Раздел 1. Пояснительная записка (характеристика программы) 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Раздел 1. Пояснительная записка (характеристика программы)



Данная программа разработана в рамках общеинтеллектуального развития личности.

Актуальность программы обусловлена необходимостью повышения функциональной читательской грамотности школьников, которая, в свою очередь, вызвана мониторинговым исследованием качества общего образования.

Проверкой качества образования занимается PISA (ProgrammeforInternationalStudentAssessment) каждые 3 года в виде теста для 15-летних подростков. Данный тест призван ответить на вопрос: «Обладают ли учащиеся 15-летнего возраста, получившие обязательное общее образование, знаниями и умениями, необходимыми им для полноценного функционирования в современном обществе, т.е. для решения широкого диапазона задач в различных сферах человеческой деятельности, общения и социальных отношений?» [2].

Функциональная грамотность понимается PISA как знания и умения, необходимые для полноценного функционирования человека в современном обществе. PISA в своих мониторингах оценивает читательскую, математическую, естественнонаучную и финансовую грамотности, глобальные компетенции, креативное мышление [5].

  Проблема развития функциональной грамотности обучающихся в России актуализировалась в 2018 году благодаря Указу Президента РФ от             7 мая 2018 г. № 204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года». Согласно Указу, «в 2024 году необходимо <…> обеспечить глобальную конкурентоспособность российского образования, вхождение Российской Федерации в число 10 ведущих стран мира по качеству общего образования» [3].

   Поскольку функциональная грамотность понимается как совокупность знаний и умений, обеспечивающих полноценное функционирование человека в современном обществе, ее развитие у школьников необходимо не только для повышения результатов мониторинга PISA, как факта доказательства выполнения Правительством РФ поставленных перед ним Президентом задач, но и для развития российского общества в целом.

Читательская грамотность является основополагающим компонентом функциональной грамотности, поэтому её низкий уровень у подрастающего поколения затрудняет их адаптацию и социализацию в обществе. Современному российскому обществу нужны эффективные граждане, способные максимально реализовать свои потенциальные возможности в трудовой и профессиональной деятельности, и тем самым принести пользу обществу, способствовать развитию страны.

Рабочая программа внеурочной деятельности разработана на основе:

- Положения о внеурочной деятельности обучающихся в МБУ «Школа №74».

- Положения о рабочей программе по внеурочной деятельности обучающихся в МБУ «Школа №74».

- Методического пособия для педагогов «Развитие функциональной грамотности обучающихся основной школы» авторского коллектива: Панарина Л. Ю., Сорокина И. В., Смагина О. А., Зайцева Е. А. [4].

Целью программы является повышение функциональной читательской грамотности учащихся 9 класса.

Задачи программы:

1) развить умение читать, понимать и усваивать нужную информацию прочитанного;

2) повысить скорость чтения, понимания и усвоения прочитанного;

3) сформировать умения находить, извлекать и использовать полученную из текста информацию.

Формами организации образовательного процесса являются индивидуальные и групповые. Виды занятий: беседа, практикум, дискуссия, викторина, деловая игра, «круглый стол», конкурс.

Рабочая программа внеурочной деятельности может использоваться в работе с учащимися 9 класса, а также в работе с 10 и 11 классами.

Срок реализации программы: 1 год (34 часа).

Режим занятий: 1-2 занятия в неделю.

 

Раздел 2. «Планируемые результаты освоения курса внеурочной деятельности»

 

Освоением курса внеурочной деятельности «Искусство чтения» можно считать достижение учащимися следующих предметных, личностных и метапредметных результатов:

Предметные результаты:

- умение определять тему, главную мысль, мотив текста;

- знание структуры текста, композиции художественного текста;

- умение различать типы и стили текста;

- знание родов, жанров литературы, средств художественной выразительности, их отличительных черт;

- умение анализировать эпические, лирические и драматические тексты, составлять план текста;

- умение писать собственные тексты, декламировать текст;

- умение работать с различными словарями и справочниками.

Методики для оценки степени достижения предметных результатов: тестирование, Задача на грамотность чтения «Полиглот» Е. А. Ковалевой[1, с. 9-15], «График моих достижений», «Карта самооценки обучающимся и оценки педагогом компетентности обучающегося».

Личностные результаты:

- готовность и способность к саморазвитию и личностному самоопределению при помощи функционального чтения;

- сформированность мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности, формирование собственной читательской позиции;

- способность ставить цели и строить жизненные планы, способность самостоятельного решения проблем в различных сферах жизни и деятельности при помощи функционального чтения.

Методики для оценки степени достижения личностных результатов: анкетирование, ведение индивидуальной карточки учёта динамики личностных качеств развития ребенка.

Метапредметные результаты:

Регулятивные

- умение определять цели предстоящей учебной деятельности;

- определение последовательности действий;

- умение оценивать достигнутые результаты и формулировать их в устной и письменной форме.

Познавательные

- овладение разными видами чтения;

- умение извлекать информацию из различных источников;

- владение приёмами отбора и систематизации материала на определённую тему.

Коммуникативные

- владение коммуникативно целесообразным взаимодействием в процессе речевого общения, совместного выполнения учебной задачи;

- умение воспроизводить прослушанный или прочитанный текст с разной степенью свёрнутости;

- умение свободно, правильно излагать свои мысли в устной и письменной форме.

Методики для оценки степени достижения метапредметных результатов: Задача на грамотность чтения «Полиглот» Е. А. Ковалевой[1, с. 9-15],«График моих достижений», «Педагогический дневник», «Карта самооценки обучающимся и оценки педагогом компетентности обучающегося».

Раздел 3. «Тематическое планирование»

Тематическое планирование

№ п/п Примерная дата проведения  Тема Количество часов Форма Метод
1-2 1-я и 2-я недели сентября Виды чтения 2 Беседа/практикум
3-4 3-я и 4-я недели сентября Текстовая информация 2 Беседа/практикум
5 5-я неделя сентября Тема текста 1 Дискуссия/практикум
6 2-я неделя октября Заголовки текста 1 Викторина/практикум
7-8 3-я и 4-я недели октября Структура текста 2 Беседа/практикум
9-10 5-я неделя октября и 2-я неделя ноября Типы текста 2 Беседа/практикум
11-12 3-я и 4-я недели ноября Композиция художественного текста 2 Беседа/практикум
13-15 5-я неделя ноября, 1-я и 2-я недели декабря Стили текста 3 Беседа/деловая игра/практикум
16 3-я неделя декабря Роды литературы 1 Викторина/практикум
17-18 4-я и 5-я недели декабря Жанры литературы 2 Беседа/практикум
19 3-я неделя января Средства художественной выразительности 1 Беседа/практикум
20 4-я неделя января Герои литературы 1 Беседа/игра/практикум
21-23 5-я неделя января, 1-я и 2-я недели февраля Анализ текста 3 Беседа/круглый стол/практикум
24-25 3-я и 4-я недели февраля План текста 2 Беседа/практикум
26-27 1-я и 2-я недели марта Собственный текст 2 Беседа/практикум/ конкурс
28-29 3-я и 4-я недели марта Художественная декламация 2 Беседа/конкурс чтецов
30-31 5-я неделя марта и 2-я неделя апреля Словари и справочники 2 Беседа/практикум
32 3-я неделя апреля Особенности речи 1 Круглый стол
33-34 4-я неделя апреля Рубежная аттестация 2 Тестирование
  Итого   34  

Раздел 4. «Содержание курса внеурочной деятельности с указанием форм организации и видов деятельности»

Содержание программы (34 часа)

Тема 1-2: «Виды чтения»(2 часа)

Теория: Чтение. Осмысленное чтение. Виды чтения: просмотровое, ознакомительное, изучающее, поисковое.

Практика: Практикум. Учащиеся используют разные виды чтения при работе с текстом, повышают скорость чтения, понимания и усвоения прочитанного.

Тема 3-4: «Текстовая информация» (2 часа)

Теория: Информация. Поиск информации в тексте. Виды информации, представленной разными способами: таблица, схема, диаграмма, график, блокчейн, объявление. Сплошной и несплошной текст.

Практика: Практикум. Учащиеся находят, извлекают из текста информацию, представленную разными способами, самостоятельно составляют текст в виде схемы, таблицы и др.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-12-07; просмотров: 112; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.119.248.149 (0.018 с.)