Методология участия и взаимодействия полностью вовлекает родителей в процесс воспитания , возвращая семейному воспитанию его законные значимость и влияние . 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Методология участия и взаимодействия полностью вовлекает родителей в процесс воспитания , возвращая семейному воспитанию его законные значимость и влияние .



Семья благодаря всему комплексу межличностных отношений, взаимодействия супругов, родителей и детей, создает наиболее благоприятные условия для физического, психического, интеллектуального и социального развития ребенка, передает ему систему духовных ценностей, моральных норм, традиций, образцов поведения и способов общения.

Специфика и универсальность семейного воспитания состоит в том, что оно эмоционально по своему характеру и имеет в основе взаимную любовь родителей и детей. Ни одно детское воспитательное учреждение не в состоянии воспроизвести модель, способствующую семейному общению, способствующую развитию эмоциональной сферы и воспитанию чувств. Семейное воспитание развивает у ребенка знание семейно-бытовых ролей, возможность понимать других, способность к самоактуализации.

Одним из них является усиление взаимодействия семьи и образовательных социальных институтов, школы, прежде всего. Качественное семейное воспитание невозможно без согласованных усилий родителей и педагогов, школьных психологов, других специалистов, работающих с учащимися. Во-первых, потому, что требования, которые предъявляют к ребенку семья и школа, должны не противоречить друг другу, представляя единую шкалу морально-нравственных ценностей и установок, дисциплинарных норм. Во-вторых, потому, что родители, даже самые любящие и внимательные, нуждаются в самообразовании, эффективно осуществлять которое могут и должны помочь работники образовательного учреждения. То есть учить и воспитывать надо не только детей, но и родителей.

«Воспитание родителей» — международный термин, под которым понимается помощь родителям в выполнении ими своих родительских функций. Помощь может иметь самые разные формы, но во главу угла ставится предоставление родителям необходимых знаний по вопросам влияния семьи на формирование ребенка и его развитие в целом[3].

Вопрос об ответственном родительстве ставится на международном уровне (Конвенция о правах ребенка, принятая на Генеральной Ассамблее ООН, 1989)[4].

Стратегическая цель «воспитания родителей» – помочь каждому из них стать родителем просвещенным, осознающим свои ценностные ориентации, установки и ожидания, свои родительские чувства и позиции и потому способным контролировать и корректировать те из них, которые могут помешать любимому чаду вырасти гармоничной личностью.

Процесс взаимодействия семьи и школы должен быть направлен на активное включение родителей в учебно-воспитательный процесс и во внеурочную досуговую деятельность, на развитие эффективного сотрудничества с детьми и педагогами.

К главным функциям взаимодействия школы и семьи относятся: информационная; воспитательно-развивающая; формирующая; охранно-оздоровительная; контролирующая; бытовая. Задачи взаимодействия:

· повышение ответственности семьи за воспитание и развитие ребенка – формирование у родителей активной воспитательно-педагогической позиции;

· вооружение родителей педагогическими знаниями и умениями для повышения их компетентности в области психического развития ребёнка на определённых возрастных этапах;

· повышение культурного уровня семьи, формирование навыков бесконфликтного детско-родительского общения.

Нет сомнения, что усилия педагогов и школьных психологов найдут самый живой и благодарный отклик среди большинства родителей. Многие специалисты отмечают, что в последние годы наметилась и набирает силу тенденция, которая не может не радовать: современные родители готовы воспринимать, анализировать и усваивать информацию о воспитании и методиках развития детей, стремятся применять полученные знания на практике, пытаются избежать тех проблем, с которыми сами столкнулись в детстве в своих родительских семьях.

Мотивировать к сотрудничеству родителей, занимающих позицию самоустраненности («Ребенка в школу отдал – пусть с ним там и разбираются; мое дело – обуть-одеть и накормить») или игнорирования («Я сам рос без всякой помощи родителей, и мой ребенок без нее вырастет»), – одна из важных задач школьных психологов и педагогов. Чтобы решить ее, необходимо помнить, что очень важным условием действенности воспитательных усилий школы по отношению к родителям является форма подачи знаний о семейном воспитании и родительстве. Лекционный материал необходимо излагать ясно, просто и логично, сопровождая его яркими, запоминающимися примерами и вопросами для самоанализа. Предлагаемые тестовые методики не должны требовать слишком больших затрат времени и специальных знаний в области психодиагностики. Результаты тестов призваны вызвать интерес, побудить родителей к осмыслению своих действий и их последствий.

Резюмируя вышесказанное, подчеркнем еще раз:

1) В настоящее время одной из приоритетных социальных задач является развитие и реализация трудового и интеллектуального потенциала молодежи, создание условий для успешной социализации и эффективной самореализации молодого поколения.

2) В связи с этим существенным практическим запросом становится воспитание нравственной, независимой, креативной, зрелой личности. Значительную психолого-педагогическую роль здесь призвана сыграть семья.

3) Современная семья, взаимоотношения в ней и ее воспитательный потенциал подвергаются изменениям кардинального характера, но семейное воспитание сохраняет свою психолого-педагогическую сущность.

4) Семья является важнейшей социальной средой формирования личности и ключевым институтом психологической поддержки и воспитания, отвечающим за воссоздание определенного образа жизни, мыслей и отношений. Именно в ней формируются гуманистические нравственные начала подрастающего поколения, она является исходной «школой» отношений с людьми.

5) Педагогическая некомпетентность родителей, психологический дискомфорт и нестабильная эмоциональная атмосфера в семье могут привести к формированию у молодежи неадекватных и негативных жизненных установок.

6) В сложных современных условиях семье требуется систематическая и квалифицированная помощь со стороны школы. Только в процессе взаимодействия педагогов и родителей можно решать проблему гармоничного, разностороннего развития личности школьника успешно.

7) «Воспитание родителей» становится актуальной и исключительно важной задачей, для решения которой необходимо наладить процесс творческого взаимодействия школы с родителями уащихся.

Глава I. ФОРМЫ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ СЕМЬИ И ШКОЛЫ.

“ Два человеческих изобретения
можно считать самыми трудными,
а именно: искусство управлять и
искусство воспитывать …”

Иммануил Кант

Эффективность воспитания подрастающего поколения существенно зависит от того, насколько тесно взаимодействуют школа и семья. Вместе они создают важнейший комплекс факторов воспитывающей среды, и тем самым определяют успешность учебно-воспитательного процесса в целом.

Идеалом, к которому стремится семья, школа, все наше общество, является всесторонне развитый человек, образованный, здоровый физически и нравственно, умеющий и любящий трудиться.

О роли школы в организации процесса семейного воспитания детей писал А.С.Макаренко: "Семьи бывают хорошие, и семьи бывают плохие. Поручиться за то, что семья воспитывает, как следует, нельзя. Говорить, что семья может воспитывать, как хочет, мы не можем. Мы должны организовать семейное воспитание, и организующим началом должна быть школа, как представительница государственного воспитания"[1].

С этих позиций и определяются основные задачи работы школы с родителями учащихся:

– систематическое разностороннее педагогическое просвещение родителей: ознакомление их как с основами теоретических знаний, так и с практикой воспитательно-образовательной деятельности в рамках семейного воспитания;

– привлечение родителей к активному участию в учебно-воспитательном

процессе;

– формирование у родителей потребности в самообразовании;

– анализ разнообразных методов семейного воспитания, отбор и обобщение лучшего опыта.

От взаимодействия педагогов с родителями выигрывают все стороны педагогического процесса: педагоги, общаясь с родителями, узнают больше о ребенке, что позволяет им подобрать наиболее эффективные средства воспитания и обучения; родители, общаясь с педагогами, повышают свою родительскую компетентность, принимают более активное участие в жизни детей, лучше понимают их и налаживают более гармоничные взаимоотношения с ними. Главное же преимущество заключается в том, что создание единой воспитательной среды способствует раскрытию потенциальных возможностей каждого школьника: дети, оказавшись в едином воспитательном пространстве, ощущают себя комфортнее, спокойнее, увереннее, в результате чего лучше учатся и имеют гораздо меньше конфликтов с взрослыми и сверстниками.


1.1. Педагогическая культура родителей.

Усложнение воспитательного процесса в XXI веке обуславливает необходимость повышения уровня педагогической культуры родителей. Под педагогической культурой родителей в узком педагогическом смысле понимается такой уровень их педагогической направленности, который отражает степень их зрелости как воспитателей и проявляется в процессе семейного и общественного воспитания.

Идеи и положения о педагогической культуре, целях и задачах обучения и воспитания родителей, их роли в решении семейных и социальных проблем общества, которые связаны с воспитанием детей, разрабатывались многими педагогами, психологами, социологами, философами, писателями, общественными деятелями: А. Адлером, Р. Дрейкурсом, Б. Скинером, П. Ф.Лесгафтом, К.Д. Ушинским, Л.Н.Толстым, В.С.Соловьевым, В.В.Розановым, А.С.Макаренко, В.А.Сухомлинским и многими другими.

Так, выдающийся педагог и врач, основоположник научной системы физического образования Петр Францевич Лесгафт (1837-1909) в своей книге «Семейное воспитание ребенка и его значение» указывает, что школа как часть системы образования должна не исключать семейного и общечеловеческого образования, а связывать их, что образование в школе и семье должно содействовать развитию индивидуальных различий у учеников, воспитывать в них самодеятельность и самостоятельность. Для этого родители должны обладать достаточными знаниями в сфере образования и воспитания: «Ребенок должен являться серьезной причиной совершенствования представителей семьи».

Идею сотрудничества различных воспитательных институтов – школы и внешкольных учреждений, детских организаций и семьи развивал Антон Семенович Макаренко (1888-1939). Он настаивал на равноправном взаимодействии семьи со школой на основе сочетания специфических функций школы и семьи в реализации единых интересов и задач воспитания.

Взгляды А.С.Макаренко на роль семейного воспитания получили свое развитие в работах В.А.Сухомлинского (1918-1970), который считал, что «сколько-нибудь успешная воспитательная работа совершенно немыслима без системы педагогического просвещения, повышения педагогической культуры родителей, которая является важной составной частью общей культуры». Необходимой задачей школы он считал создание «культа матери».

Сохранять преемственность образования и воспитания в семье и школе в соответствии с теорией развития индивида как биологического и социального целого считали необходимым и представители педологии – П.П. Блонский (1884-1941), Л.С. Выготский (1896-1934), Д.Б. Эльконин (1904-1984).

Основой воспитательной и образовательной деятельности родителей является их педагогическая культура, которая помогает им избежать ошибок в семейном воспитании и находить верные решения в нестандартных ситуациях. Повышая свою педагогическую культуру, родители яснее осознают процесс развития ребенка, становления его личности, а, следовательно, могут оказать существенную помощь своим детям в их адаптации к социальной среде.

Основными задачами повышения уровня педагогической культуры родителей принято считать:

— осознание родителями целей воспитания детей;

— понимание родителями закономерностей и уникальных особенностей личностного развития каждого ребенка;

— умение родителей формировать и формулировать требования к детям, соответствующие их возрастным и личностным возможностям и потребностям;

— умение родителей принимать адекватные решения в конкретной педагогической ситуации развития личности ребенка;

— умение родителей выбирать соответствующие ситуации методы и приемы воспитания и грамотно их использовать.

       Работа по повышению педагогической культуры родителей основывается на общепедагогических принципах. Но так как семейное воспитание имеет свои закономерности, то эти общие принципы дополняются специфическими. Вот некоторые из них:

1.    Принцип единства педагогического просвещения и самообразования родителей. Педагогическое просвещение предлагает родителям лишь общие знания о закономерностях развития и становления личности ребенка, предлагает доступные формы и методы эффективного взаимодействия с детьми. Педагогическое самообразование родителей позволяет выбрать наилучший способ обращения с ребенком, усовершенствовать на практике приемы и методы внутрисемейного взаимодействия.

2.    Принцип многообразия форм работы с родителями. Суть этого принципа заключается в логическом дополнении к коллективным формам повышения педагогической культуры семьи групповой и индивидуальной формами работы с родителями на основе дифференцированного и индивидуального подходов.

3.    Принцип опоры на положительный опыт семейного воспитания. Педагог в работе с семьей должен учитывать имеющийся в семье опыт и традиции воспитания, национальные и религиозные особенности и только на них строить программу дальнейшего совершенствования педагогического мастерства семьи.

Повышение педагогической культуры родителей предполагает не только формирование теоретических знаний, но и освоение родителями практических умений в различных видах воспитательной деятельности (деятельности целеполагания, организаторской, коммуникативной, аналитико-оценочной и прогностической).

Деятельность целеполагания реализуется, прежде всего, в умении родителей определять цели воспитания, выбирать формы и методы воздействия на ребенка. Воспитательная деятельность родителей, в целом, есть процесс постоянного решения педагогических задач, которые подразделяются на стратегические, то есть преследующие дальние цели и рассчитанные на длительные усилия, и оперативные, продиктованные требованиями сегодняшнего дня. В нее также входит составление родителем плана собственной воспитательной деятельности.

Организаторская деятельность родителей заключается в организации воспитательного процесса в семье путем использования различных педагогических форм и оптимальных методов воспитания ребенка.

Коммуникативная деятельность включает в себя установление гармоничных отношений между родителями и детьми, другими членами семьи и окружающими, общение в атмосфере уважения и взаимопонимания.

Аналитико-оценочная деятельность позволяет родителям исследовать модели семейного воспитания, определять правильность выбранных форм и методов воздействия на личность ребенка, оценивать характер его личностных изменений, намечать направления корректировки регрессивных тенденций в семейном воспитании.

Прогностическая деятельность позволяет разрабатывать долгосрочные проекты воспитательных воздействий на личность ребенка с целью формирования и развития у него тех или иных личностно значимых качеств, прогнозировать различные варианты развития.

Сочетание всех вышеперечисленных видов воспитательной деятельности и их интеграция с научно-теоретическими знаниями определяет педагогическую культуру родителей.

Разные родители, естественно, имеют разный уровень педагогической культуры. Под уровнем педагогической культуры родителей понимают степень готовности (высокую, среднюю или низкую) родителей к эффективной организации воспитательного процесса в семье, основанной на знаниях, умениях и навыках педагогического взаимодействия с ребенком, понимании особенностей его личностного развития и желании приобщить его к культуре и традициям семьи и общества.

Уровень педагогической культуры семьи зависит от таких факторов, как связи с расширенной семьей, генетическая закрепленность традиций семейного воспитания, индивидуальные особенности личности родителей, область их профессиональной деятельности, богатство жизненного опыта.

Определяется уровень педагогической культуры родителей следующими условиями:

а) готовность родителей к воспитанию детей (принятие моральной ответственности за воспитание и развитие ребенка; наличие педагогических знаний и навыков и умение применять их на практике; умение педагогически целесообразно организовать жизнь детей и свою собственную; умение педагогически грамотно анализировать поступки детей).

б) желание осуществлять воспитательный процесс (систематичность и активность деятельности по воспитанию и знания о нем; постоянный контакт с другими институтами воспитания и развития личности ребенка).

Содержание уровней (высокого, среднего и низкого) педагогической культуры раскрывается через ряд критериев:

1) осознание родителями целей и задач воспитания;

2) владение методиками семейного взаимодействия;

3) способность к педагогическому самосовершенствованию.

Высокий уровень педагогической культуры родителей характеризуется следующим образом.

1) Родители осознают главную цель воспитания – формирование развитой, социально активной личности. Родители выбирают направление и выстраивают содержание воспитательной работы в семье в соответствии с возрастными особенностями личности ребенка. Имеют четкое представление об основных качествах, которое их воспитание формирует в личности ребенка на данном этапе его индивидуального развития.

2)    Родители, взаимодействуя с ребенком, используют разнообразные методики, опираются на его положительные качества, заботятся о предоставлении ему самостоятельности и инициативы, побуждают его к анализу своего поведения, к самовоспитанию. Родители умеют сбалансированно использовать методы поощрения и наказания, их требования к ребенку согласованны, воспитательные воздействия различных членов семьи не противоречат друг другу. Стиль общения с ребенком носит демократический характер: его мнение выслушивается и принимается во внимание. Ребенок уважается, он признается равным членом семьи.

3)    Родители активно занимаются педагогическим самообразованием, читают и используют научно-педагогическую литературу по вопросам развития и воспитания детей, а в случае затруднений обращаются за советом к квалифицированным специалистам – классным руководителям, школьным психологам и социальным работникам. Родители интересуются общественной жизнью своего ребенка и активно участвуют в ней.

Средний уровень педагогической культуры родителей проявляется в следующем.

1) Родители имеют поверхностные представления о направлениях воспитательной работы и не связывают их с главной целью воспитания. Они понимают, какие качества личности необходимо формировать у ребенка, но не всегда правильно определяют их на данном этапе возрастного и индивидуального развития ребенка. Развиваемые в ребенке качества не всегда соотносятся с запросами общества.

2) В семье используются разнообразные методики взаимодействия с ребенком, но нет их разумного сочетания – общение целиком которое зависит от настроений и желаний родителей. Либо родители оказываются заложниками одной-единственной методики взаимодействия с ребенком (научной, псевдонаучной), и фанатично следуют ей, невзирая на индивидуальные особенности своего ребенка, не учитывая его возрастных возможностей и потребностей. Родители опираются на положительные качества ребенка, но мало заботятся о предоставлении ему самостоятельности, о развитии его инициативности в выборе решений и действий. Имеет место несогласованность воспитательных воздействий на ребенка со стороны разных членов семьи.

3) Родители не регулярно занимаются самообразованием. Общественной жизнью ребенка интересуются от случая к случаю, содействие в организации и проведении школьных мероприятий оказывают не по собственной инициативе, а лишь по просьбе педагогов. Как правило, советов по воспитанию у специалистов родители не просят, но охотно к ним прислушиваются.

О низком уровне педагогической культуры родителей свидетельствует следующее.

1) Воспитание ребенка не является жизненно важной задачей родителей, они не имеют представления о целях и направлениях воспитательной работы в семье. В семье каждый живет своей жизнью, уровень семейной интеграции крайне низкий. Родители могут определить отдельные качества личности, которые необходимо сформировать у ребенка, но поставить конкретные воспитательные цели и решить конкретные воспитательные задачи не могут.

2) Методики взаимодействия с ребенком как системы четко определенных действий в семье не существует. Предпочтение отдается авторитарным методам взаимодействия (приказ, указание, требование, наказание). Родители подавляют инициативу и самостоятельность ребенка, либо, наоборот, предоставляют ему избыточную возможность бесконтрольных действий. Родители не побуждают ребенка к анализу своих поступков. Воспитательные требования и действия различных взрослых членов семьи по отношению к ребенку рассогласованы и зачастую противоречивы (мать, например, поощряет действия ребенка, запрещенные отцом).

3) Родители не занимаются педагогическим самообразованием, не прислушиваются к советам и предложениям специалистов, не интересуются общественной жизнью ребенка.

Изменяется уровень педагогической культуры родителей как вследствие их сознательных усилий, так и в связи с изменениями внутрисемейных отношений, переменами (повышением или понижением) в социальном статусе семьи, а также в результате грамотных действий школы по стимулированию участия родителей в мероприятиях по воспитанию родителей, привлечению их к образовательному процессу и общественной жизни.

       Чтобы эффективней мотивировать родителей к самообразованию, необходимо определить их уровень педагогической культуры. Для этого можно использовать следующие методы: анкетирование и тестирование родителей; индивидуальные беседы с родителями; индивидуальные беседы с учащимися; посещение семьи школьника; изучение тестов-рисунков детей типа “Мой дом”, “Моя семья” (в начальных классах школы); моделирование игровых и проблемных ситуаций и т.д.

В качестве первого шага по выявлению уровня педагогической культуры родителей можно предложить следующую анкету:

1. На основе каких знаний Вы воспитываете своего ребенка?

а) слушаете передачи по радио и телевидению;

б) посещаете лекции для родителей;

в) на основе рекомендаций педагогов;

г) используете свой жизненный опыт.

2. Какие методы в воспитании Вы считаете наиболее эффективными?

а) поощрение;

б) наказание;

в) требование;

г) приучение.

3. Какие виды поощрения Вы используете чаще всего?

а) словесная похвала;

б) подарки;

в) ласки;

г) время, которое я провожу совместно с ребенком.

4. Какие виды наказания, на Ваш взгляд, наиболее действенны в воспитании?

а) физическое наказание;

б) словесная угроза;

в) лишение развлечения;

г) проявление вами обиды.

С целью выявления степени участия родителей в воспитательном процессе используются анкеты следующего типа:

1. Нравится ли Вам ваш ребенок?

2. Слушаете ли Вы, что ребенок говорит?

3. Смотрите ли Вы на ребенка, когда он говорит?

4. Стараетесь ли Вы создать у ребенка ощущение значимости того, что он говорит?

5. Поправляете ли Вы речь ребенка?

6. Позволяете ли Вы ребенку совершать ошибки?

7. Хвалите ли Вы ребенка, обнимаете ли вы его?

8. Смеетесь ли Вы вместе с ребенком?

9. Отводите ли Вы каждый день время для бесед с ребенком?

1.2. Формы и методы работы с родителями.

Ведущую роль в организации сотрудничества школы и семьи играют классные руководители и школьные психологи. Именно от их работы зависит то, насколько семьи понимают политику, проводимую школой по отношению к воспитанию и обучению детей, насколько активно они участвуют в ее реа­лизации. При этом семья должна рассматриваться как главный заказчик и союзник в воспитании детей, а объединение усилий родителей и педагогов как создание бла­гоприятных условий для развития ребенка.

В основе взаимодействия семьи и специалистов образовательного учреждения должны лежать принципы взаимной заинтересованности, взаимного доверия и уважения, поддержки и помощи, терпения и терпимости по отношению друг к другу. Необходимо общение, сотрудничество на равных — такое взаимодействие педагогов и родителей, где ни одна сторона не обладает правом указывать и контролировать.

Конструктивному взаимодействию с родителями способствует соблюдение педагогами следующих правил общения с родителями:

· говорить на языке, понятном родителямбез употребления специальной терминологии;

· быть конкретным, отвечать непосредственно на поставленные вопросы;

· быть активным, самому вступать в диалог с родителями, не дожидаясь инициативы с их стороны: родители не должны брать интервью у педагога;

· учитывать эмоциональное состояние родителя;

· отказаться от поучений, нотаций, высокомерия; разговаривать с позиции партнерства;

· предварительно планировать содержание беседы с родителем;

· быть доброжелательным;

· защищать интересы родителя, не становиться инструментом давления на него со стороны администрации школы;

· сохранять конфиденциальность информации, полученной от родителей и других родственников.

Практика показывает, что общение учителей с родителями детей, посещающих школу, далеко не всегда можно назвать идеальным. И хотя характер общения зависит, прежде всего, от личностных качеств участников, все же можно выделить ряд общих причин, обусловливающих типичные ошибки, которые допускают педагоги:

· незнание техник эффективного неконфликтного общения;

· отсутствие гибкости, жесткие ожидания по отношению к родителям;

· оценивание родителей;

· директивная позиция по отношению к родителям;

· суетливость, нервозность, излишняя эмоциональность педагога в ответ на слова и действия родителей;

· использование стереотипов и установок, затрудняющих общение;

· приписывание родителям своих представлений и ожиданий (проекция);

· агрессивность, бестактность;

· равнодушие, унылость.

Цель беседы педагога/психолога с родителем может быть общей (информирование о чем-либо) или конкретной (пригласить папу для обсуждения предстоящей экскурсионной поездки класса); главное — говорить с родителями только о том, что нужно, и только тогда, когда нужно.

Содержание сотрудничества школьных специалистовклассных руководителей, школьных психологовс родителями включает три основных направления: психолого-педагогическое просвещение родителей, вовлечение родителей в учебно-воспитательный процесс, привлечение родителей к участию в организационных мероприятиях, управлении школой.

Формы и методы работы с родителями должны в полной мере отражать содержание этого сотрудничества и быть направлены на

* повышение педагогической культуры родителей (формы психолого-педагогического просвещения);

* усиление воспитательного потенциала семьи;

* укрепление взаимодействия семьи и школы.

Каждое образовательное учреждение выбирает и использует такие формы работы с родителями, которые в большей степени соответствуют его внутренней философии, организационной культуре, образовательной программе.

Гарантами эффективности работы с родителями являются:

· установка на работу с родителями как на работу с единомышленниками (вместо установки " родитель – враг, соперник, конкурент ");

· доброжелательное отношение к ребенку и родителям (вместо обвиняющей позиции педагога);

· заинтересованность педагогов в решении проблемы ребенка (вместо формального общения, " для галочки ");

· системный характер работы с родителями (вместо спонтанных, " одноразовых " мероприятий).

Важно отметить также необходимость дифференцированного подхода к работе с родителями, который предполагает учет своеобразия условий жизни каждой семьи, возраста родителей, уровня их подготовленности в вопросах воспитания. Дифференциация помогает найти оптимальный контакт, обеспечить индивидуальный подход к каждой семье. Дифференциация должна проводиться на основе определенной программы изучения семей учащихся, включающей такие методы, как анкетирование и тестирование родителей, а также посещение семьи. В результате необходимо определить:

– структуру семьи (сколько человек входит в состав семьи, их возраст, образование, профессия), психологический климат семьи (межличностные отношения, стиль общения);

– стиль и эмоциональный фон семейной жизни: наличие в семье конфликтов, их причины и способы разрешения, наличие отрицательных переживаний родителей и детей;

– социальный статус матери, отца, пра-родителей в семье, степень участия родителей в воспитательном процессе, наличие у них желания воспитывать ребенка;

– воспитательный климат семьи, наличие или отсутствие домашней педагогической системы (осознание целей, задач, методов воспитания), участие матери, отца в педагогической деятельности семьи (конструктивной, организационной, коммуникативной).

Формы работы с родителями постоянно меняются: какие-то утрачивают свое значение из-за малой эффективности, другие – возникают: все шире используются новые, интерактивные формы работы, позволяющие наиболее эффективно вовлечь родителей в процесс обучения, развития и познания собственного ребенка.

Формы работы с родителями

Традиционные Нетрадиционные
● Родительские собрания ● Общешкольные и общеклассные конференции ● Наглядная пропаганда ● Посещения на дому ● Переписка с родителями ● Открытые уроки ● Вовлечение родителей в школьное самоуправление: создание общешкольного и классных родительских комитетов ● Индивидуальные консультации педагога/классного руководителя/психолога Университет педагогических знаний: ● Лекции ● Психологические тренинги ● Дискуссии («Круглые столы») ● Практикумы ● Родительские вечера ● Родительские чтения ● Родительские ринги ● Обсуждение опыта семейного воспитания


1.2.1. Родительское собрание.

Одной из главных и наиболее распространенных форм работы с родителями является родительское собрание. Родительское собрание закономерно считается в среде учителей не менее сложным «жанром», чем уроки или внеклассная работа. Здесь встречаются две стороны, участвующие в образовательном процессе, — педагоги и родители — для того, чтобы выслушать друг друга и обсудить основные проблемы третьей, самой главной стороны — детей. Именно поэтому в разделе функциональных обязанностей классных руководителей проведению родительских собраний отведена первая строка. Это обстоятельство налагает большую ответственность на классного руководителя на всех этапах подготовки, проведения и осмысления итогов родительского собрания.
Часто сетуют на то, что родители не хотят посещать собрания, не приходят на встречи с классным руководителем. Но, видимо, не стоит этому удивляться. Очень часто родительские собрания и встречи превращаются в «разбор полетов», на которых унижается человеческое достоинство родителей, проявляется бестактность и грубость педагогов. Классному руководителю следует помнить: родительское собрание — это, в первую очередь, обучение родителей искусству быть хорошими родителями, с помощью теории и практики.

Для школьных психологов родительские собрания также являются одним из важнейших средств сопровождения педагогического процесса. Все сотрудники школьного психологического центра — психологи, логопеды, социальные педагоги — должны постоянно участвовать в родительских собраниях: обсуждать их сценарии, предлагать актуальные темы, готовить отдельные разделы, а затем анализировать итоги.

Родительские собрания могут быть:

— организационными;
— текущими или тематическими;
— итоговыми;
— общешкольными и классными.

Общешкольное родительское собрание проводится два раза в год. Основной целью общешкольного родительского собрания является ознакомление родителей с целями и задачами работы школы, планированием воспитательного процесса (дни открытых дверей, дни самоуправления и творчества), итогами работы за определенный промежуток времени, проблемами и перспективами развития школьного обучения в условиях реформирования школы. На общешкольных родительских собраниях выступают директор, его заместители, родительский комитет школы отчитывается на них о проделанной работе.

Однако общешкольные родительские собрания могут носить и торжественный характер. Традиционными общешкольными родительскими собраниями могут стать собрания, посвященные юбилею школы, чествованию родителей, воспитавших прекрасных детей, чествованию учащихся — победителей олимпиад и конкурсов и т.д.

Прекрасной традицией школы могут стать общешкольные родительские собрания, посвященные педагогам-ветеранам труда, обучившим не одно поколение учащихся школы. Такие родительские собрания носят глубокий общечеловеческий нравственный характер, положительно влияют на родителей, стимулируют их на изменение своей педагогической позиции в семье.

Одной из главных ступенек в сотрудничестве школы с родителями является классное родительское собрание. Такие собрания проводятся один раз в четверть, при необходимости их можно проводить и чаще. Их цель: обсуждение задач учебно-воспитательной работы класса, планирование воспитательной работы, определение стратегических линий тесного сотрудничества семьи и школы, рассмотрение актуальных педагогических проблем, подведение итогов работы за четверть или за год.

Тематика обширная, она определяется классным руководителем на основе изучения целей и задач работы школы с родителями и исходя из запросов родителей класса.

Важно, чтобы обсуждение успеваемости учащихся не становилось главным аргументом в организации и проведении родительского собрания.

Классные родительские собрания эффективны лишь тогда, когда на них не только подводят итоги успеваемости, но и рассматривают актуальные педагогические проблемы. На таких собраниях обсуждение успеваемости учащихся — не самоцель, а мостик к решению той или иной педагогической проблемы.

Родительские собрания должны стать школой психолого-педагогического просвещения родителей, должны расширять их педагогический кругозор, стимулировать желание стать хорошими родителями. На родительских собраниях анализируются учебные достижения учащихся, характеризуются их возможности, степень продвижения класса в учебной деятельности.

Родительское собрание дает возможность учителю продемонстрировать успехи, достигнутые учащимися. При этом разгово



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-12-09; просмотров: 47; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.129.247.196 (0.143 с.)