Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Моральное сознание, его виды и принципы.Содержание книги
Поиск на нашем сайте
Однако моральные нормы (в отличие от правовых) имеют внутренний, самоуправляющий характер. Если право реализуется через особые институты, то мораль – это внутренний закон личности. Поэтому за нарушением нравственных норм не следуют практически-карательные санкции со стороны общества (суд, тюрьма, штраф и т.д.). Оно остается на совести самого человека. Хотя иногда роль «нравственного судьи» и «исполнителя приговора» берет на себя другой человек или группа людей. Вершится своеобразный «нравственный суд» для того, чтобы восторжествовала справедливость. Формы такого «нравственного суда» могут быть различны – от морального осуждения до лишения имущества, жизни. При отсутствии особых нравственных институтов моральное сознание реализуется на основе чисто духовных механизмов – через традиции, привычки, авторитет, общественное мнение и т.п. Еще одна особенность нравственного сознания – его преимущественно эмоциональный характер, ибо первая нравственная оценка часто дается эмоционально. Рациональное понимание (разум) иногда как бы подспудно, неосознанно содержится в нравственной оценке. Здесь мы можем говорить об обыденно-психологическом уровне морального сознания. В содержательном плане общественно-психологический уровень морального сознания включает моральные чувства (честь, достоинство, совесть, долг и др.), эмоции и представления о моральном и аморальном, опытное значение моральных правил, нравов, обычаев коллектива, общества. Они формируются раньше рациональных представлений о должном, справедливом, честном и т.д. На теоретическом уровне моральное сознание представляет собой совокупность принципов, норм, категорий, идеалов, идей о должном, сущем, личном и общественном. Эти элементы более устойчивы, в них четче выражена мировоззренческая (в том числе идеологическая) направленность. Если на общественно-психологическом уровне больше общечеловеческого, то на идеологическом уровне – классового. Высшая форма морального теоретизирования – этика – наука, в которой систематизируются основные нравственные представления, раскрывается их суть, исторический характер. Необходимо различать нравственность и нравы – идеальные и реально практикуемые формы общественной связи между людьми. Это различие осмыслил и терминологически закрепил Г.В.Ф. Гегель, у которого «мораль» и «нравственность» выступают как два самостоятельных и исторически сменяющих друг друга понятия. Отличие между ними заключается в следующем: нравственность закреплена традицией, вековой привычкой, индивид включен в нее непосредственно, как во внешний мир. Мораль есть выражение внутренней убежденности, свидетельство духа, в ней действительность принимается индивидом в той мере, в какой она выдержала проверку перед критической мыслью; нравственность можно определить как общественную мораль, она выражает точку зрения общности (семьи, государства, общества); мораль, напротив, есть нечто, подобное индивидуальной нравственности, она исходит из идеи самоценности человеческой личности; нравственность совпадает с нравами, фактически практикуемыми формами поведения; мораль вырастает из отрицательного отношения к реальности и является субъективным долженствованием. Г.В.Ф. Гегель полагал, что мораль вырастает из нравственности и затем обратно переходит в нравственность. История этики знает примеры полного разрыва между моралью и нравственностью, принесения нравственности в жертву морали (И. Кант) и наоборот (Г.В.Ф. Гегель). Постепенно, за долгую историю культуры сложились два основных направления в понимании природы морали. 1. Традиция, тяготеющая к стихийно-материалистическому, натуралистическому пониманию морали, толкует нравственность как сферу «естественных» стремлений (Демокрит, Эпикур, Аристотель, Ж.-Ж. Руссо, П. Гольбах, Ш. Монтескье, Т. Гоббс). Здесь нравы рассматриваются как естественные, природные склонности людей (совокупные, так как они повторяются у всех), укореняющиеся посредством привычки. 2. Идеалистическая традиция – мораль понимается как особая, автономная область человеческого духа (свободная воля и стремление к благу), противостоящая природе человека (И. Кант, Э. Дюркгейм, Л. Леви-Брюль, У. Самнер и др.). Нравственность – это свободный дух, не подчиняющийся ни законам природы, ни телу человека, это сфера чистого разума. Наиболее плодотворно в отечественной литературе особенности морали как формы общественного сознания исследованы О.Г. Дробницким. Он раскрыл общую структуру морального сознания как системы форм, нарастающих по степени своей обобщенности и независимости от конкретных ситуаций поведения: норма; система норм; моральные качества; моральный идеал; моральные принципы; понятия, задающие нормативный смысл социальной действительности (справедливость, общественный идеал, отчасти смысл жизни); понятия, задающие особый уровень развития личности (долг, ответственность, честь, достоинство). Все эти формы морального сознания являются разновидностями требований к поведению. По О.Г. Дробницкому, мораль совпадает с моральным сознанием и выражает глубинные, согласующиеся с общесоциальными законами детерминанты поведения, которые не обнаруживаются на поверхности межчеловеческих отношений. Моральное сознание, как и любая другая форма общественного сознания, исторично. С развитием общества происходит изменение моральных принципов: то, что раньше было приемлемо с точки зрения нравственности, сегодня может осуждаться и наоборот. Мораль имеет также классовый характер: у той или иной социальной группы может быть «своя» мораль. Однако в морали есть и общечеловеческие элементы, имеющие непреходящий смысл. Это связано с отражением в сознании общественного характера жизни людей: раз человек живет в обществе, то он должен действовать в интересах охраны этой общественной жизни. Обычно общечеловеческие нравственные принципы формулируются как заповеди Бога, переданные через Моисея и впоследствии описанные в Библии: «не убий», «не укради», «не лги», «не прелюбодействуй», «почитай отца и мать», «не лжесвидетельствуй», «не желай имущества ближнего своего», «не преступай клятвы», «не суди, да не судим будешь». Следует отметить вполне «земной» смысл происхождения этих общечеловеческих нравственных принципов, объявленных в религии «вечными». Например, норма «не убий» в своем историческом содержании была направлена против обычая кровной мести и освящала передачу прав и обязанностей по охране жизни человека из рук общины в руки государства. Проповедники этой нормы редко распространяли ее действие на государственно-организованные убийства (войны, подавления восстаний и т.д.). «Не укради» первоначально выражает потребность охраны частной собственности на движимое имущество. «Не прелюбодействуй» вырастает как этническая санкция на основе частнособственнической моногамии В заключение отметим основные функции морали: регулятивную (регулирует поведение человека во всех сферах жизни: в быту, политике, науке, семье и т.д.); оценочно-императивную (с одной стороны, мораль оценивает действия, поступки людей, с другой – повелевает вести себя определенным образом); коммуникативную (представляет собой особую форму общения людей, определенное отношение к обществу, социальной среде); воспитательную (приобщает к тому, что выработало человечество, воспитывает в определенном духе); познавательную (осмысливает сами нравственные отношения).
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2021-12-07; просмотров: 272; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.188.211.58 (0.009 с.) |