Процесс познания человеком мира 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Процесс познания человеком мира



ПРОЦЕСС ПОЗНАНИЯ ЧЕЛОВЕКОМ МИРА

Теория ЕГЭ по обществознанию на тему: "Процесс познания человеком мира" из разделакодификатора (1.3. Виды знаний)

Содержание:

· 1 Понятие "познание".

· 2 Процесс познания

· 3 Эмпирический уровень познания

· 4 Рациональное познание (Теоретический уровень познания)

· 5 Интуиция

· 6 Характеристика основных видов познания

↑ Понятие "познание".

Познание - это деятельность людей, целью которой является получение новых достоверных знаний об окружающем мире, действительности, человеке и обществе, основанная на чувственном и рациональном его постижении.

Изучением теории познания занимается гносеология - это раздел философии, в котором анализируется природа и возможности познания, его границы и условия достоверности.

По отношению к процессу познания выделяются следующие философские направления:

Гностицизм - философское учение, основная идея которого заключается в том, что познавательная деятельность для человека является жизненной необходимостью («Познание - это необходимость»).

Оптимизм - философское направление, которое считает мир целиком поддающимся познанию («Мир познать возможно»).

Агностицизм - философское учение, утверждающее то, что мир познать невозможно. Обоснование данного факта заключается в следующем: человек может познать объект только с помощью своих ощущений и внутренних переживаний, но стать самим объектом и «увидеть мир» с его стороны невозможно, что искажает факты о познаваемом. А такие понятия как «бог», «душа», «вселенная» в принципе непознаваемы, так как существуют вне возможных пределов человеческого разума. («Мир познать невозможно»).

Релятивизм - философское учение, смысл которого заключается в том, что все истины могут быть только относительными, те. способными измениться в зависимости от условий («Все в мире относительно»).

Скептицизм - направление в философии, подвергающее сомнению возможность познания реальности («Сомнения по отношению к возможности познания»).

Процесс познания

 

Процесс познания, как бы он ни проходил, всегда предполагает наличие двух сторон: субъекта и предмета познания.

Субъект познания – познающий человек, наделенный волей и сознанием или коллектив, все общество.

Объект познания – то, на что направлена познавательная активность субъекта. Может быть одушевлённым (сам человек, животное) и неодушевлённым (явления природы); материальным (реально существующий объект) или идеальным (гипотеза, теория)

Средства познания — приспособления, используемые для получения знания (измерительные приборы, микроскопы, реактивы)

Результат познания — знание — продукт отношения мысли к действительности, существующий в логически языковой форме в виде понятий, суждений, символов, знаков

Познание состоит из двух уровней: эмпирического и теоретического. Но противопоставлять чувственное и рациональное в познании нельзя, так как эти две ступени познания проявляются как единый процесс. Различие же между ними не временное, а качественное: первая ступень низшая, вторая — высшая.

Знание является единством чувственного и рационального познания действительности. Знание — результат познания действительности, содержание сознания.

Вне чувственного представления у человека нет никакого реального знания. Например, многие понятия современной науки весьма абстрактны, и всё же они не свободны от чувственного содержания. Не только потому, что своим происхождением эти понятия обязаны в конечном счёте опыту людей, но и потому, что по своей форме они существуют в виде системы чувственно воспринимаемых знаков. С другой стороны, знание не может обойтись без рациональных данных опыта и включения их в результаты и ход интеллектуального развития человечества.

↑ Эмпирический уровень познания

Эмпиризм: единственным источником всех наших знаний является чувственный опыт.

Эмпирический уровень познания (чувственное познание) - начальная ступень познания, формирующаяся в процессе непосредственного взаимодействия субъекта с внешними предметами, происходит посредством органов чувств (зрения, слуха, вкуса, обоняния, осязания).

При чувственном познании человек получает информацию о предметах и явлениях окружающего мира с помощью органов чувств.

Органы чувств в процессе познания выполняют особую роль:

· они являются единственным каналом, который непосредственно связывает человека с внешним миром;

· они отражают преимущественно внешние стороны и связи объекта;

· без них человек не способен ни познавать, ни мыслить;

· они дают минимум информации, необходимой для познания объектов.

Формы чувственного познания:

1) Ощущение - это отражение отдельных свойств познаваемого объекта, которые возникают при их непосредственном воздействии на органы чувств.

Ощущения могут быть зрительные, слуховые, осязательные, вкусовые, которые человек испытывает, когда сталкивается с каким-либо предметом, объектом или явлением впервые.

2) Восприятие - это мысленное воссоздание целостного образа познаваемого объекта при его непосредственном воздействии на органы чувств.

Восприятие складывается из ощущений и позволяет человеку идентифицировать какой- либо предмет, объект или явление, с которым ранее уже сталкивался.

3) Представление - это мысленное воспроизведение образа исследуемого объекта, без его непосредственного воздействия на органы чувств.

Память человека делает возможным запоминать объекты и при необходимости воспроизводить в мыслях тогда, когда данного объекта нет поблизости.

↑ Рациональное познание (Теоретический уровень познания)

Чувственное познание имеет некоторые существенные недостатки, важнейшим из которых является известная физиологическая ограниченность органов чувств человека: многие объективно существующие предметы (например, атомы) не могут непосредственно отражаться в органах чувств. Чувственная картина мира необходима, но она недостаточна для глубокого, всестороннего познания мира. Поэтому второй ступенью познавательной деятельности является рациональное познание (от лат. «ratio» - «разум»).

Рационализм: наши знания могут быть получены только с помощью ума, без опоры на чувства.

Теоретический уровень познания (рациональное познание) - это высшая ступень познания, которая осуществляется при помощи мышления и разума в форме понятий, суждений и умозаключений.

Формы рационального познания:

1) Понятие - это слово, которое включает в себя основные признаки и характеристики материального или нематериального объекта.

Например, к понятию «шар» мы можем отнести воздушный шар, стеклянный шар, земной шар, шар для игры в бильярд, шар для боулинга и т п. Другими словами, понятие - это перевод многообразия признаков, качеств и свойств какого-либо объекта в знаковую систему языка, т.е. слово, которое позволит выделить и отличить данный объект из ряда других.

2) Суждение - это высказывание, смысл которого заключается в утверждении или отрицании какого-либо факта о познаваемом объекте.

Например, «Луна оказывает большое влияние на многие процессы, происходящие на Земле» или «Луна не является планетой».

3) Умозаключение - это мыслительный процесс, в результате которого из двух или нескольких суждений выводится новое суждение.

Умозаключение состоит из суждений (посылок) и вывода. Вывод - это результат умозаключения. Например:

· Все адвокаты - юристы (посылка).

· Петров - адвокат (посылка).

· Следовательно, Петров - юрист (вывод).

Умозаключение может быть:

· индуктивным (от частного к общему)

· дедуктивным (от общего к частному)

· получаемым по аналогии

↑ Интуиция

Познание не может сводиться только лишь к ощущениям и мышлению. Важное место в процессе познания, так же как и в творчестве занимает интуиция.

Интуиция - непосредственное постижение истины в результате "озарения", внезапного понимания без прямой опоры на логическое доказательство, рациональное мышление.

Интуиции в познании большое значение придавали как и ученые-мыслители древнего мира (Платон, Аристотель), так и настоящего времени. Интуиция использует данные чувственного познания, но им не является. Интуиция - это и не рациональное познание, поскольку непосредственно логику, разум не задействует.

↑ Характеристика основных видов познания

 

Критерии сравнения Чувственное познание Рациональное познание Интуиция
средства органы чувств (зрение, слух, обоняние, вкус, осязание) мышление «озарение», «наитие», «прозрение»
формы Ощущение — это отражение отдельных свойств предмета, явления, процесса. Восприятие — чувственный целостный образ предмета. Представление — чувственный образ объекта познания, запечатлённый в памяти человека Понятие — это мысль, утверждающая общие и существенные свойства предмета, явления, процесса. Суждение — это мысль, утверждающая или отрицающая что-либо о предмете, явлении, процессе. Умозаключение (вывод) — мысль, которая сформирована на основе нескольких суждений Мистическая — связана с жизненными переживаниями, эмоциями. Интеллектуальная — связана с умственной деятельностью
особенности непосредственность; наглядность и предметность; воспроизведение внешних свойств и сторон опора на результаты чувственного познания; абстрактность и обобщённость; воспроизведение внутренних закономерных связей и отношений внезапность; неполная осознанность; непосредственный характер возникновения знаний

САМОПОЗНАНИЕ И САМООЦЕНКА

Теория ЕГЭ по обществознанию на тему: "Самопознание" из разделакодификатора (1.3. Виды знаний)

Содержание:

· 1 Самопознание

· 2 Я-концепция

· 3 Самооценка

Человек — существо познающее и сознающее, но не только окружающий мир, но и себя самого, т.е. способное себя поправлять и самосовершенствоваться. Важнейшие роли в этом процессе принадлежат самооценке и самопознанию.

↑ Самопознание

В человеке заложено стремление к познанию не только окружающего мира, но и самого себя. Философы мира придерживаются мудрости, высеченной несколько веков назад на колоне Дельфийского храма: «Познай самого себя и ты познаешь мир».

Самопознание — форма самостоятельного изучения личностью собственных психических и физических особенностей.
Самопознание может быть как целенаправленным, так и не целенаправленным. Важнейшим механизмом самопознания является рефлексия – отражение в сознании последствий собственных поступков, обдумывание своего поведения. В самопознании субъект и объект совпадают - человек познаёт сам себя.

· Виды самопознания:
Опосредованное (совершается путем анализа собственной деятельности.

· Непосредственное (выступает в форме самонаблюдения.

На основе самопознания формируется мировоззрение человека, складываются отношения с окружающим миром. Для описания подобных процессов психологи употребляют понятие «Я-концепция».

Я-концепция

Я-концепция - это комплекс представлений человека о самом себе, определение своего места в обществе, самооценка.

Другими словами Я-концепция представляет собой и осознание человеком себя как личности, и оценка себя, своих действий, и осмысление своего прошлого, настоящего и будущего. Я-концепция - важный структурный элемент психологического облика личности, складывающийся в общении и деятельности.

Я-концепция включает в себя три компонента:

· когнитивный компонент (самосознание) - образ своих качеств, способностей, внешности, социальной значимости, своего характера и т.д.;

· эмоционально-оценочный компонент - переживание человеком своих представлений о себе, самооценка, самоуважение или самоуничтожение, себялюбие или любовь к другим и т.д.;

· поведенческий компонент - действия, которые предпринимает человек, исходя из системы представлений о себе, социальные установки в отношении себя и окружающих.

Я-концепция состоит из «реального Я» (каким я, как мне кажется, являюсь на самом деле), «идеального Я» (каким я хотел бы быть) и «зеркального Я» (каким меня видят другие). Расхождение между «идеальным Я» и «реальным Я» является основой для самооценки, но существенные противоречия могут стать источником внутриличностных конфликтов и негативных переживаний.

В системе общественных отношений индивид выступает в разных ролях, является субъектом разнообразных видов деятельности, в результате чего человек осуществляет самоанализ, выявляя свои сильные и слабые стороны.

↑ Самооценка

Самооценка — это эмоциональное отношение к собственному образу, мыслям и поступкам.

Самооценка всегда субъективна, но в её основе лежат не только собственные суждения, но и мнения других о данной личности.

Самооценка личности формируется на основе следующих факторов: отношение других людей, отношение к собственным успехам и неудачам, требовательность к себе, сопоставление «идеального Я» и «реального Я».

Типы самооценки личности:

· Адекватная самооценка;

· Заниженная самооценка;

· Завышенная самооценка;

Самооценка личности зависит от уровня удовлетворенности своей жизнью, самим собой, своими поступками и влияет на эффективность деятельности личности, ее дальнейшее развитие.

ФОРМЫ И ВИДЫ ЗНАНИЙ

Теория ЕГЭ по обществознанию на тему: "Вид и формы знаний" из разделакодификатора (1.3. Виды знаний)

Содержание:

· 1 Понятие "знание". Виды знаний

· 2 Формы знаний

↑ Понятие "знание". Виды знаний

Знание - результат познания действительности, вся совокупность сведений об объекте, полученных в ходе эмпирического и теоретического уровней познания.

Каждой форме общественного сознания: науке, философии, мифологии, политике, религии и т. д. — соответствуют специфические виды знаний.

Знания в своей основе могут быть выражены понятиями, символами или художественными образами.

Форма знаний зависит от способа деятельности человека и бывает практической, духовно-практической и теоретической.

 

Виды знаний

Практическое Духовно-практическое Теоретическое
· Политическое · Врачебное · Педагогическое · Производственное и т.п. · Мифологическое · Художественное · Обыденное · Научное · Вненаучное · Философское

 

Рассмотрим особенности некоторых видов знаний.

Обыденное (житейское) знание основано на здравом смысле, формируется в результате повседневной жизни людей, сводится к констатации фактов и их описанию. К обыденным относятся знания о поддержании существования (приготовление еды, шитье одежды и т.п.), безопасности (строительство дома), материальном благополучии (работа, бизнес), самореализации (карьерный рост, образование).

Носит эмпирический характер. Базируется на здравом смысле и обыденном сознании. Является важнейшей ориентировочной основой повседневного поведения людей, их взаимоотношений между собой и с природой. Сводится к констатации фактов и их описанию

На основе этих знаний складывается жизнь человека.

Художественное знание даёт целостное представление об окружающем мире и человеке в нём. Строится на художественном образе, а не на четких понятиях, характеризуется эмоциональностью, субъективностью

В различных художественных произведениях «проигрываются» возможные жизненные ситуации, что позволяет глубже понять мотивы поведения окружающих, «заглянуть» в суть межличностных отношений. Зачастую искусство открывает человеку возможности «выйти за пределы реальности», что способствует обогащению духовно-чувственной сферы.

Научное знание совмещает в себе сведения о различных объектах, фактах, явлениях и закономерностях физического мира и представляет собой объективную истину, так как основывается не на чувственном восприятии, а на рационализме.

Осуществляет предвидение различных явлений. Реальность облекается в форму отвлечённых понятий и категорий, общих принципов и законов, которые зачастую приобретают крайне абстрактные формы (формулы, графики, схемы и т. д.)

Практическое - основой является деятельность людей по реализации потребностей.

Рациональное - отражает реальность в терминах, строится на рациональном мышлении.

Иррациональное - отражает реальность в эмоциях, часто основано на интуиции, не подчиняется законам логики.

↑ Формы знаний

Научное знание характеризуется стремлением к объективности, системностью, логичностью, существует в форме понятий и категорий, общих принципов, законов, теорий.

Донаучное знание обычно предшествует научному (предпосылки научного знания), например, алхимия - химии, астрология - астрономии.

Лженаучное или псевдонаучное знание представляет собой недоказанные домыслы, взгляды и предрассудки (новости о контактах с НЛО, о чудодейственных препаратах «от всех болезней», об эликсирах молодости или бессмертия и т. п.) Появление лженаучной информации связанно, в первую очередь, с ошибками исследователей, со стремлением людей разбогатеть от сенсационного открытия или же попытками «заняться не своей областью научных знаний».

Паранаучное знание (не признанное современной наукой)невозможно объяснить с точки зрения науки - это различные гипотезы, идеи и учения о таинственных явлениях природы, психических особенностей людей и животных, это экстрасенсорика, мистика, спиритизм, астрология, хиромантия и т. п. Особенностью этих «наук» является то, что способы получения информации из окружающего мира «сверхчувствительны», т.е. не связанны с физическим миром и зачастую «выходят» за его пределы. К таким способам относятся телепатия, ясновидение т п. Данная сфера знаний в настоящее время постоянно исследуется научно, но существует ряд трудностей в изучении данных явлений, так как парапсихологические феномены и эксперименты не воспроизводятся повторно и их невозможно спрогнозировать и предсказать.

Антинаучное знание - утопичное и сознательно искажающее представление о действительности.

ПРОЦЕСС ПОЗНАНИЯ ЧЕЛОВЕКОМ МИРА

Теория ЕГЭ по обществознанию на тему: "Процесс познания человеком мира" из разделакодификатора (1.3. Виды знаний)

Содержание:

· 1 Понятие "познание".

· 2 Процесс познания

· 3 Эмпирический уровень познания

· 4 Рациональное познание (Теоретический уровень познания)

· 5 Интуиция

· 6 Характеристика основных видов познания

↑ Понятие "познание".

Познание - это деятельность людей, целью которой является получение новых достоверных знаний об окружающем мире, действительности, человеке и обществе, основанная на чувственном и рациональном его постижении.

Изучением теории познания занимается гносеология - это раздел философии, в котором анализируется природа и возможности познания, его границы и условия достоверности.

По отношению к процессу познания выделяются следующие философские направления:

Гностицизм - философское учение, основная идея которого заключается в том, что познавательная деятельность для человека является жизненной необходимостью («Познание - это необходимость»).

Оптимизм - философское направление, которое считает мир целиком поддающимся познанию («Мир познать возможно»).

Агностицизм - философское учение, утверждающее то, что мир познать невозможно. Обоснование данного факта заключается в следующем: человек может познать объект только с помощью своих ощущений и внутренних переживаний, но стать самим объектом и «увидеть мир» с его стороны невозможно, что искажает факты о познаваемом. А такие понятия как «бог», «душа», «вселенная» в принципе непознаваемы, так как существуют вне возможных пределов человеческого разума. («Мир познать невозможно»).

Релятивизм - философское учение, смысл которого заключается в том, что все истины могут быть только относительными, те. способными измениться в зависимости от условий («Все в мире относительно»).

Скептицизм - направление в философии, подвергающее сомнению возможность познания реальности («Сомнения по отношению к возможности познания»).

Процесс познания

 

Процесс познания, как бы он ни проходил, всегда предполагает наличие двух сторон: субъекта и предмета познания.

Субъект познания – познающий человек, наделенный волей и сознанием или коллектив, все общество.

Объект познания – то, на что направлена познавательная активность субъекта. Может быть одушевлённым (сам человек, животное) и неодушевлённым (явления природы); материальным (реально существующий объект) или идеальным (гипотеза, теория)

Средства познания — приспособления, используемые для получения знания (измерительные приборы, микроскопы, реактивы)

Результат познания — знание — продукт отношения мысли к действительности, существующий в логически языковой форме в виде понятий, суждений, символов, знаков

Познание состоит из двух уровней: эмпирического и теоретического. Но противопоставлять чувственное и рациональное в познании нельзя, так как эти две ступени познания проявляются как единый процесс. Различие же между ними не временное, а качественное: первая ступень низшая, вторая — высшая.

Знание является единством чувственного и рационального познания действительности. Знание — результат познания действительности, содержание сознания.

Вне чувственного представления у человека нет никакого реального знания. Например, многие понятия современной науки весьма абстрактны, и всё же они не свободны от чувственного содержания. Не только потому, что своим происхождением эти понятия обязаны в конечном счёте опыту людей, но и потому, что по своей форме они существуют в виде системы чувственно воспринимаемых знаков. С другой стороны, знание не может обойтись без рациональных данных опыта и включения их в результаты и ход интеллектуального развития человечества.

↑ Эмпирический уровень познания

Эмпиризм: единственным источником всех наших знаний является чувственный опыт.

Эмпирический уровень познания (чувственное познание) - начальная ступень познания, формирующаяся в процессе непосредственного взаимодействия субъекта с внешними предметами, происходит посредством органов чувств (зрения, слуха, вкуса, обоняния, осязания).

При чувственном познании человек получает информацию о предметах и явлениях окружающего мира с помощью органов чувств.

Органы чувств в процессе познания выполняют особую роль:

· они являются единственным каналом, который непосредственно связывает человека с внешним миром;

· они отражают преимущественно внешние стороны и связи объекта;

· без них человек не способен ни познавать, ни мыслить;

· они дают минимум информации, необходимой для познания объектов.

Формы чувственного познания:

1) Ощущение - это отражение отдельных свойств познаваемого объекта, которые возникают при их непосредственном воздействии на органы чувств.

Ощущения могут быть зрительные, слуховые, осязательные, вкусовые, которые человек испытывает, когда сталкивается с каким-либо предметом, объектом или явлением впервые.

2) Восприятие - это мысленное воссоздание целостного образа познаваемого объекта при его непосредственном воздействии на органы чувств.

Восприятие складывается из ощущений и позволяет человеку идентифицировать какой- либо предмет, объект или явление, с которым ранее уже сталкивался.

3) Представление - это мысленное воспроизведение образа исследуемого объекта, без его непосредственного воздействия на органы чувств.

Память человека делает возможным запоминать объекты и при необходимости воспроизводить в мыслях тогда, когда данного объекта нет поблизости.

↑ Рациональное познание (Теоретический уровень познания)

Чувственное познание имеет некоторые существенные недостатки, важнейшим из которых является известная физиологическая ограниченность органов чувств человека: многие объективно существующие предметы (например, атомы) не могут непосредственно отражаться в органах чувств. Чувственная картина мира необходима, но она недостаточна для глубокого, всестороннего познания мира. Поэтому второй ступенью познавательной деятельности является рациональное познание (от лат. «ratio» - «разум»).

Рационализм: наши знания могут быть получены только с помощью ума, без опоры на чувства.

Теоретический уровень познания (рациональное познание) - это высшая ступень познания, которая осуществляется при помощи мышления и разума в форме понятий, суждений и умозаключений.

Формы рационального познания:

1) Понятие - это слово, которое включает в себя основные признаки и характеристики материального или нематериального объекта.

Например, к понятию «шар» мы можем отнести воздушный шар, стеклянный шар, земной шар, шар для игры в бильярд, шар для боулинга и т п. Другими словами, понятие - это перевод многообразия признаков, качеств и свойств какого-либо объекта в знаковую систему языка, т.е. слово, которое позволит выделить и отличить данный объект из ряда других.

2) Суждение - это высказывание, смысл которого заключается в утверждении или отрицании какого-либо факта о познаваемом объекте.

Например, «Луна оказывает большое влияние на многие процессы, происходящие на Земле» или «Луна не является планетой».

3) Умозаключение - это мыслительный процесс, в результате которого из двух или нескольких суждений выводится новое суждение.

Умозаключение состоит из суждений (посылок) и вывода. Вывод - это результат умозаключения. Например:

· Все адвокаты - юристы (посылка).

· Петров - адвокат (посылка).

· Следовательно, Петров - юрист (вывод).

Умозаключение может быть:

· индуктивным (от частного к общему)

· дедуктивным (от общего к частному)

· получаемым по аналогии

↑ Интуиция

Познание не может сводиться только лишь к ощущениям и мышлению. Важное место в процессе познания, так же как и в творчестве занимает интуиция.

Интуиция - непосредственное постижение истины в результате "озарения", внезапного понимания без прямой опоры на логическое доказательство, рациональное мышление.

Интуиции в познании большое значение придавали как и ученые-мыслители древнего мира (Платон, Аристотель), так и настоящего времени. Интуиция использует данные чувственного познания, но им не является. Интуиция - это и не рациональное познание, поскольку непосредственно логику, разум не задействует.

↑ Характеристика основных видов познания

 



Поделиться:


Читайте также:




Последнее изменение этой страницы: 2021-12-07; просмотров: 60; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.14.6.194 (0.085 с.)