Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Моральное сознание, его виды и принципы.

Поиск

    Однако моральные нормы (в отличие от правовых) имеют внутренний, самоуправляющий характер. Если право реализуется через особые институты, то мораль – это внутренний закон личности. Поэтому за нарушением нравственных норм не следуют практически-карательные санкции со стороны общества (суд, тюрьма, штраф и т.д.). Оно остается на совести самого человека. Хотя иногда роль «нравственного судьи» и «исполнителя приговора» берет на себя другой человек или группа людей. Вершится своеобразный «нравственный суд» для того, чтобы восторжествовала справедливость. Формы такого «нравственного суда» могут быть различны – от морального осуждения до лишения имущества, жизни.

При отсутствии особых нравственных институтов моральное сознание реализуется на основе чисто духовных механизмов – через традиции, привычки, авторитет, общественное мнение и т.п.

Еще одна особенность нравственного сознания – его преимущественно эмоциональный характер, ибо первая нравственная оценка часто дается эмоционально. Рациональное понимание (разум) иногда как бы подспудно, неосознанно содержится в нравственной оценке. Здесь мы можем говорить об обыденно-психологическом уровне морального сознания.

В содержательном плане общественно-психологический уровень морального сознания включает моральные чувства (честь, достоинство, совесть, долг и др.), эмоции и представления о моральном и аморальном, опытное значение моральных правил, нравов, обычаев коллектива, общества. Они формируются раньше рациональных представлений о должном, справедливом, честном и т.д.

На теоретическом уровне моральное сознание представляет собой совокупность принципов, норм, категорий, идеалов, идей о должном, сущем, личном и общественном. Эти элементы более устойчивы, в них четче выражена мировоззренческая (в том числе идеологическая) направленность. Если на общественно-психологическом уровне больше общечеловеческого, то на идеологическом уровне – классового. Высшая форма морального теоретизирования – этика – наука, в которой систематизируются основные нравственные представления, раскрывается их суть, исторический характер.

Необходимо различать нравственность и нравы – идеальные и реально практикуемые формы общественной связи между людьми. Это различие осмыслил и терминологически закрепил Г.В.Ф. Гегель, у которого «мораль» и «нравственность» выступают как два самостоятельных и исторически сменяющих друг друга понятия.

Отличие между ними заключается в следующем:

нравственность закреплена традицией, вековой привычкой, индивид включен в нее непосредственно, как во внешний мир. Мораль есть выражение внутренней убежденности, свидетельство духа, в ней действительность принимается индивидом в той мере, в какой она выдержала проверку перед критической мыслью;

нравственность можно определить как общественную мораль, она выражает точку зрения общности (семьи, государства, общества); мораль, напротив, есть нечто, подобное индивидуальной нравственности, она исходит из идеи самоценности человеческой личности;

нравственность совпадает с нравами, фактически практикуемыми формами поведения; мораль вырастает из отрицательного отношения к реальности и является субъективным долженствованием.

Г.В.Ф. Гегель полагал, что мораль вырастает из нравственности и затем обратно переходит в нравственность. История этики знает примеры полного разрыва между моралью и нравственностью, принесения нравственности в жертву морали (И. Кант) и наоборот (Г.В.Ф. Гегель).

Постепенно, за долгую историю культуры сложились два основных направления в понимании природы морали.

1. Традиция, тяготеющая к стихийно-материалистическо­му, натуралистическому пониманию морали, толкует нравственность как сферу «естественных» стремлений (Демокрит, Эпикур, Аристотель, Ж.-Ж. Руссо, П. Гольбах, Ш. Монтескье, Т. Гоббс). Здесь нравы рассматриваются как естественные, природные склонности людей (совокупные, так как они повторяются у всех), укореняющиеся посредством привычки.

2. Идеалистическая традиция – мораль понимается как особая, автономная область человеческого духа (свободная воля и стремление к благу), противостоящая природе человека (И. Кант, Э. Дюркгейм, Л. Леви-Брюль, У. Самнер и др.). Нравственность – это свободный дух, не подчиняющийся ни законам природы, ни телу человека, это сфера чистого разума.

Наиболее плодотворно в отечественной литературе особенности морали как формы общественного сознания исследованы О.Г. Дробницким. Он раскрыл общую структуру морального сознания как системы форм, нарастающих по степени своей обобщенности и независимости от конкретных ситуаций поведения: норма; система норм; моральные качества; моральный идеал; моральные принципы; понятия, задающие нормативный смысл социальной действительности (справедливость, общественный идеал, отчасти смысл жизни); понятия, задающие особый уровень развития личности (долг, ответственность, честь, достоинство). Все эти формы морального сознания являются разновидностями требований к поведению. По О.Г. Дробницкому, мораль совпадает с моральным сознанием и выражает глубинные, согласующиеся с общесоциальными законами детерминанты поведения, которые не обнаруживаются на поверхности межчеловеческих отношений.

Моральное сознание, как и любая другая форма общественного сознания, исторично. С развитием общества происходит изменение моральных принципов: то, что раньше было приемлемо с точки зрения нравственности, сегодня может осуждаться и наоборот. Мораль имеет также классовый характер: у той или иной социальной группы может быть «своя» мораль. Однако в морали есть и общечеловеческие элементы, имеющие непреходящий смысл. Это связано с отражением в сознании общественного характера жизни людей: раз человек живет в обществе, то он должен действовать в интересах охраны этой общественной жизни.

Обычно общечеловеческие нравственные принципы формулируются как заповеди Бога, переданные через Моисея и впоследствии описанные в Библии: «не убий», «не укради», «не лги», «не прелюбодействуй», «почитай отца и мать», «не лжесвидетельствуй», «не желай имущества ближнего своего», «не преступай клятвы», «не суди, да не судим будешь».

Следует отметить вполне «земной» смысл происхождения этих общечеловеческих нравственных принципов, объявленных в религии «вечными». Например, норма «не убий» в своем историческом содержании была направлена против обычая кровной мести и освящала передачу прав и обязанностей по охране жизни человека из рук общины в руки государства. Проповедники этой нормы редко распространяли ее действие на государственно-организованные убийства (войны, подавления восстаний и т.д.). «Не укради» первоначально выражает потребность охраны частной собственности на движимое имущество. «Не прелюбодействуй» вырастает как этническая санкция на основе частнособственнической моногамии

В заключение отметим основные функции морали:

регулятивную (регулирует поведение человека во всех сферах жизни: в быту, политике, науке, семье и т.д.);

оценочно-императивную (с одной стороны, мораль оценивает действия, поступки людей, с другой – повелевает вести себя определенным образом);

коммуникативную (представляет собой особую форму общения людей, определенное отношение к обществу, социальной среде);

воспитательную (приобщает к тому, что выработало человечество, воспитывает в определенном духе);

познавательную (осмысливает сами нравственные отношения).



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-12-07; просмотров: 272; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.188.211.58 (0.009 с.)