Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Тема: «Жизнь и деятельность И. М. Сеченова»
План доклада 1. Краткая биографическая справка. 2. Создание учения о материалистическом понимании целостности организма и его единства с внешней средой. 3. И.М. Сеченов о ведущей роли нервной системы, о рефлекторном характере психической (высшей нервной) деятельности, ее познаваемости физиологическими методами исследования. 4.Влияние идей И.М. Сеченова на развитие физиологии и медицины (в частности, на деятельность СП. Боткина, И.П. Павлова и других ученых-врачей).
ИВАН МИХАЙЛОВИЧ СЕЧЕНОВ (1823-1905) - великий русский ученый, родоначальник отечественной физиологии и научной психологии. Родился 13 августа 1823 г. в селе Теплый Стан (ныне с. Сеченово Нижегородской области). И.М. Сеченов в 1843 г. поступил в Петербургское военно-инженерное училище, где особенно увлекался физикой и неорганической химией. В 1848 г. был отчислен и переведен в войска. В 1850 г. И.М. Сеченов поступил в Московский университет на медицинский факультет, который закончил в 1856 г., посвятив себя преподавательской и исследовательской работе в области физиологии. Его исследования и сочинения были посвящены в основном трем проблемам: физиологии нервной системы, химизму дыхания и физиологическим основам психической деятельности. В 1862 г. им было открыто явление центрального торможения и на основе этого открытия и других данных, И.М. Сеченов написал гениальный труд "Рефлексы головного мозга" (1863), открывший новый этап в развитии представлений о психической деятельности. В 1870 г. после ухода из медико-хирургической академии, где работал заведующим кафедрой физиологии, стал профессором Одесского университета, а с 1876 г. - профессором Петербургского университета. В 1891-1901 гг. заведовал кафедрой физиологии в Московском университете. И.М. Сеченов, используя абсорбциометр, первым произвел извлечение газов крови и установил, что большая часть газов находится в связанном эритроцитами состоянии. Им была показана роль гемоглобина в переносе кислорода и углекислого газа, а также сделана попытка научно объяснить некоторые физиологические явления в организме человека в полете на больших высотах (снижение парциального давления кислорода, в частности). И.М. Сеченов теоретически обосновал возможности экспериментального изучения деятельности мозга, раскрыл физиологическую сущность произвольных и непроизвольных явлений как явлений, в конечном счете, рефлекторного порядка.
Работами И.М. Сеченова было, положено начало физиологии мышечных сокращений, способствовавших обоснованию восьмичасового рабочего времени. Труды И.М. Сеченова оказали огромное влияние на все последующее развитие медицины и психологии в нашей стране и во всем мире.
Литература
1. Коштоянц Х.С. И.М. Сеченов. М:,.1950. 2. Коштоянц Х.С.Очерки по истории физиологии в России. М.:, АМН СССР, 1946. С.152-165; 229-246; 350-376; 402-422. 3. Шатерников М.Н.Иван Михайлович Сеченов // Борьба за науку в царской России. М.: Л.: 1931. С.32-42. 4. Качалов В.П.Мировоззрение И.М.Сеченова. М.: 1948. 5. Введенский Н.Е.Памяти И.М. Сеченова (речь от 03.07.1906 г.) // Физиологич., журнал СССР им. И.М.Сеченова. 1956. Т. 1. С.3-8. 6. Орбели Л.А. Отец русской физиологии - Иван Михайлович Сеченов // Физиологич. журнал СССР им. И.М.Сеченова. 1956. Т.2. С.9-12. 7. Тарасонов В.М., Троянский Г.Н., Белолапоткова А.В., МамедоваЛ.А.Развитие важнейших направлений в медицине России второй половины XIX в. М.: 1985. 95 с. 8. Шойфет М.С. Сто великих врачей. М.: Вече.2004. С. 307-316.
6.4. Тема: «И.П. Павлов - великий русский ученый-физиолог»
План доклада 1. Краткие биографические данные. 2. Вклад И.П. Павлова в физиологию кровообращения. 3. Разработка ученым физиологии пищеварения. 4. Создание И.П. Павловым физиологии высшей нервной деятельности и ее значение для медицины. 5.Общественная деятельность И.П.Павлова.
ИВАН ПЕТРОВИЧ ПАВЛОВ (1849-1936) окончил в 1864 г. Рязанское духовное училище и поступил в Рязанскую духовную семинарию. В 1870 г. поступил на юридический факультет Петербургского университета, но вскоре перешел на естественное отделение физико-математического факультета, по окончании которого в 1875 г. поступил на III курс Медико-хирургической академии (ныне Военно-медицинская академия). В 1883 г. защитил докторскую диссертацию "О центробежных нервах сердца". В 1890 г. был избран профессором и заведующим кафедрой фармакологии Медико-хирургической академии, в 1896 г. - заведующим кафедрой физиологии, которой руководил до 1924 г.
С 1925 г. и до конца жизни И.П.Павлов руководил институтом физиологии АН СССР. В 1904 г. он был удостоен Нобелевской премии за многолетние исследования механизмов пищеварения. И.П. Павлов разработал новые принципы физиологического исследования, обеспечивающие познание деятельности организма как единого целого, находящегося в единстве и постоянном взаимодействии с окружающей средой. Ввёл понятие «хронический эксперимент» - изучение процесса пищеварения на практически здоровом организме. Разработал учение об условных и безусловных рефлексах. Изучая высшее проявление жизни - высшую нервную деятельность животных и человека, И.П. Павлов заложил основы материалистической психологии. Труды И.П.Павлова получили признание ученых всего мира. При жизни ему были присвоены почетные звания многочисленных отечественных и иностранных научных учреждений, академий, университетов и различных обществ. В 1935 г. на XV Международном конгрессе физиологов он был увенчан почетным званием "Старейшины физиологов мира".
Литература
1. Асратян Э.А.Павлов, жизнь и научное творчество. М.: Л.: 1949. 2. Бабский Е.Б.И.П. Павлов, жизнь и деятельность. М.: 1956. 3. Быков К.М. Жизнь и деятельность И.П.Павлова. М.:Л.: 1959. 4. Бирюков Д.А. И.П.Павлов. М.: 1967. 5. Гурева Н.М., Чебышев Н.М. Летопись жизни и деятельности И.П. Павлова. М.: 1969. 6. Коштоянц К.С.Очерки по истории физиологии в России. М.: АМН СССР. 1946. С. 152-165; 229-240; 351-376; 402-422. 7. Квасов Д.Г., Федорова-Грот А.К.Физиологическая школа. И.П.Павлова. Л.: Наука. 1967.
Раздел 7. Земская медицина. Развитие гигиены. Цель самоподготовки: изучить становление и развитие системы земской медицины, гигиены в России.
Этапы самостоятельной работы Становление системы земской медицины в России. Городская и страховая медицина. Разъездная и стационарная системы земской медицины. Профессиональная и общественная деятельность земских врачей. Фабрично-заводская медицина. 1883-1914 (1917) гг. – принятие страховых законов и формирование обязательного медицинского страхования. Больничные кассы. Городская медицина. Возникновение амбулаторной помощи городскому населению, вклад С.П. Боткина в больничное дело. Основоположники экспериментальной гигиены. М.Петтенкофер (1818-1901 гг.). А.Г.Доброславин (1842-1898 гг.). Ф.Ф.Эрисман (1842-1915 гг.). Дифференциация гигиенических наук.
Вопросы для самопроверки и задания 1. В чем суть системы земской медицины? 2. Разъездная и стационарная земская медицина. 3. В чем заключалась профессиональная и общественная деятельность земских врачей? 4. Санитарные организации и их роль в профилактике инфекционных болезней. 5. Роль М. Петтенкофера в разработке объективных методик оценки воздуха, одежды, питания. 6. Вклад Ф.Ф. Эрисмана в школьную, коммунальную гигиену и гигиену труда. 7. Основные направления исследований А. П. Доброславина.
ДОКЛАДЫ
7.1. Тема: «Ф.Ф. Эрисман и его вклад в экспериментальную и общественнуюгигиену» План доклада 1. Краткие биографические данные. 2. Ф.Ф. Эрисман - один из основоположников отечественной гигиены и ее общественного направления. 3. Вклад в школьную, коммунальную гигиену и гигиену труда. 4. Общественная деятельность ученого.
ФЕДОР ФЕДОРОВИЧ ЭРИСМАН (1842-1915) - выдающийся гигиенист, один из основоположников современной гигиены в России. В 1965 г. окончил медицинский факультет в Цюрихе. С мечтой служить на благо общества приехал в Россию, где сначала работал как частнопрактикующий врач-окулист. Ф.Ф. Эрисман глубоко изучал достижения гигиенической науки, занимаясь коммунальной, школьной и профессиональной гигиеной. Им были обследованы жилищные условия рабочих в Петербурге, условия труда на фабриках и заводах Московской губернии. На основе полученных данных Ф.Ф. Эрисман сделал выводы, свидетельствующие, о его профессиональных взглядах. В 1872-1877 гг. издал "Руководство к гигиене" и "Профессиональную гигиену умственного и физического труда". Ф.Ф. Эрисман с 1878 по 1884 гг. работал санитарным врачом в Московской земской санитарной организации. По данным обследования Московских фабрик и заводов, совместно с санитарными врачами земства издал 17 сборников, в которых изложил с санитарной точки зрения условия труда рабочих и их питания. С 1882 г. заведовал кафедрой гигиены Московского университета. В связи с арестом большой группы студентов медицинского факультета ряд профессоров во главе с Ф.Ф. Эрисманом обратились к царским властям о смягчении участи арестованных. Царское правительство ответило увольнением профессоров, в том числе и Ф.Ф. Эрисмана. После ухода в отставку Ф.Ф. Эрисман уехал в Швейцарию.
Литература
1. Базанов В.А.Ф.Ф. Эрисман (1842-1915). Л.: 1968. 2. Петров В.Д.Ф.Ф. Эрисман. М.: Медицина. 1970. 3. Белецкая Е.Я.Первые русские гигиенические школы (Доброславина и Эрисмана) // Советское здравоохранение. №1. 1964. 4. Якубов Е.Н.Эрисман и русская школа гигиены // Советское здравоохранение. 1946. № 3 -5. 5. Каневский Л.С. Основные черты развития / Каневский Л.С., Лотова Е.И., Идельчик Х.И. Основные черты развития медицины в России в период капитализма. М.: 1956. С.65-69. 6.Тарасонов В.М. Развитие важнейших направлений в медицине России второй половины XIX века./ Тарасонов В.М. Троянский Г.Н., Белолапоткова А.В., МамедоваЛ.А.М.: 1985. 95 с.
|
|||||||
Последнее изменение этой страницы: 2021-08-16; просмотров: 117; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.117.183.172 (0.018 с.) |