Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Название коллектива, объединения↑ Стр 1 из 3Следующая ⇒ Содержание книги
Поиск на нашем сайте
Образовательный процесс
Схема № 3.
Схема № 4
Схема № 5.
Схема № 6. Требования к занятиям Приложение № 2.
ЗАНЯТИЕ В УДО — это специальная форма организации взаимодействия детей и взрослых, направленная на взаимообогащение опыта их созидательной жизни; - это форма организации свободного времени с приобретением знаний, умений и навыков и развитием творческих способностей; - это занятие, на котором на равноправных началах происходит развитие субъектов образовательного процесса (дети, педагог), на котором возможен свободный диалог между детьми и педагогом; - это сотворчество педагога и ученика, основанное на взаимном интересе и уважении друг у другу, при которых педагог готов поделиться своими знаниями, опытом, а ребенок готов их принять.
Модель учебного занятия в учреждении дополнительного образования
1 этап - организационный 2 этап - основной (содержательный) 3 этап - рефлексивный 4 этап - эмоционально-оценочный 5 этап - прокреактивный (последействие)
1 этап - организационный: - приветствие, - настрой воспитанников на деятельность (внутренний психологический настрой, сосредоточение, упражнения на внимание, внутреннюю собранность, активность), - целевая установка на развитие общих, специальных и творческих способностей детей.
2 этап - основной (содержательный): - использование разнообразных форм по типам, формам, методам и приемам обучения, - выполнение социально-педагогических, организационных, дидактических требований к занятиям.
3 этап - рефлексивный: - мобилизация детей на самооценку, - оценка психологического состояния, результативности работы, ее полезности.
4 этап - эмоционально-оценочный: - анализ и оценка успешности достижения цели педагогом, - поощрение за успешную работу, - эмоциональная точка занятия, фиксация положительной эмоции, - установка на дальнейшую деятельность.
5 этап - прокреативный (последействие): - анализ учебного занятия, поиск ответов на вопросы: - достигло ли учебное занятие поставленной цели? - как реализованы задачи занятия на каждом из его этапов? - насколько полно и качественно реализовано содержание? - каков в целом результат, совпал ли он с прогнозом педагога? - что нового нужно внести в занятие, от чего отказаться? - по результатам анализа моделирование последующего занятия. Превратить учебное занятие в живое, заинтересованное решение проблемы педагогу помогает: - подача учебного материала на высоком уровне, организация работы детей на доступном для них уровне, на пределе их возможностей и в приемлемом темпе. - четкое, структурное, поэтапное объяснение учебного материала или обучение практической технологии. - установка на осмысление и практическое приложение получаемых знаний, а не натаскивание на запоминание учебной информации. - обязательная организация обратной связи желательно в творческой форме - создание оптимальных условий для развития творческого потенциала детей, а также реализация индивидуального подхода. ПЛАН КОНСПЕКТА ЗАНЯТИЯ ПЕДАГОГА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ Год обучения по программе Цель занятия Задачи занятия: обучающие, развивающие, воспитывающие Требования к организации и проведению занятия: - организационные требования: самоподготовка педагога, подготовка дидактического, наглядного, раздаточного материала, пособий, заданий, подготовка рабочего места, оборудования, инструментов, костюмов. - дидактические требования: связь материала с жизнью, сочетание обучения и воспитания, применение различных форм и методов обучения, формы организации учебного занятия и видов деятельности, методы обучения в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями. -социально-педагогические требования: создание благоприятного психологического климата, сотворчество детей и педагога, уровень обученности по программе, наличие пособий и технических средств обучения. Ожидаемый результат занятия по данной теме на уровне: личности ребенка, системы отношений ребенок-ребенок, ребенок-педагог, на уровне содержания образования, на уровне умения применять полученный опыт в коллективе и за его пределами. Методы диагностики, используемые на данном занятии: тест, опрос, игра, итоговое задание, шкала настроения и т.д. Развернутый план занятия: 1 этап - организационный. Задача: настрой воспитанников на деятельность. Содержание: приветствие, целевая установка на развитие общих, специальных и творческих способностей детей, упражнения на внимание, внутреннюю собранность, активность и др. 2 этап – основной (содержательный). Задачи: в соответствии с темой занятия. Содержание: последовательность построения материала от простого к сложному, использование6 разнообразных форм занятия по типам, формам, методам и приемам обучения, выполнение социально-педагогических, организационных, дидактических требований к занятиям. 3 этап – рефлексивный (контрольный). Задача: Мобилизация детей на самооценку. Содержание: оценка психологического состояния, результативности работы, ее полезности, использование диагностических методик. 4 этап – эмоционально-оценочный. Задача: Дать оценку работы каждого ребенка и коллектива в целом. Содержание: анализ и оценка успешности достижения цели педагогом, поощрение за успешную работу детей, Эмоциональная точка занятия, фиксация положительной эмоции, установка на дальнейшую деятельность. 5 этап – прокреативный (последействие). Задача: Проанализировать учебное занятие. Выявить его сильные и слабые стороны. Содержание: Поиск ответов на вопросы: достигло ли учебное занятие поставленной цели, реализованы ли задачи занятия на каждом из его этапов, насколько полно и качественно реализовано содержание, каков результат, совпал ли он с прогнозом педагога, что нужно внести нового в занятие, от чего отказаться (проводится педагогом после проведения занятия). Педагог имеет право самостоятельно отработать удобную для себя модель плана занятия, но она должна обязательно содержать: Цели и задачи занятия; Тему занятия и план ее изложения; Педагогические технологии; Ожидаемый результат; Используемую литературу.
Приложение 3. КРИТЕРИЙ ОЦЕНКИ ЗАНЯТИЯ
1.Умение спрогнозировать результат, соответствующий цели и задачам учебного занятия. 2.Соблюдение темы занятия в соответствии с программой. 3.Соблюдение продолжительности занятия с обучающимися. 4.Целостность и завершенность занятия. 5.Творческий подход педагога к организации занятия. 6.Педагогическая целесообразность выбранных форм, методов и средств образовательной деятельности в соответствии с темой занятия, возрастными и индивидуальными возможностями детей. 7.Успешное освоение учебного материала обучающимися. 8.Отношение детей к занятиям и педагогу, заинтересованность детей. Уровень взаимоотношений детей и педагога. 9.Методическое и техническое оснащение занятия. 10.Соответствие результатов деятельности целевым установкам.
Приложение 4.
ТИПЫ АНАЛИЗА ЗАНЯТИЯ Комплексный (полный). Предполагает всестороннее рассмотрение занятия в единстве целей, содержания, методов, форм организации всех аспектов открытого занятия: содержательного, дидактического, психологического, методического, организационного. Аспектный - отличается более глубоким рассмотрением одной стороны занятия, такой анализ может быть дидактическим или психологическим, воспитательным или методическим, или организационным Краткий. Проводится для общей оценки научно-теоретического и методического уровня занятия, отражает основные дидактические категории (достижение целей, решение задач, выполнение плана и другое).
Приложение 5.
САМОАНАЛИЗ УЧЕБНОГО ЗАНЯТИЯ
Самоанализ – это показатель профессиональной степени осмысления педагога своей деятельности. Педагог должен уметь анализировать свою деятельность. Алгоритмом самоанализа может служить следующая схема: 1.Общие сведения: краткая характеристика учебной группы (состав, возраст, год обучения, способности и возможности, ожидаемые результаты), оборудование учебного занятия (средства обучения, наглядные пособия, технические средства идр.). 2.Тема учебного занятия: место в учебном курсе, степень сложности вообще и для данной группы. 3.Обоснованность постановки цели учебного занятия: образовательный, воспитательный и развивающий аспект. 4.Содержание учебного занятия: соответствие содержания занятия его цели, дидактическая обработка содержания, как учебный материал способствует творческому развитию детей, как способствовало содержание развитию интереса к обучению, формированию каких умений способствовал пройденный материал. 5. Тип учебного занятия: какой тип занятия выбран, место занятия в учебном курсе, как осуществляется связь с предыдущим занятием. 6.Структура учебного занятия: каковы этапы учебного занятия, их последовательность, выделение главного этапа и его характеристика. 7.Методы обучения: соответствие применяемых методов целям занятия, в какой мере они обеспечивали развитие познавательной активности детей, какова эффективность этих методов. 8.Система работы педагога: умение организовать группу детей, управление группой, определение объема учебного материала, поведение педагога на занятии (эмоциональность, характер общения и др.), роль педагога в создании микроклимата на занятии. 9.Система работы обучающихся: организованность, активность, отношение к педагогу, предмету, уровень освоения знаний, умений и навыков, творческое применение знаний и умений. 10.Общий результат учебного занятия: выполнение запланированного объема, мера реализации цели занятия, общая оценка результатов и эффективность занятия, рекомендации по улучшению качества учебного занятия. Основные требования к самоанализу: - оценка места занятия в системе занятий по изучаемой теме, обоснование образовательной и воспитательной целей и выполнение намеченного плана занятия. - характеристика группы и мотивировка отбора учебного материала для данного занятия. - психологическая и педагогическая оценка системы учебных заданий и упражнений, выполненными учащимися на занятии. - оценка развития самостоятельного мышления учащихся. - мотивировка выборов и приемов, оценка соответствия данных методов целям и содержанию занятия, выполнению поставленных задач. - удовлетворенность или неудовлетворенность педагогом занятием (его отдельными частями), меры, намеченные на устранение отмеченных недостатков. - оценка и обоснование достигнутых на занятии результатов. - самооценка как одно из условий творческого труда педагога.
Приложение 6.
СХЕМЫ АНАЛИЗА ЗАНЯТИЯ Деятельность педагога |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
| Культура речи педагога | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
| Умение адекватно разрешать педагогические ситуации. Гибкость | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
| Стиль общения преподавателя и учащихся. | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
| Соблюдение этики | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Оснащение занятия | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
| Наличие программно-методического обеспечения | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
| Ресурсное обеспечение | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
9. Обогащение образовательной среды | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
| В какой мере используется потенциал библиотек, музеев, вузов, архивов, творческих союзов, общественных организаций? | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
ПОКАЗАТЕЛИ КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА В УДОД
1. Организация образовательного процесса 1.2. Разнообразие форм организации образовательного процесса (учебные занятия, экскурсии, игровые программы, конкурсы, выставки, соревнования и т.д.) Доля субъектов образовательного процесса, удовлетворенных разнообразием форм организации образовательного процесса 1.3. Формы и технологии психолого-педагогической и поддержки учащихся Количество участников образовательного процесса, информированных о возможностях психолого-педагогической поддержки учащихся 1.4. Условия для обучения «проблемных детей» (инвалиды, мигранты, не имеющие условий для домашней работы и др.) 1.5. Условия для обучения одаренных детей
2. Основные направления воспитательной работы в УДОД 2.1. Содержание и формы воспитательной работы в УДОД. Доля участников образовательного процесса, удовлетворенных формами и содержанием воспитательной работы 2.2. Особенности взаимодействия участников образовательного процесса Характер взаимодействия участников образовательного процесса в УДОД Доля участников образовательного процесса, удовлетворенных стилем взаимодействия Доля участников образовательного процесса, удовлетворенных существующими в УДОД нормами и правилами поведения педагогов, учащихся и родителей, администрации 2.3. Содержание и технологии воспитательной работы, формирующие готовность и способность решать жизненные проблемы Доля участников образовательного процесса, удовлетворенных содержанием и технологиями воспитательной работы, формирующими способность решать жизненные проблемы (профессиональное самоопределение, самореализация в творчестве, коммуникативная компетентность, социальная активность и т.д. 2.4. Оказание психолого-педагогической помощи родителям в осуществлении семейного воспитания 2.5. Использование воспитательного потенциала петербургской культуры
3. Результативность образовательного процесса 3.1. Формы мониторинга результативности образовательного процесса (зачетная система, тестирование, рейтинговая система, создание системы портфолио, конкурсы, выставки, соревнования и т.д.; шкала оценок; критерии оценки) Доля участников образовательного процесса, удовлетворенных формами мониторинга результативности 3.2. Степень удовлетворенности участников образовательного процесса качеством дополнительного образования ребенка 3.3. Организация внешней экспертизы образовательных результатов. Доля участников образовательного процесса, чьи результаты подвергались внешней экспертизе Доля участников образовательного процесса, удовлетворенных организацией внешней экспертизы 3.4. Результаты независимой экспертной оценки результативности образовательного процесса (коллективные и личные достижения учащихся) 3.5. Наличие программы (плана) по созданию и развитию воспитательной системы в УДОД Доля участников образовательного процесса, знакомых с программой создания и развития воспитательной системы в УДОД и удовлетворенных ее содержанием 3.6. Доля участников образовательного процесса, считающих систему воспитательной работы в УДОД эффективной 3.7. Эффективность решения в УДОД проблем посещаемости, сохранения контингента, дисциплины 3.8. Наличие и эффективность деятельности органов ученического самоуправления Доля учащихся, принимающих участие в работе органов ученического самоуправления
4. Здоровьесберегающая деятельность 4.1. Готовность педколлектива к здоровьесберегающей деятельности 4.2. Здоровьесберегающий характер образовательного процесса (содержание, нагрузка, режим). 4.3. Здоровьесберегающие мероприятия (медико-профилактические, физкультурно-оздоровительные, сопровождение, формирование здорового образа жизни)
5. Качество образовательного процесса 5.1. Образовательное пространство 5.2. Количество образовательных программ, реализуемых в УДОД Разнообразие образовательных программ: - по направленностям дополнительного образования - по направлениям детского творчества Доля программ разных типов: - комплексных - интегрированных - дифференцированных (по отдельным направлениям детского творчества) Доля субъектов образовательного процесса, удовлетворенных разнообразием образовательных программ и возможностью их выбора для определения индивидуального образовательного маршрута 5.3. Качество образовательных программ дополнительного образования Доля субъектов образовательного процесса, удовлетворенных содержанием и качеством реализации образовательных программ 5.4. Обновление образовательных программ Динамика обновления образовательных программ. Расширение спектра образовательных программ . Приложение 8.
Вариант 1. Название программы ______________________________________________________________________________________________________ Фамилия, имя, отчество педагога ____________________________________________________________________________________________ Год обучения по программе __________________ Дата заполнения _______________________ Дата заполнения ________________________
Вариант 2. Подготовка учебного кабинета к занятиям Соответствие требованиям санитарных правил и техники безопасности (свет, тепло, мебель, оборудование, инструкции) Материально-техническое обеспечение (ТСО, материалы, инструменты, оборудование, костюмы) Методическое обеспечение (пособия, наглядный, дидактический и раздаточный материал, информационные источники) Эстетическое оформление кабинета (чистота, уют, озеленение)
Организационное собрание. Организационное собрание обычно проводится совместно с детьми и родителями. Особенно ответственно надо подготовится к этой первой встрече. На собрании в доступной, а лучше творческой форме детей и родителей необходимо познакомить: - с общим содержанием образовательной программы - с планами текущего учебного года - с расписанием занятий - с правилами поведения в учреждении и объединении - с перечнем необходимых принадлежностей, которые нужно приносить на занятия (форма, внешний вид, инструменты, материалы и т.д.) На собрании детям и родителям предлагается анкета-заявление или договор, если это платная группа, в которых содержатся все необходимые данные о ребенке и родителях для заполнения журнала учета работы детского объединения дополнительного образования. Педагог проводит в срок до 20 сентября родительское собрание. Администрация обязательно участвует во встрече с родителями, т.к. собрания – это важный элемент формирования имиджа Дворца. Педагог должен иметь тетрадь протоколов собраний с родителями. Таких собраний должно быть не менее трёх в году
Первое занятие. Педагогу на этом занятии надо решить целый ряд учебно-воспитательных задач: 1.Создать у детей положительный настрой на занятия, вызвать интерес 2.Познакомить с правилами и требованиями, с образовательной программой и перспективами личностного роста. 3.Познакомить с учреждением и отделом 4.Выявить уровень первичной подготовки детей в данном виде деятельности 5.Получить необходимую информацию друг о друге 6.Начать работу по формированию коллектива Первое занятие с детьми нужно начать со знакомства детей друг с другом и с педагогом. Для этого можно использовать такие игры-знакомства, как «Расскажи мне о себе», «Снежный ком», «Мое самое любимое» и др., в которых дети знакомятся друг с другом, а педагог осознает причины, побудившие ребенка выбрать данный коллектив. Затем рассказать о детском коллективе в творческой форме: о целях и задачах детского объединения, содержании образовательной программы, результатах освоения образовательной программы, достижениях более старших воспитанников объединения, традициях коллектива, перспективах занятий в данной области деятельности для дальнейшего самоопределения в выборе профессии или профессионального учебного заведения, о том, как знания и умения, полученные на занятиях, помогут в других сферах жизни – дома, в школе и т.д. К творческим формам представления коллектива относятся: видеофильмы о работе и делах коллектива, компьютерные презентации, творческие выступления воспитанников старших групп, экскурсии по выставке детских работ, летопись детского объединения и др. На первом занятии необходимо начать и основной образовательный процесс, в доступной для первого занятия форме дать первичные представления и знания в данной области деятельности, предложить несложные практические задания, познакомить с материалами, инструментами и др. Завершить первое занятие следует экскурсией по учреждению. Объектами такой экскурсии должны стать помещения бытового назначения (раздевалка, гардероб, туалеты, вахта), залы массовых мероприятий, постоянные выставки или музей учреждения, кабинеты администрации, детские объединения отдела (структурного подразделения). Результатом первого занятия должны стать: создание атмосферы доброжелательности, взаимопонимания, желания продолжить занятия в данном коллективе. А также составление календарного (по месяцам) учебно-тематического плана рабочей программы на конкретную группу, который вкладывается в каждый журнал. Следующим этапом является собственно образовательный, который начинается он с объяснения детям правил организации учебного занятия и техники безопасности. Все инструкции по охране безопасного поведения во время проведения занятий должны находится в доступном месте. Это может быть тематическая папка, стенд, уголок безопасности и т.д. Два раза в год в начале каждого полугодия педагог проводит инструктаж по технике безопасности: вводный и повторный,- и делает соответствующие записи в журнале учета работы детского объединения на стр.36-37.
Приложение 10.
Показатели результативности образовательного процесса - Сохранность контингента обучающихся. Это самый главный показатель. Если нет сохранности контингента – о других результатах можно не говорить.
- Полнота реализации образовательной программы. Ежемесячно педагог проводит подсчёт количества часов, отработанных с группой и заносит это число в журнал после последнего занятия. В конце учебного года педагог делает запись: «Программа выполнена полностью».
- Умение педагога определить индивидуальный рост воспитанника, спрогнозировать перспективу творческого развития.
- Отношение детей к занятиям в данном коллективе и к педагогу.
- Успешное освоение детьми программы.
- Соответствие результатов деятельности целевым установкам.
- Создание образовательных программ, способных увлечь и заинтересовать детей.
- Результаты промежуточной и итоговой аттестации: зачетов, экзаменов, соревнований, тестирования и т.д.
- Экспертные оценки, отзывы, заключения специалистов.
Образовательный процесс
Схема № 3.
Схема № 4
Схема № 5.
Схема № 6. Требования к занятиям Приложение № 2.
ЗАНЯТИЕ В УДО — это специальная форма организации взаимодействия детей и взрослых, направленная на взаимообогащение опыта их созидательной жизни; - это форма организации свободного времени с приобретением знаний, умений и навыков и развитием творческих способностей; - это занятие, на котором на равноправных началах происходит развитие субъектов образовательного процесса (дети, педагог), на котором возможен свободный диалог между детьми и педагогом; - это сотворчество педагога и ученика, основанное на взаимном интересе и уважении друг у другу, при которых педагог готов поделиться своими знаниями, опытом, а ребенок готов их принять.
Модель учебного занятия в учреждении дополнительного образования
1 этап - организационный 2 этап - основной (содержательный) 3 этап - рефлексивный 4 этап - эмоционально-оценочный 5 этап - прокреактивный (последействие)
1 этап - организационный: - приветствие, - настрой воспитанников на деятельность (внутренний психологический настрой, сосредоточение, упражнения на внимание, внутреннюю собранность, активность), - целевая установка на развитие общих, специальных и творческих способностей детей.
2 этап - основной (содержательный): - использование разнообразных форм по типам, формам, методам и приемам обучения, - выполнение социально-педагогических, организационных, дидактических требований к занятиям.
3 этап - рефлексивный: - мобилизация детей на самооценку, - оценка психологического состояния, результативности работы, ее полезности.
4 этап - эмоционально-оценочный: - анализ и оценка успешности достижения цели педагогом, - поощрение за успешную работу, - эмоциональная точка занятия, фиксация положительной эмоции, - установка на дальнейшую деятельность.
5 этап - прокреативный (последействие): - анализ учебного занятия, поиск ответов на вопросы: - достигло ли учебное занятие поставленной цели? - как реализованы задачи занятия на каждом из его этапов? - насколько полно и качественно реализовано содержание? - каков в целом результат, совпал ли он с прогнозом педагога? - что нового нужно внести в занятие, от чего отказаться? - по результатам анализа моделирование последующего занятия. Превратить учебное занятие в живое, заинтересованное решение проблемы педагогу помогает: - подача учебного материала на высоком уровне, организация работы детей на доступном для них уровне, на пределе их возможностей и в приемлемом темпе. - четкое, структурное, поэтапное объяснение учебного материала или обучение практической технологии. - установка на осмысление и практическое приложение получаемых знаний, а не натаскивание на запоминание учебной информации. - обязательная организация обратной связи желательно в творческой форме - создание оптимальных условий для развития творческого потенциала детей, а также реализация индивидуального подхода. ПЛАН КОНСПЕКТА ЗАНЯТИЯ ПЕДАГОГА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ Название коллектива, объединения
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2021-12-07; просмотров: 54; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.191.195.105 (0.017 с.) |