Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Блок «будем Родине служить».

Поиск

Введение

Игра естественный спутник жизни ребенка, источник радостных эмоций, обладающий великой воспитательной силой. Поэтому в своей работе мы всегда обращаемся к игре.

В игре ребенок активно переосмысливает накопленный нравственный опыт, в данной деятельности каждому приходится добровольно отказаться от своих желаний, согласовывать свои замыслы, договариваться о совместных действиях, подчиняться правилам игры, сдерживать свои эмоции, преодолевать трудности. Игра учит справедливо оценивать собственные результаты и результаты товарищей.

С одной стороны, игра - самостоятельная деятельность ребенка, с другой стороны, необходимо воздействие взрослых, чтобы игра стала его первой «школой», средством воспитания и обучения. Сделать игру средством воспитания, значит повлиять на ее содержание, научить детей способам полноценного общения.

Важнейшим средством воспитания становится и игрушка, формирующая представления о мире, развивающая вкус, нравственные чувства.

Многочисленные исследования свидетельствуют о том, что при тактичном, педагогически целесообразном руководстве игра содействует обогащению кругозора ребенка, развитию образных форм познания (образное мышление, воображение), упрочению его интересов, развитию речи.

Реальные отношения в игре, будучи личными, формируются не только в игре, но и в ходе всей жизни ребенка в детской саду. Испытывая к кому-то избирательные симпатии, ребенок стремится к общению с ним: беседует, играет. В силу симпатий, интереса к сверстнику ребенок оказывается способным уступить игрушку, взять на себя не очень привлекательную роль, т.е. жертвует своими интересами ради общения с партнером. В игру не принимаются дети с низким уровнем развития отношений (ребенок настаивает на своем сюжете игры, ссорится с партнерами, выходит из игры до ее завершения). Таким образом, на основе реальных отношений у детей формируются (или не формируются) качества «общественности» (А.П.Усова): способность входить в группу играющих детей, действовать в ней определенным образом, устанавливать связи с партнерами, подчиняться общественному мнению. Иными словами, качества «общественности» позволяют ребенку взаимодействовать с другими детьми.

При благоприятных условиях дети овладевают навыками общественногоповедения. Умение устанавливать взаимоотношения со сверстниками в игре - первая школа общественного поведения. На основе взаимоотношений формируются общественные чувства, привычки; развивается умение действовать совместно и целенаправленно; приходит понимание общности интересов; формируются основы самооценки и взаимооценки. Высокое значение игровой деятельности состоит в том, что она обладает наибольшими возможностями для становления детского общества.

Однако без помощи взрослого путь формирования нравственного поведения может быть долгим, особенно для детей с проблемами развития (дети агрессивные, малоактивные, с нарушениями и т.п.). Влияя на поведение детей, их взаимоотношение друг с другом, педагог должен учитывать их индивидуальные особенности, тенденции развития.

Можно выделить следующие виды игр и их значение:

Сюжетно-ролевые игры

· воспитывают у детей качества, свойственные будущим родителям, чуткость, способность к сопереживанию, умение замечать душевное состояние другого человека, заботиться о людях.

· в игре дети переживают настоящие чувства, на основе которых рождаются товарищество, дружба, коллективизм, взаимопомощь, сопереживание. Игра особенно напоминает по форме организации трудовой коллектив взрослых.

· взаимодействие с партнером мобилизует весь нравственный опыт ребенка.

· учатся добровольно отказываться от своих желаний, согласовывать свои замыслы, договариваться о совместных действиях. Иначе игра не состоится.

Дидактические игры

· формируются нравственные представления о бережном отношении к окружающим их предметам, игрушкам как продуктам труда взрослых, о нормах поведения, о взаимоотношениях со сверстниками и взрослыми, о положительных и отрицательных качествах личности.

· воспитание у детей нравственных чувств и отношений: уважения к людям труда, защитникам нашей Родины, любви к Родине, родному краю.

Подвижные игры

· Подвижные игры удовлетворяют потребность растущего ребенка в движении, способствуют накоплению разнообразного двигательного опыта.

· развивают также быстроту реакции, находчивость и сообразительность, умение быстро и точно оценивать обстановку и в соответствии с этим изменять направление движения, его скорость и т. д. Выполнение правил игры способствует формированию волевых черт характера, организованности.

· формируют способность действовать сообща, воспитывают честность и дисциплинированность. Дети приучаются сговариваться, объединяться для проведения любимых игр, считаться с мнением своих партнеров, справедливо разрешать возникающие конфликты.

Строительные игры

· дети выражают свои впечатления о строительстве, транспорте, о труде взрослых. Строительные игры открывают широкие возможности для развития умственной, трудовой, нравственной сферы ребенка. Строительная игра заключает в себе большие педагогические возможности для развития нравственной сферы ребенка.

· В совместной строительной игре у детей формируются ценные качества личности: умение договориться с товарищами о том, что и как будут строить, помочь друг другу в процессе стройки, поддержать инициативу товарища, а вместе с тем настоять на своем, доказать преимущества своего замысла игры.

· Ценные качества могут быть воспитаны у детей в процессе уборки строительного материала после игры: развитие у детей бережного отношения к игрушкам, трудолюбия, умения проявлять усилие, преодолевать трудности, заканчивать начатое дело. Эти воспитательные задачи не должны быть забыты в процессе педагогического руководства строительной игрой.

Разные виды игр являются неотъемлемой частью нравственно-патриотического воспитания дошкольников. В них отражается образ жизни людей, их труд, быт, национальные устои, представления о чести, смелости, мужестве, желание обладать силой, ловкостью, выносливостью, проявлять смекалку, выдержку, находчивость. Радость движения сочетается с духовным обогащением детей. Например, особенность народных игр в том, что они, имея нравственную основу, учат малыша обретать гармонию с окружающим миром. У детей формируется устойчивое, заинтересованное, уважительное отношение к культуре родной страны, создается эмоционально положительная основа для развития патриотических чувств. По содержанию народные игры лаконичны, выразительны и доступны ребенку. Они вызывают активную работу мысли, способствуют расширению кругозора, уточнению представлений об окружающем мире. В конце игры следует положительно оценить поступки тех детей, кто проявил смелость, ловкость, выдержку и взаимопомощь. А вот, например в дидактических играх развивается сообразительность, умение самостоятельно решать поставленную задачу, согласовывать свои действия с действиями ведущего и других участников игры. В играх проявляются и развиваются необходимые к школе качества: произвольное поведение, образное и логическое мышление, воображение, познавательная активность.

Много словесных игр используем при воспитании нравственных чувств. Современная семья серьезно озабочена образованием и развитием детей, формированием их здоровья; особенно важно заложить основы и нравственного развития.

Сформированность нравственных ценностей является важнейшим показателем целостной личности, подлинно самостоятельной и ответственной. Способной создать собственное представление о своем будущем жизненном пути. Интуитивно наши дети отличают добро от зла, понимают ценность сострадания, милосердия, ценят правду и честность. В достаточной ли мере мы поддерживаем в них лучшие душевные проявления? Достаточно ли внимания уделяем рассмотрению жизненных ситуаций, поступков, помогаем ли детям разбираться в реальных житейских проблемах, требующих принятия решения?

Нравственно-патриотическое воспитание в ДОУ начинается уже с младшего возраста, но т.к. дошкольники первой младшей группы не способны воспринять понятие «город» или «страна». На этом этапе воспитатель в форме беседы подводит ребят к пониманию смысла подобных слов, а уже в 3-4 года у ребенка происходит формирование духовно-нравственной основы, начинается процесс осознания себя в окружающем мире. От того, как она будет сформирована в первые годы жизни, во многом зависит все его последующее развитие. В этот период начинают развиваться такие черты характера, которые незримо связывают его со своим народом, своей страной. Корни этого влияния - в языке народа, который усваивает ребенок, в народных песнях, музыке, играх, игрушках, впечатлениях о природе родного края, о труде, быте, нравах и обычаях людей, среди которых он живет. Работа по теме идет во время проведения праздников, когда педагог обращает внимание ребят на красиво украшенные улицы, красоту городского пейзажа. На занятиях с группой обсуждается, что произвело наибольшее впечатление. Культура народа доносится через сказки, потешки, игры, изучение предметов народно-прикладного творчества. С детьми самого младшего возраста на базе ДОУ реализуется программа по духовно-нравственному воспитанию, лежащему в основе патриотизма. Ребенок постепенно приходит к выводу, что для того, чтобы реализовать себя как личность, необходимо много учиться, потом работать. Именно так можно помочь любимому городу и стране стать процветающими. От него зависит, насколько благополучной будет жизнь родных, всех друзей, знакомых. В свою очередь, стабильность страны делает жизнь каждого радостной и интересной.

В первой младшей группе формируются:

· навыки самообслуживания;

· воспитание доброжелательности;

· усвоение социальных ценностей (в коллективной деятельности);

· интерес к явлениям общественной жизни: семье, детскому саду, труду взрослых.

Во второй младшей группе формируются:

· представления о добрых поступках;

· благожелательные взаимоотношения в группе;

· представления о семье, о труде близких взрослых, работников дошкольного учреждения.

     Массовая культура не ориентирует детей в нравственных проблемах. В результате этого усиливается пробел даже в представлениях детей о традиционных ценностях отечественной культуры, не говоря уже о следовании им.

Цель и задачи нравственно-патриотического воспитания, следующие:

· формирование духовности, нравственно-патриотических чувств у детей дошкольного возраста.

· воспитание у ребенка любви и привязанности к своей семье, дому, детскому саду, улице, городу, Родине;

· формирование бережного отношения к природе и всему живому;

· развитие интереса к русским традициям и промыслам;

· формирование элементарных знаний о правах человека;

· знакомство детей с символами государства (герб, флаг, гимн).

Весь материал систематизирован и представлен в виде перспективного планирования. Работа по каждой теме включает беседы, дидактические игры, игры-беседы, игры-инсценировки, интерактивные игры и т.д. Формы проведения мероприятий могут варьироваться в зависимости от целей и условий образовательного учреждения.

Сборник игр по нравственно-патриотическому воспитанию детей представлен в следующих блоках:

Блок «Моя семья»

Не менее важным условием нравственно-патриотического воспитания детей является тесная взаимосвязь с родителями. Прикосновение к истории своей семьи вызывает у ребенка сильные эмоции, заставляет сопереживать, внимательно относится к памяти прошлого, к своим историческим корням. Взаимодействие с родителями по данному вопросу способствуют бережному отношению к традициям, сохранению вертикальных семейных связей. В настоящее время эта работа актуальна и особенно трудна, требует большого такта и терпения от воспитателя, так как в молодых семьях вопросы воспитания патриотизма, гражданственности не считаются важными и зачастую вызывают лишь недоумения. Большое значение имеют семейные экскурсии по городу, посещение с родителями отдельных предприятий и учреждений и т.д. Итоги таких экскурсий могут быть выражены в фотовыставке, совместном с ребенком выступлении или снятом фильме.

Блок «Мой детский сад.

Дети проводят в дошкольном учреждении много времени, поэтому важно показать им, что как в семье, так и в детском саду есть взрослые, которые любят и заботятся о них. Вместе с детьми необходимо осмотреть группу и её помещения, познакомить с помещениями детского сада и их назначением. Детей необходимо учить называть работников детского сада по имени и отчеству. Знакомить с трудом взрослых. В дни праздников вместе с детьми рассматривать красочное оформление детского сада, формировать у них чувства сопричастности к жизни дошкольного учреждения. Целесообразно подключать детей к оформлению своей группы и других помещений детского сада.

Блок «Моя малая Родина»

Формировать представления детей о родном крае, о малой Родине, рассказывать о самых красивых местах края. Во время прогулок экскурсий учить детей видеть красоту окружающей природы, бережно к ней относиться. Подбирать познавательный материал, содержание которого, в наибольшей мере будет способствовать воспитанию нравственно – патриотических чувств. Развивать познавательный интерес к истории культуры малой Родины.

Блок «Культура и традиции»

Знакомить детей с бытом и традициями родной страны. Вызвать интерес к русским традициям: гостеприимство, почитание родителей. Знакомить с видами устного народного творчества: считалочки, пословицы и поговорки, загадки, потешки. Знакомить с историей возникновения народных игрушек.       

Планирование игровой деятельности по нравственно-патриотическому воспитанию детей младшего дошкольного возраста

Месяц

Тема, цель, задачи

Блок

Сентябрь

Дидактическая игра «Кто главный?».

Учить детей называть членов своей семьи; подводить к пониманию, что в мире главные - и дети, и взрослые; воспитывать любовь и уважение к своей семье.

 

Семья

Подвижная игра «Снайпер»

Выработка меткости, четкости и координации движений.

 

Будем Родине служить

Интерактивная игра «Путешествие по разноцветной земле» Познакомить детей с природой нашей страны, дать представление о хвойном лесе, его обитателях; воспитывать интерес к природе родной страны, любовь и бережное отношение к природе.                                         

Моя малая родина

Май

Блок «Моя семья»

1. Дидактическая игра «Кто главный?»

Цель: учить детей называть членов своей семьи; подводить к пониманию, что в мире главные - и дети, и взрослые; воспитывать любовь и уважение к своей семье.

Материал: «Семейное дерево»; иллюстрации с изображением того, что делает мама, папа, бабушка, дедушка, ребенок.

Ход игры.

Воспитатель предлагает детям по очереди назвать членов своей семьи и назвать: кто чем занимается, кто что делает в семье. Если ребенку трудно назвать, кто что делает в семье, то ему в этом помогут иллюстрации. Дети называют, кто главный в семье и почему они так считают. В конце игры следует определить, что главные в мире все - и дети, и взрослые.

 

2. Дидактическая игра «Как зовут членов семьи».

Цель: закреплять умение детей четко называть членов своей семьи; развивать память, связную речь; воспитывать любовь к своей семье.

Ход игры.

Дети стоят в кругу и по очереди называют членов своей семьи. Например: «Я живу с мамой Наташей, папой Сашей, братом Владиком. У меня есть бабушка Лида, бабушка Вера, дедушка Гриша и дедушка Павел».

 

3. «Маленькие помощники».

Цель: подводить детей к пониманию, что нужно помогать родным людям и дарить им свою любовь; учить детей рассказывать о своей помощи в своей семье; развивать связную речь, мышление.

Материал: ящик, мишка.

Ход игры.

К детям «пришел расстроенный мишка». Он «поссорился с мамой», потому что «не хотел убирать на место свои игрушки». А теперь не знает, как помириться с мамой.

Воспитатель. Ребята, вы обижаетесь на родных, когда они вас ругают? Родных нужно любить и помогать им. Как вы помогаете дома своим родным? У меня есть бабушкина шкатулка, всю свою помощь вы сложите в нее, а саму шкатулку подарим мишке для того, чтобы он также учился помогать своей маме и не забывал об этом. Дети по очереди рассказывают о том, как они помогают дома маме, папе, брату, сестренке, бабушке, дедушке, а свои рассказы кладут в сундук. Медвежонок «благодарит» детей за «волшебную шкатулку» и возвращается в лес мириться с мамой и помогать ей.

 

4. Сюжетно-ролевая игра «Семья»

Цель. Побуждение детей творчески воспроизводить в игре быт семьи.

Материал: куклы, мебель, посуда, ванночка для купания, строительный материал, игрушки-животные.

Ход игры.

Игра начинается с того, что педагог вносит в группу большую красивую куклу. Обращаясь к детям, он говорит: «Дети, куклу зовут Оксана. Она будет жить у нас в группе. Давайте вместе построим ей комнату, где она будет спать и играть». Дети вместе с воспитателем строят для куклы комнату.

После этого воспитатель напоминает им, как можно играть с куклой: носить ее на руках, катать в коляске, на машине, кормить, переодевать. При этом подчеркивает, что с куклой следует обращаться бережно, ласково разговаривать с ней, проявлять заботу о ней, как это делают настоящие мамы. Затем дети играют с куклой самостоятельно. Когда дети достаточное количество времени поиграли сами, воспитатель организовывает совместную игру. При организации игры он должен учитывать взаимоотношения мальчиков и девочек. Так, пока девочки кормят кукол, моют посуду, мальчики вместе с педагогом строят из стульев машину и приглашают девочек поехать покататься вместе с куклами.

 

5. Сюжетно-ролевая игра «Дочки-матери».

Цели: учить детей принимать на себя роль мамы и папы; учить играть небольшими группами, объединив их в один сюжет; воспитывать у детей активность в игре, творческую инициативу, умению правильно распределять роли

Ход игры.

Воспитатель: Ребята, у меня есть волшебная палочка, при помощи нее сегодня вы превращаетесь в мам и пап. А это ваши детки (указывает на кукол).

Воспитатель машет палочкой и говорит: "Раз, два, три, по кругу покружись и превратись в маму(папу)". Дети кружатся.

Воспитатель: Ваши дети сейчас в детском саду, и вы приехали их забирать.

Воспитатель: Мамы и папы вас радуют вкусным ужином, играют с вами, укладывают спать. А как вы порадуете своих деток?

Дети: Накормим, чаем напоим, поиграем, спать уложим, колыбельную споем.

Дети берут кукол.

Воспитатель: Ваши мамы заботились о вас, угощали вас вкусненьким. А ваши дочки и сыночки голодные сидят. Давайте для них приготовим кушать. Дети накрывают на стол, готовят кушать, кормят детей. Строят кроватку, стелют постель. Укладывают детей спать, поют колыбельную.

Воспитатель помогает развернуть игру, наладить взаимоотношения между теми, кто выбрал определенные роли, помогает реализовать в игре впечатления, полученные детьми ранее.

После того, как дети укладывают кукол спать, воспитатель предлагает детям поиграть в игру. Дети встают в круг.

 

Блок «Мой детский сад»

Блок «Моя малая родина»

1. «Знаешь ли ты свой город?»

 

Цель. Развивать знания детей о родном городе.

Ход работы.

Воспитатель раздает каждому ребенку по три иллюстрации с изображением различных достопримечательностей родного города и задает вопросы. За правильный ответ ребенок получает фишку и закрывает ту иллюстрацию, которую угадал. Выигрывает тот игрок, который первым закроет все иллюстрации.

 

2.   Игра – путешествие «Мой город»

Цель.Формировать понятие «город», воспитывать любовь к городу, в котором ты живешь.

Предварительная работа.Рассматривание открыток с видами родного города.

Словарь. Город, улица, автобус.

Оборудование.Макеты зданий города, «автобус», мультимедийное оборудование.

Ход занятия.

Воспитатель. Ребята, сегодня мы с вами отправляемся на автобусную экскурсию.

Дети садятся в «автобус», построенный из стульчиков, и «едут» на экскурсию. Звучит музыка. Экскурсия проводится с помощью мультимедийного оборудования (ноутбук, показываются фотографии известных мест города. «Автобус останавливается», дети выходят.

Воспитатель предлагает детям последовательно посмотреть макеты зданий.

Воспитатель. Какое здание перед нами? (Наш детский сад). А для чего нужно нам это здание? (Дети ходят в детский сад, играют, учатся и т. д).

Аналогично рассматриваются остальные здания.

Воспитатель. Как называется город, в котором мы живем? (Ответы детей). Нравится вам наш город?

Что вам в нем нравится? (Ответы детей).

Расскажите, что вы видите вокруг? (Дома, машины, людей).

Где стоят дома? (По краям улицы).

Какие дома? (Высокие, низкие, разноцветные, красивые).

Где едут машины? (По дороге).

Где ходят люди? (По тротуару; если дети затрудняются ответить, то воспитатель объясняет.)

Воспитатель (обобщая ответы детей, делает вывод). Дома, дорога, тротуары, деревья – все это называется улицей. Улица, по которой мы гуляем, называется улица Новостройка. На ней находится наш детский сад. Улица — это часть города. Город состоит из улиц. Как называется улица, на которой вы живете? (Ответы детей). Какие улицы в нашем городе вы еще знаете? Как называется наш город?

Подошла к концу наша экскурсия, мы возвращаемся назад в детский сад.

Дети садятся в «автобус» и «едут» обратно. По дороге в детский сад воспитатель задает вопросы детям.

Воспитатель. Вам понравилась экскурсия? Что нового и интересного вы сегодня увидели и узнали? (Ответы детей). Вот мы приехали обратно.

 

3. Словесная игра «Где это находится?»

Цель: формировать представления о родном городе; развивать у детей умение ориентироваться в районах города, продолжать формировать знания о достопримечательностях родного города.

Материал: фотографии (картинки) с изображением городских достопримечательностей, фишки (медальки).

Ход игры:

Воспитатель предлагает посмотреть на фотографию и постараться назвать, что на ней изображено, и где это находится. Ребенок, который ответил, верно, получает фишку. Результаты подводятся по количеству фишек.

 

 

4. Дидактическая игра «Дверная скважина»

Цели: формировать представления о памятниках архитектуры в нашем городе, развивать память, внимание, пространственное мышление у детей старшего дошкольного возраста, воспитывать интерес к родному городу.

Ход игры:

Играть лучше всего группой в 4-5 человек. Ведущий прикрывает картинку листом с замочной скважиной и кладет ее перед игроками. Рассматривать картинку можно только через отверстие, постепенно передвигая верхний лист, не поднимая его. Все рассматривают ее одновременно, но каждый водит лист в течение минуты. Затем ведущий предлагает, чтобы кто-нибудь рассказал, что изображено на картинке, остальные исправляют и дополняют его. В заключение игры картинка открывается, и ведущий объявляет победителя, который рассказал наиболее правильно и подробно. Он и сменяет ведущего.

 

Блок «Будем Родине служить»

1. Игра-беседа «Маленький капитан»

Цель:Обогащать знания детей о моряках; формировать патриотические чувства.

Предварительная работа: Разучивание стихотворения А. Барто «Капитан».

Словарь: Матрос, капитан, бескозырка.

Оборудование: Иллюстрация к стихотворению А. Барто «Капитан».

Ход работы.

Воспитатель демонстрирует иллюстрацию к стихотворению А. Барто «Капитан»

- дети рассматривают.

Воспитатель: Кого вы видите на этой картине? (мальчика)

Ответы детей: …

Воспитатель: Что мальчик держит в руке? (верёвку)

Ответы детей: …

Воспитатель: Что он тянет по воде? (кораблик)

Ответы детей: …

Дети по желанию читают стихотворение «Капитан»

Матросская шапка,

Верёвка в руке.

Тяну я кораблик

По быстрой реке.

И скачут лягушки

За мной по пятам

И просят меня:

«Прокати капитан!»

Игра «Плавает – не плавает»

Игра на развитие переключения внимания, произвольности выполнения движений.

Дети становятся полукругом. Ведущий называет предметы. Если предмет плавает - дети поднимают руки. Если не плавает - руки у детей опущены.

Для детей младшего возраста называются простые предметы (кораблик, камень, самолёт, стул и т.д.)

Воспитатель: Кто плавает на кораблях? (моряки, матросы)

Ответы детей: …

Воспитатель помогает, если дети затрудняются с ответом.

Воспитатель: У моряков головной убор называется – бескозырка. Давайте повторим вместе.

Дети повторяют индивидуально и хором.

Воспитатель: Ребята, а кто самый главный на корабле? (капитан)

Ответы детей: …

Воспитатель: Что нужно для того, чтобы стать, отважным моряком?

Ответы детей: …

Воспитатель выслушивает рассуждения детей. Помогает сформулировать ответ.

Воспитатель: Мальчики, кем вы хотите стать, когда вырастите?

Ответы детей: …

Воспитатель: когда вы вырастите, будите защищать нашу Родину. Чтобы мамы гордились вами, нужно быть смелым, ловким, сильным, отважным.

Подвижная игра «Снайпер»

Цель игры: выработка меткости, четкости и координации движений.

Ход игры:

Дети делятся на две команды. Каждая команда выстраивается в свою шеренгу и попадает снарядами (катать мяч) в цель (сбивают кегли). Побеждает команда, которая раньше собьёт все кегли.

 

Блок «Культура и традиции»

1. Игра-посиделки «Ладушки в гостях у бабушки»

Цель: воспитывать любовь к устному народному творчеству.

Задачи: формировать у детей понятие о русском фольклоре: песнях, играх. Развивать мелкую моторику рук, учить соотносить действия со словами.

Оборудование: костюмы матрешек, игрушка-матрешка, аудиозаписи русской народной мелодии.

Ход работы: Воспитатель с детьми входит в «русскую избу». Девочки одеты в костюм матрешек.

Воспитатель: Ребята, в этой избе бабушка живет. Сегодня она ждет в гости внуков. Всех-то она любит, всех-то она голубит. Как увидите, что бабушка у окошка села, подойдите поближе к дому и постучитесь к ней.

Дети стучат. Выходит, бабушка.

Бабушка. Внучата мои пришли. Здравствуйте! Много у меня внуков, и для каждого ласковое слово найдется.

Наша внученька в дому что оладушек в меду,

Что оладушек в меду, сладко яблочко в саду!

У Вани руки в бок, глазки в потолок.

Пошел за порог, упал поперек!

Котик в избушке печет ватрушки.

Тому, сему продает, а Машеньке так дает!

Кого приласкала, кого пожалела, а кого рассмешила.

А теперь садитесь рядком, а я на вас полюбуюсь.

Бабушка садится перед детьми и предлагает поиграть в игру «Десять внучат». Дети сжимают пальчики в кулачки.

У нашей бабушки десять внучат: открывает мизинцы.

Две Ульки в люльках качаются,

Две Аленки в подушках валяются, Четыре пальца.

Две Аринки на перинках удивляются, Шесть пальцев.

Два Ивана на лавках сидят, ещё два пальца, итого восемь пальцев.

Два Степана учиться хотят!

Десять внуков, а бабушка одна!

Бабушка. Идите, внучата мои, ко мне! Какие вы нарядные, красивые. А платочки на вас какие нарядные!

Воспитатель.

Ой, да мы матрешки,

Неуклюжие немножко!

Вот матрешки встали в ряд,

Что-то вам сказать хотят.

Матрешки исполняют песню-танец «Мы веселые матрешки».

В сарафанах наших пестрых

Мы, веселые матрешки,

Ладушки, ладушки.

На ногах у нас сапожки,

Ладушки, ладушки.

Мы похожи словно сестры,

Ладушки, ладушки.

Нарядили нас в платочки,

Ладушки, ладушки.

Раскраснелись наши щечки,

Ладушки, ладушки!

Бабушка.

Очень весело плясали,

Но еще мы не играли.

Музыкальная игра –

Всем понравиться она.

Называется игра «Возьми матрешку».

Воспитатель ставит на пол большую матрешку. Играющие дети становятся вокруг нее. Звучит русская народная мелодия. Ребята идут по кругу и выполняют движения по тексту.

Ну-ка, «русскую» давайте,

Веселее начинайте,

Прогуляемся, прогуляемся.

Мы похлопаем в ладошки,

Мы потопаем немножко.

Забавляемся, забавляемся.

Ножкой громко застучали,

Чтобы все нас услыхали, -

Постараемся, постараемся!

А теперь пошли в присядку,

Вот какие мы ребятки –

Не стесняемся, не стесняемся.

Вы, ребята не спешите,

А немного попляшите.

Кончит музыка играть –

Матрешку нужно быстро взять.

Бабушка. Ах вы мои лапушки! Порадовали бабушку, повеселили мое сердечко! Пришла пора и мне побаловать вас. Хочу угостить вас вкусными пирожками, которые сама испекла. Угощайтесь, милые мои!

Спасибо большое за угощенье.

А теперь пора прощаться,

Хоть и жалко расставаться.

Приходите и вы к нам,

Рады мы всегда гостям!

 

 

Введение

Игра естественный спутник жизни ребенка, источник радостных эмоций, обладающий великой воспитательной силой. Поэтому в своей работе мы всегда обращаемся к игре.

В игре ребенок активно переосмысливает накопленный нравственный опыт, в данной деятельности каждому приходится добровольно отказаться от своих желаний, согласовывать свои замыслы, договариваться о совместных действиях, подчиняться правилам игры, сдерживать свои эмоции, преодолевать трудности. Игра учит справедливо оценивать собственные результаты и результаты товарищей.

С одной стороны, игра - самостоятельная деятельность ребенка, с другой стороны, необходимо воздействие взрослых, чтобы игра стала его первой «школой», средством воспитания и обучения. Сделать игру средством воспитания, значит повлиять на ее содержание, научить детей способам полноценного общения.

Важнейшим средством воспитания становится и игрушка, формирующая представления о мире, развивающая вкус, нравственные чувства.

Многочисленные исследования свидетельствуют о том, что при тактичном, педагогически целесообразном руководстве игра содействует обогащению кругозора ребенка, развитию образных форм познания (образное мышление, воображение), упрочению его интересов, развитию речи.

Реальные отношения в игре, будучи личными, формируются не только в игре, но и в ходе всей жизни ребенка в детской саду. Испытывая к кому-то избирательные симпатии, ребенок стремится к общению с ним: беседует, играет. В силу симпатий, интереса к сверстнику ребенок оказывается способным уступить игрушку, взять на себя не очень привлекательную роль, т.е. жертвует своими интересами ради общения с партнером. В игру не принимаются дети с низким уровнем развития отношений (ребенок настаивает на своем сюжете игры, ссорится с партнерами, выходит из игры до ее завершения). Таким образом, на основе реальных отношений у детей формируются (или не формируются) качества «общественности» (А.П.Усова): способность входить в группу играющих детей, действовать в ней определенным образом, устанавливать связи с партнерами, подчиняться общественному мнению. Иными словами, качества «общественности» позволяют ребенку взаимодействовать с другими детьми.

При благоприятных условиях дети овладевают навыками общественногоповедения. Умение устанавливать взаимоотношения со сверстниками в игре - первая школа общественного поведения. На основе взаимоотношений формируются общественные чувства, привычки; развивается умение действовать совместно и целенаправленно; приходит понимание общности интересов; формируются основы самооценки и взаимооценки. Высокое значение игровой деятельности состоит в том, что она обладает наибольшими возможностями для становления детского общества.

Однако без помощи взрослого путь формирования нравственного поведения может быть долгим, особенно для детей с проблемами развития (дети агрессивные, малоактивные, с нарушениями и т.п.). Влияя на поведение детей, их взаимоотношение друг с другом, педагог должен учитывать их индивидуальные особенности, тенденции развития.

Можно выделить следующие виды игр и их значение:

Сюжетно-ролевые игры

· воспитывают у детей качества, свойственные будущим родителям, чуткость, способность к сопереживанию, умение замечать душевное состояние другого человека, заботиться о людях.

· в игре дети переживают настоящие чувства, на основе которых рождаются товарищество, дружба, коллективизм, взаимопомощь, сопереживание. Игра особенно напоминает по форме организации трудовой коллектив взрослых.

· взаимодействие с партнером мобилизует весь нравственный опыт ребенка.

· учатся добровольно отказываться от своих желаний, согласовывать свои замыслы, договариваться о совместных действиях. Иначе игра не состоится.

Дидактические игры

· формируются нравственные представления о бережном отношении к окружающим их предметам, игрушкам как продуктам труда взрослых, о нормах поведения, о взаимоотношениях со сверстниками и взрослыми, о положительных и отрицательных качествах личности.

· воспитание у детей нравственных чувств и отношений: уважения к людям труда, защитникам нашей Родины, любви к Родине, родному краю.

Подвижные игры

· Подвижные игры удовлетворяют потребность растущего ребенка в движении, способствуют накоплению разнообразного двигательного опыта.

· развивают также быстроту реакции, находчивость и сообразительность, умение быстро и точно оценивать обстановку и в соответствии с этим изменять направление движения, его скорость и т. д. Выполнение правил игры способствует формированию волевых черт характера, организованности.

· формируют способность действовать сообща, воспитывают честность и дисциплинированность. Дети приучаются сговариваться, объединяться для проведения любимых игр, считаться с мнением своих партнеров, справедливо разрешать возникающие конфликты.

Строительные игры

· дети выражают свои впечатления о строительстве, транспорте, о труде взрослых. Строительные игры открывают широкие возможности для развития умственной, трудовой, нравственной сферы ребенка. Строительная игра заключает в себе большие педагогические возможности для развития нравственной сферы ребенка.

· В совместной строительной игре у детей формируются ценные качества личности: умение договориться с товарищами о том, что и как будут строить, помочь друг другу в процессе стройки, поддержать инициативу товарища, а вместе с тем настоять на своем, доказать преимущества своего замысла игры.

· Ценные качества могут быть воспитаны у детей в процессе уборки строительного материала после игры: развитие у детей бережного отношения к игрушкам, трудолюбия, умения проявлять усилие, преодолевать трудности, заканчивать начатое дело. Эти воспитательные задачи не должны быть забыты в процессе педагогического руководства строительной игрой.

Разные виды игр являются неотъемлемой частью нравственно-патриотического воспитания дошкольников. В них отражается образ жизни людей, их труд, быт, национальные устои, представления о чести, смелости,



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-12-07; просмотров: 114; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.138.67.56 (0.013 с.)