Что такое мораль (нравственность); каковы исторические виды морали? 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Что такое мораль (нравственность); каковы исторические виды морали?



Исследованию морали в философии посвящен раздел – этика. Мораль (нравственность) – это сущностная составная духовной жизни личности и общества. Важнейшее отличительное качество морали состоит в том, что определяющим в ней является действие обобщенных требований, выработанных в культуре, исполнение которых выступает как долг. Мораль не образует отдельной области духовной деятельности. Нравственной оценке подлежат любые человеческие намерения, стремления, поступки и отношения. Никакая организация, никакое официальное лицо не имеет права в вынесении моральных санкций, поскольку в морали в конечном счете каждый отвечает за себя. Поэтому лучше называть мораль не одной из сфер, а одним из измерений духовной жизни, одним из необходимых путей самоосуществления, самосовершенствования. В этике иногда проводится различие между моралью и нравственностью. Тогда к морали чаще всего относят соответствующие общественные требования в их нормативно-идеальной форме, а к нравственности – практику исполнения долга перед собой в личной и общественной жизни. В общественном плане мораль выступает как нормативная система наряду с правом, обычаем, религией и т.д. специфика морали хорошо выявляется в сопоставлении ее с правом. Во-первых, нормы морали действуют, когда личность предъявляет их себе, контролирует и оценивает их исполнение. Во-вторых, моральная норма есть обобщенно-ценностное требование, предполагающее дистанцию между должным и сущим. В-третьих, моральные санкции – преимущественно внутренние, духовные, а право опирается на меры внешнего принуждения, включая физическое. Наиболее значимые для обеспечения человеческого существования требования – не убий, не кради, не лги, не оскорбляй, и т.д. – нормативно закрепляются, хотя и по разному, моралью и правом. Нравственным центром личности является совесть, которую Аристотель называл внутренним судом. Образно говоря, совесть – это «Я должное, идеальное», воздействующее на «Я сущее, реальное». В этом воздействии объединяются волевые, интеллектуальные, эмоциональные силы человека. В процессе формирования и совершенствования совести индивид осваивает общественные нормы и идеалы. В отношениях между людьми наиболее общим нравственным требованием издревле считается так называемое золоте правило. Его отрицательная формулировка «Не делай другому того, чего не желаешь себе». Золотое правило обязывает практически признавать принципиальную равноценность тебя и другого.

Происхождению нравственности как и культуры идеального исследовано мало. Различаются три основных подхода к пониманию истоков человеческой духовности. 1. Подход, который можно назвать абсолютистским. Нравственные, интеллектуальные, эстетические, религиозные и т.п. качества людей есть проявление некого абсолютного начала – природы, божественной личности. 2. Биологический – подход так называемая духовность есть развитие форм жизнедеятельности, присущих высшим животным. 3. Социологический подход. В ходе возникновения социума устанавливаются новые, надбиологические, опосредуемые сознанием способы регуляции отношений между его членами, в том числе и нравственные. Современный отечественный философ Гусейнов выделяет в истории морали в ее связи с этикой несколько крупных этапов. Опираясь на его идеи и дополняя их, можно выделить в истории несколько основных видов морали. 1. Родоплеменная мораль еще слита с обычаем, ее действие распространяется на своих – соплеменников; преобладает ориентация на наглядные образцы, данные в мифах, ритуалах, обрядах, реальных поступках. 2. Национально-сословная мораль возникает в раннеклассовом обществе. Сфера действия нравственных отношений расширяется, свои теперь не только соплеменники, но и соотечественники, входящие в определенное национальное или национально-государственное образование, сплоченное, как правило, единой национальной религией. В некоторых странах возникает этика. 3. Для морали мировых религий свой, ближний это единоверец, племенные, национально-государственные и сословные различия между людьми становятся второстепенными. Развивается личная ответственность, поднимаются ценности любви к ближнему, сострадания – религиозного гуманизма. 4. Просветительская мораль естественных прав человека устраняет и религиозные границы в нравственных отношениях, для морали свой – человек вообще. Утверждается изначальное достоинство каждого индивида. Люди от природы равны и свободны. Провозглашаются принципы самоопределения личности, ненасилия, невмешательства в частную жизнь и т.д. 5. Новая мораль – плюралистически-коммуникативная. Эта мораль ориентирует на общение и сотрудничество между людьми с различными ценностными установками и моральными убеждениями на основе соблюдения универсальных принципов – справедливости и гуманности. Общая направленность исторического развития морали состоит в том, что она становится все более универсальной, расширяется сфера действия морали.

31. Что такое искусство и в чем его назначение (каким образом в философии определятся "эстетическое"?)

Эстетическое – предмет эстетики, одной из отраслей философии. Эстетическое – это такое измерение жизни. В котором определяющее значение имеет ценность прекрасного. В свете прекрасного может предстать любое явление: действительное или воображаемое, природное или культурное, принадлежащее внешнему миру или глубинам души. Существует относительно обособленная или специализированная сфера духовной жизни – художественная, искусство, где ведущая роль отведена эстетической деятельности. Но искусство вмещает в себя лишь малую часть этой деятельности, затрагивающей все аспекты существования. Эстетика понимается Лосевым как философская дисциплина, имеющая своим предметом область выразительных форм любой сферы действительности. Наиболее общие черты эстетического представлены категориями: эстетическое, прекрасное – безобразное, возвышенное – низменное, трагическое – комическое, эстетический идеал, эстетический вкус. Прекрасное – ключевая категория эстетики. Прекрасное – ценность выраженности, явленности совершенного. Встреча с совершенством, его воплощение вызывает особого рода радость – эстетическую – бескорыстную, возвышенное чувство. Противоположность прекрасного, эстетическая антиценность – безобразное. Согласно Аристотелю, прекрасное есть свойство космоса, а именно – соразмерность, порядок, гармония, целесообразность в действительности. Гоббс полагает, что прекрасное – это полезное в перспективе, то в чем человек усматривает признак будущего блага. Многие философы утверждают, что прекрасное в возможности заключено в объекте, но действительным оно становится только в результате активности субъекта. В марксистской эстетике развивается представление о том, что источник прекрасного – общественная природа человека, выражающаяся в его способности к освоению мира по универсальным меркам, к совершенствованию окружающего вместе с самосовершенствованием. Возвышенное – это такой вид прекрасного, в котором сочетается величественное, превосходящее человека, и совершенное. По отношению к возвышенному человек испытывает чувство, схожее с тем, которое вызывает в нем священное, - благоговение, упование, смешанное с тревогой. Трагическое – вид прекрасного, близкий возвышенному. В трагическом соединяются радость совершенствования и горечь потерь на этом пути. Трагическое есть красота мужества, героизма. Комическое – прекрасное, раскрываемое через смех, когда он выражает удовольствие, которое человек испытывает, отстраняясь от несовершенства, разоблачаемого в его столкновении с совершенным. Здесь смех возникает как радостных вздох избавления, освобождения от гнета. Эстетический вкус – способность и склонность человека воспринимать и оценивать явления с точки зрения их совершенства, по меркам прекрасного, действовать, творить. Уровень развития эстетического вкуса определяется тем, насколько человек способен воспринимать и воплощать прекрасное в его разнообразных проявлениях.

Искусство – относительно обособленная область духовной жизни, предназначенная для культивирования эстетического. Прекрасное – высшая ценность для искусства, делающая его особым видом совершенствования творческих сил человека. Художественный образ – основная выразительная единица художественной реальности и языка искусства. При создании образа художник, руководствуясь своим эстетическим вкусов, творчески соединяет отражение внешней внехудожественной действительности и выражение своих личных идей. Создавая образы людей, душевных движений, обстоятельств, вещей, событий, природы, мира в целом, художник представляет в единичном, неповторимом, чувственно явленном виде общезначимое с точки зрения эстетического идеала. Назначение искусства многообразно. Не вызывает сомнений, что цель, общая для искусства и других форм духовной жизни, состоит в совершенствовании человека, обогащении его внутреннего мира, развития творческих возможностей.

В современной отечественной эстетике в перечень основных функций искусства обычно включаются следующие:

1. собственное эстетическая (искусство дает радость творчества и восприятия созданных людьми образов мира в свете ценности прекрасного, развлекает игрой творческих сил, украшает действительность, эстетически восполняет недостатки отчужденного существования и утешает).

2. культурно-историческая (приобщает отдельного человека к достижениям культуры, обогащает, служит средством культурной преемственности).

3. коммуникативная (делает возможным свободное духовное общение, существенно расширяя его пространственно-временное и социальное поле).

4. Познавательное в широком смысле (является школой жизни, представляет идеалы, ценности, опыт существования в многообразных обстоятельствах, дает возможность виртуального испытания различных жизненных проектов).

5. эвристическая (развивая творческие силы человека, совершенствует способности человека к открытию и созданию нового).



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-12-15; просмотров: 43; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.149.254.35 (0.006 с.)