливается в месте и даёт резкий толчок естествознанию, развитию точных, технических наук.

Технические изобретения стимулируют интерес к природе.

Известный математик Лука Пачоли внёс серьёзный вклад в развитие алгебры, геометрии, бухгалтерского учёта.

Важное достижение – первые печатные астрономические таблицы Реогиомонтана Иогана Мюллера.

Все эти успехи в картографии позволили европейцам в 15 веке выйти далеко в океан за Гибралтар и попытаться найти путь в Индию, так как торговый пути были перерезаны османами, а венецианцы и генуэзцы были жадными. Вся остальная Европа стремилась найти пути на Восток, откуда текут золото, серебро, материалы, специи.

Огромное значение приобрело изобретение немецкого ювелира Иоганна Гуттенберга в виде рассыпного алфавита, который можно было набирать в кассы, создавать целый страницы и печатать на станке. Оттисков можно было делать сколько угодно. Китайцы делали печатные тексты – но это было дорого и неудобно. Появилось огромное количество печатных книг на национальных языках.

Происходило развитие образования. Вернулись к следующим системам:

· Тривиум: грамматика, диалектика, риторика – подготовка к изучению философии

· Квадривиум: арифметика, геометрия, музыка (так как музыку можно посчитать), астрономия

Появляются первые два университета – Болонья и Париж. Родились из общественных школ, где могли учиться, кто хотел. К концу 14 века в Западной Европе уже около 50 университетов, а в России только произошла Куликовская битва. В Германии в 18 веке было уже 40 университетов, а у нас только первый открылся.

Школы, печатные труды на национальных языках породили сомнение в истинности библейского текста. Особенно неудачи в крестовых походах, падение авторитета церкви и Папы Римского подорвали авторитет веры. В 14 веке начинаются выступления еретиков.

Джон Уиклиф, профессор из Оксфорда, первым сказал, что «Ни Ватикан, ни церковь не нужны для того, чтобы верить в Бога». Как только он выступил с такими речами, его начали преследовать и уморить. Но среди его студентов были чехи, которые потом вернулись домой, рассказали своему преподавателю Яну Гусу об идеях Джона Уиклифа, и он начал развивать идея последнего. Яна Гуса в Праге сожгли на костре инквизиции.

В 16 веке началось движение реформация, начало которому положили как раз идеи Уиклифа и Гуса.

Октября

Естественно, начались преследования. Студенты в то время путешествовали по Европе, изыскивая возможность учиться у лучших профессоров. Слава об Уиклифе и его лекциях гремела, поэтому европейские студенты приходили на них. Европейский университет учил от 50 до 100 студентов, и то, 100 это было много. Это был приличный выпуск, если все они доучивались до конца. Поэтому, в этот момент, когда Уиклиф читал с кафедры свои лекции, в Кембридже собралось довольно много слушателей. И среди них были чешские студенты. После того, как Уиклифа репрессировали, скажем так, потому что его посадили в церковь и в конечном итоге уморили, вот эти студенты отправились к себе на родину и изложили то, о чем говорил Уиклиф своему профессору Яну Гусу, который преподавал в Пражском университете. Ян Гус подхватил, у него были некие предварительные замечания, вне зависимости от Уиклифа, но, получив такую интеллектуальную подпитку, он уже мыслит дальше, и, собственно говоря, продвинул идеи реформации дальше. На его идеях возникают Гуситские войны (1420 – 1434). О них мы ничего подробно говорить не будем. Но на сегодняшний день, католическая церковь, которая есть в Чехии, она все-таки не в чистом виде католическая, она называется Гуситская церковь и считается одной из самых ранних протестантских церквей. Протестантизм там почти еще незаметен, но, тем не менее, доктрина в догмах того, чего преподают, рассказывают в тех церквях, есть явные отличия от католицизма. Ну, Ян Гус тоже плохо кончил. Его сожгли в Праге на костре как еретика.

В 16 веке поднимается движение уже повсюду в Европе. При чем, в самом начале 16 века. В 1517 году Мартин Лютер прибивает к той церкви, где он служил, 95 тезисов к дверям, где он излагает все свои постулаты, в конечном итоге, из которых родится протестантская ветвь христианской религии. Его идеи подхватили Урих Цинге, Жан Кальвин. В конечном итоге к концу 16 века в Европе сложилось несколько видов протестантских церквей, именно церквей, как церковной организации: Лютеранская, Кальвинистская, Англиканская. Но еще возникла и масса сект, так называемое движение диссиндеров, т.е. людей, которые самостоятельно прочитали Библию и сами сделали из нее выводы.

Значит, что было такого революционного, о чем говорит эта религия? Реформация, надо отдавать себе четкое представление о том, что реформация носила чисто религиозный характер. Она за рамки религии не вышла. Это были чисто догматические религиозные споры. Все, что вытекло из этого, политическое, это уже последствия реформации. Сама реформация носит религиозный характер. Она упирается на постулат, который отвергает особую роль духовенства в посредничестве между Богом и верующим.

Основу учений реформации составляют два принципа:

1. Только верой (Бога и человека соединяет только вера. Никаких институтов, придуманных человеком, между ними нет)

2.   Только писанием (человек берет в руки Библию, читает сам текст и вот как он понял этот текст, как он верит в него, вот такая у него и будет вера).

 За основу христианского учения протестанты признают только веру в Бога, никаких, так сказать, отцов церкви и решений вселенских соборов, никакого священного предания быть не может. Может быть только священное писание. Путь к спасению лежит через истинную веру, а вовсе не через добрые дела. Поскольку католическая церковь к таким делам относила всякие пожертвования, различные деяния в пользу церкви и так далее, вот это все отвергают реформаторы и говорят о том, что время отданное Богу должно быть очень четко ограничено. Почему? Потому что, если тебе в жизни сопутствует успех, то ты и так уже избран. Т.е. если у тебя все получается в земных делах, это значит, что ты отмечен богом. Поэтому каждый должен достичь успеха сам. "Каждый несет свой чемодан сам!" - правило протестантизма. Все зависит от конкретного человека, от его способностей, возможностей, развития и т.д.

Смертный доказывает богу, что он заслужил высшего блага на том свете. У них есть понятия «рай» и «ад», понятие «чистилище» отсутствует. Поэтому, все то, что ты совершил на земле, будет оценено на том свете.

 

Начало 16 века. Западная Европа – католицизм (делится пополам Римской империи), вся остальная Европа – подвержена различным религиям, действовали различные церкви.
Кальвинизм – Шотландия (где разовьются споры между Англией и Шотландией. Английская революция начнется на основе религиозных столкновений и станет последней религиозной революцией), Голландия и Бельгия, Швейцария.

На разных землях победил кальвинизм и лютеранство - Франция, на границе с Испанией, и на самом крайнем Западе. (Кардинал Ришилье из Трех мушкетёров. Он снял у кальвинистов «голову» – штабную верхушку, а всех остальных кальвинистов оставил, потому что они составляли буржуазию, приносящую в страну деньги. Он никого не выгнал.) Протестанты других стран бежали на север Германии.

В Венгрии ислам наложился на католицизм, на Балканах – ислам наложился на православие. В чистом виде православие сохранилось только в России. Но имелись так же и буферные зоны, где возникали протестантские церкви, потом отступали (Польша, Чехия).

Реформация совсем не затронула Испанию, Португалию и Италию. Там не было такого широкого движения протестантизма, как в остальной Европе.

Реформация вынудила папу принять серьезные шаги против "протестантской ереси": Террористический отряд, во главе с Игнатием Лайлой - орден Иисуса/Иезуитов, породил основы контрреволюционной разведки. Иезуиты существуют до сих пор. Иезуитская политика – методы шпионажа.

В середине 16 века был проведен Триденский собор (1545 - 1563) на границе между Австрией и Италией. Протестантизм объявлен ересью, начинается наступление католиков на протестантов, вплоть до сожжения на кострах. Появляется ряд зависимых от Рима государства церквей (национальных) - способствует религиозно-политическому плюрализму.

В тех странах, где победил протестантизм, были введены законы, по которому глава дома отвечал за то, чтобы каждый из его семьи умел читать. В Швейцарии был принят такой закон уже в 1530е- 40е. В Швейцарии становятся грамотными. Читать умела ВСЯ протестантская Европа. Писать умели всего 50-70% мужского населения. Но грамотными до 1830х годов века считались только те, кто умеет, и читать, и писать. Для того, чтобы все прочитали Библию, нужно было перевести ее на национальные языки. Люди начали читать не только Библию, появляется потребность в литературе, появляются печатные станки, возникает масса вопросов, на которые человек пытается найти ответы à вырастает научная революция.

Первая научная революция (16-17 века) связана с нарастающим объемом литературы и информации. В 18 веке на всю Европу было около 1000 ученых (Коперник, Бруно). Рывок в технических дисциплинах.

Конец 15 - 16 в.эпоха географических открытий, которые расширяют горизонты европейцев и дают много новой информации. Люди начинают применять новые технологии. Все новое требует внедрения в жизнь.

Во время чумы, когда умерло очень много людей, Европа незамедлительно начинает усваивать все технологические достижения, и создает механизмы, которые заменяют руки человека. В этот период было доказано, что земля имеет форму шара, начинают изучать явления магнетизма, законы преломления света (свет изучают как волновую теорию, а не корпускулярную). Появляется гидрометр, ртутный термометр, барометр.

Первые достоверные карты нарисовал Гилберт Меркатор, взяв за основу карты древнего мира и арабских карт. На основе его карт были совершены все географические открытия. Австралию открыли сначала теоретически.

Коперник написал книгу об обращении планет, текст которой увидел только за пару дней до смерти. Он понимал, чем это грозит, т.к. доказывал, что НЕ Земля в центре Вселенной, а Солнце. Он заменил геоцентрическую (Земля в центре) систему на гелиоцентрическую (Солнце в центре). Его идеи развил Джордано Бруно, начал распространять их по Европе. (сожжен на площади Цветов в феврале 1600 года).

Датский астроном Тихо Браге составил таблицу движения планет. Он пронаблюдал, в каком месте находятся планеты в определенный период.

Иоганн Кеплер понял, что планеты движутся не по кругу, а по эллипсу.
Научный подтверждением гелиоцентризма стали труды Галилео Галилея, который занимался законами земного притяжения (законом падения тел), инерция, скорость, ускорение.

Научная революция завершается трехтомником Исаака Ньютона. Он обобщил все, что сделали его предшественники, описал все явления природы, опираясь на три закона механики, вывел закон всемирного тяготения, когда математической формулой можно описать все процессы Вселенной. Он вынужден был придумать высшую математику. Независимо от него к тем же выводам пришел Иоганн Лейбниц из Германии (до сих пор спорят кто первый, хотя это произошло одновременно). Этот закон оказал огромное влияние на Европу, т.к. все в мире можно описать математическими законами.

Математика развивается быстро. Появляется отдельно алгебра, тригонометрия, отдельно геометрия, отдельно аналитическая геометрия, теория бесконечно малых величин (муравей может поднять груз, превышающий его вес в 100 раз, а слон не может. Почему?)

Колоссально развивается медицина. Египтяне прекрасно знали анатомию человека (мумии, делал внутриполосные операции). Взяв труды египтян, китайцев, европейцы развили медицину.

Андриас Везалий (итальянец) создал анатомический атлас человека. По его атласу учились медики до конца 18 века.

Мигель Сервет и Уильям Гарвей раскрыли 2 круга кровообращения, доказав, что кровопускания бесполезны. Хватит уже резать органы и пускать кровь, чтобы "обновить" кровь.

Посчитали ребра у мужчин и женщин и сделали вывод, что ни из какого ребра Адама не была сделана женщина. Нет неуничтожимой косточки, из которой все восстанут во время второго пришествия. Все эти открытия шли в разрез с Библейскими текстами.

Парацельс (Филипп фон Гогенхайм) сделал первые химические препараты, таблетки, которые действительно лечили людей.

Фрэнсис Бэкон пишет труд "Новый Органон", в противовес Аристотельскому «Органону» человеческое сознание такое огромное, что он может открыть все законы природы. Единственное предупреждение, на которое никто не обратил внимание до конца I Мировой войны. Знание обоюдоострое: оно может принести и пользу, и вред человеку!

Новое направление науки: Не навреди! Антиядерное движение науки (1946 году), после применения ядерной бомбы.

Итоги научной революции

1. Идея создания идеального общества.

"Если я могу математической формулой выразить все, что происходит в природе, если я могу открывать ее законы, наводить порядок в природе, то почему мы не можем навести такой же порядок в обществе?"

Отсюда рождается Просвещение. Просвещение становится интернациональным явлением. Просвещение родилось в Англии, Однако зачатки были уже в Голландии. Затем Франция подхватила эти идеи.

Книга Де ла Ферра «Энциклопедия», сделана по подобию английской. Она впервые объяснила такие слова как революция, прогресс, бедность и т.п.

Франция, Пруссия, Австрия, Россия, Италия, США (английские колонии в Америке) - здесь присутствовали идеи просвещения.

Локк, Руссо, Новиков, Гоббс, Бэкон, Болингброк, Ломоносов, Новиков – просветители

Основные идеи просвещения:

1. Занимались общественными проблемами, а не религиозными.

2. Наука стала движущей силой в государстве. Если в государстве нет науки, то оно отсталое.

3. Абсолютная вера в прогресс. Наука стала религией, т.е приобрела очень важный статус.

4. Европоцентризм – Европа – локомотив человечества.  

Что сумели объяснить и ввести:

1. Общее благо

2. Естественный человек

3. Естественное право

4. Естественная религия

5. Общественный договор

Локк и Монтескье разработали концепцию разделения властей.

В основу Конституции США заложена система сдержек и противовесов, которая не меняется уже в течение 200 лет. Тело Конституции не изменилось ни на запятую, к ней есть только поправки, которых на сегодняшний день 26. + Билль о правах.

Если создать уравновешенную систему из трех ветвей власти, то можно создать идеальное государство, которое будет вести к прогрессу.

Сначала все эти законы усвоила элита. Затем элита начинает преподавать студенчеству, среди которого было много представителей деловых кругов. Начинают задавать конкретные политические вопросы: все равны в правах, так почему же меня ущемляют, если общественное благо, то почему мне плохо. В этом все проявится в английской, голландской, французской революциях.

С 15 века темп развития Европы ускоряется.

Географические открытия 16-17 веков приводят в тому, что в Европу хлынул поток золота и серебра.

Приток золота à рост цен àинфляция à налоговый прессà восстания



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-12-15; просмотров: 46; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.140.198.43 (0.098 с.)