Организационно - деятельностная карта . 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Организационно - деятельностная карта .



Содержание работы

Деятельность психолога

Деятельность родителя

Действие психолога Смысл данного действия для психолога Смысл данного действия для родителя (ребёнка) Действие родителя (ребёнка)
Просвещение Чтение лекций, проведение семинаров. Расширить представления о развитии психических процессов, эмоционально-волевой сферы, индивидуальных особенностей ребёнка, повысить социально-культурный уровень знаний. Проблематизировать сложившиеся стереотипы родителя относительно своего ребёнка и себя как родителя. Получение психологической информации. Слушание лекций, участие в обсуждениях конкретных тем, фиксирование интересующего материала лекций, семинаров.
Тренинги Совместные занятия детей и родителей Проведение деловых игр и упражнений с родителями Проведение игр и упражнений с родителями и детьми Формировать умение принять роль другого (например, ребёнка) способность видеть, слышать, анализировать и прогнозировать детские проявления, испытать эмоциональное состояние, которое возникает у ребёнка или взрослого в той или иной ситуации, определять их причины и находить оптимальные пути взаимодействия, научить общаться, признавая принципы равенства. Оснащение позиции родителя. Формирование доверительных отношений между ребёнком и взрослым, умение взаимодействовать с близким человеком, чувствовать ответственность за другого, передавать и принимать на себя роль лидера. Создание условий для развития личностной зрелости родителя. Изменения его позиции в реальном общении с ребёнком в психологически безопасной ситуации Психологическая поддержка со стороны группы, разрушение стереотипа “одиночества”. Родитель - повышение родительской самооценки, реализация родительской заботы, формирование умений организовывать семейный досуг. Ребёнок - удовлетворение потребности в родительском внимании, совместной игровой деятельности со взрослыми. Участие в деловых играх и выполнение упражнений, обсуждение и анализ действий, эмоций и результатов (узнал, понял, почувствовал). Участие в организованной игровой деятельности
Консультации Индивиду-альное консульти-рование Изучение проблемы конкретной семьи, выявление причины, возникшей ситуации, поиск путей решения данного вопроса. Создание условий для выращивания позиции мудреца в процессе совместного поиска решения проблемы, диалога психолога и родителя. Психологическая поддержка. Рассказ о трудных ситуациях.

Таким образом, залогом эффективности взаимодействия педагога с родителями школьников является сознательный, целенаправленный, творческий процесс работы учителя над собой, его умение общаться с членами семей учащихся как с партнерами, как с равными.

Системный характер деятельности по повышению педагогической культуры родителей предполагает, что работа педагогов, школьных психологов и социальных работников должна быть организована определенным образом, иметь последовательность шагов, каждый из которых является причиной следующего действия и следствием предыдущего.

В качестве таких шагов можно рассмотреть функции педагога в процессе повышения педагогической культуры родителей.

1. Диагностическая функция – изучение всего контингента родителей учащихся, составление социологической карты класса, определение уровня педагогической культуры родителей, воспитательных возможностей семьи.

2. Функция целевой ориентации и планирования – определение на основе учеты результатов первичной диагностики родителей целей и задач деятельности школьных специалистов, чтобы повысить уровень педагогической культуры родителей; планирование форм и методов дальнейшей коллективной, групповой и индивидуальной работы с родителями.

3. Организаторская функция – подготовка непосредственно к проведению мероприятий, направленных на повышение родительской компетентности. Задача школьных специалистов на этом этапе заключается в объединении их усилий – в подготовке должны участвовать и педагоги, и школьные психологи, и социальные педагоги. Если того требует формат мероприятия – надо привлекать родителей, успешно воспитывающих своих детей. Таким образом осуществляется подбор материала для лекций, семинаров, родительских собраний, консультаций, дискуссий, разрабатываются сюжетные линии планируемых мероприятий.

4. Мотивационная функция – побуждение и стимулирование педагогом родителей к самовоспитанию, самообразованию. В задачи педагога входит формирование готовности родителей к сотрудничеству, создание в пределах школы условий для самообразования родителей.

5. Коммуникативная функция – установление и поддержание педагогом наиболее оптимальных межличностных отношений с родителями учащихся.

6. Коррекционная функция – устранение ошибок в воспитательном процессе, восполнение пробелов в педагогических знаниях, умениях и навыках родителей, улучшение взаимоотношений родителей с ребенком.

7. Координирующая функция – выработка единых целей и планов работы по повышению педагогической культуры родителей, согласование педагогических усилий специалистов и родителей.

8. Контрольно - аналитическая функция – анализ и оценка результатов совместной работы семьи и школы по повышению педагогической культуры родителей: их знаний, умений, навыков воспитательной деятельности.

В заключениe приведем положения, которые полезно помнить всем учителям, взаимодействующим с родителями[2].

В диалоге с родителями:

1. Если вы задаете вопрос, подождите, когда собеседник вам ответит.

2. Высказав свое мнение, поинтересуйтесь мнением родителей.

3. Если вы не согласны, аргументируйте, повторяйте фразы: «Давайте подумаем», «Давайте сделаем сообща», «Как вы сами думаете», «Мне интересно ваше мнение», «Вы не согласны со мной, почему?» и т. д.

Чтобы организовать работу с родителями, помните:

1. Способность к общению - профессиональное качество учителя. Учи­тель должен иметь высокую психологическую культуру: уметь общать­ся, вести беседу, слушать и понимать собеседника, взаимодействовать и воздействовать.

2. Не отталкивайте родителей, а привлекайте их к сотрудничеству. Нередко учи­тель видит в родителях людей, изначально стоящих к нему в аппозиции. Часто он начинает поучать, упрекать. Постарайтесь понять чувства отца или матери ученика, найдите в них опору, выстраивая совместные действия.

3. Развивайтев себе стремление к равной позиции с родителями. Воспитание ученика основывается на совместных усилиях школы и се­мьи. Объединить усилия педагога и членов семьи можно только при вза­имном и уважительном признании ими позиционного равенства друг друга. Первый шаг в этом направлении должен сделать учитель, по­скольку это находиться в рамках его компетенции, показывает его про­фессионализм.

4. Людям нравится ощущать собственную значимость. Один из лучших способов привлечения родителей к сотрудничеству – подчеркивание их огромного значения в этом процессе.

5. Покажите родителю свою любовь по отношению к ребенку. Психо­логический контакт с родителем возникает сразу же, как только учитель покажет, что он видит положительные стороны в характере ребенка и симпатизирует ему.

6. Ищите новые формы сотрудничества с родителями. Например, вы можете предложить одному из родителей выступить на родительском собрании с проблемой, которую он испытывает в воспитании ребенка, и, каким образом он пытается ее разрешить. Пусть эти проблемы обсудят родители.

Чрезвычайно поучительным было бы выступление родителя, у которого были сложности во взаимоотношениях с собственным ребенком, и, кото­рый сумел их преодолеть. Не стремитесь отстоять собственную позицию.
Успешной можно на­звать беседу не только когда учитель докажет, что прав, а тогда, когда он сумеет привлечь родителей к активному участию ввоспитании ребенка.

7. Обсуждайте проблему, а не личные качества ученика. Сформули­руйте перед родителями ваши наблюдения по поводу учебы и дисципли­ны ученика, обсудите с родителями возможности совместной работы.
Важно, чтобы родители чувствовали вашу уверенность в
том, что проблема может быть решена.

8. Учитывайте личные интересы родителей. Очень часто в беседе с
родителями учитель требует, чтобы они активизировали свое участие в
воспитании ребенка. Он советует, чтобы мать ушла с работы, или пе­решла на пол ставки целиком посвятила себя воспитанию и т. п. Вряд
ли так будет, гораздо лучше, если учитель признает право родителей на инте­ресную и содержательную жизнь, но предложить привлечь к своим заня­тиям ребенка.



Поделиться:


Читайте также:




Последнее изменение этой страницы: 2021-12-09; просмотров: 57; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.191.43.140 (0.01 с.)