Рисование (дом, дерево, человек). 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Рисование (дом, дерево, человек).



Задание направлено на выявление уровня развития предметного рисунка, поведения в определенной ситуации, целенаправленности деятельности.

 

Оборудование: цветные фломастеры, карандаши и бумага.

Проведение обследования: ребенку дают бумагу и просят нарисовать сначала один предмет — дом. После этого просят нарисовать человека, а затем — дерево. Обучение не проводится.

Оценка действий ребенка: принятие и понимание задания, анализ рисунков: черкание, предпосылки к предметному рисунку, прел четный рисунок, ведущая рука, согласованность действий обеих рук.

Игра.

Проверяется интерес ребенка к игрушкам, характер употребления игрушек, характер игры (манипуляция, процессуальные действия или элементы сюжета).

 

Оборудование: игровой уголок, где находятся кукла, коляски, наборы одежды и посуды для куклы, машина, кубики, солдатики, ворота, мяч, тазик с водой, мелкие игрушки, куклы "би-ба-бо".

Проведение обследования: взрослый приглашает ребенка в игровой уголок и эмоционально вовлекает его в совместные действия с игрушками. Сначала предлагается покормить куклу, затем покатать ее в коляске, потом уложить спать. Если ребенок не хочет играть с куклой, ему предлагают нагрузить кубики и машину и принять участие в строительстве. Взрослый строит дорогу из кирпичиков, а затем сажает в машинку маленькую куклу и просит ребенка провезти ее по дорожке. В случае отказа ребенку предлагают поиграть около тазика с водой: опускают туда по одной мелкой игрушке (шарики, рыбки и т.д.), затем предлагают поймать их сачком.

Оценка действий ребенка: отношение к игрушкам, интерес и характер действий с игрушками, избирательность в игрушках.

Оценка в баллах

Разборка и складывание матрешки:

1 балл — не понимает цель и действует неадекватно даже в условиях обучения;

2 балла — понимает цель, но действует хаотически, т.е. не учитывает величину, в процессе обучения действует адекватно, а после обучения самостоятельно задание не выполняет;

3 балла — понимает цель, складывает матрешку методом перебора вариантов, в условиях обучения действует адекватно после обучения переходит к выполнению задания, пользуясь целенаправленными пробами;

4 балла — понимает цель и самостоятельно складывает матрешку, пользуясь целенаправленными пробами.

 

2. Разборка и складывание пирамидки:

1 балл — не понимает цель, действует неадекватно;

2 балла — понимает цель, нанизывает кольца без учета размера, после обучения не учитывает размер колец;

3 балла — понимает цель, нанизывает кольца без учета размера, после обучения переходит к самостоятельному выполнению задания;

4 балла — понимает цель, собирает самостоятельно пирамидку с учетом размера колец.

3. Коробка форм ("почтовый ящик"):

1 балл — не понимает цель, действует неадекватно даже в условиях обучения;

2 балла — понимает цель, при опускании фигур в прорези действует хаотически, после обучения не переходит на другой уровень действий;

3 балла — понимает цель, при выполнении задания использует метод перебора вариантов, после обучения действует методом целенаправленных проб либо методом зрительного соотнесения;

4 балла — понимает цель, задание выполняет самостоятельно методом целенаправленных проб.

 

4. Разрезная картинка:

1 балл – не понимает цели задания, действует неадекватно в условиях обучения;

2 балла – принимает задание, но условий задания не понимает, действует хаотично, после обучения не переходит к самостоятельному способу выполнения;

3 балла - принимает и понимает цель задания, выполняет задание методом перебора вариантов, после обучения переходит к методу целенаправленных проб;

4 балла – принимает и понимает цель задания, действует самостоятельно методом проб либо практическим промериванием.

 

Цветные кубики:

1балл – задание не понимает, в условиях обучения действует неадекватно;

2 балла – принимает задание, сличает два-три цвета, после обучения не может выделить цвет по слову-названию;

3балла – принимает задание, сличает все основные цвета, может выделить по слову два – три цвета, но не называет;

4 балла – принимает задание, выделяет цвет по слову-названию, может назвать все или почти все предложенные цвета.

 

6. Достань ключик:

1 балл – не принимает задание, в условиях практической проблемной задачи действует неадекватно;

2 балла – принимает задание, но не может проанализировать условия проблемной практической задачи; пытается достичь цели, используя свои физические возможности (прыгает, тянется рукой), других способов решения задачи не принимает либо сразу отказывается действовать;

3балла – принимает задание, анализирует условия, т.е. понимает, что рукой выполнить задание невозможно, но нет активного самостоятельного выбора средств для достижения цели, после активизации взрослым ориентировочной деятельности задачу решает методом проб;

4 балла – принимает задание, самостоятельно анализирует условия задачи, решает задачу либо методом проб, либо на уровне зрительной ориентировки.

 

7. Счет:

1 балл – задание не понимает, в условиях обучения действует неадекватно;

2 балла – задание принимает, но нет представлений о количестве;

3балла – задание принимает, есть элементарное представление о количестве, дифференцирует «много – один»,

4 балла – задание принимает, есть представление о количестве.

 

8. Конструирование:

1 балл – не принимает задание, в условиях обучения действует неадекватно;

2 балла – принимает задание, по образцу задание не выполняет, после обучения пытается выполнить какую-либо постройку, но данный образец не строит;

3 балла – принимает задание, по образцу самостоятельно задание выполнить не может, но после показа может перейти на самостоятельное выполнение задачи;

4 балла – принимает задание и самостоятельно выполняет его по образцу.

 

9. Рисование (дом, дерево, человек):

1балл – действует неадекватно, даже не пытается использовать фломастеры по назначению;

2 балла – принимает задание, использует фломастеры по назначению, рисование на уровне черкания;

3 балла – принимает задание, рисунок на уровне предпосылок к предметному рисунку;

4 балла – принимает задание, имеются предметные рисунки.

 

10. Игра:

1 балл – не включается в игру со взрослыми;

2 балла – включается в игру, интерес к игрушкам поверхностный, выполняет процессуальные действия с игрушками;

3 балла – включается в игру, выполняет ряд предметно-игровых действий с игрушками;

4 балла – включается в игру, может организовать сюжетную игру.


Протокол психолого-педагогического обследования

ребёнка 4-го года жизни.

Ф. И. ребёнка __________________________________ Дата рождения _________________

 

Задание

Выполнение задания

Примечание

1 2 3 4
1 Разборка и складывание матрешки: Ø четырехсоставной (3-4 года)          
2 Разборка и складывание пирамидки: Ø из четырех колец (3-4 года)            
3 Коробка форм («почтовый ящик») Ø из четырех форм (3-4 года)          
4 Разрезные картинки: Ø из трех частей (3-4 года)            
5 Цветные кубики: Ø из пяти цветов(3-4года)          
6 Достань ключик: Практическая задача (3-4 года)          
7 Счет (10 палочек)            
8 Конструирование из палочек: Ø из четырех элементов (3-4 года)          
9 Рисование (дом, дерево, человек)          
10 Игра            

Посещает МДОУ ___________________             группа ____________________________

 



Общее количество баллов ____________________­_________________________________________

Заключение _________________________________________________________________________

___________________________________________________________________________________

Рекомендации _______________________________________________________________________
___________________________________________________________________________________

Дата обследования ___________________________________________________________________

Педагог - психолог ______________________________________ подпись____________________

Ознакомлены (Ф.И.О. родителя/ законного представителя) _________________________________


Го года жизни.

 

Вначале диагностики проводится беседа-знакомство, позволяющая малы­шу адаптироваться в новых условиях, а взрослому – установить с ним контакт.

Степень психосоциальной зрелости.

 (вводная беседа)

1. Назови свою фамилию и имя. (2-1-0)                                                                                                  

2. Сколько тебе лет?    (1-0)                                                                                                               

3. Как зовут твоих родителей (папу, маму)?    (2-1-0)

4. Ты мальчик или девочка? Кем будешь, когда вырастешь: дядей или тетей? (2-1-0)                                                      

5. В какой ты ходишь садик?  (1-0)                                                                     

6. Сейчас день или ночь? Ты приходишь в садик утром или вечером? (2-1-0)

7. Когда можно кататься на санках, зимой или летом?  (1-0)                                     

8. Кто больше медведь или заяц?    (1-0)                                                                                                                                                                         

 

Максимум – 12 баллов

Степень психосоциальной зрелости оценивается отдельно и не входит в общий балл уровня развития ребенка.

 

Высокий уровень  12 баллов
Выше среднего 10-11 баллов
Средний уровень 8-9 баллов
Ниже среднего 6-7 баллов
Низкий уровень 0-5 баллов

 

 

1. Методика «Найди отличия» (сокращенный вариант из теста Г. Витцлака)

 

Цель: определение объема и степени концентрации внимания.

Стимульный материал: 2 картинки, имеющие 5 различий (приложение 1).

Инструкция по проведению. Ребенку предлагаются 2 картинки, на которых он должен найти отличия. Читается инструкция: «Посмотри внимательно на эти картинки и скажи, чем они отличаются друг от друга».

Обучение: Если ребенок начинает перечислять изображенные на картинках предметы, взрослый повторяет инструкцию. Если ребенок не понял инструкцию, взрослый предлагает проанализировать одно отличие (зайчик с капустой – зайчик с морковкой), после чего задает вопрос: «А чем еще отличаются картинки?». Если и в этом случае ребенок не дает верного ответа, диагностика прекращается. 

Анализ результатов:

Оценка в баллах:

1 балл: не принимает и не понимает задание, действует хаотично, с помощью взрослого находит 1 различие.

2 балла: задание принимает, находит 2 различия.

3 балла: задание принимает, понимает условие задачи, находит 3-4 различия.

4 балла: принимает задание, условие, находит 5 различий.

 

 

2. Методика «Цветовое восприятие» (Е.А. Стребелева)

Задание направлено на выявление уровня восприятия цвета (выделение по слову, названии цвета).

 

Оборудование: цветные кружочки (семи) цветов: 2 красных, 2 желтых, 2 синих, 2 белых, 2 голубых, 2 розовых.

Проведение обследования: перед ребенком раскладывают цветные кружочки и предлагают показать кружок определенного цвета: покажи красный, синий и т.д. Затем предлагают назвать цвета всех кругов. Если ребенок не выделяет цвет по слову, проводится обучение. Ребенка просят найти такой же цвет как в руке у взрослого, уточняется уровень сличения. Затем учат соотносить цвет круга со словом-названием, повторив при этом два-три раза: покажи, где желтый, вот желтый, найди где желтый.

Оценка действия ребенка: принятие задания, отмечается уровень восприятия цвета (сличение, узнавание цвета по слову, название), обучаемость, отношение к результату.

 

Оценка в баллах:

1 балл – задание не понимает, в условиях обучения действует неадекватно;

2 балла – принимает задание, сличает 2-3 цвета. После обучения не может выделить цвет по слову- названию.

3 балла - принимает задание, сличает все основные цвета, может выделить по слову 2-3 цвета, но не называет;

4 балла - принимает задание, выделяет цвет по слову-названию, может назвать все или почти все предложенные цвета.

 

 3. Методика «Запоминание слов» (модификация методики А. Р. Лурия)

 

Цель: диагностика кратковременной слуховой памяти.

Стимульный материал: 5 слов для запоминания

 

(ЛЕС – ХЛЕБ – ОКНО – СТУЛ – ВОДА).

Инструкция по проведению. Взрослый читает ребенку инструкцию: «Сейчас я буду называть слова. Слушай внимательно. Когда я закончу читать, повтори слова, которые запомнишь». Слова читаются медленно, четко.

Анализ результатов. Подсчитывается количество слов, воспроизведенных ребенком.

 

4 балла 5 слов
3 балла 3-4 слова
2 балла 2 слова
1 балл 0-1 слов

 4. Методика «Диагностика кратковременной зрительной памяти»  (Н. А. Бернштейн в модификации С. Д. Забрамной)

Цель: диагностика объема кратковременной образной памяти.

Стимульный материал: 2 карточки, на первой изображены 4 картинки, на второй - 9 картинок, включающие 4 первых.

Инструкция по проведению. Ребенку читается инструкция: «Сейчас я тебе покажу карточку, а ты запомни, что на ней нарисовано и найди такие же картинки на большой карте».

После этого в течение 20 секунд ребенку показывают карточку с 4 картинками. Затем показывают вторую - с 9 картинками (первая карточка убирается).

Анализ результатов. Оценивается количество найденных картинок.

 

4 балла все 4 картинки
3 балла 3 картинки
2 балла 2 картинки
1 балл 0 - 1 картинки

 

 

5. Расскажи (Н.Н. Павлова, А.Г. Руденко)

(сюжетные картинки «Зайцы»)

Задание направлено на выявление уровня понимания, восприятия сюжетного изображения.

 

Оборудование: картинки с изображением сю­жета. 

Проведение обследования: Картинки раскладываются на столе перед ребёнком в хаотичном порядке, даётся инструкция: «Посмотри на картинки, как ты думаешь, о чём здесь рассказывается? Разложи картинки так, чтобы получился рассказ» в процессе рассказа ребёнок может менять картинки местами.

Обучение: если ребенок не может разложить самостоятельно картинки и составить рассказ, то взрослый организует рассматривание сюжетного изображения: «Что изображено на картинке?», «Что делают зайцы?» и т.п.

 

Оценка действий ребенка:

1 балл — ребенок не принимает и не понимает за­дание.

2 балла — ребенок принимает, но не понимает зада­ние; перечисляет предметы и объекты, изображенные на картинках, не объединяя их в единый сюжет.

3 балла — ребенок принимает задание и понимает смысловую сторону сюжета, но объяснить не может; на вопросы отвечает однословно, по­казывая тем самым, что смысл понятен.

4 балла — принимает и понимает задание; составля­ет рассказ (одно-два предложения), отражая в нем основную причинно-следственную зависимость.

 

 

6. Методика «Сложи разрезную картинку»  (Е.А. Стребелева)

Цель: задание направлено на выявление уровня развития целостного восприятия предметного изображения на картинке.

Оборудование: две одинаковые предметные картинки, одна из которых разрезана на четыре части (чашка).

Проведение обследования: взрослый показывает ребенку 4 части разрезной картинки и просит: «Сделай целую картинку».

Обучение: в тех случаях, когда ребенок не может правильно соединить части картинки, взрослый показывает целую картинку и просит сложить из частей такую же. Если и после этого ребенок не справляется с заданием, психолог накладывает часть разрезной картинки на целую и предлагает ребенку наложить другую, после чего опять просит ребенка выполнить задание самостоятельно.

Оценка действий ребенка: принятие задания; способы выполнения; обучаемость; отношение к результату; результат.

Анализ результатов:

Кол-во баллов Оценка результатов
4 Ребенок принимает и понимает задание; самостоятельно выполняет его; заинтересован в результате своей деятельности.
3 Ребенок принимает и понимает задание; самостоятельно не может выполнить его, но пытается соединить части в целое; в условиях обучения пользуется первым вариантом помощи; после обучение переходит к самостоятельному способу выполнения; заинтересован в результате своей деятельности. 
2 Ребенок принимает задание, но при самостоятельно выполнении кладет одну часть картинки на другую, либо соединяет эти части без учета целостного изображения предмета; в условиях обучения использует только второй вариант помощи – накладывает часть картинки на целое; после обучения не переходит к самостоятельному способу выполнения задания; безразличен к конечному результату.
1 Ребенок не принимает и не понимает задание; действует неадекватно даже в условиях обучения (размахивает картинками, берет их в рот, стучит по столу).

 7. Методика «Найди домик для картинки» (Н.Н. Павлова, А.Г. Руденко)

Цель: выявление уровня развития наглядно-образного мышле­ния, умения группировать картинки, подбирать обобщающие слова.

Процедура проведения. Перед ребенком выкладывают 4 домика. В каждом домике по 4 окна. На чердаке первого домика изображен предмет посуды (тарелка), второго – овощ (морковь), третьего – фрукт (апельсин), четвертого – предмет одежды (пиджак). Затем ребенку поочередно предлагают картинки: «Найди домик, где живет эта картинка». Первая картинка выкладывается психоло­гом. После того как ребенок разместит все картинки, ему задают вопрос: «Почему эти картинки живут вместе в одном домике?»

Возможная помощь психолога: если ребенок не сразу пони­мает задание, психолог спрашивает: «Как ты думаешь, почему морковь и огурец оказались в одном домике? Как их назвать од­ним словом?»

 

Анализ результатов:

Кол-во баллов Оценка результатов
4 Ребенок самостоятельно и легко справляется с заданием и правильно отвечает на поставленные вопросы.
3 Самостоятельно раскладывает карточки на первом этапе работы, но только с помощью экспериментатора объясняет (комментирует свои действия).
2 Ребенок выполняет задание только с активной помощью экспериментатора.
1 Раскладывает картинки в случайном порядке, не выделяя какой-нибудь признак

8. Методика «Посчитай» (Е.А. Стребелева)

(Детям до 4 лет 6 мес. предлагают задания в пределах трех, а после 4 лет 6 мес. до пяти – в пределах пяти).

Цель: выявить уровень сформированности количественных представлений.

Оборудование: 10 плоских палочек, экран.

Проведение обследования: перед ребенком кладут 10 палочек и предлагают ему взять из них 3, затем 1 палочку, потом еще 2 палочки. При этом каждый раз его спрашивают: «Сколько ты взял палочек?» если ребенок правильно выделяет из множества 3 (5) палочки, то предлагают выполнить счетные операции в пределах 3 (5). Взрослый раскладывает в ряд 3 (5) палочки, предлагая ребенку запомнить их количество, и закрывает их экраном, за которым отнимает 2 палочки. Потом кладет эти палочки перед ребенком, спрашивает его: «Сколько там осталось?», указывая на экран.

После этого экран открывают и сравнивают ответ ребенка с остатком. Затем экспериментатор снова раскладывает 3 (5) палочки перед ребенком, закрывает их экраном, отнимает только 1 палочку, показывая ее ребенку, спрашивает: «Сколько там осталось?», указывая жестом на экран.

Обучение: в тех случаях, когда ребенок не может выделить определенное количество палочек по словесной инструкции, ему предлагают выполнить это по показу. Взрослый на глазах у ребенка берет 3 палочки, кладет их на свою ладонь и говорить: «Возьми, как я, 3 палочки». Если ребенок не справляется, то его просят взять 1 палочку, а потом много палочек. Счетным операциям не обучают.

Оценка действий ребенка: принятие и понимание задания; сформированность восприятия количества в пределах 3 (5); умение выполнять счетные операции по представлению в пределах 3 (5); обучаемость; отношение к результату.

Анализ результатов:

Кол-во баллов Оценка результатов Уровень развития
4 Ребенок принимает и понимает задание; выделяет из множества заданное количество и выполняет счетные операции по представлению; заинтересован в конечном результате своей деятельности. Выше среднего
3 Ребенок принимает и понимает условия задания; выделяет из множества количество в пределах 3, но в пределах пяти затрудняется; счетные операции выполняет только в пределах 3; заинтересован в конечном результате своей деятельности.  Средний
2 Ребенок принимает и понимает задание; по словесной инструкции не может выделить заданное количество; в условиях обучения действует адекватно, но может выделить палочки из множества только в пределах 3; счетные операции даже в пределах 3 не выполняет; к конечному результату безразличен. Ниже среднего
1 Ребенок не принимает и не понимает задание; в условиях обучения действует неадекватно (разбрасывает палочки, берет их в рот, стучит ими по столу и т.д.). Низкий

9.Методика «Построй по образцу». (Е.А. Стребелева)

 

Цель: выявление умения ребенка работать по образцу.

Оборудование: 15 плоских палочек одного цвета, экран.

Проведение обследования: взрослый за экраном сооружает постройку из 5 палочек, открыв экран, предлагает построить ребенку такую же. Если ребенок справился с первым заданиям, то ему предлагают выполнить вторую постройку. В случае затруднения проводиться обучение.

Обучение: если ребенок не может выполнить задание по образцу, то взрослый показывает, как это надо сделать, а затем просит ребенка выполнить постройку самостоятельно. В случае повторно возникших затруднений психолог использует способ действий по подражанию.

Оценка действий ребенка: принятие и понимание задания; способы выполнения (по образцу, по показу, по подражанию); отношение к результату; результат выполнения.

Анализ результатов:

Количество баллов Оценка результатов Уровень развития
4 Ребенок принимает и понимает задание; самостоятельно строит по образцу; заинтересован в конечном результате. Выше среднего
3 Ребенок принимает и понимает условия задания; самостоятельно по образцу может строить только после обучения; заинтересован в конечном результате. Средний
2 Ребенок принимает задание; самостоятельно по образцу работать не может ни до, ни после обучения; к результату безразличен. Ниже среднего
1 Ребенок не принимает и не понимает задание; в условиях обучения действует неадекватно (разбрасывает палочки, берет их в рот, стучит ими по столу и т.д.). Низкий

 

10.Методика «Нарисуй человека» (Е.А. Стребелева)

 

Цель: выявить уровень развития предметного рисунка.

Оборудование: лист бумаги, цветные карандаши (фломастеры).

Проведение обследования: перед ребенком кладут лист бумаги и просят как можно лучше нарисовать человека (мужчину). Если ребенок выполняет рисунок не в полный рост, то ему предлагают перерисовать. В завершении проводят дополнительную беседу с ребенком, в которой уточняют непонятные детали и особенности изображения.

Обучение: не проводится.

Оценка действий ребенка: принятие и понимание задания, и интерес к нему; соответствие рисунка словесной инструкции; уровень изображения предметного рисунка (черкание, предпосылки к предметному рисунку – «головонога», изображение человека – наличие в рисунке основных частей тела и лица).

 

Анализ результатов:



Поделиться:


Читайте также:




Последнее изменение этой страницы: 2021-12-07; просмотров: 138; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.118.29.219 (0.098 с.)