Изменение фаз цикла воспроизводства как основа конъюнктурных колебаний рынка средств производства. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Изменение фаз цикла воспроизводства как основа конъюнктурных колебаний рынка средств производства.



Классический цикл общественного воспроизводства состоит из четырех фаз.

Первая фаза — кризис (спад). Происходит сокращение объема производства и деловой активности, падение цен, затоваривание, растет безработица и резко увеличивается количество банкротств.

Вторая — депрессия (стагнация). Она представляет собой фазу (более или менее продолжительную — от полугода до трех лет) приспособления хозяйственной жизни к новым условиям и потреб­ностям, фазу обретения нового равновесия. Для нее характерна не­уверенность, беспорядочные действия. Доверие предпринимателя к конъюнктуре восстанавливается с трудом, он осматривается, не рискуя вкладывать значительные средства в бизнес, хотя цены и условия хозяйствования стабилизируются. Эта фаза характеризуется во многих случаях падением нормы процента.

Третья — оживление. Это фаза восстановления. Начинаются капи­таловложения, растут цены, производство, занятость, процентные ставки. Оживление охватывает прежде всего отрасли, поставляющие средства производства.

Четвертая — подъем (бум). Это фаза, при которой ускорение экономического развития обнаруживается в серии нововведений, возникновении массы новых товаров и новых предприятий, в стре­мительном росте капиталовложений, курсов акций и других ценных бумаг, процентных ставок, цен и заработной платы. И в это же время нарастает напряженность банковских балансов, увеличиваются то­варные запасы. Подъем, выводящий экономику на новый уровень в ее поступательном развитии, подготавливает базу для нового, пери­одического кризиса.

Первоначальным «толчком» (причиной) нового периодического кризиса является сокращение совокупного спроса, и снова начина­ется спад производства, падение занятости, уменьшение доходов, сокращение расходов и спроса.

Что же касается факторов, вызы­вающих первоначальное сокращение совокупного спроса, то они могут быть самыми разными:

- замена изношенного оборудования (уменьшаются прежние закупки сырья, материалов, запчастей),

- падение спроса на отдельные виды продукции,

- рост налогов и кредитных процентов,

- нарушение закона денежного обращения,

- войны,

- различные политическое события,

- непредвиденные ситуации и т. д.

Все это может сломать сложившееся рыночное равновесие и дать толчок очередному экономическому кризису.

С учетом многообра­зия причин (возбудителей) циклического воспроизводства и частых нарушений традиционных фаз учеными различных направлений предлагаются следующие разновидности циклов:

- циклы Кондратьева, или длинноволновые циклы, продол­жительностью 40—60 лет: их главной движущей силой являются радикальные изменения в технологической базе общественного производства, его структурная перестройка;

- циклы Кузнеца. Их продолжительность ограничивается при­мерно 20 годами, а движущими силами являются сдвиги в воспроиз­водственной структуре производства (часто эти циклы называют воспроизводственными или строительными);

- циклы Джаглера периодичностью 7—11 лет, являющиеся ито­гом взаимодействия многообразных денежно-кредитных факторов;

- циклы Китчина продолжительностью 3—5 лет порождаются динамикой относительной величины запасов товарно-материаль­ных ценностей на предприятиях;

- частные хозяйственные циклы, охватывающие период от одного года до 12 лет и существующие в связи с колебаниями инвестицион­ной активности.

Прогнозирование в ПМ.

 

Прогнозирование показателей деятельности предприятия является исходной стадией управленческого цикла. В представленной статье рассмотрена модель про-цесса прогнозирования на предприятии во взаимосвязи с маркетинговой политикой.

Авторы предлагают применять данную модель для выбора вариантов развития па-раметров на базе использования оптимизационных моделей, прогноза комплексных

показателей качества продукции, прогноза технического уровня производства, про-гноза цен на потребляемые ресурсы, анализа достигнутых комплексных показате-лей и уровня производства(многофакторная регрессионная модель, имитационная модель и другие).

При принятии управленческих решений оценка их возможных последствий является обязательным управленческим действием, которое должно осуществ-ляться системно и корректно, насколько позволяет имеющаяся информация. Лю-бому решению должны предшествовать анализ сложившейся ситуации и прогноз возможных последствий его принятия или не принятия.

Прогнозирование деятельности промышленного предприятия является исход-ной стадией управленческого цикла, обеспечивая процесс принятия решений научно-обоснованной информацией, как о возможных состояниях управленческого объекта, так и о способах достижения желаемых целей.

В условиях современных рыночных отношений, увеличивающейся конкурен-ции, выхода на международные рынки значимость данного вопроса для любого предприятия возрастает.

Первые годы становления рыночной экономики в России показали, что при-меняемые методы управления предприятием исчерпывают себя, теряют значи-мость, не успевают за веяниями времени, существует постоянный риск ухудше-ния финансового состояния предприятий, вплоть до их банкротства, если они своевременно не сориентировались в тенденциях развития требований рынка, неправильно определили политику своего развития, ошиблись в прогнозах натурально-вещественных и стоимостных параметров выпускаемых товаров. Основными  задачами прогнозирования управленческих решений являются разработка прогноза рыночной потребности в каждом конкретном товаре, выяв-ление основных экономических, социальных и научно-технических тенденций, оказывающих влияние на потребность в тех или иных товарах, выбор метода про-гнозирования и периода прогноза, обоснование экономической целесообразности разработки новой или повышение качества и эффективности уже выпускаемой продукции исходя из наличных ресурсов и приоритетов.

Прогнозирование показателей деятельности промышленного предприятия представляет собой сложную взаимосвязанную систему, что обуславливается влиянием на этот процесс многочисленных факторов, как внешней рыночной сре-ды, так и вызываемых внутренними условиями. Извне на предприятие влияют: конъюнктура рынка, спрос на товары заменители, уровень цен на ресурсы, общая экономическая ситуация в стране. К внутренним факторам относятся: уровень техники и технологии, компетентность руководства, менеджеров предприятия, уровень хозяйствования, уровень организации производства и труда, конкурентоспособность продукции. Процесс прогнозирования также тесно связан с деятельностью в области маркетинга.

На первой стадии процесса прогнозирования определяются цели маркетинга. Целями маркетинга может быть увеличение или сохранение доли рынка, продвижение товара на новые рынки, конкурентная стратегия. Эти цели должны подразумевать в свою очередь максимизацию прибыли и сохране-ние устойчивого финансового состояния предприятия.

После определения целей маркетинга необходимо составить план маркетинга, то есть установить финансовые ресурсы по продвижению товара, расходы на рекламу, другие затраты связанные со стимулированием сбыта продукции. Это определит потенциальный рынок, потенциальный объем продаж предприятия в теку-щей перспективе, что является объектом прогнозирования.

Параллельно с составлением плана маркетинга составляется прогноз цен на потребляемые предприятием ресурсы.

Оценив будущее состояние предприятия и рассчитав предполагаемый результат, необходимо сопоставить эти показатели с предполагаемыми целями деятельности.

Основными целями предприятия, а соответственно критериями, которых следует достичь, могут быть: прибыль(достижение максимального экономического эффекта), экономичность(экономия расходования используемых ресурсов) и финансовая устойчивость(способность предприятия расплатиться в любой момент по своим обязательствам).

Если ожидаемая прибыль не будет соответствовать заданным критериям, не-обходимо вернуться к пересмотру целей и плана маркетинга.

Процесс будет продолжаться до тех пор, пока не снимется противоречивость между намечаемыми выходными показателями и имеющимися возможностями.

Все расчеты должны учитывать принцип дисконтирования денежных потоков.

Предлагаемая модель внутрифирменного прогнозирования может применяться при выборе вариантов развития параметров на базе использования оптимизацион-ных моделей, прогноза комплексных показателей качества продукции, прогноза технического уровня производства(многофакторная регрессионная модель), про-гноза цен на потребляемые ресурсы, анализа достигнутых комплексных показате-лей и уровня производства(многофакторная регрессионная модель, имитацион-ная модель и другие).

 

 


«Утверждаю»                                                                        Курс

Зав. Кафедрой                                                                       Группы:

________________                                                                Форма обучения ________

________________                                                                    

«___»___________2014 год

 

Лекция № 13

по дисциплине «Маркетинг промышленного предприятия»

ТЕМА: Сегментирование рынка. Формирование и исследования спроса на промышленные товары

.

Цель: Сформировать у студентов четкое представление о сегментировании рынка. Раскрыть процесс формирования и исследования спроса на промышленные товары.

 

Введение (5мин)

Вопросы:

1 Критерии и принципы сегментирования рынка

1 Технология процесса сегментирования рынка

2  Примеры сегментации промышленного рынка

Выводы

 

Основные понятия: конъюктура, цикл, колебания, прогнозирование.

Литература

Основная

5. Акимова И.М. Промышленный маркетинг – К.: О-во «Знания», КОО,2000.-294с.

6. Зозулев А.В. Промышленный маркетинг: стратегически аспект: Учебн. Пос. – Харьков: Студцентр, 2005. – 328 с.: ил., табл., библиогр. 86 наим.

7. Николайчук В.Е., Белявцев М.И. Промышленный маркетинг. – Донецк: ООО ПКФ «БАО», 2004. – 384 с.

8. Крикавский Е. Промышленный маркетинг: Учебник. 2-е изд. – Львов: Издательство Национального университета, 2004. – 472 стр.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-12-15; просмотров: 54; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.128.199.162 (0.02 с.)