Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Процесс познания человеком мираСтр 1 из 5Следующая ⇒
ПРОЦЕСС ПОЗНАНИЯ ЧЕЛОВЕКОМ МИРА Теория ЕГЭ по обществознанию на тему: "Процесс познания человеком мира" из разделакодификатора (1.3. Виды знаний) Содержание: · 1 Понятие "познание". · 2 Процесс познания · 3 Эмпирический уровень познания · 4 Рациональное познание (Теоретический уровень познания) · 5 Интуиция · 6 Характеристика основных видов познания ↑ Понятие "познание". Познание - это деятельность людей, целью которой является получение новых достоверных знаний об окружающем мире, действительности, человеке и обществе, основанная на чувственном и рациональном его постижении. Изучением теории познания занимается гносеология - это раздел философии, в котором анализируется природа и возможности познания, его границы и условия достоверности. По отношению к процессу познания выделяются следующие философские направления: Гностицизм - философское учение, основная идея которого заключается в том, что познавательная деятельность для человека является жизненной необходимостью («Познание - это необходимость»). Оптимизм - философское направление, которое считает мир целиком поддающимся познанию («Мир познать возможно»). Агностицизм - философское учение, утверждающее то, что мир познать невозможно. Обоснование данного факта заключается в следующем: человек может познать объект только с помощью своих ощущений и внутренних переживаний, но стать самим объектом и «увидеть мир» с его стороны невозможно, что искажает факты о познаваемом. А такие понятия как «бог», «душа», «вселенная» в принципе непознаваемы, так как существуют вне возможных пределов человеческого разума. («Мир познать невозможно»). Релятивизм - философское учение, смысл которого заключается в том, что все истины могут быть только относительными, те. способными измениться в зависимости от условий («Все в мире относительно»). Скептицизм - направление в философии, подвергающее сомнению возможность познания реальности («Сомнения по отношению к возможности познания»). Процесс познания
Процесс познания, как бы он ни проходил, всегда предполагает наличие двух сторон: субъекта и предмета познания. Субъект познания – познающий человек, наделенный волей и сознанием или коллектив, все общество.
Объект познания – то, на что направлена познавательная активность субъекта. Может быть одушевлённым (сам человек, животное) и неодушевлённым (явления природы); материальным (реально существующий объект) или идеальным (гипотеза, теория) Средства познания — приспособления, используемые для получения знания (измерительные приборы, микроскопы, реактивы) Результат познания — знание — продукт отношения мысли к действительности, существующий в логически языковой форме в виде понятий, суждений, символов, знаков Познание состоит из двух уровней: эмпирического и теоретического. Но противопоставлять чувственное и рациональное в познании нельзя, так как эти две ступени познания проявляются как единый процесс. Различие же между ними не временное, а качественное: первая ступень низшая, вторая — высшая. Знание является единством чувственного и рационального познания действительности. Знание — результат познания действительности, содержание сознания. Вне чувственного представления у человека нет никакого реального знания. Например, многие понятия современной науки весьма абстрактны, и всё же они не свободны от чувственного содержания. Не только потому, что своим происхождением эти понятия обязаны в конечном счёте опыту людей, но и потому, что по своей форме они существуют в виде системы чувственно воспринимаемых знаков. С другой стороны, знание не может обойтись без рациональных данных опыта и включения их в результаты и ход интеллектуального развития человечества. ↑ Эмпирический уровень познания Эмпиризм: единственным источником всех наших знаний является чувственный опыт. Эмпирический уровень познания (чувственное познание) - начальная ступень познания, формирующаяся в процессе непосредственного взаимодействия субъекта с внешними предметами, происходит посредством органов чувств (зрения, слуха, вкуса, обоняния, осязания). При чувственном познании человек получает информацию о предметах и явлениях окружающего мира с помощью органов чувств. Органы чувств в процессе познания выполняют особую роль: · они являются единственным каналом, который непосредственно связывает человека с внешним миром;
· они отражают преимущественно внешние стороны и связи объекта; · без них человек не способен ни познавать, ни мыслить; · они дают минимум информации, необходимой для познания объектов. Формы чувственного познания: 1) Ощущение - это отражение отдельных свойств познаваемого объекта, которые возникают при их непосредственном воздействии на органы чувств. Ощущения могут быть зрительные, слуховые, осязательные, вкусовые, которые человек испытывает, когда сталкивается с каким-либо предметом, объектом или явлением впервые. 2) Восприятие - это мысленное воссоздание целостного образа познаваемого объекта при его непосредственном воздействии на органы чувств. Восприятие складывается из ощущений и позволяет человеку идентифицировать какой- либо предмет, объект или явление, с которым ранее уже сталкивался. 3) Представление - это мысленное воспроизведение образа исследуемого объекта, без его непосредственного воздействия на органы чувств. Память человека делает возможным запоминать объекты и при необходимости воспроизводить в мыслях тогда, когда данного объекта нет поблизости. ↑ Рациональное познание (Теоретический уровень познания) Чувственное познание имеет некоторые существенные недостатки, важнейшим из которых является известная физиологическая ограниченность органов чувств человека: многие объективно существующие предметы (например, атомы) не могут непосредственно отражаться в органах чувств. Чувственная картина мира необходима, но она недостаточна для глубокого, всестороннего познания мира. Поэтому второй ступенью познавательной деятельности является рациональное познание (от лат. «ratio» - «разум»). Рационализм: наши знания могут быть получены только с помощью ума, без опоры на чувства. Теоретический уровень познания (рациональное познание) - это высшая ступень познания, которая осуществляется при помощи мышления и разума в форме понятий, суждений и умозаключений. Формы рационального познания: 1) Понятие - это слово, которое включает в себя основные признаки и характеристики материального или нематериального объекта. Например, к понятию «шар» мы можем отнести воздушный шар, стеклянный шар, земной шар, шар для игры в бильярд, шар для боулинга и т п. Другими словами, понятие - это перевод многообразия признаков, качеств и свойств какого-либо объекта в знаковую систему языка, т.е. слово, которое позволит выделить и отличить данный объект из ряда других. 2) Суждение - это высказывание, смысл которого заключается в утверждении или отрицании какого-либо факта о познаваемом объекте. Например, «Луна оказывает большое влияние на многие процессы, происходящие на Земле» или «Луна не является планетой». 3) Умозаключение - это мыслительный процесс, в результате которого из двух или нескольких суждений выводится новое суждение. Умозаключение состоит из суждений (посылок) и вывода. Вывод - это результат умозаключения. Например: · Все адвокаты - юристы (посылка). · Петров - адвокат (посылка). · Следовательно, Петров - юрист (вывод). Умозаключение может быть: · индуктивным (от частного к общему) · дедуктивным (от общего к частному)
· получаемым по аналогии ↑ Интуиция Познание не может сводиться только лишь к ощущениям и мышлению. Важное место в процессе познания, так же как и в творчестве занимает интуиция. Интуиция - непосредственное постижение истины в результате "озарения", внезапного понимания без прямой опоры на логическое доказательство, рациональное мышление. Интуиции в познании большое значение придавали как и ученые-мыслители древнего мира (Платон, Аристотель), так и настоящего времени. Интуиция использует данные чувственного познания, но им не является. Интуиция - это и не рациональное познание, поскольку непосредственно логику, разум не задействует. ↑ Характеристика основных видов познания
САМОПОЗНАНИЕ И САМООЦЕНКА Теория ЕГЭ по обществознанию на тему: "Самопознание" из разделакодификатора (1.3. Виды знаний) Содержание: · 1 Самопознание · 2 Я-концепция · 3 Самооценка Человек — существо познающее и сознающее, но не только окружающий мир, но и себя самого, т.е. способное себя поправлять и самосовершенствоваться. Важнейшие роли в этом процессе принадлежат самооценке и самопознанию. ↑ Самопознание В человеке заложено стремление к познанию не только окружающего мира, но и самого себя. Философы мира придерживаются мудрости, высеченной несколько веков назад на колоне Дельфийского храма: «Познай самого себя и ты познаешь мир».
Самопознание — форма самостоятельного изучения личностью собственных психических и физических особенностей. · Виды самопознания: · Непосредственное (выступает в форме самонаблюдения. На основе самопознания формируется мировоззрение человека, складываются отношения с окружающим миром. Для описания подобных процессов психологи употребляют понятие «Я-концепция». Я-концепция Я-концепция - это комплекс представлений человека о самом себе, определение своего места в обществе, самооценка. Другими словами Я-концепция представляет собой и осознание человеком себя как личности, и оценка себя, своих действий, и осмысление своего прошлого, настоящего и будущего. Я-концепция - важный структурный элемент психологического облика личности, складывающийся в общении и деятельности. Я-концепция включает в себя три компонента: · когнитивный компонент (самосознание) - образ своих качеств, способностей, внешности, социальной значимости, своего характера и т.д.; · эмоционально-оценочный компонент - переживание человеком своих представлений о себе, самооценка, самоуважение или самоуничтожение, себялюбие или любовь к другим и т.д.; · поведенческий компонент - действия, которые предпринимает человек, исходя из системы представлений о себе, социальные установки в отношении себя и окружающих. Я-концепция состоит из «реального Я» (каким я, как мне кажется, являюсь на самом деле), «идеального Я» (каким я хотел бы быть) и «зеркального Я» (каким меня видят другие). Расхождение между «идеальным Я» и «реальным Я» является основой для самооценки, но существенные противоречия могут стать источником внутриличностных конфликтов и негативных переживаний. В системе общественных отношений индивид выступает в разных ролях, является субъектом разнообразных видов деятельности, в результате чего человек осуществляет самоанализ, выявляя свои сильные и слабые стороны. ↑ Самооценка Самооценка — это эмоциональное отношение к собственному образу, мыслям и поступкам. Самооценка всегда субъективна, но в её основе лежат не только собственные суждения, но и мнения других о данной личности. Самооценка личности формируется на основе следующих факторов: отношение других людей, отношение к собственным успехам и неудачам, требовательность к себе, сопоставление «идеального Я» и «реального Я». Типы самооценки личности: · Адекватная самооценка; · Заниженная самооценка; · Завышенная самооценка;
Самооценка личности зависит от уровня удовлетворенности своей жизнью, самим собой, своими поступками и влияет на эффективность деятельности личности, ее дальнейшее развитие. ФОРМЫ И ВИДЫ ЗНАНИЙ Теория ЕГЭ по обществознанию на тему: "Вид и формы знаний" из разделакодификатора (1.3. Виды знаний) Содержание: · 1 Понятие "знание". Виды знаний · 2 Формы знаний ↑ Понятие "знание". Виды знаний Знание - результат познания действительности, вся совокупность сведений об объекте, полученных в ходе эмпирического и теоретического уровней познания. Каждой форме общественного сознания: науке, философии, мифологии, политике, религии и т. д. — соответствуют специфические виды знаний. Знания в своей основе могут быть выражены понятиями, символами или художественными образами. Форма знаний зависит от способа деятельности человека и бывает практической, духовно-практической и теоретической.
Виды знаний |
||||||||||||||||||||||||||
Практическое | Духовно-практическое | Теоретическое | |||||||||||||||||||||||||
· Политическое · Врачебное · Педагогическое · Производственное и т.п. | · Мифологическое · Художественное · Обыденное | · Научное · Вненаучное · Философское |
Рассмотрим особенности некоторых видов знаний.
Обыденное (житейское) знание основано на здравом смысле, формируется в результате повседневной жизни людей, сводится к констатации фактов и их описанию. К обыденным относятся знания о поддержании существования (приготовление еды, шитье одежды и т.п.), безопасности (строительство дома), материальном благополучии (работа, бизнес), самореализации (карьерный рост, образование).
Носит эмпирический характер. Базируется на здравом смысле и обыденном сознании. Является важнейшей ориентировочной основой повседневного поведения людей, их взаимоотношений между собой и с природой. Сводится к констатации фактов и их описанию
На основе этих знаний складывается жизнь человека.
Художественное знание даёт целостное представление об окружающем мире и человеке в нём. Строится на художественном образе, а не на четких понятиях, характеризуется эмоциональностью, субъективностью
В различных художественных произведениях «проигрываются» возможные жизненные ситуации, что позволяет глубже понять мотивы поведения окружающих, «заглянуть» в суть межличностных отношений. Зачастую искусство открывает человеку возможности «выйти за пределы реальности», что способствует обогащению духовно-чувственной сферы.
Научное знание совмещает в себе сведения о различных объектах, фактах, явлениях и закономерностях физического мира и представляет собой объективную истину, так как основывается не на чувственном восприятии, а на рационализме.
Осуществляет предвидение различных явлений. Реальность облекается в форму отвлечённых понятий и категорий, общих принципов и законов, которые зачастую приобретают крайне абстрактные формы (формулы, графики, схемы и т. д.)
Практическое - основой является деятельность людей по реализации потребностей.
Рациональное - отражает реальность в терминах, строится на рациональном мышлении.
Иррациональное - отражает реальность в эмоциях, часто основано на интуиции, не подчиняется законам логики.
↑ Формы знаний
Научное знание характеризуется стремлением к объективности, системностью, логичностью, существует в форме понятий и категорий, общих принципов, законов, теорий.
Донаучное знание обычно предшествует научному (предпосылки научного знания), например, алхимия - химии, астрология - астрономии.
Лженаучное или псевдонаучное знание представляет собой недоказанные домыслы, взгляды и предрассудки (новости о контактах с НЛО, о чудодейственных препаратах «от всех болезней», об эликсирах молодости или бессмертия и т. п.) Появление лженаучной информации связанно, в первую очередь, с ошибками исследователей, со стремлением людей разбогатеть от сенсационного открытия или же попытками «заняться не своей областью научных знаний».
Паранаучное знание (не признанное современной наукой)невозможно объяснить с точки зрения науки - это различные гипотезы, идеи и учения о таинственных явлениях природы, психических особенностей людей и животных, это экстрасенсорика, мистика, спиритизм, астрология, хиромантия и т. п. Особенностью этих «наук» является то, что способы получения информации из окружающего мира «сверхчувствительны», т.е. не связанны с физическим миром и зачастую «выходят» за его пределы. К таким способам относятся телепатия, ясновидение т п. Данная сфера знаний в настоящее время постоянно исследуется научно, но существует ряд трудностей в изучении данных явлений, так как парапсихологические феномены и эксперименты не воспроизводятся повторно и их невозможно спрогнозировать и предсказать.
Антинаучное знание - утопичное и сознательно искажающее представление о действительности.
ПРОЦЕСС ПОЗНАНИЯ ЧЕЛОВЕКОМ МИРА
Теория ЕГЭ по обществознанию на тему: "Процесс познания человеком мира" из разделакодификатора (1.3. Виды знаний)
Содержание:
· 1 Понятие "познание".
· 2 Процесс познания
· 3 Эмпирический уровень познания
· 4 Рациональное познание (Теоретический уровень познания)
· 5 Интуиция
· 6 Характеристика основных видов познания
↑ Понятие "познание".
Познание - это деятельность людей, целью которой является получение новых достоверных знаний об окружающем мире, действительности, человеке и обществе, основанная на чувственном и рациональном его постижении.
Изучением теории познания занимается гносеология - это раздел философии, в котором анализируется природа и возможности познания, его границы и условия достоверности.
По отношению к процессу познания выделяются следующие философские направления:
Гностицизм - философское учение, основная идея которого заключается в том, что познавательная деятельность для человека является жизненной необходимостью («Познание - это необходимость»).
Оптимизм - философское направление, которое считает мир целиком поддающимся познанию («Мир познать возможно»).
Агностицизм - философское учение, утверждающее то, что мир познать невозможно. Обоснование данного факта заключается в следующем: человек может познать объект только с помощью своих ощущений и внутренних переживаний, но стать самим объектом и «увидеть мир» с его стороны невозможно, что искажает факты о познаваемом. А такие понятия как «бог», «душа», «вселенная» в принципе непознаваемы, так как существуют вне возможных пределов человеческого разума. («Мир познать невозможно»).
Релятивизм - философское учение, смысл которого заключается в том, что все истины могут быть только относительными, те. способными измениться в зависимости от условий («Все в мире относительно»).
Скептицизм - направление в философии, подвергающее сомнению возможность познания реальности («Сомнения по отношению к возможности познания»).
Процесс познания
Процесс познания, как бы он ни проходил, всегда предполагает наличие двух сторон: субъекта и предмета познания.
Субъект познания – познающий человек, наделенный волей и сознанием или коллектив, все общество.
Объект познания – то, на что направлена познавательная активность субъекта. Может быть одушевлённым (сам человек, животное) и неодушевлённым (явления природы); материальным (реально существующий объект) или идеальным (гипотеза, теория)
Средства познания — приспособления, используемые для получения знания (измерительные приборы, микроскопы, реактивы)
Результат познания — знание — продукт отношения мысли к действительности, существующий в логически языковой форме в виде понятий, суждений, символов, знаков
Познание состоит из двух уровней: эмпирического и теоретического. Но противопоставлять чувственное и рациональное в познании нельзя, так как эти две ступени познания проявляются как единый процесс. Различие же между ними не временное, а качественное: первая ступень низшая, вторая — высшая.
Знание является единством чувственного и рационального познания действительности. Знание — результат познания действительности, содержание сознания.
Вне чувственного представления у человека нет никакого реального знания. Например, многие понятия современной науки весьма абстрактны, и всё же они не свободны от чувственного содержания. Не только потому, что своим происхождением эти понятия обязаны в конечном счёте опыту людей, но и потому, что по своей форме они существуют в виде системы чувственно воспринимаемых знаков. С другой стороны, знание не может обойтись без рациональных данных опыта и включения их в результаты и ход интеллектуального развития человечества.
↑ Эмпирический уровень познания
Эмпиризм: единственным источником всех наших знаний является чувственный опыт.
Эмпирический уровень познания (чувственное познание) - начальная ступень познания, формирующаяся в процессе непосредственного взаимодействия субъекта с внешними предметами, происходит посредством органов чувств (зрения, слуха, вкуса, обоняния, осязания).
При чувственном познании человек получает информацию о предметах и явлениях окружающего мира с помощью органов чувств.
Органы чувств в процессе познания выполняют особую роль:
· они являются единственным каналом, который непосредственно связывает человека с внешним миром;
· они отражают преимущественно внешние стороны и связи объекта;
· без них человек не способен ни познавать, ни мыслить;
· они дают минимум информации, необходимой для познания объектов.
Формы чувственного познания:
1) Ощущение - это отражение отдельных свойств познаваемого объекта, которые возникают при их непосредственном воздействии на органы чувств.
Ощущения могут быть зрительные, слуховые, осязательные, вкусовые, которые человек испытывает, когда сталкивается с каким-либо предметом, объектом или явлением впервые.
2) Восприятие - это мысленное воссоздание целостного образа познаваемого объекта при его непосредственном воздействии на органы чувств.
Восприятие складывается из ощущений и позволяет человеку идентифицировать какой- либо предмет, объект или явление, с которым ранее уже сталкивался.
3) Представление - это мысленное воспроизведение образа исследуемого объекта, без его непосредственного воздействия на органы чувств.
Память человека делает возможным запоминать объекты и при необходимости воспроизводить в мыслях тогда, когда данного объекта нет поблизости.
↑ Рациональное познание (Теоретический уровень познания)
Чувственное познание имеет некоторые существенные недостатки, важнейшим из которых является известная физиологическая ограниченность органов чувств человека: многие объективно существующие предметы (например, атомы) не могут непосредственно отражаться в органах чувств. Чувственная картина мира необходима, но она недостаточна для глубокого, всестороннего познания мира. Поэтому второй ступенью познавательной деятельности является рациональное познание (от лат. «ratio» - «разум»).
Рационализм: наши знания могут быть получены только с помощью ума, без опоры на чувства.
Теоретический уровень познания (рациональное познание) - это высшая ступень познания, которая осуществляется при помощи мышления и разума в форме понятий, суждений и умозаключений.
Формы рационального познания:
1) Понятие - это слово, которое включает в себя основные признаки и характеристики материального или нематериального объекта.
Например, к понятию «шар» мы можем отнести воздушный шар, стеклянный шар, земной шар, шар для игры в бильярд, шар для боулинга и т п. Другими словами, понятие - это перевод многообразия признаков, качеств и свойств какого-либо объекта в знаковую систему языка, т.е. слово, которое позволит выделить и отличить данный объект из ряда других.
2) Суждение - это высказывание, смысл которого заключается в утверждении или отрицании какого-либо факта о познаваемом объекте.
Например, «Луна оказывает большое влияние на многие процессы, происходящие на Земле» или «Луна не является планетой».
3) Умозаключение - это мыслительный процесс, в результате которого из двух или нескольких суждений выводится новое суждение.
Умозаключение состоит из суждений (посылок) и вывода. Вывод - это результат умозаключения. Например:
· Все адвокаты - юристы (посылка).
· Петров - адвокат (посылка).
· Следовательно, Петров - юрист (вывод).
Умозаключение может быть:
· индуктивным (от частного к общему)
· дедуктивным (от общего к частному)
· получаемым по аналогии
↑ Интуиция
Познание не может сводиться только лишь к ощущениям и мышлению. Важное место в процессе познания, так же как и в творчестве занимает интуиция.
Интуиция - непосредственное постижение истины в результате "озарения", внезапного понимания без прямой опоры на логическое доказательство, рациональное мышление.
Интуиции в познании большое значение придавали как и ученые-мыслители древнего мира (Платон, Аристотель), так и настоящего времени. Интуиция использует данные чувственного познания, но им не является. Интуиция - это и не рациональное познание, поскольку непосредственно логику, разум не задействует.
↑ Характеристика основных видов познания
| Поделиться: |
Читайте также:
Последнее изменение этой страницы: 2021-12-07; просмотров: 60; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!
infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.14.6.194 (0.085 с.)