Везде текст в квадратных скобках написан составителем, цитаты из источников иногда могут быть сокращены и несколько упрощены для понимания современного читателя. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Везде текст в квадратных скобках написан составителем, цитаты из источников иногда могут быть сокращены и несколько упрощены для понимания современного читателя.



СЕРГИЕВ Роман.

Предисловие от составителя

«Россия, до царствования Петра Великого имевшая мало общего с Западом, сделалась при этом великом Государе членом европейского семейства государств. Мало того, едва обращавшее на себя внимание прежнее Московское Царство превратилось в великую державу. Благодаря необычайной и неутомимой деятельностигениального преобразователя такой переворот совершился чрезвычайно быстро и успешно. Более ясно и отчетливо, нежели Его [1] предшественники, Петр сознавал необходимость сближения с Западом [и превращения царства народа Божьего в мощную державу, чтобы этим своим могуществом славить Господа нашего Иисуса Христа ].

Понимание нужд государства у Него было тесно связано с необыкновенной силой воли. Располагая громадными средствами, принимая на Себя полную ответственность за все нововведения и перемены в государственном организме [и церковной организации], Он должен был придать Своему царствованию характер неумолимой строгой диктатуры. Не мудрено, что подданные Царя, не постигшие значения Его реформ, неохотно подчинялись воле грозного повелителя. Трудно было в то время оценить услугу, оказанную Петром России. [К великому сожалению, и ныне немногие из тех, кто считает себя православными и ревнуют о благе России и русского народа, могут постичь значение гениальных реформ и преобразований великого христолюбивого патриота земли русской благочестивейшего Государя Императора Петра Первого[2]]…

Многочисленные и могущественные противники России, руководимые желанием, чтобы влияние новой первоклассной державы оставалось лишь временным и как бы случайным, питали надежду на упадок России вслед за кончиной Петра. …Все такого рода предположения оказались ошибочными. События последующего за смертью Петра времени заключали в себе доказательство, что судьбы народов не могут зависеть от меры гениальности отдельных исторических лиц, а, скорее, должны считаться результатом идей в массах [точнее, являются результатом событий, которые происходят в соответствии с Промыслом Божьим о народе Своем. Эти события проводятся в жизнь Избранником Его], плодом общечеловеческого развития»[3], вернее, плодом соединения воли народа, как личности, с волею Бога о народе и замыслом Его о мире в целом. В отличие от временщико в, которые «более мечтали [и мечтают] о своих интересах, нежели о славе и могуществе России»[4], и тем более, не о выполнении воли Бога, Император Петр Великий, выполняя не за страх, а на совесть Свое царское служение, отдавал всего СебяИисусу Христу и Своему народу. У временщиков «самолюбие и раздражение заменяли любовь к отечеству и желание действовать на пользу сограждан»[5] и на прославление имени Божьего.

На основании материалов, написанных в разное время людьми разного духовного возраста, мы попытались рассеять у Христолюбивых читателей наиболее распространенные заблуждения относительно величайшего Государя и Его Богоугодной деятельности по выполнению Замысла Божьего относительно Русского Богоизбранного Народа, Иакова, и Земной Воинствующей Церкви – наследия Его, Израиля (Пс. 77,71). Император Петр Великий является для всех Богопомазанников образцом подражания в строжайшем исполнении воли Бога, и не Его в том вина, если люди, для которых все это делается, из-за своего невежества и темноты пытаются отвергать замысел Божий.

Следует понимать, что какие бы разнообразные доводы (в том числе и очень "благочестивые") не приводили хулители Петра Великого, всех их объединяет или нелюбовь к России, к земному дому наследия Божьего, или ересь папизма. Именно ереси папизма Благочестивейший Император Петр Великий поставил мощнейший заслон на 200 лет, учредив Синод в качестве коллективного лица патриарха.

Отзывы потомства

Со времени Петра и поныне встречаются постоянно диаметрально противоположные один другому отзывы о личности Петра, о Его заслугах, о значении Его царствования в истории России. Раскольники ненавидели Петра; меньшинство, к которому принадлежали патриоты вроде Посошкова, восхваляли Его. Из иностранцев-современников, между прочим, Фокеродт выразил сильные сомнения в пользе Его царствования, в целесообразности Его мер для преобразования России, тогда как другие наблюдатели, например, Перри, Вебер и др., знавшие Петра лично и следившие зорко за Его реформой, восхищались гениальностью Государя, благотворным влиянием Его деятельности.

Все преемники Петра на Престоле считали Его образцом правителя. В самые трудные минуты Своего царствования Екатерина II вспоминала Петра, задавая себе вопрос, как бы действовал Он в каждом данном случае. Между тем как в то же самое время княгиня Дашкова однажды в Вене за столом у князя Кауница в самых резких выражениях порицала и личность, и деятельность Петра. Не у одних только знавших Его лично встречается некоторая смесь уважения с боязнью и отвращением. Когда после Чесменской битвы в присутствии двора митрополит Платон говорил красноречивое слово и, внезапно сойдя с амвона, подошел к памятнику Петра и воскликнул: «Восстань теперь, великий Монарх, Отечества нашего Отец! Восстань и воззри на любезное изобретение Твое» и пр., то среди общего восторга и умиления граф Кирилл Григорьевич Разумовский тихонько сказал окружавшим его: “Чего он Его кличет: если Он встанет, нам всем достанется”.[192]

Уважение к Петру, удивление Его подвигам заставили потомство сначала собирать отдельные факты Его жизни: появились сочинения, имевшие характер сборников анекдотов; таковы труды Нартова, Крекшина, Штелина, Голикова, Вольтера. Нужно было идти дальше, заняться правильной, всесторонней, беспристрастной оценкой значения Петра в истории на основании изучения истории той эпохи вообще. Историографией новейшего времени многое было сделано; много еще ей остается сделать в отношении к этому предмету. Результаты нашего труда главным образом совпадают с воззрениями на этот предмет того достойного труженика, памяти которого посвящено это сочинение. Эти результаты относительно значения Петра в истории следующие.

Благодаря гениальности и силе воли Петра- патриота Россия особенно быстро и успешно подвинулась вперед в указанном ей уже прежде направлении. Народможет [ и должен ] гордиться этим героем … Глубокое понимание необходимости такого соединения двух начал, национального и космополитического, доставило Петру на вечное время одно из первых мест в истории человечества.

6. Царь Петр всегда был уверен в покровительстве Божием [193]

Книга А.О. Ишимовой “История России в рассказах для детей” «выдержала в ХIХ веке шесть изданий и стала настольной во всех русских семействах, где заботились об образовании и умственном развитии детей. Она была удостоена Демидовской премии Академии наук – наиболее почетной научной наградой России. Произведение Ишимовой высоко оценивалось современниками писательницы, и в первую очередь А.С. Пушкиным». «В роковой день 27 января 1837 года, всего за несколько часов до дуэли, А.С. Пушкин пишет свое последнее письмо в жизни, и это письмо – к А.О. Ишимовой: “Крайне жалею, что мне невозможно будет сегодня явиться на Ваше приглашение… Сегодня я нечаянно открыл Вашу «Историю в рассказах» и невольно зачитался. Вот как надобно писать!..”

«История России» А.О. Ишимовой – не просто памятник исторической литературы. Дефицит правды, столь явно ощущаемый во многих современных работах, сформировал очевидное недоверие к ним читателей и вызвал массовый поворот к трудам дореволюционных авторов. Кроме того, при своем сравнительно небольшом объеме, книга дает огромную информацию о более чем тысячелетней истории страны, и написана она «таким простым, хорошим языком, какой не часто приходится встречать в детской литературе». Огромнейшая ценность этой книги заключается в том, что историю России мы видим глазами православной христианки.

Последний бунт стрельцов

Причины нового и последнего бунта стрельцов были те же, что и прежде: досада их на новый порядок, заводимый в войсках, на предпочтение, какое Петр явно отдавал перед ними полкам, образованным по-европейски. И страх, что Он, возвратясь из чужих краев, начнет еще более заботиться о преобразовании, которое они ненавидели. Эта ненависть происходила вот отчего: многие из них имели странную мысль, что просвещение вредит благочестию и что чем более люди занимаются учением, тем менее думают о Боге. Такая мысль, во всяком случае неосновательная, - может ли что-нибудь более наук и образования [с молитвой и страхом Божьим] дать нам понятие о Боге и Его чудесных творениях! – была совершенным несчастьем для народа, который имел столько набожности, как наши предки. Она заставляла некоторых суеверов не любить Петра, принуждавшего их к учению.

Враги Петра умели пользоваться этим несчастным заблуждением, и вы видели уже, милые читатели, сколько бед происходило оттого в правление властолюбивой царевны Софии. С тех пор, как стены монастырские разлучили ее со светом, Россия сделалась спокойнее, и все думали, что прежняя правительница, отказавшись от всех безрассудных замыслов, оплакивает в уединенной келье монахини несчастные ошибки свои. Но не то делала София: под монашеской рясой ее все еще билось сердце гордой княжны, все еще таилась надежда отнять у брата Престол Его [ законно занятый Им ]. Однако она не смела предаваться этой надежде с прежней уверенностью и, может быть, не решилась бы ни на что, если бы путешествие Петра в чужие края не увеличило недовольства народа и не ободрило любимцев Софии – дерзких стрельцов. Государство оставалось полтора года без Царя. [ Видите, без Царя, но с патриархом, начинает увеличиваться недовольство народа, [194] а без патриарха, но с Царем, происходит укрепление и возрастание державы Российской! ] В это время злые неприятели Петра много могли сделать вреда и вот что сделали.

Почти все начальники стрельцов, преданные Софии, старались, каждый в своем полку, уверять своих подчиненных, что Петр, возвратясь из путешествия, обратит всех их в правильное войско, и вообще заведет во всем европейский порядок. Такими уверениями немудрено было внушить им самые отчаянные намерения. Мысль, что не только царевна София, но даже и супруга Петра царица Евдокия Федоровна, так же, как и стрельцы, ненавидевшая новые обычаи и просвещение, была на их стороне и еще более подкрепляла дерзость бунтовщиков. В совете их замышляли на жизнь Петра [195] при возвращении Его из чужих краев и положили сделать Софию правительницей Государства до совершеннолетия царевича Алексея, восьмилетнего сына Петра, и уничтожить все новости, введенные Им в правление, войско и нравы русских.

С такими ужасными намерениями стрелецкие полки, расположенные по разным городам, пошли к Москве, чтобы соединиться там со своими главными товарищами, но храбрость и присутствие духа генералов Шейнина и Гордона спасли столицу и усмирили бунтовщиков незадолго до приезда Государя. Следствие о преступлениях их началось уже при Нем, и открываемые подробности их замыслов были так ужасны, что надобно было Петру, милосердному даже к врагам Своим, показать чрезвычайную строгость: виновные наказаны были так, как заслуживали их злодейские намерения. В сильном негодовании на преступников, так хладнокровно сговорившихся истребить все, что Он с такой заботливостью приготовил для счастья любимого народа, все драгоценные плоды Его тяжких трудов, Его беспрестанных пожертвований, Петр готов был осудить на смерть всех до последнего из ненавистных стрельцов, но достойный наставник и друг Его добрый Лефорт склонил к жалости оскорбленное сердце, и казнены были только самые виновные. Правда, их было очень много. Государь пощадил и сестру Свою: она жила по-прежнему в монастыре. Но оставить ее вовсе без наказания казалось несправедливостью для Петра, в высочайшей степени правосудного, и Он наказал ее следующим образом: перед окнами монастыря ее поставлены были виселицы, на которых повесили самых виновных и самых преданных ей преступников. Остальные были разосланы по разным городам, записаны в другие полки, и, таким образом, имя стрельцов, знаменитое сначала, бесславное впоследствии, сохранялось еще около трех лет в четырех полках, оставшихся верными Царю, но потом, когда и те получили новые названия или новое устройство, оно совершенно исчезло в отечестве нашем.

Что же касается царицы Евдокии Федоровны, найденной по следствию виновной в умышлении на жизнь Государя, Петр не хотел называть ее супругой Своей и, отослав в суздальский Покровский монастырь, приказал постричь в монахини. Она назвалась Еленою.

6.2. Война есть школа, практическая школа, и Россия всегда должна быть готова принять бой при первом вызове [196]

В первый год нового века оканчивалась одна война (подписан Константинопольский мирный договор с Османской империей) и «началась другая в более широких размерах, более опасная, небывалая для русского народа по своей продолжительности, великая Северная война. Мы привыкли слышать в разные времена заявление правительств различных держав, что они избегают войны, не желая развлекаться [осложнений] во внутренней деятельности, ибо положение страны требует усиления этой деятельности, требует важных преобразований. И такие заявления вполне понятны: два дела вдруг делать трудно. Но положение России в начале XVIII века было чрезвычайное, и человек, ставший в ее челе [ во главе ее ], соответствовал этому положению, был человек необыкновенный, мог делать вдруг много дела, обладая Сам громадными силами, имея горячую веру в силы Своего народа, [ибо осознавал, что является Богопомазанником и понимал, что русский народ является народом богоносным, а значит это Ему и Его народу сказано: Я Господь, Бог твой; держу тебя за правую руку твою, говорю тебе: " не бойся, Я помогаю тебе ". Не бойся, червь Иаков, малолюдный Израиль, — Я помогаю тебе, говорит Господь и Искупитель твой (Ис. 41,13-14) [197]].

6.2.1. Сильный христианский народ должен быть всегда готов к войнеза правое дело

Человек сильный нравственно избегает опасностей, борьбы ненужной, но не боится их, принимает борьбу, когда она необходима для достижения известных целей или когда мимо воли своей извне получает вызов на борьбу. То же самое верно и относительно целых народов. Народу для выражения своей силы не нужно быть воинственным, завоевателем; человек-драчун далеко не всегда бывает сильным человеком; народ-драчун, охотник нападать не всегда бывает способен защищаться, но сильный народ, сильное народное правительство никогда не боятся войны, не пугают себя словами: «Где нам, мы не готовы, нас побьют». Бывает в народе готовность к войне внешняя, материальная, и бывает внутренняя, нравственная: первая без второй ничего не значит, вторая может восполнить первую, создать ее в короткое время.

[Ныне среди "православных" очень распространенно ложное понимание слов Иисуса Христа: “ возлюби ближнего твоего, как самого себя(Мф. 22,39) и “ Я говорю вам: не противься злому. Но кто ударит тебя в правую щеку твою, обрати к нему и другую(Мф. 5,39). Еретики пытаются воинов Христовых превратить в непротивленцев злу,[198] они внедряют в широкие массы толстовство под видом учения православной Церкви.[199] Сергей Михайлович Соловьев говорит нам, что христианский народ не может быть народом-драчуном, но у сильного христианского народа должна быть всегда внутренняя готовность к войнеза правое дело. ]

В нашей истории выдаются две великие войны в начале обоих веков нашей европейской жизни: великая Северная война и война 12-го года; к обеим Россия не была готова, средства ее не были в уровень с средствами противников, и, несмотря на то, из обеих войн она вышла победительницею. Борьба сильная, опасная борьба вызывает нравственные силы народа, очищает, поднимает его, отвлекает от мелочных забот ежедневной жизни; борьба ведет его к алтарю, делает жрецом, потому что заставляет приносить жертвы. Никогда в народе не живется так тепло, так дружно, так сплоченно, как во время борьбы; никогда правительство и народ не соприкасаются так близко в общей деятельности; никогда знамя народности не развивается так высоко. Борьба, как гроза, очищает нравственную атмосферу народа, бодрит, выпрямляет его нравственно; борьба есть праздник народный, ибо освобождает его от будничного, низкого настроения духа, и горе народу, который не способен пробудиться и встать на праздничный благовест, народу, который ропщет: «Зачем так рано звонят, не дадут покоя, не дадут отдохнуть, приготовиться»....

Сильный человек, представитель сильного народа, Петр ясно понимал значение борьбы и не боялся ее, не сдерживался страхом пред материальною, видимою неприготовленностию. Петр был представитель сильного народа, но не народа-драчуна, не воинствующего, не завоевательного народа, ибо кто же из нас не знает, что в нас, в нашем народе меньше всего драчливости, воинственного задора. Иностранцы [точнее, люди, имеющие нерусский дух, не Дух Христов! ] по незнанию нашей истории позволили себе увлечься внешним взглядом и никак до сих пор не могут освободиться от мысли о завоевательных стремлениях России, о стремлениях к всемирному владычеству. Здесь география [и бесовский дух] ввели их в заблуждение насчет истории. Действительно, первый взгляд на карту поражает: Россия представляет такую небывалую обширность государственной области, пред которою области других европейских государств ничтожны; отсюда первая мысль, что такая громада необходимо образовалась посредством завоевания, как образовывались древние колоссальные государства – Персидское, кедонское, Римское. При этом географическом взгляде и остались, не проверив его историею, тогда как история говорит, что Россия, как сплошная равнина, орошаемая большими, переплетающимися в своих системах реками, родилась уже с огромно ю государственною областью. [Она] после рождения подверглась общему процессу видимого разделения вследствие государственной слабости, а потом при известных благоприятных условиях происходило постепенное государственное сплочение, собрание русской земли под одну власть [ Царя-Богопомазанника ]. До сих пор не все области, действовавшие как чисто русские в нашей начальной истории, входят в состав русского государства…

[Ныне врагам русского богоносного народа удалось отторгнуть большие куски от России. Но грядущий Царь-победитель восстановит границы Царства русского народа, а все враги и предатели Бога, Царя и Отечества будут поголовно истреблены[200].

Земли же на восток приобретены], разумеется завоеванием. …С детства заучивают, что Царь Иоанн IV завоевал три царства – Казанское, Астраханское, Сибирское. Три царства! На восточных границах Московского государства образовалось татарское разбойничье гнездо, от которого русским людям не было покоя; долго терпели, наконец собрали силы, двинулись и отняли у разбойников их гнездо: это называется завоеванием царства Казанского! Астрахань поддалась сама; на северо-востоке Камская область была занята мирными колонистами, промышленниками, область громадная, пустая, ничья, естественно принадлежащая первому, кто в ней поселился. Эти промышленники, не имея покоя от сибирских хищных татар, которые своими набегами мешали им соль варить, наняли небольшую толпу казаков, которые заняли разбойничье гнездо, прогнали оттуда князька, и хотя сами потом погибли, но это дело называется покорением царства Сибирского.

…[Итак,] присматриваясь внимательно к явлению, мы видим на первом плане не завоевание одним воинственным, сильным государством других больших государств, более или менее цивилизованных, мы на первом плане колонизацию, занятие пустынных пространств под мирный труд. Народы или, лучше сказать, народцы, встречающиеся на этих необъятных пространствах, по своему характеру, стоя на низкой ступени политического развития, невольно влекут народ, стоящий выше их, влекут все далее и далее на занятие новых земель: они своим хищничеством не дают ему покоя; заставить их уважать право, договор нельзя: они умеют жить только или в постоянной вражде к соседу, или в рабской подчиненности, и невольно их приходится покорять. Таков господствующий характер русских отношений к восточным народам даже до наших дней [даже до XXI века, пример с Чечней!], характер любопытный, потому что в покорении врага здесь заключается необходимая оборона от него.

Так при невоинственном характере народа, а следовательно, и правительства образовалась громадная государственная область, и мы знаем, как эта громадность неблагоприятно действовала на развитие народной жизни, на все ее направления. …

Битва Полтавская

Царь приехал к Полтаве в июне 1709 года, когда осада продолжалась уже около трех месяцев. Осажденные были доведены шведами до большой крайности и уже недолго могли противиться. Тем скорее спешил Петр спасти их и, уверенный в покровительстве Божием, назначил днем сражения 29 июня, когда празднуется у нас память святых апостолов Петра и Павла. В то же время это был и день именин Государя. Но Карл предупредил Его двумя днями и начал первый утром 27 июня. Битва была отчаянная с обоих сторон. Петр сражался за счастье народа Своего, за все вновь созданное Им царство, которое должно было уничтожиться вместе с торжеством Карла. Карл защищал славу свою, свое название героя и своих несчастных воинов, которых ожидала неминуемая погибель в стране врагов-победителей. [Мы с вами видим, чем отличаются побудительные мотивы к битве, да вообще, к любым действиям у Петра Первого, Помазанника Божьего, и у Карла XII, одного из царей (великих князей и королей) народа шведского: у одного счастье Своего народа (за Его спиной Бог стоит!), у другого укрупнение греха собственной гордыни (за его спиной сатана стоит).]

В этот знаменитый день нельзя было решить, который их двух государей неустрашимее. Тысячи пуль летали около них обоих, не пугая ни одного. Одна из них пробила у русского Царя шляпу, другая – седло, третья попала в крест, висевший у Него на груди [210]. Король же, за несколько дней перед тем раненный ночью при осмотре казацких пикетов, не в состоянии был сидеть на лошади и приказал возить себя между рядами своих воинов в качалке. Когда же запряженные в нее лошади были убиты, пересел на верховую и раненую ногу положил к ней на шею. В таком положении он быстро носился между своими храбрыми шведами, ободрял их воспоминаниями о победах над русскими, предвещал новую славу и на этот день. Но предвещание его не сбылось: эта слава и этот день принадлежал Петру. Шведское войско после непродолжительного сражения было совершенно разбито, и Карл едва спасся бегством от плена.

Прекрасно описан этот знаменитый день у Пушкина в его поэме «Полтава». Насладитесь этим описанием, друзья мои:

Горит восток зарею новой… [далее приведен фрагмент поэмы.]

[«Доносим вам, - писал Петр своим, - доносим вам о зело превеликой и нечаемой виктории, которую Господь Бог нам чрез неописанную храбрость наших солдат даровать изволил. Вся неприятельская армия фаетонов конец восприяла. Ныне уже совершенно камень во основание С.-Петербурга положен с помощью Божиею». [Мы с вами видим, что Петр Великий объясняет превеликую победу русских милостью и помощью Божией и неописанной храбростью и умением (добавим мы) наших русских чудобогатырей. Напомним, что святитель Дмитрий Ростовский указывал еще 1701 году на то, что одной из опор самодержавной власти Царя-Богопомазанника является именно «храброе воинство, которое со стремительностью течет на брань и за Государя своего полагает здоровье свое»[211].]

«Превеликая виктория»! Спустя полтораста с лишком лет историк имеет право прибавить к словам победителя, что эта виктория была одним из величайших всемирно-исторических событий; могущество Швеции, созданное искусственно, посредством завоеваний, было сокрушено; исчезла завеса, скрывавшая Россию от остальной Европы, и пред изумленными народами Запада явилось новое обширное и могущественное Государство[212], умевшее победить вождя и войско, считавшееся до сих пор непобедимыми. При громе Полтавской битвы родился для Европы, для общей европейской жизни новый великий народ, но и не один народ: при громе этой битвы родилось целое новое племя, племя славянское, нашедшее для себя достойного представителя [- русский народ ], при помощи которого могло подняться для сильной и славной исторической жизни.

[Вот вся суть жизни православного христианина в масштабе народа Божьего: спасайся сам и помогай спасению ближнему своему. И каждому здравомыслящему человеку понятно, что только вместе с русским народом, с новозаветным народом Божиим, можно подняться и служить Богу сильной и славной исторической жизнью. Борьба же с народом, который Богом избран Себе в удел, имеет только одну историческую перспективу: полное истребление врагов этого богоносного народа. И не важно, какое средство для этого истребления изберет Господь Бог: какой-то третий народ, какой-либо природный катаклизм или же произойдет самоистребление, самопоедание врагов Бога и Его народа. Это ведь о них сказано: во гневе Своем Господь погубит их, и пожрет их огонь. Ты истребишь плод их с земли и семя их — из среды сынов человеческих, ибо они предприняли против Тебя и народа Твоего злое, составили замыслы, но не могли выполнить их (Пс. 20,10-12). ]

В европейской истории наступила новая эпоха [новая эпоха проповеди учения Христова, спасительной веры Православной. А псевдопатриоты, отвергая замысел Божий о великом русском народе плачут об утраченной отсталости и безвестности этого народа. С эпохи Петра Великого для русского народа началось новое и ответственное служение Богу своему по защите православия и проповеди в мiре слова Божьего].] [213]

Эта победа считается знаменитейшей в истории Петра. Утвердив за Россией места, завоеванные ею у Швеции, и в них новый порт и новую столицу ее, она доставила русским то, что было главной целью жизни Петра: соединение их с образованными европейцами. Вы уже слышали, как европейцы не желали этого соединения, как они боялись возрастающего могущества России и как старались уничтожить его. Это старание поручено было ими соседу России – королю шведскому. И вы видите, друзья мои, как усердно исполнял он сделанное ему поручение, стало быть, можете представить себе, что было бы со всеми новыми учреждениями Петра, с многочисленным флотом Его, с Его вновь образованным войском, с Его знаменитым портом на Балтийском море – одним словом, со всеми Его великими намерениями, если бы Карл ХII стался победителем. Можно поручиться, что все это было бы уничтожено: резкий король шведский в гневе своем уже не раз кричал страшным голосом: “О! И моего хлыста довольно будет, чтобы выгнать этих негодных москвитян не только из Москвы, но даже и из всего мира!”

Вместо того грозный предсказатель сам обратился в бегство. И как? Без войска, почти с одним только изменником Мазепой и несколькими адъютантами, в татарской телеге! И куда же? В одну из пограничных областей Турции – Бендеры, умоляя о покровительстве султана! Последний отряд его, состоявший из 16 тысяч человек под начальством генерала Левенгаупта, остался еще в окрестностях Полтавы, на берегах реки Ворсклы. Петр отправил в погоню за ними князей Голицына и Меншикова; 30 июня, через три дня после Полтавской битвы, все 16 тысяч шведов, искусно окруженных со всех сторон 9 тысячами русских, сдались без сражения со всей амуницией, знаменами, артиллерией и королевской казной.

[История России показывает, что очень многие мечтают изгнать русских с их земли, но наш замечательный полководец святой благоверный Князь Александр Невский много веков назад предупреждал этих мечтателей: “ Кто к нам с мечом придет, тот от меча и погибнет! ” Но служителям сатаны все неймется. Вот и нынешние разрушители России думают, что слова святого Великого Князя их не касаются. Заблуждаетесь, Царь -то, победитель антихриста и войска его, грядет! Он уже живет в России среди Своего народа и на Себе ощущает гнет христоборцев.]

Со смирением христианина наслаждался Царь русский Своей знаменитой победой. Относя весь успех ее к всемогущему покровительству Бога, Он смотрел на поля полтавские как на места священные, как будто ручавшиеся за будущую славу России. Необыкновенный дух Его, быстрый, проницательный и благочестивый, не сомневался в этой славе, и потому благодарность Его к Всевышнему была неизъяснима! Он изъявил ее торжественно на другой день победы, 28 июня, на самом месте битвы. Молебствование совершилось в обширной походной церкви посреди поля полтавского. После обедни погребены были на этом же поле в одной огромной могиле тела убитых защитников России, а в другой – тела врагов их, шведов. Над первыми Петр собственными руками поставил крест, над вторыми плакали печальные соотечественники их, попавшие в плен. Все они были тут же, на торжестве вместе с русскими, но никто не оскорблял их насмешками; напротив того, после обедни Сам Царь пригласил генералов и офицеров их к Своему обеденному столу и в отомщение всех дерзостей, какими часто Карл ХII оскорблял народ Его, позволил Себе сказать только следующие слова: “ Вчера брат мой Карл просил вас сегодня на обед в шатры Мои, и хотя он не сдержал своего слова, но Мы выполним это, и для того прошу вас со Мною откушать ”. За этим обедом добрый Царь всячески старался развеселить унылых шведов и не один раз пил за здоровье учителей Своих в военном искусстве. Так почти всегда Он называл их. [ Император Петр Великий и в исполнении заповеди: любите врагов ваших, благословляйте проклинающих вас, благотворите ненавидящим вас (Мф. 5,44), подает нам пример для подражания! ]

Такое ласковое обращение Государя, высокоуважаемого всеми народами,[214] не могло не иметь влияния на бедных пленников: они на несколько минут забыли свое несчастье и развеселились. Почти каждый из сидевших за столом был пожалован от Царя или чином, или поместьем, или орденом, или деньгами; кроме того, все могли похвалиться милостью Его, равно на всех излитой, - стало быть, все были веселы и счастливы. …

Торжество не кончилось тем, потому что на другой день было 29 июня [день Петра и Павла – день именин Императора]. Радость русских увеличилась. И в лагере войска, и в самой Полтаве, и в окрестностях ее все веселилось. В этот день и для солдат поставлены были огромные столы с вином и закусками. Переходя от одной роты к другой, Царь останавливался перед каждой и говорил солдатам: “ Хлеб-соль, товарищи! Поздравляю вас с праздником и победою!

Так праздновалась эта славная победа в первый раз! Я говорю «в первый раз» потому, что с тех пор не прошло ни одного года, чтобы русские не праздновали ее. Этого желал победитель [- Богопомазанник, чтобы увековечить в русском народе день соединения Промысла Божьего, воли и разума Богопомазанника и силы Русского духа и доблести ]: каждое 27 июня [10 июля – ровно за неделю до дня Русской Пасхи (4/17 июля[215]), до дня воскресения России[216], до дня возвращения Богом русскому народу соборности!] вы услышите во всех церквяхблагодарственный молебен Богу. [С 1917 года без Богопомазанника ни священнослужители, ни миряне очевидно к русским (да и к православным так же) не относятся, ибо даже в церковных календарях это событие не отмечено! Но зато всенародно отмечается "увековеченный" христоборцами день начала цареборческого бунта в Петрограде в 1917 году (23 февраля/8 марта: 23-го - как день защитника(???) отечества, и 8-го – как день женщин(???)). Эти даты являются символ самого греха отречения России от Царя, Богом венчанного на ней Супруга. День же соединения Промысла Бога с силой Русского духа и доблести очень мало кто помнит!]

Но знаете ли, где всего приятнее слушать его [благодарственный молебен Богу за дарование победы богоносному русскому народу победы над шведами, необладающими правой верой ]? На Выборгской стороне [Петрограда, у станции метро “Выборгская”] есть церковь святого Сампсония, Сампсония празднуют 27 июня, и эту церковь Петр приказал построить в воспоминание славного для России дня и в изъявление благодарности Своей Богу. Здесь-то[217], милые читатели, можно живее, нежели где-нибудь, вспомнить в этот день Петра и перенестись мысленно в то уже отдаленное от нас время, когда этот незабвенный Государь приезжал сюда каждый год благодарить Всевышнего и снова порадоваться победе Своей! [Ну какие могут быть ныне военные победы, если русские не радуются и не благодарят Бога за славные прошлые победы? А зарвавшиеся служители сатаны на Украйне, ныне окраины безбожного Запада, Российским правительством хотя бы по дипломатическим и экономическим каналам не ставятся на место, которое они заслуживают!]

«Чем славнее, многозначительнее победа, тем выше поднимается победитель. Но Петр поднимается ли высоко для нас как полтавский победитель? Нет, в глазах историка [и православного христианина] Он стоит так высоко, что титул победитель, даже полтавского, является чем-то малым и односторонним. В этом победителе мы не видим ничего воинского, ничего геройского в тесном смысле военном, никакого пристрастия к войне, никакого стремления к военной славе. Мы видим великого человека, народного героя, сознательно удовлетворяющего известной потребности; раз начертал Он свой преобразовательный план и выполняет его неуклонно; война, военный успех входят в этот план только как средство. Мы видели это необыкновенное спокойствие и ясность взгляда при оценке каждого военного действия; эти спокойствие и ясность не покидают Петра и при оценке Полтавской победы. Война начата как тяжелая необходимость для произведения экономического переворота в народной жизни, для приобретения моря [ для возвращения России на берега Балтийского моря (Швеция отобрала у России ее коренные русские владения во время смутного времени и царствования Михаила Федоровича)]. После долгих, тяжких трудов и опасностей одержана блестящая, решительная победа, сокрушившая все силы врага, изумившая Европу. Как же победитель смотрит на значение победы? Она, по Его взгляду, кладет камень в основание приморского городка [города на Неве], дает средство закрепить для России берег западного моря. Война, победа исчезают в своем самостоятельном значении, исчезает полководец, победитель, но тем выше поднимается великий человек, вождь Своего народа в великом движении, обхватившем весь организм народный.»][218]



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-12-07; просмотров: 16; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.15.229.113 (0.036 с.)