Особенности исследования слуха у детей. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Особенности исследования слуха у детей.



 

В раннем возрасте (до 1 года) применяют исследования, направленные на выявление

поведенческих безусловнорефлекторных реакций на акустические раздражители. В этих целях используют различные звучащие игрушки, баночки с крупой, баночки с дробью и т.д., предварительно калиброванные шумомером; звукореактотесты, которые позволяют предъявлять звуки определенной частоты (0,5; 2; 4 кГц) с интенсивностью 90;65; 40дБ.

 

Метод звукореактотеста(ЗРТ-01) основан на регистрации безусловнорефлекторных реакций. Наиболее информативными и легко фиксируемыми являются следующие реакции ребенка:

 

безусловный ориентировочный рефлекс Моро (экстензия, т.е. вздрагивание тела и

обнимающие движения рук);

кохлео-пальпебральный рефлекс (смыкание или подергивание век при действии

звуков);

изменения дыхания, пульса, зрачковый рефлекс, поворот головы к источнику звука

или от него, сосательные движения и др. Реакция считается положительной, если

ребенок 3 раза отвечает на один и тот же звук одной из указанных реакций. Детей, у

которых подозревается тугоухость, отбирают для наблюдения и последующего

обследования.

 

Например, И.В. Королевой описано исследование слуха у детей с помощью «горохового метода».Указанный метод может применяться при обследовании с детьми любого возраста. Благодаря простоте и доступности «гороховый метод» могут использовать лор-врачи, невропатологи, педиатры, сурдопедагоги, логопеды и другие специалисты.

 

Для обследования необходимы три пластмассовые коробочки из-под «киндер-сюрприза»,

 

заполненные на 1/3:

—горохом (источник звука 70-80 дБ —для обследования детей в возрасте от 1-го

месяца);

—гречневой крупой (источник звука 50-60 дБ);

—манной крупой (источник звука 30-40 дБ —для обследования детей 6 месяцев и

старше).

 

Предлагается два способа проверки наличия рефлекторной реакции ребенка на звук.

Первый способ (предпочтительный) заключается в воспроизведении звучания емкости с крупой сзади и несколько сбоку от ребенка (при исключении его зрительного восприятия).

 

Ребенок сидит на стуле или коленях матери (самые маленькие лежат на коленях у

матери). Врач располагается перед ребенком и старается привлечь его взгляд к себе с

помощью яркой игрушки. По сигналу врача, например кивка головы, медсестра трясет коробочку с крупой сзади и чуть сбоку от уха ребенка на расстоянии 20-30 см, так чтобы он не увидел руку со спрятанной в ней коробочкой с крупой. Необходимо исключить возможность ребенка увидеть движение руки при отражении в зеркалах или каких-либо полированных поверхностях. Следует предупредить мать, чтобы она не двигалась во время предъявления звука. Проверяется наличие рефлекторной реакции на звук: замирание или усиление двигательной активности у новорожденных, поворот головы или движение глаз в сторону звука детей более старшего возраста. Длительность скрытой реакции на звук может достигать 3-5 с. Затем процедуру повторяют для другого уха.

 

Второй способ (при отсутствии медсестры) состоит в том, что справа и слева от ребенка одновременно встряхивают две емкости, одна из которых с крупой, другая — пустая.

 

Ребенок должен повернуть голову в сторону звучащего предмета.

Ребенок сидит на стуле или на коленях у матери, врач располагается перед ребенком и

старается привлечь его взгляд к себе. У врача в руках 2 коробочки: в одной находится крупа, вторая — пустая. После того как удалось привлечь внимание ребенка, врач начинает трясти коробочки справа и слева от головы ребенка на расстоянии 20-30 см. Движения рук должны быть одинаковыми. Ответная реакция ребенка — поворот головы, глаз в сторону коробочки с крупой. Для проверки второго уха коробочки меняют местами.

 

В случаях отсутствия реакции у 3-месячного ребенка на звук бабочки с горохом, а у 6-

месячного — на звук баночки с манной крупой рекомендуется обследование слуха в сурдологическом центре с использованием объективных методов.

 

Для исследования слуха у маленьких детей широко применяется также методика

звучащих игрушек,предложенная Т.В. Пелымской и Н.Д. Шматко. Для обследования

используется набор звучащих игрушек, отличающихся динамической выраженностью частот от 500 до 5000 Гц: барабан, свисток, гармошка, дудка, шарманка, погремушка. Ребенку(с 6-8 мес.) за его спиной предъявляют сначала высокочастотные звучания (например, шарманки), затем — среднечастотные (дудки), и в конце — низкочастотные (барабан). Ребенок с нормальным слухом должен реагировать на все стимулы на одном и том же расстоянии (от 3 до 5 м). Расстояние, с которого воспринимаются все стимулы (от шарманки до барабана), постоянно и зависит от возраста ребенка: чем он младше, тем с более близкого расстояния воспринимаются акустические стимулы.

 

С 1-го года до 3 лет жизни для исследования слуха используются также различные

условнорефлекторные методики. Ихсуть заключается в первоначальном одновременном предъявлении звука в свободном звуковом поле (вместо головных телефонов используют звуковые колонки) и показе яркой картинки или игрушки латерально (сбоку) от ребенка.

 

После нескольких одновременных предъявлений звука и картинки у ребенка появляется ориентировочная реакция в виде движения глаз или поворота головы в сторону звука, но уже без зрительного подкрепления (Я.М. Сапожников).

Игровая тональная аудиометрияоснована на субъективном отчете испытуемого и

проводится у детей в возрасте от 3-3,5 до 7 лет. Метод основан на предварительной выработке у ребенка условного рефлекса на звук, что достигается применением различных ярких электронных игрушек, картинок.

 

Вначале предъявляется заведомо слышимый ребенком звук, и ассистент рукой ребенка

 

нажимает кнопку ответа. Постепенно интенсивность звука снижается. Когда ребенок

понимает суть исследования, то начинает нажимать кнопку ответа самостоятельно; при

правильном нажатии предъявляется картинка. Меняя интенсивность, а также частоту

стимуляции, удается получить информацию о состоянии слуха ребенка по всей тон-шкале (от 125 Гц до 8 (10) кГц). Чтобы рефлекс не угасал, меняется зрительное подкрепление.

 

Вначале выявляется острота слуха по воздушной проводимости на каждом ухе, а затем по костной. Полученные результаты фиксируются на аудиограмме.

 

Аудиограмма представляет собой характеристику зависимости; остроты слуха от

интенсивности звука и его частот, которая изображается на бланке в виде кривых,

отражающих состояние воздушной и костной проводимости. Общепринято обозначать кривую воздушной проводимости сплошной линией, а костной — пунктирной. Для обозначения

правого уха (AD) используют кружки (О-О-О)» а для левого (AS) — крестики (х-х-х).

 

Отсутствие интервала между кривыми воздушной и костной проводимости характерно для минимальных сенсоневральных слуховых расстройств. Наличие значительного разрыва между кривыми воздушной и костной проводимости типично для кондуктивной тугоухости.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-12-07; просмотров: 64; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.98.190 (0.011 с.)