Развитие жилищно-коммунального хозяйства 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Развитие жилищно-коммунального хозяйства



Сфера жилищно-коммунального хозяйства (далее – ЖКХ) является одним из важных секторов экономики Российской Федерации: в 2020 году годовой оборот сферы, включая оказание услуг населению и коммерческому сектору, составил более 6,4 трлн рублей. В отрасли занято более 2 млн. человек и работают около 41 тыс. организаций.

Развитие коммунальной и жилищной сферы в России привело к определенным улучшениям в этих отраслях по сравнению с предыдущими периодами. Если в 2010 году лишь 39% граждан устраивало качество жилищно-коммунальных услуг, то в 2019 году, по данным опроса ВЦИОМ, количество таких граждан увеличилось до 60%.

Одним из основных механизмов привлечения инвестиций для модернизации объектов коммунальной инфраструктуры является передача в эксплуатацию соответствующего государственного и муниципального имущества по концессионным соглашениям с инвестиционными обязательствами концессионеров согласно Федеральному закону от 21 июля 2005 г. № 115-ФЗ «О концессионных соглашениях». По состоянию на 1 января 2021 г. заключено и действует 2,5 тысяч концессионных соглашений, при этом общий объем инвестиций (нарастающим итогом), предусмотренный в рамках данных концессионных соглашений, составляет около 504,2 млрд руб., в том числе средства частных инвесторов более 90,6% от общего количества планируемых к инвестированию средств.

Механизм концессионных соглашений показал свою эффективность в крупных муниципальных образованиях с привлекательными для инвесторов тарифами на объекты коммунальной инфраструктуры. В то же время существует значительное количество малых городов и сельских поселений, в которых концессионный механизм не является для инвесторов привлекательным и эффективным.

В то же время состояние коммунальной и жилищной сферы в Российской Федерации имеет существенные региональные, а также муниципальные различия. Значительная часть систем и объектов ЖКХ нуждается в качественной технологической модернизации с привлечением существенного объема инвестиций.

По данным единой системы мониторинга и контроля устранения аварий и инцидентов на объектах жилищно-коммунального хозяйства ежемесячно на объектах ЖКХ происходит в среднем 6000 происшествий, средняя продолжительность перерывов в поставках коммунальных услуг составляет около 8 часов.

В целом жилищная и коммунальная сфера в Российской Федерации характеризуется следующими вызовами, требующими решения:

высокий износ основных фондов жилищного хозяйства, включая рост объемов аварийного жилищного фонда и износ внутренних инженерных коммуникаций многоквартирных домов, в том числе отсутствие надлежащей системы учета и мониторинга реального технического состояния и степени износа основных фондов;

высокий износ основных фондов коммунального хозяйства, необходимость развития системы учета и мониторинга состояния коммунальной инфраструктуры;

отсутствие сформированного института ответственных собственников жилья, низкая мотивации к принятию решений по управлению жильем;

недостаточная эффективность управляющих организаций и ресурсоснабжающих предприятий, обусловленная недостатками применяемых методов ценового регулирования, отсутствием мотивации к снижению затрат, повышению энергоэффективности и внедрению новых технологий;

дефицит частных инвестиций, обусловленный низкой стоимостью основных фондов, отсутствием долгосрочных гарантий возврата средств инвесторов и ограниченными финансовыми возможностями бюджетов различных уровней;

отсутствие сформированной культуры потребления и оплаты жилищно-коммунальных услуг, большой объем накопленной дебиторской и кредиторской задолженности ресурсоснабжающих и управляющих организаций, ограничение предельного платежа за коммунальные услуги в качестве механизма сплошной социальной поддержки вместо адресной помощи населению;

устаревшие технические нормы и правила регулирования отрасли;

дефицит профессиональных кадров, обусловленный низкой привлекательностью рабочих мест, в том числе в связи с недостаточным уровнем развития системы профессиональной подготовки кадров.

Основной задачей Стратегии в рамках развития жилищно-коммунального хозяйства является повышение экономической эффективности, надежности и качества предоставляемых жилищно-коммунальных услуг.

В этой связи назрела потребность проведения совокупности взаимоувязанных мероприятий по следующим основным направлениям:

эффективное управление жилищным фондом и своевременное поддержание его в надлежащем состоянии, повышение его энергетической эффективности;

развитие коммунального хозяйства, механизмов государственной поддержки проектов модернизации систем и объектов коммунальной инфраструктуры;

формирование цифрового ТИМ-паспорта объектов ЖКХ;

профессиональная трансформация в сфере ЖКХ.

В результате реализации Стратегии к 2030 году будет:

увеличена доля населения, удовлетворенного предоставляемыми жилищными условиями и услугами (превысит 75%);

обеспечено ежегодное проведение капитального ремонта в МКД площадью не менее 170 млн кв. м;

обеспечено эффективное управление жилищным фондом и своевременное поддержание его в надлежащем состоянии, повышена его энергетическая эффективность;

снижен уровень потерь в коммунальных сетях;

увеличены темпы замены сетевой инфраструктуры в теплоснабжении, водоснабжении и водоотведении;

увеличена доля населения Российской Федерации, обеспеченного качественной питьевой водой;

полностью ликвидирован сброс загрязненных сточных вод в бассейне реки Волга;

уменьшен сброс загрязненных сточных вод в бассейны уникальных водных объектов Российской Федерации.

 

8.1. Управление жилищным фондом

На конец 2020 года в Российской Федерации насчитывается более 1 млн МКД общей площадью 2,9 млрд кв. м, которые на 98,02% управляются управляющими организациями, либо собственниками квартир.

Предпринимательская деятельность по управлению многоквартирными домами лицензируется, по состоянию на 2020 год было выдано более 20 тысяч лицензий.

Сформированная система лицензионного контроля обеспечивает публичность и прозрачность процесса смены способа управления каждым многоквартирным домом или смены управляющей организации.

Информация об управляющих организациях и поставщиках жилищно-коммунальных услуг размещается в отношении каждого многоквартирного дома в Государственной информационной системе жилищно-коммунального хозяйства (далее – ГИС ЖКХ). Кроме того, в ГИС ЖКХ размещается информация о дисквалифицированных лицах – руководителях управляющих организаций, лишённых лицензий за нарушения обязательных требований.

Основной задачей Стратегии в данном направлении является повышение качества предоставляемых жилищно-коммунальных услуг по содержанию и обслуживанию общего имущества собственников жилых помещений, а также повышение мотивации собственников помещений в многоквартирных домах к обеспечению их безопасной и безаварийной эксплуатации.

В рамках Стратегии планируется реализация следующих мероприятий:

внедрение единых стандартов деятельности по управлению и обслуживанию МКД;

внедрение новых подходов в сфере государственного жилищного надзора и лицензионного контроля в сфере предпринимательской деятельности по управлению МКД, централизация управления результатами деятельности органов государственного жилищного надзора и лицензионного контроля;

развитие институтов и моделей управления жильем, включая возможные формы государственно-частного партнерства на основе открытых конкурсных процедур по отбору профессиональных управляющих организаций, в том числе модели «регионального оператора по управлению жильём», гарантирующего возмещение ущерба при нарушениях, которые повлекли аварийность МКД.;

развитие способов управления малоэтажным жилищным фондом по аналогии с МКД;

совершенствование моделей ценообразования в сфере управления жильём и содержания общего имущества;

формирование правовой среды, включающей мотивацию активности и ответственности собственников помещений;

развитие цифровой клиентоцентричной системы управления ЖКХ на базе ГИС ЖКХ - реализация проекта «Новый умный дом», представляющего возможность гражданам управлять МКД, проводить электронные голосования и пользоваться сервисами, которые упростят участие в управлении жильём.

В результате реализации Стратегии к 2030 году будут:

управляться профессиональными управляющими организациями 60% МКД;

100% управляющих организаций соответствовать единым стандартам;

80% общих собраний собственников помещений в многоквартирных домах будут проводиться посредством электронного голосования.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-12-07; просмотров: 40; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.218.172.249 (0.01 с.)