Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Особенности исследования слуха у детей.↑ ⇐ ПредыдущаяСтр 5 из 5 Содержание книги
Поиск на нашем сайте
В раннем возрасте (до 1 года) применяют исследования, направленные на выявление поведенческих безусловнорефлекторных реакций на акустические раздражители. В этих целях используют различные звучащие игрушки, баночки с крупой, баночки с дробью и т.д., предварительно калиброванные шумомером; звукореактотесты, которые позволяют предъявлять звуки определенной частоты (0,5; 2; 4 кГц) с интенсивностью 90;65; 40дБ.
Метод звукореактотеста(ЗРТ-01) основан на регистрации безусловнорефлекторных реакций. Наиболее информативными и легко фиксируемыми являются следующие реакции ребенка:
безусловный ориентировочный рефлекс Моро (экстензия, т.е. вздрагивание тела и обнимающие движения рук); кохлео-пальпебральный рефлекс (смыкание или подергивание век при действии звуков); изменения дыхания, пульса, зрачковый рефлекс, поворот головы к источнику звука или от него, сосательные движения и др. Реакция считается положительной, если ребенок 3 раза отвечает на один и тот же звук одной из указанных реакций. Детей, у которых подозревается тугоухость, отбирают для наблюдения и последующего обследования.
Например, И.В. Королевой описано исследование слуха у детей с помощью «горохового метода».Указанный метод может применяться при обследовании с детьми любого возраста. Благодаря простоте и доступности «гороховый метод» могут использовать лор-врачи, невропатологи, педиатры, сурдопедагоги, логопеды и другие специалисты.
Для обследования необходимы три пластмассовые коробочки из-под «киндер-сюрприза»,
заполненные на 1/3: —горохом (источник звука 70-80 дБ —для обследования детей в возрасте от 1-го месяца); —гречневой крупой (источник звука 50-60 дБ); —манной крупой (источник звука 30-40 дБ —для обследования детей 6 месяцев и старше).
Предлагается два способа проверки наличия рефлекторной реакции ребенка на звук. Первый способ (предпочтительный) заключается в воспроизведении звучания емкости с крупой сзади и несколько сбоку от ребенка (при исключении его зрительного восприятия).
Ребенок сидит на стуле или коленях матери (самые маленькие лежат на коленях у матери). Врач располагается перед ребенком и старается привлечь его взгляд к себе с
помощью яркой игрушки. По сигналу врача, например кивка головы, медсестра трясет коробочку с крупой сзади и чуть сбоку от уха ребенка на расстоянии 20-30 см, так чтобы он не увидел руку со спрятанной в ней коробочкой с крупой. Необходимо исключить возможность ребенка увидеть движение руки при отражении в зеркалах или каких-либо полированных поверхностях. Следует предупредить мать, чтобы она не двигалась во время предъявления звука. Проверяется наличие рефлекторной реакции на звук: замирание или усиление двигательной активности у новорожденных, поворот головы или движение глаз в сторону звука детей более старшего возраста. Длительность скрытой реакции на звук может достигать 3-5 с. Затем процедуру повторяют для другого уха.
Второй способ (при отсутствии медсестры) состоит в том, что справа и слева от ребенка одновременно встряхивают две емкости, одна из которых с крупой, другая — пустая.
Ребенок должен повернуть голову в сторону звучащего предмета. Ребенок сидит на стуле или на коленях у матери, врач располагается перед ребенком и старается привлечь его взгляд к себе. У врача в руках 2 коробочки: в одной находится крупа, вторая — пустая. После того как удалось привлечь внимание ребенка, врач начинает трясти коробочки справа и слева от головы ребенка на расстоянии 20-30 см. Движения рук должны быть одинаковыми. Ответная реакция ребенка — поворот головы, глаз в сторону коробочки с крупой. Для проверки второго уха коробочки меняют местами.
В случаях отсутствия реакции у 3-месячного ребенка на звук бабочки с горохом, а у 6- месячного — на звук баночки с манной крупой рекомендуется обследование слуха в сурдологическом центре с использованием объективных методов.
Для исследования слуха у маленьких детей широко применяется также методика звучащих игрушек,предложенная Т.В. Пелымской и Н.Д. Шматко. Для обследования используется набор звучащих игрушек, отличающихся динамической выраженностью частот от 500 до 5000 Гц: барабан, свисток, гармошка, дудка, шарманка, погремушка. Ребенку(с 6-8 мес.) за его спиной предъявляют сначала высокочастотные звучания (например, шарманки), затем — среднечастотные (дудки), и в конце — низкочастотные (барабан). Ребенок с нормальным слухом должен реагировать на все стимулы на одном и том же расстоянии (от 3 до 5 м). Расстояние, с которого воспринимаются все стимулы (от шарманки до барабана), постоянно и зависит от возраста ребенка: чем он младше, тем с более близкого расстояния воспринимаются акустические стимулы.
С 1-го года до 3 лет жизни для исследования слуха используются также различные условнорефлекторные методики. Ихсуть заключается в первоначальном одновременном предъявлении звука в свободном звуковом поле (вместо головных телефонов используют звуковые колонки) и показе яркой картинки или игрушки латерально (сбоку) от ребенка.
После нескольких одновременных предъявлений звука и картинки у ребенка появляется ориентировочная реакция в виде движения глаз или поворота головы в сторону звука, но уже без зрительного подкрепления (Я.М. Сапожников). Игровая тональная аудиометрияоснована на субъективном отчете испытуемого и проводится у детей в возрасте от 3-3,5 до 7 лет. Метод основан на предварительной выработке у ребенка условного рефлекса на звук, что достигается применением различных ярких электронных игрушек, картинок.
Вначале предъявляется заведомо слышимый ребенком звук, и ассистент рукой ребенка
нажимает кнопку ответа. Постепенно интенсивность звука снижается. Когда ребенок понимает суть исследования, то начинает нажимать кнопку ответа самостоятельно; при правильном нажатии предъявляется картинка. Меняя интенсивность, а также частоту стимуляции, удается получить информацию о состоянии слуха ребенка по всей тон-шкале (от 125 Гц до 8 (10) кГц). Чтобы рефлекс не угасал, меняется зрительное подкрепление.
Вначале выявляется острота слуха по воздушной проводимости на каждом ухе, а затем по костной. Полученные результаты фиксируются на аудиограмме.
Аудиограмма представляет собой характеристику зависимости; остроты слуха от интенсивности звука и его частот, которая изображается на бланке в виде кривых, отражающих состояние воздушной и костной проводимости. Общепринято обозначать кривую воздушной проводимости сплошной линией, а костной — пунктирной. Для обозначения правого уха (AD) используют кружки (О-О-О)» а для левого (AS) — крестики (х-х-х).
Отсутствие интервала между кривыми воздушной и костной проводимости характерно для минимальных сенсоневральных слуховых расстройств. Наличие значительного разрыва между кривыми воздушной и костной проводимости типично для кондуктивной тугоухости.
|
||||||
Последнее изменение этой страницы: 2021-12-07; просмотров: 81; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.117.184.236 (0.01 с.) |