Анализ показателей рентабельности предприятия 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Анализ показателей рентабельности предприятия



План:

1. Анализ рентабельности реализованной продукции

2. Анализ рентабельности активов предприятия

3. Анализ рентабельности источников средств (собственного и заемного капитала)

4. Анализ рентабельности производственных ресурсов

5. Методика подсчета резервов, увеличение суммы прибыли и рентабельности

 

1.

Рентабельность производства продукции - отношение прибыли от реализации к сумме затрат на реализованную продукцию

Рп = Прп/3РП*100%

Рпр = Прп*В*100%

Рентабельность продаж – отношение прибыли от реализации к сумме выручки от реализации продукции.

Уровень рентабельности производства, рассчитанный в целом по предприятию зависит от 3-х основных факторов:

· Изменение структуры реализованной продукции

· Её себестоимости

· Цен реализации

При понижении показателя рентабельности всей реализованной продукции нужно провести анализ рентабельности отдельных видов продукции с целью выявления низко рентабельной продукции.

Факторный анализ рентабельности по каждому виду продукции включает анализ влияния двух факторов: изменение ср. реализационных цен и себестоимости продукции.

Р i =П i /В i =РП i *(Ц i - Ci)/РП i *С i =Ц i -С i /С i

Расчет влияния этих факторов на изменение уровня рентабельности произв. способом

цепной подстановки.

Русл = Ц110

∆ Р i ц = Русл-Р0

∆ Р ic =Р1-Русл

∆Ру+∆Рс = ∆Робщ.

Таблица 1

Факторный анализ рентабельности отдельных видов продукции.

 

Вид продукции

Цена реализации, руб

Себестоимость 1 шт, руб

Рентабельность, %

Отклонение от б.г,%

Б.г

Отч. г

Б.г

Отч. г

Б.г

Усл.

Отч.г

Общее

за счет

Цi Сi
А 5000 5500 4000 4500            
В 6000 6200 5000 5100            
С 7000 7300 5500 5550            
Д 7500 7800 6000 5750            

                                                                                  

Р i = Ц i - С i/Ci *100

Р i усл= Ц10/ C 0

Вывод: На данном предприятии доходными являются виды продукции В,С,Д главным образом в результате роста цены реализованную продукцию в отчетном году по сравнению с базисным.

 

2.

Эффективность использования капитала предприятия характеризуется его рентабельность – отношением суммы прибыли к среднегодовой сумме капитала.

Для характеристики интенсивности использования капитала рассчитывается коэффициент его оборачиваемости – это отношение выручки от реализации продукции к сумме капитала. Взаимосвязь между показателями рентабельности совокупного капитала и его оборачиваемостью выражается следующим образом.

Прибыль/Сумма капитала = Выручка/Сумму капитала*Прибыль/Выручка

Рентабельность капитала (актива) равна произведению рентабельности продажи коэффициенту оборачиваемости капитала.

Ра=Коб *Рпр

Расчет влияния факторов на изменение уровня рентабельности совокупного капитала можно произвести методом абсолютных разниц.

∆Робк = ∆Коб*Рпр(0)

∆Ррпр=∆Рпр*Коб(1)

∆Ркоб+Ррпр = ∆Робщ.

Таблица 2

Показатели эффективности использования совокупного капитала.

 

Показатели 2008 2009 Изменение (+;-)
1.Балансовая прибыль предприятия, руб (140) 2. Выручка от всех видов деятельности (010+060+080+090) 3. Сумма капитала, тыс.руб (300) 4. Коэффициент оборачиваемости капитала 5. Рентабельность продаж, % 6. Рентабельность капитала, % 7. Изменение рентабельности капитала за счет: - Коэффициента оборачиваемости - рентабельности продаж      

 

Вывод: данные таблицы 2 показывают, что рентабельность капитала за исследуемый период возросла на 2.5% в связи с ускорением оборачиваемости капитала на 3,3%, что было скомпенсировано снижением уровня рентабельности на 0,8%

При внутреннем анализе рентабельности активов подробно изучаются причины изменения рентабельности продаж и оборачиваемости капитала.

Уровень рентабельности продаж зависит от уровня затрат и цен. Предприятия может увеличить рентабельность активов за счет мер направленных на ускорение оборачиваемости капитала.

1. Коэффициент оборачиваемости капитала:

Коба = выручка от реализации/стоимость капитала

2. Продолжительность оборота капитала:

Поб=Д /Коба

Поб = стоимость капитала*Д/выручка от реализации

Д – кол-во дней в анализируемом периоде.

Оборачиваемость капитала с одной стороны зависит от скорости оборачиваемости основного и оборотного капитала, а с другой стороны от его строения.

Таблица 3

Анализ оборота продолжительности оборотного капитала

 

Показатели 2008 2009 Изменение (+;-)
1.Выручка от реализации продукции, тыс.рублей 2.Сумма капитала 3. В том числе оборотного капитала 4. Удельный вес оборотных активов в общей сумме капитала (стр3/стр2) 5. Коэффициент оборачиваемости капитала (стр1/стр2) 6. В том числе оборотного (стр1/стр3) 7.Продолжительность оборотного капитала, всего дней (360/стр5) 8. В том числе оборотного (360/стр6)      

 

Вывод: продолжительность оборотного совокупного капитала уменьшилась на 27 дней, а коэффициент оборачиваемости увеличился на 0,35.

В процессе последующего анализа необходимо изучить изменение оборачиваемости оборотного капитала на всех стадиях его кругооборота, чтобы выявить на какие стадиях произошло ускорение, а на какие замедление оборачиваемости капитала.

Продолжительность нахождения капитала в отдельных видах активов можно определить умножив остатки отдельных видов активов на количество дней в анализируемом периоде и разделить на сумму выручки от реализации (таблица 4)

 

Таблица 4

Анализ продолжительности оборота оборотного капитала

 

                                                                                                             

Показатели 2008 2009 Изменение (+;-)
1.Общая сумма оборотного капитала, тыс.руб В том числе: - производственных запасов - в незавершенном производстве - в готовой продукции - в Дт задолженности - в денежной наличности 2.Выручка от реализации, тыс.руб 3. Общая продолжительность оборота оборотного капитала, дней 4.В том числе в: - производственных запасах - незавершенном производстве - готовой продукции - Дт задолженности - денежной наличности      

 

Вывод: данные таблицы 4 показывают, что значительно уменьшилась продолжительность нахождения капитала в производственных запасах и незавершенном производстве, что свидетельствует о сокращении производственного цикла. Вместе с тем увеличилась продолжительность периода обращения средств в готовой продукции и Дт задолженности.

Продолжительность оборота, как всех текущих активов, так и отдельных видов (Поб) может измениться за счет суммы выручки (В) и средних остатков оборотных средств (Ост). Для расчета влияния данных факторов используется способ цепной постановки.

Поб = Ост* t /В

Поб.усл. = Ост(1)* t /ВО

  1. Изменение продолжительности оборота оборотного капитала за счет средних остатков оборотного капитала.

∆Поб ост = П об усл – Поб (0)

  1. За счет суммы выручки

∆Поб в = Поб(1) – Поб усл

Поб усл = 27760*360/69000=144,8

∆ Поб усл = 144,8-108,11=36,8

∆ Поб в = 100-144,8 = -44,8

Вывод: продолжительность оборота оборотного капитала сократилась на 8 дней за счет увеличения суммы выручки на44.8, но остатки оборотных средств увеличили продолжительность оборота на 36,8 дней.

 

3.

Рентабельность собственного капитала тесно связанна с рентабельностью совокупного капитала:

Рск = Ра*МК

Мк – мультипликатор капитала (финансовый рычаг)

Чистая прибыль (190)/Собственный капитал (490) = Чистая прибыль/Совокупный капитал*Совокупный капитал (700)/Собственный капитал

Данная модель показывает зависимость между степенью финансового риска (МК) и доходностью совокупного капитала (Ра)

Расширить факторную модель можно за счет разложения на составные части показателя рентабельности совокупного капитала:

Рск=Коб *Рпр*МК

Рентабельность инвестиций (Ринв) – характеризует эффективность инвестирования собственного и долгосрочных заемных средств

Ринв=Пб /СК+ЗКд

Ск – собственный капитал

ЗКд – долгосрочный заемный капитал

Одним из показателей применяемых для оценки эффективности использования заемного капитала является эффект финансового рычага (ЭФР):

ЭФР = (Ра(1-Кн)-СП)*ЗК/СК 

Кн – коэффициент налогообложения (отношение суммы налогов к сумме прибыли)

СП – ставка ссудного процента предусмотренного договором между банком и предприятием

Эффект финансового рычага показывает на сколько процентов увеличивается рентабельность собственного капитала за счет привлечения заемных средств в оборот предприятия. Он возникает в тех случаях, если рентабельность совокупного капитала выше ссудного процента.

ЭФР состоит из двух частей:

  1. Разности между рентабельностью совокупного капитала и ставкой процента за кредиты

Ра(1-Кн)-СП

  1. Плечо финансового рычага

ЗК/СК

Положительный эффект финансового рычага возникает, если (Ра(1-Кн)-СП)>0

Отрицательный ЭФР (эффект дубинки) создается, если (Ра(1-Кн)-СП<0. В результате происходит «проедание» собственного капитала и это может стать причиной банкротства.

 

4.

Важными характеристиками эффективности работы предприятия являются показатели рентабельности производственных фондов и рентабельности средств авансированных в производственные ресурсы.

  1. Рентабельность производственных фондов (Рф):

Рф = Пб/Фосс+Фмоб*100

Фос – среднегодовая стоимость основных производственных средств.

Фмоб – среднегодовая стоимость материальных оборотных средств

Пб - прибыль балансовая

  1. Рентабельность средств авансированных в производственные ресурсы (Рпр рес):

Рпр рес = Пб/Фос+Фм.об+ОТ*100

ОТ- расходы на оплату труда включаемые в затраты на производство продукции.

Для анализа рентабельности производственных фондов и рентабельности средств, авансированных в производственные ресурсы используется таблица 5.

Таблица 5

Анализ рентабельности производственных фондов и средств авансирования в производственные ресурсы

 

Показатели 2008 2009 Изменение (+;-)
1.Балансовая прибыль, тыс.руб (140-ф№2) 2.Стоимость произв. основных средств, тыс.руб (Ф№1 стр120) 3. Стоимость материальных оборотных средств (ф.№1 – 211) 4. Затраты на оплату труда (ф№5 – 720) 5.Рентабельность,% - рентабельность ОПФ (с.1/с.2)*100 - рентабельность ПФ (с.1/с.2=с.3*100 - рентабельность средств авансированных в производственные ресурсы (с.1/(с.2+с.3+с.4)*100)      

 

Для обобщающих расчетов показателей рентабельности деятельности предприятия можно использовать таблицу 6

Таблица 6

Динамика показателей рентабельности деятельности предприятия

Показатели 2008 2009 Изменение (+;-)
1.Источники собственных средств, тыс.руб (ф.1-490) 2.Долгосрочные обязательства, тыс.руб (итог 590) 3.Всего активов, тыс.руб (ф.1-300) 4.Сумма текущих активов, тыс.руб (ф.1-290) 5.Выручка от реализации продукции, тыс.руб (ф.2-010) 6.Прибыль от реализации продукции, тыс.руб (ф.2 – 050) 7. Балансовая прибыль (ф.2-140) 8.Чистая прибыль (ф.2 – 190) 9. Затраты на производство и реализацию продукции (ф.2-020) 10. Показатели рентабельности капитала, % - рентабельность капитала (с.7/с.3)*100 - рентабельность текущих активов (с.7/с.4)*100 11. Показатели рентабельности источников, % - рентабельность собственного капитала (с.7/с.1)*100 - рентабельность инвестиций (с.7/с.1+с.2)*100 12. Показатели рентабельности продукции, % - рентабельность производства продукции (с.6/с.9)*100 - рентабельность продаж (с.6/с.5)*100      

 

5.

Резервы увеличения суммы прибыли определяются отдельно по каждому виду ТП. Основными их источниками является увеличения объема реализации продукции, снижение её себестоимости, повышение качества продукции, реализация её на более выгодных рынках сбыта.

Для определения резервов роста прибыли за счет увеличения объема реализации продукции, необходимо выявленные ранее резерв увеличения объема реализации умножить на фактическую прибыль в расчете на единицу продукции соответствующего вида:

Р↑Прп = ∑(Р↑РП i *П i ед (1)

Таблица 7

Резервы роста прибыли за счет увеличения объема реализации продукции.

 

Вид продукции Резерв увеличения объема реализации Фактический объем прибыли за 1 шт,руб Резерв увеличения суммы прибыли, тыс.руб
А В С Д      
Итого      

Подотчет резервов увеличения прибыли за счет снижения себестоимости продукции осуществляется следующим образом: предварительно выявленный резерв снижения себестоимости каждого вида продукции умножается на планируемый объем продаж с учетом резервов его роста:

Р↑Пс = ∑(Р↓С (РП i (1)+Р↑РП i))

Таблица 8

Резерв роста прибыли за счет снижения себестоимости продукции

 

Вид продукции Резерв снижения себестоимости 1 шт, рубл Планируемый объем реализованной продукции, шт Резерв увеличения суммы прибыли, тыс.руб
А В С Д      
Итого      

        

Резерв роста прибыли за счет увеличения качества продукции подсчитывается следующем образом: планируемое изменение удельного веса каждого сорта умножается на отпускную цену соответствующего сорта, результаты суммируются, и полученное изменение средней цены умножается на планируемый объем реализованной продукции:

Р↑П=∑(∆Уд i *Ц i (1))*(РП i (1) +Р↑РП i)     

Таблица 9

Резерв роста прибыли за счет улучшения качества продукции по изделию.

Сорт продукции

Цена за 1 единицу, руб

Удельный вес, %

Изменение средней цены, руб

факт возм. +;-
Высший 1 2 8000 7000 6000 80 10 10 90 10 - 10 - 10 800 - -600
Итого - 100,0 100,0 - 200

Планируемый объем реализации продукции составит 2665шт, а сумма прибыли за возможный объем реализации увеличится на 533000.

Аналогично подсчитываются резервы роста прибили за счет изменения рынка сбыта.

В заключение анализа необходимо обобщить все выявленные резервы роста прибыли (таблица 10)

Таблица 10

Обобщение резервов увеличения суммы прибыли, тыс.руб

 

Резервы

Вид продукции

Всего, тыс.рублей

А В С Д
Увеличение объема продаж Снижение себестоимости продукции Повышение качества продукции          
Итого          

 

Основными источниками резервов увеличения уровня рентабельности продукции является увеличение суммы прибыли от реализации продукции (Р↑П) и снижение себестоимости товарной продукции (Р↓С). Для подсчета резервов используется следующая формула:

Р↑Р=Рв-Рф=Пв /Зв-Пф/Зф=Пф+Р↑П/∑(РП i в*С i в)-Пф/Зф

Резерв повышения уровня рентабельности капитала:

Р↑Рк=Рв-Р1=БП1+Р↑БП/К-Р↓К+Кд-Р1

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-12-15; просмотров: 41; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.139.107.241 (0.064 с.)