Граница индии и непала. 6 век до Н. Э. Буддизм. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Граница индии и непала. 6 век до Н. Э. Буддизм.



Княжество, в котором жил Сиддхартха Гаутама – Будда (просветленный) –Шакьямуни (мудрец). До 27 лет этот юноша жил во дворце, не знал горя. Потом вышел за пределы и понял, что в мире есть нищета, страдания, голод, болезни и смерть. После этого он решил, что нужно найти от этого лекарство. Чтобы найти ответ, на вопрос, почему люди страдают, он отправляется странствовать по миру, но не нашел ответа. Тогда он вернулся домой, сел под дуб, и на него нашло просветление (Будда - просветленный) – он понял, что такое жизнь, откуда берутся все несчастья и как нужно с этим бороться.

Он сформулировал 4 благородные истины буддизма:

• в мире господствует страдание, зло (дуккха);

• зло возникает из жажды, из желаний;

• следовательно, чтобы спастись, надо избавиться от желаний;

• существует путь к избавлению от желаний.

Этот путь называется восьмеричным (состоит из восьми заповедей), или же срединным, поскольку он пролегает между безудержным удовлетворением своих желаний и аскетизмом. Целью является нирвана, освобождение от цепи перерождений, «угасание светильника». В буддизме люди перерождаются.

Благородный Восьмеричный Путь состоит из следующих ступеней, разделяемых на три группы (каждая состоит из ступенек):

1) Мудрость

2) Нравственность

3) Духовная дисциплина

Виды буддизма:

· хинаяна («Малая колесница» или тхеравада, «учение старейшин»)

· махаяна («Большая колесница»)

· «ваджраяна» (Алмазная колесница или тантрический буддизм - ламаизм)

В самой Индии буддизм постепенно пришел в упадок и был заменен целым конгломератом верований, которые на сегодняшний день называются ИНДУИЗМОМ – национальной религией, исповедуемой индусами на п-ове Индостан.

КОНФУЦИАНСТВО

В царстве Лу в середине 6 века родился Кун-Цзы или Конфуций. Приблизительно в 30 лет (самый продуктивный человеческий возраст, все мыслители, пророки, философы творили именно в это время) Конфуций создает свое учение. «Символ веры» конфуцианства: государь должен быть государем, сановник — сановником, отец — отцом, сын — сыном. Государство уподоблено семье, где все роли жестко закреплены. Если каждый будет выполнять свои функции – в обществе будет порядок.

Конфуций почти что сформулировал первый императив Канта: не делай другому того, чего не желаешь себе.

Руководителями общества должны стать благородные мужи (цзюнь-цзы), воспитавшие в себе добродетель жэнь («человеколюбие»). Благородным может стать любой, воспитавший в себе соответствующие качества: почтительность, обходительность, правдивость, сметливость, доброта. Если человек способен, если у него есть цель и задатки, то благодаря учению он может достичь верхов, в том числе и в государственной службе.

Он оформил уникальную систему конфуцианских экзаменов – социальных лифтов, которая просуществовала в Китае практически до 19 века (за исключением Царства Цинь, император которого был настоящим деспотом, и ни о какой системе социального равнозначия речи быть и не могло, он сжигал конфунцианские тексты и преследовал представителей конфуцианства, но правил всего 16 лет, так что религия не забылась). Но надо понимать, что этот социальный лифт работал в очень определенной идеологической плоскости – если вы на экзамене пользовались другими, неконфуцианскими текстами – это не учитывалось. Таким образом, государство четко задавало идеологию. Нужно было изучать все кофуцианские трактаты и только на основе их что-либо рассматривать. Процесс такого продвижения таков: деревня хочет, чтобы один из ее жителей стал чиновником нижнем уровня, для этого они собирают деньги и вкладывает в этого человека (наверх выдвигались самые талантливые и умелые). Покупают ему тексты, нанимают учителей. Потом этот человек отправлялся на экзамен (проводились в монастырях). Тыда же приходили и другие претенденты. Их разделяли, сажали в кельи и давали тему сочинения (при это они ни с кем не могли общаться). Через неделю комиссия мудрецов читала все написанные тексты и выбирала самый талантливый. Этот человек и становится чиновником нижнего уровня. Если он хочет развиваться дальше, то он уже сам вкладывается в свое образование, тоже через систему экзаменов. Не действовала никакая другая система: ни подкупа, ни родства.

Но были и разные выскочки. В какой-то момент происходит слом системы и поднимаются различные крестьянские восстания и прочее. К власти приходит тиран-самовыдвиженец. НО! Все сановники-советники при нем – прошли через систему экзаменов, и потому высшие круги – образованы и надежны. Потому китайская цивилизация такая мудрая и так много всего открыла человечеству.

Конфуцианство становится официальной идеологией Китая после гибели империи Цинь (то есть с Хань). Как только оно стало официальным, то начало оказывать огромное влияние на Корею, Вьетнам и другие ближайшие страны, которые усваивали китайскую культуры вместе с идеологией (потому и языки в этих странах тоже по большей части перенесены из Китая).

Однако конфуцианство было не единственной идеологией в Китае, родившейся в осевое время. Ему противостояло еще 3 идеологии.

Наиболее сильным противником была ШКОЛА ЛИГИСТОВ (7 век до н.э., то есть раньше конфуцианства). Лигизм гласит, что существует некий абсолютный закон, которому все должны подчиняться, от простолюдина до правителя. Лигисты считали, что человеческим поведением управляют 2 мотиватора: стремление к выгоде и страх наказания, поэтому надо строить законы и управлять обществом при помощи кнута и пряника (наказания и награды). Но наказания нужно применять чаще и очень значительные, тогда люди будут стремиться к наградам. Был сформулирован принцип: народ слабый – государство могущественное, народ могущественный – государство бессильное. Этот принцип был принят при Цинь Шихуаньди, лигизм – стал основной китайской школой, а на кофуцианцев начались гонения. Но со смертью императора (через 16 лет) лигисты уходят с политической арены и больше не появляются.

ДАОСИЗМ

Еще одна школа, пытавшаяся противостоять конфуцианству – ДАОСИЗМ. Ее основатель – Лао-Цзы (рубеж 6-5 веков до н.э.). Даосы призывали:

- к социальной пассивности

- к возврату в первобытному образу существования человека

- отказ от орудий труда, письменности

- общество, которое создал человек – это олицетворение зла и насилия

- человеку было комфортно, когда он жил в лоне природы, нам необходимо вернуться в это состояние

- государство должно как можно меньше вмешиваться в дела людей

Основной принцип: старайся быть бесполезным, тогда ты доживешь до старости. Даосизм не стал основополагающей идеологией, позже вылился в мистицизм, а в итоге и вовсе почти исчез.

Байка от Светы: Роман Дефо «Робинзон Крузо» - это типичный даосизм, автор откровенно призывает к возвращению к природе, как и даосы. В то время такая даосисткая тематика была модна в литературе.

МОИЗМ

И еще один противник конфуцианства – МОИЗМ (РУБЕЖ 4-5 ВЕКОВ). Основоположник: МО-ЦЗЫ.(Еще одна идеалогия – китайский коммунизм – маоизм. Маоизм и моизм, по словам Светы, ДВЕ РАЗНЫЕ ВЕЩИ! НЕ ПУТАТЬ!)

Мо-цзы был противоположностью Лао-цзы и убеждал в том, что к природе возвращаться не нужно. Он критиковал существовавшие порядки. Лозунг: хорошее – это новое. Примерно в 3 веке до н.э. моизм был весьма популярен, а потом быстро сошел на нет. Путь к построению справедливого общества – это всеобщая любовь. Добиваться этого нужно двумя способами: 1) убеждать, что любить всех людей – это практично и выгодно, 2) принуждать к любви при помощи наград и наказаний. Под словом любовь понималось, что нужно:

- тратить время и деньги только на реально полезные дела

- прекратить войны

- заботиться о благосостоянии народа

- выдвигать простолюдинов на руководящие посты, но не при помощи экзаменов (как при конфуцианстве, когда они достигали высоких чинов только при старости), а пока они молоды и действительно готовы работать и творить

ДРЕВНЕГРЕЧЕСКАЯ ФИЛОСОФИЯ

Еще одна составляющая осевого времени – это ДРЕВНЕГРЕЧЕСКАЯ ФИЛОСОФИЯ (6-4 ВЕКА ДО Н.Э., когда жили все известные философы – «с огромными лбами горящими глазами» (с)

Байка от Светы: раньше скульптуры и бюсты всех философов были раскрашены, а мы их знаем как будто с пустыми глазницами потому, что, конечно, вся краска облезла.

Во время расцвета классической греческой философии шла борьба между философскими школами по различным проблемам: нравственности, справедливости и государственного устройства. В этот промежуток времени возникают две противоборствующие школы – софисты и киники. И те, и другие поставили под сомнение нормы справедливости и морали.

Софисты: право и мораль выдуманы слабыми, чтобы сдерживать энергию сильных.

Киники: право и мораль выдуманы сильными, чтобы управлять массами.

СОФИСТИКА СОКРАТА

В борьбе этих двух школ возникла СОФИСТИКА СОКРАТА. Он говорил, что знание и добродетель неразрывно связаны. Если человек знающий, то он и добродетельный, ибо он знает, что надо, а что не надо делать. Человек всегда стремится к счастью и удовольствиям. НО! Нужно измерять счастья и удовольствия нужно путем к этому. Достоевский так сформулировал этот постулат в «Братьях Карамазовых»: «Весь мир познания не стоит этих слезок ребеночка к «боженьке».

Каким образом измерить путь от удовольствия к счастью самому человеку? Этика – что такое добро и зло и эстетика – что такое красота. До Сократа над человеком нависает богобоязнь (я не сделаю этого, потому что меня покарают боги). Открытие же Сократа состоит в том, что рождается понимание совести (я не сделаю этого потому, что нравственный закон во мне – я знаю что есть зло и что есть зло). Также рождаются понятия «стыда» и «позора»: стыдно перед самим собой, а позорно перед обществом, Сократ разделил эти понятия и сформулировал понятие «совести». После Сократа во всей греческой литературе рождается совестливый герой (раньше единственный страх был – наказание богов).

Еще два известных философа – это АРИСТОТЕЛЬ И ПЛАТОН. Байка от Светы: на фреске Рафаэля изображены Аристотель, который смотрит вниз – он материалист и Платон, который смотрит вверх – он идеалист. То есть согласно Аристотелю, мы все знания приобретаем на земле, а согласно Платону, только если сознание наше воспарит над телом, мы духовно можем понять что-то.

Также Аристотель и Платон занимались проблемой государства, разрабатывали модели того, каким оно должно быть. Платон дает модель аристократического государства, которое устроена весьма рационально. Аристотель же рассматривает три формы правильного и три формы неправильного государства.

Все вышеперечисленные системы составляют некую ось в связи с которой можно выделить периоды «до» и «после». Это осевое время изменило понимание множества и вопросов и мировоззрений.

Существует такая логарифмическая линейка развития человечества. Начинается она с Алтубая (Аттубайский разлом) и доходит до сегодняшнего времени – автор – Капица. Он исходил от одного примера геологов, которые посадили одного микроба в чашку Петри питательный бульон. Он стал размножаться быстро, выросли огромные колонии. Затем питательный бульон кончился и микробы начали пожирать друг друга. В итоге остался один, который уже существовал на продуктах жизнедеятельности погибших микробов. Мораль: все начиналось с одного и закончилось одним. Только начиналось все с благоприятных условий, а закончилось – супернеблагоприятными. Оттолкнувшись от этого эксперимента Капица решил посчитать в логарифмическом масштабе каким образом происходит развитие Земли. 2150 год – это стабилизация населения земли, поскольку это уже предел. Считается, что максимум людей, которых сможет прокормить Земля – это в пределах 11 млрд. Дальше наступит предел, и система начнет срабатывать в обратную сторону. Капица взял население каждого государства, сравнил его и вывел закон. В частности он предсказал, что в середине 60-х годов в СССР будет пик рождаемости, а дальше все пойдет по нисходящей, также он отработал это закон и на Европе. Там тоже был пик в 40-е 50-е годы после Второй мировой, а потом наоборот. Он просчитал также Китай и Индию. В 2015 году у них будет пиковая точка, а дальше она очень медленно начнет уменьшаться. В итоге Капица предположил, что человечество начнет регулировать рождаемость, чтобы поддерживать всегда стабильный уровень населения. Поскольку сейчас уменьшается Европа, Северная Америка, зато взрыв рождаемости в Африке, Азии. Когда он все это разложил, то и вычислил это осевое время, которое дало человеку возможность перейти к рациональному осмыслению себя на этой планете.

Эта таблица опять показывает, что основная черта осевого времени – начало рационалистического анализа все происходящего и себя самого.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-12-15; просмотров: 25; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.137.218.230 (0.012 с.)