II. Блок. Организационно - деятельностный. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

II. Блок. Организационно - деятельностный.



Пояснительная записка

Актуальность

Детское воровство в наше время не так уж и редко. И порой бывает настоящим шоком для окружающих, когда еще младший школьник, казалось бы уже осознающий свои действия, совершает противозаконный поступок. Но даже постановка на учет в ПДН, КДН и ЗП не дает права навешивать на ребенка клеймо. В младшем школьном возрасте ребенок попадает в ситуацию оценивания окружающими, не только взрослыми, но и сверстниками. Их оценки становятся более значимыми. Именно в этом возрасте наиболее активно происходит нравственное развитие ребенка, освоение социальных норм, закладывается моральная основа личности.

На сегодняшний день в МКОУ ООШ № 4 сложилась такая ситуация, которая требует практических мер создания целостной системы (программы) профилактики склонности к воровству у младших школьников, защиты их прав, подготовки к этой деятельности педагогов, родителей.

В школе обучается 250 учащихся.

Учащиеся растут и воспитываются, в основном, в полных семьях, но идет увеличение неполных семей: 21,2 %.

В малообеспеченных семьях воспитывается 32,8% детей, обучающихся в школе.

Рост неполных и опекаемых семей осложняет воспитательный процесс: ослабевает контроль над успеваемостью учащихся, появляется проблема одиночества детей, что отрицательно сказывается на поведении отдельных учащихся.

Таким образом, в школе обучаются дети, в основном, из семей рабочих, служащих со средне специальным образованием, со сравнительно невысокими материальными доходами. Именно это в целом может способствовать развитию деликвентного поведения у некоторых учащихся, а, в частности, склонности к воровству.

Следовательно, программа направлена на профилактику склонности к воровству у младших школьников, через систему мероприятий, оказывающих комплексное психофизическое и социально - педагогическое воздействие на ребенка.

В образовательном учреждении ведется строгий учет обучающихся, совершивших правонарушения, ведется комплекс мер воспитательного характера, направленных на профилактику рецидива правонарушений; принимаются меры по расширению спектра образовательных услуг во внеурочное время, организации занимательного досуга. Привлечение детей к различным формам организованного досуга является более действенным механизмом профилактики правонарушений.

В кружках и секциях занимается 34%, состоящих на профилактическом учете в образовательном учреждении.

Однако все эти занятия носят только общий профилактический характер и не имеют цели индивидуальной профилактической работы с каждым обучающимся.

 Учитывая, что основными задачами профилактики являются предупреждение воровства, выявление и устранение причин и условий, способствующих этому, а также социально-педагогическая реабилитация лиц, находящихся в социально опасном положении, необходимо, чтобы несовершеннолетние, состоящие на учетах в ПДН и ТКДН и ЗП, были максимально вовлечены во внеурочную деятельность, организуемую на базе образовательного учреждения. Однако сложилась ситуация, когда дети, склонные к девиантному поведению, как правило, не стремятся посещать кружки и секции, отдавая предпочтение свободному времяпрепровождению.

Данные обстоятельства говорят о необходимости обучающихся в специально организованную досуговую деятельность, которая предполагает разработку и внедрение инновационных программ, направленных на социальную реабилитацию и коррекцию с несовершеннолетними.

Цель занятий - формирование позитивных психологических установок, способствующих профилактике склонности к воровству у младших школьников.

Задачи занятий:

  1. активизация личностной позиции и взгляда учащегося на рассматриваемую проблему;
  2. актуализация и коррекция нравственных и этических установок школьников;
  3. активизация процесса самопознания;
  4. выработка адекватного отношения к себе и своим поступкам;
  5. осознание младшим школьником значимости каждой личности и его роли в социуме.

Целевая группа, на которую направлена деятельность Программы: несовершеннолетние, состоящие на учете в ТКДН и ЗП и ПДН, обучающиеся 1-2 классов.

Ожидаемый результат: в результате реализации программы мы выясняем причины склонности к воровству у младших школьников и можем проводить работу по предупреждению возникновения данного синдрома у младшего школьника.

Принципы осуществления программы:

1. Гуманизма (принципы, определяющие общий характер отношений педагога и воспитанника - человек является главной ценностью со всем своим внутренним миром, интересами, потребностями, способностями, возможностями; отношение к учащемуся как к личности);

2. Природосообразности (максимальный учет возрастных, половых и индивидуальных особенностей младшего школьника);

3. Культуросообразности (при проведении занятий принятие во внимание условий места и времени, в которых находится ребенок; принципы определяющие отношение между образованием и культурой как средой, растящей и питающей личность, а также отношение между воспитанием и ребенком как человеком культуры).

4. Принцип наглядности;

5. Принцип достоверности.

Формы организации деятельности:

Индивидуальные и групповые (диагностические и консультативные беседы,   чтение книг, просмотр видеофильмов, рисование, сказкотерапия, дискуссии, анкетирование). Упражнения (проективные методики, анализ ситуаций, арттерапевтические).

 Для увеличения эффективности работы в процессе всех занятий ребенок пользуется личной рабочей тетрадью, в которой отведено место и для анализа своего опыты и для практического выполнения заданий на самих занятиях.  

Условия осуществления программы:

Программа рассчитана на 9 занятий (1 раз в четверть) продолжительностью 30 – 40 минут.

Средства необходимые для осуществления программы: учебный кабинет, художественная литература, мультимедийное оборудование, маркерная доска.

Технология реализации программы:

Данная программа реализуется социальным педагогом совместно с педагогом-психологом и классным руководителем.

Программа предполагает следующие направления работы:

-социально-педагогическая и психологическая диагностика;

- информационно-просветительская работа;

- социально-профилактическая работа.

Этапы реализации программы:

I. Блок. Диагностический.

Цель: социально-педагогическая профилактика склонности к воровству у младших школьников как одно из направлений профилактики правонарушений.

Задачи:

- создать благоприятный микроклимат для обучающихся школы;

- развить способности, творческую и социальную активности обучающихся;

- воспитать духовно-нравственные ценности;

- провести психолого-педагогическую работу по предупреждению правонарушений;

- провести коррекционную работу с детьми девиантного поведения.

 

Целью диагностической работы с родителями является диагностика типа семейного воспитания, установок родителей по отношению к детям и к собственной семье.

Диагностическая работа может проводиться как групповым, так и индивидуальным методом, сообщение же результатов диагностики всегда осуществляется индивидуально. В диагностической работе с родителями (законными представителями) используются методики социально-педагогической диагностики родителей: анкета; тест-опросник родительских отношений А.Я. Варга - В.В. Столина (ОРО); опросник анализа семейного воспитания (АСВ).

Диагностическая работа с учащимися позволяет своевременно выявить группу детей с повышенным риском формирования различных вредных привычек и девиаций поведения, а также особенности аномального развития детей.

Для определения социального статуса учащихся используется методика «Социальный паспорт класса», целью которой является сбор и анализ сведений о социальном составе учащихся класса и школы. Для этого классным руководителем каждого класса заполнялся регистрационный бланк, который содержит в себе: Ф.И.О. учащегося; число, месяц, год рождения; домашний адрес, сведения о каждом из родителей: Ф.И.О., место работы, должность, образование; категория семьи.

Для выявления преобладающего типа взаимоотношений в семье применяется методика «Кинетический рисунок семьи». Тест «Кинетический рисунок семьи» (КРС) Р. Бернса и С. Кауфмана дает богатую информацию о субъективной семейной ситуации исследуемого ученика. Его цель: выявить взаимоотношения в семье, вызывающие тревогу у ребенка, показать, как он воспринимает других членов семьи и свое место среди них.

Для определения склонности учащихся к преодолению социальных норм и правил был использован адаптированный вариант методики «Диагностика склонности к отклоняющемуся поведению» А.Н.Орла, целью которой является выявление предрасположенности к тем или иным девиациям в поведении детей.

 

Психокоррекционные занятия,

Тема 1. Вводное занятие

Занятие.

Цель: мотивация обучающихся к активной деятельности на занятиях; первичная диагностика обучающихся.

Форма организации деятельности: беседа, диагностика, обсуждение.

Средства: проективный рисунок, текст сказки, пословицы.

 

1. Приветствие. Знакомство. Объявление цели занятий.

2. Исследование с использованием проективного теста-сказки «Медвежонок – сладкоежка».

Цель исследования: изучение отношения детей младшего школьного возраста к воровству.

Детям зачитывается (рассказывается) текст:

«Жил-был медвежонок. Он очень любил сладкое. Однажды утром медвежонок проснулся и очень захотел мёда. Он даже не дождался своей мамы и пошёл искать мёд сам. Медвежонок обошёл все ульи, но в них сидели пчёлы. Вдруг медвежонок увидел на поляне спящего медведя, а рядом с ним стоял его горшочек с мёдом…»

В ходе эксперимента осуществляется рассказывание сказки индивидуально каждому ребенку. Затем задается вопрос: «Как ты думаешь, что случится дальше?» Ответы детей фиксируются.

3. Работа по проективному рисунку.

Цель: выявить степень сформированости у детей младшего школьного возраста понятия о воровстве.

 

 

Ход эксперимента: Детям   предлагается рассмотреть и проанализировать проективный рисунок. Затем задается вопрос: «Что здесь изображено?».  Результаты фиксируются.

4. Работа с пословицами (Красть – в беду попасть. Без спросу взял, да не сказал, так украл).

- Внимательно прочитайте пословицу.
- Выясните значение непонятных и уста­ревших слов и подберите сло­во, используемое в настоящее время.

- Выясните смысл посло­вицы в целом: о чем она и чему учит?

- Подумайте, в какой житейской си­туации можно употребить пословицу.

5. Рефлексия эмоционального состояния (показ большого пальца вверх или вниз).

6. Окончание занятия.

 

Тема 2. Полет и падение

Занятие 2.  

Цель: сформировать у обучающихся понятие о детском воровстве; подвести обучающихся к мысли о том, что понятия «полет» и «падение» неразрывно связаны между собой в случае совершения человеком воровства.

Основные понятия: полет; падение; приятные и неприятные ощущения.

Форма организации деятельности: беседа, упражнение, обсуждение, дискуссия.

Средства: альбом для рисования, карандаши, фломастеры, авторучки.

 

1. Приветствие (способ придумывает группа, он используется на всех занятиях).

2. Знакомство с правилами поведения на занятиях и в тренинговых упражнениях.

3. Упражнение «Что такое полет?».

Социальный педагог ведет беседу, предлагая детям испытывать ощущения полета, создавая игровую ситуацию с учетом возраста:

 Расскажите, как летают птицы. Как вы думаете, полет приносит удовольствие или нет? Кто хотел бы полетать, как птицы? Сделайте это. Кто летал на самолете? Какие ощущения при этом были? Представьте себя самолетиками, как вы летаете (можно создать экипажи).

Обсуждение: какие ощущения вы испытывали, летая? Ребята согласятся, что полет доставляет удовольствие, приятные ощущения, свободу, чувство легкости, радости, веселья.

4. Упражнение «Что такое падение?».

Социальный педагог продолжает беседу:

Кто из вас падал? Расскажите, пожалуйста, каждый по кругу, в каких ситуациях это происходило? Например, катаясь на коньках, лыжах, или когда зимой было скользко на улице. Что вы чувствовали при падении (боль, обиду, уныние; хотелось плакать и т. д.)?

Как вы думаете, к чему может привести падение с большой высоты (тяжелое увечье или смерть)? Человек, получивший увечье, частично или полностью теряет способность трудиться, он становится инвалидом.

Обсуждение: падение приводит к весьма неприятным ощущениям, а в некоторых случаях может привести к инвалидности или даже смерти.

 

5. Упражнение «Рисунок».

Детям предлагается за столами нарисовать в альбоме рисунок, как они представляют себе «полет» и «падение».

Обсуждение: в кругу каждый ребенок рассказывает о своем рисунке, который вывешивается на импровизированной выставке.

Социальный педагог подводит итоги. Полет почти всегда связан с приятными ощущениями. Полет можно повторить, например: человек неоднократно прыгает с парашютом. Полет - это свобода. Можно двигаться в любом направлении, движения не скованы. Ощущения от полета - легкость, приподнятость настроения, удовольствие. Падение связано с потерей здоровья, дает неприятные ощущения и может закончиться смертью. Например, человек падает с большой высоты. Сильная боль после падения остается на длительное время. При этом могут быть ушибы, переломы костей, сотрясение мозга.

6. Упражнение «Что такое воровство?».

Задаются вопросы: что такое воровство? На что оно похоже? Почему тогда некоторые люди, которых называют (как?) ворами, совершают опасный для жизни поступок? Воры хотят постоянно испытывать ощущения «полета». Однако, на самом деле испытывают ощущение боли как при «падении».

Что же происходит при совершении акта воровства? Вначале вор чувствует себя хорошо, он как бы летит, называют эти ощущения «кайфом». Когда же человека поймают за воровство, то настроение резко падает, вор не может найти себе места, не хочет жить. Каждый раз после кратковременного «полета», вызванного совершением акта кражи, наступает тяжелое длительное и, главное, болезненное «падение».

7. Завершение занятия: способ прощания, придуманный детьми и постоянно повторяемый в конце занятия. Д/з нарисовать семью.

 

 Тема 3. Хорошие и плохие поступки (3 часа).

Цель: сформировать у детей понятие «хорошие» и «плохие» поступки.

Основные понятия: плохие и хорошие поступки; правильное и неправильное поведение, раскаяние и прощение; воровство - это плохой поступок.

Форма организации деятельности: упражнение, обсуждение, дискуссия, просмотр презентации по рассказу Н.Носова «Огурцы», чтение главы «Наказание» из повести Гарина-Михайловского «Детство Тёмы», сказка М. Шкуриной «Плохой поступок», сказка О.Емельяновой «Мишуткин мячик».

Средства: картинки с изображением разных поступков, книги, презентация

Занятие 3.

1.Приветствие.

2.Обсуждение домашних рисунков «Моя семья».

Дети рассказывают о членах своей семьи. Рисунок позволяет предположить характер взаимоотношений между родителями и детьми. Показателями этого могут служить размеры действующих лиц, дистанция между членами семьи, цветовая гамма. Мрачные тона указывают на психологическое напряжение ребенка, неудовлетворенность, возможно, одиночество в семье. Светлые тона говорят о благополучии, удовлетворении, спокойствии ребенка. Однако, цвета на рисунке могут быть связаны с меняющимся настроением, поэтому при изучении рисунок важно учитывать рассказ самого ребенка.

3. Упражнение «Отличие хороших поступков от плохих».

К занятию следует приготовить картинки с изображением разных поступков. Дети отвечают на вопросы по кругу, можно по желанию. Какие поступки бывают? (Хорошие и плохие). Приведите примеры хороших поступков. Объясните, почему (чем) они хорошие. Приведите примеры плохих поступков. Объясните, почему (чем) они плохие. Делается вывод: поступки, нарушающие нормы поведения, принятые в обществе, дома, в классе, вредящие здоровью, мешающие другим людям, относят к плохим поступкам. Хорошие поступки приносят пользу всем.

4. Просмотр и обсуждение презентации по рассказу Н.Носова «Огурцы».

Обсуждение:

– Что мы узнали о двух друзьях?

– Как вы относитесь к поступку Павлика?

– Какой Павлик? (Хитрый, неискренний)

– Каким вы представляете Котьку? (Глупый, доверчивый.)

– Чему радовался Котька? – Какая у Котьки мама? В чём проявляется её строгость? Справедливость? Доброта? Настойчивость? В чём проявляется её любовь к сыну?

– Какие чувства испытывал Котька? (Досаду, печаль, тревогу, волнение, страх.)

– Какие черты характера проявились здесь у Котьки?

– Каким был дедушка-сторож? (Честным, трудолюбивым.)

– В чём вы почувствовали его строгость? (Зачитать: “А ты на Павлика не смотри…”)

– В чём проявилась доброта дедушки? (Мудрый – не кричал, не наказал.)

– Каким вы увидели мальчика? Понравился ли вам герой рассказа? Почему?

Вывод: Вот, что бывает с человеком, когда он совершает необдуманный поступок.

5. Рефлексия деятельности «Лесенка успеха» – нижняя ступенька, у «человечка» руки опущены – у меня ничего не получилось; средняя ступенька, у «человечка» руки разведены в стороны – у меня были проблемы; верхняя ступенька, у «человечка» руки подняты вверх – мне всё удалось.

6. Завершение занятия.

 

  Занятие 4.

1. Приветствие.

2. Упражнение «Плохой поступок».

Социальный педагог поясняет, что за плохие поступки родители, учителя могут наказывать, при этом обязательно ученику разъясняют причину, чтобы связать этот поступок с неприятным ощущением. И тогда, желая впредь избежать неприятных ощущений, ребенок не захочет совершать плохих поступков. За плохой поступок можно попросить прощения.

Чтение главы «Наказание» из повести Гарина-Михайловского «Детство Тёмы».

Обсуждение: какой плохой поступок совершил герой? Как его наказали? Учащимся предлагается подумать и рассказать о каком-либо своем плохом поступке, который принес вред другим, и о котором они сожалеют? Педагог поддерживает каждого ребенка улыбкой, словом, поощрением за признание поступка плохим перед всеми.

3. Упражнение «Хороший поступок».

За хорошие поступки детей награждают, для того, чтобы связать хороший поступок с приятным ощущением. И тогда, желая испытывать приятное, ребенок будет совершать хорошие поступки. Очень важно, чтобы ребенок с детства научился достигать своих целей, удовлетворять свои желания с помощью хороших поступков.

Детям предлагается подумать и рассказать каждому по очереди о своем хорошем поступке, который принес пользу им и другим людям. Социальный педагог награждает высказавшегося ребенка разными формами: похвалой, улыбкой, поощрением, удивлением, восхищением.

Заключительная беседа. Социальный педагог предлагает ученикам вспомнить все, что они знают о воровстве, подумайте и ответьте: почему воровство - это плохой поступок (приносит вред самому человеку, родным, обществу)? Помните, воровство приносит вред людям, поэтому оно во всех без исключения странах мира! Завершение занятия.

4. Рефлексия деятельности (своего поведения) «Дерево успеха» – зелёный лист – хорошие поступки, жёлтый лист – редко  нарушает дисциплину, красный лист – часто нарушает дисциплину.

5. Завершение занятия. Д/з контролировать свое поведение.

 

  Занятие 5.

1. Приветствие.

2. Закрепление понятий «хороший поступок» и «плохой поступок».

Беседа: расскажите, какие хорошие дела вы сделали за последнее время? Вас за это хвалили? Приятно получать похвалу? Подвести беседу к тому, что люди должны совершать хорошие поступки не ради награды и похвалы, а просто так, от души.

3. Чтение и обсуждение сказки М. Шкуриной «Плохой поступок».

4. Чтение сказки О.Емельяновой «Мишуткин мячик».

5. Рефлексия содержания учебного материала. Обучающимся надо оценить свою активность, эффективность работы класса, увлекательность и полезность выбранных форм работы. Ребята по кругу высказываются одним предложением, выбирая начало фразы из рефлексивного экрана на доске:

- было интересно…

- было трудно…

- я понял, что…

- теперь я могу…

- я почувствовал, что…

- я попробую…

- мне захотелось…

6. Завершение занятия.

Тема 4. Правда и ложь (2 часа)

Цель: сформировать у учащихся представление о человеке, который лжет, и о правдивом человеке; понимание того, что человек, который ворует, становится рабом.

Основные понятия: свобода и рабство; правда и ложь; зависимость от воровства.

Форма организации деятельности: чтение, упражнение, обсуждение.

Средства: книга со сказкой.

 

Занятие 6.

1.Приветствие.

2. Упражнение «Правда - свобода, ложь - это рабство».

Чтение сказки В.Н. Даля «Правда и Кривда».

Инструкция: социальный педагог может использовать сказку В.Н. Даля «Правда и Кривда» в сокращенном варианте или заменить ее обсуждением темы «Правда и Ложь».

Обсуждение: что сказал автор о Правде? («...идет Правда по земле ни шатко, ни валко, ни на сторону, прямо, как стрела»). Почему Правда утверждает, что с Кривдой весь свет пройдешь, да назад не вернешься? (Все равно рано или поздно расплата настигнет). Перечислите поступки Кривды (стянула у прохожего бумажник и платок, обманула всех, выколола Правде глаза, толкнула Правду, взяла у нее деньги). Перечислите поступки Правды (вылечила царскую дочь, отказалась от казны, царства, попросила, чтобы ее назначили судьей, уму-разуму научила). Кому жить труднее, но почетнее? (Правде.)

Социальный педагог подводит детей к выводу: Ложь иногда в выигрывает. Но со временем она обязательно проиграет. Ведь не зря говорится в русской пословице: «Шила в мешке не утаишь». Сколько бы человек не лгал, все равно правда открывается. Например, если ученик скрывает от родителей плохие оценки, рано или поздно они об этом узнают. Лучше бы ученик признал свои ошибки, постарался их исправить, чтобы больше не повторять.

3. Упражнение «Почему человек, совершающий воровство, становится лживым?».

Обсуждение: почему старшие ребята перед взрослыми скрывают факт курения? факт употребления алкоголя? (Попадая в зависимость от курения, алкоголя, подростки скрывают, лгут себе и взрослым, потому что не осознают опасность и вредность психоактивных веществ). Важно социальному педагогу отметить, что взрослые обязательно помогут подростку отказаться от совершения противоправных поступков.

Беседа. Социальный педагог поясняет, что, начав воровать, вор становится постепенно рабом. Развивается такое сильное желание вновь и вновь воровать, что вор не может ни о чем другом думать. Чем чаще он ворует, тем ему сильнее хочется воровать. «Ловушка» захлопывается. Теперь все поступки вора направлены только на добывание тех предметов, которые он выбрал для совершения актов воровства.

Например, вор может часами бродить по городу, чтобы найти тот предмет, который хочет украсть, а когда найдёт его готов пойти на всё, что бы украсть.

4. Рефлексия эмоционального состояния «Солнышко» – мне всё удалось, «солнышко и тучка» – мне не всё удалось, «тучка» – у меня ничего не получилось.

5. Завершение занятия.

 

Занятие 7.

1. Приветствие.

2. Упражнение «Вор - тяжело больной человек».

 Вы, конечно, видели на улице пьяного человека. Как он выглядит? Покажите, как он двигается, как выглядит. Обсуждение (алкоголик выглядит неопрятным, старым, нездоровым).

Воровство разрушает личность человека. Жизнь подчинена одной цели: быстрее украсть. Вор становится подобен наркоману, которому нужен наркотик, потому что он знает, если вовремя не принять очередную дозу наркотика, то наступает «ломка». Наркотики, убивают здоровье, укорачивают жизнь наркомана, а воровство убивает душу человека. Многие наркоманы умирают от передозировки наркотика, а воров садят в тюрьму.

3. Беседа «Можно ли доверять человеку, который лжет? Можно ли быть другом вора?». Воры - несвободные люди, так как зависят от воровства. Вор постоянно готов обманывать, если это помогает ему добывать вещи, которые он ворует. Поэтому, если вдруг кто-то из ваших друзей начал воровать и говорить вам, что воровать можно попробовать ради любопытства или чтобы стать «взрослым», не верьте ни одному его слову. Человек, который лжет, не может быть другом.

Воровство наказывается Законом.

4. Психокоррекционная сказка «Светофорчик» (коррекция лжи).

5. Рефлексия Акрослово: дайте характеристику на каждую букву слова ВОР (В – ветреный, взбалмошный, вздорный, взрывной, враждебный; О - озлобленный, осторожный, отчаянный, обидчивый, осмотрительный; Р – развязный, раздражительный, расчетливый, рисковый) и слова ПРАВДА (П – позитивный, порядочный, понимающий преданный, приветливы, примерный; Р – радушный, разумный, рассудительный; А – аккуратный, активный; В – вежливый, вдумчивый, верный, веселый, воспитанный; Д – добрый, доверчивый, деликатный, дружелюбный, душевный).

6. Завершение занятия. Домашнее задание: нарисовать или сделать из пластилина, глины поделку «Правда».

 

Тема 5. Добрые дела (2 часа).

Цель: сформировать у учащихся представление о добре и зле. Воровство - злое дело.

Основные понятия: добро и зло, общение, чума.

Форма организации деятельности: упражнение, чтение, обсуждение, беседа, игра.

Средства: книга с рассказом, маски для игры, доска, ватман, фломастеры.

 

Занятие 8.

1.Приветствие.

2. Упражнение «Что такое добрые дела?».

Чтение одного - двух рассказов К.Д. Ушинскогo: «Персики», «Дедушка и внучек», «Богатство», «Вера», «Паук». Обсуждение: что понравилось в рассказе? Что не понравилось в рассказе? Почему добрые дела так называют? Приведите примеры добрых дел.

Добро - все хорошее, положительное, полезное, что совершает человек.

Доброта как черта характера человека - это отзывчивость, душевное расположение к людям, стремление делать другим добро. Зло - нечто дурное, вредное, противоположное добру. Злоба - злость и недоброжелательность к кому-нибудь.

3. Беседа «Совершение воровства - это доброе дело или злое?».

Это не может быть добрым делом. Ведь воровство это болезнь такая же, как чума или наркомания. Главная цель продавца наркотиков заключается в том, чтобы у человека выработалось желание принимать наркотик, а уже потом на этом желании он будет зарабатывать деньги. И продавцы пытаются приобрести себе больше «рабов», чтобы наживаться на их беде. После приема одной или нескольких проб наркотика у человека возникает желание принимать его вновь и вновь, это и есть начало тяжелого душевного заболевания - наркомании. Наркомания распространяется подобно заразному заболеванию. У обычного заболевания возбудитель - болезнетворные микробы, у наркомании же микробами, которые заражают человека, являются «предложения попробовать наркотик».

4. Чтение и обсуждение психокоррекционной сказки «Морская свинка Дуся» (коррекция воровства).

5. Рефлексия:

- Над чем работали?

- Что нового узнали?

- Над чем нужно работать?

6. Завершение занятия.

 

 

Занятие 9.

1. Приветствие.

2. Упражнение «Воры-микробы».

Приглашаются несколько взрослых, родителей или учителей, которые будут играть в масках роль «Воров- микробов», предлагая всем попробовать украсть. Задача участников игры корректно, вежливо отказаться, не убегать, не драться, помогать другим. На доске (ватмане) записаны фразы отказа от воровства, которые обсуждаются заранее, или предлагается тренером. После игры снимаются маски.

Обсуждение: что вы почувствовали, когда победили, отказались от воровства? Какие добрые дела вы сейчас делали? Почему ваш отказ от воровства можно назвать добрым делом? хорошим поступком? Сделанный хороший поступок приносит удовольствие, настроение, остается в памяти.

3. Работа с пословицами (Лучше по миру собирать, чем чужое взять. Чужое взять – своё потерять.).

- Внимательно прочитайте пословицу.
- Выясните значение непонятных и уста­ревших слов и подберите сло­во, используемое в настоящее время.

- Выясните смысл посло­вицы в целом: о чем она и чему учит?

- Подумайте, в какой житейской си­туации можно употребить пословицу.

4. Рефлексия «Пожелания от учащихся».

5. Завершение занятия.

ПРИЛОЖЕНИЯ

 

Приложение 1

 

Заполните, пожалуйста, данные приведенные ниже.

СОЦИАЛЬНЫЙ ПАСПОРТ КЛАССА

Классный руководитель: ФИО __________________________________________________

Класс _______ Количество учащихся _______  

ФИО обучающегося __________________________________________________________

Дата рождения ____________________

Домашний адрес _____________________________________________________________

Родители: ___________________________________________________________________

Место работы: _______________________________________________________________

Образовательный уровень родителей (нужное подчеркнуть):

А - высшее; Б - средне специальное; В - среднее.

Социальный статус родителей (нужное подчеркнуть):

А - интеллигенция; Б - рабочие; В - служащие; Г - частные предприниматели; Д - безработные.

Учащиеся:

 А - состоящие на учете в ПДН; Б - состоящие на учете в КДН; В - состоящие на ВШУ.

Учащиеся, проживающие в неблагополучных семьях:

А - ведущих аморальный, асоциальный образ жизни; Б - с нарушенными взаимоотношениями; В - допускающих безнадзорность детей; Г - с жестоким обращением с детьми.

Учащиеся, нуждающиеся в социальной защите:

А - с низким материальным обеспечением;

Б – семьи-опекуны;

В - многодетные семьи;

Г - воспитывающие детей с ограниченными возможностями;

Д - неполные семьи: 1) - мать; 2) - отец.

 

Приложение 2.

КИНЕТИЧЕСКИЙ РИСУНОК СЕМЬИ Р.Бернса и С.Кауфмана

Тест «Кинетический рисунок семьи» (КРС) предоставляет богатую информацию о субъективно воспринимаемой ситуации исследуемого ребенка. Он помогает выявить отношение ребенка к членам всей семьи, семейные отношения, которые вызывают тревогу рисующего, показывает, как ребенок воспринимает взаимоотношения с другими членами семьи и свое место в семье.

Используя тест КРС, следует иметь в виду, что каждый рисунок является результатом творческой деятельности, не только отражаю­щим восприятие ребенком своей семьи, но и позволяющим ему ана­лизировать, переосмысливать отношения. В этом смысле рисунок семьи не только отражает настоящее, но и проецируется на будущие отношения.

Тест КРС состоит из двух частей — рисования своей семьи и бе­седы после рисования. Для выполнения теста ребенку даются стан­дартный лист бумаги для рисования (формат А-4), карандаш (твер­дость 2М) и ластик.

Инструкция испытуемому: «Пожалуйста, нарисуй свою семью так, чтобы каждый член семьи и ты были чем-то заняты». На все уточня­ющие вопросы следует отвечать без каких-либо указаний. Например: «Можешь рисовать, как тебе нравится, как ты хочешь».

Во время рисования следует записывать все спонтанные выска­зывания ребенка, отмечать его мимику, жесты, а также фиксировать последовательность рисования.

После того, как рисунок закончен, с ребенком проводится беседа по следующей схеме:

• Кто изображен на рисунке и что делает каждый член семьи?

• Где работают или учатся члены семьи?

• Как в семье распределяются домашние обязанности?

• Каковы взаимоотношения ребенка с отдельными членами семьи?
В системе количественной оценки КРС учитываются формаль­ные и содержательные аспекты рисунка. Формальными особеннос­тями рисунка считаются качество линий рисующего, положение
объекта рисунка на бумаге, стирание рисунка или отдельных его час­тей, затушевывание отдельных частей рисунка. Содержательными
характеристиками являются изображаемая деятельность членов се­мьи, представленных на рисунке, их взаимодействие и расположе­ние, а также соотношение вещей и людей.

При интерпретации КРС основное внимание обращают на сле­дующие аспекты:

• анализ структуры рисунка семьи (сравнение состава реальной и
Нарисованной семьи, расположение и взаимодействие членов се­мьи на рисунке);

• анализ особенностей изображения отдельных членов семьи (различие в стиле рисования, количество деталей, схема фигур отдельных членов семьи);

• анализ процесса рисования (последовательность рисования, коментарии, паузы, эмоциональные реакции во время рисования)

Рассмотрим подробнее каждый аспект интерпретации рисунка семьи.

1. Ребенок не всегда рисует всех членов семьи. Обычно он не рисует тех, с которыми находится в конфликтных отношениях. Расположение членов семьи на рисунке часто показывает их взаимоотношения. Так, например, важными показателями психологической близости является реальное расстояние между отдельными членами семьи. Иногда между отдельными членами семьи рисуются объекты, которые как бы служат преградой между ними. Общая деятельность членов семьи обычно свидетельствует о хороших, благополучных семейных отношениях. Часто общая деятельность соединяет некоторых членов семьи. Это может свидетельствовать о наличии внутренних группировок в семье.

Рисуя свою семью, некоторые дети изображают себя в нижней части листа. Это может указывать на депривацию ребенка, чувство неполноценности, которое он испытывает в семье.

На некоторых рисунках преобладают не люди, а вещи, чаще все го мебель. Это также отражает эмоциональную озабоченность ребенка по поводу семейной ситуации.

3.  Считается, что ребенок прежде всего рисует, детализирует и разукрашивает фигуру самого любимого члена семьи. И наоборот, если ребенок отрицательно относится к кому-либо, то рисует этого человека неполно, без деталей, иногда даже без основных частей тела

Когда отношения ребенка конфликтны и тревожны, эмоционально неоднозначны, он часто использует штриховку в изображении того члена семьи, с которым у него не сложились отношения. В аналогичных ситуациях можно наблюдать стирание и перерисовку.

Нужно отметить, что в рисунках, особенно детей младшего возраста, можно наблюдать несколько стилей рисования. Так, часто в одном стиле изображаются отец и братья, в другом — мать и сестры. Особенно отличается тип прорисовывания волос и одежды. По тому как ребенок рисует себя, можно понять, с кем он идентифицируется и адекватно ли это полу ребенка.

4.  Анализ процесса рисования дает богатую информацию не только о семейных отношениях ребенка, но и вообще о стиле его работы.
Когда дети, особенно среднего школьного возраста и старше, отговариваются тем, что они не умеют рисовать, это вполне понятно и нормально. Психолог может успокоить ребенка, сказав, что в предложен­ном задании важно не столько красиво рисовать, сколько придумать деятельность для всех членов семьи.

Многочисленные отговорки некоторых детей, а также их манера прикрывать рукой нарисованное, могут свидетельствовать о неверии ребенка в свои силы, о его потребности в поддержке со стороны взрос­лого.

Чаще всего свой рисунок ребенок начинает с изображения того члена семьи, к которому он действительно хорошо относится. Иног­да наблюдаются паузы перед тем, как ребенок начинает рисовать одну из фигур. Это в



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-12-07; просмотров: 46; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.137.187.233 (0.158 с.)