Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Рисование (дом, дерево, человек).
Задание направлено на выявление уровня развития предметного рисунка, поведения в определенной ситуации, целенаправленности деятельности.
Оборудование: цветные фломастеры, карандаши и бумага. Проведение обследования: ребенку дают бумагу и просят нарисовать сначала один предмет — дом. После этого просят нарисовать человека, а затем — дерево. Обучение не проводится. Оценка действий ребенка: принятие и понимание задания, анализ рисунков: черкание, предпосылки к предметному рисунку, прел четный рисунок, ведущая рука, согласованность действий обеих рук. Игра. Проверяется интерес ребенка к игрушкам, характер употребления игрушек, характер игры (манипуляция, процессуальные действия или элементы сюжета).
Оборудование: игровой уголок, где находятся кукла, коляски, наборы одежды и посуды для куклы, машина, кубики, солдатики, ворота, мяч, тазик с водой, мелкие игрушки, куклы "би-ба-бо". Проведение обследования: взрослый приглашает ребенка в игровой уголок и эмоционально вовлекает его в совместные действия с игрушками. Сначала предлагается покормить куклу, затем покатать ее в коляске, потом уложить спать. Если ребенок не хочет играть с куклой, ему предлагают нагрузить кубики и машину и принять участие в строительстве. Взрослый строит дорогу из кирпичиков, а затем сажает в машинку маленькую куклу и просит ребенка провезти ее по дорожке. В случае отказа ребенку предлагают поиграть около тазика с водой: опускают туда по одной мелкой игрушке (шарики, рыбки и т.д.), затем предлагают поймать их сачком. Оценка действий ребенка: отношение к игрушкам, интерес и характер действий с игрушками, избирательность в игрушках. Оценка в баллах Разборка и складывание матрешки: 1 балл — не понимает цель и действует неадекватно даже в условиях обучения; 2 балла — понимает цель, но действует хаотически, т.е. не учитывает величину, в процессе обучения действует адекватно, а после обучения самостоятельно задание не выполняет; 3 балла — понимает цель, складывает матрешку методом перебора вариантов, в условиях обучения действует адекватно после обучения переходит к выполнению задания, пользуясь целенаправленными пробами; 4 балла — понимает цель и самостоятельно складывает матрешку, пользуясь целенаправленными пробами.
2. Разборка и складывание пирамидки: 1 балл — не понимает цель, действует неадекватно; 2 балла — понимает цель, нанизывает кольца без учета размера, после обучения не учитывает размер колец; 3 балла — понимает цель, нанизывает кольца без учета размера, после обучения переходит к самостоятельному выполнению задания; 4 балла — понимает цель, собирает самостоятельно пирамидку с учетом размера колец. 3. Коробка форм ("почтовый ящик"): 1 балл — не понимает цель, действует неадекватно даже в условиях обучения; 2 балла — понимает цель, при опускании фигур в прорези действует хаотически, после обучения не переходит на другой уровень действий; 3 балла — понимает цель, при выполнении задания использует метод перебора вариантов, после обучения действует методом целенаправленных проб либо методом зрительного соотнесения; 4 балла — понимает цель, задание выполняет самостоятельно методом целенаправленных проб.
4. Разрезная картинка: 1 балл – не понимает цели задания, действует неадекватно в условиях обучения; 2 балла – принимает задание, но условий задания не понимает, действует хаотично, после обучения не переходит к самостоятельному способу выполнения; 3 балла - принимает и понимает цель задания, выполняет задание методом перебора вариантов, после обучения переходит к методу целенаправленных проб; 4 балла – принимает и понимает цель задания, действует самостоятельно методом проб либо практическим промериванием.
Цветные кубики: 1балл – задание не понимает, в условиях обучения действует неадекватно; 2 балла – принимает задание, сличает два-три цвета, после обучения не может выделить цвет по слову-названию; 3балла – принимает задание, сличает все основные цвета, может выделить по слову два – три цвета, но не называет; 4 балла – принимает задание, выделяет цвет по слову-названию, может назвать все или почти все предложенные цвета.
6. Достань ключик: 1 балл – не принимает задание, в условиях практической проблемной задачи действует неадекватно;
2 балла – принимает задание, но не может проанализировать условия проблемной практической задачи; пытается достичь цели, используя свои физические возможности (прыгает, тянется рукой), других способов решения задачи не принимает либо сразу отказывается действовать; 3балла – принимает задание, анализирует условия, т.е. понимает, что рукой выполнить задание невозможно, но нет активного самостоятельного выбора средств для достижения цели, после активизации взрослым ориентировочной деятельности задачу решает методом проб; 4 балла – принимает задание, самостоятельно анализирует условия задачи, решает задачу либо методом проб, либо на уровне зрительной ориентировки.
7. Счет: 1 балл – задание не понимает, в условиях обучения действует неадекватно; 2 балла – задание принимает, но нет представлений о количестве; 3балла – задание принимает, есть элементарное представление о количестве, дифференцирует «много – один», 4 балла – задание принимает, есть представление о количестве.
8. Конструирование: 1 балл – не принимает задание, в условиях обучения действует неадекватно; 2 балла – принимает задание, по образцу задание не выполняет, после обучения пытается выполнить какую-либо постройку, но данный образец не строит; 3 балла – принимает задание, по образцу самостоятельно задание выполнить не может, но после показа может перейти на самостоятельное выполнение задачи; 4 балла – принимает задание и самостоятельно выполняет его по образцу.
9. Рисование (дом, дерево, человек): 1балл – действует неадекватно, даже не пытается использовать фломастеры по назначению; 2 балла – принимает задание, использует фломастеры по назначению, рисование на уровне черкания; 3 балла – принимает задание, рисунок на уровне предпосылок к предметному рисунку; 4 балла – принимает задание, имеются предметные рисунки.
10. Игра: 1 балл – не включается в игру со взрослыми; 2 балла – включается в игру, интерес к игрушкам поверхностный, выполняет процессуальные действия с игрушками; 3 балла – включается в игру, выполняет ряд предметно-игровых действий с игрушками; 4 балла – включается в игру, может организовать сюжетную игру. Протокол психолого-педагогического обследования ребёнка 4-го года жизни. Ф. И. ребёнка __________________________________ Дата рождения _________________
Задание |
Выполнение задания |
Примечание | |||||||||
1 | 2 | 3 | 4 | |||||||||
1 | Разборка и складывание матрешки: Ø четырехсоставной (3-4 года) | |||||||||||
2 | Разборка и складывание пирамидки: Ø из четырех колец (3-4 года) | |||||||||||
3 | Коробка форм («почтовый ящик») Ø из четырех форм (3-4 года) | |||||||||||
4 | Разрезные картинки: Ø из трех частей (3-4 года) | |||||||||||
5 | Цветные кубики: Ø из пяти цветов(3-4года) | |||||||||||
6 | Достань ключик: Практическая задача (3-4 года) | |||||||||||
7 | Счет (10 палочек) | |||||||||||
8 | Конструирование из палочек: Ø из четырех элементов (3-4 года) | |||||||||||
9 | Рисование (дом, дерево, человек) | |||||||||||
10 | Игра |
Посещает МДОУ ___________________ группа ____________________________
|
Общее количество баллов _____________________________________________________________
Заключение _________________________________________________________________________
___________________________________________________________________________________
Рекомендации _______________________________________________________________________
___________________________________________________________________________________
Дата обследования ___________________________________________________________________
Педагог - психолог ______________________________________ подпись____________________
Ознакомлены (Ф.И.О. родителя/ законного представителя) _________________________________
Го года жизни.
Вначале диагностики проводится беседа-знакомство, позволяющая малышу адаптироваться в новых условиях, а взрослому – установить с ним контакт.
Степень психосоциальной зрелости.
(вводная беседа)
1. Назови свою фамилию и имя. (2-1-0)
2. Сколько тебе лет? (1-0)
3. Как зовут твоих родителей (папу, маму)? (2-1-0)
4. Ты мальчик или девочка? Кем будешь, когда вырастешь: дядей или тетей? (2-1-0)
5. В какой ты ходишь садик? (1-0)
6. Сейчас день или ночь? Ты приходишь в садик утром или вечером? (2-1-0)
7. Когда можно кататься на санках, зимой или летом? (1-0)
8. Кто больше медведь или заяц? (1-0)
Максимум – 12 баллов
Степень психосоциальной зрелости оценивается отдельно и не входит в общий балл уровня развития ребенка.
Высокий уровень | 12 баллов |
Выше среднего | 10-11 баллов |
Средний уровень | 8-9 баллов |
Ниже среднего | 6-7 баллов |
Низкий уровень | 0-5 баллов |
1. Методика «Найди отличия» (сокращенный вариант из теста Г. Витцлака)
Цель: определение объема и степени концентрации внимания.
Стимульный материал: 2 картинки, имеющие 5 различий (приложение 1).
Инструкция по проведению. Ребенку предлагаются 2 картинки, на которых он должен найти отличия. Читается инструкция: «Посмотри внимательно на эти картинки и скажи, чем они отличаются друг от друга».
Обучение: Если ребенок начинает перечислять изображенные на картинках предметы, взрослый повторяет инструкцию. Если ребенок не понял инструкцию, взрослый предлагает проанализировать одно отличие (зайчик с капустой – зайчик с морковкой), после чего задает вопрос: «А чем еще отличаются картинки?». Если и в этом случае ребенок не дает верного ответа, диагностика прекращается.
|
Анализ результатов:
Оценка в баллах:
1 балл: не принимает и не понимает задание, действует хаотично, с помощью взрослого находит 1 различие.
2 балла: задание принимает, находит 2 различия.
3 балла: задание принимает, понимает условие задачи, находит 3-4 различия.
4 балла: принимает задание, условие, находит 5 различий.
2. Методика «Цветовое восприятие» (Е.А. Стребелева)
Задание направлено на выявление уровня восприятия цвета (выделение по слову, названии цвета).
Оборудование: цветные кружочки (семи) цветов: 2 красных, 2 желтых, 2 синих, 2 белых, 2 голубых, 2 розовых.
Проведение обследования: перед ребенком раскладывают цветные кружочки и предлагают показать кружок определенного цвета: покажи красный, синий и т.д. Затем предлагают назвать цвета всех кругов. Если ребенок не выделяет цвет по слову, проводится обучение. Ребенка просят найти такой же цвет как в руке у взрослого, уточняется уровень сличения. Затем учат соотносить цвет круга со словом-названием, повторив при этом два-три раза: покажи, где желтый, вот желтый, найди где желтый.
Оценка действия ребенка: принятие задания, отмечается уровень восприятия цвета (сличение, узнавание цвета по слову, название), обучаемость, отношение к результату.
Оценка в баллах:
1 балл – задание не понимает, в условиях обучения действует неадекватно;
2 балла – принимает задание, сличает 2-3 цвета. После обучения не может выделить цвет по слову- названию.
3 балла - принимает задание, сличает все основные цвета, может выделить по слову 2-3 цвета, но не называет;
4 балла - принимает задание, выделяет цвет по слову-названию, может назвать все или почти все предложенные цвета.
3. Методика «Запоминание слов» (модификация методики А. Р. Лурия)
Цель: диагностика кратковременной слуховой памяти.
Стимульный материал: 5 слов для запоминания
(ЛЕС – ХЛЕБ – ОКНО – СТУЛ – ВОДА).
Инструкция по проведению. Взрослый читает ребенку инструкцию: «Сейчас я буду называть слова. Слушай внимательно. Когда я закончу читать, повтори слова, которые запомнишь». Слова читаются медленно, четко.
Анализ результатов. Подсчитывается количество слов, воспроизведенных ребенком.
4 балла | 5 слов |
3 балла | 3-4 слова |
2 балла | 2 слова |
1 балл | 0-1 слов |
4. Методика «Диагностика кратковременной зрительной памяти» (Н. А. Бернштейн в модификации С. Д. Забрамной)
Цель: диагностика объема кратковременной образной памяти.
Стимульный материал: 2 карточки, на первой изображены 4 картинки, на второй - 9 картинок, включающие 4 первых.
Инструкция по проведению. Ребенку читается инструкция: «Сейчас я тебе покажу карточку, а ты запомни, что на ней нарисовано и найди такие же картинки на большой карте».
|
После этого в течение 20 секунд ребенку показывают карточку с 4 картинками. Затем показывают вторую - с 9 картинками (первая карточка убирается).
Анализ результатов. Оценивается количество найденных картинок.
4 балла | все 4 картинки |
3 балла | 3 картинки |
2 балла | 2 картинки |
1 балл | 0 - 1 картинки |
5. Расскажи (Н.Н. Павлова, А.Г. Руденко)
(сюжетные картинки «Зайцы»)
Задание направлено на выявление уровня понимания, восприятия сюжетного изображения.
Оборудование: картинки с изображением сюжета.
Проведение обследования: Картинки раскладываются на столе перед ребёнком в хаотичном порядке, даётся инструкция: «Посмотри на картинки, как ты думаешь, о чём здесь рассказывается? Разложи картинки так, чтобы получился рассказ» в процессе рассказа ребёнок может менять картинки местами.
Обучение: если ребенок не может разложить самостоятельно картинки и составить рассказ, то взрослый организует рассматривание сюжетного изображения: «Что изображено на картинке?», «Что делают зайцы?» и т.п.
Оценка действий ребенка:
1 балл — ребенок не принимает и не понимает задание.
2 балла — ребенок принимает, но не понимает задание; перечисляет предметы и объекты, изображенные на картинках, не объединяя их в единый сюжет.
3 балла — ребенок принимает задание и понимает смысловую сторону сюжета, но объяснить не может; на вопросы отвечает однословно, показывая тем самым, что смысл понятен.
4 балла — принимает и понимает задание; составляет рассказ (одно-два предложения), отражая в нем основную причинно-следственную зависимость.
6. Методика «Сложи разрезную картинку» (Е.А. Стребелева)
Цель: задание направлено на выявление уровня развития целостного восприятия предметного изображения на картинке.
Оборудование: две одинаковые предметные картинки, одна из которых разрезана на четыре части (чашка).
Проведение обследования: взрослый показывает ребенку 4 части разрезной картинки и просит: «Сделай целую картинку».
Обучение: в тех случаях, когда ребенок не может правильно соединить части картинки, взрослый показывает целую картинку и просит сложить из частей такую же. Если и после этого ребенок не справляется с заданием, психолог накладывает часть разрезной картинки на целую и предлагает ребенку наложить другую, после чего опять просит ребенка выполнить задание самостоятельно.
Оценка действий ребенка: принятие задания; способы выполнения; обучаемость; отношение к результату; результат.
Анализ результатов:
Кол-во баллов | Оценка результатов |
4 | Ребенок принимает и понимает задание; самостоятельно выполняет его; заинтересован в результате своей деятельности. |
3 | Ребенок принимает и понимает задание; самостоятельно не может выполнить его, но пытается соединить части в целое; в условиях обучения пользуется первым вариантом помощи; после обучение переходит к самостоятельному способу выполнения; заинтересован в результате своей деятельности. |
2 | Ребенок принимает задание, но при самостоятельно выполнении кладет одну часть картинки на другую, либо соединяет эти части без учета целостного изображения предмета; в условиях обучения использует только второй вариант помощи – накладывает часть картинки на целое; после обучения не переходит к самостоятельному способу выполнения задания; безразличен к конечному результату. |
1 | Ребенок не принимает и не понимает задание; действует неадекватно даже в условиях обучения (размахивает картинками, берет их в рот, стучит по столу). |
7. Методика «Найди домик для картинки» (Н.Н. Павлова, А.Г. Руденко)
Цель: выявление уровня развития наглядно-образного мышления, умения группировать картинки, подбирать обобщающие слова.
Процедура проведения. Перед ребенком выкладывают 4 домика. В каждом домике по 4 окна. На чердаке первого домика изображен предмет посуды (тарелка), второго – овощ (морковь), третьего – фрукт (апельсин), четвертого – предмет одежды (пиджак). Затем ребенку поочередно предлагают картинки: «Найди домик, где живет эта картинка». Первая картинка выкладывается психологом. После того как ребенок разместит все картинки, ему задают вопрос: «Почему эти картинки живут вместе в одном домике?»
Возможная помощь психолога: если ребенок не сразу понимает задание, психолог спрашивает: «Как ты думаешь, почему морковь и огурец оказались в одном домике? Как их назвать одним словом?»
Анализ результатов:
Кол-во баллов | Оценка результатов |
4 | Ребенок самостоятельно и легко справляется с заданием и правильно отвечает на поставленные вопросы. |
3 | Самостоятельно раскладывает карточки на первом этапе работы, но только с помощью экспериментатора объясняет (комментирует свои действия). |
2 | Ребенок выполняет задание только с активной помощью экспериментатора. |
1 | Раскладывает картинки в случайном порядке, не выделяя какой-нибудь признак |
8. Методика «Посчитай» (Е.А. Стребелева)
(Детям до 4 лет 6 мес. предлагают задания в пределах трех, а после 4 лет 6 мес. до пяти – в пределах пяти).
Цель: выявить уровень сформированности количественных представлений.
Оборудование: 10 плоских палочек, экран.
Проведение обследования: перед ребенком кладут 10 палочек и предлагают ему взять из них 3, затем 1 палочку, потом еще 2 палочки. При этом каждый раз его спрашивают: «Сколько ты взял палочек?» если ребенок правильно выделяет из множества 3 (5) палочки, то предлагают выполнить счетные операции в пределах 3 (5). Взрослый раскладывает в ряд 3 (5) палочки, предлагая ребенку запомнить их количество, и закрывает их экраном, за которым отнимает 2 палочки. Потом кладет эти палочки перед ребенком, спрашивает его: «Сколько там осталось?», указывая на экран.
После этого экран открывают и сравнивают ответ ребенка с остатком. Затем экспериментатор снова раскладывает 3 (5) палочки перед ребенком, закрывает их экраном, отнимает только 1 палочку, показывая ее ребенку, спрашивает: «Сколько там осталось?», указывая жестом на экран.
Обучение: в тех случаях, когда ребенок не может выделить определенное количество палочек по словесной инструкции, ему предлагают выполнить это по показу. Взрослый на глазах у ребенка берет 3 палочки, кладет их на свою ладонь и говорить: «Возьми, как я, 3 палочки». Если ребенок не справляется, то его просят взять 1 палочку, а потом много палочек. Счетным операциям не обучают.
Оценка действий ребенка: принятие и понимание задания; сформированность восприятия количества в пределах 3 (5); умение выполнять счетные операции по представлению в пределах 3 (5); обучаемость; отношение к результату.
Анализ результатов:
Кол-во баллов | Оценка результатов | Уровень развития |
4 | Ребенок принимает и понимает задание; выделяет из множества заданное количество и выполняет счетные операции по представлению; заинтересован в конечном результате своей деятельности. | Выше среднего |
3 | Ребенок принимает и понимает условия задания; выделяет из множества количество в пределах 3, но в пределах пяти затрудняется; счетные операции выполняет только в пределах 3; заинтересован в конечном результате своей деятельности. | Средний |
2 | Ребенок принимает и понимает задание; по словесной инструкции не может выделить заданное количество; в условиях обучения действует адекватно, но может выделить палочки из множества только в пределах 3; счетные операции даже в пределах 3 не выполняет; к конечному результату безразличен. | Ниже среднего |
1 | Ребенок не принимает и не понимает задание; в условиях обучения действует неадекватно (разбрасывает палочки, берет их в рот, стучит ими по столу и т.д.). | Низкий |
9.Методика «Построй по образцу». (Е.А. Стребелева)
Цель: выявление умения ребенка работать по образцу.
Оборудование: 15 плоских палочек одного цвета, экран.
Проведение обследования: взрослый за экраном сооружает постройку из 5 палочек, открыв экран, предлагает построить ребенку такую же. Если ребенок справился с первым заданиям, то ему предлагают выполнить вторую постройку. В случае затруднения проводиться обучение.
Обучение: если ребенок не может выполнить задание по образцу, то взрослый показывает, как это надо сделать, а затем просит ребенка выполнить постройку самостоятельно. В случае повторно возникших затруднений психолог использует способ действий по подражанию.
Оценка действий ребенка: принятие и понимание задания; способы выполнения (по образцу, по показу, по подражанию); отношение к результату; результат выполнения.
Анализ результатов:
Количество баллов | Оценка результатов | Уровень развития |
4 | Ребенок принимает и понимает задание; самостоятельно строит по образцу; заинтересован в конечном результате. | Выше среднего |
3 | Ребенок принимает и понимает условия задания; самостоятельно по образцу может строить только после обучения; заинтересован в конечном результате. | Средний |
2 | Ребенок принимает задание; самостоятельно по образцу работать не может ни до, ни после обучения; к результату безразличен. | Ниже среднего |
1 | Ребенок не принимает и не понимает задание; в условиях обучения действует неадекватно (разбрасывает палочки, берет их в рот, стучит ими по столу и т.д.). | Низкий |
10.Методика «Нарисуй человека» (Е.А. Стребелева)
Цель: выявить уровень развития предметного рисунка.
Оборудование: лист бумаги, цветные карандаши (фломастеры).
Проведение обследования: перед ребенком кладут лист бумаги и просят как можно лучше нарисовать человека (мужчину). Если ребенок выполняет рисунок не в полный рост, то ему предлагают перерисовать. В завершении проводят дополнительную беседу с ребенком, в которой уточняют непонятные детали и особенности изображения.
Обучение: не проводится.
Оценка действий ребенка: принятие и понимание задания, и интерес к нему; соответствие рисунка словесной инструкции; уровень изображения предметного рисунка (черкание, предпосылки к предметному рисунку – «головонога», изображение человека – наличие в рисунке основных частей тела и лица).
Анализ результатов:
| Поделиться: |
Читайте также:
Последнее изменение этой страницы: 2021-12-07; просмотров: 138; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!
infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.118.29.219 (0.098 с.)