Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Организационно - деятельностная карта .
Содержание работы |
Деятельность психолога |
Деятельность родителя | |||||
Действие психолога | Смысл данного действия для психолога | Смысл данного действия для родителя (ребёнка) | Действие родителя (ребёнка) | |||||
Просвещение | Чтение лекций, проведение семинаров. | Расширить представления о развитии психических процессов, эмоционально-волевой сферы, индивидуальных особенностей ребёнка, повысить социально-культурный уровень знаний. Проблематизировать сложившиеся стереотипы родителя относительно своего ребёнка и себя как родителя. | Получение психологической информации. | Слушание лекций, участие в обсуждениях конкретных тем, фиксирование интересующего материала лекций, семинаров. | ||||
Тренинги Совместные занятия детей и родителей | Проведение деловых игр и упражнений с родителями Проведение игр и упражнений с родителями и детьми | Формировать умение принять роль другого (например, ребёнка) способность видеть, слышать, анализировать и прогнозировать детские проявления, испытать эмоциональное состояние, которое возникает у ребёнка или взрослого в той или иной ситуации, определять их причины и находить оптимальные пути взаимодействия, научить общаться, признавая принципы равенства. Оснащение позиции родителя. Формирование доверительных отношений между ребёнком и взрослым, умение взаимодействовать с близким человеком, чувствовать ответственность за другого, передавать и принимать на себя роль лидера. Создание условий для развития личностной зрелости родителя. Изменения его позиции в реальном общении с ребёнком в психологически безопасной ситуации | Психологическая поддержка со стороны группы, разрушение стереотипа “одиночества”. Родитель - повышение родительской самооценки, реализация родительской заботы, формирование умений организовывать семейный досуг. Ребёнок - удовлетворение потребности в родительском внимании, совместной игровой деятельности со взрослыми. | Участие в деловых играх и выполнение упражнений, обсуждение и анализ действий, эмоций и результатов (узнал, понял, почувствовал). Участие в организованной игровой деятельности | ||||
Консультации | Индивиду-альное консульти-рование | Изучение проблемы конкретной семьи, выявление причины, возникшей ситуации, поиск путей решения данного вопроса. Создание условий для выращивания позиции мудреца в процессе совместного поиска решения проблемы, диалога психолога и родителя. | Психологическая поддержка. | Рассказ о трудных ситуациях. |
Таким образом, залогом эффективности взаимодействия педагога с родителями школьников является сознательный, целенаправленный, творческий процесс работы учителя над собой, его умение общаться с членами семей учащихся как с партнерами, как с равными.
|
Системный характер деятельности по повышению педагогической культуры родителей предполагает, что работа педагогов, школьных психологов и социальных работников должна быть организована определенным образом, иметь последовательность шагов, каждый из которых является причиной следующего действия и следствием предыдущего.
В качестве таких шагов можно рассмотреть функции педагога в процессе повышения педагогической культуры родителей.
1. Диагностическая функция – изучение всего контингента родителей учащихся, составление социологической карты класса, определение уровня педагогической культуры родителей, воспитательных возможностей семьи.
2. Функция целевой ориентации и планирования – определение на основе учеты результатов первичной диагностики родителей целей и задач деятельности школьных специалистов, чтобы повысить уровень педагогической культуры родителей; планирование форм и методов дальнейшей коллективной, групповой и индивидуальной работы с родителями.
3. Организаторская функция – подготовка непосредственно к проведению мероприятий, направленных на повышение родительской компетентности. Задача школьных специалистов на этом этапе заключается в объединении их усилий – в подготовке должны участвовать и педагоги, и школьные психологи, и социальные педагоги. Если того требует формат мероприятия – надо привлекать родителей, успешно воспитывающих своих детей. Таким образом осуществляется подбор материала для лекций, семинаров, родительских собраний, консультаций, дискуссий, разрабатываются сюжетные линии планируемых мероприятий.
|
4. Мотивационная функция – побуждение и стимулирование педагогом родителей к самовоспитанию, самообразованию. В задачи педагога входит формирование готовности родителей к сотрудничеству, создание в пределах школы условий для самообразования родителей.
5. Коммуникативная функция – установление и поддержание педагогом наиболее оптимальных межличностных отношений с родителями учащихся.
6. Коррекционная функция – устранение ошибок в воспитательном процессе, восполнение пробелов в педагогических знаниях, умениях и навыках родителей, улучшение взаимоотношений родителей с ребенком.
7. Координирующая функция – выработка единых целей и планов работы по повышению педагогической культуры родителей, согласование педагогических усилий специалистов и родителей.
8. Контрольно - аналитическая функция – анализ и оценка результатов совместной работы семьи и школы по повышению педагогической культуры родителей: их знаний, умений, навыков воспитательной деятельности.
В заключениe приведем положения, которые полезно помнить всем учителям, взаимодействующим с родителями[2].
В диалоге с родителями:
1. Если вы задаете вопрос, подождите, когда собеседник вам ответит.
2. Высказав свое мнение, поинтересуйтесь мнением родителей.
3. Если вы не согласны, аргументируйте, повторяйте фразы: «Давайте подумаем», «Давайте сделаем сообща», «Как вы сами думаете», «Мне интересно ваше мнение», «Вы не согласны со мной, почему?» и т. д.
Чтобы организовать работу с родителями, помните:
1. Способность к общению - профессиональное качество учителя. Учитель должен иметь высокую психологическую культуру: уметь общаться, вести беседу, слушать и понимать собеседника, взаимодействовать и воздействовать.
2. Не отталкивайте родителей, а привлекайте их к сотрудничеству. Нередко учитель видит в родителях людей, изначально стоящих к нему в аппозиции. Часто он начинает поучать, упрекать. Постарайтесь понять чувства отца или матери ученика, найдите в них опору, выстраивая совместные действия.
3. Развивайтев себе стремление к равной позиции с родителями. Воспитание ученика основывается на совместных усилиях школы и семьи. Объединить усилия педагога и членов семьи можно только при взаимном и уважительном признании ими позиционного равенства друг друга. Первый шаг в этом направлении должен сделать учитель, поскольку это находиться в рамках его компетенции, показывает его профессионализм.
4. Людям нравится ощущать собственную значимость. Один из лучших способов привлечения родителей к сотрудничеству – подчеркивание их огромного значения в этом процессе.
5. Покажите родителю свою любовь по отношению к ребенку. Психологический контакт с родителем возникает сразу же, как только учитель покажет, что он видит положительные стороны в характере ребенка и симпатизирует ему.
6. Ищите новые формы сотрудничества с родителями. Например, вы можете предложить одному из родителей выступить на родительском собрании с проблемой, которую он испытывает в воспитании ребенка, и, каким образом он пытается ее разрешить. Пусть эти проблемы обсудят родители.
Чрезвычайно поучительным было бы выступление родителя, у которого были сложности во взаимоотношениях с собственным ребенком, и, который сумел их преодолеть. Не стремитесь отстоять собственную позицию.
Успешной можно назвать беседу не только когда учитель докажет, что прав, а тогда, когда он сумеет привлечь родителей к активному участию ввоспитании ребенка.
|
7. Обсуждайте проблему, а не личные качества ученика. Сформулируйте перед родителями ваши наблюдения по поводу учебы и дисциплины ученика, обсудите с родителями возможности совместной работы.
Важно, чтобы родители чувствовали вашу уверенность в
том, что проблема может быть решена.
8. Учитывайте личные интересы родителей. Очень часто в беседе с
родителями учитель требует, чтобы они активизировали свое участие в
воспитании ребенка. Он советует, чтобы мать ушла с работы, или перешла на пол ставки целиком посвятила себя воспитанию и т. п. Вряд
ли так будет, гораздо лучше, если учитель признает право родителей на интересную и содержательную жизнь, но предложить привлечь к своим занятиям ребенка.
| Поделиться: |
Читайте также:
Последнее изменение этой страницы: 2021-12-09; просмотров: 57; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!
infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.191.43.140 (0.01 с.)