Количественный и качественный анализ содержания нитратов в питьевой воде 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Количественный и качественный анализ содержания нитратов в питьевой воде



 

Язвинская Н. Е. 1, Головацкий А. П. 2

nadya.yazvin20011@mail.ru1, antongolovatsky@yandex.ru2

Белорусский государственный медицинский университет

Кафедра радиационной и экологической медицины, Минск, Беларусь

 

Актуальность: Содержание нитратов в пищевой продукции и воде является одним из значимых критериев её качества. Так, при ежедневном избыточном потреблении нитратов в организме человека образуются нитриты, способные приводить к гемической гипоксии и неконтролируемой вазодилятации. Избыток нитратов приводит к снижению продуктивности труда, ухудшению самочувствия, а также к увеличению гепатотоксичности и рисков онкогенеза. Таким образом, содержание нитратов в питьевой воде напрямую влияет на здоровье каждого человека, что делает эту проблему особенно актуальной.

Научная новизна: Исследование содержит полученную современными методами информацию о качественном и количественном содержании нитратов в питьевой воде.

Цель исследования: Анализ содержания нитратов в питьевой воде из централизованных и децентрализованных источников г. Несвижа и Несвижского района.

Материалы и методы: Материалом данного анализа являются 123 пробы питьевой воды, отобранные в городе Несвиже и Несвижском района. Отбор проб проводился в молодых семьях с детьми до 6 лет. Количественный анализ содержания нитратов в воде проводили ионометрическим методом с использованием мембранного электрода ЭМ-NO3-07CP-100. Качественный анализ содержания нитратов в воде проводили с помощью тест-полоски Merckoquant® Nitrate Test. Статистическую обработку данных проводили с помощью программ Microsoft Excel Statsoft Statistica 10. Статистически значимыми считались результаты при p < 0,05.

Результаты и их обсуждение: При количественном анализе 123 проб питьевой воды медиана содержания нитратов составила 1,1 мг/л. В 88 пробах питьевой воды (71,54%) содержание не превышало установленную норму (до 45 мг/л). Распределение нитратов в питьевой воде показало существенные отличия в зависимости от источника водоснабжения. Медиана содержания нитратов в воде из централизованных источников равнялась 1 мг/л, в то время как в воде из децентрализованных источников она составила 95,45 мг/л. Для качественного анализа с использованием тест-полосок удалось взять только 70 проб питьевой воды. Медиана содержания нитратов в пробах питьевой воды при качественном анализе равна 0 мг/л. С помощью корреляционного анализа Спирмена выявлена статистически значимая корреляция между количественным и качественным определением нитратов в питьевой воде. Коэффициент корреляции сильный, равен 0,765176.

Выводы: В результате количественного исследования содержания нитратов в пробах питьевой воды установлено, что содержание нитратов в децентрализованных источниках в 95,45 раз превышает таковое в централизованных. При этом все 45 проб питьевой воды с превышением ПДК были получены из децентрализованных источников. Это составляет 28,46% всех проб воды, что, возможно, указывает на недостаточный уровень безопасности питьевой воды из колодцев в городе Несвиже и Несвижском районе по показателю нитратов в питьевой воде. Для таких домашних хозяйств можно рекомендовать использование бытовых фильтров.

Список литературы:

1. Стожаров, А. Н. Медицинская экология: учеб. пособие / А. Н. Стожаров. – Минск: Выш.шк., 2007. – 368 с.

2. Водный контроль [Электронный ресурс]: создан учреждением “Центр экологических решений”. – Электронные текстовые данные. – Минск: 2009 – 2021. – Режим доступа: http://watercontrol.info/#how-to-check-the-water. (дата обращения: 14.05.2021).

3. ГОСТ 33045-2014. Межгосударственный стандарт. Вода. Методы определения азотсодержащих веществ. – Республика Беларусь: Изд-во стандартов, 2014. – 49 с.

4. Постановление Главного государственного санитарного врача Республики Беларусь “О введении в действие Санитарных правил и норм "Питьевая вода и водоснабжение населённых мест. Питьевая вода. Гигиенические требования к качеству воды централизованных систем питьевого водоснабжения. Контроль качества. Санитарные правила и нормы СанПиН 10-124 РБ 99" от 19 октября 1999 г. № 46 // Собрание законодательства Республики Беларусь.

5. Постановление Министерства здравоохранения Республики Беларусь “Об утверждении Санитарных норм, правил и гигиенических нормативов "Гигиенические требования к источникам нецентрализованного питьевого водоснабжения населения" от 2 августа 2010 г. № 105 // Собрание законодательства Республики Беларусь.

ВЛИЯНИЕ СОЦИАЛЬНО-ГИГИЕНИЧЕСКИХ ФАКТОРОВ НА СОСТОЯНИЕ ЗДОРОВЬЯ СТУДЕНТОВ ГОМЕЛЬСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО МЕДИЦИНСКОГО УНИВЕРСИТЕТА

 

Ильина Д.В.1, Бортновский В.Н.2

ilyinadasha 333 a @ yandex. ru 1, kafog2@mail.ru2

Гомельский государственный медицинский университет

Кафедра экологической и профилактической медицины, Гомель, Беларусь

 

Актуальность: Здоровье студентов медицинских вузов представляет большой интерес для профилактической медицины. Очевидно, особенности процесса обучения в вузах данного профиля, определяемые наличием ряда негативных факторов, приводят к нарушению режима труда и отдыха и является фактором риска здоровья.

Научная новизна: Проведен гигиенический анализ факторов, определяющих состояние здоровья студентов Гомельского государственного медицинского университета.

Цель исследования: Выявить основные социально-гигиенические факторы риска, определяющие состояние здоровья студентов Гомельского государственного медицинского университета и дать им гигиеническую оценку.

Материал и методы: Объектом исследования являлись студенты Гомельского государственного медицинского университета. В исследовании приняли участие 98 юношей и 113 девушек в возрасте от 17 до 26 лет. Для изучения и оценки функционального состояния здоровья студентов-медиков применялся метод экспресс-оценки уровня соматического здоровья (по Апанасенко).

Результаты и их обсуждение: На момент опроса 3% респондентов оценили состояние своего здоровья, как отличное, 40% дали состоянию своего здоровья хорошую оценку, удовлетворительную - 50%, неудовлетворительную - 7%. При этом обращает на себя внимание тот факт, что 40% опрошенных студентов и учащихся, возраст которых от 17 до 27 лет, страдают хроническими заболеваниями.

Установлено, что наибольший удельный вес студентов, страдающих хроническими заболеваниями (63%), оказался среди тех, у кого выработалась устойчивая привычка к табакокурению, то есть у выкуривающих в день от 5 до 20 и более сигарет.

Анализ структуры заболеваемости показывает, что на долю ОРВИ приходится 35% от общего числа первичных обращений у курящих и 19% у некурящих.

Оценка соматического здоровья студентов-медиков показала, что в безопасной зоне соматического здоровья находится лишь 43 % обследованных студентов 1-3 курсов. По данным исследования 31 % студентов имели снижение функциональных резервов сердечно-сосудистой системы.

Установлено, что структура физического здоровья мужчин-студентов в целом оказалась лучше, чем у девушек. Таким образом, среди курящих студенток лишь 13,9% и 20,7% среди некурящих имели уровень физического здоровья выше среднего и высокий данные представлены в таблице 1.

Таблица 1. Уровень физического здоровья курящих и некурящих студентов

Уровни физического здоровья (в%) Низкий Ниже среднего Средний Выше среднего Высокий
Юноши курящие 4,2 18,4 27,0 28,3 22,1
Юноши некурящие 0 14,3 21,4 35,7 28,6
Девушки курящие 7,8 49,6 28,7 10,2 3,7
Девушки некурящие 3,4 41,4 34,5 12,1 8,6

 

 

Выводы: Наибольший процент, страдающих хроническими заболеваниями (63%), оказался среди курящих студентов. Среди курящих студенток лишь 13,9% и 20,7% среди некурящих имели уровень физического здоровья выше среднего и высокий.

Список литературы:

1. Бабина, В. С. Проблема здоровья студенческой молодёжи / В. С. Бабина // Молодой учёный. — 2015. - № 11. — С. 572–575.

2. Cавко Э.И. и др. О вредных привычках студенческой молодежи // Здоровый образ жиз- ни / Савко Э.И., Харук В.В., Сахаревич А.И., Савинов Ю.А. и Вергейчик А.И: сб. ст. Вып. 9 / ред. В.М. Киселев (отв. ред.) [и др.]. – Минск: БГУ, 2011. – С. 11–22.

 

 

КОМПЬЮТЕР И ЗДОРОВЬЕ

Кушнирук А. М.1, Перепелкина И. А.2, Перепелкина Н. Н.3

kushniruk.anna2020@yandex.ru1, irina07perepyolkina@yandex.ru2, perepyolkina07nina@yandex.ru3

СВЕРДЛОВСКОЕ ОТДЕЛЕНИЕ МЕДИЦИНСКОГО КОЛЛЕДЖА ГОСУДАРСТВЕННОГО УЧРЕЖДЕНИЯ ЛУГАНСКОЙ НАРОДНОЙ РЕСПУБЛИКИ
ЛГМУ им. Святителя Луки»

Цикловая методическая комиссия профессионально-практической подготовки терапевтического цикла, Свердловск, ЛНР

Актуальность: выбор темы исследования обусловили социально-медицинская значимость данной проблемы, ее недостаточная теоретическая разработанность, потребность в обосновании разъяснительной профилактической работы среди обучающихся.

Научная новизна: изучение влияния компьютера на здоровье в условиях дистанционного обучения.

Цель исследования: изучить нарушения здоровья у активных пользователей, обосновать мотивацию к сохранению здоровья.

Материалы и методы: теоретические —анализ медицинской литературы; эмпирические — анонимное анкетирование, фельдшерское обследование, анализ медицинской документации. Наблюдались 165 обучающихся в возрасте 17-20 лет.Была выделена контрольная группа, ведущая привычный образ жизни, и экспериментальная, мотивированная на соблюдение правил безопасности.

Результаты и их обсуждение: Пять лет назад мы изучали эту проблему, и нас заинтересовали изменения результатов, связанные с вынужденным переходом на дистанционное обучение, когда все обучающиеся ежедневно пользуются гаджетами и сетью Интернет. Установлено, что возросла частота работы на смартфоне и ноутбуке. Среди целей использования лидирует поиск информации и подготовка к занятиям, а ранее было общение в соцсетях. Длительность работы у монитора возросла до 6 часов и более, что превышает санитарно-гигиенические нормы. Правила пользования компьютером известны 99% респондентов, но 48% их не придерживаются.

 У большинства членов контрольной группы (59%) выявлено от 2 до 4 неблагоприятных симптомов при работе на гаджетах. Со стороны нервной системы и костно-мышечного аппарата — головная боль, нарушение ночного сна, сонливость днем, изменение настроения, головокружение, раздражительность, ухудшение памяти, боль в шее, нарушения осанки, болезненность и онемение кисти. Со стороны органа зрения — утомляемость, покраснение, чувство сухости и жжения, расплывчатость, двоение изображения, боли. В условиях дистанционного обучения возросло количество обучающихся с устойчивыми симптомами, по отдельным проявлениям наблюдается рост более чем в 2 раза. С увеличением времени, проведенного у монитора, достоверно повышается частота распространённости нарушений здоровья. Результаты экспериментальной группы показывают, что обучающиеся с целью самозащиты способны сознательно контролировать свое поведение, в этой группе количество и выраженность неблагоприятных симптомов ниже на 20%.

  Выводы:

1. Длительность работы на персональном компьютере в условиях дистанционного обучения превышает санитарно-гигиенические нормы.

2. За период дистанционного обучения значительно возросла частота появления неблагоприятных симптомов со стороны органа зрения, нервной системы и опорно-двигательного аппарата.

3. Прослеживается нарастание симптомов с увеличением времени, проведенного у монитора.

4. Компьютерные технологии меньше влияют на состояние здоровья при правильном их использовании, что подтверждают показатели экспериментальной группы.

Список литературы:

1. Демирчоглян Г.Г. Человек у компьютера: как сохранить здоровье? / Г.Г. Демирчоглян.– М.: Новый Центр.- 2001- 68 с.

2. Баловсяк Н.Н. Компьютер и здоровье. СПб.: Питер, 2008 – 208 с.

3. «Санитарные правила и нормативы. Гигиенические требования к персональным электронно-вычислительным машинам и организации работы СанПиН 2.2.2/2.4.1340-03», утвержденные Главным государственным санитарным врачом Российской Федерации 30 мая 2003 года.

4. Л. А. Михайлов, В. П. Соломин, А. Л. Михайлов, А. В. Старостенко и др. Безопасность жизнедеятельности: Учебник для вузов // — СПб.: Питер. 2006 — 302 с.

 

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-12-07; просмотров: 41; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.154.208 (0.016 с.)