Финансовая политика государства: сущность, цели, формы и методы реализации. Связь Финансовой и экономической политики государства 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Финансовая политика государства: сущность, цели, формы и методы реализации. Связь Финансовой и экономической политики государства



 

Финансовая политика - это совокупность государственных мероприятий, направленных на обеспечение устойчивого и эффективного функционирования экономики и финансовой сферы страны, на мобилизацию финансовых ресурсов в государственный бюджет, их распределение и использование для выполнения государством своих функций.

Финансовая политика – это самостоятельная сфера деятельности государства в области экономических отношений.

Финансовая политика государства призвана обеспечить устойчивое и эффективное функционирование экономики и ее финансовой системы. Она также обеспечивает эффективное осуществление государством своих функций – социальных, экономических, экологических, оборонных и др.

Основу финансовой политики составляют стратегические направ­ления, которые определяют долгосрочную и среднесрочную перспекти­ву использования финансов и предусматривают решение главных за­дач, вытекающих из особенностей функционирования экономики и социальной сферы страны. Одновременно с этим государство осу­ществляет выбор текущих тактических целей и задач использования финансовых отношений. Они связаны с основными проблемами, сто­ящими перед государством в области мобилизации и эффективного использования финансовых ресурсов, регулирования экономических и социальных процессов и стимулирования передовых направлений раз­вития производительных сил, отдельных территорий и отраслей эконо­мики. Все эти мероприятия тесно взаимосвязаны и взаимозависимы.

Финансовая политика – составная часть экономической политики государства. В ней конкретизируются главные направления развития народного хозяйства, определяется общий объем финансовых ресур­сов, их источники и направления использования, разрабатывается механизм регулирования и стимулирования финансовыми методами социально-экономических процессов.

В то же время финансовая политика – относительно самостоя­тельная сфера деятельности государства, важнейшее средство реа­лизации политики государства в любой области общественной дея­тельности.

При выработке финансовой политики следует исходить из кон­кретных особенностей исторического развития общества. Она долж­на учитывать специфику внутренней и международной обстановки, реальные экономические и финансовые возможности страны. Учет текущих особенностей должен дополняться изучением опыта исполь­зования экономического и финансового механизма, новых тенден­ций развития, а также мирового опыта.

В процессе проведения финансовой политики особенно важно требование обеспечения ее взаимосвязи с другими составными час­тями экономической политики: кредитной, ценовой, денежной.

Кроме фискальных целей финансовая политика предполагает регулирование экономических процессов. Регулирование осуществляет­ся в связи с тем, что государство располагает определенными инструментами, которые оказывают влияние на интересы экономичес­ких субъектов. К ним относятся: налоги, государственный кредит, бюд­жетные ассигнования, различные нормы и нормативы, при помощи которых регулируются финансовые отношения. С их помощью госу­дарство оказывает воздействие на размер денежных средств, которы­ми располагают экономические субъекты, и тем самым влияет на различные экономические процессы. К таким процессам относятся: экономический рост, занятость, уровень инфляции, состояние валютно­го курса, развитие отдельных территорий, отраслей и предприятий.

Регулирование может осуществляться государством стихийно или сознательно. Если государство не ставит перед собой специальных це­лей регулирования и основной задачей финансовой политики является фискальная, то в таком случае регулирование осуществляется стихий­но. Однако движение финансовых ресурсов всегда оказывает влияние на интересы экономических субъектов. Положительный или отрица­тельный результат такого регулирования определяется случайными фак­торами совпадения интересов государства и экономических субъектов.

В настоящее время регулирование является обязательным эле­ментом финансовой политики любого государства и сознательно используется для достижения целей экономического развития. Су­ществуют два механизма финансового регулирования: стимулирующий и рестрикционный. Стимулирующее регулирование направлено на увеличение финансовых ресурсов экономических субъектов посред­ством снижения налоговых платежей и увеличения бюджетных рас­ходов для обеспечения экономического роста и занятости населе­ния. Рестрикционное – связано с сокращением денежных средств в экономике, которое достигается за счет усиления налоговой нагруз­ки и уменьшения бюджетного финансирования, чтобы сдержать де­ловую активность и стабилизировать денежное обращение.

При всех особенностях формирова­ния финансовой политики можно выделить два целевых направле­ния ее проведения: фискальное и регулирующее.

1. Любая финансовая политика в первую очередь предполагает решение фискальных задач государства, которые связаны с баланси­рованием доходов и расходов государства. В этом случае оптимальна ситуация, при которой все расходы государства покрываются за счет его текущих обязательных доходов. Достичь такого равновесия очень трудно, так как потребности в осуществлении расходов более дина­мичны и, как правило, превышают возможности по сбору доходов. Поэтому государству постоянно приходится искать пути сокраще­ния расходов или увеличения доходов. И то и другое направление сложны с точки зрения их практического осуществления.

Особенно труден поиск дополнительных доходов, потому что это приводит к росту налогового бремени плательщиков и противоречи­во влияет на всю совокупность получаемых государством доходов. Механизм воздействия налоговой нагрузки на объем поступающих доходов определяется законом Лэффера

При этом возникают определенные сложности, которые связаны с выбором целей регулирования. С помощью одного и того же механизма регулирования нельзя воздействовать на все экономические процессы для достижения одновременного положительного воздействия на них. Однако выбор целей в нормальной экономической ситуации осуще­ствляется государством достаточно просто, так как экономический спад и рост инфляции обычно одновременно не происходят. Сложным ценообразование бывает в условиях стагфляции, когда снижение эко­номической активности и депрессия сочетаются с высокими темпами инфляции. В этой ситуации государству приходится делать сложный выбор: либо регулировать денежное обращение, стабилизировать цены и тем самым жертвовать экономическим ростом, либо стимулировать деловую активность и еще больше усиливать инфляцию.

Финансовые инструменты регулирования обеспечивают реше­ние средне- и долгосрочных задач, что связано с необходимостью наличия значительного периода времени для изменения законода­тельства и адаптации экономических субъектов к новым условиям деятельности.

Для оперативного воздействия на экономические процессы го­сударство использует не финансовые, а кредитно-денежные инстру­менты: учетную ставку или ставку рефинансирования, прямые опе­рации государства на кредитном, валютном и фондовом рынках и нормы обязательного резервирования средств кредитных учрежде­ний в Центробанке.

Фискальные и регулирующие цели финансовой политики, как правило, находятся в определенном противоречии, так как первые требуют ежегодного балансирования доходов и расходов государства, а вторые очень часто приводят к бюджетным дефицитам в условиях стимулирования экономического роста и занятости. Однако такая ситуация временна, потому что после достижения позитивного ре­зультата обеспечивается балансирование бюджета и в ряде случаев – формирование и накопление бюджетных профицитов. В целом осу­ществляется циклическое балансирование доходов и расходов госу­дарства, т.е. покрытие бюджетных дефицитов за счет накопленных в другие годы бюджетных профицитов.

 




Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-12-09; просмотров: 35; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.226.159.74 (0.007 с.)